ЭКО. - 2014. - №7 ВЕСЕЛОВА Э.Ш.
Промышленная политика России: дьявол кроется в деталях
В многочисленных и разнообразных стратегиях и программах развития современной России, очевидно, есть какой-то изъян. Они с большим трудом воплощаются в жизнь. Постоянно растущий разрыв между благими намерениями их авторов и удручающей практикой их реализации заставляет задуматься о причинах такого несоответствия и путях его преодоления. Своими наблюдениями и размышлениями на эту тему на страницах «ЭКО» поделились бизнесмены, промышленники и ученые.
Ключевые слова: промышленная политика, инвестиционный климат, стратегическое планирование, субъекты управления, бессубъектное развитие, государственная поддержка
Трудно объяснимая слепая приверженность высшего руководства страны либеральным принципам экономического развития в течение долгого времени удерживала его от принятия законов прямого воздействия на реальный сектор экономики. Проект федерального закона о промышленной политике появился лишь в конце 2013 г и к настоящему времени успел пройти только первое чтение в Госдуме. Отзывы о тексте законопроекта1 весьма далеки от похвальных, хотя возможность исправить недостатки еще есть.
Между тем курс на инновационное развитие и модернизацию был провозглашен еще в начале 2000-х, в 2013 г. активно заговорили о переходе к шестому технологическому укладу, индустриализации третьего поколения и т.д. Но без внятной и последовательной экономической политики все эти призывы останутся пустыми словами - предупреждают экономисты и представители бизнеса. Только сильная конкурентная промышленность может обеспечить инновационный спрос и подстегнуть рост спроса потребительского.
«В России сложилась парадоксальная ситуация, когда мы на протяжении десяти лет ставим задачу формирования национальной инновационной системы при полном отрицании промышленной политики и поддержки традиционных отраслей, которые как
1 Текст можно найти на сайте ТПП РФ. URL: http://www.tpppnz.ru/index. php/zakonotvorcheskaya-deyatelnost/32-informatsiya/128-o-promyshlennoj-politike-v-rossijskoj-federatsii
раз и предъявляют спрос на инновации, - констатирует доктор экономических наук, заведующая Центром инновационной экономики Института экономики РАН Елена Ленчук в своем выступлении на заседании международного форума «Техно-пром-2014 в г Новосибирске. - Только в 2008 г у нас появились какие-то отраслевые стратегии развития, но в целом отсутствие взаимосвязи воспроизводится на государственном уровне по сей день. Между госпрограммой "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"2 и госпрограммой "Экономическое развитие и инновационная экономика"3 нет никакой связи, формируемая инновационная система полностью оторвана от реального сектора экономики».
Устаревшая производственно-технологическая база отечественной индустрии уже сегодня является преградой для развития высокотехнологичных отраслей, и без ее системной и последовательной модернизации структурная перестройка экономики вряд ли может выйти из разряда «благих намерений».
Нельзя сказать, что в правительстве этого не понимают. Но от понимания проблемы до ее разрешения путь очень долгий.
«Что такое экономическая политика? Это заявленные цели или их неуклонное достижение? - рассуждал министр экономического развития Алексей Улюкаев в ходе Петербургского международного экономического форума ПМЭФ-2014. - Стратегии-то наши хороши, у нас есть и хорошие отраслевые стратегии, концепции инновационного, социального развития. Но как они реализуются на практике? Мы декларируем, что снижаем регулятивное давление на бизнес, на практике оно увеличивается, и сейчас в объеме всех издержек производства, по экспертным оценкам, 30-35% составляют трансакционные издержки, связанные с высокими регулятивными требованиями, которые идут под разными хорошими целями: безопасность, охрана окружающей среды и т.д... Мы говорим, что у нас не увеличивается налоговое бремя, но если посмотреть совокупность всех платежей, оказывается, что это не совсем так. Мы говорим, что поддерживаем малый и средний бизнес, а в итоге неожиданными изменениями в системе налоговых платежей вынуждаем его уходить в тень.
2 Утверждена распоряжением Правительства РФ от 30 января 2013 г. № 91-р.
3 Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2013 г. № 467-р.
Мне кажется, основная проблема - в этом разрыве между правильно продекларированными целями и далеко не всегда им соответствующей практикой»4.
А субъекты кто?
Свое понимание причин разрыва между благими намерениями и планами и их реализацией предложил один из экспертов международного форума «Технопром-2014» доктор психологических наук, президент Клуба инновационного развития при Институте философии РАН Владимир Лепский. По его мнению, главной болезнью современной России является бессубъектность, понимаемая в контексте теории управления сложными системами. В нашей стране, по его мнению, практически отсутствуют деятельные, экономически и политически состоятельные субъекты, способные отрефлексировать и сформулировать стратегические цели и решения, нести бремя их реализации и ответственность за их последствия5.
