Научная статья на тему 'Промышленность Санкт-Петербурга: первыеуроки кризиса'

Промышленность Санкт-Петербурга: первыеуроки кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбаков Ф.Ф.

Анализируются формы проявления экономического кризиса в промышленности Санкт-Петербурга. Особое внимание обращается на виды государственной поддержки промышленности. Автор приводит собственную оценку последствий кризиса и предлагает принципиально изменить промышленную политику, которая, по мнению автора, представляет собой систему рамочных условий, задаваемых государством всем хозяйствующим субъектам промышленности. В условиях кризиса промышленная политика должна быть активной, что предопределяется повышением роли государства в экстремальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Промышленность Санкт-Петербурга: первыеуроки кризиса»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ПЕРВЫЕУРОКИ КРИЗИСА

Ф. Ф. РЫБАКОВ,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории и экономической политики E-mail: etep_spbgu@rambler.ru Санкт-Петербургский государственный университет

Анализируются формы проявления экономического кризиса в промышленности Санкт-Петербурга. Особое внимание обращается на виды государственной поддержки промышленности. Автор приводит собственную оценку последствий кризиса и предлагает принципиально изменить промышленную политику, которая, по мнению автора, представляет собой систему рамочных условий, задаваемых государством всем хозяйствующим субъектам промышленности. В условиях кризиса промышленная политика должна быть активной, что предопределяется повышением роли государства в экстремальных условиях.

Ключевые слова: кризис, промышленность, государственный заказ, оборонно-промышленный комплекс.

Весь 2009 г. прошел в России в условиях глубочайшего кризиса. Падение ВВП, спад промышленного производства, рост безработицы, снижение платежеспособности, уровня инвестиций, а также невозвраты населением ипотечных и иных кредитов проявили неутешительную картину общего состояния экономики. Государство потратило гигантские суммы на осуществление антикризисных мероприятий. По данным академика РАН С. Ю. Глазьева, государственные расходы на проведение первого этапа антикризисных мер оценивают-сяв15 % ВВП — одни из самых высоких в мире [1].

Не избежала кризиса и экономика Санкт-Петербурга. За январь—сентябрь 2009 г. индекс промышленного производства здесь составил 76,4 % от аналогичного периода 2008 г. По видам экономической деятельности картина очень неоднозначна: добыча полезных ископаемых — 23,5%; обраба-

тывающие производства — 70,8%; производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 113,4% [2]. Август вселил надежду и оптимизм: по сравнению с июлем индекс промышленного производства возрос на 0,2 %. В то же время итоги девяти месяц оказались хуже результатов первого полугодия. Экономика страны и Санкт-Петербурга еще не преодолела критическую точку, хотя в ряде СМИ уже было объявлено о «некоторой стабилизации» [12] или «ощутимых признаках стабилизации обстановки» [6].

Доля промышленности города составила 24—66%, а собственно обрабатывающие производства дали около 18—19 % оборота организаций. В структуре промышленности Санкт-Петербурга, включающей три вида экономической деятельности, в 2008 г. доля добычи полезных ископаемых составляла 0,6 %; обрабатывающих производств — 85,7%; производства и распределения электроэнергии, газа и воды — 13,7%. За I полугодие 2009 г. указанная пропорция претерпела существенные изменения: соответственно 0,3%; 76,5; 23,2% [3, 4]. Таким образом, рост энергетики при падении добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств — основной структурный сдвиг в промышленности города в кризисный период.

Структура промышленности города по видам экономической деятельности представлена в таблице. Как показывает анализ таблицы, определенные изменения произошли еще в 2007 г. по сравнению с предыдущим: доля обрабатывающих производств понизилась, а доля энергетики несколько возросла.

I полугодие 2009 г. внесло принципиальные изменения в пропорции между этими видами деятельности. Однако в абсолютном выражении за I полугодие добыча полезных ископаемых сократилась на 23,8 %, а доля обрабатывающих производств транспортных средств — на 36,1 %.

Существенно сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. сборка легковых автомобилей из импортных комплектующих деталей (39,4%). За девять месяцев 2009г. этот показатель уменьшился до 27%. В производстве пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, даже выпуск пива составил лишь 71,4 %, а папирос и сигарет — 96,3 %. Падение производства названных товаров началось несколько раньше: в 2005 г. индекс производства пива составлял — 94,1%; в 2006г. - 110,0 %; 2007 - 98,5 %; 2008 - 80,6 %; 2009г. (I полугодие) — 71, 4%. Производство табачных изделий имело иную динамику: 2005г. — 108,6%; 2006 - 117,7; 2007 - 111,5; 2008 - 101,3; 2009г. (I полугодие) — 96,3 %.

