Научная статья на тему 'Промышленная политика России в условиях мирового финансового кризиса'

Промышленная политика России в условиях мирового финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / МОДЕРНИЗАЦИЯ / THE INDUSTRIAL POLICY / WORLD FINANCIAL CRISIS / MODERNISATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевцов Е. Д.

В статье рассмотрены предпосылки и последствия мирового финансового кризиса в России, его влияние на промышленную политику, как государства, так и конкретного предприятия. Дается ряд прогнозов, выводов и рекомендаций по выходу из кризисной ситуации и по достижению посткризисного развития промышленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL POLICY IN THE CONDITIONS OF THE WORLD FINANCIAL CRISIS

In the article the suppositions and the consequences of the world financial crisis in Russia are showed, also as its influence on the government industrial policy and the industrial policy of the real company. Also some conclusions and prognosis of improving post-crisis situation are done

Текст научной работы на тему «Промышленная политика России в условиях мирового финансового кризиса»

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО

ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА Е.Д. Шевцов, первый зам. директора

ООО «Стратегия», г. Воронеж

В статье рассмотрены предпосылки и последствия мирового финансового кризиса в России, его влияние на промышленную политику, как государства, так и конкретного предприятия. Дается ряд прогнозов, выводов и рекомендаций по выходу из кризисной ситуации и по достижению посткризисного развития промышленности

В последнее время, учитывая кризисные условия ведения бизнеса в Российской Федерации, становится очевидным, что особую актуальность должна приобрести проблема разработки осмысленной промышленной политики как на международном уровне, в стране в целом, так и в отдельных регионах и на конкретных предприятиях. Это подтверждается дискуссиями промышленной, научной, политической общественности, федеральных промышленных министерств неслучайно, так как степень развития промышленности принято напрямую связывать с конкурентоспособностью страны в целом, а место России в мировой экономике определяется преимущественно с позиций национальной промышленной политики.

Обострение внимания к рассматриваемому вопросу в России началось еще с начала экономических реформ первого десятилетия постперестроечного периода, когда ставилась практически единственная задача финансовой стабилизации, как условия массированного притока в экономику страны иностранного и частного капитала. Одновременно решались задачи институциональных преобразований форм собственности, либерализации внешнеэкономической деятельности. Задач экономического роста, активной промышленной политики как таковых не ставилось или они были второстепенными [2].

После курса удвоения внутреннего валового продукта, предложенного экс-президентом В.В. Путиным, преобладающую долю роста обеспечивала нефтегазовая промышленность и металлургия. Так в 2004 году десять крупнейших промышленных компаний России создали 22 % ВВП. Их доля в налоговых доходах консолидированного бюджета страны составила 31%, а в совокупном экспорте 32 %. А если брать 200 крупнейших промышленных компаний - не менее 40 % ВВП, дали бюджету 50 % налоговых поступлений, обеспечили более половины экспорта. Крупные компании в то время стали проводником общего роста в российской экономике. По сути, именно крупнейшие компании запустили мощный инвестиционный процесс, вытянувший экономику из многолетнего спада. Вкладывая ресурсы в обновление основных фондов, нефтяники и металлурги финансировали рост отечественного машиностроения, а те в свою очередь - другие отрасли промышленности. Благодаря усилиям крупнейших компаний начала улучшаться ситуация с российским фондовым рынком. За 2005 год капитализация 200 крупнейших выросла на 74 % и достигла 412 млрд. долларов, что уже было сопоставимо с ВВП [3].

Несмотря на наблюдавшуюся положительную динамику развития экономики страны, первым признаком начинающегося кризиса в России стал понижающий тренд на российских фондовых рынках в конце мая 2008 года, который перешёл в обвал котировок в конце июля, вследствие, как полагают некоторые эксперты [4, 5, 6], заявлений председателя правительства России В.В. Путина в адрес руководства компании «Мечел» и военно-политических действий руководства страны в начале августа (вооружённый конфликт в Южной Осетии).

Особенностью российской экономики перед кризисом являлся большой объём внешних корпоративных долгов при незначительном государственном долге, и третьих в мире по величине золотовалютных резервах государства. Кризис ликвидности в российских банках, резкое падение биржевых индексов РТС и ММВБ, падение цен на экспортную продукцию (сырьё и металл) начали в октябре — ноябре 2008 года сказываться на реальном секторе экономики: начался резкий спад промышленного производства, первая волна сокращений рабочих мест. 12 декабря

2008 г. заместитель главы МЭРТ А. Клепач признал, что в четвертом квартале 2008 г. экономика России вошла в рецессию. 15 декабря 2008 года заявление Клепача было опровергнуто министром финансов А. Кудриным, предсказавшим рост ВВП в России в 2009 году на 3 % [7].

