Научная статья на тему 'Промышленное производство мяса индейки'

Промышленное производство мяса индейки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1501
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯСО / MEAT / ИНДЕЙКА / TURKEY / КОЛИЧЕСТВО / QUANTITY / ДИНАМИКА / DYNAMICS / ПРОИЗВОДСТВО / ПОТРЕБЛЕНИЕ / CONSUMPTION / РЕАЛИЗАЦИЯ / SALE / РЫНОК / MARKET / СТРУКТУРА / STRUCTURE / ОБЪЕМЫ / VOLUMES / ЭКСПОРТ / EXPORT / PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зимняков В. М.

Отмечены преимущества выбора мяса индейки по сравнению с другими видами мяса птиц. Коэффициент между живым и убойным весом индейки составляет 81%, у бройлеров этот показатель равен 72%. Индейка превосходит птиц других видов по живой массе, выходу съедобных частей тушек (свыше 70%) и массе мышечной ткани (более 60%). По своим биологическим и хозяйственным признакам оно является одним из наиболее перспективных видов. По мнению многих экспертов, для российского потребителя мясо этой птицы не является традиционным, однако его потребление растет. На основе анализа исследований отрасли индейководства представлена динамика поголовья индеек в сельхозорганизациях в 2006-2016 гг. Определены крупнейшие производители мяса индейки в стране. Отмечено, что производство мяса индейки (в убойном весе) на птицеводческих предприятиях России с 2006 по 2016 гг. выросло в 2,9 раза с 78,1 тыс. до 227,2 тыс. т. Установлено, что уровень потребления индейки в дальнейшем также будет зависеть от состояния смежных и основных конкурирующих секторов мясного рынка. Индейка вряд ли будет конкурировать с курицей, поскольку воспринимается как высокотехнологичное и качественное сырье для мясоперерабатывающей промышленности. А вот восполнить потери в производстве говядины, которые неизбежно будут расти из-за многолетнего тренда сокращения поголовья КРС в России, вполне реально. Выявлено, что российский рынок индейки имеет реальные возможности для ускоренного импортозамещения на отечественном рынке мяса в целом, создания экспортного потенциала отрасли, решения задач здорового питания населения, обеспечения высокой рентабельности бизнеса, успешного возврата инвестиций, решения проблемы продовольственной безопасности страны. Составлен прогноз объемов производства мяса индейки на ближайшие годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TURKEY MEAT INDUSTRIAL PRODUCTIVITY

The turkey meat's choice advantages in comparison with other types of poultry meat are noted. The ratio between live and slaughter turkey weight is 81%, in broilers this figure is 72%. Turkey is superior to other poultry species in live weight, carcasses edible parts' yield (over 70%) and muscle mass (over 60%). It is one of the most promising poultry species by its biological and economical characteristics. According to lots of experts, the meat of this poultry is not traditional for the Russian consumer, but its consumption has been growing. Based on the turkey-breeding industry research analysis the turkey number of dynamics in agricultural farms in 2006-2016 is presented. The largest producers of turkey meat in the country are determined. It is noted that the turkey meat productivity (in slaughter weight) on Russian poultry farms from 2006 till 2016, increased in 2,9%, from 78,1 thousand till 227,2 thousand tons. It is established that the turkey consumption level in the future will also depends on the state of meat market's adjacent and main competing sectors... The turkey meat's choice advantages in comparison with other types of poultry meat are noted. The ratio between live and slaughter turkey weight is 81%, in broilers this figure is 72%. Turkey is superior to other poultry species in live weight, carcasses edible parts' yield (over 70%) and muscle mass (over 60%). It is one of the most promising poultry species by its biological and economical characteristics. According to lots of experts, the meat of this poultry is not traditional for the Russian consumer, but its consumption has been growing. Based on the turkey-breeding industry research analysis the turkey number of dynamics in agricultural farms in 2006-2016 is presented. The largest producers of turkey meat in the country are determined. It is noted that the turkey meat productivity (in slaughter weight) on Russian poultry farms from 2006 till 2016, increased in 2,9%, from 78,1 thousand till 227,2 thousand tons. It is established that the turkey consumption level in the future will also depends on the state of meat market's adjacent and main competing sectors. Turkey unlikely will compete with chicken, because it is perceived as a high-technological and high-quality raw material for meat processing industry. But beef production losses to compensate, that will inevitably grow due to the long-term trend the number of Russian cattle reducing, it is quite possible. It is revealed that the Russian turkey market has real opportunities for import substitution in the domestic meat market as a whole accelerating, industry export potential creating, population's healthy nutrition problems solution, business high profitability ensuring, investments' successful returning, country food security problem solving. The turkey meat volume productivity prediction on coming years' is done. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Промышленное производство мяса индейки»

