Научная статья на тему 'ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И СФЕРА ТУРИЗМА ДОНЕЦКОГО РЕГИОНА: ИННОВАЦИИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, РАЗВИТИЕ'

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И СФЕРА ТУРИЗМА ДОНЕЦКОГО РЕГИОНА: ИННОВАЦИИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленность / туризм / регион / промышленное предприятие / инновация / эффективность / туристские услуги / industry / tourism / region / industrial enterprise / innovation / efficiency / tourist services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гречина И.В., Подольская Л.Д.

В статье рассмотрены вопросы инновационного развития промышленности и сферы туризма Донецкого региона. Эффективная деятельность промышленных предприятий Донецкого региона характеризуется процессом выявления и обобщения факторов, оказывающих воздействие на развитие смежных отраслей промышленности и сферы услуг. Современные информационные и цифровые тенденции в промышленности и сфере туризма способствуют совершенствованию методов оценки эффективности деятельности субъектов и расширению возможностей использования полученных результатов. Выделены факторы взаимного влияния предприятия и промышленной территории, которые обеспечивают развитие сферы туризма и оказывают влияние на региональное развитие в целом. Предложены параметры, характеризующие эффективность функционирования промышленных предприятий, трансформацию их влияния на возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет системного эффекта. Проведен анализ современного состояния внутреннего и въездного туризма Донецкого региона, который свидетельствует, что для обеспечения высокой эффективности туристского предприятия необходим контроль различных показателей, обеспечивающий принятие своевременных управленческих решений. Эффективность туристской деятельности предложено определить путем анализа общих показателей экономической эффективности, определения эффективности отдельных видов ресурсов или на основе сопоставления отраслевых региональных показателей. Обоснована необходимость внедрения инновационных и расширения информационно-цифровых технологий в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гречина И.В., Подольская Л.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRY AND TOURISM IN DONETSK REGION: INNOVATION, EFFICIENCY, DEVELOPMENT

The article discusses the issues of innovative development of industry and tourism in the Donetsk region. The effective activity of industrial enterprises of the Donetsk region is characterized by the process of identifying and generalizing factors that affect the development of related industries, trade and services. Modern information and digital trends in industry and tourism contribute to the improvement of methods for assessing the effectiveness of the activities of subjects and expanding the possibilities of using the results obtained. The factors of mutual influence of the enterprise and the industrial territory, which ensure the development of the tourism sector and have an impact on regional development as a whole, are highlighted. The parameters characterizing the efficiency of the functioning of industrial enterprises, the transformation of their influence on the increase in the efficiency of activities as a result of integration, merging of individual parts into a single system due to the systemic effect are proposed. The analysis of the current state of internal and inbound tourism in the Donetsk region is carried out. To ensure the high efficiency of the tourist enterprise, it is necessary to control various types of indicators, ensuring the adoption of timely management decisions. It is proposed to determine the effectiveness of tourism activities by analyzing general indicators of economic efficiency, determining the effectiveness of individual types of resources or by comparing sectoral regional indicators. The necessity of introducing innovative and expanding information and digital technologies in this area is substantiated.

Текст научной работы на тему «ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И СФЕРА ТУРИЗМА ДОНЕЦКОГО РЕГИОНА: ИННОВАЦИИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, РАЗВИТИЕ»

УДК 338.48 JEL Z32

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И СФЕРА ТУРИЗМА ДОНЕЦКОГО РЕГИОНА: ИННОВАЦИИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, РАЗВИТИЕ

Гречина И.В. д-р экон. наук, доцент, заведующий кафедрой высшей и прикладной математики, ORCID 0000-0001-7716-3930, e-mail: grechinaira2@mail.ru, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Подольская Л.Д. аспирант, ORCID 0009-0004-8833-4319, podolskaalarisa503@gmail.com, ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы инновационного развития промышленности и сферы туризма Донецкого региона. Эффективная деятельность промышленных предприятий Донецкого региона характеризуется процессом выявления и обобщения факторов, оказывающих воздействие на развитие смежных отраслей промышленности и сферы услуг.

Современные информационные и цифровые тенденции в промышленности и сфере туризма способствуют совершенствованию методов оценки эффективности деятельности субъектов и расширению возможностей использования полученных результатов.

Выделены факторы взаимного влияния предприятия и промышленной территории, которые обеспечивают развитие сферы туризма и оказывают влияние на региональное развитие в целом.

Предложены параметры, характеризующие эффективность функционирования промышленных предприятий, транс-

формацию их влияния на возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет системного эффекта. Проведен анализ современного состояния внутреннего и въездного туризма Донецкого региона, который свидетельствует, что для обеспечения высокой эффективности туристского предприятия необходим контроль различных показателей, обеспечивающий принятие своевременных управленческих решений.

Эффективность туристской деятельности предложено определить путем анализа общих показателей экономической эффективности, определения эффективности отдельных видов ресурсов или на основе сопоставления отраслевых региональных показателей. Обоснована необходимость внедрения инновационных и расширения информационно-цифровых технологий в данной сфере.

