Научная статья на тему 'Промышленные кластеры как инструмент стимулирования импортозамещения'

Промышленные кластеры как инструмент стимулирования импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGICAL PLANNING / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / REGIONAL ECONOMICS / ПРОМЫШЛЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ / INDUSTRIAL CLUSTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брязгина Екатерина Олеговна, Журба Виктор Викторович, Михеева Татьяна Владимировна

Реализация политики импортозамещения требует формирования новых подходов к стимулированию промышленных инициатив. Развитие промышленных кластеров в Российской Федерации может стать одним из ключевых инструментов импортозамещения. В данной статье приведены конкурентные преимущества и особенности функционирования промышленных кластеров в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Брязгина Екатерина Олеговна, Журба Виктор Викторович, Михеева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Промышленные кластеры как инструмент стимулирования импортозамещения»

Industrial clusters as a tool for import substitution Bryazgina E.1, Zhurba V.2, Mikheeva T.3 (Russian Federation) Промышленные кластеры как инструмент стимулирования импортозамещения Брязгина Е. О.1, Журба В. В.2, Михеева Т. В.3 (Российская Федерация)

'Брязгина Екатерина Олеговна / Bryazgina Ekaterina - заместитель директора, ООО «Ки Партнер»;

2Журба Виктор Викторович / Zhurba Viktor - генеральный директор, ООО «ХОЛДИНГ КИ ПИ АЙ»;

3Михеева Татьяна Владимировна /Mikheeva Tatyana - руководитель отдела региональных проектов,

ООО «Ки Партнер», г. Москва

Аннотация: реализация политики импортозамещения требует формирования новых подходов к стимулированию промышленных инициатив. Развитие промышленных кластеров в Российской Федерации может стать одним из ключевых инструментов импортозамещения. В данной статье приведены конкурентные преимущества и особенности функционирования промышленных кластеров в Российской Федерации.

Abstract: the import substitution policy's implementation requires new approaches of industry stimulation. The industrial clusters development may be one of the key instruments of import substitution. This article provides competitive advantages and features of functioning of industrial clusters in the Russian Federation.

Ключевые слова: стратегическое планирование, региональная экономика, промышленные кластеры.

Keywords: strategicalplanning, regional economics, industrial clusters.

В условиях макроэкономической нестабильности вопросы стимулирования импортозамещения приобретают ключевой характер. В этой связи механизм формирования промышленных кластеров в различных регионах Российской Федерации может стать инструментом реализации конкретных шагов в достижении целей промышленной политики.

Принятое в июле 2015 г. Постановление Правительства Российской Федерации № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» (далее - Постановление) описывает требования к составу и функционированию промышленных кластеров для целей стимулирования их деятельности в будущем. В документе приведены ключевые подходы к формированию данного института промышленности и описан типовой состав промышленного кластера, а также перечень документов, необходимый для подтверждения статуса промышленного кластера.

В мировой практике промышленным кластером называют группу территориально близких взаимосвязанных предприятий и связанных с ними организаций, функционирующих в определенной отрасли и имеющих схожие предпосылки к деятельности [1]. Ключевыми субъектами промышленного кластера принято считать промышленные предприятия, инжиниринговые компании, сопутствующие институты (финансовые и консалтинговые компании, оказывающие поддержку участникам кластера) и научно-образовательные организации.

Указанная практика не противоречит требованиям, приведенным в Постановлении, однако в нормативно-правовом акте закреплены определения «инфраструктура промышленного кластера» - совокупность объектов технологической и промышленной инфраструктуры, учреждений образования и науки, некоммерческих организаций, финансовых организаций, обеспечивающих развитие промышленного кластера и реализацию программы развития промышленного кластера и «специализированная организация промышленного кластера» -коммерческая или некоммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющая методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития промышленного кластера.

Таким образом, на законодательном уровне отмечается необходимость включения в состав промышленного кластера управляющей организации и сопутствующей инфраструктуры, обеспечивающей поддержку в части функционирования участников кластера, а также сопутствующей инфраструктуры, в том числе других субъектов промышленной деятельности, обеспечивающих работу кластера.

В основе понятия кластера заложены три ключевые характеристики. К ним относятся:

• наличие географической локализации (участники промышленного кластера должны находиться в территориальной близости друг от друга: это условие обеспечивается в случае, если участники кластера в состоянии осуществлять прямые постоянные контакты между собой);

• единство и общность производственной деятельности участников. Данное условие обеспечивается в случае, если участники промышленного кластера принадлежат к определенной отрасли;

• наличие вертикальных и горизонтальных взаимосвязей между участниками кластера, поскольку предприятия - участники кластера являются и конкурентами, и партнерами ввиду кооперационных связей.

Указанные характеристики в совокупности приводят к синергетическому эффекту в рамках функционирования участников кластера, что благоприятно сказывается на экономике региона и отраслевом развитии.

Развитие промышленных кластеров позволяет повысить конкурентоспособность участников кластера, благодаря внедрению новых технологий; оптимизации затрат и росту качества высокотехнологических услуг ввиду синергетического эффекта, возникающего за счет взаимодействия резидентов, оптимизации логистики и инжиниринга, а также лоббирование интересов участников кластера на региональном и федеральном уровнях [2].