УДК 637.07

ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО МЯСА ИНДЕЙКИ

В.М. Зимняков, доктор экономических наук

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный аграрный университет»

E-mail: [email protected]

Аннотация. Отмечены преимущества выбора мяса индейки по сравнению с другими видами мяса птиц. Коэффициент между живым и убойным весом индейки составляет 81%, у бройлеров этот показатель равен 72%. Индейка превосходит птиц других видов по живой массе, выходу съедобных частей тушек (свыше 70%) и массе мышечной ткани (более 60%). По своим биологическим и хозяйственным признакам оно является одним из наиболее перспективных видов. По мнению многих экспертов, для российского потребителя мясо этой птицы не является традиционным, однако его потребление растет. На основе анализа исследований отрасли индейководства представлена динамика поголовья индеек в сельхозорга-низациях в 2006-2016 гг. Определены крупнейшие производители мяса индейки в стране. Отмечено, что производство мяса индейки (в убойном весе) на птицеводческих предприятиях России с 2006 по 2016 гг. выросло в 2,9 раза - с 78,1 тыс. до 227,2 тыс. т. Установлено, что уровень потребления индейки в дальнейшем также будет зависеть от состояния смежных и основных конкурирующих секторов мясного рынка. Индейка вряд ли будет конкурировать с курицей, поскольку воспринимается как высокотехнологичное и качественное сырье для мясоперерабатывающей промышленности. А вот восполнить потери в производстве говядины, которые неизбежно будут расти из-за многолетнего тренда сокращения поголовья КРС в России, вполне реально. Выявлено, что российский рынок индейки имеет реальные возможности для ускоренного импортозамещения на отечественном рынке мяса в целом, создания экспортного потенциала отрасли, решения задач здорового питания населения, обеспечения высокой рентабельности бизнеса, успешного возврата инвестиций, решения проблемы продовольственной безопасности страны. Составлен прогноз объемов производства мяса индейки на ближайшие годы.

Ключевые слова: мясо, индейка, количество, динамика, производство, потребление, реализация, рынок, структура, объемы, экспорт.

Введение. Российский потребитель начал активно употреблять вместо традиционных говядины и свинины мясо такой птицы, как индейка, гусь, утка, производство которых сегодня растет высокими темпами. Российская отрасль разведения индейки продолжает стремительно развиваться, инвестиции в производство этого вида птицы привлекают крупный агробизнес. Среди причин резкого роста спроса на мясо индейки - активная стратегия производителей с установлением разумной цены для потребителя в совокупности с повышением популярности индейки в виду ее полезных свойств и очевидных преимуществ по сравнению с другими видами мяса (диетическое, нежирное, содержит полезные вещества и микроэлементы, уровень холестерина значительно ниже, чем у других видов мяса). Мясо индейки -это низкокалорийный, диетический продукт питания, с оптимальным соотношением белков и жиров, с высоким содержанием фос-

фора, аминокислот и витаминов группы В, протеина (по сравнению с мясом говядины, свинины и бройлеров) [4,7,10].

Это диетическое мясо отличается высокими вкусовыми характеристиками, благодаря чему входит в меню жителей большинства стран мира. По своим биологическим и хозяйственным признакам это один из наиболее перспективных видов мясной птицы. По сравнению с выращиванием бройлеров производство мяса индейки требует меньших энергетических затрат, производственная стоимость 1 кг мяса относительно низкая. Средняя ежедневная прибавка в весе у индейки составляет около 90 г, у индюка -145 г. Средний вес взрослого индюка составляет от 9 до 18 кг, тогда как масса индейки обычно составляет от 7 до 9 кг. Коэффициент между живым и убойным весом индейки составляет 81%, у бройлеров эти показатели равны 72%, у крупного рогатого скота -60%. Индейка превосходит птиц других ви-

дов по живой массе, выходу съедобных частей тушек (свыше 70%) и массе мышечной ткани (более 60%). Возможность глубокой переработки мяса увеличивает прибыльность продукта. К примеру, если выход грудинки у бройлера превышает 20%, то показатели индюшиной грудинки превышают 28% [6, 10, 11].