Очевидно, все те проблемы, которые обозначил А. Улюкаев, вполне укладываются в эту концепцию. Стратегии, программы и планы экономического развития и федерального, и регионального уровней сплошь и рядом создаются вне всякой привязки к конкретным условиям существования тех экономических единиц, деятельность которых нужно поддерживать, стимулировать, регулировать и т.д. Их пишут «вообще», подразумевая под объектом поддержки и регулирования «бизнес как таковой», слишком часто - при полном игнорировании экономических стимулов и рыночных механизмов регулирования. Почему-то либералы от управления полагают, что достаточно бросить привлекательную идею в массы - и бизнес тут же кинется претворять ее в жизнь. Вот и основные претензии к новому законопроекту о промышленной политике (на данном этапе) состоят в том, что «не определен круг субъектов, в отношении которых данный закон будет применяться... их права и обязанности не раскрыты... отсутствуют нормы о юридической ответственности и механизме ее реализации»6.
4 Трансляция выступления выложена на официальном сайте форума. URL: http://www.forumspb.com/ru/2014/
5 См.:ЛепскийВ.Е. Субъекты перестройки и перестройка субъектов. URL: http:// www.reflexion.ru/Library/Lepsky2005a.doc (дата обращения: 10.06.2014).
6 Отзыв юристов Санкт-Петербургского отделения «Опоры России» выложен на сайте отделения. URL: http://www.ekomarketing.ru/news/125--l-r (дата обращения: 11.06.2014).
Между тем даже российский экономический ландшафт предполагает очень большое разнообразие географических, климатических зон, различающихся к тому же инфраструктурной, кадровой, ресурсной обеспеченностью, объемом потенциального рынка сбыта, конкурентной ситуацией. Все это предполагает достаточно широкий спектр экономических моделей развития территорий и разные подходы к управлению. Известно немало примеров, когда предприятия, находящиеся в одном регионе и относящиеся к разным звеньям одной производственной цепочки, но принадлежащие разным собственникам, разрывали друг с другом отношения и формировали совершенно новые связи и цепочки с партнерами из других регионов и стран.
Беспомощность и безадресность федерального госрегулирования воспроизводится и на региональном уровне. В регионах вообще ограничены возможности влияния на крупный бизнес, да еще сигналы из федерального центра поступают разнонаправленные: с одной стороны, повышать производительность труда, с другой - не допускать банкротств и массовых увольнений; с одной стороны - больше внимания уделять инновационному развитию, с другой - в первоочередном порядке выполнять повышенные социальные обязательства и т. д. В отсутствие действенных рычагов влияния в большинстве регионов вся экономическая политика сводится, как правило, к разработке различных программ господдержки бизнеса. Но эти программы тоже неэффективны, поскольку большинство региональных правительств также не миновала болезнь бессубъектности.
Конкретными примерами безадресного и противоречивого регулирования и непродуманной господдержки поделились некоторые представители новосибирского бизнеса.
«Все говорят, что у нас поддерживается высокотехнологичное производство. Но наше машиностроительное предприятие, имеющее в том числе экспортные поставки, за несколько лет так и не смогло получить поддержку в региональном Минпром-торге, - рассказывает гендиректор ООО «Росэлектромаш» Андрей Арапов. - У них довольно широкая линейка - семь программ поддержки, но в одну мы не вписываемся по численности персонала, в другую - по обороту, в третью - еще по каким-то параметрам... А финансовая ситуация очень напряженная, потому что наши иностранные партнеры требуют полностью прозрачной
отчетности, не допускают никаких просрочек по налогам или кредитам, требуют вложений в международную сертификацию по 180-9000. Мы работаем буквально на грани рентабельности и не можем позволить себе выделить человека, который будет целенаправленно искать нам подходящие программы поддержки и готовить для каждой из них свой пакет документов.
Созданные технопарки для нашей компании оказываются бесполезными. У нас довольно громоздкое оборудование, которое ни в один инкубатор не помещается, поэтому арендуем помещение по коммерческим ценам; пытались заказывать детали в Академпарке (технопарке новосибирского Академгородка), но цены для нерезидентов - заоблачные, наша продукция становится нерентабельной. Словом, помощи со стороны государства или региона - никакой. Зато, когда в региональном министерстве узнали, что у нас есть европейский партнер, заговорили о том, как бы к нам его заполучить на инвестпроект. Но прежде чем приглашать иностранного инвестора, может быть, надо что-то сделать для уже существующего предприятия?».
