Научная статья на тему 'Промышленная политика и налоговое регулирование'

Промышленная политика и налоговое регулирование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамов М.Д.

В статье рассмотрены особенности экономики России и некоторые вопросы, связанные с налогами, антимонопольной политикой и регулированием цен. Даны рекомендации, реализация которых, по мнению автора, будет способствовать росту промышленного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with peculiarities of the Russian economy and some issues of taxes, contra-monopolistic policy and price regulation. The author gives some recommendations, which realization speeds up an economic growth.

Текст научной работы на тему «Промышленная политика и налоговое регулирование»

В статье рассмотрены особенности экономики России и некоторые вопросы, связанные с налогами, антимонопольной политикой и регулированием цен. Даны рекомендации, реализация которых, по мнению автора, будет способствовать росту промышленного производства.

Промышленная политика и налоговое регулирование

М. Д. АБРАМОВ,

кандидат технических наук,

член Экспертного совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», г. Люберцы

Промышленная политика и особенности экономики России

Политика государства и промышленных корпораций, направленная на рост промышленного производства, обеспечение его эффективности и конкурентоспособности,содействие технико-технологическому процессу1, называется промышленной. Промышленной политике посвящен ряд базовых работ2, в которых рассмотрены ее направления и институты, предложены меры по повышению эффективности.

Эксперты считают, что промышленная политика государства должна быть направлена на развитие перспективных отраслей - так называемых «точек роста». Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования и Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» предлагают искать «точки роста» на следующих направлениях3:

1 Современный экономический словарь; http://slovari.yandex.ru/dict/ economic/%D0%9F/31?q-

2 Например, Доклад Комитета по промышленной политике Совета Федерации Федерального Собрания РФ; Доклад ТПП РФ; Доклад Общественной палаты Российской Федерации по промышленной политике и инновациям.

3 Реализация инновационно-промышленной политики в России: предложения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». М., 2007.

- переработка сырья (нефте- и газохимия, глубокая лесо-переработка);

- наукоемкие отрасли и военно-промышленный комплекс, включая авиаракетно-космическую промышленность и судостроение;

- жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, имеющие не только важнейшее социальное значение, но и способные стать мощным локомотивом роста десятков смежных отраслей;

- агропромышленный комплекс (природно-климатические ресурсы России позволяют стране стать мировым лидером в сфере производства зерновых и продукции животноводства);

- развитие транзитного потенциала между Европой и Юго-Восточной Азией, который будет способствовать не только получению дополнительных доходов, но и ускоренному развитию регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Самостоятельным направлением является также развитие базовой инфраструктуры.

Промышленная политика, направленная на поддержание и развитие «точек роста», хорошо зарекомендовала себя во многих странах.

Но Россия - не Япония, не Южная Корея и не Германия. В нашей стране ориентация на «точки роста» при проведении государством промышленной политики может не дать ожидаемого эффекта.

Если под особым вниманием государства понимать инвестиции, то можно быть уверенными, что большая часть государственных средств, предназначенных для финансирования тех или иных «точек роста», превратится во взятки и «откаты», будет разворована или неэффективно использована. В результате стоимость любого проекта многократно возрастет, а положительный эффект не будет гарантирован. Общеизвестный пример: в процессе реализации программы «Доступное жилье» стоимость 1 м2 жилья возросла в 3-5 раз, и оно стало еще более недоступным для абсолютного большинства населения.

Таких примеров множество. И связано это с такими российскими особенностями, как коррупция, монополизм, засилье бюрократии, несправедливая судебная система,

необеспеченность прав собственности, слабые институты гражданского общества. Эти же особенности могут воспрепятствовать достижению желаемого эффекта по направлениям, перечисленным в докладах Общественной палаты Российской Федерации по промышленной политике и инновациям и Комитета по промышленной политике при Совете Федерации Федерального собрания РФ.

«Точки роста», предложенные Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования и «Деловой Россией», представляют направления, развитие которых, безусловно, целесообразно и в которых хотели бы работать многие предприниматели, если бы их туда пустили. Речь идет о нефтепереработке и жилищном строительстве, где реальная прибыль существенно выше, чем в других отраслях.

