Научная статья на тему 'ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ ПО АТТЕСТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ (ЭКСПЕРТОВ) ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ ПРОДУКЦИИ ТРЕБОВАНИЯМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ ПО АТТЕСТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ (ЭКСПЕРТОВ) ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ ПРОДУКЦИИ ТРЕБОВАНИЯМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ ПО АТТЕСТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ (ЭКСПЕРТОВ) ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ ПРОДУКЦИИ ТРЕБОВАНИЯМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 614.84:006.44

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ ПО АТТЕСТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ (ЭКСПЕРТОВ) ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ ПРОДУКЦИИ ТРЕБОВАНИЯМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Ст. 148 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент) установлены дополнительные критерии, которым должна соответствовать организация, претендующая на получение аккредитации в национальной системе аккредитации в качестве органа по сертификации продукции:

- в составе организации должна осуществлять деятельность испытательная лаборатория (центр), аккредитованная в национальной системе аккредитации;

- область аккредитации испытательной лаборатории (центра) должна соответствовать или быть шире области органа по сертификации продукции;

- в составе организации работают специалисты (эксперты), аттестованные в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, является МЧС России (п. 3 указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 г. № 868). Для реализации положений ст. 148 Технического регламента утвержден приказ МЧС России от 26.07.2018 № 299 «Об утверждении положения о порядке проведения аттестации специалистов (экспертов) по подтверждению соответствия продукции требованиям пожарной безопасности», регламентирующий:

- порядок деятельности комиссии по аттестации специалистов (экспертов) по подтверждению соответствия продукции требованиям пожарной безопасности (далее - комиссия по аттестации, эксперты);

- правила проведения аттестации заявителей, претендующих на получение аттестации экспертов;

- порядок проведения квалификационного экзамена заявителей, претендующих на получение аттестации экспертов;

- порядок приостановления, прекращения и возобновления действия аттестации экспертов.

Также утверждено распоряжение МЧС России от 05.04.2021 № 267 «Об организации деятельности по аттестации специалистов (экспертов) по подтверждению соответствия продукции требованиям пожарной безопасности», положения которого регламентируют состав комиссии по аттестации экспертов и перечень экзаменационных вопросов для проведения квалификационного экзамена заявителей, претендующих на получение аттестации экспертов. В состав комиссии по аттестации экспертов входят специалисты следующих организаций:

- Департамента образовательной и научно-технической деятельности МЧС России;

- Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России;

- Федеральной службы по аккредитации;

- ФГБОУ ВО АГПС МЧС России;

- ФГБУ ВНИИПО МЧС России.

Основными задачами комиссии по аттестации являются рассмотрение документов, представляемых заявителями, претендующими на аттестацию в качестве экспертов, и проведение квалификационного экзамена для заявителей с целью определения наличия у претендентов:

- знаний положений нормативных правовых актов в области пожарной безопасности, технического регулирования, стандартизации, аккредитации, обеспечения единства измерений, а также нормативных документов по пожарной безопасности;

- опыта работы по подтверждению соответствия продукции требованиям пожарной безопасности;

- знаний процедур подтверждения соответствия продукции;

- опыта оформления документов и принятия решений по результатам подтверждения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности.

Для обеспечения деятельности комиссии по аттестации специалистами ФГБУ ВНИИПО МЧС России подготовлены экзаменационные билеты для проведения письменного тестирования и устного собеседования заявителей, претендующих на получение аттестации экспертов.

За 2020-2021 годы проведено восемь заседаний комиссии по аттестации экспертов. По результатам заседания комиссий аттестовано 100 экспертов по сертификации, информация о них размещена на официальном сайте МЧС России. Можно сделать вывод, что цели работы комиссии по аттестации за 20202021 годы достигнуты в полном объеме.

Стоит также отметить, что по поручению центрального аппарата МЧС с 2010 года ФГБУ ВНИИПО МЧС России осуществляет анализ деятельности органов по сертификации, аккредитованных в национальной системе аккредитации на право выполнения работ по подтверждению соответствия продукции требованиям Технического регламента.