«Я разговаривал с несколькими инвесторами, которые реализуют проекты в Новосибирске. Главное, что их сюда привлекает, - логистика. И во всех программных документах Новосибирской области логистика и транспортные перевозки названы в числе приоритетных направлений развития, - рассказывает директор компании «Гофромастер», член экспертной группы АСИ Игорь Диденко. - Но уж если это так, давайте целевым образом создавать благоприятные условия для транспортных компаний, привлекать сюда мелкий и средний бизнес в плане пассажирских и грузовых перевозок, междугородних, межрегиональных, и т. п. Но на деле налоговая политика такова, что перевозчиков не только не привлекают - их изгоняют. Транспортный налог в Новосибирской области самый высокий в Сибирском федеральном округе - в 3-4 раза выше, чем в Томске или Омске. И я вижу, что уже многие крупные перевозчики из числа наших партнеров перерегистрируются в соседних регионах. Да и многим производственным предприятиям этот налог платить тяжело. У меня раньше был лесовоз "Урал", который использовался в производственном процессе, для внутрицеховых перевозок, за него приходилось платить около 30 тыс. руб. налога в год, хотя добавленную стоимость он создавал от силы тысяч на пятьдесят.
Почему это происходит, трудно понять. Видимо, новосибирские власти исходят их того, что проще реализовать что-то масштабное, что даст больший эффект, чем использовать какие-то точечные меры, которыми нужно еще научиться управлять и контролировать. Но вспомним, что дьявол кроется в деталях...».
«При тех условиях, на которых в Новосибирской области предоставляется господдержка на обновление оборудования, она становится капканом для предприятия, - рассказывает гендиректор машиностроительного завода «Труд» Юнус Ислямов7. - Если пересчитать налоговые отчисления, которые требуется выплатить в течение двух лет, в процентах годовых, такая помощь окажется чуть ли не дороже коммерческого кредита. При этом если запланированные показатели не будут достигнуты, вы обязаны вернуть всю сумму господдержки, такого требования ни в одном банке нет. Или господдержка НИОКР. Субсидия составляет 25% затрат, 75% должно вложить предприятие. Но ведь результат НИОКР может быть и отрицательным, а в этом случае 100% рисков лежат на предприятии - оно обязано вернуть всю сумму поддержки в бюджет. Возникает соблазн просто воспользоваться этими средствами в качестве беспроцентного кредита: вообще никаких исследований не производить и через два года вернуть. Не удивлюсь, если кто-то так и делает».
«В 2011 г. мы по конкурсу выиграли право на заключение госконтракта с Министерством промышленности и торговли России. По контракту нужно было провести НИОКР по созданию гаммы автоматических комплексов литья под давлением на базе машин ЛПД с определенными параметрами. Стоимость контракта - 120 млн руб., еще такую же сумму предприятие должно было изыскать самостоятельно, - рассказывает генеральный директор ОАО «Сиблитмаш» Анатолий Масалов. - Комплексы мы в итоге сделали практически полностью за свои средства, да еще остались должны государству. Мало того, что федеральные средства по контракту поступили не в полном объеме, нам вменили штрафные санкции за смену соисполнителя по контракту. Дело в том, что тот разработчик систем управления, который был нам "рекомендован" Минпромторгом РФ по условиям контракта, не
7 См.: Ислямов Ю.Ю. Нужно сохранять потенциал производственных площадок // ЭКО. - 2013. - № 9. - С. 145-158.
3 ЭКО. - 2014. - №7
выполнил свои обязательства, и мы, чтобы не сорвать сроки работ, обратились к новосибирской фирме, которая изготовила для нас прекрасно работающие системы. Такое самоуправство обошлось нам в штрафные санкции из расчета 365% годовых. Благо, не на всю сумму, но все равно это десятки миллионов. Вряд ли мы во второй раз будем связываться с подобными программами».
«Сейчас все говорят о модернизации, но если разобраться в экономике этого процесса, окажется, что нынешняя система налогообложения, таможенные тарифы, кредитные ставки являются непреодолимым препятствием. Мы еще в состоянии купить технику мирового уровня на заготовительную продукцию: по резке, по сварке, по гибке. Но для того чтобы двигаться дальше, к хорошим машинам, к развитию, нам надо модернизировать механический парк: сборочное производство, автоматизацию. А для этого нужна масштабная государственная помощь, которой на самом деле никто не занимается, - рассказывал в интервью «ЭКО» гендиректор завода «Сибэлектротерм» Олег Утиралов8. - Но даже когда речь идет о каких-то инвестициях, решения часто принимаются необдуманно. Например, на Уралвагонзавод, который поставляет литье и тележки для нашего вагонного парка, пришел новый руководитель, и ему под программу расширения производства дали 28 млрд руб. федеральных средств. Вроде все хорошо - вкладывают в производство. Но спрашивается - зачем?
