Научная статья на тему 'Промышленная политика Малайзии: история и современный этап'

Промышленная политика Малайзии: история и современный этап Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
828
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛАЙЗИЯ / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИКА ИМПОРТЗАМЕЩЕНИЯ / ПОЛИТИКА ЭКСПОРТОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ / MALAYSIA / INDUSTRIALIZATION / INDUSTRIAL POLICY / IMPORT SUBSTITUTION POLICY / EXPORT-ORIENTED POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костюнина Галина Михайловна, Козлова Ольга Анатольевна

В статье проведен анализ эволюции промышленной политики Малайзии от индустриализации на основе замещения импорта к политике экспорториентированного развития. На протяжении шести десятилетий промышленная специализация страны менялась от производства трудоемкой продукции к капиталоемкой и затем к высокотехнологичной продукции. Основным источником роста малазийской экономики стала электроника, занимающая важное место в национальном ВВП, экспорте и структуре занятости. В конце 2018 г. правительство страны объявило курс на четвертую промышленную революцию, поставив амбициозную задачу превращения Малайзии в экономически развитое государство к 2025 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Malaysian Industrial Policy: History and Modern Stage

The article analyzes the evolution of the industrial policy of Malaysia from industrialization through import substitution to export-oriented development policy. For six decades, the country's industrial specialization has changed from manufacturing labor-intensive products to capital-intensive products and then to high-tech products. The main source of growth of the Malaysian economy has become electronics, which occupies an important place in the national GDP, exports and employment structure. At the end of 2018, the government announced a policy of the fourth industrial revolution, setting the ambitious task of turning Malaysia into an economically developed state to 2025.

Текст научной работы на тему «Промышленная политика Малайзии: история и современный этап»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Том I, № 1 (42), 2019

© Костюнина Г.М.

МГИМО (У) МИД РФ

Козлова О.А.

МГИМО (У) МИД РФ

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА МАЛАЙЗИЯ: ИСТОРИЯ и СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП

Этапы индустриализации развивающихся стран

На первом этапе индустриализации экономик развивающихся государств на основе импортозамещения создается производство трудоёмкой продукции с учетом фактора дешевой рабочей силы и обеспеченности природными ресурсами как сравнительных преимуществ1. Страна закупает зарубежные технологии и адаптирует их к местным условиям, т.е. этот этап ИЗИ базируется на зарубежных технологиях. Большое внимание уделяется повышению образовательного уровня рабочей силы, что важно для абсорбирования зарубежных технологий. Компаниям предоставляются налоговые льготы и субсидируются издержки производства для стимулирования капиталовложений в депрессивные регионы страны. Нередко формируются зоны экономического роста в небольших городах и на сельскохозяйственных территориях для привлечения инвестиций. Но такая промышленная политика не принесла ожидаемых успехов развивающимся экономикам, так как инвесторы предпочитают вкладывать капитал в экономику крупных городов, чтобы получить большую прибыль благодаря близости к рынкам сырья и сбыта.

На II этапе индустриализации развивающихся государств правительство акцентировано на содействии экономическому развитию благодаря таким мерам, как поддержка местных предпринимателей, формирование национальных кластеров, вложение инвестиций в социальную сферу, формирование государственных компаний для удовлетворения потребностей населения. Компании и исследовательские институты, находящиеся в государственной собственности, ведут разработку собственных технологий. Еще с 1950-х гг. в развивающихся странах создавались национальные исследовательские советы по содействию научно-техническим достижениям и координации научных исследований с производственной деятельностью компаний. В 1960-1970-е гг. в ряде стран была сформи-

рована начальная технологическая инфраструктура и началась реализация программ научно-технологического развития. Финансирование НИОКР осуществляли национальные банки развития.

III этап индустриализации развивающихся государств характеризуется сбалансированным экономическим развитием в сочетании с активным участием на внешних рынках. Данный подход учитывает конкурентный предпринимательский климат и основан на мерах по укреплению возможностей регионов в конкурентоспособном производстве и в повышении привлекательности для инвестиционных вложений. На данном этапе основной акцент был сделан на политике привлечения ПЗИ и переходу к новым высоким технологиям. На стадии становления национальные компании имели огромные доли ПЗИ в своих активах. Третий этап также отличался разработкой новых технологий. Хотя по-прежнему действовали государственно-частные консорциумы, но постепенно лидирующие позиции перешли к частным компаниям. Если на предыдущем этапе зарубежные компании-инвесторы организовывали курсы повышения квалификации кадров, то на третьем стали разрабатывать технологии в целях их коммерциализации.

Малазийская практика индустриализации в целом соответствует рассмотренным этапам индустриализации развивающихся государств.

Эволюция индустриализации экономики Малайзии

Еще в колониальный период в малазийской экономике преобладал добывающий сектор - сельское хозяйство (производство натурального каучука) и добыча минерального сырья (добыча олова), составлявший 45,7% ВВП и 63% занятости, тогда как на промышленность приходилось 11% и 10% соответственно . Натуральный каучук и олово экспортировались в необработанном виде и составляли % экспорта. В этот период важную роль в экономическом развитии играли благоприятные факторы, как тропический климат, природные ресурсы и близость к торговым маршрутам между Европой и Восточной Азией.

