Научная статья на тему 'Прокурорский надзор за исполнением избирательного законодательства'

Прокурорский надзор за исполнением избирательного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1461
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ОБЪЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кирюхина О. Г.

В статье рассмотрены особенности прокурорского надзора за исполнением избирательного законодательства, отмечена значимость деятельности органов прокуратуры в этой сфере. Особое внимание обращается на типичные нарушения избирательного законодательства. Выявлена и обоснована необходимость внесения изменений в ФЗ «О прокуратуре РФ» в части закрепления избирательных комиссий в качестве объектов прокурорского надзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кирюхина О. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прокурорский надзор за исполнением избирательного законодательства»

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

© Кирюхина О.Г.*

Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов

В статье рассмотрены особенности прокурорского надзора за исполнением избирательного законодательства, отмечена значимость деятельности органов прокуратуры в этой сфере. Особое внимание обращается на типичные нарушения избирательного законодательства. Выявлена и обоснована необходимость внесения изменений в ФЗ «О прокуратуре РФ» в части закрепления избирательных комиссий в качестве объектов прокурорского надзора.

Ключевые слова: прокурорский надзор, избирательное законодательство, типичные нарушения, объекты прокурорского надзора.

В настоящее время в любом демократическом государстве большое значение для обеспечения стабильности основ политической системы, а также воспроизводства и функционирования демократических институтов имеют общественные отношения, которые затрагивают выборы.

В Российской Федерации выборы занимают особое место в системе народовластия. Так, Конституция Российской Федерации [1], являясь основой построения демократического государства, в части 3 статьи 3 провозглашает референдум и свободные выборы как высшее непосредственное выражение власти народа, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [2] определяет выборы в Российской Федерации как форму прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Институт выборов является неотъемлемым признаком демократии, а право граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления представляет собой важнейшее политическое право граждан, которое закреплено в Конституции Российской Федерации и международно-правовых актах.

Неукоснительное соблюдение норм избирательного законодательства -один из важнейших факторов, определяющих политическое развитие страны. Нарушения в этой сфере чреваты ущемлением конституционных прав граждан.

* Студент Института законотворчества. Научный руководитель: Якушева С.Е., доцент кафедры «Правосудия и прокурорского надзора», кандидат юридических наук.

Однако как показывает практика проведения выборов, в ходе проведения избирательных кампаний зачастую наблюдаются те либо иные нарушения избирательных прав граждан, а также отступления от требований, предусмотренных избирательным законодательством.

Опыт прошедших выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва (4 декабря 2011 г.), а также выборов Президента Российской Федерации (4 марта 2012г.) показал многочисленные нарушения избирательного законодательства, несмотря на то, что в период подготовки и проведения избирательных кампаний органами прокуратуры и иными органами государственной власти, органами местного самоуправления были приняты все необходимые меры по соблюдению законности в ходе организации и проведения выборов, а на выборах Президента РФ впервые была организована видеотрансляция с избирательных участков.

Так, только в ходе выборов депутатов Государственной Думы в 2011 году было установлено 3 тыс. нарушений избирательного законодательства [12]. Вместе с тем следует отметить, что на сайте ассоциации «Голос» [13], созданной в целях выявления нарушений на выборах, указаны показатели количества поступивших жалоб о нарушениях; так, в ходе президентских выборов 4 марта поступило 6 тыс. 491 жалоба на различные нарушения, а в ходе выборов в Госдуму ассоциация получила сообщения о 7 тыс. 801 нарушении.

Анализируя практику прошедших выборов, можно выделить следующие наиболее типичные нарушения избирательного законодательства:

- нарушения избирательного законодательства при проведении предвыборной агитации;

- несоблюдение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления обязанности по предоставлению для проведения выборов помещений, отвечающих установленным требованиям либо предоставление помещений, не отвечающих требованиям, в том числе неоснащенных необходимыми средствами защиты, пожарной и охранной сигнализациями;

- распространение дезинформации о конкурентах;

- нахождение на избирательном участке двух и более наблюдателей от политической партии, участвующей в выборах, и т.д.

В этой связи деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением избирательного законодательства приобретает ещё большее значение.

Прокурор, осуществляя надзор за соблюдением федеральной Конституции и действующих на территории РФ законов, как никто другой, обладает возможностью на основе анализа практики применения законодательства и состояния соблюдения законности видеть недостатки тех или иных законов в области избирательных правоотношений.

Деятельность органов прокуратуры в рамках установленной законом компетенции по обеспечению гарантий защиты избирательных прав граж-

дан способствует укреплению законности прохождения избирательного процесса, обеспечивает реализацию политических прав граждан, защиту интересов общества и государства. Кроме того, надзор за исполнением избирательного законодательства на всех стадиях избирательного процесса позволяет своевременно устранять выявленные нарушения законодательства и принимать меры прокурорского реагирования.