Вы заметили, что в последние несколько лет участились аварии на железной дороге? Колесные пары ломаются, рамы начали трескаться. И дело здесь не столько в изношенности вагонов, сколько в изменении режима эксплуатации. Сейчас вагонный парк попал в частные руки, и собственники стараются повысить эффективность его использования. Если в советские времена 50% вагонов ходили вхолостую, то теперь они стараются его загрузить на пути и туда, и обратно, загружают их по максимуму, увеличивают скорость. Одновременно шпалы деревянные поменяли на бетон, жесткость повысилась, радиусы поворота стали немного другие, а за рельсами особо никто не следит. Казалось бы, все это мелочи, а рамы начали "лететь". При этом никто не задумывался, почему это происходит, и вкладываются миллиарды в то,
8 Кузнецов И.Б., Утиралов О.А. Новосибирское звено в мировой производственной цепочке // ЭКО. - 2014. - № 5. - С. 101-102.
чтобы расширить производство этого "старья" - новых вагонов по устаревшей технологии».
«Государство часто само провоцирует бизнес на какие-то схемы. Моим знакомым предлагали войти в качестве соинвестора в новый завод строительных материалов. По бизнес-плану проект стоил порядка 1,1-1,2 млрд руб. Что-то тогда у них не срослось, и в результате инвестором стал ВЭБ. Но так как минимальный размер проекта у ВЭБа - 2 млрд руб., пришлось искусственно увеличить базовую смету проекта в два раза путем добавления частей завода, без которых вполне можно было обойтись, - рассказывает девелопер, председатель фонда «Эндаумент НГУ», эксперт АСИ Александр Кычаков. - При этом почему-то никто не обратил внимание на то, что второй завод такого же профиля в Новосибирской области загружен только на 70%, то есть достаточно объемного рынка для продукции нового предприятия нет. Хорошо, если рынок оживет, но ведь этого может и не случиться. Сейчас инвесторы пытаются как-то повысить рентабельность производства и отдачу с этих вложений - производят известь, занимаются рытьем карьеров. Но, насколько я знаю, даже проценты по кредиту платить им очень сложно. В конце концов, ВЭБ может забрать предприятие за долги, но дальше-то что с ним делать? Это к вопросу о промышленной политике и эффективности государственных вложений.
На мой взгляд, если бы на рынке существовали доступные инвестиционные ресурсы - достаточно "длинные" и хотя бы под 5% годовых, такие случаи бы не возникали. Сейчас получается, что по более-менее приемлемым ставкам кредитует только ВЭБ - от 2 млрд руб. - и региональные фонды - от 1 до 20-30 млн руб. Финансирование проектов в пределах от 20 млн до 2 млрд руб. отдано на откуп коммерческим банкам, которые с этой функцией не справляются, поскольку настроены исключительно на зарабатывание. И Эльвира Набиуллина недавно публично признала в одном из интервью, что банки не являются механизмом доведения денег до промышленности.
А при существующих сегодня коммерческих процентных ставках любое строительство удорожается в 1,5-2 раза, в зависимости от срока реализации. Простой пример. Себестоимость приличного жилья составляет, условно, около 25-30 тыс. руб. за 1 м2 - чисто по строительным работам. Вместе с коммуникациями
3*
выходит порядка 40 тыс. руб., если объект небольшой (при комплексной застройке нужно считать по-другому: там требуется сразу вложить большую сумму в коммуникации, и цикл получается длиннее). Кредитные ресурсы надежный застройщик может получить примерно под 15% годовых. Дальше многое зависит от сроков строительства. За первый год на сумму кредита на стоимость 1 м2 набегает 6 тыс. руб., за второй - 7 тыс. (проценты на проценты), потом еще 8 тыс. руб. Через три года себестоимость 1 м2 жилья доходит уже до 60 тыс. руб. При этом застройщик еще ничего не заработал - просто отдает проценты банку. А ведь нужно еще и продать это жилье. В нашем примере получается, что продавать квадратный метр дешевле 45-60 тыс. руб. (в зависимости от этапа строительства) - это работать себе в убыток. И если, не дай бог, цена упадет, ты банкрот. Таких примеров немало. Если бы государство брало на себя создание инфраструктуры или бы направило в отрасль дешевые ресурсы, можно было бы заметно снизить себестоимость строительства. Но этого не происходит. Поэтому очень многие строители вынуждены экономить либо на качестве, либо на налогах...».
«У нас пытаются внедрить американскую модель монетаристского регулирования, где одним из основополагающих принципов является создание равных условий для всех, совершенно забывая о том, насколько наша конкурентная и институциональная среда отличается от американской», - комментирует член-корреспондент РАН, доктор экономических наук Валерий Крюков (Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск).