Цель работы состоит в изучении современного состояния производства и составлении прогноза объемов производства мяса индейки на ближайшие годы. Объектом исследования являются предприятия по производству и переработке мяса индейки. Ин-струментарно-методический аппарат исследования определяется совокупностью использованных методов общенаучных и экономических исследований. В процессе обработки исходной информации и других привлеченных аналитических материалов применялись анализ и синтез, логический, корреляционный и статистический анализ.

Результаты исследования и анализ. Российский рынок мясной продукции обладает высокой емкостью и характеризуется стабильным спросом. Но по мере насыщения рынка наиболее потребляемыми в нашей стране видами мяса (курица, свинина, говядина), строительство крупных индейковод-ческих предприятий вызывает все больший интерес у потенциальных инвесторов. Кон-

куренция на рынке мяса индейки пока невысока. Однако количество заявленных инвестиционных проектов в отрасли индейководства позволяет говорить, что в долгосрочной перспективе российский рынок мяса ожидает достаточно серьезная межотраслевая конкуренция. Основная причина привлекательности индейководства - высокий уровень рентабельности производства и более низкая себестоимость по сравнению с другими видами животноводства. Например, срок откорма свиней в среднем составляет 170 дней, КРС -540 дней, а индеек - всего 120 дней. При этом затраты на корма намного ниже, а выход мяса выше [8, 9, 14].

По сравнению с мясом бройлеров, свининой и говядиной мясо индейки выигрывает по содержанию протеина, а также обладает высокими питательными качествами при низком уровне содержания жиров. Мясо индейки — деликатесный продукт с низким содержанием холестерина, пользующийся спросом у населения и рекомендованный для детского питания. В 100 г этого мяса содержится много белка (22,98 г) и мало жира (8,12 г). Среди мясных видов сельскохозяйственной птицы индейка занимает особое место, по своим биологическим и хозяйственным признакам это один из наиболее перспективных видов мяса птицы (рис. 1).

Рис. 1. Суммарные данные и преимущества выбора мяса индейки

Отечественная индейководческая отрасль продолжает стремительно развиваться, инвестиции в производство мяса индейки привлекают крупный агробизнес. Стремительный рост производства индюшатины и удорожание говядины обеспечили увеличение спроса на мясо индейки. Если мясо кур в 2016 г. подорожало в среднем на 20%, то цена на индейку практически не изменилась. На сегодня она составляет в среднем 240 рублей за килограмм тушки. Индейка в супермаркетах занимает до 25% полки мяса птицы. При этом 54% ассортимента составляет упакованная брендированная продукция, 28% - неупакованная продукция для розницы, 16% - продукция для промышленной переработки и 2% - готовая термически обработанная продукция.

Тенденция увеличения поголовья индеек в России продолжает сохраняться, поголовье индеек в 2016 г. по сравнению с 2006 г. увеличилось в 14,8 раза (рис. 2).

1С. голов

158,5%

12000 140,7%

10000

8000

6000

4000

97,5%

5403 I—

4185

3097

2000 845 1189 1159 1363

2161 |—

1189 1159 1363

45

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Рис. 2. Динамика поголовья индеек в сельхоз-организациях в 2006-2016 гг., тыс. голов

В 2016 г. российский рынок индейки демонстрировал резкий рост с 149870 т до 227200 т. Рост рынка индейки в относительном выражении составил 47%. На российском рынке индейки в 2010-2016 гг. наблюдается устойчивая динамика сокращения доли импортной продукции: в 2010 г. доля импорта составляла 32,5%, в 2016 - лишь 1,8%.

С первого января 2016 г. был запрещен ввоз из Турции в Россию мяса птицы, а также индейки. По итогам 2016 г. импортная индейка поставлялась только из стран Латинской Америки: Бразилии и Чили [11]. Основную долю рынка индейки в России занимают отечественные производители (табл. 1). По итогам 2016 г. крупнейшим производителем индейки в России стала ГК Дамате, которая в 2016 году увеличила производство индейки с 34 700 т до 60 800 т. Лидер рынка индейки прошлых лет ООО «Евродон» произвел в 2016 г. 59 900 т. На две лидирующие компании приходилось более 50% российского производства индейки. Суммарные мощности российских производителей индейки по состоянию на начало 2016 г. позволили осуществить выпуск продукции в объеме более 200 тыс. т в год. При этом более 75% мощностей приходилось на 4 крупных компании - «Евродон», «Дамате», «Краснобор» и «Башкирский птицекомплекс им. Гафури».

