Научная статья на тему 'ПРОЛОГ РАННЕГО БАГАЦОХУРОВСКОГО ЦИКЛА КАК «ОСКОЛОК» АРХАИЧЕСКОГО СКАЗАНИЯ ОЙРАТОВ: РЕКОНСТРУКЦИЯ СЮЖЕТНО-МОТИВНОЙ СХЕМЫ'

ПРОЛОГ РАННЕГО БАГАЦОХУРОВСКОГО ЦИКЛА КАК «ОСКОЛОК» АРХАИЧЕСКОГО СКАЗАНИЯ ОЙРАТОВ: РЕКОНСТРУКЦИЯ СЮЖЕТНО-МОТИВНОЙ СХЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОМЕРНОСТИ СТАДИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЭПОСА / АРХАИЧЕСКОЕ СКАЗАНИЕ / ЛОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ / ПРОЛОГ / СЮЖЕТНО-МОТИВНЫЙ ФОНД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Убушиева Данара Владимировна

Проблемы эволюции эпических форм являются дискуссионными и в настоящее время. Эпическая традиция калмыков требует обособленного взгляда на ранние и поздние ее образцы, как и на их локальность. Цель и задачи исследования заключаются в выявлении закономерностей стадиального развития внутри локального цикла, в связи с чем выделены композиционные структуры песен цикла, изучен сюжетно-мотивный фонд. Материалом исследования являются три песни раннего Багацохуровского цикла калмыцкого эпоса «Джангар» (1853-1862 гг.). В работе применялись сравнительно-сопоставительный, сравнительно-типологический методы исследования. Рассмотрение внутренней сюжетно-композиционной структуры и изучение сюжетно-мотивного фонда локального Багацохуровского цикла позволило проследить его возможную стадиальную эволюцию. Анализ показал, что единый пролог цикла может являться «осколком» архаического сказания, которое преобразовалось из одноходового сказания о сватовстве героя в эпическую двухходовую песнь с матримониальными и воинскими коллизиями. Как пишет Е.М. Мелетинский, «комплекс “испытание плюс добывание” может стать основой и для дальнейшего развития мифа в сказку или эпос». Наличие в едином прологе Багацохуровского цикла матримониальной темы и темы завоевания иноплеменника Савара с комплексами ядерных мотивов является основным доказательством состоятельности возможного развития цикла. Более того, развитие цикла соответствует закономерностям стадиальной эволюции эпоса - это мифологическое время, брачные коллизии главного героя, черты мифологического персонажа, противник эпического богатыря, объемы пролога, увеличение объема произведения; исключением стала лишь традиция исполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROLOGUE OF THE EARLY BAGATSOKHUROV CYCLE AS A “FRAGMENT” OF THE ARCHAIC LEGEND OF THE OIRATS: RECONSTRUCTION OF THE PLOT-MOTIF SCHEME

The problems of the evolution of epic forms are still debatable at the present time. The epic tradition of the Kalmyks requires a separate look at its early and late samples, as well as their locality. The purpose and objectives of the study are to identify patterns of stadial development within the local cycle. In this connection, the compositional structures of the songs of the cycle are highlighted, the plot-motif fund is studied. The material of the study is three songs of the early Bagatsokhurov cycle of the Kalmyk epic “Dzhangar” (1853-1862). Comparative, comparative-typological research methods were used in the work. The consideration of the internal plot-compositional structure and the study of the plot-motif fund of the local Bagatsokhurov cycle allowed us to trace its possible stadium evolution. The analysis showed that a single prologue of the cycle can be a “fragment” of an archaic legend, which transformed from a one-way legend about the hero’s matchmaking into an epic two-way song with matrimonial and military collisions. As E.M. Meletinsky writes, “the complex ‘trial plus extraction’ can become the basis for the further development of the myth into a fairy tale or epic”. The presence of the matrimonial theme and the theme of the conquest of the alien Savar with complexes of nuclear motifs in a single prologue of the Bagatsokhurov cycle is the main proof of the consistency of the possible development of the cycle. Moreover, the development of the cycle corresponds to the laws of the phasic evolution of the epic. It includes the mythological time, marital collisions of the protagonist, the features of the mythological character, the opponent of the epic hero, the volume of the prologue, an increase in the volume of the work. The only exception was the tradition of performance.

Текст научной работы на тему «ПРОЛОГ РАННЕГО БАГАЦОХУРОВСКОГО ЦИКЛА КАК «ОСКОЛОК» АРХАИЧЕСКОГО СКАЗАНИЯ ОЙРАТОВ: РЕКОНСТРУКЦИЯ СЮЖЕТНО-МОТИВНОЙ СХЕМЫ»



Д.В. Убушиева (Элиста)

ПРОЛОГ РАННЕГО БАГАЦОХУРОВСКОГО ЦИКЛА КАК «ОСКОЛОК» АРХАИЧЕСКОГО СКАЗАНИЯ ОЙРАТОВ: РЕКОНСТРУКЦИЯ СЮЖЕТНО-МОТИВНОЙ СХЕМЫ*

Аннотация. Проблемы эволюции эпических форм являются дискуссионными и в настоящее время. Эпическая традиция калмыков требует обособленного взгляда на ранние и поздние ее образцы, как и на их локальность. Цель и задачи исследования заключаются в выявлении закономерностей стадиального развития внутри локального цикла, в связи с чем выделены композиционные структуры песен цикла, изучен сюжетно-мотивный фонд. Материалом исследования являются три песни раннего Багацохуровского цикла калмыцкого эпоса «Джангар» (1853-1862 гг.). В работе применялись сравнительно-сопоставительный, сравнительно-типологический методы исследования. Рассмотрение внутренней сюжет-но-композиционной структуры и изучение сюжетно-мотивного фонда локального Багацохуровского цикла позволило проследить его возможную стадиальную эволюцию. Анализ показал, что единый пролог цикла может являться «осколком» архаического сказания, которое преобразовалось из одноходового сказания о сватовстве героя в эпическую двухходовую песнь с матримониальными и воинскими коллизиями. Как пишет Е.М. Мелетинский, «комплекс "испытание плюс добывание" может стать основой и для дальнейшего развития мифа в сказку или эпос». Наличие в едином прологе Багацохуровского цикла матримониальной темы и темы завоевания иноплеменника Савара с комплексами ядерных мотивов является основным доказательством состоятельности возможного развития цикла. Более того, развитие цикла соответствует закономерностям стадиальной эволюции эпоса - это мифологическое время, брачные коллизии главного героя, черты мифологического персонажа, противник эпического богатыря, объемы пролога, увеличение объема произведения; исключением стала лишь традиция исполнения.

Ключевые слова: закономерности стадиальной эволюции эпоса; архаическое сказание; локальный цикл; пролог; сюжетно-мотивный фонд.

* Исследование проведено в рамках государственной субсидии - проект «Устное и письменное наследие монгольских народов России, Монголии и Китая: трансграничные традиции и взаимодействия» (номер госрегистрации: АААА-А19-119011490036-1).