Пищевая промышленность Санкт-Петербурга в I полугодии 2009 г., развивалась неравномерно. По ряду товарных позиций (цельномолочная продукция в пересчете на молоко, крупа, пищевые концентраты, безалкогольные напитки) объемные показатели превысили достигнутые за аналогичный период 2008 г. По другим позициям (мясные полуфабрикаты, кондитерские изделия, колбасные изделия и др.) объемы 2008 г. не были достигнуты. При этом следует иметь в виду, что общий объем пищевой продукции в стоимостном выражении за I полугодие 2009 г. вырос на 2,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Однако доля пищевых продуктов в общем объеме обрабатывающих производств несколько сократились. Так, в первом полугодии 2008 г. доля производства пищевых продуктов, включая напитки и табак, в обороте организаций составила 5,6%, а в первом полугодии 2009 г — 5,4%. В обороте обрабатывающих производств соответственно (32 и 29 %) [4].

Структура промышленности Санкт-Петербурга, %

Вид деятельности Год

2006 2007 2008 2009 (I полугодие)

Добыча полезных 0,6 0,8 0,6 0,3

ископаемых

Обрабатывающие 85,0 84,7 85,7 76,5

производства

Производство и 14,4 14,5 13,7 23,2

распределение

электроэнергии,

газа и воды

Машиностроение представлено тремя видами экономической деятельности (производство машин и оборудования; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство транспортных средств). Его доля в I полугодии 2009г. — 25,3 %, против 30,3 % аналогичного периода 2008 г. Промышленность же в целом (три названных выше вида экономической деятельности) увеличила свою долю с 20,8 до 24,2% [4]. Этот рост объясняется значительным сокращением удельного веса строительства в обороте организаций (с 7,1 до 3,9%); ощутимым уменьшением доли торговли (с 54,0 до 50,5 %). За девять месяцев 2009 г. по многим товарным позициям произошло существенное сокращение (колесных тракторов — на 44 %; железнодорожного подвижного состава — на 43 %).

Многие аналитики неоднократно указывали на то, что экономика в начале XXI в. была перенасыщена кредитами. С точки зрения потребительского рынка, это характерно для Санкт-Петербурга и России в целом. С макроэкономических позиций, российская экономика была недокредитована. Это относится и к организациям промышленности Санкт-Петербурга.

Известно, что за восемь лет (2000—2008 гг.) внешний долг российских коммерческих банков увеличился с 7,8 до 192,8 млрд долл., а в нефинансовом секторе — с 21,5 до — 95,5 млрд долл. Российские компании были «перекредитованы» Западом и недокредитованы внутренними источниками.

Как отмечает журнал «Эксперт Северо-Запад», ссылаясь на данные Банка России, I полугодие 2009 г. банки Петербурга завершили с убытком в 8,8 млрд руб. (за аналогичный период 2008г. прибыль составляла 10,5 млрд руб.) [11]. Балансовая прибыль петербургских банков за I полугодие сократилась в5,3 раза.

Самые прибыльные банки: Сбербанк России, ВТБ «Северо-Запад» и «Россия». Первые два, как известно, получили огромную государственную поддержку. За полгода просроченная задолженность увеличилась с 0,47 до 3,24 % (Банк Санкт-Петербург). По данным того же журнала, резко сокращаются темпы кредитования. Это самое тревожное в оценке состояния банковского сектора Санкт-Петербурга. Реальный сектор экономики России обещанных денег на его поддержку не получил.

Как уже отмечалось, падение объемов промышленного производства в Санкт-Петербурге по итогам января—сентября 2009 г. составило 23,6 % (в России за тот же период — 13,5%) [10]. Однако промышленный потенциал города не утрачен. Иногда

встречаются утверждения о том, что Санкт-Петербург уже не является крупнейшим промышленным центром России, поскольку вклад обрабатывающих производств в три раза меньше вклада торговли. Однако аргументы в пользу подобного утверждения явно слабы.