Поголовье индейки с каждым годом уве-% йп личивается, и соответственно растут объемы производства индюшиного мяса. Промышленное производство индейки в России активно развивается с начала 2000-х годов. Однако наиболее заметный рост произошел в 2007 год. С этого момента выпуск отечественной индейки начал расти значительными темпами год от года. Это привело к то-

150,4%Р83 31,

116,7% 6307

180 160

6%40 120 100 80 60 40 20 0

2014 2015 2016 годы

му, что в 2012-2014 гг. объем внутреннего рынка мяса индейки в России составил уже примерно 100-105 тыс. т., то есть всего за несколько лет произошло более чем трехкратное увеличение производства индейки. Параллельно с ростом производства расширяется и ассортимент продукции. В супермаркетах эта диетическая птица часто занимает целую полку или отдел. Объемы произведенного мяса индейки в РФ в период с 2006 по 2016 гг. значительно увеличились (рис. 3).

0

Таблица 1. Производители мяса индейки в России _в 2016 году*_

Производитель Бренд Объем производства (тыс. т в у.в.)

ГК Дамате Индилайт 60,8

ГК Евродон Индолина 59,9

Башкирский птицеводческий комплекс им. М. Гафури Индюшкин 23,5

Краснобор Краснобор 22

Морозовская птицефабрика Инди 6,4

Агро-Плюс Агро-Плюс 4,4

Птицефабрика Задонская Винитуки 4,3

Егорьевская птицефабрика Индис 3,9

Аскор Индючонок 3,9

Восточная-Агро Восточная-Агро 3,2

Др. производители 26,8

Всего: 227,2

* по данным AgrifoodStrategies

С 2012 по 2016 гг. производство мяса индейки (в убойном весе) на птицеводческих предприятиях России выросло в 2,9 раза - с 78,1 тыс. до 227,2 тыс. т. За десять лет - с 2006 по 2016 гг. - среднегодовой прирост объемов производства составил 25%. Это рекордный показатель в истории российского животноводства и один из самых высоких в мире.

Производство мяса индейки в сельхозпредприятиях в 2017 г., по данным Роспти-цесоюза, составило 276,3 тыс. т в живом весе. На первом месте -(входит в «Дамате»), за год компания нарастила объемы с 76 тыс. т до 81 тыс. т (таблица 2). По оценке отраслевого союза, на нового лидера пришлось 29% всего объема промышленного выпуска индейки в прошлом году. Группа «Евродон», которая останавливала производство в первой половине года из-за гриппа птиц, находит-

ся на втором месте с объемом производства 61 тыс. т. А вот на третье место в 2017 г. вышла компания ООО «Тамбовская индейка». Проект реализовала Группа «Черкизово» совместно с испанской компанией Grupo Fuertes. По данным за 2017 год, компания уже заняла около 16,3% в общем объеме производства мяса индейки в России. В последующие годы выпуск мяса индейки в России будет расти на 14,7-29,3% в год. В 2021 г. по прогнозам аналитиков он достигнет 529 тыс. т в убойном весе, что превысит значение 2017 г. на 191,4%. Таких результатов нельзя добиться без ввода в действие современных высокотехнологичных комплексов. В силу хороших перспектив развития рынка промышленное производство мяса индейки имеет более высокие возможности и короткие сроки возврата инвестиций по сравнению с производством говядины и свинины.

Таблица 2. Крупнейшие производители мяса _индейки в России в 2017 году*_

Производитель Бренд Объем производства (тыс. т в у. в.)

ГК Дамате Индилайт 81,0

ГК Евродон Индолина 61,0

ООО «Тамбовская индейка» Пава-пава 45,0

ООО «Краснобор» Краснобор 30,4

ООО «Морозовская птицефабрика» Инди 8,0

Др. производители 50,9

Всего: 276,3

«Пензамолинвест» * по данным Росптицесоюза

тонн

250000

200000

150000

100000

50000

140,7%

227200

158,5%

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

годы

Рис. 3. Производство мяса индейки в России, т

0

Для строительства крупных комплексов по производству индейки необходимы крупные капиталовложения, привлечение инвестиций. Чтобы средства быстро окупились, при размещении индейководческих предприятий следует учитывать ряд критериев:

- наличие спроса на индейководческую продукцию;

- обеспеченность трудовыми и кормовыми ресурсами;

- географическое расположение объекта.