Ключевые слова: промышленность, туризм, регион, промышленное предприятие, инновация, эффективность, туристские услуги.

INDUSTRY AND TOURISM IN DONETSK REGION: INNOVATION, EFFICIENCY, DEVELOPMENT

Grechina I.V. Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Higher and Applied Mathematics, ORCID 0000-0001-7716-3930, e-mail: grechinaira2@mail.ru, Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky, Donetsk, DPR, Russian Federation.

© И.В. Гречина, Л. Д. Подольская, 2023

Podolskaya L.D. post-graduate student, ORCID 0009-0004-8833-4319, e-mail: podolskaalarisa503@gmail.com, SFI "Economic Research Institute", Donetsk, DPR, Russian Federation.

Abstract. The article discusses the issues of innovative development of industry and tourism in the Donetsk region. The effective activity of industrial enterprises of the Donetsk region is characterized by the process of identifying and generalizing factors that affect the development of related industries, trade and services.

Modern information and digital trends in industry and tourism contribute to the improvement of methods for assessing the effectiveness of the activities of subjects and expanding the possibilities of using the results obtained.

The factors of mutual influence of the enterprise and the industrial territory, which ensure the development of the tourism sector and have an impact on regional development as a whole, are highlighted.

The parameters characterizing the efficiency of the functioning of industrial enterprises, the transformation of their influence on the increase in the efficiency of activities as a result of integration, merging of individual parts into a single system due to the systemic effect are proposed. The analysis of the current state of internal and inbound tourism in the Donetsk region is carried out. To ensure the high efficiency of the tourist enterprise, it is necessary to control various types of indicators, ensuring the adoption of timely management decisions.

It is proposed to determine the effectiveness of tourism activities by analyzing general indicators of economic efficiency, determining the effectiveness of individual types of resources or by comparing sectoral regional indicators. The necessity of introducing innovative and expanding information and digital technologies in this area is substantiated.

Keywords: industry, tourism, region, industrial enterprise, innovation, efficiency, tourist services.

► Введение. Эффективная деятельность промышленных предприятий Донецкого региона, целью и результатом которой является их экономическое развитие, характеризуется процессом выявления и обобщения факторов, оказывающих воздействие на развитие смежных отраслей промышленности, торговли и сферы услуг. Такие задачи предполагают использование параметров, характеризующих эффективность функционирования

промышленных предприятий, трансформацию их влияния на возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет системного эффекта. Одним из важнейших элементов управления экономическим развитием промышленных предприятий являются формализованные процессы, которые на основе ключевых показателей эффективности позволяют решать задачи подразделений, планировать работу по их достижению, оценивать результаты этой работы и вносить соответствующие коррективы. В настоящее время уже «сформирована картина промышленности новых регионов, проведена инвентаризация и выверен тот потенциал, который можно в дальнейшем развивать. Сегодня мы уже внедряем там наши традиционные механизмы поддержки отраслей. Во всех четырех регионах созданы Фонды развития промышленности, и все доступные меры поддержки, которые сегодня есть у Минпромторга, также распространяются на них. В 2023 г. докапитализация региональных фондов промышленности новых регионов составит около 3 млрд рублей - это позволит

поддержать порядка 45 проектов, к 2025 году мы увеличим их суммарную капитализацию до 12 млрд рублей» .

В современных условиях востребованность туристских услуг (наибольшая доля в мировом экспорте услуг приходится на поездки - 25%) напрямую зависит от степени их инновационности, внедрения цифровых сервисов и информационных технологий не только в туризме, но и в промышленности. Внедрение этих элементов в сферу туризма привело к изменению самой природы туристских услуг. Перечень туристских услуг стал комплексным, ассортимент предложений на рынке - широким и дифференцированным, формы сотрудничества туроператоров с поставщиками туристских услуг -все более разнообразными и совершенными, уровень профессионализма работников туристской сферы высоким.

Однако многие вопросы, связанные с особенностями внедрения и использования современных инновационных технологий в сфере туризма, остаются недостаточно изученными и разработанными.

► Обзор литературы. Функционирование региональной экономики может достичь экономической и социальной эффективности при наличии единого стратегического подхода, направленного на совершенствование и развитие морально-этических качеств общества. В связи с этим, авторы Коваленко В.П., Стадник А.М. [1, с. 82] отмечают, что «...поскольку качество жизни связано не только с материальными, но и в значительной мере с духовными ценностями и потребностями людей, то эффективность управления в этой сфере должна прорабатываться также и в категориях его соответствия целям духовного и культурного развития общества». Поддержка и прогнозирование таких целей будет способствовать росту запросов на услуги сферы туризма.