D.V. Ubushieva (Elista)

The Prologue of the Early Bagatsokhurov Cycle as a "Fragment" of the Archaic Legend of the Oirats: Reconstruction of the Plot-Motif Scheme*

Abstract. The problems of the evolution of epic forms are still debatable at the present time. The epic tradition of the Kalmyks requires a separate look at its early and late samples, as well as their locality. The purpose and objectives of the study are to identify patterns of stadial development within the local cycle. In this connection, the compositional structures of the songs of the cycle are highlighted, the plot-motif fund is studied. The material of the study is three songs of the early Bagatsokhurov cycle of the Kalmyk epic "Dzhangar" (1853-1862). Comparative, comparative-typological research methods were used in the work. The consideration of the internal plot-compositional structure and the study of the plot-motif fund of the local Bagatsokhurov cycle allowed us to trace its possible stadium evolution. The analysis showed that a single prologue of the cycle can be a "fragment" of an archaic legend, which transformed from a one-way legend about the hero's matchmaking into an epic two-way song with matrimonial and military collisions. As E.M. Meletinsky writes, "the complex 'trial plus extraction' can become the basis for the further development of the myth into a fairy tale or epic". The presence of the matrimonial theme and the theme of the conquest of the alien Savar with complexes of nuclear motifs in a single prologue of the Bagatsokhurov cycle is the main proof of the consistency of the possible development of the cycle. Moreover, the development of the cycle corresponds to the laws of the phasic evolution of the epic. It includes the mythological time, marital collisions of the protagonist, the features of the mythological character, the opponent of the epic hero, the volume of the prologue, an increase in the volume of the work. The only exception was the tradition of performance.

Key words: regularities of the phasic evolution of the epic; archaic legend; local cycle; prologue; plot-motif fund.

Эпическая традиция калмыков состоит из пяти локальных циклов -это Багацохуровский и Малодербетовский циклы, циклы сказителей Овла Эляева, Мукубена Басангова, Давы Шавалиева - и двух автономных эпических песен сказителей Бадмы Обушинова и Насанки Балдырова. По времени фиксации они делятся на ранние и поздние. К ранним мы относим Багацохуровский (1853-1862 гг.) и Малодербетовский (1862 г.) циклы, остальные относим к поздним.

В настоящей статье на материале трех песен раннего Багацохуровского цикла предлагается рассмотреть возможное стадиальное развитие отдельного локального цикла.

Багацохуровский цикл состоит из трех эпических песен - «О Замбал

* The research was conducted within a government subsidy - project name 'Oral and Written Heritage of Mongolic Peoples of Russia, Mongolia and China: Cross-Border Traditions and Interactions' (State Reg. No. AAAA-A19-119011490036-1). 408

хане», «О Хара Кинесе» и «О Шара мангасе». Первая песнь в рукописи дана под названием «dedü boqdo xän jangyarïn yabadalîn töli» («Сказка о походе верховного богдо хана Джангара»), вторая и третья песни зафиксированы в рукописи без названий, для удобства здесь и далее будут использованы устоявшиеся сокращенные названия песен: I песнь Б.Ц. - «О Замбал хане», II песнь Б.Ц. - «О Хара Кинесе», III песнь Б.Ц. - «О Шара мангасе».

Рукопись песни «О Замбал хане» вместе с другими фольклорными образцами и под общим названием «Песни и сказки калмыцкого народа Астраханской губернии Багацохуровского улуса» была доставлена в 1853 г. в Русское географическое общество Н.И. Михайловым [НА РГО. Оп. 1. Р. 53. Д. 15].

Она стала известна научному миру одной из первых, но долгое время ее знали только в переводе. Первый перевод на русский язык принадлежит

A.А. Бобровникову, который опубликовал его в 1854 г. в «Вестнике императорского Русского географического общества» под названием «Джан-гар. Народная калмыцкая сказка» («О подвигах высокого Богдо Джангара») [Джангар 1854, 99-128].

А вот оригинальная рукопись песни «О Замбал хане» долгое время считалась утерянной, в связи с чем эта песня длительное время не включалась в издания «Джангара». Рукопись была обнаружена в 1979 г.

B.З. Цереновым [Церенов 1979], затем переложена им с «ясного письма» на современную графику и в 1981 г. опубликована в газете «Хальмг Yнн» («Калмыцкая правда») под названием «Деед богд хан Ж^а^рин йовдлын тууль» («Сказание о походе высокочтимого богдо Джангар-хана») [Деед богд хан... 1981].

Отзыв о нахождении данной рукописи опубликовал А.Ш. Кичиков: «Эпосоведам казалось, что навсегда утрачен оригинал одной из прекрасных глав "Джангара", перевод которой (1854 г.) принес славу русскому ученому А.А. Бобровникову и положил начало отечественному джанга-роведению <...> оригинальная по сюжету и исключительно высокохудожественная по своей поэтической форме, доносит до наших дней древние мотивы, отсутствующие в других главах эпоса. Поэма сохраняет, с одной стороны, следы преемственной связи с поэтикой почти исчезнувшего архаического эпоса (например, в темах богатырского сватовства), с другой -явственную память о феодальной иерархии, присущей кочевому ханству в XVIII веке, в силу чего рукопись окажет немаловажную услугу в воссоздании истории развития и становления "Джангара" в целом» [Кичиков 1979, 3].

В 1990 г. данная песнь на калмыцком языке и в переводе на русский язык была включена в серию «Эпос народов СССР» [Джангар 1990].

Песни «О Хара Кинесе» и «О Шара мангасе» были зафиксированы под руководством К.Ф. Голстунского в 1862 г. в калмыцких кочевьях Астраханской и Ставропольской губерний. Наряду с этими двумя песнями также были зафиксированы три песни Малодербетовского цикла - «Об Уту Цагане», «О Кюрел Эрдени», «О Шара Гюргю». Рукописи пяти эпических

песен на ойратской письменности хранятся в библиотеке Восточного факультета Санкт-Петербургского госуниверситета [РО БВФ СПбГУ. Calm. C. 17; РО БВФ СПбГУ. Calm. C. 4].

В 1864 г. К.Ф. Голстунский издал две из пяти зафиксированных песен -«О Шара Гюргю» Малодербетовского цикла и «О Хара Кинесе» Багацо-хуровского цикла, объединив их общим названием «Народная калмыцкая поэма "Джангар"», включив также «Историю Убаши-хун-тайджи» и сборник «Сидди кюр» [Убаши хун-тайджийин тууджи... 1864].

Рукописные тетради К.Ф. Голстунского, с пятью оригинальными образцами, были найдены А. Ш. Кичиковым. «1 июня 1966 г. в рукописном отделе библиотеки Ленинградского государственного университета обнаружен оригинал песен, изданных в 1864 г. профессором К.Ф. Голстунским <...> Старокалмыцкая рукопись (шифр Xyl F 63, формат 28 см. х 22 см., 56 стр., тетрадь в обложке черного цвета) является оригиналом двух известных песен, которые принято называть торгутской версией "Джанга-ра": "Песня о Черном Кинесе" (Догшн Хара Кинес) и "Песня о свирепом Мангасе" (Догшн Ма^с)» [Джангар 1978, 26-27].

Эти песни «О Хара Кинесе» и «О Шара мангасе» были опубликованы в академическом двухтомном издании «Джангар» в 1978 г. [Джангар 1978]. Здесь впервые была представлена песнь «О Шара мангасе». Ранее текст песни из рукописи К.Ф. Голстунского не публиковался ни в оригинальном тексте, ни в переводе, но сюжет был известен по публикации А.М. Позд-неева [Ж|а^ар 1911].

Эпические песни «О Хара Кинесе», «О Замбал хане», «О Шара манга-се» вместе с песней «О Шара Гюргю» впервые были объединены в цикл С.А. Козиным в книге «Джангариада. Героическая поэма калмыков. Введение в изучение памятника и перевод торгутской его версии» [Козин 1940].

В данное издание были включены переводы трех песен Багацохуров-ского цикла и перевод песни «О Шара Гюргю» Малодербетовского цикла. Б.Б. Манджиева по этому поводу пишет, что, «возможно, сходная экспозиция "Песни о битвах Джангара с Черным Князем" и "Песни о победе богатырей Джангара, Сабара и Хонгора над семью богатырями желто-мангусова хана Замбала", некоторыми элементами перекликающаяся со вступительной частью "Песни о хане Догшин Шара Гюргю", позволила С.А. Козину прийти к ошибочному заключению, что все песни его перевода составляют торгутскую версию» [Манджиева 2021, 129].