В следующее десятилетие (1957-1967 гг.) правительством Малайзии была утверждена стратегия импортного замещения, которая реализовывалась в рамках 5-летних экономического развития. Она была нацелена на сокращение зависимости от импорта, содействие занятости, диверсификацию экономики. Как и в других развивающихся странах, государство импортировало зарубежные техноло-

гии, формировало национальные технологические мощности, содействовало повышению уровня квалификации рабочей силы. В рамках промышленной политики использовались такие инструменты, как освобождение от налогообложения, создание промышленных парков, содействие развитию инфраструктуры. Политика оказалась достаточно успешной, когда благодаря ей была сформирована промышленная база, продолжилась диверсификация экономики, сократилась зависимость от импорта, использовались природные ресурсы и создавались новые рабочие места. Одновременно, выявились и проблемы промышленной политики, связанные с более динамичным ростом импорта промышленных товаров по сравнению с промышленным экспортом, а также с проблемой высокой безработицы.

Импортозамещение продолжалось до начала 1980-х гг. с учетом небольшой емкости внутреннего рынка, переводом в Малайзию зарубежных производств полупроводников, сохранением зависимости экспортных производств от импорта машин и оборудования, компонентов и запасных частей. Для стимулирования притока прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) был принят Закон об инвестиционных стимулах (1968 г.), который предлагал широкий пакет льгот для зарубежных компаний, инвестирующих в экспортные отрасли. Из их числа следует выделить: льготное кредитование, сниженные ставки пошлин на импорт продукции, используемой в экспортном производстве, нулевые ставки пошлин на импорт сырья, освобождение от налогообложения компаний в экспортных отраслях. Как и в других развивающихся отраслях, малазийское производство основывалось на применении простейших технологий, на сравнительных преимуществах в обеспеченности природных ресурсов и стимулировании экспорта. Отраслевой разрез был представлен производством потребительской продукции как электроника, электрическая и текстильная продукция, одежда. Эти трудоемкие отрасли стали основой национального экспорта.

Одним из факторов успеха на данном этапе индустриализации стало формирование свободных экономических зон (СЭЗ), которые действуют с 1971 г., когда был подписан Закон о зонах свободной торговли. Таким зонам (в соответствии с ныне действующим Законом 1990 г. - свободные коммерческие зоны) был предоставлен принцип таможенной экстерриториальности и пакет льгот с учетом успешной мировой практики зонирования. Он включил беспошлинный ввоз машин, оборудования, промежуточной продукции и

сырья для экспортноориентированных производств сроком на 5-10 лет, нулевую ставку налога на прибыль корпораций сроком на 5-10 лет, беспошлинный вывоз продукции за рубеж сроком на 5-10 лет, субсидированную инфраструктуру. Для его получения компания должна быть зарегистрирована на территории СЭЗ, получить резидентный статус и быть производителем продукции электроники и электротехнической продукции. Главное требование - экспорт не менее 80% производимой продукции, т.е. по сути это - экспортно-производственные зоны. Спустя 2 года льготы распространились и на все резидентные компании, выпускавшие и экспортировавшие трудоемкую продукцию. С 1974 г. к зонам свободной торговли были добавлены лицензированные таможенные склады как зоны одной компании, которые размещены вне пределов СЭЗ. Пакет льгот аналогичен пакету для резидентов СЭЗ. Их суть заключалась в производстве трудоемких товаров в целях последующего вывоза за рубеж на условиях таможенного склада. Всего создано 13 свободных коммерческих зон.

Таким образом, в период с конца 1950-х гг. до 1980-х гг. Малайзия прошла первую стадию ИЗИ, создав национальное производство потребительской продукции. С учетом узости внутреннего рынка и проблем сбыта национальной менее конкурентоспособной (по сравнению с западными аналогами) продукции на внешних рынках правительство приняло стратегию экспортного ориентирования с учетом национальных сравнительных преимуществ. Такая политика содействовало динамичному росту экспорта.

С начала 1980-х гг. в Малайзии основное внимание было уделено привлечению зарубежных инвестиций и технологий, использованию национальных преимуществ благоприятного инвестиционного климата, низкой оплаты труда, благоприятного географического положения.

В первые пять лет второго этапа индустриализации (19811985 гг.) происходила постепенная утрата сравнительных преимуществ в трудоемких производствах и переход к капиталоемким отраслям. Такой переход был продиктован необходимостью сокращения зависимости от импорта капиталоемких товаров и промежуточной продукции для поддержки экономического роста; развития поддерживающих отраслей в целях формирования тесных связей с основным производством; применения успешного опыта Японии и Республики Корея в развитии капиталоемких отраслей. В итоге, стратегия импортозамещения эволюционировала от трудоемких от-

раслей к капиталоемким и технологичным отраслям, как автомобилестроение, нефтехимия, производство оборудования, цемента, стали и др.

В 1990-е гг. малазийская экономика переживала проблемы, связанные с нехваткой технологических мощностей и квалифицированной рабочей силы, высокой зависимостью от ПЗИ, когда в экономике главную роль играли зарубежные ТНК, со слабостью поддерживающих отраслей промышленности и конкуренцией со стороны государств с более дешевой рабочей силой, как Вьетнам или Китай. В целях разрешения перечисленных проблем правительство страны утвердило меры по поддержке развития технологичных отраслей национальной экономики и разработке новых технологий.