Автор Ва1авЬоуа Я.1. поддерживает такие тендендии и указывает на «заинтересованность государства в дальнейшем развитии этой отрасли, что усиливает влияние туризма на все сферы жизни человека. Однако на сегодня функционирование туристских предприятий на промышленной территории требует усовершенствования, отдельные особенности этих промышленных территорий при формировании долгосрочных программ их развития туризма учитываются не в полной мере. Это не позволяет осуществлять целенаправленное планирование развития туризма на промышленных территориях [2, с. 131].

Рассматривая направление оказания услуг, следует обратиться к работе ученого Н.Д. Свиридовой [3, с. 8-15], которая отмечает, что «индустриальный туризм стимулирует развитие промышленных регионов. Он позволяет использовать существующие промышленные объекты в полном объеме и не требует создания дополнительной инфраструктуры в промышленном регионе. Таким образом, этот вид туризма подходит для формирования туристического имиджа промышленной территории, что положительно сказывается на показателях ее развития».

Рассматривая систему отношений между такими объектами как «фирма», «отраслевая система» и «территория», авторы П. Дикен и А. Мальмберг [4, с. 109] отмечают, что «необходимо понимать особенности определенных территорий. Часть связей отношений между фирмами, действующими в пределах территории, и самой территории - это специфические средства, которыми особенности фирмы переплетены с особенностями этой территории».

Научный подход к развитию инновационной деятельности в сфере туристских услуг рассматривается в работах Ки-

цис В.М. и Матюшкина Д.С. Исследователи подчеркивают, что, развитию процессов глобализации в туризме способствуют экономический рост, социальный и технологический прогресс. Они содействуют увеличению масштабов деловых поездок, повышению уровня информированности населения о туристских маршрутах, росту спроса на познавательные и рекреационные поездки, облегчению процедуры пересечения границ и т. п. [5].

Автор Овчаренко Л. А. представляет инновационные тенденции развития туризма следующим образом: дальнейший переход продаж турпродукта и услуг в он-лайн-среду; индивидуализация турпродукта, отход от массового турпродукта; ужесточение требований безопасности в сфере гостеприимства; повышение чувствительности туризма к глобальным вызовам, готовность к резкому сокращению направлений деятельности (туристских дестинаций) вплоть до отказа от выездных туров и переориентации на внутренний туризм; интенсификация развития рынка виртуальных турпродуктов [6, с. 457-458].

По мнению автора Сердюкова С.Д., ключевыми элементами происходящей эволюции туристских продуктов являются: цифровизация процессов выбора продукта; персонализация туристского предложения; дифференциация услуг для организации путешествий .

В работе [7] автора Богомазовой И.В. отмечается, что применение в работе цифровых платформ позволяет значительно упрочить взаимоотношения с клиентом (информировать и сопровождать клиентов в пути), продавать больше услуг и повышать их цену; повысить качество услуг (смартфон как ключ от номера, регистрация в отеле через приложение, обмен сообщениями с персоналом отеля через приложение), улучшают эмоциональное восприятие (отметка, где побывали

и сортировка фото по местам, напоминания, указания и инструкции в аэропорту, на вокзале, порту и на борту судна); создают новые возможности для охвата клиентов и понимания (уведомления, реклама, отзывы), интегрируются к использованию совместно с социальными сетями (у представителей поколения 2000-х годов доля решений о путешествиях, принимаемых под влиянием социальных сетей, достигает 85%) для выявления личных предпочтений клиента и дальнейшего поиска потенциальных клиентов) [7, с. 41].

Отдельные теоретические и методические аспекты исследований актуальности цифровых технологий, совершенствования и развития предпринимательства нашли отражение в трудах ученого Денисенко И. А., который считает, что «разработка и внедрение «цифровой» экономики приведёт к внедрению новейших технологий и процессов (производственных, финансовых, управленческих, социальных и др.), формирующих особенности организации и развития предпринимательских структур, а это, в свою очередь, обеспечит огромное количество позитивных и долгосрочных эффектов и последствий в виде формирования стратегического ресурса для реализации его потенциала в экономике» [8, с. 85].

Автор Савина Т.Н. утверждает, что благодаря развитию цифровой экономики, возрастут объемы информации, требуемой для выработки и принятия управленческих решений; переформатируется структура управления производствами по выпуску товаров и услуг; произойдут изменения в системе взаимодействия населения и бизнеса с государственными органами; появятся новые возможности для предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости [9, с. 586].

Автор Анохин Л. В. акцентирует внимание на том, что, для обеспечения

долгосрочных успехов национальной цифровой экономики особенное внимание следует обратить на формирование соответствующей регуляторной среды, которая будет способствовать развитию благоприятного правового режима для возникновения и внедрения современных технологий, а также осуществления экономической деятельности, которая связана с их использованием в цифровой экономике [10, с. 6].