Также Б.Б. Манджиева считает, что «пролог повторяется так же, как любое эпическое клише или как любой развернутый сюжетный мотив, встречающийся в текстах "Джангара" в пределах одной эпической школы» [Манджиева 2021, 167].

С.А. Козин не уточняет принцип объединения этих песен в один цикл. По всей видимости, основополагающим фактором, позволившим объединить их, является пролог.

Впоследствии А.Ш. Кичиков выделил три песни «О Хара Кинесе», «О Шара мангасе» и «О Замбал хане» в локальный Багацохуровский цикл

[Кичиков 1997, 167-169] и отметил, что «наличие пролога, тем более такого обширного, является свидетельством обширности самого цикла, объединившего целый ряд сюжетов» [Кичиков 1997, 181].

Относительно циклизации эпических песен калмыцкого эпоса «Джан-гар» существуют различные мнения.

Б.Я. Владимирцов [Владимирцов 1923, 18] и И.В. Пухов [Пухов 1974, 63-65] придерживались позиции, что самостоятельные песни «Джангара» объединяются в цикл с одним главным героем Джангаром.

Г.Д. Санджеев [Санжеев 1941, 155] и Г.И. Михайлов [Михайлов 1971, 102] считали, что песни «Джангара» не могут называться завершенным циклом, так как велика автономность отдельных песен.

С.Ю. Неклюдов считает, что «возможный путь эволюции от "малой" эпической формы к "большой" - это прежде всего циклизующий процесс, которым в полной мере охвачен калмыцкий эпос о Джангаре» [Неклюдов 1984, 85].

Н.Ц. Биткеев выделил два вида циклизации «Джангара» - тематическую и круговую с единым центром [Биткеев 2006, 29-30].

Э.Б. Овалов отмечает, что «правильнее будет говорить не о завершенности цикла "Джангара", а об особом типе циклизации эпоса, когда развитие эпоса идет вокруг центрального героя и эпического центра, когда генеалогическая линия героя не играет большой роли в эволюции эпоса» [Овалов 2004, 94].

Исследователь Хеда Ясон причисляет калмыцкий «Джангар» к «эпическому циклу», состоящему из самостоятельных произведений, но объединенных героями одного поколения под предводительством эпического владыки [Ясон 2002, 6-8].

А.Ш. Кичиков пишет, что «каждый цикл песен "Джангара", его автономная версия - это художественное целое, части которого (главы, песни), как правило, расположены в той последовательности, какую всякий раз определяет сюжет. Таким образом, "Джангар" - это не некий большой цикл (из двадцати шести глав) с последовательным сюжетно-композици-онным развертыванием, поскольку часть репертуара одного сказителя, оказавшись в цикле другой школы, выглядит инородным телом в силу своего художественного своеобразия» [Кичиков 1997, 177].

Мы опираемся на термин «цикл», отталкиваясь от характеристики, данной А.Ш. Кичиковым калмыцкому эпосу как «сумме репертуарных циклов, основных из которых - пять» [Кичиков 1997, 165].

Следует отметить, что из пяти циклов калмыцкого эпоса пролог присутствует в четырех из них - Багацохуровском и Малодербетовском циклах, циклах Овлы Эляева и Давы Шавалиева, и только в цикле сказителя Мукубена Басангова он отсутствует.

Исследование сюжетно-мотивного фонда Багацохуровского цикла выявило, что он основывается на ядерных сюжетах и мотивах архаического эпоса [Убушиева 2018; Убушиева 2019а; Убушиева 2019Ь; Убушиева, Дамринжав 2019; Убушиева 2020а; Убушиева 2020Ь; Убушиева 2021]. Это

подвигло нас к исследованию внутренней структуры цикла, которая, возможно, прояснит эволюцию эпических форм.

В отечественной филологической науке основоположником изучения стадиальной эволюции эпической системы является А.Н. Веселовский, в орбите его исследований были русская, сербская, новогреческая, финно-угорская, кавказская, монгольская и другие традиции. По мнению С.Н. Аз-белева, А.Н. Веселовским была выведена «стройная и достаточно универсальная схема закономерностей, которым подчиняется эволюция национального эпоса» [Азбелев 1982, 251].

Согласно реконструкции Т.В. Говенько, в стратификации эпоса А.Н. Веселовского пять видов - мифологический эпос, лирико-эпический эпос, эпический или эпико-драматический эпос, эпопея, постэпический эпос [Говенько 2022, 184-205]. Знаменательно, что А.Н. Веселовский относил к мифологическому эпосу наряду с «Калевалой», «Нартами», «Ведами» алтайские, монгольские, а также калмыцкие сказания [Говенько 2022, 8].

Т.В. Говенько, цитируя работы А.Н. Веселовского, указывает, что этот тип эпоса ученый соотносит «с "содержанием, заимствованным из старого мифа, предания". "Миф в таком эпосе преобладает, - подчеркивает он, - условия героизма слишком слабы, чтобы стать на первом плане, часто элементы мифический и героический сливаются. В этом случае можно говорить о более прочных отношениях эпоса с мифом", так как в нем "сохранились следы его древнего прикрепления к обрядовому акту: именно к акту заговора, заклинания, гадания"» [Говенько 2022, 185].

Стадиальное развитие калмыцкого эпоса является предметом исследований многих ученых: были представлены различные гипотезы его происхождения, которые в целом восходили к мифологическим образам и мотивам.

По заключению С.Ю. Неклюдова, «центральноазиатское происхождение "Джангара" и древность его корней (в том числе мифологических) не вызывают сомнения, хотя сложение циклизованной эпопеи произошло, видимо, уже на Волге» [Неклюдов 2019, 243].

Н.Ц. Биткеев считает, что «добуддийские элементы в "Джангаре", адаптированные в эпическом контексте, выполняют определенные функции в образной системе и лишний раз свидетельствуют о том, что зарождение данного памятника началось задолго до средневековья» [Биткеев 2006, 127].

Н.Б. Пюрвеева придерживается теории эволюции жанровых форм, «от магтала - мифа - богатырской сказки к эпосу-жанру» [Пюрвеева 2003, 215], выделяет в них два направления: «развитие предметной образности, в которой описание бессюжетно (магтал - песнопения-описания), и эволюция сюжетной образности, в которой "установка" делалась на сюжет (мифы)» [Пюрвеева 2003, 216].

По мнению Ц.Б. Селеевой, «эпос "Джангар", обладающий полистадиальной природой, наследует рудиментарно архаические черты на уровне

сюжетов и мотивов и воссоздается на основе традиционных элементов по жанровым моделям и канонам, получив творческую переработку в новых исторических условиях» [Селеева 2018, 121].

А.Ш. Кичиковым была реконструирована структура сюжетообразую-щих тем и мотивов архаического эпоса, которая названа им «тууль-улиге-ром» [Кичиков 1997]. Состоятельность данной теории подтверждена нами на темно-мотивном фонде единого пролога Багацохуровского цикла, в котором обнаружены ранее недостающие конструктивные элементы архаического эпоса [Убушиева 2019а].

С.Ю. Неклюдов в свою очередь отмечает, что «сам тип подобного героического повествования, богато представленный у народов Центральной Азии и Южной Сибири, А.Ш. Кичиков предложил назвать "тууль-улигер-ным эпосом" и определил его типовое двенадцатиэлементное сюжетно-композиционное построение (что, по существу, близко к структуре "дого-сударственного эпоса" В.Я. Проппа, "богатырской сказки" В.М. Жирмунского и "архаического эпоса" Е.М. Мелетинского)» [Неклюдов 2021, 159].