Как надзорный орган, прокуратура обладает определенным и немалым объемом полномочий по защите избирательных прав, осуществляет надзор за исполнением законов при реализации конституционного права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Согласно ст. 129 Конституции России полномочия прокуратуры определяются федеральным законом, в соответствии с которым прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации «надзор за исполнением действующих на ее территории законов». Никаких изъятий из компетенции прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов не допускается. Тем более, когда речь идет об обеспечении основополагающего права граждан избирать органы государственной власти и местного самоуправления.

К сожалению, нов установленном Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [3] перечне объектов прокурорского надзора отсутствуют избирательные комиссии, которые не должны исключаться из поля надзорной деятельности прокуроров. Сейчас в п. 2 ст. 1 Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» исчерпывающе очерчен круг объектов надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина: федеральные министерства и ведомства, представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и военного управления, органы контроля, их должностные лица, а также органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Несомненното, что в настоящее время система избирательных комиссий как независимых коллегиальных органов в России сформировалась и на профессиональной основе занимается проведением выборов и референдумов, а также решает широкий спектр задач, сопутствующих избирательному процессу. В то же время, как показывает практика, избирательные комиссии сами зачастую нарушают законодательство о выборах. Прокурорская проверка за деятельностью избирательных комиссий может быть проведена лишь на основании имеющихся сведений о нарушении избирательного законодательства.

В этой связи повышению эффективности деятельности органов прокуратуры в области надзора за исполнением избирательного законодательства в немалой степени могло бы поспособствовать законодательное закрепле-

ние избирательных комиссий в качестве объектов прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В частности, предлагается абзац 1 пункта 2 статьи 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» изложить следующим образом «надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, избирательными комиссиями, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов».

Аналогичные изменения необходимо также внести в п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 26 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 25 декабря 1993. - № 237.

2. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // «Российская газета». - 15 июня 2002. - N 106.

3. Федеральный Закон «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г. N 2202-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 20 февраля 1992. - N 8. - Ст. 366.

4. Приказ Генерального прокурора РФ от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления».

5. Письмо Генпрокуратуры РФ от 22.12.2003 N 36-12-03 «О Методических рекомендациях «Осуществление прокурорского надзора за соблюдением избирательных прав граждан» // СПС Консультант плюс.

6. Биктагиров Р.Т. Субъекты избирательного права: теоретико-правовой анализ // Право и политика. - 2009. - № 1. - С. 129-132.

7. Бессарабов В.Г. Прокуратура в системе органов государственного контроля: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. - М., 2001.

8. Васюшкин В. Пределы прокурорского надзора // «Законность». -2010. - № 11.

9. Красинский В.В. Место прокурорского надзора в обеспечении избирательного законодательства // Журнал о выборах. - 2003. - № 2.

10. Пахоменко Т. Избирательное законодательство и соблюдение законности // Законность. - 2000. - N 7-8.

11. Петров М. Надзор за исполнением законодательства о выборах // «Законность». - 2009. - № 1.

12. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://genproc.gov.ru/news/news-76183.

13. http://www.rosbalt.ru/politrally/2012/04/28/975661 .html.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВА (МЕДИАЦИИ): МЕЖДУНАРОДНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

© Сенченко Т.А.*

Юридический институт Сибирского федерального университета,

г. Красноярск

Статья посвящена анализу основных международных, региональных и национальных актов, регулирующих посредничество (медиацию) в публично-правовых и частно-правовых отношениях.

Ключевые слова: посредничество, медиация, международный конфликт, частно-правовой спор, правовое регулирование примирительных процедур.

Посредничество (медиация) является способом урегулирования споров, как между субъектами международного публичного права, так и субъектами частного права.

Правовое регулирование медиации осуществляется комплексом актов на международном уровне, который включает универсальные и региональные акты и национальным законодательством.

Применение альтернативных способов разрешения споров для мирного урегулирования международных конфликтов обсуждалось еще в дореволюционной литературе [20].

Посредничество в публично - правовых отношениях регламентировано двумя Гаагскими конвенциями «О мирном разрешении международных столкновений», принятыми по результатам проведения Гаагских мирных конференций в 1899 [1] и 1907 году [2]. Участвующие в Гаагских мирных конвенциях государства постановили, что прежде чем прибегнуть к оружию сторонам следует обратиться к добрым услугам, посредничеству дружественной державы или третейскому разбирательству. Принцип мирного разрешения споров - один из основополагающих принципов международного права [23].

* Магистрант кафедры Международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.