В последующие годы, начиная с 1985 г. развитие промышленности Малайзии осуществлялось в рамках долгосрочных промышленных мастер-планов. Первый такой план действовал в 1986-1995 гг. и был призван усилить сравнительные преимущества страны, укрепить технологическую базу и конкурентоспособность. Он акцентировался на развитии электроники и текстильной отрасли, науки, технологий и человеческих ресурсов. В 1995 г. правительство принимает программу трансформации от отраслей с низкой добавленной стоимостью к отраслям с высокой добавленной стоимостью и формирования наукоёмкой специализации электроники.

Второй промышленный мастер-план (1996-2005 гг.) был призван стимулировать рост производительности на основе укрепления связей между отраслями промышленности и роста конкурентоспособности, повышения роли местных компаний, разработки технологий. Он включил такие основные направления, как формирование цепочек поставок на основе стимулирования зарубежных ТНК производить продукцию с более высокой добавленной стоимостью на территории страны; углубление цепочек поставок на основе диверсификации местных производственных мощностей; приобретение и развитие технологий; разработка ИТ; содействие росту международной конкурентоспособности малазийских компаний. В итоге, была определена стратегическая цель перехода от сборочного производства к производству продукции с высокой добавленной стоимостью и повышения доли промышленности до 38,4% в ВВП. С учетом опыта индустриально развитых государств, оптимальная для сохранения экономического роста доля промышленности в ВВП составляет 30%. К конечной дате второго промышленного ма-

стер-плана, т.е. в 2005 г. доля добавленной стоимости промышленности в ВВП Малайзии достигла 27,55%. Т.е. поставленная задача не была выполнена.

В целом, в период 1970-2000 гг. малазийская экономика успешно развивалась и достигла таких преимуществ, как сокращение бедности населения, повышение образовательного уровня населения, улучшение системы здравоохранения, рост продолжительности жизни населения, создание трудоемких отраслей промышленности. Но сказалась и проблема слабодиверсифицирован-ной структуры экспорта, в котором преобладали нефть, газ, пальмовое масло, электроника.

К началу XXI века темпы роста промышленного производства в стране замедлились. Причинами стали неэффективность политики координации и мониторинга развития промышленности, неэффективности рынка труда и ограничений в развитии человеческих ресурсов.

Ныне действующий промышленный мастер-план, третий по счету рассчитан на 2005-2020 гг. и исходит из принципиально новой стратегии с преимущественным развитием сферы услуг, главным образом, ИТ и мультимедиа и формированием экономики, основанной на знаниях. Это легло в основу современного этапа индустриализации малазийской экономики, который берет начало с 2000-х гг.

В 2010 г. была утверждена Программа экономической трансформации, нацеленная на рост международной конкурентоспособности и приток ПЗИ в 12 ключевых отраслей национальной экономики, как электроника и производство электротехнической продукции, медицинского оборудования, машин и оборудования, нефти и природного газа, продукции «зеленой» энергетики, транспорта для ускорения экономического развития. Основные отрасли для вложения ПЗИ - производство ресурсоемкой продукции, логистика. Также программа призвана содействовать улучшению качества жизни населения, улучшению системы образования, инфраструктуры, сократить количество домашних хозяйств с низкими среднедушевыми доходами.

Рост уровня оплаты труда, нехватка квалифицированной рабочей силы и технологических мощностей негативно сказались на динамике роста притока ПЗИ и в целом экономики. Это стало причиной возврата к производству ресурсоемкой продукции как переработанной аграрной продукции (пальмового масла) и минерально-

го сырья (нефтепереработка). Их доля составляет 1/5 промышленного производства страны (19% нефтепереработка и 12% пальмовое масло). Подобная специализация характерна для стран с низкими доходами и стран с доходами ниже средних, что является редким примером для страны с доходами выше средних.

Одновременно, происходило падение доли промышленности в ВВП и в структуре занятости, что означает деиндустриализацию малазийской экономики (см.табл.1).

Таблица 1.

Динамика доли добавленной стоимости промышленности

в ВВП и занятости в Малайзии, %

Сфера Доля добавленной стоимости промышленности в ВВП,% Доля промышленности в занятости,%

1960 10,26

1965 10,20

1970 13,76

1975 18,72

1980 21,95

1985 19,67

1990 24,22 27,66

1995 26,38 32,34

2000 30,86 32,18

2005 27,55 29,73

2010 23,43 27,73

2015 22,71 27,52

2017 22,27 27,22

Источник. Составлено на основе данных Всемирного банка. ШЬ:

https://data.worldbank.org/mdicator/NV.IND.MANF.ZS?end= и https://data.worldbank.org/indicator/SL.IND.EMPL.ZS?end=

Как видно, доля добавленной стоимости промышленности в ВВП Малайзии выросла в 1960-2000 гг. с 10,26% до 30,86%, затем стала снижаться до уровня 22,27% в 2017 г. Схожа динамика доли промышленности в структуре занятости - рост с 1990 г. по 1995 г. с 27,66% до 32,34%, затем постепенное сокращение до 27,22% по итогам 2017 г. Судя по приведенным статистическим данным, можно сделать вывод об индустриализации малазийской экономики до начала 2000-х гг., а в последние почти два десятилетия - о деиндустриализации, когда более динамично растет сфера услуг в ВВП страны и занятости.

