экономической и культурной традицией нашего государства. Более того, не существует неизменно эффективной модели во времени, поэтому меры, предпринимаемые государством в сфере культуры в нашей стране, должны пересматриваться, также как и концептуальные идеи, которые лежат в их основе.
Кроме того, ни одна из рассмотренных моделей управления культурной сферой полностью не предлагает законченного и удовлетворяющего решения проблемы по повышению эффективности и результативности управления культурной отраслью, поэтому США, страны Западной Европы и Россия сталкиваются со сложностями выбора концепций культурной политики и частыми неудачами в их реализации. Так, большинство работников сферы культуры, обычно делает свой выбор в пользу модели управления сферой культуры, построенной на принципах общественной поддержки, рассматривающей культурную политику как основание для широкой государственной поддержки сферы культуры. В свою очередь, государство ориентируется на применении рыночной модели в сфере культуры, которая направлена на то, что сфера культуры сама будет обеспечивать воспроизводство за счет собственных ресурсов.
Модель отношения государства к области культуры не может быть целиком заимствована или скопирована, несмотря на ее очевидную эффективность. Необходимо не усваивать механически современные западные тенденции, а осмысливать их. Иными словами, тип и форма культурной политики России должны разрабатываться как на основе культурных традиций, социальных завоеваний, так и принимая во внимание тенденции и инновации, которые возникают в мировом сообществе. Только так может быть сохранена самобытность национальной культуры России и достигнут ее определенный прогресс.
Гасанова А. Д.
ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС В ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ РЕГИОНА
Рассмотрены различные позиции по дефинициям: регионализация, региональные структуры, воспроизводственный процесс, экономическое пространство. Особые цели, предмет, формы и методы государственной региональной политики осуществляются на постоянной основе, поскольку должно решать проблемы повышения конкурентоспособности экономики в целом (и для этого помогать самым преуспевающим регионам), стимулировать использование собственных природных ресурсов (и помогать регионам их сосредоточения) и т. д. Ключевые слова: промышленный комплекс, регионализация, региональные структуры, воспроизводственный процесс, экономическое пространство, территориальная организация
Gasanova A. D.
INDUSTRIAL COMPLEX IN THE REPRODUCTIVE SYSTEM OF THE REGION
Considered the various positions on definitions: regionalization, regional structures, the production process, economic space. The specific objectives of the subject, forms and methods of the state regional policy carried out on a permanent basis, as should solve problems of improving the competitiveness of the economy as a whole (and for this help the most prosperous regions), to stimulate the use of natural resources (and help the regions of their location) , etc.
Key words: industrial complex, regionalisation, regional structures, the production process, economic space, the territorial organization
Основной тенденцией последнего десятилетия как за рубежом, так и в России является активное развитие территориального уровня организации социально-экономических систем. Данное явление трактуется как процесс регионализации, его сутью является достижение определенного уровня экономического развития региона, сбалансированного соотношения ресурсов и потребностей отдельных регионов при решении стоящих перед ними социально-экономических проблем.
Регионализм значим для России как государства, имеющего федеративное устройство, большую территорию и высокую степень дифференциации территориальных единиц по основным показателям социально-экономического развития.
Исследование закономерностей и особенностей развития регионов как социально-экономических систем, характеризующихся относительно обособленной организацией воспроизводственного процесса, требует методологического единства в определении таких понятий, как «территория», «регион», «территориальная организация», позволяющего четко обозначить объект настоящего исследования.
Существует большое количество определений этих понятий. Подробный их смысл и комментарии представлены во многих учебниках и учебных пособиях по региональной экономике1.
Остановимся в контексте данного исследования на определении, данном Дороговым Н.И., который отмечает, что «... развитие рыночных отношений накладывает новый отпечаток на формы территориальной организации, - формируется региональное хозяйство как самостоятельный субъект экономики, который обладает определенной целостностью, самостоятельностью и самообеспеченностью ...»2.
Воспроизводство жизнедеятельности включает не только сохранение окружающей среды, но и улучшение социальной составляющей, т.е. факторов уровня и качества жизни населения.
За последние несколько лет в России усилилось внимание к теоретическим исследованиям в области размещения производства и регионального развития.