Вопросы развития цифровой экономики в целом, и в сфере туризма в частности, теоретические и методологические аспекты данной проблематики и вопросы цифрового развития рынка и бизнеса в туризме исследуются в работах авторов А. Мулиани, Д. Курниади, Й. Сэптиана и Т. Вайоно [11], цифровой инструментарий туристско-рекреационной сферы и вопросы информационного обеспечения туризма рассмотрены в работах автора В. Ву [12].

Данные исследований ученых Р. Кляйнлайн, А. Гарсиа-Фаура, С. Луна Хи-менес, Д. М. Монтеро и др., наглядно демонстрируют превращение туристских веб-сайтов из площадок для поиска информации в канал коммуникации и продаж, с помощью которого туристы проектируют свои поездки и приобретают услуги для своего тура [13].

Вопросы интернет-продвижения и маркетинга, в том числе туристских дес-тинаций и туристских услуг, изучены в научных трудах К. Лейт [14].

Однако эти проблемы сохраняют свою значимость, требуют продолжения исследований и разработки соответствующих методических подходов и рекомендаций. Поэтому обоснование актуальности использования научно-методических подходов к эффективному развитию промышленных предприятий на территории региона с целью влияния на инновационное развитие сферы туристских

услуг и экономическая оценка их эффективности являются важными задачами.

Для дальнейшего развития существующих знаний об эволюции туристических зон, что применимо к промышленной территории Донецкого региона, требуется более систематический и теоретический анализ. В статье [15] Mulan Ma, Robert Hassink утверждают, что «продолжающийся "эволюционный поворот" в экономической географии может придать мощный импульс теоретической дискуссии об эволюции туристической зоны. В частности, утверждается, что две взаимосвязанные концепции, заимствованные из эволюционной экономической географии, а именно зависимость от пути и коэволюция, существенно продвигают дискуссию вокруг литературы о жизненном цикле туристической зоны».

«Вовлечение региональных организаций в промышленный туризм зависит не только от характеристик потока посетителей, но и от полезности промышленного туризма как инструмента повышения имиджа региона», считает Otgaar A. «Развитие промышленного туризма, тем не менее, может быть использовано в качестве стратегии в ответ на существующие колебания в потоке посетителей, либо для привлечения туристов в периоды с низким спросом, либо для получения выгоды от притока посетителей в периоды с высоким спросом. Первая стратегия (низкий сезон) приводит к меньшим колебаниям в заполняемости отелей и использованию другой туристической инфраструктуры, что желательно с региональной экономической точки зрения. Проблема, однако, заключается в том, что промышленный туризм не всегда способен генерировать въездной туризм: в таких случаях преобладает вторая стратегия (высокий сезон)» [16, с.168-169].

Целью данного исследования является рассмотрение вопросов, связанных с

инновационным развитием промышленности и сферы туризма Донецкого региона. Гипотезой исследования предполагается, что современные интеграционные, информационные и цифровые тенденции в промышленности и сфере туризма способствуют совершенствованию управления региональной экономикой, расширению методов оценки эффективности деятельности субъектов и возможностей использования полученных результатов.

► Данные и методы. Региональное функционирование сферы туристских услуг формируется под воздействием факторов, включающих ее возникновение, развитие и эволюцию промышленной среды региона, в которой создается и развивается туризм. Для регионов, интегрирующихся в экономическое пространство Российской Федерации, утверждены программы социально-экономического развития, предусматривающие комплексный план мероприятий на 2023-2025 годы с целевыми показателями до 2030 г. «Правительство уже разработало, а депутаты одобрили в первом чтении законопроект о свободной экономической зоне. Напо-

прибыль предприятиям-резидентам, налогам на имущество, землю и транспорт, которые будут действовать с 2024 по 2050 гг. Кроме того, предполагается применение механизмов свободной таможенной зоны и пониженных ставок страховых взносов для предприятий» .

Особое значение приобретает активизация внутреннего туризма, приоритетность задачи формирования собственной туристско-рекреационной базы в пределах региона; интенсификация развития рынка виртуальных турпродуктов как альтернатива традиционному туризму.

Одним из направлений инновационного развития сферы туристских услуг являются их современные трансформации, основанные на принципах и способствующие совершенствованию методов оценки инновационного развития, расширению сферы их использования (табл. 1).

Эти связи формируют необходимость поиска цифровых инструментов, обязательность их оценки на стадии принятия решения с использованием планирования на уровне субъектов предпринимательства в туризме.

мню, там речь идет о льготах по налогу на

Таблица 1 - Современные трансформации инновационного развития сферы

туристских услуг

Сущность Методы, инструменты Результат

Совершенствование методов оценки инновационного развития. Контроль: мониторинг и корректировка функций. Поиск цифровых инструментов, обязательность их оценки на стадии принятия решения.

Расширение сферы использования инноваций. Инновационное управление: от этапа планирования до реализации. Обеспечение трансфера инноваций финансовыми ресурсами.

Достижение соответствующих показателей как результат управления инновационной составляющей Теоретические, методические рекомендации и оценки субъекта туристского предпринимательства. Продолжение инновационной политики в качестве нового жизненного цикла инновации.