Сфера нефтепереработки и производства пальмового масла относятся к капиталоемким отраслям и создающим небольшое число рабочих мест, которые не требуют относительно квалифицированной рабочей силы и отличаются небольшой производительностью, а также зависят от конъюнктуры мировых рынков. В итоге, Малайзия занимает невысокое место в стоимостной цепочке поставок продукции электроники, а большая часть рабочей силы представлена лицами с невысоким уровнем квалификации (лишь 7% занятых в промышленности имеют высшее образование). Сохраняется разрыв между уровнем заработной платы (4 тыс. долл. в среднем ежегодно) и среднедушевым ВВП (11 тыс. долл.), что связано с высокой долей мигрантов в структуре занятости (500 тыс. из 1,8 млн человек).

Экспортная специализация Малайзии в течение нескольких десятилетий основывалась на оловянной руде и натуральном каучуке, которые обеспечивали 75% экспортных доходов и 33% ВВП в 1970 г. За период с 1970 г. благодаря успешной индустриализации доля промышленного экспорта возросла с 10% до 80% в 2017 г.4

Малазийская экономика является одной из наиболее динамично развивающихся в мире По итогам 2017 г., темп прироста составил 5,9% (см.табл.2).

Таблица 2

Динамика роста ВВП и среднедушевого ВВП Малайзии _в 1960-2017 гг., %_

1960 1970 1980 1990 2000 2010 2017

Темп прироста ВВП, % 7,6 5,99 7,44 9,01 8,86 7,42 5,9

Темп прироста среднедушевого ВВП, % 4,25 3,1 6,8 3,5 6,1 3,2 4,4

Среднедушевой ВВП, долл. 234,9 357,7 1774,7 2440,6 4045,2 9071,4 9951,5

Источник. Составлено на основе данных Всемирного банка. URL:

https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.KD.ZG?locations=SL&

year_low_desc=true

Как видно из табл.2, на протяжении последних почти шести десятилетий среднегодовой темп прироста ВВП Малайзии составлял не менее около 6%, а среднедушевого ВВП - не менее 3%. Благодаря этому за рассматриваемый период Малайзия превратилась

из страны с низким уровнем доходов на душу населения (234,9 долл.) в страну с доходами выше среднего (9951,5 долл.).

Направления промышленной политики в Малайзии

Промышленная политика осуществляется неразрывно с торговой и инвестиционной политикой, политикой содействия технологической модернизации, политикой развития человеческих ресурсов, политикой содействия МСП и политикой кластеризации.

Важнейшим направлением промышленной политики является торговая политика. В рамках ИЗИ наиболее жестко защищался внутренний рынок от импорта продукции, аналогичной той, которая производилась для замещения импорта. Как и в некоторых странах Восточной Азии, в Малайзии политика ИЗИ продолжалась параллельно политике экспортного ориентирования, что сказалось на специфике торговой политики. Правительство проводило поддержку импорта промежуточной продукции и готовых изделий, необходимых для углубления промышленной специализации и экспортного производства, при одновременном протекционизме в отношении ввоза из-за рубежа потребительской продукции. Ставки таможенных пошлин, соответственно, были снижены в отношении импорта продукции производственного назначения, и напротив, повышены в отношении ввоза потребительских товаров. Одним из слагаемых малазийского успеха в индустриализации стало подобное сочетание открытости рынков одних товаров с закрытостью рынков других товаров. По оценкам многих зарубежных экспертов, индустриализация на основе замещения импорта не стала бы успешной, если бы не сопровождалась политикой содействия экспорту параллельно защите внутренних рынков и если бы не было внутренней и внешней конкуренции5. Современная торговая политика Малайзии отличается частичной либерализацией таможенно-тарифного регулирования и нетарифных ограничений. Средний уровень таможенно-тарифного обложения равен 5,7%, в том числе на аграрную продукцию - 8,1% и на неаграрную продукцию - 5,3%. Наиболее высокие ставки пошлин по РНБ установлены на напитки и табак - 230,1%, а также на овощи и фрукты - 101,4%6.

Промышленная политика неразрывно связана с инвестиционной политикой как политикой содействия притоку иностранных инвестиций и активизации участия страны в глобальных и региональных цепочках поставок. Важную роль в поддержке индустриализации сыграл Закон о содействии инвестициям (The Promotion of

Investment Act), 1986 г., который либерализовал допуск ПЗИ. Его основное отличие от законодательной практики, например, стран АСЕАН состоит в предоставлении особых льгот зарубежным инвесторам в рамках режима наибольшего благоприятствования, а не национального режима. Из их числа следует выделить: неприменение отдельных законодательных актов в сфере регулирования трудовых отношений; изменение порядка расчета сверхурочных в целях сокращения издержек в экспортном секторе для компаний с зарубежным капиталом.

