УДК 347.963
Илларионов Н.М.
Бакалавр, студент направления 40.04.01 Юриспруденция (Магистратура) (ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая
академия»), г. Саратов, РФ
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ: ПОДНАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
Актуальность: Прокурорский надзор за соблюдением законности исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, является мерой, позволяющей организовать правильное и единообразное исполнение таких наказаний надзорными органами. Цель: определить перечень поднадзорных прокурору учреждений при организации надзора за соблюдением законности исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, выделить их отличительные особенности. Методы: анализ, метод индукции и дедукции, формально-юридический, сравнительно-правовой. Результаты: определен круг органов надзора прокурора, дана теоретико-правовая характеристика деятельности учреждений и органов, ориентированных на исполнение избранного перечня наказаний. Выводы: пределы прокурорского надзора вытекают из правовых актов, регулирующих деятельность поднадзорных органов, организационных императивов Генеральной и региональной прокуратуры.
Ключевые слова:
Прокуратура; прокурорский надзор; наказания, не связанные с лишением свободы;
уголовно-исполнительная система.
Illarionov N.M.
Bachelor, student of direction 40.04.01 Jurisprudence (Master) (Saratov State Law Academy)
Saratov, Russian Federation
PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER THE OBSERVANCE OF LEGALITY IN THE EXECUTION OF NON-CUSTODIAL SENTENCES: SUPERVISED BODIES AND SPECIFICS OF ORGANISATION
Abstract
Relevance: Prosecutor's supervision over compliance with the legality of execution of non-custodial sentences is a measure that allows to organise correct and uniform execution of such sentences by supervisory bodies. Objective: to determine the list of institutions supervised by the prosecutor in the organisation of supervision over the observance of the legality of the execution of non-custodial sentences, to highlight their distinctive features. Methods: analysis, method of induction and deduction, formal-legal, comparative-legal. Results: the range of bodies of prosecutor's supervision is defined, the theoretical and legal characteristic of activity of institutions and bodies oriented on execution of the selected list of punishments is given. Conclusions: the limits of prosecutor's supervision derive from the legal acts regulating the activities of supervised bodies, organisational imperatives of the General and regional prosecutor's office.
Key words:
Prosecutor's office; prosecutor's supervision; non-custodial sentences; penal enforcement system.
Междисциплинарный характер вопроса, связанного с обеспечением прокурорского надзора за соблюдением законности исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, предопределяет необходимость корректного толкования норм Конституции РФ, Уголовно-исполнительного, Уголовного и уголовно-процессуального кодексов РФ, ФЗ «О прокуратуре», а также целого ряда законов и подзаконных актов.
Предмет прокурорского надзора, изолированный границами настоящей статьи, определяется с учетом норм 32 ст. ФЗ «О прокуратуре» как: законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.
Система мер уголовно-правового характера предусматривает широкий спектр наказаний, не ориентированных на лишение свободы осужденного. Уголовный кодекс РФ в ст. 44 перечисляет всю широту уголовно-правовых наказаний, однако в рамках статьи наиболее интересны меры, не предусматривающие реального лишения свободы осужденного.
Вариативность поднадзорных органам прокуратуры лиц и органов определена спецификой, связанной с исполнением того или иного вида наказания.
Содержание ст.16 УИК РФ позволяет определить какие учреждения и органы ориентированы на исполнения наказаний. Однако систему учреждений и органов, исполняющих наказания и иные меры уголовно-правового характера целесообразно разделить на две подсистемы: подсистему учреждений и органов, исполняющих наказания и подсистему учреждений и органов, исполняющих иные меры уголовно-правового характера. Где подсистема учреждений и органов, исполняющих наказания, занимает центральное место и имеет градацию на: учреждения и органы, образующие уголовно-исполнительную систему, исполняющие наказания в отношении военнослужащих, иные специализированные учреждения и органы, исполняющие наказания и неспециализированные учреждения и органы, исполняющие наказания [1].
УИК РФ в статье 16 закрепляет исполнение наказания в виде ограничения свободы на УИИ. В рамках данного наказания предусмотрены как воспитательная работа, так и организация режима осужденного.
Уголовно-исполнительные инспекции ответственны за исполнение наказания в виде обязательных работ, однако виды и объекты, на которых они отбываются, определяются совместно с органами местной власти. Из этого следует, что в рамках прокурорского надзора за законностью исполнения наказаний, в данном случае в виде обязательных работ, органы местного самоуправления и администрации объектов могут быть выделены в качестве поднадзорных объектов.
Перечень обязательных работ не должен подразумевать наличие особой квалификации или специфичных навыков, они должны быть общедоступными. Вид работ, подлежащих к выполнению осужденным, должен быть персонализированным и учитывать характер преступления, место жительства осужденного, рабочие трудовые часы или учебное время, состояние здоровья.
Исполнение наказаний в виде обязательных работ, их особенности организации, перечислены в Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества в главе 5. Инструкция утверждена Минюстом РФ приказом от «20» мая 2009 г. № 142.
В качестве отдельного поднадзорного объекта органы местного самоуправления могут быть выделены и в случаях назначения наказаний в виде исправительных работ. Ситуации, при которых осужденный не имеет основного места работы обуславливают необходимость её поиска органами местной власти.
УИИ, организуя наказания в виде исполнительных работ, ориентируется на нормы 7 главы УИК РФ (ст. 39-46), однако более узкие рекомендации перечислены в Инструкции, утвержденной Минюстом РФ от 20.05.2009 №142.