Основными преимуществами комплексов

являются использование лучших мировых достижений, кластерный подход к организации производства, технологии замкнутого цикла, что позволяет поэтапно наращивать мощности и развивать проекты не только «вширь», но и «вглубь», решая, в том числе, такие стратегически важные для отрасли вопросы, как создание селекционно-генетических центров, повышение наукоем-кости отрасли. Например, компанией ООО «Евродон» создана первая в стране кафедра по обучению специалистов в индейководстве.

Сейчас в России заявлены десятки новых проектов по производству индейки, практически все действующие предприятия планируют расширение. Если в 2016 г. в России было произведено 227,2 тыс. т мяса индейки, то теперь ООО "Тамбовская индейка" добавила еще 50 тыс. т, а при необходимости может увеличить мощности в два раза — до 100 тыс. т в год. Сейчас на фермах ООО «Тамбовская индейка» содержится более 1 млн голов птицы, в производственный комплекс полного цикла входит инкубатор на 5,6 млн яиц годовой закладки, четыре площадки доращивания, девять площадок откорма, комбикормовый завод мощностью 180 тыс. т в год, элеватор мощностью 90 тыс. т, а также цех переработки и очистные сооружения. «Пава-Пава» - бренд, специально созданный для продвижения на рынок продукции предприятия ООО «Тамбовская индейка» - совместного проекта Группы «Черкизово» и GrupoFuertes, одного из флагманов агроиндустрии Испании. Уже сейчас у предприятия отличные производственные пока-

затели: сохранность стада превышает плановую, а по темпам прироста веса российская индейка опережает испанскую на 5%. Планируется увеличить производительность комплекса ООО «Тамбовская индейка» за счет строительства трех площадок мощностью 20 тыс. т в Липецкой области.

Количество заявленных инвестиционных проектов в отрасли индейководства позволяет говорить, что в перспективе российский рынок ожидает серьезная межотраслевая конкуренция, поэтому производители заинтересованы в развитии экспорта.

В среднесрочной перспективе на рынке индейки в России ожидается замедление динамики, основная причина - высокие темпы роста в прошлые годы. Крупнейшие производители стремятся увеличить экспортные поставки, перспективными рынками сбыта являются ОАЭ, Турция, страны Азии и Юго-Восточной Азии.

Российский рынок индейки имеет реальные возможности для ускоренного импорто-замещения на отечественном рынке мяса в целом, создания экспортного потенциала отрасли, решения задач здорового питания населения, обеспечения высокой рентабельности бизнеса, успешного возврата инвестиций, решения проблемы продовольственной безопасности [5,12,13]. Потенциал емкости российского рынка индейки к 2020 г. составит около 550-600 тыс. т, что наряду с потенциалом экспорта в 100-150 тыс. т даст возможность российским производителям увеличить объем выпуска продукции из индейки до 650-750 тыс. т в год. В силу хороших перспектив развития рынка промышленное производство мяса индейки имеет более высокие возможности и короткие сроки возврата инвестиций по сравнению с производством говядины и свинины. А самое главное, успех реализации проектов по увеличению производства индейки требует государственной поддержки отрасли, особенно уже действующих крупных производителей, имеющих возможность масштабировать производственные мощности.

По расчетам AgrifoodStrategies, к 2020 году 25-30% отечественного мяса индейки

будет продаваться в термически обработанном виде (ветчины, варено-копченая грудка, колбасы, сосиски и т. п.), 10-15% - в виде охлажденных и замороженных полуфабрикатов, еще 10-15% - через фуд-сервис.

Уровень потребления индейки в дальнейшем также будет зависеть от состояния смежных и основных конкурирующих секторов мясного рынка. Индейка вряд ли будет конкурировать с курицей, поскольку воспринимается как высокотехнологичное и качественное сырье для мясоперерабатывающей промышленности. А вот восполнять потери в производстве говядины, которые неизбежно будут расти из-за многолетнего тренда сокращения поголовья КРС в России, вполне реально [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Импорт мяса индейки в последнее время не оказывает на российский рынок серьезного влияния. В 2016 г. объем импорта мяса индейки снизился на 40,7% и составил всего 3,4 тыс. т. Однако, если говорить об инкубационном яйце, то Россия, как и прежде, значительно зависит от импортного «материала». Большую долю поставок инкубационного яйца осуществляет нидерландская компания Hendrix Genetics, которая планирует в ближайшее время построить в России комплекс по выпуску 6,5 млн инкубационных яиц индейки и 60-70 тыс. голов индюшат в год. После запуска площадка может обеспечить продукцией фабрику мощностью 50 тыс. т мяса индейки в год [11].