Основными принципами инновационного развития является эффективное сочетание всех элементов механизма, оценивание качества и степени функционирования системы самого механизма и обратной связи в системе управления. Такой подход уместен при обеспечении трансфера инноваций финансовыми ресурсами, дифференцированном его определении в перспективе, формировании территориальной и интегрирующей страте гий, обеспечивающих субъекту устойчивый организационно-экономический механизм. Определение экономического развития субъектов в сфере туристских услуг фактически заключается в оценке их результатов. Такими результатами являются объемы произведенных и реализованных туристских продуктов, услуг и прибыль от такой деятельности.

В формировании бюджета туристского предприятия прослеживается зависимость эффективности его турпродуктов от включаемых в его состав услуг, на стоимость которых влияют проблемы, возникающие в сферах создания услуг (гостиничные, транспортные, экскурсионные, сервисные, услуги питания и др.):

Афедпр ={Р(РЖ№п} (1)

где £предпр - бюджет туристского предприятия, руб.;

Р(Р) - функция стоимости предоставляемых услуг;

У^- стоимость базового параметра,

руб.

Хп - факторы, влияющие на стоимость предоставляемых услуг (налогообложение, энергозатраты, новые технологии, оплата труда), п = 1, 2,... N.

Оценка эффективности представляет собой сложную задачу, когда при инновационном процессе, распределенном во времени, необходимо выявить влияние на результат конкретных разработок, что

во многих случаях затруднительно оценить влияние инноваций в целом на финансовые результаты субъекта, предоставляющего туристские услуги. Поэтому для объективной оценки их эффективности необходимо учесть степень расходов, по которым получены результаты, обоснованность формирования цены и использования ресурсов предприятия [9, с. 580581].

Повышение эффективности

промышленного и туристского предпринимательства обусловливает необходимость внедрения инноваций в этих сферах. Предпосылками такого направления являются изменчивость внешней среды, усложнение процесса экономического управления, требование действия механизма внутренней координации, недостаток информации по причине отсутствия специальной системы информационного обеспечения [2].

► Результаты исследования. В основу разработки концепции инновационного развития сферы туристских услуг положены современные подходы к оценке перспектив и практической реализации инновационных предложений и рекомендаций. Рассмотренные инновационные тенденции следует учитывать в процессе стратегического и долгосрочного планирования, не забывая, что они могут измениться в связи с появлением новых факторов [6]. Концепция инновационного развития сферы туристских услуг заключается в комплексном развитии на основе реализации теоретических, аналитических и методических мероприятий, базирующихся на следующих направлениях: сущность инновационного развития, наличие приоритетных факторов, туристические информационные технологии, оценка эффективности туристического продукта, методическое обоснование инновационного развития, выбор направлений и оценка инновационной эффективности (рис. 1).

Рисунок 1 - Концепция инновационного развития сферы туристских

услуг ДНР

Перед российскими туристскими регионами встает проблема поиска таких инновационных методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить позиции региональной индустрии туризма и способствовали бы тем самым дальнейшему развитию туристской территории в целом. Опыт организации туроператорской и турагентской деятельности в России и за рубежом показывает, что необходима разработка концептуальной модели эффективного развития туристской индустрии

на основе инновационного подхода, которая будет основываться на стратегии анализа туристского ресурсного потенциала, инфраструктуры туризма, потребностей местного населения и туристов, анализе внешней среды функционирования туризма и статистических показателей развития [17, с.69].

В то время как цифровые технологии постоянно изменяются, наибольшую актуальность представляют собой категории технологий и методологий, которые могут повлиять на эффективность туристского предпринимательства (рис. 2).

Мобикод: пароль-подтверждение Quick Response Code (QR-код) Группа мобильных технологий Click То Flash SMS: сообщение только на экране отображается на экране Location Based Services (LBS) Дополненная реальность на основе сенсорных данных

Рисунок 2 - Инновационные технологии и их влияние на эффективность сферы

туристских услуг

Несмотря на то, что важнейшим конкурентным преимуществом является актуальная информация о региональных туристических продуктах и услугах, такая доступная и структурированная информация в Донецкой Народной Республике отсутствует. Поэтому в регионе требуется совершенствование цифрового туристского пространства для обмена данными при формировании, продвижении и реализации туристского - мобильных инноваций:

персональные вычислительные устройства и технология, включая мобильные устройства, носимые технологии

(смарт-часы, смарт-очки), виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR) технологии, мобильные приложения и т.д.;

вычислительные технологии и фи-нтехи: методология анализа, включая облачные вычисления, когнитивные вычисления, методы машинного обучения и создание искусственного интеллекта;

геоцифровизация: Social media marketing (SMM - маркетинг в социальных сетях), геоинформационные системы (ГИС - цифровые карты);

цифровая реклама: технологии поиска для изображений, видео, распознавание речи на основе применения инновационных технологий в системе программного обеспечения устройства.