Действительно, в Соединенных Штатах в сотни и тысячи раз больше предприятий, и если два-три или даже несколько десятков из них не вписываются в какие-то программы, это не критично для системы в целом. Но главное, там достаточное количество субъектов управления, которые научились находить баланс компромиссов для всех участников экономического пространства уже на этапе принятия законов и регулирующих норм. Это, во-первых, федеральное правительство, которое, с одной стороны, неплохо защищает внутренние рынки от внешней конкуренции и умело стимулирует модернизацию национальных компаний (например, за счет регулярного повышения технологических стандартов и предоставления налоговых льгот инвесторам),
с другой - через разветвленную сеть фондов и лабораторий реализует хорошо структурированную и широкую систему госзаказа, в которую способны вписаться очень многие предприятия. Во-вторых, достаточно широкой свободой экономического маневра обладают отдельные штаты, имеющие все возможности для поддержки и развития бизнеса на своих территориях. Наконец, мощным субъектом регуляторного влияния в Америке выступают профессиональные союзы и ассоциации, не только лоббирующие интересы своих членов, но и выступающие гарантом их адекватного и этичного поведения на рынке.
«Другая ситуация в Китае, - рассказывает Елена Ленчук. -Нельзя сказать, что китайский бизнес хорошо организован, но государство настолько продуманно и последовательно, если не сказать агрессивно, проводит свою промышленную политику, что серьезных проблем с ее реализацией не возникает. Кстати, деятельность всех институтов развития (индустриальных и технопарков и т.д.) выстраивается именно под задачи промышленной политики».
В России региональные администрации бесправны и в подавляющем большинстве безденежны, бизнес разрознен, за исключением нескольких отраслей, в которых доминируют госкорпорации, государство как единый субъект выступает, пожалуй, только на внешнеполитической арене. Внутри страны от различных министерств и ведомств (часто - конкурирующих между собой за сферы влияния) исходят нередко совершенно разнонаправленные сигналы, единая государственная политика отсутствует, несмотря на большое количество принятых стратегических документов и программ. В результате, несмотря на все декларации и лозунги, мы продолжаем строить экспортно-сырьевую модель экономики, потому что в существующей неразберихе именно экспортно-сырьевые компании, обладающие солидным политическим и экономическим весом, очень четко представляют себе, чего они хотят и как этого добиться.
«Сегодня только в сырьевом секторе у нас есть субъекты развития, четко отслеживающие свои интересы в правовой, таможенной и других сферах», - констатирует Владимир Леп-ский. Но интересы госкорпораций далеко не всегда совпадают с интересами государства и общества, а часто и противоречат им. Яркие примеры у всех на слуху: это и разрушительные для экономики «тарифные войны», и постоянный рост внутренних
цен на энергоносители, достигших уже мирового уровня, и беспрецедентные налоговые льготы избранным предприятиям, рассчитываемые по абсолютно непрозрачным критериям.
«Специфическая налоговая политика в отношении топливно-энергетического комплекса привела к тому, что поступления от этого сектора в федеральный бюджет по НДФЛ и налогу на прибыль весной 2014 г. впервые опустились ниже доли других секторов. Это дало повод некоторым "экспертам" говорить о том, что мы якобы преодолели "сырьевое проклятие". Ничего подобного. Просто в нефтяной отрасли и ТЭК задрали издержки, при этом повышенные затраты трактуются как условно необходимые издержки, к тому же расширены налоговые льготы. Это абсолютно антиобщественное решение», - комментирует Валерий Крюков.
Климат вместо политики
Пока буксуют программы инновационного развития и модернизации, а законопроект о промышленной политике ходит по комитетам Госдумы, федеральный центр энергично взялся за улучшение инвестиционного климата. В Указе Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической полити-ке»9 одной из задач обозначено «повышение позиции России в рейтинге Всемирного банка10 по условиям ведения бизнеса со 120-й позиции в 2011 г. до 50-й - в 2015 г. и до 20-й - в 2018 г.». В рамках этого движения Министерство экономического развития РФ формирует 22 «дорожные карты» для улучшения базовых процессов в ведущих отраслях и в государстве в целом.
В целях унификации подходов по созданию благоприятного бизнес-климата на региональном уровне правительство приняло Региональный инвестиционный стандарт, разработанный «Деловой Россией» и Агентством стратегических инициатив (АСИ) на основе опыта экономически наиболее успешных регионов.
В стандарт вошли лучшие административные практики по ключевым направлениям, наиболее чувствительным для бизнеса: наличие внятной инвестиционной стратегии региона (программных документов, регламентирующих инвестиционную деятельность и создание инфраструктуры), защита прав инвесторов (например,
9 Указ Президента РФ № 596 подписан 7 мая 2012 г.
10 Имеется в виду рейтинг Doing Business.
наличие прямого канала связи инвесторов с руководством региона, включение представителей бизнеса в состав региональных энергетических комиссий) и, собственно, создание благоприятных условий для бизнеса (наличие доступной инфраструктуры для размещения новых производств, регламент сопровождения инвестпроектов по принципу «одного окна» и др.)11.