Представляется, что промышленная политика государства должна состоять в том, чтобы создавать нормальные условия для бизнеса и препятствовать коррупции и монополизму. Возможно, в первую очередь это должно быть сделано для «точек роста», тогда найдутся желающие заниматься и жилищным строительством, и нефтепереработкой, и другими «точками роста».

При обсуждении проблем промышленной политики, как правило, акценты делаются на развитии инновационной сферы -разработке новых технологий, новых материалов, новой техники. Инновации превращаются в самоцель. Вернее было бы ставить вопрос о развитии промышленности с использованием инноваций. Инновации должны быть востребованы, их наличие -условие конкурентоспособности. Если инновации не востребованы народным хозяйством, значит, не актуальны; и об этом следовало бы помнить при разработке промышленной политики.

И еще. Одним из важнейших показателей экономического развития государства является рост инвестиций. Но инвестировать могут лишь те, у кого есть средства. При этом инвестор хочет стать, как правило, если не хозяином, то совладельцем финансируемого им проекта. Малый бизнес такими инвестициями чаще всего не пользуется. Ему для развития нужны легкооформляемые, долгосрочные и неграбительские кредиты. Этого нет. И поэтому он так трудно развивается. В осо-

бенности малые промышленные предприятия, доля которых даже в нашем недоразвитом малом бизнесе не превышает 15%. Поэтому естественное перерастание малого промышленного предприятия в среднее, а среднего в крупное в России происходит не так часто, как хотелось бы.

Вышеупомянутые российские особенности затрудняют рост экономики и борьбу с бедностью. Тем не менее академик В. М. Полтерович утверждает: «широко распространенное мнение о том, что защита прав собственности и обеспечение подходящих "правил игры" являются необходимыми условиями быстрого роста, не подтверждается опытом. Ни одной бедной стране не удавалось добиться высокого качества институтов. Верно, что плохие институты тормозят рост. Однако возможность роста все же сохраняется, и если она реализуется, то совершенствование институтов оказывается более простой задачей»4. Приведенный тезис подтвержден в его работах данными статистики и представляется более конструктивным по сравнению с утверждениями о невозможности роста при существующих институтах. Институты институтами, а хорошие меры не помешают.

Об инфляции и монополизме

Выявление реальных причин инфляции и борьба с ней относятся к наиболее важным и сложным задачам, стоящим перед правительством России. Росту инфляции способствуют внешние факторы: мировой финансовый кризис, рост цен на нефть и продовольствие и т.п. Но если поискать, источники проблем можно найти не только за рубежом.

Известно, что инфляция проявляется в первую очередь в росте цен на продукты питания, жилье, коммунальные услуги. В значительной степени ее предопределяет рост цен на продукцию естественных монополий (бензин, газ, электроэнергию, транспорт). Рассмотрим некоторые из этих факторов.

4 Полтерович В. М. Искусство реформ / Лекция, прочитанная 15 июня 2006 г. в клубе-литературном кафе ВШп§иа в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру».

Бензин. Приведу мнение бывшего заместителя министра энергетики РФ, президента Института энергетической политики Владимира Милова5:

«В росте цен на бензин виноваты не мировые цены на нефть, а монополии и картели на розничном рынке, где каждая группа торговцев контролирует определенную территорию. В мае 2008 г. средняя розничная цена 92-го бензина была 22 рубля 56 копеек за литр, а средняя оптовая цена, по которой этот бензин продавал нефтеперерабатывающий завод, - 11 рублей 49 копеек. „.Тогда бензин ценой 16-17 рублей за литр - это вполне реальное явление для России. Он должен столько стоить. Может, даже меньше. А мы платим 24-25 рублей. Таких различий между оптовыми и розничными ценами нет ни в одной стране мира, нормальная разница для других стран -это 30-40%, тогда как в России речь идет о почти двукратном увеличении цены. В нашей стране рынок бензина очень криминализован. Там огромная проблема с неучтенным наличным оборотом. Это также связано с постоянной коррупционной составляющей в лице местных региональных чиновников. Учитывая такое положение дел, перед тем как крупные нефтяные компании устремились к международным стандартам прозрачности, они просто "сбросили" криминальную составляющую своего бизнеса "независимым трейдерам", хотя, конечно, по-прежнему находят способы раздела доходов и получения части своей прибыли.