Новый этап экономической эволюции, значительные пространственные изменения, произошедшие в результате трансформации социально-
1 Региональная экономика / Тяглов С.Г., Черныш Е.А., Молчанова Н.П., Черненко О.Б., Новикова А.А., Левицкая Н.А., Молчанов И.Н., Салтанова Т.А. / Под ред. профессора Н.Г. Кузнецова и профессора С.Г. Тяглова. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 320 с.
Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление): Учебное пособие. 3-е издание, перераб. и доп. - Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2004. - 528 с.
Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учеб. Для студентов вузов / Гос. Ун-т Высш. Шк. Экономики. - 2-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2001.
Дорогов Н.И. Управление хозяйством в условиях многообразия форм собственности: региональный аспект. Иваново: Ивановский гос. университет. 1997.- с.
68
экономической системы, усилили интерес к вопросам территориальной организации этих систем, рассматриваемых в динамике их эволюции.
Исследование проблем регионального воспроизводства основывается на сложившейся теории и практике экономического районирования, административно-территориального устройства страны.
Как справедливо отмечается, «различные региональные образования в составе единой территориальной системы страны образуют региональную структуру, звенья которой отличаются масштабами, статусом в системе государственного устройства, общностью определенных признаков и механизмов управления»1.
По различным критериям классификации следует выделить четыре группы региональных структур2:
1. Региональная структура, образуемая в соответствии с экономическим районированием на основе территориального разделения труда (экономические зоны, районы, территориально-промышленные комплексы, промышленные узлы).
2. Региональная структура, отвечающая критерию национально-государственного устройства и определяющая в соответствии с Конституцией РФ совокупность равноправных субъектов федерации.
3. Региональная структура, отражающая территориально-административное устройство каждого субъекта федерации (республики, области, административные районы, города и т.п.).
4. Районы реализации крупных региональных комплексных программ.
В настоящее время среди интенсивно развивающихся направлений региональных исследований в РФ на современном этапе выделяются те, которые охватывают изучение социо-эколого-экономических воспроизводственных возможностей и закономерностей формирования и существования регионов и территориальных образований.
Воспроизводственный подход позволяет рассматривать в единстве всю систему процесса расширенного воспроизводства на региональном уровне.
Регион отличается полной законченностью воспроизводственного цикла по фазам, главным факторам и результатам.
Воспроизводственный процесс, в его устоявшемся классическом понимании, включает в себя воспроизводство следующих элементов экономической системы: трудовых ресурсов, финансово-кредитных ресурсов, основных фондов и других производственных ресурсов, научных знаний, информации, материальных, бытовых и социальных услуг, а также окружающей среды.
1 Маршалова А.С., Новоселов А.С. Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций/ НГАЭиУ. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998.- с.
Региональная экономика / Тяглов С.Г., Черныш ЕЛ., Молчанова Н.П., Черненко О.Б., Новикова А.А., Левицкая Н.А., Молчанов И.Н., Салтанова Т.А. / Под ред. профессора Н.Г. Кузнецова н профессора С.Г. Тяглова. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2003.- С. 14.
Воспроизводственный подход к экономике региона предполагает учет экономико-географических особенностей совместно со спецификой положения региона в общей системе территориально-административных образований.
Основу локализации воспроизводственного процесса на региональном уровне составляет общественное разделение труда - объективный процесс развития производительных сил, при котором происходят обособление различных видов трудовой деятельности, специализация производственных единиц и обмен между ними продуктами своей деятельности.1
На уровне региона комплексно сочетаются два взаимосвязанных направления развития общественного разделения труда - отраслевое и территориальное.
В процессе размещения производства, и, в частности, промышленности, в регионах сложились различные формы территориальной организации. Выделяют крупные экономические зоны, промышленные районы, промышленные агломерации, промышленные узлы, промышленные центры2.
Для анализа и синтеза территориальных экономических пропорций развития хозяйства, а также выявления главных направлений размещения производительных сил по территории страны на будущий период выделяют крупные экономические зоны. Они представляют собой крупные территориальные образования с характерными природными и экономическими условиями развития
3
производительных сил .
Предметом нашего исследования представляется отраслевое (промышленность) направление в разрезе социально-экономического развития региона, что согласуется с принципами воспроизводственного подхода.