Торговля — часть сферы услуг. А доля последней в ВНП развитых стран составляет 70—80 %. В Санкт-Петербурге доля услуг в составе ВРП — 59 %, а к 2025 г. ее планируют довести до 65%. Рост доли услуг в ВНП (ВРП) — общемировая тенденция. Поэтому доля обрабатывающих отраслей в 18—20 %, а с учетом энергетики и добычи полезных ископаемых в 24—26%, является весьма высокой, и нет оснований для вывода об абсолютном превосходстве торговли. В промышленности трудится 450тыс. чел. (20 % экономически активного населения). И делать вывод о том, что Санкт-Петербург перестал быть крупным промышленным центром, вряд ли правомерно. В XXI в. нужны иные критерии.

Поддержка промышленности города — основная задача администрации в кризисный период. Не удивительно, что городские власти так настойчивы и последовательны, например, в «выбивании» авансированных платежей по государственным и оборонным заказам. По опубликованным данным бюджетная задолженность предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Петербурга вызывала большие опасения [7]. Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли администрации города определил так называемый «уровень выживаемости» петербургской оборонки, или необходимую величину госзаказа. Она равна 46 млрд руб. в год. По данным за 2007 г., объем оборонного заказа составлял 36 млрд руб. К августу 2009 г. Минобороны России заключило с петербургскими предприятиями 780 контрактов на сумму 54 млрд руб. [12]. Для сравнения, в 2008 г. оборот организаций, относящихся к обрабатывающим производствам, составил 723,6 млрд руб., а объем отгруженных товаров собственного производства, выполняемых работ и услуг — 696 млрд руб. Следовательно, доля оборонки — менее 10% (расчеты приблизительные). Но то, что администрация города сумела выбить эти средства, сыграло очень важную роль для функционирования промышленных предприятий города. Оборонный заказ для Санкт-Петербурга, где традиционно большое число заводов и НИИ оборонного профиля — это гарантия занятости значительной части трудовых ресурсов (до 25 % работающих в промышленности и науке), снижение социальной напряженности. Но самое важное в том,

что сохраняется, а в ряде случаев воспроизводится на современной основе научно-технический и производственный потенциал города.

Крупные российские корпорации (судостроительные и энергомашиностроительные) в 2009—2010 гг. кроме оборонных получили ряд иных выгодных заказов. «Газпром», например, планирует разместить большой заказ на строительство восьми судов-метановозов. Строить их предполагается на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» и Выборгском судостроительном заводе (более 2 млрд долл.). Для восстановления Саяно-Шушенс-кой ГЭС ОАО «Силовые машины» могут получить заказ на сумму более 80 млрд руб. [15].

Большие резервы кроются и в распределении средств для выполнения городского заказа. Однако процедура государственных и муниципальных закупок несовершенна. Тендеры на право выполнения государственных и муниципальных заказов призваны быть максимально открытыми и прозрачными. Но этого не произошло. Достаточно сказать, что на проведение конкурсов за полгода поступило более 600 жалоб [9].

В 2008 г. объем госзаказа в Санкт-Петербурге составил 221,5 млрд руб., а объем отгруженной продукции обрабатывающих производств — 696 млрд руб. Следовательно, доля госзаказа в общем объеме продукции обрабатывающих производств составляет около 30%. Особенно велика доля госзаказа в судостроении. Этаже отрасль имеет большие заказы от зарубежных партнеров. Так, например, ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз»» строит корабли для Вьетнама, Словении, Туркмении, Греции. В числе заказчиков городских судостроительных компаний — Индия, Китай и другие государства.

Среди инструментов государственной поддержки кроме госзаказа есть и федеральные целевые программы (ФЦП). По данным еженедельника «Экономика и время», ОАО «Светлана» только во II квартале 2009 г. завершило очередной этап НИОКР, проводимых в рамках ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008— 2015 годы». Общий объем финансирования — 107,4 млн руб. [8]. В промышленности города работают несколько ФЦП (судостроение, радиоэлектроника, материалы и др.). Однако кризис внес и здесь свои коррективы.

2009 г. внес существенные изменения в ситуацию на рынке труда. Прежде всего, речь идет о росте уровня общей безработицы. По данным Минэкономразвития России, к концу 2009 г. безработными станут 9,3 % экономически активного на-

селения,ав2010г. — 9,6% (рост —200тыс.чел.) [10]. Санкт-Петербург на российском фоне выглядит относительно стабильно. Уровень регистрируемой безработицы — 1,06%. К концу июля 2009 г. в органах государственной службы занятости состояли на учете 81,1 тыс. чел. (июнь 2008 г. — 36,6 тыс. чел) [5]. Однако наряду с регистрируемой и скрытой безработицей в городе существовало и существует огромное число вакансий.