Анализ деятельности органов по сертификации осуществляется путем изучения информации о выданных сертификатах соответствия, размещаемой в реестре сертификатов соответствия на сайте Федеральной службы по аккредитации. При этом отмечается, что на сайте Федеральной службы по аккредитации содержится лишь общая информация о выданных сертификатах соответствия. Анализ такой информации не позволит дать комплексной оценки деятельности эксперта по сертификации продукции. Вместе с тем по результатам анализа деятельности органов по сертификации за 2021 год специалистами ФГБУ ВНИИПО МЧС России выявлен ряд несоответствий, допущенных при проведении подтверждения соответствия продукции требованиям Технического регламента, установлены конкретные эксперты по сертификации, допустившие такие несоответствия.

Для подтверждения выявленных нарушений комиссией по аттестации в порядке, установленном приказом МЧС России от 26.07.2018 № 299, было запрошено 18 дел по сертификации, сформированных по результатам проведения оценки соответствия продукции.

При анализе дел по сертификации большинство выявленных несоответствий подтвердились. Дополнительно выявлены следующие нарушения, допущенные экспертами при проведении сертификации продукции:

1. При подтверждении соответствия строительных и отделочных материалов в заявках на сертификацию продукции не указываются показатели пожарной опасности. Следовательно, сертификация продукции проводится формально,

основные идентификационные признаки продукции (показатели пожарной опасности) по факту не подтверждаются, а определяются по результатам сертификационных испытаний и вносятся в поля сертификатов соответствия.

Указанное нарушение является грубым несоответствием при проведении работ по подтверждению соответствия продукции.

2. Одним из этапов подтверждения соответствия продукции является проведение сертификационных испытаний. Как правило, при сертификации большой номенклатуры строительных и отделочных материалов одного изготовителя отбору для проведения сертификационных испытаний подлежит не весь спектр заявляемой на сертификацию номенклатуры продукции, а отдельные марки и типы продукции, исходя из наихудших параметров. Результаты сертификационных испытаний распространяются на всю продукцию, заявленную на сертификацию.

При этом количество (объем) образцов, типы, марки, составы и т. д., которые планируются к отбору для целей проведения сертификационных испытаний, определяются на стадии решения по заявке на сертификацию продукции. Вместе с тем, по результатам анализа представленных дел по сертификации установлено, что вышеуказанный порядок органами по сертификации не осуществляется. Таким образом, эксперт по сертификации отбирает образцы продукции для сертификационных испытаний из фактически имеющихся у изготовителя произведенных партий продукции, что является формальным подходом и не отвечает требованиям подтверждения соответствия.

3. При проведении сертификации продукции по схеме 5с Технического регламента применению подлежит сертификат СМК органа по сертификации СМК, выданного на производство сертифицируемой продукции. При этом орган по сертификации продукции в обязательном порядке должен оценить сам сертификат СМК, а также акт проверки органа по сертификации СМК, на основании которого оформлен сертификат СМК. При проведении анализа дел по сертификации установлено следующее:

- акты проверки органа по сертификации СМК носят формальный характер, являются стандартной заготовкой органа по сертификации СМК, изменению подлежат только наименования и адреса изготовителей продукции;

- во всех проанализированных актах проверки СМК имеются записи о наличии замечаний к процессу СМК производства, при этом не указано, какие именно замечания были выявлены. Также в делах по сертификации отсутствует информация об устранении замечаний, выявленных в результате проверки СМК;

- объем проверки при аудите СМК значительно меньше объема проверки, который осуществляется органом по сертификации продукции при проведении анализа состояния производства сертифицируемой продукции. Таким образом, не представляется возможным определить способность изготовителя стабильно и качественно выпускать на рынок продукцию, которая будет соответствовать установленным требованиям;

- в ряде рассмотренных дел по сертификации имеются сертификаты СМК органов по сертификации СМК, выданные за пределами имеющихся у органов по сертификации СМК областей аккредитации. Вместе с тем на основании таких сертификатов СМК органами по сертификации продукции оформлены сертификаты соответствия требованиям Технического регламента, что является грубым нарушением при подтверждении соответствия. Указанное нарушение является дополнительным свидетельством некомпетентности ряда аттестованных экспертов;

- при анализе отдельных дел по сертификации продукции установлено, что часть сертификатов соответствия выдана на продукцию, производство которой осуществляется на разных площадках, расположенных в разных государствах. Сертификаты соответствия выданы по схеме 5с Технического регламента на основании сертификатов СМК органов по сертификации СМК, при этом их действие распространяется на конкретную производственную площадку, расположенную в конкретном государстве. На остальные площадки действие сертификатов СМК не распространяется. Таким образом, сертификация продукции осуществлена с нарушением установленного порядка подтверждения соответствия, а действие сертификатов соответствия подлежит прекращению.