В контексте этого взгляда и под углом стоящих перед нами задач, региональная воспроизводственная система может быть представлена как система трансформации природных ресурсов в пригодные для потребления материальные блага с целью обеспечения жизнедеятельности данного территориального субъекта экономики.
Воспроизводство жизнедеятельности включает не только сохранение окружающей среды, но и улучшение социальной составляющей, т.е. факторов уровня и качества жизни населения.
Экономическое пространство, в котором протекает региональный вос-
4
производственный процесс, сочетает внутреннее и внешнее пространство .
Внешнее экономическое пространство функционирования регионального воспроизводственного процесса обеспечивает:
1 Маршалова А.С., Новоселов А.С. Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций / НГАЭиУ, М: ОАО «Издательство «Экономика», 1998. - С.28.
Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. Москва. Ростов н/Д:2000.-С. 112.
Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение. - Ростов н/Д, 1998; Региональная экономика (под ред. Т.Г. Морозовой) - М., 1998; Региональная экономика (автор-сост. Кетова Н.П.). - Ростов н/Д, 1998.
4 Шнипер Р.И., Новоселов А.С. Региональные проблемы рынковедения. Новосибирск: Наука, 1993. - С.6З
> органическую связь региональной экономики с другими районами и страной в целом;
> формирование ресурсов воспроизводства, создаваемых в процессе обмена;
> формирование натурально-вещественной структуры продукции, подлежащей вывозу в другие районы, с учетом емкости национального и регионального рынков.
Функционирование внешнего экономического пространства позволяет каждой региональной системе пользоваться всеми преимуществами территориального разделения труда, едиными принципами размещения производительных сил и общими правилами регулирования денежного обращения и финансово-кредитных отношений.
Внутреннее экономическое пространство - это, прежде всего, расположенные на территории региона элементы экономического потенциала, составляющие вещественную и материально-техническую основу регионального воспроизводственного процесса1.
Таким образом, региональную политику можно рассматривать с двух позиций: с федеральной и внутрирегиональной.
В общем случае региональной политикой следует считать целенаправленную, институционально и законодательно оформленную деятельность органов государственной власти, направленную на достижение позитивных сдвигов или на предотвращение ухудшения ситуации в территориальной организации и структуре общества и/или хозяйства и осуществляемую присущими ей методами.
Государственная региональная политика имеет свои особые цели, предмет, формы и методы и осуществляется на постоянной основе.
Осуществляя региональную политику, государство может решать проблемы повышения конкурентоспособности экономики в целом (и для этого помогать самым преуспевающим регионам), стимулировать использование собственных природных ресурсов (и помогать регионам их сосредоточения) и т. д.
Можно сформулировать следующие принципы федеральной региональной политики:
> региональная политика касается проблем общестранового уровня (решение которых без вмешательства федерального уровня невозможно) и именно федеральные органы имеют право решающего голоса при ее разработке и реализации.
> поддержка государством отдельных территорий в рамках «выравнивающей» региональная политика должна быть направлена на решение социальных и политических проблем. Однако решение этих проблем в основном достигается через экономику, без подъема которой в кризисных ареалах невозможно их устойчивое развитие и, следовательно, выравнивание пространственных диспропорций в качестве жизни населения в Российской Федерации.
> ориентация на решение социальных и политических проблем априори
1 Шнипер Р.И., Новоселов А.С. Региональные проблемы рынковедения. Новосибирск: Наука, 1993. - С.6З
приводит к снижению прямой экономической эффективности предпринимаемых государством мер и реализуемых проектов.
> региональная политика должна быть направлена на создание в кризисных ареалах диверсифицированной структуры хозяйства и промышленности. Там, где для этого имеются необходимые предпосылки, особое внимание необходимо уделять развитию мелкого и среднего бизнеса, т. е. внутренних ресурсов.
> при реализации региональной политики необходимы территориальная избирательность и концентрация сил и средств. Такой подход позволит повысить социальную и экономическую эффективность региональной политики за счет территориальной концентрации финансовых и иных ресурсов. Следует предусматривать и концентрацию средств на приоритетных «отраслевых» направлениях, исходя из особенностей конкретных территорий. Этот принцип региональной политики нами в дальнейшем будет учитываться при формировании предложений по совершенствованию промышленной политики региона.