В начале 2009 г. петербургские предприятия и организации заявили о наличии более 112тыс. вакансий, к сентябрю их было 51,6тыс. По данным городской службы занятости, из 182тыс. чел., обратившихся к ним, 98 тыс. нашли работу, тем самым половина обратившихся была трудоустроена. Наряду с положительными моментами есть гамма нерешенных проблем. В городе сложились явный «перебор» офисных менеджеров и острый дефицит крайне нужных реальному сектору профессий.

Кризис — это оптимизация персонала, совершенствование кадровой структуры. Поэтому сокращения и высвободившиеся работники — объективный процесс. Работодатели ищут тех, кто за меньшие деньги обладает большим арсеналом профессиональных навыков. Как уже отмечалось, в Санкт-Петербурге ситуация на рынке труда более стабильна, нежели по России в целом. Часть высвободившегося персонала поглотил сектор малого бизнеса, где количество предприятий увеличилось на 10тыс., что позволило создать 95тыс. новых рабочих мест [7].

Итак, промышленность Санкт-Петербурга, как и вся экономика России, охвачена кризисом. Его критическая точка еще не достигнута, хотя некоторые аналитики полагают обратное. Индикатором состояния российской экономики является цена на нефть. В октябре 2009 г. ее уровень поднимался до 80 долл. за баррель. Оживление внешних рынков началось со II квартала. Это относится к металлургии.

Спад промышленного производства в столь большом размере не случаен. Последние годы город наращивал объемы довольно высокими темпами, осуществляя амбициозные инвестиционные проекты. Но коренной модернизации действующего машиностроения не произошло. Более того, крупные заказчики ставили под сомнение возможность дальнейшего сотрудничества без обязательной модернизации производства. Коэффициент износа оборудования оставался очень высоким, особенно в машиностроении и электроэнергетике.

Статистика прошлых лет свидетельствует об утрате целых отраслей. В городе прекратила сущес-

твование старейшая отрасль специализации — станкостроение. Бытовая электроника также не представлена на потребительском рынке. Все это — результат реализации экономической политики 1990-хгг.

Ориентация на бюджетные поступления за счет переманивания богатых налогоплательщиков, главным образом, производящих и транспортирующих углеводороды, привела в условиях кризиса к трехкратному секвестированию бюджета 2009г., который в окончательном варианте «усох» на 100 млрд руб. Подобная политика не стимулировала техническое перевооружение и модернизацию действующих производств. Рухнули цены на углеводороды, упали налоговые поступления, снизился городской бюджет.

Война за «Охта-центр» — это борьба за 50 млрд руб. налоговых поступлений в городской бюджет (одна шестая часть). Собственная промышленность и ее модернизация в данном случае отошли на задний план.

Законодательное собрание города приняло закон от 13.05.2009 «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга». Это очень отрадно. Статья 4, в которой речь идет о целях промышленной политики Санкт-Петербурга, предусматривает в качестве одной из них увеличение доходов бюджета города. Против этого трудно возражать. Но увеличение доходов в первую очередь должно осуществляться не за счет переманивания богатых налогоплательщиков, а путем развития собственной промышленности и иных видов деятельности.

Уроки кризиса должны послужить серьезным поводом для пересмотра ряда положений экономической политики.

Список литературы

1. Российский экономический журнал. 2009. № 6. С. 13.

2. Санкт-Петербургские ведомости. 2009. 28 окт. С. 5.

3. Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в январе—декабре 2005г. СПб. 2005. С. 16.

4. Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в январе—декабре 2009г. СПб. С. 14.

5. Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в январе—июне 2009 г. СПб. 2009. С. 96.

6. Экономика и время. Приложение. 2009. № 36. С. 4.

7. Экономика и время. 2009. № 36. С. 5, 11.

8. Экономика и время. 2009. № 37. С. 7.

9. Экономика и время. 2009. № 35-36. С. 10.

10. Экономика и время. 2009. № 38-39. С. 3.

11. Эксперт Северо-Запад. 2009. № 35. С. 9.

12. Эксперт Северо-Запад. 2009. № 38. С. 9-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.