п чс уА1/дщт ® m
HI Ж 9 ■ 11 "Л W4 ■ I
2 (23) 2023 @law_journal lawresearch.ru 2658-512X
OF LEGAL RESEARCH
УДК 343.3/.7
DOI 10.34076/2658_512X_2023_2_35
Кушнарев Александр Сергеевич
kushnarev-02@list. т Студент Института прокуратуры Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева
Научный руководитель:
Калистратова Наталия Сергеевна
преподаватель кафедры истории государства и права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
Прокурорский надзор в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков и их пропаганды в сети «Интернет»
Для цитирования: Кушнарев А.С. / Прокурорский надзор в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков и их пропаганды в сети «Интернет» // Уральский журнал правовых исследований. 2023. № 2. С. 35-40. DOI 10.34076/2658 512X 2023 2 35
Аннотация:
Как известно, свободное распространение информации должно обеспечиваться соблюдением ряда требований, установленных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Прокуратурой Российской Федерации осуществляются надзор за исполнением законодательства и соблюдением прав и свобод человека и гражданина. От деятельности органов прокуратуры зависит уровень исполнения актов действующего законодательства, таким образом, можно сказать, что деятельность прокуратуры носит всеобъемлющий характер. С учетом сложившихся тенденций, информатизации общества, появления новых доступных путей распространения информации среди населения возникает вопрос о роли органов прокуратуры Российской Федерации в осуществлении прокурорского надзора по противодействию распространению запрещенной информации в сети Интернет, так как именно через Интернет-ресурсы в настоящее время совершается львиная доля правонарушений, связанных с распространением запрещенной информации. В связи с чем актуализируется необходимость в проведении научных исследований по данной проблематике. Осуществление надзора за исполнением законодательства о противодействии незаконному обороту наркотических и психотропных веществ является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры. Отсутствие должного нормативно-правового регулирования указанной сферы отношений породило вседозволенность, совершения субъектами правовых отношений, действий, явно выходящих за рамки правового поля. Актуальней всего данная проблема проявляется в распространении информации, являющейся запрещенной и наносящей вред, как публичным интересам, так и интересам отдельной личности в целом. Роль органов прокуратуры в данном направлении заключается в осуществлении функции координации правоохранительных органов Российской Федерации, а также в осуществлении профилактической деятельности. На основе
УДК 343.3/.7
DOI 10.34076/2658_512X_2023_2_35
Alexander S. Kushnarev
kushnarev-02@list.ru
Ural State Law University named of V.F. Yakovlev Institute of Procuracy, Student
Academic Supervisor: Natalia S. Kalistratova
Lecturer of the Department of History of the State and Law Ural State Law University named of V.F. Yakovlev
Procuratorial oversight of the suppression of illicit drug trafficking and their propaganda on the Internet
For citation: Alexander S. Kushnarev/ Procuratorial oversight of the suppression of illicit drug trafficking and their propaganda on the Internet // Ural Journal ofLegal Studies. 2023. No. 2. P. 35-40. DOI 10.34076/2658 512X 2023 2 35
Abstract:
As is well known, the free dissemination of information must comply with a number of requirements established with a view to protecting the foundations of the constitutional order, morality, health, rights and lawful interests of others, national defence and State security. The Office of the Procurator-General of the Russian Federation supervises implementation of the law and respect for human and civil rights and freedoms. The level of implementation of existing legislation depends on the activities of the procuratorial authorities; thus it may be said that the work of the procuratorial authorities is all-embracing. Given current trends, the increasing computerisation of society and the appearance of new ways of disseminating information to the public, the role of the Procurator's Office of the Russian Federation in combating the dissemination of banned information on the Internet is crucial, since it is through Internet resources that the lion's share of offences involving the dissemination of banned information now takes place. In this connection, the need for scientific research into the issue has been brought up to date. Supervising the implementation of legislation on combating illicit trafficking in narcotic and psychotropic substances is one of the priorities of the prosecutorial authorities. The lack of proper legal regulation of this sphere of relations has led to permissiveness, committing by subjects of legal relations, actions that are clearly outside the legal framework. Most urgently, this problem manifests itself in the dissemination of information that is forbidden and harmful both to public interests and to the interests of the individual as a whole. The role of the prosecution service in this area is to coordinate the law enforcement agencies of the Russian Federation and to carry out preventive activities. On the basis of the academic research carried out by the author, amendments to the legislation of the Russian Federation are proposed.