В 2012-2016 гг. объем экспорта мяса индейки из России был незначительным по сравнению с объемами внутреннего производства, однако явно прослеживалась тенденция к росту показателя. В 2016 г. из страны было вывезено 1,74 тыс. т продукции, что превысило объем 2012 г. в 23,3 раза (в 2012 г. - 74,9 т). Несмотря на резкий рост экспорта индейки в 2016 г., доля экспортной продукции в структуре российского производства составила всего 0,8%. По итогам 2016 года на первом месте в структуре экспортных поставок находится Украина, объем поставок российской индейки в данную страну увеличился со 123 т в 2015 году до 745 т в 2016 году.

Из-за быстрого насыщения российского рынка экспорт мяса индейки российского производства будет ежегодно расти. На Украину свою продукцию поставляет «Евро-дон», крупный производитель мяса индейки «Дамате» начал поставки в Сербию, Египет, ОАЭ и получил право на экспорт в ЕС. Группа «Черкизово» осваивает рынки Африки - поставки мяса птицы начались в Анголу, Египет и Танзанию. Компания «Ратимир» из Приморья может экспортировать свою продукцию в Японию. В перспективе на экспорт будет отправляться до 15% от общего объема производства.

Выводы. Российский рынок индейки имеет реальные возможности для ускоренного импортозамещения на отечественном рынке мяса в целом, создания экспортного потенциала отрасли, решения задач здорового питания населения, обеспечения высокой рентабельности бизнеса, успешного возврата инвестиций, решения проблемы продовольственной безопасности страны. В результате проведенных исследований установлено:

1. Тенденция увеличения поголовья индеек в России продолжает сохраняться, поголовье индеек в 2016 г. по сравнению с 2006 г. увеличилось в 14,8 раза.

2. Производство мяса индейки (в убойном весе) на птицеводческих предприятиях России с 2006 по 2016 гг. выросло в 2,9 раза - с 78,1 тыс. до 227,2 тыс. т.

3. Продолжается строительство крупных комплексов по производству индейки, что позволит увеличить выпуск мяса индейки в России на 14,7-29,3% в год.

4. Из-за быстрого насыщения отечественного рынка экспорт мяса индейки российского производства в перспективе может достичь 15% от общего объема.

Литература:

1. Баишева Э.З. Перспективы производства мяса индейки // Инновационные идеи молодых исследователей для агропромышленного комплекса России. Пенза: РИО ПГАУ, 2017. С. 157-159.

2. Ганенко И. Кому нужно столько индейки // Агро-инвестор. 2014. №6. С. 38-44.

3. Давлеев А.Д. Ключевые факторы и тенденции российского рынка индейки в 2014-2020 гг. // Птица и птицепродукты. 2015. №5. С. 10-14.

4. Загоровская В. Дорога индейка к обеду // Птицепром. 2016. №2 (31) . С. 10-16.

5. Зимняков В.М. Экономико-технологические аспекты производства и переработки продукции животноводства. Пенза: РИО ПГСХА, 2016. 178 с.

6. Зимняков В.М. Состояние и перспективы производства мяса индейки // Нива Поволжья. 2017. №4.

7. Зимняков В.М. Состояние и перспективы производства и переработки мяса индейки. Пенза, 2017. 184 с.

8. Костырев А. Индейка на добавку // Газета Коммерсантъ. 2017. №106(6100).

9. Скопинцева Е. Производители ставят на индейку // Экономика и жизнь. 2012. №20. С. 38-42.

10. Морарь М.А. Товароведная характеристика мяса индейки // Качество продукции, технологий и образования. Магнитогорск, 2016. С. 150-156.

11. Морарь М.А. Перспектива развития производства индеек в России // Молодой ученый. 2016. №14.

12. Система машин и технологий для комплексной механизации и автоматизации сельскохозяйственного производства на период до 2020 года / Лачуга Ю.Ф. и др. Т. 2. Животноводство. М., 2012.

13. Морозов Н.М. Технологическая модернизация в животноводстве: технические, экономические и социальные проблемы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2012. №2. С. 6-10.