Было разрешено создавать предприятия со 100%-ой иностранной собственностью при условии, что оно экспортирует не менее 80% производимой продукции; с иностранной собственностью до 51% при условии экспорта 51-79% производства; с иностранной собственностью 30-50% при условии экспорта менее 50% производства. Закон стимулировал приток ПЗИ в малазийскую экономику, особенно в производство электроники.

Инвестиционная политика реализуются на основе стимулов для развития промышленного производства и капиталовложений независимо от производства продукции на внешний и/или внутренний рынок. Их арсенал достаточно широк: займы приоритетным отраслям национальной промышленности; кредитование инвестиционных проектов; налоговые стимулы отдельным отраслям промышленности; субсидирование отраслей и регионов. Стимулы для вложения новых ПЗИ предоставляются с учетом отраслевого разреза (промышленность, сельское хозяйство, биотехнологии, экологии, научных исследований, подготовки кадров, одобренные инвестиционные проекты в сфере услуг, судоходство и транспорт, ИКТ, депрессивные регионы).

Современная инвестиционная политика основана на гарантиях защиты прав и интересов иностранных инвесторов с учетом норм национального законодательства и многосторонних договоренностей, как двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций (их 71 и еще 2 с АСЕАН и Организацией исламских государств). Гарантируются такие права инвесторов, как защита от национализации и экспроприации собственности на основе выплаты быстрой и адекватной компенсации, беспрепятственный перевод доходов за рубеж; разрешение инвестиционных споров с учетом Вашингтонской конвенции по разрешению инвестиционных споров, членом которой Малайзия является с 1966 г.

Достаточно адекватное международным нормам национальное инвестиционное законодательство и успешная инвестиционная политика стимулировали приток ПЗИ. Стоимостной объем вложенных ПЗИ увеличился с 2611,0 млн долл. до 9543,4 млн долл. за 1990-2017 гг. или в 3,7 раза, а максимум был достигнут в 2013 г. -12115,5 млн долл. Для сравнения национальный ВВП увеличился с 44,0 млрд долл. и до 314,7 млрд долл. в 2017 г., или в 7,2 раза. Доля ПЗИ в ВВП Малайзии сохраняется на невысоком уровне и составила 3% в 2017 г.

Промышленная политика осуществляется и как политика содействия технологической модернизации в промышленности. По данным 2017 Global R&D Funding Forecast, в 2016 г. Малайзия занимала 26-е место в мире по доле расходов на НИОКР в ВВП

о

1,25%, или в абсолютном выражении 11,1 млрд долл. Для поддержки технологичной модернизации используются инструменты содействия частным технологическим компаниям в разработке технологий, укрепление сотрудничества между государственными исследовательскими институтами и частными фирмами; формирование информационной инфраструктуры для частных компаний. Широко применяется система грантов, программы кредитования, налоговые льготы, программы по развитию технологий в соответствующих отраслях, программы поддержки технологических компаний. Так, стимулы для высокотехнологичных компаний включают 100%-ое освобождение от налога на прибыль сроком на 5 лет; налоговый вычет в размере 60% на капитальные расходы сроком на 5 лет с даты первой объявленной прибыли. Для получения стимулов высокотехнологичная компания должна удовлетворять таким критериям, как доля расходов на НИОКР составляет не менее 1% от общих расходов компании в среднем ежегодно в течение 3-х лет; научные сотрудники компании, составляющие как минимум 15% общего штата, должны иметь опыт работы по специальности не менее 5 лет; доля добавленной стоимости должна быть не менее 40%. Один из эффективных инструментов содействия технологической модернизации - организация технопарков, что указано в Планах экономического развития Малайзии на 2001-2005 гг., 2006-2010 гг., 2011-2015 гг. и 2016-2020 гг. Эти планы нацелены на создание экономики, основанной на знаниях, и её трансформацию в экономику с высокими среднедушевыми доходами населения. Первый технопарк действует с 1996 г. Это - технопарк Кулим в штате Кедах, в рамках которого развиваются технологичные производства полу-

проводников, электроники, телекоммуникационной продукции, биотехнологий, ведется разработка новых технологий, производство возобновляемых источников энергии, медицинских и научных приборов, оптики, оптоэлектроники. Совокупный объём вложенных инвестиций оценивается в ЯМ34 млрд. В нём зарегистрировано 24 ТНК, 37 малых и средних компании и занято около 27 тыс.человек9.

Важное направление промышленной политики - политика в сфере развития человеческих ресурсов отличается невысокой эффективностью. Зарубежными исследованиями и практикой доказана тесная взаимосвязь между диверсификацией промышленности и уровнем образования населения. Главная причина состоит в том, что образование помогает преодолеть зависимость экономики от производства узкого ассортимента товаров; чем выше образовательный уровень рабочей силы, тем выше экспортная диверсификация. В стране невелика роль государственных структур в подготовке кадров, хотя были инициированы еще с 1990-х гг. три программы: Схема двойного налогового вычета на подготовку кадров, Фонд развития человеческих ресурсов и Фонд технического содействия промышленности. Специальный Фонд развития человеческих ресурсов был создан в 1993 г. на основе правительственного гранта. Его средства образуют отчисления в размере 1 % от фонда заработной платы. Основное направление расходов - финансирование курсов подготовки/переподготовки кадров на фирмах, которые регулярно их организуют, в специальных институтах и временных курсов подготовки кадров при фирмах. За весь период деятельности Фонда было подготовлено 2,3 млн человек, а объем расходов на эти цели за 2017 г. составил RM283,3 млн. По прогнозу к 2020 г. доля подготовленных в рамках сертифицированных программ Фонда квалифицированной рабочей силы в общей ее численности составит 35% и количество новых рабочих мест - 1,5 млн10. Еще один инструмент - недавно созданный Центр по развитию человеческих ресурсов в Пенанге для подготовки квалифицированной рабочей силы.