Эффективность промышленных кластеров в качестве инструмента реализации политики импортозамещения подтверждается также тем, что значительная доля участников кластера напрямую не конкурирует между собой, поскольку участники относятся к различным подотраслям. В то же время для них характерны общие потребности и пути развития, в том числе в части повышения производительности. Этот факт позволяет рассматривать участников кластера не как конкурентов, а как группу предприятий с общими интересами, которые в рамках кластера могут выявить благоприятные возможности в целях взаимной координации действий и последующего улучшения производственного процесса и технологического задела отдельных отраслей без угрозы конкуренции.

Помимо реализации политики импортозамещения, развитие промышленных кластеров призвано обеспечить стимулирование регионального развития [3]. В рамках реализации кластерных инициатив обеспечивается рост занятости населения, рост средней заработной платы в регионе; повышение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней; рост валового регионального продукта; формирование конкурентоспособности региональной промышленности. В то же время бюджетные инвестиции в инфраструктуру кластера, направленные на улучшение условий его функционирования, имеют высокую эффективность, так как позволяют оказать эффект на всех участников кластера одновременно.

Указанные в Постановлении требования определяют ключевые подходы к функционированию промышленных кластеров, а также позволяют систематизировать существующие в настоящий момент региональные кластерные инициативы, в целях формирования единого подхода и последующего регулирующего воздействия. Следующим шагом после унификации данного института является поддержка ключевых участников отрасли в рамках реализации ими совместных кластерных проектов, что регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 г. № 41 (далее - ПП РФ № 41). В данном постановлении закреплены порядок и процедура субсидирования ключевых затрат участников промышленных кластеров на реализацию совместных кластерных проектов, а также указаны ключевые показатели эффективности, которым должен соответствовать проект для целей получения субсидии.

Данная инициатива, на наш экспертный взгляд, позволит сформировать эффективный механизм реализации политики импортозамещения в отдельных отраслях промышленности Российской Федерации и поспособствует укреплению кооперационных связей между представителями отрасли, органами исполнительной власти и научно-исследовательскими организациями как на внутрирегиональном, так и на межрегиональном уровне.

Таким образом, институт промышленных кластеров позволяет организовать конструктивный диалог между предприятиями одной отрасли, их поставщиками, институтами развития и федеральными/региональными органами исполнительной власти, а также обеспечить своевременную поддержку, необходимую для поступательного развития отраслей промышленности Российской Федерации.

Литература

1. ПортерМ. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильямс». 2001. С. 88.

2. Катуков Д. Д., Малыгин В. Е., Смородинская Н. В. Институциональная среда глобализированной экономики: развитие сетевых взаимодействий / Научный доклад под ред. Н. В. Смородинской. - М.: Институт экономики РАН. 2012. С. 45.

3. Ферова И. С. Кластерный подход: от концепции к промышленной политике региона: Монография. - Красноярск: Красноярский государственный ун-т. 2005. С. 106.

Barents Euro-Arctic Region and its management system Bronshtein Iu. (Russian Federation) Баренцев Евро-Арктический регион и система его управления Бронштейн Ю. М. (Российская Федерация)

Бронштейн Юрий Михайлович /Bronshtein Iurii - студент, Высшая школа экономики и управления, Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск

Abstract: this article analyzes the motives of establishing Barents Euro-Arctic Region and its influence on economic well-being of member-countries. In addition, article examines the unique two-level management system of the Barents Euro-Arctic Region.

Аннотация: статья изучает предпосылки к созданию Баренцева Евро-Арктического региона и его влияние на экономическое благосостояние стран-участниц. Также в статье анализируется уникальная двухуровневая система управления Баренцевым Евро-Арктическим регионом.

Keywords: Barents Euro-Arctic Region, BEAR, Scandinavian countries, international cooperation, management.

Ключевые слова: Баренцев Евро-Арктический регион, БЕАР, Скандинавия, международное сотрудничество, управление.

1.0 Introduction.

Historical sources and archaeological evidence suggests that Nordic countries had different types of cooperation since ancient times. Hunters and fishermen were making long seasonal expeditions to hunt, and functioned as a community of Vikings and fishermen. Fishermen sailed for centuries from the White Sea to northern Norway. Before revolution in 1917 Russia had commercial relations and contacts between people on both sides of the border. However, during the USSR period trade was very limited it was a period a period of confrontation.

Changes appeared in 1987, when Mikhail Gorbachev during his speech in Murmansk called for greater cooperation with neighboring Nordic countries [1, p. 290]. Soon situation on a Russian-Norwegian border changed in a positive way and people started traveling. The fall of the Berlin Wall in 1989 meant the end of the Cold War; Soviet Union collapsed in December, 1991. Political confrontation began to disappear slowly. Russia has become an equal and strong partner in the new regional initiatives, launched in Kirkenes on 11 January 1993. Kirkenes Declaration was a new foreign policy, focused on the contacts between the people and which provided the direct involvement of local and regional authorities.

The Barents Euro-Arctic Region involves area of 1.2 million square kilometers with a population of more than 5 million people. According to language, the region can be divided into three language zones -Russian, Finnish, Scandinavian (Norwegian and Swedish), which hampers interregional communication. Greater complexity creates socio-cultural differences that exist not only between Russian and Scandinavian countries, but also among the general population and the indigenous peoples.

However, awareness of all countries of the common cultural past was an important link in the development of cooperation, as well as the joint distribution of natural resources, in which are the BEAR is rich, and an awareness of the historical experience of successful trading.

In this paper I want to study the main motives for establishing the Barents Cooperation, its structure and the results of cooperation achieved in 22 years of work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.