„Анализ ситуации в российских аэропортах показывает: там, где существует больше одной топливозаправочной компании, цены на авиатопливо в среднем примерно на 10-15% ниже, чем в тех аэропортах, где торжествует монополия.

В России сложилась система картельных альянсов: один аэропорт, одна авиакомпания, один топливозаправщик, и если вы независимая компания и приходите в аэропорт, то встречаетесь с администрацией, которая находится не просто в сговоре, а в одной структуре с авиакомпанией и топливозаправщиком, которому конкуренты не нужны.

Если ликвидировать монополизм в этой сфере, цены на бензин наверняка упадут. Так произошло на рынке сотовой

5 Милов В. Интервью «Новой газете». 28.07.2008.

связи, где, благодаря конкуренции, цены, по данным Росстата, снизились на 40%. Оказывается, в стране цены могут не только расти, накручивая инфляцию, но и снижаться».

Конец цитаты, и добавить здесь нечего...

Жилье. О каком благосостоянии людей может идти речь, если им негде жить? А цены на жилье за последние 4 года выросли в 3-5 раз. По данным Росстата, средняя цена 1 м2 на первичном рынке жилья в России в 2007 г. составляла 47,5 тыс. руб.6 (в Москве в 2008 г. - 153,3 тыс. руб.7).

Немногие граждане России могут позволить себе приобрести жилье и с помощью ипотеки. По мнению руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, цена одного квадратного метра жилья завышена не менее чем втрое. И высокие цены на цемент, на которые кивают строители, здесь ни при чем: в общей себестоимости строительства стоимость цемента не превышает 4-5% и не может быть причиной повышения стоимости жилья. К тому же в 2008 г. цена на цемент в середине сезона упала на 10%.

Главная причина высоких цен на жилье, как и в случае с бензином, - монополизм и коррупция. И кому, как не правительству, бороться с этим злом?

Продукты питания. За первое полугодие 2008 г. минимальный продуктовый набор подорожал, по официальным данным, на 20,6%. По мнению директора департамента ФБК Игоря Николаева8, по итогам года его цена вырастет не менее чем на 30%. Очевидно, рост цен сильнее всего ударит по наименее обеспеченному населению. Судя по данным Росстата,9 приведенным в таблице, цены на основные продукты питания с июня 2007 г. по июнь 2008 г. росли быстрее, чем среднедушевые денежные доходы населения, которые увеличились за год на 23% (с 10,196 руб. в 2006 г. до 12,551 руб. в 2007 г.) 10.

6 Росстат, http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/icpvr_data.htm

7 http://www.kurs.metrinfo.ru/

8 Газета «Ведомости», 15 июля 2008 года.

9 Росстат, http://www.gks.ru/scripts/db_inet/dbinet.cgi?pl-1921001

10 Росстат, http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_11/lssWWW.exe/Stg/ d01Z07-01.htm

Цены на продукты питания в 2007-2008 гг. (на июнь), руб./кг

Продукт 2007 2008 Рост цены, %

Мука пшеничная 13,24 21,75 64,3

Хлебобулочные изделия 26,01 37,71 45,0

Сахар 21,66 25,38 17,2

Рис 26,52 40,44 52,5

Пшено 14,43 27,44 90,2

Вермишель 25,22 39,64 57,2

Картофель 15,53 22,23 43,1

Макароны 27,89 42,83 53,6

Масло сливочное 112,89 167,36 48,3

Масло подсолнечное 39,72 76,44 92,4

Молоко пастеризованное, руб./ л 19,34 26,98 39,5

Кисломолочные продукты, руб./ л 23,82 32,24 35,3

Сметана 69,13 92,09 33,2

Говядина 190,04 214,24 12,7

Как заявил В. В. Путин, отвечая по «прямой линии» на вопрос жителя Новосибирска: «Россия становится частью мировой экономики, и это влияет на ситуацию на отечественном продовольственном рынке и на цены на продукты питания»11. Одновременно премьер-министр указал и на другие причины роста цен. Отвечая на вопрос жителя Воронежской области: «Чем обусловлена огромная разница - в 5 раз, между закупочными ценами и ценами реализации сельхозпродукции?», В. В. Путин заметил, что региональные и муниципальные власти должны «не крышевать перекупщиков, а создавать рыночные условия для их работы... На это нужно обратить внимание губернаторов. С этим непросто бороться, но можно: так называемые перекупщики действуют монопольно, а должно присутствовать рыночное предложение». Еще было сказано, что «в регионах, как правило, в муниципалитетах, эти монополии поддерживают либо считают их своими».