14. Шевченко А.И. Перспективы развития промышленного индейководства в регионах России // Птица и птицепродукты. 2012. №5. С. 24-26.

Literatura:

1. Baisheva EH.Z. Perspektivy proizvodstva myasa indej-ki // Innovacionnye idei molodyh issledovatelej dlya agro-promyshlennogo kompleksa Rossii. Penza: RIO PGAU, 2017. S. 157-159.

2. Ganenko I. Komu nuzhno stol'ko indejki // Agroinves-tor. 2014. №6. S. 38-44.

3. Davleev A.D. Klyuchevye faktory i tendencii rossijsko-go rynka indejki v 2014-2020 gg. // Ptica i pticeprodukty.

2015. №5. S. 10-14.

4. Zagorovskaya V. Doroga indejka k obedu // Pticeprom.

2016. №2 (31) . S. 10-16.

5. Zimnyakov V.M. EHkonomiko-tekhnologicheskie as-pekty proizvodstva i pererabotki produkcii zhivotnovod-stva. Penza: RIO PGSKHA, 2016. 178 s.

6. Zimnyakov V.M. Sostoyanie i perspektivy proizvodstva myasa indejki // Niva Povolzh'ya. 2017. №4.

7. Zimnyakov V.M. Sostoyanie i perspektivy proizvodstva i pererabotki myasa indejki. Penza, 2017. 184 s.

8. Kostyrev A. Indejka na dobavku // Gazeta Kommer-sant". 2017. №106(6100).

9. Skopinceva E. Proizvoditeli stavyat na indejku // Ehko-nomika i zhizn'. 2012. №20. S. 38-42.

10. Morar' M.A. Tovarovednaya harakteristika myasa indejki // Kachestvo produkcii, tekhnologij i obrazovaniya. Magnitogorsk, 2016. S. 150-156.

11. Morar' M.A. Perspektiva razvitiya proizvodstva inde-ek v Rossii // Molodoj uchenyj. 2016. №14.

12. Sistema mashin i tekhnologij dlya kompleksnoj mek-hanizacii i avtomatizacii sel'skohozyajstvennogo proizvodstva na period do 2020 goda / Lachuga YU.F. i dr. T. 2. ZHivotnovodstvo. M., 2012.

13. Morozov N.M. Tekhnologicheskaya modernizaciya v zhivotnovodstve: tekhnicheskie, ehkonomicheskie i soci-al'nye problemy // EHkonomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. 2012. №2. S. 6-10.

14. SHevchenko A.I. Perspektivy razvitiya promyshlen-nogo indejkovodstva v regionah Rossii // Ptica i pticeprodukty. 2012. №5. S. 24-26.

TURKEY MEAT INDUSTRIAL PRODUCTIVITY V.M. Zimnyakov, doctor of economical sciences FGBNU VO «Penza state agrarian university»

Abstract. The turkey meat's choice advantages in comparison with other types of poultry meat are noted. The ratio between live and slaughter turkey weight is 81%, in broilers this figure is 72%. Turkey is superior to other poultry species in live weight, carcasses edible parts' yield (over 70%) and muscle mass (over 60%). It is one of the most promising poultry species by its biological and economical characteristics. According to lots of experts, the meat of this poultry is not traditional for the Russian consumer, but its consumption has been growing. Based on the turkey-breeding industry research analysis the turkey number of dynamics in agricultural farms in 2006-2016 is presented. The largest producers of turkey meat in the country are determined. It is noted that the turkey meat productivity (in slaughter weight) on Russian poultry farms from 2006 till 2016, increased in 2,9%, from 78,1 thousand till 227,2 thousand tons. It is established that the turkey consumption level in the future will also depends on the state of meat market's adjacent and main competing sectors. Turkey unlikely will compete with chicken, because it is perceived as a high-technological and high-quality raw material for meat processing industry. But beef production losses to compensate, that will inevitably grow due to the long-term trend the number of Russian cattle reducing, it is quite possible. It is revealed that the Russian turkey market has real opportunities for import substitution in the domestic meat market as a whole accelerating, industry export potential creating, population's healthy nutrition problems solution, business high profitability ensuring, investments' successful returning, country food security problem solving. The turkey meat volume productivity prediction on coming years' is done.

Keywords: meat, turkey, quantity, dynamics, productivity, consumption, sale, market, structure, volumes, export.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.