Исполнительные работы оплачиваются. Суд определяет сумму удержания в доход государства, она варьируется в пределах от 5 до 20% и выделяется при назначении меры наказания. Производство
удержания учитывает натуральную часть оплаты и денежную. Удержание производится в соответствующий бюджет, соответственно, ведомство, в узких случаях, может рассматриваться как поднадзорное прокурору (например, в случаях, при поступлении заявление об удержании большей, определенной судом меры, суммы или натуральной величины).
В случаях, когда судом в качестве основного или дополнительного наказания, но не связанного с лишением свободы, избрано наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью уголовно-исполнительные инспекции, соответствующие месту жительства осужденного, могут быть привлечены к его исполнению.
Когда наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначено в качестве дополнительного к аресту, лишению свободы или содержанию в дисциплинарной воинской части, часть наказания исполняют органы и учреждения, ответственные за исполнение основной части наказания, дополнительная часть наказания должна быть приведена в исполнение УИИ, соответствующего месту жительства осужденного.
При исполнении наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью поднадзорными прокурору могут быть ведомства, правомочные аннулировать разрешение на занятие определенным видом деятельности и администрации организаций, в которых работают осужденные.
Судебные приставы-исполнители ответственны за надлежащее исполнение наказаний в виде штрафа. При уклонении осужденного от его уплаты, судебные приставы-исполнители обязаны своевременно принимать предусмотренные законом меры.
Исполнение наказаний в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград предопределено названием и входит в компетенцию органов их присвоивших. Следовательно, потенциально поднадзорными прокурору, при исполнении данного вида наказания, могут быть должностные лица и органы, обеспечившие выдачу подобных наград (воинские учреждения, министерства, федеральные органы исполнительной власти и т.д.). Порядок их исполнения наказания перечислен в ст. 61 УИК РФ.
Плюрализм нарушений, которые потенциально могут быть обнаружены при надзоре за соблюдением законности исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, не ограничен, однако может быть определен как:
1) применение альтернативного вида наказания, не предусмотренного, вступившим в законную силу приговоре суда;
2) ненадлежащее исполнение должностными лицами требований закона, обеспечивающее корректное и неукоснительное соблюдение осужденными их обязанностей;
3) применение к осужденному альтернативных назначенному виду наказаний принуждений, ограничений и запретов;
4) установление факта конфликта правовых актов и решений, издаваемых уполномоченными органами и лицами в процессе исполнения наказаний, а равно необеспечение законности правовых актов УИС [2].
Основным исполнителем наказаний, не подразумевающих реального лишения свободы, выступает система ФСИН в рамках работы УИИ, пределы надзора необходимо формулировать в соответствии с нормами УИК РФ, Конституции РФ, ФЗ «О прокуратуре», с учетом императивов и рекомендаций Генерального прокуратура РФ.
Этап подготовки к проверке наиболее трудоемкий, т.к. представляет собой изучение не только целого ряда НПА, но и знакомство с жалобами и заявлениями, полученными от лиц, состоящих на учете в УИИ, предписаниями, полученными организациями в рамках предыдущих проверок [3].
Генеральный прокурор РФ в своем приказе №6 от «16» января 2014 года перечислил наиболее
важные требования, они объемлют вопросы обеспечения надзора за соблюдением законов при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Акт содержит в себе предписание о необходимости проведения проверок не реже одного раза в квартал.
Дифференцированность субъектов, поднадзорных прокурору, имплицирована спецификой и индивидуальностью каждого практического случая, она может быть осложнена, ввиду сложностей организации межведомственного взаимодействия органов, что объясняет дополнительные исследования в данном направлении.
Прокурорские проверки в органах и учреждениях, прямо или опосредованно направленных на исполнение наказаний, идентифицируют проблему, позволяют её решить посредством надзора, прокурорских актов реагирования, а при наличии пробелов в нормах законодательства - дополняют их, в рамках реализации прокурором своей правотворческой функции. Список использованной литературы:
1. Уголовно-исполнительное право. Практикум: учебное пособие для вузов/ И.Я. Козаченко [и др.]; под общей редакцией И.Я. Козаченко.- 2-е изд.- Москва: Издательство Юрайт, 2023.С. 49-50
2. Прокурорский надзор. Особенная и Специальная части: учебник для вузов / О. С. Капинус [и др.]; под общей редакцией О. С. Капинус; под научной редакцией А. Ю. Винокурова. - 6-е изд., перераб. и доп. -Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 462 с.
3. Витина М. Д. Прокурорский надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339. С. 95-97.
References
1. Criminal-executive law. Practicum: textbook for universities / I.Y. Kozachenko [et al]; under the general editorship of I.Y. Kozachenko.- 2nd ed.- Moscow: Yurait Publishing House, 2023.P. 49-50.
2. Prosecutor's supervision. Special and Special Parts: a textbook for universities / O. S. Kapinus [et al]; under the general editorship of O. S. Kapinus; under the scientific editorship of A. Y. Vinokurov. - 6th ed., revision and add. - Moscow: Yurait Publishing House, 2023. - 462 с.
3. Vitina M. D. Procuratorial supervision over the observance of laws in the execution of punishments not related to imprisonment // Bulletin of Tomsk State University. 2010. № 339. С. 95-97.
© Илларионов Н.М., 2023
УДК 34
Кочумова С.А.,
Старший преподаватель юридического факультета Туркменского государственного университета имени Махтумкули.
Ашхабад, Туркменистан.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
Аннотация
В Туркменистане проводятся коренные реформы, направленные в свою очередь на обеспечение деятельности нашего демократического, правового, светского государства, на сохранение стабильности туркменского общества в условиях политических и экономических преобразований. В соответствии с нормами международного права, государства принимают на себя обязательства уважать, защищать и осуществлять права человека.