Попытки правительства сдержать падение курса российского рубля привели к потерям до четверти золотовалютных резервов Российской Федерации; с конца ноября 2008 г. финансовые власти приступили к политике «мягкой девальвации» рубля, которая, по видимости, значительно ускорила спад в промышленности в ноябре — декабре 2008 года, вынуждая предприятия свёртывать производство и выводить оборотные средства на валютный рынок [8].

По заявлению министра финансов А. Кудрина 27 декабря 2008 года, в 2009 году госбюджет РФ ожидает дефицит в 1,5 - 2 трлн. рублей, который будет покрыт из резервных фондов [7].

Согласно данным, обнародованным 23 января

2009 года Росстатом, в декабре 2008 года падение промышленного производства в России достигло 10,3 % по отношению к декабрю 2007 года (в ноябре — 8,7 %), что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие; в целом в четвертом квартале 2008 года падение промышленного производства составило 6,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 года [8].

Суть мирового финансового кризиса в России, по мнению А.Чубайса, Е.Гайдара, Р.Гринберга, Е.Ясина, М.Делягина и многих других известных экономистов, заключается в уровне потребления, превышающем уровень производства. Неподкрепленная товарами денежная масса увеличивалась год от года все больше, чему в немалой степени способствовал рост кредитования. Таким образом, становится очевидным негативное влияние мирового кризиса и на промышленную политику, которая представляет собой согласованную систему законодательных, административных, финансово-экономических государственных решений и мер, позволяющих управлять развитием промышленности в стране в соответствии с поставленными целями такого развития.

Говоря о влиянии кризиса на промышленную политику в стране в целом, нельзя забывать, что приоритетной ее составляющей является промышленная политика отдельных хозяйствующих субъектов -предприятий. Финансово-экономические кризисы оказывают, как правило, негативное воздействие на потенциал промышленных предприятий: сокращаются (или вообще прекращаются) инвестиции в процессные и продуктовые инновации, стареет и изнашивается основной капитал, истощаются научно -технические заделы, уходят наиболее квалифицированные и молодые работники и т.д.

Перед предприятиями возникает актуальная задача внутренней самооценки и прогнозирования своего состояния с точки зрения выполнения свойственных им производственных функций, принятия мер защиты этих функций, то есть обеспечения экономической безопасности производства от различных проявлений внешнего и внутреннего происхождения, воздействующих на потенциал предприятия, создания системы мониторинга индикаторов безопасности, обоснования и установления их пороговых значений, принятия мер противодействия угрозам [9].

Проблемы собственной экономической безопасности возникают перед каждым предприятием не только в кризисные периоды, но и при работе в стабильной экономической среде, комплекс решаемых при этом целевых задач имеет существенное различие. В кризисные периоды развития наибольшую опасность для предприятия представляет разрушение его потенциала (производственного, технологического, научно-технического и кадрового), как главного фактора жизнедеятельности предприятия, его возможностей. При этом условия хозяйствования таковы, что не обеспечивается способность потенциала к воспроизводству. Ресурсы для этого предприятие может приобретать только исходя из результатов своей деятельности (точнее — амортизационных отчислений и прибыли), а также за счет заемных средств. Оба эти источника инвестиций в кризисной ситуации у предприятия, как правило, оказываются перекрыты [9].

В настоящее время большинство российских промышленных предприятий, работая в нестабильной экономической среде, является убыточными, переживает глубокий спад производства и находится в критическом или банкротном состоянии. Причин депрес-

сивного развития много, но главные из них кроются в инерции сложившейся структуры производства, его технологической отсталости и физическом износе основных фондов, в отсутствии приоритетов государственной научно-промышленной политики, определение которых позволило бы провести необходимую реструктуризацию мощностей, в условиях хозяйствования, сложившихся в результате неэффективных, с точки зрения реального сектора экономики, преобразований, не позволяющих предприятиям зарабатывать средства на модернизацию.

Такое их положение представляет определенную опасность как для экономики и социальной стабильности в регионе и обществе в целом, так и для потенциала и коллектива каждого конкретного предприятия. Ведь промышленное предприятие, являясь основным структурообразующим элементом экономики, выполняет не только производственную функцию, но и дает средства к существованию многих людей, связанных с ним, то есть несет определенную социальную нагрузку и ответственность.

Таким образом, в настоящее время можно выделить следующие основные проблемы текущего состояния промышленности предприятий России [2]:

1. Отсутствие оборотных и инвестиционных средств.

2. Изношенность и отсталость основных фондов.

3. Низкая конкурентоспособность (низкое качество, производительность, плохая фондоемкость, технологическая отсталость).

4. Низкая доля в экспорте продукции обрабатывающих отраслей.

5. Слабый внутренний спрос.

6. Импортизация внутреннего рынка.

7. Тяжелая структура промышленности: недостаточная доля производства продукции конечного потребления.

8. Неэффективность механизмов финансового, научно-технологического, кадрового воспроизводства.

9. Неэффективность механизмов государственной поддержки экспорта, решения региональных проблем, социальных механизмов, механизмов преодоления структурных диспропорций.