Среди инновационных инструментов и технологий продвижения региональных туристских продуктов выделяют: веб-сайт дестинации, предприятия, проекта; интернет-магазин, система онлайн-бронирования; ББО-продвижение и контекстная реклама; реклама в интернете (баннеры, блоки, кнопки, ролики, тизеры и др.); вебинары, онлайн выставки; туристские поисковики; социальные сети и микроблоги; мессенджеры; сервисы обмена видеофайлами; подписка на ново-

сти1.

Современные цифровые тенденции в сфере туризма способствуют совершенствованию методов оценки эффективности деятельности ее субъектов и расширению возможностей использования полученных результатов. Без правильного определения последовательности действий в рамках того или иного бизнес-процесса невозможно адекватно выбрать и применить необходимую технологию цифровизации [10, с. 5-7]. Эти направления формируют необходимость поиска цифровых финансовых инструментов, владения инфраструктурой и обслуживания цифровыми продуктами, обязательность оценки инновации на стадии прогнозирования, разработки при ее последующей реализации2.

Основываясь на сущности предпринимательства, которое само по себе является новаторским процессом на свой

страх и риск, его функционирование невозможно без инновационных проектов, практического использования научно-технических разработок и изобретений, перемен в продукте, процессах, маркетинге, управлении. Инновация выступает в качестве фактора перемены, как результат, воплощенный в новый или усовершенствованный продукт, технологические процессы, новые услуги и новые подходы к удовлетворению социальных потребностей [8].

Промышленная территория, как участник многосторонних взаимоотношений, в общем виде представляет собой земельное пространство с обозначенными границами, имеющее производственный комплекс, включающий в состав предприятия крупного индустриального производства, часть которых в валовом внутреннем продукте территории и структуре занятости составляет значительную часть всех хозяйствующих субъектов [19, с.208].

Выявленные условия, созданные на промышленной территории, прямо влияющие на развитие промышленных предприятий и косвенно на сферу туризма, охватывают виды их деятельности и участие в различных отраслях хозяйствования. Факторы воздействия взаимосвязаны и должны учитываться во всей своей совокупности при планировании дальнейшего регионального развития. Оценка факторов влияния является сложной и следующей задачей после анализа, и ее решение позволяет более объективно обосновать направления и средства улучшения ситуации эффективного развития (рис. 3).

1 Сердюков С.Д. Формирование системы информационного обеспечения продвижения туристской дестинации в условиях цифровой транс-

формации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук [Электронный ресурс]. Сочи, 2021. На правах рукописи. Доступ свободный по URL: http://disser-cat.com/ (дата обращения: 24.04.2023).

2 Вклад цифровизации в рост российской экономики / Информационный бюллетень. Сер. «Цифровая экономика» [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/221125086.html (дата обращения: 11.05.2023).

Выявление и обобщение факторов взаимного влияния

Рисунок 3 - Влияние и обобщение факторов взаимного влияния предприятия и промышленной территории

В ходе исследования установлены следующие характерные факторы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

для промышленного предприятия -фактор, имеющий название «деятельность предприятия: систематическое создание продукции», характеристикой которого являются развитие технологических связей, наращивание потенциала;

для территории - «ресурсный» и «организационный» факторы: обеспечение ресурсами, выявление и использование резервов, формирование инфраструктуры, кадровый потенциал, для которых характерным являются совершенствование территориального управления, разработка и внедрение программ экономического развития.

Совокупное взаимодействие этих факторов обеспечивает развитие сферы туризма и оказывает влияние на региональное развитие в целом.

Анализ современного состояния внутреннего и въездного туризма Донецкого региона выявил основные проблемы, сдерживающие его развитие: неразвитая туристская инфраструктура (низкая конкурентоспособность коллективных средств размещения; неразвитость транспортной инфраструктуры и слабое развитие придорожного сервиса); недостаток конкурентоспособного туристского предложения (слабое взаимодействие участников туристского рынка и смежных отраслей; неразвитость рынка инвестиций; недостаточный уровень взаимодействия с соседними регионами); нес-формированность имиджа Республики как туристского региона, в том числе недостаточное взаимодействие в информационном пространстве; недостаток квалифицированных кадров обеспечивающего персонала туристской индустрии.

Большое внимание туристским предприятиям следует уделять выбору конкретного направления использования современных технологий в сфере туризма и применению творческого подхода в использовании инновационных продуктов. Таким образом, деятельность туристских предприятий Донецкого региона будет эффективной, в случае предоставления ими конкурентоспособных услуг и разработки новых перспективных направлений

► Литература

1. Коваленко В.П., Стадник А.М. Государственное управление качеством жизни населения: экспликация проблемы // Вестник Института экономических исследований. 2022. № 3 (27). С. 80-87.

2. Balashova R.I. Efficiency of tourist activity and improvement of methods for its evaluation // Actual Problems of Economics. 2010. (3). P. 131-137.