Между тем, малазийская экономика характеризуется нехваткой лиц квалифицированного труда, в том числе специалистов и научных работников, что является одним из барьеров на пути интенсификации экономического роста. Для решения данной проблемы используется практика модулей подготовки кадров в государственных университетах (в том числе на английском языке), пре-

зентаций специфики применяемого оборудования и инструментов, а также предпринимательства.

В Малайзии установлен пакет стимулов для компаний, организующих курсы подготовки/переподготовки кадров. Они включают: (1) отчисления на покрытие издержек участия работников в деятельности ярмарок, платежей агентствам по найму персонала при расчете уровня налогообложения; (2) налоговый вычет на подготовку кадров с целью последующего найма лиц, прошедших повышение уровня квалификации (компания должна дать подобное обязательство); (3) налоговый вычет на подготовку кадров незанятых лиц; (4) налоговый вычет на передачу наличных некоммерческим организациям, занимающихся организацией курсов подготовки/переподготовки кадров; (5) освобождение от налогообложения оборудования для образовательных целей; (6) двойной налоговый вычет расходов на организацию курсов подготовки кадров из налогооблагаемой суммы для промышленных и прочих компаний, которые не осуществляют взносы в Фонд развития человеческих ресурсов.

Следует остановиться и на таком направлении промышленной политики, как политика содействия малым и средним предприятиям (МСП). В соответствии с малазийским законодательством, под МСП понимается компания резидентная в стране с оплаченным капиталом обычными акциями не более RM2,5 млн на начало базового годового периода оценки. Малые компании - компании, инкорпорированные в Малайзии с акционерным капиталом не выше RM2,5 млн и малазийской собственностью в размере не менее 60% акционерного капитала.

Такая политика реализуется на основе формирования адекватной правовой и институциональной базы их деятельности и оказания услуг с учетом компенсации их потерь, т.е. субсидирования финансовых услуг, доступа к технологиям, строительства инфраструктуры, подготовки кадров, нефинансовой поддержки экспорта, предоставления информации. Помимо акцента на налоговые стимулы в практике Малайзии проводится господдержка МСП на основе гарантии со стороны государственно-частной компании Credit Guarantee Corporation Malaysia Berhad (CGC) и функционирования Программы связей с промышленностью (1996 г.). Она призвана повысить технологический уровень МСП на основе укрепления связей с дочерними структурами ТНК. За участие в программе МСП вправе пользоваться следующей льготой: предоставление произво-

димой промежуточной продукции приоритетного статуса и освобождение от уплаты налога на прибыль корпораций сроком на 5 лет.

МСП предоставляется сниженная ставка налога на прибыль корпораций (20%) при доходах не выше ЯМ500 тыс. С остальной части дохода взимается налог по ставке в 25%. Что касается малых компаний, то пакет стимулов больше и включает полное освобождение от уплаты налога на прибыль корпораций сроком на 5 лет; налоговый вычет в размере 60% капитальных расходов сроком на 5 лет.

Можно выделить и такое направление современной промышленной политики, как политика кластеризации и формирование экономических коридоров. В частности, в 2007 г. в Малайзии был утвержден план развития экономических коридоров в пяти регионах с учётом их сравнительных преимуществ в целях экономического роста и постепенного нивелирования различий в уровнях жизни населения.

Главная цель состоит в трансформации экономики страны в полностью индустриальное государство к 2020 г. и в стимулировании экономического роста. В экономических регионах акцент сделан на такие сферы экономики, как информационные технологии и биотехнологии, промышленность и прежде всего электроника, исламские банки, образование и здравоохранение; развитие туризма и логистики; формировании кластеров.

Первый коридор Южный Искандар стал создаваться в штате Джохор (с завершением в 2025 г.) для развития таких отраслей как информационные технологии и биотехнологии, промышленность и прежде всего электроника, исламские банки, образование и здравоохранение. Второй коридор- Северный экономический в штатах Кедах, Пенанг и Северный Перак для развития производства продукции с высокой добавленной стоимостью, промышленности и сельского хозяйства, туризма и логистики. Третий коридор - Во-сточноприбрежный экономический коридор формируется в штате Джохор (Келантан, Тренггану, Паханг, Мерсинг) для содействия развитию пяти кластеров в сферах нефтегазовой отрасли, промышленности, сельского хозяйства, туризма и образования. Четвёртый коридор - Экономический коридор Сабах нацелен на экономическое развитие штата и формирование центра торговли, инвестиций и туризма, промышленности и сельского хозяйства благодаря трем зонам - промышленной, аграрно-продовольственной для малого и

среднего бизнеса и туристической, а также свободной промышленной зоны. Пятый коридор - Саравак будет создан к 2020 г. как центр развития возобновляемых источников энергии и энергоёмких отраслей. На его территории будут действовать 10 экономических зон по выпуску алюминия, стали, стекла, судового оборудования, аквакультур, пальмового масла.