Кроме того, в рамках Национальной предпринимательской инициативы правительство утвердило 11 «дорожных карт» - планы мероприятий по упрощению, удешевлению и ускорению действующих на территории Российской Федерации процедур, связанных с ведением бизнеса (подключение к инженерным сетям, регистрация предприятий, получение разрешения на строительство, доступ к госконтрактам, таможенные и налоговые процедуры). Мониторинг движения по этим картам представлен на сайте Инвестклимат.рф.
Очевидно, программы АСИ на сегодня реализуют наиболее полный и системный подход к формированию инвестиционного климата. Важно, что изменение этого климата в соответствии со стандартом оценивают сами предприниматели - для этого созданы экспертные группы АСИ в регионах. Это позволяет четко отличать действительное положение вещей от деклараций чиновников.
«Стандарт внедрён тогда, когда региональный бизнес сказал: да, мы чувствуем, что ситуация улучшилась, и понимаем, как мы можем теперь лучше работать с регионом с точки зрения использования его инвестиционных возможностей», - говорит глава АСИ Андрей Никитин.
Слов нет - проблема важная, хотя в условиях промышленного спада и финансовой неопределенности вряд ли первоочередная. Инвестиционный климат важен в первую очередь для новых инвесторов и малых предприятий, но не менее, а может быть, и более важным для них является наличие рынка сбыта, а на спрос инвестклимат не влияет. Тем не менее регионы, подгоняемые федеральным правительством, активно включились в гонку за достойное место в Doing Business и внедрение регионального стандарта. В частности, Новосибирская область, имеющая неплохие позиции по инфраструктуре для малого бизнеса, теперь сосредоточилась на перетряске регионального инвестиционного законодательства.
11 Подробнее см.: URL: http://investstandart.ru/
В свою очередь, представители бизнеса рассказали, каких шагов и решений они ждут от региона и государства.
«Я так и не понял, на кого ориентируется Новосибирская область, когда говорит об инвесторах. Иностранные инвесторы в ближайшее время сюда не придут, им нужны гарантии правительства, которые сегодня предоставляются на других территориях. Банкам малый и средний бизнес не интересен. Между тем на проекты до 3 млрд руб. в Новосибирске можно найти и частных инвесторов. Собственно, этим мы занимаемся, - рассказывает генеральный директор компании «Юнисервис Капитал» Алексей Антипин. - Но нужно показать этим инвесторам, какие направления приоритетны, будут поддерживаться властью, какие дополнительные гарантии они могут получить, чтобы снизить риски. Например, мы помогли привлечь финансирование на сеть киосков фаст-фуд «Дядя Дёнер», но теперь инвестор боится, что эти павильоны могут снести, потому что у нас объявили войну нестационарной торговле».
«Развитию малого предпринимательства в Новосибирской области очень мешает непредсказуемость микрополитики. Для нормального развития предпринимателям нужно понимать, какие отрасли и сегменты поддерживаются на перспективу хотя бы 5-7 лет, чтобы можно было за это время отстроить все процессы, рассчитаться по кредиту, выйти на окупаемость, - рассуждает заместитель генерального директора банка «Левобережный» Людмила Глушкова. - У нас же такой микрополитики нет или она не известна общественности. И приоритеты меняются примерно с той же частотой, с какой принимается среднесрочный бюджет: раз в три года. Например, уличные киоски то разрешают, то запрещают; автомобили для такси то можно покупать какие угодно, то требуют перекрашивать в один цвет. А предприниматели уже и кредиты взяли, и у них, помимо административных, есть обычные бизнес-риски. В результате у нас развивается только то, что проще и быстрее окупается, - торговля. Более 60% полученных в нашем банке кредитов предприятиями малого бизнеса - это торговля и перевозки, производство практически не развивается».
«Новосибирская область - один из немногих субъектов Федерации, где в посткризисный период не воспользовались правом понизить налог на прибыль, - напоминает Игорь Диден-ко. - В Самарской области налог был понижен сразу, и малый
бизнес тут же откликнулся - вышел из тени, собираемость платежей возросла на 40%. "Заплатил налоги - спи спокойно", это действительно работает, и мы вышли с предложением к Законодательному собранию понизить коэффициенты, пойти навстречу. Пока эффекта нет.
Другая наша инициатива, правда, адресованная на федеральный уровень, тоже касается налогового регулирования. Надо повысить порог по упрощенной схеме налогообложения для малого бизнеса. У нас этот критерий установлен так: численность штатов не более 100 человек или оборот не выше 60 млн руб. Уже сейчас это заставляет многие предприятия (особенно - в торговле, в общепите, на который сильно влияет сезонность) дробить бизнес на несколько юрлиц, чтобы вписаться в эти нормативы. Сегодня есть три или четыре закона, которые по-разному регулируют или определяют малый бизнес, и эти показатели не сходятся. Мы предлагаем повысить порог до среднеевропейского уровня - от 500 до 1000 человек персонала (в зависимости от отрасли) и до 250-400 млн руб. (5-8 млн евро) по обороту. Но при этом жестко наказывать за попытки дробления. Это упростит жизнь самих организаций, которые сегодня несут издержки при подготовке отчетности "технических" юрлиц, разгрузит налоговые инспекции».