10. Несовершенство диалога бизнеса и власти, низкая рефлексия властей.

11. Невоспроизводимое по запасам недропользование.

12. Недостаток инфраструктуры и навыков сбыта и сервиса.

13. Слабый менеджмент и финансовая дисциплина и ответственность.

14. Неоптимальная структура крупных и малых предприятий.

15. Несбалансированная с промышленной экономикой тарифная политика в естественных монополиях.

16. Все большая утрата инновационного характера, научно-технического потенциала.

Однако и мировой финансовый кризис не продлится вечно. По самым оптимистическим утвержде-

ниям он закончится осенью или зимой 2009. Но уже сейчас становится очевидным, что времена перегрева экономики прошли безвозвратно и сверхприбылей не будет, ни при каких ценах на нефть. Не будет больше и 100% рентабельности. За каждый рубль будет идти жесткая конкурентная борьба. Чтобы выжить в ней предприятиям, в каком бы сложном финансовом состоянии они не были, необходимо осуществлять замену оборудования, повышать производительность труда, изыскивать средства и способы воспроизводства оборотных средств, улучшать качество производимой продукции. Все это станет возможным в кризисной ситуации, если руководство промышленных предприятий осознает необходимость сокращения затрат на рабочую силу по мере снижения выручки, внедрения системы совмещения обязанностей для сотрудников, тщательного контроля над товарными запасами, оптимизации затрат производства, более эффективного использования оборотного капитала, снижения себестоимости продукции за счет оптимизации технологических процессов, снижения энергозатрат, стоимости комплектующих, оборотного капитала, реструктуризации действующих производств и повышения квалификации персонала [2, 3].

И именно в этот момент очень важно, для крупных машиностроительных предприятий, организовывать обновленное производство, согласно прогрессивным методам организации производства. Одновременно внедрять современные автоматизированные системы управления производством, что можно будет сделать только в момент массовой замены оборудования. Кризис вызвал необходимость той самой перестройки производства, которая необходима для систем класса ERP и ERPII. И какими бы большими не были затраты, необходимо осуществить их именно сейчас, чтобы опять не остаться в отстающих. Конечно же, такие серьезные изменения невозможны без помощи государства.

На государственном уровне промышленная политика в условиях кризиса и посткризисного развития на текущем этапе должна основываться на создании механизмов государственного управления и реализации промышленной политики и создании механизмов воспроизводства в промышленности, а на стратегическом этапе - на введении в действие инструментария промышленной политики, структурной перестройке промышленности и на переходе к устойчивому экономическому развитию.

Все это должно послужить наиболее эффективному выходу из сложившейся кризисной ситуации и заложить основы для последующего развития как промышленной политики на уровне конкретного предприятия, так и экономики России в целом.

Литература

1. Букреев А.М. Экономический механизм антикризисного управления предприятием: Монография / А.М. Букреев, К.И. Кремер, О.Е. Дударев. - М.: Научная книга, 2007. - 232 с.

2. О задаче разработки промышленной политики в России: Материалы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. - Электрон.дан. - Режим доступа:

http://www.tpprf.ru/ru/main/committee/komprom/zrpp2/

3. Цели промышленной политики: Доклад заместителя Министра промышленности и энергетики РФ Андрея Реуса на конференции "Крупнейшие компании России: база экономического роста". - 11 ноября 2005 г.

4. Совсем другой Жириновский! Беседа Михаэля Лайтмана с Владимиром Жириновским. - Элек-трон.дан. - Режим доступа:

http://kabmir.com/mirovoi krizis/sovsem drugoi zhirino vskij.html. - 10 апреля 2009 г.

5. Владимир Путин собрался с деньгами // Коммерсантъ. - 19 сентября 2009.

6. Владимир Путин признал кризис закончившимся // Коммерсантъ. - 20 сентября 2009.

7. Картина мира: Кризис без паники // Ведомости. - № 192 (2214). - 10 октября 2008 г.

8. Производство попало под обвал // Независимая газета. - 26 января 2009.

9. Бендиков М.А. Экономическая безопасность промышленного предприятия в условиях кризисного развития / М.А. Бендиков // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - №2.

10. Хореев А.И. Приоритетные направления промышленной политики предприятия: Монография / А.И. Хореев, Ю.А. Саликов, Е.Ю. Саликова. - Воронеж: Изд-во ВГТА, 2005. - 159 с.

11. Пушков А.К. Путинские качели. Постскриптум: десять лет в окружении / А. Пушков. - М.: Экс-мо, 2009. - 304 с.

12. Антикризисный рецепт от Владимира Путина. Выступление в Давосе // РИА «Новости». - 29 января 2009.

13. Программа «500 пунктов» выполнена // Коммерсантъ. - 24 января 2009

® 8-905-659-15-61

Ключевые слова: промышленная политика, мировой финансовый кризис, модернизация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.