Относительно эволюции эпической формы мы придерживаемся мнения С.Ю. Неклюдова о том, что развитие происходило от «малой» эпической формы к «большой» [Неклюдов 2003]. Но следует отметить, что под «большой» формой можно рассматривать как весь свод калмыцкого «Джангара», так и его отдельные циклы, а «малую» форму можно разглядеть и в эпическом прологе.

Предположительно, единый пролог Багацохуровского цикла как «малая» форма на определенном стадиальном промежутке, возможно, был од-ноходовым архаическим сказанием или «тууль-улигером» (по Кичикову) с матримониальными или же воинскими коллизиями. Так, в прологах песен «О Замбал хане» и «О Хара Кинесе» Багацохуровского цикла помимо статичных описаний мирового дерева, горы, дворца, реки, которые являются обязательными для вступительной части, имеются и динамические составляющие, развивающие сюжетную линию.

В прологах песен «О Замбал хане» и «О Хара Кинесе» при описании суженой Джангара раскрывается тема богатырского сватовства Джангара, состоящая из мотивов вести о суженой, поиска предназначенной суженой, состязаний, сражения Джангара с сыном тенгрия Бурхан Цаганом за суженую. Более того, здесь же выделяется образ тестя Джангара, являющегося хозяином водного мира, соответственно, суженая Джангара - представительница иного мира [Убушиева, Дамринжав 2019].

В этих же прологах описанию присоединения богатыря Савара к дружине Джангара отведена большая часть, которая состоит из сражения войска Джангара с Саваром, затем схватки между Саваром и Хонгором и следующим за схваткой побратимством между ними.

Более того, в образе богатыря Савара нами выявлены мифологические черты двигающегося по лунной дороге небесного стрелка, охотящегося на оленей и маралов, что в свою очередь, возможно, восходит к архаическому мифу о медведе-охотнике, преследующем оленей, укравших солнце, так

как в его образе прослеживается и двойственная природа человека-медведя, согласующаяся с моделью «свое в чужом» и «чужой в своем», о чем свидетельствуют мотив побратимства между иноплеменником Саваром и Хонгором, а также сон Савара как пограничное состояние, за которым следуют переход в иную ипостась и движение Савара по лунной дороге [Убушиева 2021].

Следует подчеркнуть, что ритуально-мифологический комплекс представлений о Саваре как о медведе мы почерпнули из пролога и сюжета ранней эпической песни «О Замбал-хане», что соответствует мифологическому или ритуальному виду эпоса А.Н. Веселовского, в котором «сохранились следы его древнего прикрепления к обрядовому акту: именно к акту заговора, заклинания, гадания» [Веселовский 2006, 354].

Темы «богатырское сватовство Джангара» и «присоединение богатыря Савара к дружине Джангара», развивающиеся в прологах Багацохуровско-го цикла, можно рассмотреть и как первый тур эпической песни, и как «осколки» архаических сказаний о богатырях, в данном случае о Джанга-ре и Саваре, о которых не раз говорили исследователи.

Г.Д. Санжеев полагал, что «среди персонажей отдельных былин, бытовавших у ойратов с древних времен, при усилении племенной консолидации и попытках создать собственное государство, выделился один из главных героев - Джангар. Он стал вытеснять других богатырей, что облегчилось большим идейно-художественным и композиционным сходством калмыцких былин; прочие эпопеи были частично включены в состав нового цикла» (цит. по: [Неклюдов 2019, 220-221]).

С.Ю. Неклюдов через алтайскую версию «Джангара» относит сопряжение имен главных героев эпического цикла - Джангара и Хонгора - и их «взаимозаменяемость» к параллелям с богатырской сказкой желтых уйгуров «Янгысак и Конгырджан», о брате и сестре как первых людях [Неклюдов 2019, 225].

Также С.Ю. Неклюдов замечает, что «образ Хонгора может получить и вполне самостоятельное (вне связи с Джангаром) эпическое развитие -об этом свидетельствует наличие обширной богатырской поэмы о Хонго-ре, явно не имеющей отношения к циклу Джангариады» [Неклюдов 2019, 228].

Таким образом, три богатыря - Джангар, Хонгор и Савар - могли быть главными героями автономных архаических сказаний ойратов. «Осколком» последнего, на наш взгляд, является развернутый эпический пролог раннего Багацохуровского цикла.

При условном рассмотрении Багацохуровского цикла как «большой» формы «малую» форму можно закрепить за автономными архаическими сказаниями, «осколком» которых мы считаем пролог цикла, а «первоначальным ядром» может выступать сватовство героя или борьба с иноплеменником.

Сравним это наше предположение с закономерностями стадиальной эволюции эпоса, изученными С.Ю. Неклюдовым [Неклюдов 1986], выво-

ды которого схожи с заключением А.Н. Веселовского о мифологическом или ритуальном виде эпоса, по замечанию Т.В. Говенько [Говенько 2021,

7].

Рассмотрим схему предполагаемых архаических сказаний ойратов и этапов их возможной жанровой трансформации.

Мифологическое время

С.Ю. Неклюдов считает, что «временная и пространственная локализация событий здесь не имеет черт историко-географической конкретности (скорее соответствует мифу)» [Неклюдов 1986, 67].

У А.Н. Веселовского - это совокупность нескольких признаков: «способы познания окружающего мира через "формулу мифа"»; «эпические схемы, которые "не разнообразны и просты и оригинальность их обуславливается качеством центров, вокруг которых они кристаллизуются"»; «дуализм»; «"первобытная историческая обстановка", которой придается сакральное значение»; «сюжетообразующие функции мифопоэтических приемов: о вещих снах, о предзнаменовании, о предсказании событий, предопределяющих судьбу и т.д.» (цит. по: [Говенько 2021, 8]).

Эпическое время в едином прологе Багацохуровского цикла соответствует мифологическому времени первотворения, проявляющегося в таких архетипах, как мировое древо, гора, столб, дворец, - символах, отражающих «ось мира» [Убушиева 2018], а также река с двойным течением как первоэлемент мироздания [Убушиева 2020б]. Пролог эпоса наиболее информативно отражает картину мира калмыков, поэтому и мотивы, содержащиеся в нем, дают важную информацию и служат кодами для расшифровки космогонических представлений этноса.

Брачные коллизии главного героя

С.Ю. Неклюдов отмечает, что «в архаической богатырской сказке организующим началом служит биография главного героя, событиями которой являются поединки с врагами и брачные приключения» [Неклюдов 1986, 71].

А.Н. Веселовский также выделяет «инициальные события: богатырские состязания, брачные состязания, героическое сватовство, свадебные поездки героя, магический сон, пленение и т.д.» (цит. по: [Говенько 2021,

8]).

Матримониальные коллизии, являющиеся ядром архаической формы эпоса, представлены в прологах песен «О Замбал хане» и «О Хара Ки-несе» и являются его «динамической составляющей». Сватовство героя содержит все основные сюжетообразующие мотивы темы: поиски суженой в ином мире (водном), «конфликт» с тестем и сражение за суженую с представителем верхнего мира, сыном тенгрия Бурхан Цаганом [Убушиева 2019а; Убушиева, Дамринжав 2019].

Как пишет С.Ю. Неклюдов, такой тип «складывается, когда носите -лем основного сюжетного действия является сам герой, а женщина - лишь

объект добывания или возвращения. Это по преимуществу "богатырский" сюжет; он характерен для определенных формаций героического эпоса, архаической "богатырской сказки"» [Неклюдов 1977, 205].