> региональной политики невозможна без рационального механизма перераспределения средств от «богатых» регионов и ареалов к «бедным». Перераспределение возможно лишь через федеральный центр и должно базироваться на социальном консенсусе, который предусматривает совокупный вклад регионов-доноров, осуществляемый в интересах страны. Ресурсы, вовлеченные в это перераспределение, должны использоваться эффективно и быть достаточными для начала процесса саморазвития кризисных территорий. Ущерб регионам-донорам должен быть минимизирован и не блокировать их социально-экономическое развитие.
> должна обеспечиваться максимальная гласность и «прозрачность» реализации региональной политики.
> территориальная структура общества и хозяйства инерционна, осуществление значимых сдвигов в ней требует продолжительного времени. Поэтому региональная политика может дать ощутимые результаты в большинстве случаев только за продолжительные временные периоды. При этом в процессе реализации региональной политики необходимо оперативно реагировать на происходящие территориальные сдвиги и трансформации условий и факторов развития в стране.
> получаемая кризисными территориями федеральная помощь должна дополняться ресурсами региональных и местных органов власти (принцип совместного финансирования). Суммарно она должна быть достаточной для привлечения частных и «смешанных» инвестиций.
> федеральная помощь должна распределяться на конкурсной основе. Основная цель конкурса - осуществить выбор программ и проектов, которые могут быть реализованы в наиболее кризисных ареалах и одновременно позволят получить максимальный эффект регионального мультипликатора, т.е. результатом их реализации будет общее улучшение социально-экономической ситуации в регионе, которого нельзя добиться с помощью реализации только отдельных мероприятий в некоторых отраслях производственной сферы.
> реализация региональной политики осуществляется на всех трех террито-
риальных уровнях власти (муниципальном, региональном, субрегиональном). Федеральная поддержка и привлекаемые ею средства должны быть предметом особого контроля со стороны административных органов управления РФ.
> совокупность мер по реализации региональной политики должна быть объединена в единую систему и подвергаться согласованию между собой. При этом, программно-целевой метод решения наболевших социально-экономических проблем должен доминировать.
Таким образом, реализацию региональной политики необходимо осуществлять на различных уровнях государственной власти, согласовывая при этом приоритеты развития всего хозяйственного комплекса страны.
Омарова З.К.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
Рассмотрены основные приемы и этапы стратегического планирования, его цели и задачи, результаты, угрозы осуществлению, системы управления, предлагается использовать стратегии минимизации издержек; стратегии инноваций, дифференциации, фокусирования и стратегии оперативного реагирования.
Ключевые слова: стратегическое планирование, угрозы, стратегии минимизации издержек; стратегии инноваций, дифференциации, фокусирования, оперативного реагирования.
Omarova Z.K.
STRATEGIC PLANNING IS THE TOOL FOR THE EFFECTIVE FUNCTIONING OF THE ENTERPRISES
The basic techniques and stages of strategic planning, its goals and objectives, results, the threat of implementation, management system, it is suggested to use the strategy of minimizing costs; strategy in innovation, differentiation, focus and strategy of operative reaction-documenting. Key words: strategic planning, risk, strategy minimizing of costs; strategy of innovation, differentiation, focus, operational response.
Современная концепция стратегического управления предусматривает при разработке стратегии организации использование эффективного методического приема - стратегической сегментации и выделения стратегических зон хозяйствования. Это как бы взгляд со стороны на деятельность организации, анализ, предполагающий изучение внешнего окружения фирмы с точки зрения отдельных тенденций, опасностей, новых возможностей, которые вытекают из состояния окружения. Объектом такого анализа является стратегическая зона хозяйствования - отдельный сегмент внешнего окружения, на который организация имеет или желает получить выход.
Первоначальный анализ стратегии состоит в выборе зон их исследования вне связи с существующей структурой и набором продукции. Такой анализ позволяет оценить перспективы, которые открываются в данной зоне любому конкуренту с точки зрения развития, нормы прибыли, стабильности и технологии, а это позволяет решить, как организация собирается конкурировать в данной зоне с другими зонами.