«Можно всем сразу порог не повышать, а начать с приоритетных отраслей, - предлагает Александр Кычаков. - Например, конкретно в Новосибирской области большой эффект дало бы изменение критериев для 1Т-компаний. У нас их около 8 тысяч, и сегодня те, кто перерос критерии малого бизнеса, уходят в офшор, то есть фактически работают в чужой экономике. Стоит увеличить им порог до 30 млн долл. (1 млрд руб.), и эти деньги вернутся в Россию, потому что у нас по "упрощенке" работать на самом деле легче, чем через офшор. Только в Новосибирске это сразу даст эффект в несколько миллиардов рублей.
А меры стимулирования как таковые предпринимателям по большому счету не нужны. Скорее требуется внятная стратегия -куда идти и чем заняться. Сегодня это их собственное решение и собственные риски. Но почему бы государству не регулировать, например, количество кафе, аптек или автозаправок на душу населения или единицу площади? Я недавно видел статистику, что в Новосибирске норматив по аптекам превышен в пять раз, то же самое - по заправкам, по офисным площадям. Это же значит,
что деньги фактически не работают. Кому от этого хорошо? Бизнесмены разоряются, государство недополучает налоги. Почему бы государству не вложить средства в качественный системный анализ потребностей и не объявить, например, что в таком-то регионе востребованы, скажем, теплицы такой-то мощности и производительности, и конкретно эти проекты поддерживаются специальными мерами по выделению земли, налоговому режиму и т. д. Или проанализировать потребности в импортозамещении. Но не просто бросить очередной призыв, а сделать качественный анализ, определить, какие товарные позиции нужны, по каким примерно ценам и в каком количестве. А затем по приоритетным позициям поддержать таможенными тарифами, чтобы дать шанс производителям. Я считаю, что должно быть нечто вроде индикативного планирования. Тогда только за счет организационных мер, без дополнительных масштабных вложений можно будет добиться серьезного экономического эффекта, в том числе для бюджета.
В остальном у малого бизнеса, работающего по упрощенной схеме налогообложения, все хорошо, и инвестиционный климат для них - примерно то же, что уровень счастья: у каждого он свой. Даже рискну сказать: чем больше для бизнеса делается, тем выше ожидания и требования. В АСИ с этим уже столкнулись при мониторинге внедрения инвестиционного стандарта в регионах».
«Для нас очевидно, что область решений в развитии региональной промышленности тесно соприкасается со сферой управления производственными цепочками, - рассуждает председатель совета директоров ЗАО «Сибирская машиностроительная компания» Игорь Кузнецов на страницах «ЭКО»12. - Образно говоря, это как "иголка в яйце, яйцо в утке, утка в зайце." Я считаю, что глобальная "утка" - это мировая кооперация на основе или с обязательным использованием российского сырья, без которого не обходятся никакие высокие технологии и продукты, вплоть до "Боингов", "Эрбасов" и космических ракет. Дальше возникает уровень межотраслевой кооперации: мостостроителям, дорожникам, нефтяникам не обойтись без тяжелой техники -бульдозеров, самосвалов и т.д. Третий уровень кооперации обеспечивают те предприятия, которые могут частично встраиваться
12 Кузнецов И.Б., Утиралов О.А. Новосибирское звено в мировой производственной цепочке // ЭКО. - 2014. - № 5. - С. 106.
в производство: "Элсиб", "Сибэлектротерм", ПК "Красный Яр". Их взаимодействие можно организовать на уровне профессиональных союзов, региональных администраций либо профильных министерств. Самим предприятиям это сложно сделать. Сейчас это все происходит на уровне личных связей. Но системы здесь нет, а значит, и прорывов быть не может».
По предварительным оценкам АСИ, в пилотных регионах, уже внедривших стандарт, приток инвестиций увеличился на 5-7%, реализация инвестпроектов - на 10%. Однако на общероссийской динамике инвестиций все эти достижения пока отражаются слабо. В 2013 г. объем инвестиций в основной капитал в России сократился на 0,2%, в первом квартале 2014 г. спад ускорился до 4,8%. По прогнозам Минэкономразвития РФ, во второй половине года динамика немного улучшится, но по итогам года все же падение составит 2,4%.
Более того, некоторые эксперты сомневаются, что даже уде -шевление кредитных ресурсов до 10,5% (за счет рефинансирования банков под залог инвестиционных кредитов и упрощения выдачи госгарантий) и жесткое принуждение к модернизации (путем усиления санкций за нарушение экологических нормативов и повышения налоговой нагрузки на устаревшие фонды) не приведет к радикальному росту инвестиций.