3. Свиридова Н.Д. Индустриальный туризм: теоретические аспекты // География и туризм. К.: КНУ им. Т.Г. Шевченко, 2010. Вып. 10. С. 8-15.

туристского сервиса; повышения качества предоставляемых туристам услуг.

Использование инноваций в сфере туризма будет способствовать развитию туристской инфраструктуры в Донецком регионе, увеличению въездного и внутреннего турпотока, росту узнаваемости региона как туристской дестинации, повышению качества обслуживания в сфере туризма, достижению высокого уровня квалификации и профессиональной подготовки работников туристской сферы, увеличению поступлений в региональный бюджет, привлечению инвестиций в промышленные инновации и тури-стско-рекреационную сферу.

► Выводы и дальнейшая дискуссия. Эффективные взаимодействия промышленных предприятий и субъектов сферы туризма на территории Донецкого региона, как элементы процесса его развития, необходимы для адекватного оценивания возникающих при этом обстоятельств. Такой подход способствует активизации потока туристов, развитию их интереса к территории, туристской инфраструктуре, промышленной продукции.

Процесс управления функционированием промышленных и туристских предприятий на территории региона представляет собой деятельность с прогнозируемыми результатами работы, в которых формализованы достигнутые установки по развитию не только промышленного, но и социального, исторического и морально-этического потенциала Республики.

► References

1. Kovalenko V.P., Stadnik A.M. (2022). State management of the quality of life of the population: explication of the problem. Vestnik of the Institute of Economic Research, 3 (27), 8087. [In Russian]

2. Balashova R.I. (2010). Efficiency of tourist activity and improvement of methods for its evaluation. Actual Problems of Economics, 3, 131-137.

3. Sviridova N.D. (2010). Industrial tourism: theoretical aspects. Geography and Tour-ism,10, 8-15. [In Russian]

4. Дикен П., Мольмберг А. Фирмы и территории: релятивистский подход // Пространственная экономика. 2010. №4. С. 106-134.

5. Кицис В.М., Матюшкина Д.С. Тенденции развития международных туристских услуг [Электронный ресурс] // НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2020. № 2. URL: https://srjournal.ru/2020/id230/ (дата обращения: 05.05.2023)

6. Овчаренко Л.А., Завацкая Т.А., Калита А.А. Инновационные тенденции развития туризма и сферы гостеприимства в условиях современных вызовов // материалы науч.-практ. конф. «Управление стратегическим развитием основных сфер и отраслей народного хозяйства в условиях современных вызовов», 21-22 октября 2020г., г. Донецк. ДонАУиГС, 2020. С.454-459.

7. Богомазова И.В., Аноприева Е.В., Климова Т.Б. Цифровая экономика в индустрии туризма и гостеприимства: тенденции и перспективы // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 3. С. 34-47. DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10303

8. Денисенко И.А. Функционирование и развитие предпринимательства в условиях цифровой экономики // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т. 12. Вып. 4. С. 84-98. DOI: 10.24411/1995-042X-2018-10408

9. Савина Т.Н. Цифровая экономика как новая парадигма развития: вызовы, возможности и перспективы // Финансы и кредит. 2018. Т. 24. № 3. С. 579-590. DOI: 10.24891/fc.24.3.579

10. Анохина Л. В. Перспективные направления формирования регуляторной среды цифровой экономики России [Электронный ресурс] // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №2. С. 5-7. URL: http://econ-omyandbusiness.ru/2-2019-g (дата обращения: 03.05.2023). DOI: 10.24411/2411-0450-201910355

11. Mulyani A., Kurniadi D., Septiana Y., Wahyono T. Strategic Planning for The Implementation of Tourism Information System [Electronic source] // International Journal of Scientific & Technology Research Volume. 2020. Issue 02. P. 4714-4717. URL: https://www.re-searchgate.net/publication/339386290_Strate-gic_Planning_For_The_Implementation_of_ Tourism_Information_Systems

4. Diken P., Molmberg A. (2010). Firms and territories: a relativistic approach. Spatial Economics, 4, 106-134. [In Russian]

5. Kitsis V.M., Matyushkina D.S. (2020). Trends in the development of international tourist services. Scientific review: electronic journal, 2. [In Russian] https://srjournal.ru/2020/id230/

6. Ovcharenko L.A., Zavatskaya T.A., Kalita A.A. (2020). Innovative trends in the development of tourism and hospitality in the conditions of modern challenges. Materials of the scientific and practical conference «Management of strategic development of the main spheres and branches of the national economy in the conditions of modern challenges». Donetsk: DonAUiGS. [In Russian]

7. Bogomazova I.V., Anoprieva E.V., Klimova T.B. (2019). Digital economy in the tourism and hospitality industry: trends and prospects. Service in Russia and abroad, 3, 34-47. [In Russian] https://doi.org/10.24411/1995-042X-2019-10303