Формирование экономических коридоров в Малайзии призвано стимулировать кластеризацию национальной экономики на основе её реструктуризации и интеграции в глобальные производственные цепочки. Для реализации этой цели в 2007 г. утверждён новый пакет стимулов: освобождение от налогообложения корпоративных доходов на 10 лет, освобождение от налога на переводимые за рубеж доходы сроком на 10 лет, неприменение национальных правил инвестиционного регулирования на территории коридоров, смягчение валютных ограничений, отсутствие ограничений на количество занятых иностранцев11.

Роль электроники в экономическом развитии Малайзии

Электроника стала драйвером экономического роста Малайзии и главным результатом успешности ее промышленной политики. Ее основой стала политика формирования СЭЗ и привлечения ПЗИ, использование преимуществ дешевой рабочей силы и предоставления налоговых стимулов. Благодаря ей зарубежные ТНК перенесли свои производства в Малайзию, вследствие чего к середине 1990-х гг. на зарубежных филиалах производилось 90% продукции электроники. Процесс производства постепенно эволюционировал от простой сборки к выпуску конечной продукции субсекторов электроники, в том числе высокотехнологичной и с высокой добавленной стоимостью как радиоприемники, телевизоры, компьютеры и видеокамеры. Хотя в последние годы темпы роста электроники замедлились, и Малайзия не смогла догнать по уровню ее развития Республику Корея и Тайвань, но электроника остается главным фактором экономического роста страны. Доля электроники в производстве продукции с высокой добавленной стоимости составляет 24,5%, в национальном экспорте 39,2% и объеме промышленного производства - 49,2%, в занятости - 32,5%12.

Практику применения зарубежными ТНК международных стандартов в производстве успешно использовали национальные компании, что также стимулировало рост международной конку-

рентоспособности как самих компаний, так и национальных отраслей Малайзии. Это содействовало становлению малазийских ТНК, пять из числа которых в Топ-100 ТНК развивающихся стран и государств с переходной экономикой по версии ЮНКТАД (см.табл.3).

Таблица 3

Крупнейшие ТНК Малайзии, входящие в Топ-100 ТНК развиваю-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щихся государств и стран с переходной экономикой, млн долл.

М Активы Продажи Занятость

е с т о ТНК Сфера деятельности Зарубежные Всего Зару-беж-ные Всего Зару-беж-ные Всего

8 Petronas Нефтяная отрасль 39 341 134 483 34 574 49 446 8 165 51034

38 Genting Bhd Гостинично-ресторанный бизнес 16 410 20 867 3 037 4 831 37000 49700

43 YTL Corporation Bhd Строительство 15 392 18 716 2 585 3 562 6 232 11000

51 Axiata Group Bhd Телекоммуникации 12 817 15 713 3 564 5 204 21050 25000

55 Sime Darby Bhd Оптовая торговля 12 252 16 961 6 378 7 518 89834 12435 6

Источник. Web table 20. The top 100 non-financial MNEs from developing and transition economies, ranked by foreign assets, 2016.

В сочетании с активным внедрением новых технологий промышленная специализация страны эволюционировала к производству точного оборудования, электронных компонентов, автоматизированных систем управления и систем видеонаблюдения.

За годы индустриализации, что также является одним из результатов ее успешности, кардинально изменилась товарная структура малазийского экспорта. За период с 1965 г. удельный вес оборудования и продукции электроники увеличился с 1% до 49%, текстильной продукции с 1% до 2%, тогда как доля аграрной продукции сократилась с 49% до 9%, топлива и минерального сырья со-

13

хранилась на уровне 9% . В группе оборудование и продукция электроники выделяются такие товарные позиции, как (1) электрическое оборудование и части к нему с долей в 33,6% (рост в 2,5 раза за последние 20 лет); (2) оборудование и механическая аппаратура, ядерные реакторы с долей в 10,3% (рост в 1,3 раза); (3) оптическая, фотографическая, кинематографическая, медицинская и хирургическая аппаратура с долей в 3,8% (рост в 4,9 раза). Что касается таких

товаров, как алюминий, то за 2000-2017 гг. его экспорт возрос в 11 раз, а доля - до 1,6%; экспорт минерального топлива и масел растительного и животного происхождения (в том числе традиционного для Малайзии пальмового масла) в 4,5 раза, а удельный вес с 9,7% до 15,5%; экспорт натурального каучука (также традиционного экспортного товара) увеличился в 4,4 раза, а доля с 1,9% до 3,0%14.