11 Президент рассказал о причинах роста цен на продукты питания (http://top.rbc.ru/economics/18/10/2007/122854.shtml).

В некоторых регионах наценки на продукцию составляют 10-40%. И снова монополизм и коррупция - далеко не последние причины роста цен.

Электроэнергия, газ, железнодорожные перевозки.

В мае 2008 г. принято правительственное решение одобрить инициативы Минэкономразвития России о дополнительном росте цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий на перспективу до 2011 г. Правительство планирует к 2011 г. повысить средние цены на электроэнергию в 2,1 раза, на газ - в 2,8 раза, на железнодорожные грузовые перевозки -в 1,5 раза. Даже непосвященному ясно, что таким образом наше правительство программирует инфляцию. Эксперты инициативу Минэкономразвития РФ не одобряют. Например, специалисты Института проблем естественных монополий на основе изучения и анализа положения дел в указанных отраслях считают планируемый рост цен необоснованным, ненужным для отраслей и вредным для российской экономики12:

«.Рост цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий является одним из важнейших факторов инфляции во всех секторах экономики. Общий вклад естественно-монопольного сектора в рост потребительских цен составляет 30-40% в относительном выражении. Поэтому столь интенсивное повышение цен и тарифов в данных секторах, стимулирующее дополнительные инфляционные ожидания, будет одним из основных препятствий на пути нового правительства в борьбе с инфляцией.

.На фоне увеличения темпов инфляции, начавшегося в середине 2007 г., такой рост тарифов на услуги естественных монополий будет опасен для экономики, так как неминуемо усилит инфляцию и может замедлить темпы роста ВВП.

.Поражает укоренившееся в определенных кругах мнение, что если у нас будут цены, как в Европе, то и жить мы будем, как в Европе. Скорее наоборот - если мы в течение трех лет повысим тарифы до такого уровня, то мы никогда не будем жить, как в Европе. При таком росте тарифов планиро-

12 Экспертное мнение «Института проблем естественных монополий» о решении Правительства РФ по темпам роста тарифов на услуги естественных монополий. 19 мая 2008 года (http://www.ipem.ru/1055).

вать инфляцию ниже 12% бессмысленно: промышленность либо адекватно повысит цены на свою продукцию (причем, вероятно, сделает это заранее), что обесценит тарифно-привлеченные для реализации инвестиционных проектов средства, либо прекратит свое существование.».

О том же предупреждает и академик С. Ю. Глазьев13: «Повышение тарифов на базовые энергоносители более чем в полтора раза в ближайшее десятилетие несомненно снизит и без того неудовлетворительную конкурентоспособность обрабатывающей промышленности. С учетом втрое более высокой энергоемкости отечественной продукции по сравнению с конкурентами, столь масштабный подъем цен на ключевые энергоносители приведет к разорению многих сохранивших жизнеспособность предприятий энергоемких отраслей машиностроительного и химико-металлургического комплексов».

Указанные факторы инфляции - коррупция и связанные с нею монополизм и высокие тарифы на продукцию и услуги естественных монополий - приметы российской экономики. Судя по всему, наше правительство обо всем знает, но по разным причинам не может изменить ситуацию.

Окончание в следующем номере.

«ЭКО»-информ

Индекс промышленного производства Новосибирской области в январе-октябре 2008 г. составил 111,6% по отношению к соответствующему периоду 2007 г.

В октябре 2008 г. индекс промышленного производства составил 95,6% от уровня сентября 2008 г. Наибольшее снижение объемов производства наблюдается в обрабатывающих производствах области (на 11,2% по отношению к сентябрю 2008 г.), в том числе в производстве машин и оборудования (на 41,6%), в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (на 13,7%), в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (на 5,0%).

Источник: данные Новосибирскстата.

13 Глазьев С. Стратегия и Концепция социально-экономического развития России до 2020 года: экономический анализ. 2008.03.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.