«Никто не может заставить инвестировать, если нет спроса, - цитируют «Ведомости» главного экономиста ФК "Открытие" Владимира Тихомирова13. - [Пока не будет оживления в экономике] бизнес скорее предпочтет нести налоговые или штрафные издержки, но не станет наращивать долговое бремя». Действительно, процесс сокращения прибыли и удорожания инвестиций сопровождается ростом объемов свободных денег, которые предприятия держат на счетах (в 2013 г. - в 1,5 раза, до 1,6 трлн руб.), отмечает издание со ссылкой на главного научного сотрудника Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Виктора Стародубровского. Отток капитала за 2014 г. достиг 65 млрд долл.
Очевидно, дело не только в инвестиционном климате и снятии барьеров. Бизнес ждет внятных сигналов от правительства, а также конкретных и адресных, а главное - системных мер стимулирования.
13 ЦБ даст деньги на рост // Ведомости. - 2014. - 22 мая.
В части таможенной политики все опрошенные эксперты в один голос говорят о необходимости здорового протекционизма -введения режима наибольшего благоприятствования для высоких технологий и уникального оборудования, заградительных пошлин - на экспорт сырья и поддержки экспорта продукции высокого передела. Помимо всего прочего, это наиболее экономичный путь стимулирования, потому что практически не требует бюджетных затрат. Только огромной политической воли.
«Это совсем не противоречит рынку, - отмечает Валерий Крюков. - Так поступали те же Канада, Норвегия при реализации приоритетных национальных проектов в нефтедобыче. Под каждое новое месторождение они в рамках государственно-частного партнерства формировали заказ на наиболее эффективные технологии и решения. И точными, четкими, недискриминационными мерами заставляли иностранных инвесторов локализовать производство на своей территории. Буквально за 20-30 лет они смогли с помощью этих мер создать современное наукоемкое машиностроение, которое сегодня экспортирует продукции на десятки миллиардов долларов». «ЭКО» уже много раз писал об этом и приводил эти примеры.
В региональной экономической политике тоже есть свои подходы и механизмы стимулирования развития в нужном направлении. В условиях масштабного доминирования сырьевых отраслей в экономике сибирских регионов необходимо выстраивать совместную межрегиональную промышленную политику взаимоотношений с частными и государственными корпорациями, расширения межрегиональной кооперации и развития на ее основе общесибирского рынка. Требуется целенаправленная поддержка развития обрабатывающих производств, высокотехнологичных предприятий машиностроения и инжиниринговых услуг.
И конечно, останется то, что прямому регулированию не поддается, - менталитет и общая культура российских чиновников, бизнесменов, производственников. Для того чтобы правильно настроить их сознание, побудить их заботиться о будущем отечества, приучить с младых ногтей ответственно относиться к делу, странам с развитой рыночной экономикой понадобилось от нескольких десятков до нескольких сотен лет. В этом смысле нам еще многое нужно наверстать.
Подготовила кор. «ЭКО» Э.Ш. ВЕСЕЛОВА
Показатель Ульяновск Казань Калуга Иркутск Омск Томск Кемерово Новосибирск
Место в рейтинге 1 5 6 10 13 20 27 29
Регистрация предприятий, место в рейтинге 3 4 17 8 19 15 28 23
Кол-во процедур 8 9 11 10 8 8 11 11
Срок, дней 21 21 22 19 25 23 22 22
Стоимость, % к среднедушевому доходу 2,1 1,7 2,1 2,1 2,2 2,2 2,5 2,3
Минимальный оплаченный капитал, % к среднедушевому доходу 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6 1,6
Получение разрешений на строительство, место в рейтинге 4 14 9 6 20 6 21 18
Количество процедур 30 32 24 17 29 18 24 20
Срок, дней 191 223 264 215 312 279 322 248
Стоимость, % к среднедушевому доходу 45,6 40 48 141 64,2 66,5 74,8 146,7
Подключение к системе электроснабжения, место в рейтинге 5 17 15 10 13 10 7 29
Кол-во процедур 9 9 10 9 10 9 6 10
Срок, дней 164 186 144 228 222 264 259 265
Стоимость, % к среднедушевому доходу 654,9 929,1 589,8 573,6 112,2 391,4 486,6 815,9
Регистрация собственности, место в рейтинге 8 4 1 18 4 25 29 24
Кол-во процедур 3 3 3 3 3 5 5 5
Срок, дней 35 33 19 34 33 37 45 37
Стоимость, % от стоимости собственности 0,2 0,2 0,2 0,3 0,2 0,2 0,2 0,2
Источник: 1Ж1_: ИПр://ш551ап doing-business.org