Перспективы промышленной политики Малайзии

В ноябре 2018 г. Малайзия официально объявила о Национальной политике по промышленной революции 4.0. Ее цель состоит в цифровой трансформации промышленности страны и соответствующих отраслей услуг в умную (смарт) промышленность с высокотехнологичными отраслями и становления как провайдера промышленной продукции в регионе Восточной Азии. Сфера промышленности является основным источником роста малазийской экономики: за 5 лет промышленность добавила дополнительные 23 п.п. к росту ВВП15. Поставлена цель достижения роста промышленности в 5,1% в среднем ежегодно в 2016-2020 гг. по сравнению с 4,8% в 2011-2015 гг.

Но главная амбициозная цель - превратить Малайзию в экономически развитое государство не позднее чем к 2025 г. Более конкретно цели состоят в следующем: (1) увеличить рост производительности на 30 п.п. в расчете на 1 занятого в промышленности; (2) увеличить реальный вклад промышленности в экономику на 54% до 94 млрд долл.; (3) увеличить численность высококвалифицированной рабочей силы в промышленности с 18% до 35%. Основные инструменты в рамках стратегии Промышленность 4.0 -финансирование цифровой инклюзивной экосистемы на основе улучшенной инфраструктуры; адекватное регулирование; повышение образовательного уровня и квалификации рабочей силы; разработка смарт-технологий.

Выводы

1. С конца 1950-х гг. до 1980-х гг. Малайзия прошла первую стадию ИЗИ, создав национальное производство потребительской продукции.

2. С 1980-х гг. стратегия импортозамещения эволюционировала от трудоемких отраслей к капиталоемким и технологичным отраслям, как автомобилестроение, нефтехимия, производство оборудования, цемента, стали.

3. К началу XXI века темпы роста промышленного производства в стране замедлились. Рост уровня оплаты труда, нехватка квалифицированной рабочей силы и технологических мощностей негативно сказались на динамике роста притока ПЗИ и в целом экономики. Это стало причиной возврата к производству ресурсоемкой продукции пальмового масла и продукции нефтепереработки.

4. Процесс индустриализации малазийской экономики продолжался до 2000-х гг., а в последние почти два десятилетия ее отличала деиндустриализация, когда более динамично растет сфера услуг в ВВП страны и занятости.

5. Основные результаты промышленной политики: (1) динамичные темпы прироста ВВП в 6,59% по итогам 2017 г.; из страны с низким уровнем доходов на душу населения Малайзия стала страной с доходами выше среднего; эволюцмя промышленной специализации к производству точного оборудования, электронных компонентов, автоматизированных систем управления и систем видеонаблюдения; изменение товарной структуры экспорта благодаря снижению доли аграрной продукции и росту доли оборудования и продукции электроники.

6. В конце 2018 г. правительство Малайзии взяло курс на четвертую промышленную революцию, поставив главную цель превращения страны в в экономически развитое государство не позднее 2025 г.

1 Международные экономические отношения: плюрализм мнений в эпоху перемен: коллективная монография / под общ. ред. и с предисл. Л.С.Ревенко; МГИМО (университет) МИД РФ. М., 2017.

Оverview of Malaysian industrialization and the development of the petrochemical industry. URL:

http://studentsrepo.um.edu.my/3966/4/120918_3_Zakariah_Abdullah_Chapter_3_.p df

Thiam Hee Ng. How can Malaysia ensure economic growth for all? 13 Oct 2015. URL: https://www.weforum.org/agenda/2015/10/how-can-malaysia-ensure-economic-growth-for-all/

4 Оverview of Malaysian industrialization and the development of the petrochemical industry. URL:

http://studentsrepo.um.edu.my/3966/4/120918_3_Zakariah_Abdullah_Chapter_3_.p df

5 Di Maio M. Industrial Policies in Developing Countries/ History and Perspectives. // Industrial Policy. Vol.1.Oxford University Press. P.14.

6 World Tariff Profiles 2018. WTO, ICTD, 2018.

Симонова М.Д. Статистический анализ прямых иностранных инвестиций в системе индикаторов экономической глобализации // Вопросы статистики. -2010. - №.6. С.27.

8 2017 Global R&D Funding Forecast. R&D Magazine, Winter 2017. P.5.

9 Siralingam G. The Economic and Social Effect of Export Processing Zones: The Case of Malaysia. ILO, Geneva, WP 66, 2014.

10 Nurturing Workforce. Annual Report 2017. HRDF, Kuala Lumpur, 2018. Р.11.

11 Костюнина Г.М. Государственная поддержка инвестиционных проектов в странах АСЕАН // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития.

№36, 2017. — С.24-34.

12

Lebdioui А. Industrial Policies for Diversification and Resource-based industrialisation: Case studies of Malaysia and Chile. United Nations Conference on Trade and Development 10th Multi-year Expert Meeting on Commodities and Development. 25-26 April 2018, Geneva 2018. Р.9.

13

Ha-Joon Chang and Zach Л. Industrial development in Asia. Trends in industrialization and industrial policy experiences of developing Asia. WIDER Working Paper 2018/120. Geneva, 2018. Р.11.

14 Данные рассчитаны по

https://www.trademap. org/Product_SelCountry_T S.aspx?

15 Gnanasagaran А. Malaysia launches Industry 4.0 policy. 1 November 2018. URL: https://theaseanpost.com/article/malaysia-launches-industry-40-policy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.