8. Denisenko I.A. (2018). Functioning and development of entrepreneurship in the digital economy. Service in Russia and abroad, 4, 8498. [In Russian] https://doi.org/10.24411/1995-042X-2018-10408

9. Savina T.N. (2018). Digital economy as a new development paradigm: challenges, opportunities and prospects. Finance and credit, 3, 579-590. [In Russian] https://doi.org/10. 24891/fc.24.3.579

10. Anokhina, L.V. (2019). Promising directions of formation of the regulatory environment of the digital economy of Russia. Economics and Business: Theory and Practice. 2, 5-7. [In Russian] http://doi.org/10.24411/2411-0450-2019-10355

11. Mulyani A., Kurniadi D., Septiana Y., Wahyono T. (2020). Strategic Planning for the Implementation of Tourism Information System.

International Journal of Scientific & Technology Research Volume, 02, 4714-4717. https://www.researchgate.net/publication/33938 6290_Strategic_Planning_For_The_Implemen-tation_of_Tourism_Information_Systems

12. Wu W. Analysis of Digital Tourism, Virtual Tourism and Wisdom Tourism // Cyber Security Intelligence and Analytics. 2020. P. 18-25. DOI: 10.1007/978-3-030-43309-3_3

13. Predicting Image Aesthetics for Intelligent Tourism Information Systems / R. Kleinlein, Á. Garcia-Faura, C. Luna Jiménez, J. M. Montero, F. Diaz-de-Maria, F. Fernández-Martínez // Electronics. 2019. No. 8(6). DOI: 10.3390/electron-ics8060671

14. Leith С. Tourism trends: lifestyle developments and the links to solo tourism // Journal of Tourism Futures. 2020. P.251-255. DOI: 10.1108/JTF-11-2019-0126

15. Mulan M., Hassink R. An evolutionary perspective on tourism area development // Annals of Tourism Research. Volume 41. P. 89-109. D0I:10.1016/j.annals.2012.12.004

16. Otgaar A. Industrial tourism: Where the Public Meets the Private. Rotterdam: Erasmus University of Rotterdam, 2014. 260 p.

17. Никулина О.В., Якунина Ю.К. Инновационные технологии в сфере развития туризма в России и за рубежом // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 9(312). С.49-59.

18. Балашова Р.И. Концептуальные подходы к экономическому развитию туристических предприятий // Актуальные проблемы экономики. 2012. № 2. С.110-117.

19. Данильчук В.Ф. Предпосылки формирования концепции и механизма развития туристической деятельности на промышленной территории // Экономика промышленности. 2009. № 1(44). С. 208-210.

20. Буркинский Б.В. Методологические аспекты разработки и оценки стратегий развития промышленного комплекса региона: монография. Херсон: Олди-плюс, 2008. 408 с.

21. Кучер В.А. Сущность и принципы формирования антикризисной программы развития промышленного предприятия // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: экономическая. 2011. Т. 2. № 39. С. 163-167.

12. Wu W. (2020). Analysis of Digital Tourism, Virtual Tourism and Wisdom Tourism. Cyber Security Intelligence and Analytics. http://doi.org/10.1007/978-3-030-43309-3_3

13. Kleinlein R., Garcia-Faura Á., Luna Jiménez C., Montero J. M., Diaz-de-Maria F., Fernández-Martínez F. (2019). Predicting Image Aesthetics for Intelligent Tourism Information Systems. Electronics, 8(6). https://doi.org/10.3390/electronics8060671

14. Leith С. (2020). Tourism trends: lifestyle developments and the links to solo tourism. Journal of Tourism Futures, 251-255. https://doi.org/10.1108/JTF-11-2019-0126

15. Mulan M., Hassink R. (2013). An evolutionary perspective on tourism area development. Annals of Tourism Research, 41, 89-109. https://doi.org/10.1016/j.annals.2012.12.004

16. Otgaar A. (2014). Industrial tourism: Where the Public Meets the Private. Rotterdam: Erasmus University of Rotterdam.

17. Nikulina O.V., Yakunina Yu.K. (2013). Innovative technologies in the field of tourism development in Russia and abroad. Economic analysis: theory and practice, 9(312), 4959. [In Russian]

18. Balashova R.I. (2012). Conceptual approaches to the economic development of tourism enterprises. Actual problems of the economy, 2, 110-117. [In Russian]

19. Danilchuk V.F. (2009). Prerequisites for the formation of the concept and mechanism of development of tourist activity in the industrial territory. Industrial economics, 1(44), 208-210. [In Russian]

20. Burkinsky B.V. (2008). Methodological aspects of the development and evaluation of strategies for the development of the industrial complex of the region: monograph. Kherson: Oldi-plus, 408. [In Russian]

21. Kucher V.A. (2011). The essence and principles of the formation of an anti-crisis program for the development of an industrial enterprise. Scientific works of Donetsk National Technical University. Series: economic, 39, 163-167. [In Russian]

Статья поступила в редакцию 29.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.