Черты мифологического персонажа Героическое детство в цикле отсутствует, что также соответствует архаической эпической форме. По С.Ю. Неклюдову, «"брачный цикл" наиболее полно воплощает "биографическое" начало в повествовании. Прочие звенья биографической последовательности (чудесное рождение, героическое детство, первый подвиг) обычно получают детальную сюжетно-ком-позиционную разработку позднее и к тому же не имеют самостоятельного фабульного значения» [Неклюдов 1986, 71].

Ученый подчеркивает, что «в облике героя архаического эпоса еще ощутимы черты мифологического персонажа: первопредка, первого человека, одинокого и не знающего о своем происхождении; культурного героя, сошедшего на землю для обуздания демонических сил; трикстера (подчас с зооморфными чертами), имеющего "низкий статус"» [Неклюдов 1986, 72]. Такие же мифологические персонажи, как первопредок, демиург, шаман, культурный герой, отмечены А.Н. Веселовским.

Обозначенные признаки проявляются в образах главных героев предполагаемых сказаний - это Джангар, Хонгор, Савар. С Джангаром связана общеизвестная семантическая параллель с именами таких героев, как Эр-Соготох (Муж одинокий), Нюргун-Боотур (Славный богатырь), а также его одиночное странствие, которое можно интерпретировать как удаленность от людей, сопоставимую с началом времен - «симметричность молодости героя и молодости всего мира» [Неклюдов 1974, 138]. Сказитель отождествляет Джангара с первым человеком на земле и наделяет его медиативными функциями, а «мнимое сиротство» имеет второстепенное значение по отношению к мотиву одиночества, данные элементы восходят к герою-первопредку [Мелетинский 2004, 294-319]. Богатырь Хонгор наделен такими же свойствами и признаками, как и Джангар, а богатырь Са-вар, обладая двойственной природой, возможно, является антропоморфным образом медведя.

Противник эпического богатыря С.Ю. Неклюдов указывает, что «в архаическом фольклоре этот образ слагается из двух компонентов: представления о враждебном иноплеменнике, противопоставленном людям "своего" племени, и о демоническом духе-хозяине...» [Неклюдов 1986, 74]. А.Н. Веселовский в противниках героя мифологического эпоса видит чудовищ, великанов и т.д.

Так как мы рассматриваем элементы, относящиеся к сюжетно-мотив-ному фонду прологов, то здесь противниками Джангара выступают сын тенгрия Бурхан Цаган и его тесть Гюши Замба-хан, хозяин водного мира, в соответствии с матримониальным сюжетом архаических сказаний. Если отталкиваться от темы присоединения Савара, то это сам богатырь Савар,

являющийся иноплеменником, с которым приходится вступить в сражение, а затем совершить ритуал побратимства.

Объемы пролога

С.Ю. Неклюдов отмечает, что «наиболее древние формы эпического повествования, как правило, отличаются сравнительно небольшим объемом и соответственно небольшим событийно-временньш охватом» [Неклюдов 1986, 74].

Объемы прологов (акцентируем, так как они содержат ядро архаического эпоса) цикла не равнозначны по отношению друг к другу. Так в песне «О Замбал-хане» он составляет 859 стихотворных строк при общем объеме текста 1929 строк. В песне «О Хара Кинесе» пролог из 911 стихотворных строк противопоставлен 3015 строкам общего объема. Песнь «О Шара мангасе» насчитывает 1626 строк общего объема, а вот объем пролога составляет 35 стихотворных строк. Как видим, прологи к двум песням составляют примерно треть всего объема.

В этой связи С.Ю. Неклюдов замечает, что «особенно разработанный и пространный зачин есть продукт относительно позднего поэтического развития» [Неклюдов 2019, 136].

Но здесь, по нашему мнению, показательной будет песнь «О Шара мангасе» с прологом из 35 строк и одноходовым сюжетом. Пролог ограничивается статичным описанием реки, горы и дворца Джангара, что согласуется с блоками, составляющими зачин монгольского эпоса: «расширяющаяся вселенная»; строительство дома героя; характеристика времени; место рождения героя [Неклюдов 2010, 193-194].

Краткий сюжет песни «О Шара мангасе» выглядит следующим образом: после статичных описаний эпического мира движение сюжета начинается с пира, где богатырь Хонгор вызывается захватить и пленить Шара мангаса, затем выезжает, проникает во дворец противника, похищает его, отбивается от погони и привозит его в страну Джангара.

Сравнение всей песни «О Шара мангасе» с прологами к песням «О Замбал хане» и «О Хара Кинесе», в которых присутствуют сватовство Джангара и захват иноплеменника Савара, показывает, что данные прологи соответствуют структуре одноходовой песни, как и их объемы.

Здесь же следует отметить и автономность пролога. С.Ю. Неклюдов пишет, что в эпическом повествовании пролог «почти всегда обладает значительной композиционно-тематической автономностью и достаточно легко может быть отделен от остального сюжетного корпуса произведения» [Неклюдов 2019, 131]. При этом пролог ограничен определенным набором статических тем, которые не выходят за пределы семантики «возникновения» и «становления» [Неклюдов 2019, 131].

Статичные элементы прологов песен «О Замбал хане» и «О Хара Ки-несе» можно дважды отделить от сюжета. Первое разделение, на наш взгляд, следует провести между статичными темами и темами сватовства Джангара и присоединения иноплеменника Савара. Второе - это устояв-

Новый филологический вестник. 2022 №3(62). --

шееся мнение исследователей о разделении пролога и основного сюжетного корпуса через пир.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Увеличение объема произведения

Для следующей стадии развития эпической формы свойственно увеличение объема произведения. Как указывает С.Ю. Неклюдов, «"малая" форма создает предпосылки для сложения эпического цикла» [Неклюдов 1986, 75].

Рассмотренные выше пункты закономерностей стадиального развития эпоса не выходили за рамки схемы пролога. По нашему мнению, прологи песен «О Замбал хане» и «О Хара Кинесе» являются «осколками» архаических сказаний ойратов, на основе которых, предположительно, произошло расширение этих одноходовых произведений с матримониальным или богатырским сюжетом до двухходовой эпической формы, где вторым туром выступают воинские коллизии. «Осколки» одноходовых архаических сказаний - это прологи, следовательно, двухходовые эпические формы - это разносюжетные песни Багацохуровского цикла.

Исполнениеэпоса

С.Ю. Неклюдов подчеркивает, что «в архаической богатырской сказке встречается отношение к тексту как к некоему самостоятельно существующему организму, в известном смысле независимому от исполнителя» [Неклюдов 1986, 76].

A.Н. Веселовский отмечает роль сказителя в обществе: «его чествовали как носителя заповедной обрядовой мудрости; когда он являлся - садили на особое место, седалище <...>, с которого он вещал» [Веселовский 2006, 344].

Традиция исполнения песен цикла, в отличие от сюжетно-мотивного фонда цикла, претерпела значительную трансформацию.

B.Л. Котвич оставил описание процесса фиксации К.Ф. Голстунским двух песен ранних циклов «Джангара» (две песни Багацохуровского и три Малодербетовского цикла), которые были сообщены ему в личной беседе: «.имелись точные указания о том, что существуют многие еще не записанные песни. К.Ф. Голстунский решил их разыскать. В то время задача эта не была трудной: в Калмыцкой степи еще жили хорошие сказители. К.Ф. Голстунский нашел их и организовал с ними занятия. Сказители пели известные им песни, с готовностью проявляя все свое искусство. Но дело осложнилось, когда то, что пели в несколько таинственной обстановке, в какой обычно исполнялся "Джангар" (вечером, в присутствии многочисленных слушателей), им предложили повторить днем, в будничной обстановке, с более или менее длительными перерывами, приспособляясь к темпу записи. Несмотря на угощение, оказалось очень трудно добиться их согласия на новый, для них совершенно необычный способ воспроизведения "Джангара". Этот процесс был для них мучительным, и занятия то и дело прерывались... » [Котвич 1967, 188-189].