4. Имеют место случаи проведения сертификации продукции путем применения документов по стандартизации, требования и методы испытаний которых не распространяются на сертифицированную продукцию. Например, на соответствие требованиям Технического регламента сертифицирована фанера, применяемая в вагоностроении. При подтверждении соответствия продукции применены положения следующих документов по стандартизации:

- ГОСТ 30244-94 «Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть» в части определения показателя горючести сертифицируемой продукции;

- ГОСТ 30402-96 «Материалы строительные. Методы испытаний на воспламеняемость» в части определения показателя воспламеняемости сертифицируемой продукции;

- ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) «Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения» в части определения коэффициента дымообразова-ния и показателя токсичности сертифицируемой продукции.

При этом в соответствии с установленными правилами подтверждения соответствия сертификация фанеры, применяемой для целей вагоностроения, должна осуществляться путем применения положений ГОСТ Р 55183-2012 «Вагоны пассажирские локомотивной тяги. Требования пожарной безопасности», включенного в перечни документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента.

Таким образом, изначально на стадии рассмотрения заявки на сертификацию продукции и принятия решения по заявке на сертификацию продукции аттестованным экспертом была допущена критическая ошибка.

5. При подтверждении соответствия продукции по схеме 4с Технического регламента имеют место случаи оформления актов о результатах анализа состояния производств сертифицированной продукции, в которых отсутствуют выводы о соответствии (несоответствии) проверенного производства установленным требованиям. Акт о результатах анализа состояния производства, в котором отсутствуют выводы о соответствии (несоответствии) проверенного производства установленным требованиям, не может являться основанием к выдаче сертификата соответствия требованиям Технического регламента.

6. В большинстве из проанализированных дел по сертификации приведена неполная идентификация сертифицируемой продукции, а в ряде случаев указанный этап подтверждения соответствия продукции вообще не проводился.

В соответствии с требованиями ч. 16 ст. 147 Технического регламента идентификация продукции осуществляется на стадии отбора образцов, а также на стадии проведения сертификационных испытаний. Основными идентифика-

ционными признаками для строительных и отделочных материалов являются следующие:

- полное наименование изготовителя, его местонахождение (адрес юридического лица) и адрес (адреса) места осуществления деятельности по изготовлению продукции (в случае если адреса различаются);

- полное наименование заявителя, его местонахождение (адрес юридического лица) и адрес (адреса) места осуществления деятельности (в случае если адреса различаются);

- наименование продукции (вид, марка, тип, коллекция и т. д.), обозначение продукции, присвоенное изготовителем;

- характеристики продукции: состав, плотность, применяемые связующие вещества, комплектность, показатели пожарной опасности и т. д.;

- обозначение документов, в соответствии с которыми осуществляется изготовление продукции (ГОСТ Р, технические условия, технические описания и т. д.);

- назначение, рекомендации по применению, другие основные характерные свойства и характеристики продукции, обеспечивающие возможность однозначного отнесения продукции к объекту регулирования Технического регламента;

- дата изготовления продукции, размер (объем) партии продукции, из которой отбираются образцы для целей проведения сертификационных испытаний, срок хранения, срок службы (годности) продукции;

- упаковка, тара, номинальное количество (объем) в единице потребительской упаковки.

Неполная, неправильная или недостаточная идентификация образцов продукции является прямым основанием для непризнания результатов распространения испытанной продукции и принадлежности выданного сертификата соответствия к продукции, выпускаемой в обращение на рынок.

Также в ходе проведения анализа дел по сертификации, представленных в комиссию по аттестации экспертов, выявлен ряд менее значимых замечаний. Результаты анализа подлежат рассмотрению на заседании комиссии по аттестации экспертов. В отношении экспертов, допустивших при проведении подтверждения соответствия продукции нарушения, будут приняты меры, установленные приказом МЧС России от 26.07.2018 № 299. Об итогах деятельности комиссии по аттестации будет проинформирована Федеральная служба по аккредитации с целью принятия решения в отношении сертификатов соответствия, выданных с нарушением установленного порядка.

Материал (поступил в редакцию 16.03.2022 г.) подготовили:

А.В. СЕЛЕЗНЕВ, зам. нач. отд.; Е.Н. МИЗИНА, ст. науч. сотр.; Т.Н. ЕГОРОВА, науч. сотр.; Г.Н. ВАСИЛЬЕВ, науч. сотр. (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.