В песнях цикла уже чувствуется эпический певец, но все же в полной мере представить исполнение песен Багацохуровского цикла не представляется возможным ввиду того, что имена сказителей остались неизвестными, неведом и способ получения ими исполнительского дара, и многое другое.

Рассмотрение внутренней сюжетно-композиционной структуры и изучение сюжетно-мотивного фонда локального Багацохуровского цикла позволили проследить его возможную стадиальную эволюцию. Анализ показал, что единый пролог цикла может являться «осколком» архаического сказания ойратов, которое преобразовалось из одноходового сказания о сватовстве героя в эпическую двухходовую песнь с матримониальными и воинскими коллизиями. Как предполагает Е.М. Мелетинский, «комплекс "испытание плюс добывание" может стать основой и для дальнейшего развития мифа в сказку или эпос» [Мелетинский 2006, 198]. Наличие в едином прологе Багацохуровского цикла матримониальной темы и темы завоевания иноплеменника Савара с комплексами ядерных мотивов является основным доказательством состоятельности возможного развития цикла. Более того, развитие цикла соответствует закономерностям стадиальной эволюции эпоса, исключением стала лишь традиция исполнения.

По нашему мнению, прологи ранних циклов - это стадиально предшествовавшие автономные архаические сказания ойратов о богатырях Джан-гаре, Хонгоре, Саваре, как «мифологический эпос» А.Н. Веселовского, «догосударственный эпос» В.Я. Проппа, «богатырская сказка» В.М. Жирмунского, «архаический эпос» Е.М. Мелетинского, «малый Джангар» Б.Я. Владимирцова, «тууль-улигер» А.Ш. Кичикова и «малая форма» С.Ю. Неклюдова.

Относительно циклизации эпоса «Джангар» мы придерживаемся мнения А.Ш. Кичикова о том, что нельзя объединить пять циклов и две автономные песни калмыцкого «Джангара» и считать, что это завершенная форма - эпический цикл. Также заметим, что эпическая традиция калмыков требует обособленного взгляда на ранние и поздние ее образцы, как и на их локальность. Данные вопросы требуют дальнейшего детального изучения эпического памятника калмыков «Джангар».

ИСТОЧНИКИ

1. Деед богд хан Жд^рин йовдлын тууль // Хальмг Yнн. 1981. 12 августа. С. 4; 13 августа. С. 4.; 14 августа. С. 4; 15 августа. С. 4; 18 августа. С. 4; 20 августа. С. 4.

2. Джангар. Народная калмыцкая сказка / пер. А.А. Бобровникова // Вестник императорского Русского географического общества. СПб., 1854. С. 99-128.

3. Джангар. Калмыцкий героический эпос: тексты 25 песен. Т. 1-2 / сост. А.Ш. Кичиков. М.: Наука, 1978. 442 с.

4. Джангар: калмыцкий героический эпос / сост., подг. текстов, коммент. и словарь Н.Ц. Биткеева, Э.Б. Овалова; отв. ред. Г.Ц. Пюрбеев. М.: Наука, ГРВЛ, 1990. 476 с.

5. Жа^ар: героическая поэма калмыков с приложением вновь разысканной и впервые издаваемой третьей главы в оригинальном тексте / ред. А.М. Позднеев. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1911. 97 с.

6. НА РГО. Оп. 1. Р. 53. Д. 15 - Песни и сказки Калмыцкого народа Астраханской Губернии Багацохуровского улуса. Научный архив Русского географического общества. Оп. 1. Р. 53. Д. 15. Л. 1-30 об. (Рукопись на ойратском языке. С пометой «бывшая у Бобровникова»).

7. РО БВФ СПбГУ Calm. C. 17 - Рукописный отдел Библиотеки Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Calm. C. 17. № 2. Л. 1-28. Строки 30-31. (Рукопись на ойратской письменности).

8. РО БВФ СПбГУ Calm. C. 4 - Рукописный отдел Библиотеки Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Calm. C. 4. Ед. хр. 1834. 1-я тетрадь. Л. 1-30. Строки 28-30. (Рукопись на ойратской письменности).

9. Убаши-хун-тайджийн тууджи, народная калмыцкая поэма Джангара и Сид-диту кюрийн туули / сост. К.Ф. Голстунский. СПб.: Литограф. Иконникова, 1864. С. 8-74.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л.: Наука, 1982. 327 с.

2. Биткеев Н.Ц. Эпос «Джангар». Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар»; КалмГУ, 2006. 352 с.

3. Владимирцов Б.Я. Монголо-ойратский героический эпос. СПб.; М.: Тип. «Светоч», 1923. 253 с.

4. Веселовский А.Н. От певца к поэту. Выделение понятия поэзии // Весе-ловский А.Н. Избранное: Историческая поэтика / сост., вступ. ст. и коммент. И.О. Шайтанова. М.: РОССПЭН, 2006. С. 343-374.

5. Говенько Т.В. Концепции мифа, сказки, эпоса в исторической поэтике А.Н. Веселовского: дис. ... д. филол. н.: 10.01.09. Москва, 2022. 375 с.

6. Говенько Т.В. Стратификация эпоса в трудах академика А.Н. Веселовского // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосо-ва: Серия «Эпосоведение». 2021. № 3. С. 5-18.

7. Кичиков А.Ш. Важное открытие в джангароведении // Советская Калмыкия. 1979. 8 мая. С. 3.

8. Кичиков А.Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памятника. М.: Восточная литература, 1997. 320 с.

9. Козин С.А. «Джангариада». Героическая поэма калмыков (введение в изучение памятника и перевод торгутской его версии). М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1940. 252 с.

10. Котвич В.Л. Джангариада и джангарчи // Ученые записки. Вып. 6. Серия филологии. Элиста: КНИИЯЛИ, 1967. С. 188-192.

11. Манджиева Б.Б. Малодербетовский цикл «Джангара»: текстология и поэтика в контексте эпической традиции калмыков: дис. ... д. филол. н.: 10.01.09.

Майкоп, 2021. 439 с.

12. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Восточная литература, 2006. 407 с.

13. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: ранние формы и архаические памятники. М.: Восточная литература, 2004. 462 с.

14. Михайлов Г.И. Проблемы фольклора монгольских народов. Элиста: Калмыцкое книжное изд-во, 1971. 235 с.

15. Неклюдов С.Ю. Анатолий Шалхакович Кичиков (1921-1998) // Фольклор: структура, типология, семиотика. 2021. Т. 4. № 3. С. 156-159.

16. Неклюдов С.Ю. Морфология и семантика эпического зачина в фольклоре монгольских народов // Китай и окрестности: мифология, фольклор, литература: к 75-летию акад. Б.Л. Рифтина. М.: Наука, 2010. С. 185-198.

17. Неклюдов С.Ю. Типология и история в памятниках героического эпоса // The Armenian Epic «Daredevils of Sassoun» and the World Epic Heritage (Tsakhkadzor, 4-6 November, 2003). Yerevan: National Academy of Sciences of Armenia, 2003. P. 17-24.

18. Неклюдов С.Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Эпос книжный и устный. М.: Индрик, 2019. 592 с.

19. Неклюдов С.Ю. «Героическое детство» в эпосах Востока и Запада // Историко-филологические исследования. Сборник статей, посвященных памяти академика Н.И. Конрада. М.: Наука, 1974. С. 129-140.

20. Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов. М.: Наука, 1984. 308 с.

21. Неклюдов С.Ю. Закономерности стадиальной эволюции эпоса Центральной Азии и Южной Сибири // Mongolica. Памяти академика Б.Я. Владимирцова. М.: Наука, 1986. С. 66-79.

22. Неклюдов С.Ю. О функционально-семантической природе знака в повествовательном фольклоре // Семиотика и художественное творчество. М.: Наука, 1977. С. 193-228.

23. Овалов Э.Б. Типология мотивов и сюжетов в эпосе монгольских народов. Элиста: АПП «Джангар», 2004. 184 с.

24. Пухов И.В. Якутские олонхо и калмыцкий «Джангар» // Проблемы ал-таистики и монголоведения. Материалы Всесоюзной конференции (г. Элиста, 17-19 мая 1972 г.). Вып. 1. Элиста: КНИИЯЛИ, 1974. С. 61-68.

25. Пюрвеева Н.Б. Поэтика героического эпоса «Джангар». Элиста: АПП «Джангар», 2003. 240 с.

26. Санжеев Г.Д. Илиада калмыцкого народа // Записки Бурят-монгольского ИЯЛИ. 1941. Вып. 3-4. С. 154-163.

27. Селеева Ц.Б. Проблемы эволюции поэтических форм эпоса «Джангар» // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова: Серия «Эпосоведение». 2018. № 3(11). С. 121-127.

28. Убушиева Д.В. Космогонические мотивы в прологе эпоса «Джангар» // Новый филологический вестник. 2018. № 3(46). С. 35-45.

29. (а) Убушиева Д.В. Мотивы «тууль-улигера» (архаического эпоса) в героическом эпосе «Джангар» // Новый филологический вестник. 2019. № 1 (48). С. 57-69.

30. (b) Убушиева Д.В. Элементы архаики в эпосе «Джангар» // Новый филологический вестник. 2019. № 4(51). С. 53-64.

31. Убушиева Д.В., Дамринжав Б. Матримониальные коллизии в калмыцком эпосе «Джангар» и сказаниях тюрко-монгольских народов Сибири // Oriental Studies. 2019. Т. 44(4). С. 707-715.

32. (а) Убушиева Д.В. Мотив одиночества в ранних циклах эпоса «Джангар» // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Серия «Эпосоведение». 2020. № 3 (19). С. 55-62.

33. (b) Убушиева Д.В. Архетипический концепт «вода» в ранних образцах калмыцкого эпоса «Джангар» // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2020. № 6(80). С. 95-106.

34. Убушиева Д.В. Мотивы космогонического мифа о небесном охотнике и трех маралах в фольклоре калмыков // Монголоведение. 2021. Т. 13. № 3. С. 567576.

35. Хабунова Е.Э. Героический эпос «Джангар»: поэтические константы богатырского жизненного цикла (сравнительное изучение национальных версий). Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. 256 с.

36. Церенов В.З. Найдена рукопись «Джангара» // Советская Калмыкия. 1979. 8 мая. С. 3.

37. Ясон Х. Модели и категории эпического нарратива / пер. с англ. И.Л. Ту-маркиной, А.В. Козьмина // Живая старина. 2002. № 2. С. 6-8.

REFERENCES (Articles from Scientific Journals)

1. Goven'ko T.V Stratifikatsiya eposa v trudakh akademika A.N. Veselovskogo [The Stratification of Epic in the Works of Academician Alexandr Veselovsky]. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta imeni M.K. Ammosova: Seriya "Eposovedeniye", 2021, no. 3, pp. 5-18. (In Russian).

2. Kichikov A.Sh. Vazhnoye otkrytiye v dzhangarovedenii [An Important Discovery in "Dzhangar" Epic Studies]. Sovetskaya Kalmykiya, 1979, May 8, p. 3. (In Russian).

3. Kotvich VL. Dzhangariada i dzhangarchi [Jangariada and Jangarchi]. Uchenyye zapiski. Seriyafilologi, 1967, vol. 6, pp. 188-192. (In Russian).

4. Neklyudov S.Yu. Anatoliy Shalkhakovich Kichikov (1921-1998) [Anatoly Sh. Kichikov (1921-1998)]. Fol'klor: struktura, tipologiya, semiotika, 2021, vol. 4, no. 3, pp. 156-159. (In Russian).

5. Sanzheyev G.D. Iliada kalmytskogo naroda [Iliad of the Kalmyk People]. Zapiski Buryat-mongol'skogo IYaLI, 1941, no. 3-4, pp. 154-163. (In Russian).

6. Seleeva Ts.B. Problemy evolyutsii poeticheskikh form eposa "Dzhangar" [Problems of the Evolution of Poetic Forms of the Epic "Dzhangar"]. Vestnik Severo-Vostochnogofederal'nogo universiteta imeni M.K. Ammosova: Seriya "Eposovedeniye", 2018, no. 3 (11), pp. 121-127. (In Russian).

7. Tserenov V.Z. Naydena rukopis' "Dzhangara" ["Dzhangar" Manuscript Was Found]. Sovetskaya Kalmykiya, 1979, May 8, p. 3. (In Russian).

8. Ubushieva D.V. Kosmogonicheskiye motivy v prologe eposa "Dzhangar"

[Cosmogonic Motifs in the Prologue of the Epic "Dzhangar"]. Novyy filologicheskiy vestnik, 2018, no. 3(46), pp. 35-45. (In Russian).

9. (a) Ubushieva D.V. Motivy "tuul'-uligera" (arkhaicheskogo eposa) v geroicheskom epose "Dzhangar" [Motifs of "Tuul-uligef' (Archaic Epic) in the Heroic Epic "Dzhangaf']. Novyy filologicheskiy vestnik, 2019, no. 1(48), pp. 57-69. (In Russian).

10. (b) Ubushieva D.V Elementy arkhaiki v epose "Dzhangar" [Elements of Archaics in the Epic "Dzhangar"]. Novyy filologicheskiy vestnik, 2019, no. 4(51), pp. 53-64. (In Russian).

11. (a) Ubushieva D.V Motiv odinochestva v rannikh tsiklakh eposa "Dzhangar" [Motif of Loneliness in the Early Cycles of the Epic "Dzhangar"]. Vestnik Severo-Vostochnogofederal'nogouniversitetaimeniM.K. Ammosova. Seriya "Eposovedeniye", 2020, no. 3 (19), pp. 55-62. (In Russian).

12. (b) Ubushieva D.V. Arkhetipicheskiy kontsept "voda" v rannikh obraztsakh kalmytskogo eposa "Dzhangar" [The Archetypal Concept of "Water" in the Early Samples of the Kalmyk Epic "Dzhangar"]. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova, 2020, no. 6(80), pp. 95-106. (In Russian).

13. Ubushieva D.V. Motivy kosmogonicheskogo mifa o nebesnom okhotnike i trekh maralakh v fol'klore kalmykov [Cosmogonic Myth of Heavenly Hunter (Sirius) and Three Marals (Orion's Belt): The Motifs in Kalmyk Folklore Revisited]. Mongolovedeniye, 2021, vol. 13, no. 3, pp. 567-576. (In Russian).

14. Ubushieva D.V., Damrinzhav B. Matrimonial'nyye kollizii v kalmytskom epose "Dzhangaf' i skazaniyakh tyurko-mongol'skikh narodov Sibiri [Matrimonial Collisions in the Kalmyk Epic "Dzhangar" and the Tales of the Turkic-Mongolian Peoples of Siberia]. Oriental Studies, 2019, vol. 44 (4), pp. 707-715. (In Russian).

15. Yason Kh. Modeli i kategorii epicheskogo narrativa [Models and Categories of Epic Narrative]. Zhivaya starina, 2002, no. 2, pp. 6-8. (In Russian).

(Articles from Proceedings and Collections of Research Papers)

16. Neklyudov S.Yu. "Geroicheskoye detstvo" v eposakh Vostoka i Zapada ["Heroic Childhood" in the Epics of the East and West]. Istoriko-filologicheskiye issledovaniya. Sbornik statey, posvyashchennykh pamyati akademika N.I. Konrada [Historical and Philological Studies. Collection of Articles Dedicated to the Memory of Academician N.I. Konrad]. Moscow, Nauka Publ., 1974, pp. 129-140. (In Russian).

17. Neklyudov S.Yu. Morfologiya i semantika epicheskogo zachina v fol'klore mongol'skikh narodov [The Morphology and Semantics of an Epic Onset in the Mongolian Peoples' Folklore]. Kitay i okrestnosti: mifologiya, fol'klor, literatura: k 75-letiyu akad. B.L. Riftina [China and Its Surroundings: Mythology, Folklore, Literature: To the 75th Anniversary of Academician B.L. Riftin]. Moscow, Nauka Publ., 2010, pp. 185-198. (In Russian).

18. Neklyudov S.Yu. O funktsional'no-semanticheskoy prirode znaka v povestvovatel'nom fol'klore [On the Functional and Semantic Nature of the Sign in Narrative Folklore]. Semiotika i khudozhestvennoye tvorchestvo [Semiotics and Artistic Creativity]. Moscow, Nauka Publ., 1977, pp. 193-228. (In Russian).

19. Neklyudov S.Yu. Tipologiya i istoriya v pamyatnikakh geroicheskogo eposa [Typology and History in the Monuments of the Heroic Epic]. The Armenian Epic "Daredevils of Sassoun" and the World Epic Heritage (Tsakhkadzor, 4-6 November, 2003). Yerevan, National Academy of Sciences of Armenia Publ., 2003, pp. 17-24. (In Russian).

20. Neklyudov S.Yu. Zakonomernosti stadial'noy evolyutsii eposa Tsentral'noy Azii i Yuzhnoy Sibiri [Regularities of the Phasic Evolution of the Epic of Central Asia and Southern Siberia]. Mongolica. Pamyati akademika B.Ya. Vladimirtsova [Mongolica. In Memory of Academician B.Ya. Vladimirtsov]. Moscow, Nauka Publ., 1986, pp. 66-79. (In Russian).

21. Pukhov I.V. Yakutskiye olonkho i kalmytskiy "Dzhangar" [Yakut Olonkho and Kalmyk "Dzhangar"]. Problemy altaistiki i mongolovedeniya. Materialy Vsesoyuznoy konferentsii (g. Elista, 17-19 maya 1972 g.) [Issues of Altaic Studies and Mongol Studies. Materials of the All-Union Conference (Elista, May 17-19, 1972)]. 1974, issue 1, pp. 61-68. (In Russian).

22. Veselovskiy A.N. Ot pevtsa k poetu. Vydeleniye ponyatiya poezii [From Singer to Poet. Highlighting the Concept of Poetry]. Veselovskiy A.N. Izbrannoye: Istoricheskayapoetika [Selected: Historical Poetics]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2006, pp. 343-374. (In Russian).

(Monographs)

23. Azbelev S.N. Istorizm bylin i spetsifikafol'klora [Historicism of Epics and the Specifics of Folklore]. Leningrad, Nauka Publ., 1982. 327 p.

24. Bitkeev N.Ts. Epos "Dzhangar" [Epic "Dzhangar"]. Elista, Dzhangar Publ., KalmSU Publ., 2006. 352 p. (In Russian).

25. Khabunova E.E. Geroicheskiy epos "Dzhangar": poeticheskiye konstanty bogatyrskogo zhiznennogo tsikla (sravnitel'noye izucheniye natsional'nykh versiy) [The Heroic Epos "Dzhangar": the Poetic Constants of the Powerful Circle of Life (Comparative Studies of National Versions)]. Rostov-on-Don, Publishing House of the Higher School of Economics, 2006. 256 p. (In Russian).

26. Kichikov A.Sh. Geroicheskiy epos "Dzhangar". Sravnitel'no-tipologicheskoye issledovaniyepamyatnika [The Heroic Epos "Dzhangar". Comparative and Typological Research of a Monument]. Moscow, Vostochnaya literatura Publ., 1997. 320 p. (In Russian).

27. Kozin S.A. "Dzhangariada". Geroicheskaya poema kalmykov (vvedenyie v izucheniye pamyatnika i perevod torgutskoy ego versii) ["Dzhangariada". Heroic Poem of the Kalmyks (Introduction to the Study of the Monument and Translation of Its Torgut Version)]. Moscow, Leningrad, AS USSR Publ., 1940. 252 p. (In Russian).

28. Meletinskiy E.M. Poetika mifa [The Poetics of Myth]. Moscow, Vostochnaya literatura Publ., 2006. 407 p. (In Russian).

29. Meletinskiy E.M. Proiskhozhdeniye geroicheskogo eposa: ranniye formy i arkhaicheskiye pamyatniki [The Origin of the Heroic Epic. Early Forms and Archaic Monuments]. Moscow, Vostochnaya literatura Publ., 2004. 462 p. (In Russian).

30. Mikhaylov G.I. Problemy fol'klora mongol'skikh narodov [The Problems of

Folklore of the Mongolian People]. Elista, Kalmytskoye knizhnoye izdatel'stvo Publ., 1971. 235 p. (In Russian).

31. Neklyudov S.Yu. Fol'klornyy landshaftMongolii. Epos knizhnyy i ustnyy [The Folklore Landscape of Mongolia: Written and Oral Epics]. Moscow, Indrik Publ., 2019. 592 p. (In Russian).

32. Neklyudov S.Yu. Geroicheskiy epos mongol'skikh narodov [The Heroic Epic of the Mongols]. Moscow, Nauka Publ., 1984. 308 p. (In Russian).

33. Ovalov E.B. Tipologiya motivov i syuzhetov v epose mongol 'skikh narodov [The Typology of Motifs and Plots in the Epos of the Mongolian People]. Elista, Jangar Publ., 2004. 184 p. (In Russian).

34. Pyurveeva N.B. Poetika geroicheskogo eposa "Dzhangar" [The Poetics of the Heroic Epic "Dzhangar"]. Elista, Jangar Publ., 2003. 240 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Vladimirtsov B.Ya. Mongolo-oyratskiy geroicheskiy epos [Mongol-Oirat Heroic Epic]. St. Petersburg, Moscow, Svetoch Publ., 1923. 253 p. (In Russian).

(Thesis and Thesis Abstracts)

36. Goven'ko T.V. Kontseptsii mifa, skazki, eposa v istoricheskoy poetike A.N. Veselovskogo [Concepts of Myth, Fairy Tale, Epic in the Historical Poetics of A.N. Veselovsky]. Dr. Habil. Thesis. Moscow, 2022. 375 p. (In Russian).

37. Mandzhieva B.B. Maloderbetovskiy tsikl "Dzhangara": tekstologiya ipoetika v kontekste epicheskoy traditsii kalmykov [Maloderbetovsky Cycle of "Dzhangar": Textual Studies and Poetics in the Context of the Epic Tradition of the Kalmyks]. Dr. Habil. Thesis. Maykop, 2021. 439 p. (In Russian).

Убушиева Данара Владимировна, Калмыцкий научный центр Российской академии наук.

Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела фольклора и литературы. Научные интересы: фольклор монголоязычных народов, монгольская эпическая традиция, типология и поэтика эпоса.

E-mail: bib.danara@yandex.ru

ORCID ID: 0000-0002-5547-4006

Danara V. Ubushieva, Kalmyk Scientific Center of the RAS.

Candidate of Philology, Senior Research Associate, Department of Folklore and Literature Studies. Research interests: folklore of the Mongolian people, Mongolian epic tradition, typology and poetics of the epos.

E-mail: bib.danara@yandex.ru

ORCID ID: 0000-0002-5547-4006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.