п
@law_journal
MC
lawresearch.ru
/fflv
(Щ7
2658-512X
m
2 (23) 2023
OF LEGAL RESEARCH
проведенного автором научного исследования предлагается внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.
Ключевые слова:
прокурорский надзор, прокурор, незаконный оборот наркотиков, информация, информатизация общества.
Keywords:
prosecutorial oversight, prosecutor, drug trafficking, information, informatisation of society.
На сегодняшний момент мы являемся свидетелями масштабной модернизации жизни общества, перевод ее на инновационный путь развития с использованием таких информационно-коммуникационных средств как сеть Интернет, которая объединяет в себе миллионы компьютерных сетей, основной целью которых является хранение и передача информации. При этом важно понимать, что сеть Интернет выступает новым пространством, в котором возможно совершение противоправных деяний, в частности, распространение информации, запрещенной законом. В этом ключе именно прокуратура, как орган, призванный обеспечивать законность, защиту прав и свобод и обладающий для этого достаточным правовыми возможностями, обязана своевременно и в полной мере решать проблемы незаконного распространения запрещенной информации, выявлять соответствующие нарушения, устранять причины и условия, способствующие возникновению указанных нарушений.
Интернет является результатом развития общества и государства. Указанное развитие не проходит без соответствующей модернизации общества на технологическом и правовом уровне путем принятия законодательными органами нормативно-правовых актов, регулирующих различные сферы.
Не каждая информация, которая содержится в сети Интернет является дозволенной и может свободно распространятся в сети Интернет.
На основании вышесказанного, законодатель в Российской Федерации выделил отдельный вид информации, а именно - информацию, распространение которой запрещено законами Российской Федерации.
При распространении информации, запрещенной законом, могут преследоваться различные цели: популяризация идей, несущих угрозу государственному суверенитету, стабильности конституционного строя, общественному миру и согласию; получение незаконного конкурентного преимущества; сокрытие преступлений и должностных проступков, а также получение прибыли от реализации информационной продукции, которая может нанести вред правам и законным интересам граждан.
Именно прокуратура, как орган, призванный обеспечивать законность, защиту прав и свобод и обладающий для этого достаточными правовыми возможностями, обязана своевременно и в полной мере решать проблемы незаконного распространения запрещенной информации, выявлять соответствующие нарушения, устранять причины и условия, способствующие возникновению указанных нарушений.
Прокуратура является одним из немногих органов, который в процессе ежедневной деятельности сталкивается с нарушениями законодательства в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, в том числе в рамках рассмотрения и разрешения обращений граждан, проведения общенадзорных проверок, мониторинга сети Интернет на предмет нарушения законодательства.
Деятельность органов прокуратуры многогранна, перед прокурорами в связи с постоянными изменениями в федеральном законодательстве на сегодняшний день стоит множество задач. Для достижения указанных задач прокурорским
п чс уА\1г}ттт © ш
В1 К 9 ■ 11 "Л V4 ■ I
2 (23) 2023 @law_joumal lawresearch.ru 2658-512X
ОР ЬЕСАЬ РЕБЕАПСН
работникам необходимо постоянно совершенствоваться, развивать свои навыки, так как в связи с информатизацией общества, правоотношения между субъектами переходят в электронное пространство - сеть Интернет. Вследствие этого создаются ситуации, когда нарушения законодательства выявляются прокурорами при мониторинге сети Интернет. Указанное направление прокурорского надзора появилось относительно недавно. Вместе с тем, органы прокуратуры осуществляют прокурорский надзор за исполнением федерального законодательства РФ, в том числе за деятельностью, осуществляемой в сети Интернет. Так как роль прокуратуры обусловлена ее публичным и социальным предназначением, то и указанные правоотношения входят в рамки прокурорского надзора, осуществляемого органами прокуратуры [1, с. 67].
Одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры является осуществление надзора за исполнением законодательства о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
Вместе с тем запрещается пропаганда каких-либо преимуществ в использовании отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений, в том числе пропаганда использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на его психическое или физическое здоровье.
Как показывает практика правоохранительных органов, одним из самых действенных методов пропаганды наркотиков в обществе является их реклама, информирование о способах сбыта, производства и потребления наркотиков в информационном пространстве социальных сетей, закрытых групп в сети «Интернет».
Распространение в сети информации, являющейся пропагандой наркотиков является одной из ключевых проблем, стоящих перед правоохранительными органами. Усиление информационного воздействия на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей, определено в качестве одной из основных информационных угроз национальной безопасности России1.
Статья 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ установила создание в Российской Федерации2 единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Указанный сайт находится в открытом доступе в сети Интернет и позволяет каждому гражданину, так и правоохранительным органам без проблемно направить для рассмотрения о признании информации запрещенной, обращение. Указанный фактор крайне облегчает работу правоохранительных органов по блокировке указанной информации.
Вместе с тем, основанием для включения указанной информации в реестр
1 Указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации») / Официальный интернет-портал правовой информации // http://pubHcatюn.pravo.gov.ш/Document/View/0001201612060002?mdex=0&rangeSize=1 (дата обращения: 07.04.2023).
2 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.04.2023).
п
@law_journal
MC
lawresearch.ru
/ffiv
(Щ7
2658-512X
m
2 (23) 2023
OF LEGAL RESEARCH
является наличие принятого судебными органами решения о признании указанной информации, запрещенной к распространению в средствах массовой информации и сети Интернет. С соответствующим заявлением в суд вправе обратиться с исковым заявлением прокурор. Как правило, такое исковое заявление обосновывается тем, что прокурором в рамках исследования сайтов в сети Интернет были выявлены материалы, распространение которых запрещено на территории Российской Федерации и в сети Интернет [2, с. 9].
Согласно информации одной из районных прокуратур Российской Федерации, в рамках работы по мониторингу информации в сети Интернет, оперативным со -трудником выявлена интернет-страница в сети Интернет, на которой размещена текстовая информация. Размещенная информация описывала методы изготовления наркотиков, способы их употребления человеком, содержала видео- и аудиофайлы о способах покупки указанных наркотических средств. Кроме того, на указанном сайте находились контактные данные (номера телефонов, логины в мессенджерах «Телеграмм») распространителей указанных наркотиков.
Кроме того, в пример можно привести деятельность прокуратуры г. Оренбург, которой с привлечением общероссийского общественного антинаркотического движения «АнтиДилер» проведены надзорные мероприятия. Указанные мероприятия были направлены на недопущение распространения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведений, пропагандирующих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры (далее - наркотические средства).
Необходимо отметить, что появление новых информационных технологий, приложений, программного обеспечения в сети Интернет, которое полностью может обезличить пользователя сети Интернет, злоумышленники получили абсолютно новый метод совершения преступлений, связанных с незаконным распространением наркотических средств и психотропных веществ.
Совершенствование мер по эффективному противодействию распространению наркотических средств бесконтактным способом является одним из приоритетных направлений деятельность правоохранительных органов в настоящее время [3, с. 86].
Данная преступная деятельность зачастую не только не ограничивается территорией одного региона, но имеет всероссийский и даже международный характер. Не случайно, что именно в отношении организаторов и участников таких интернет-магазинов по продаже наркотиков возбуждается основная часть уголовных дел по п. «а» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (сбыт наркотиков в составе организованной группы) и ч. 1 ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества).
Практика показывает, что такой наркобизнес в настоящее время охватил всю Россию и имеет высокий уровень латентности.
Повысить эффективность работы в указанном направлении деятельности можно, например, по мнению Д.К. Григоряна, закрепляя за данной линией работы наиболее квалифицированных и опытных сотрудников уголовного розыска. Кроме того, по его мнению, расследование таких уголовных дел должно осуществляться наиболее подготовленными следователями, поэтому для них также важна соответствующая специализация [4].
Для эффективного противодействия дистанционному сбыту наркотических веществ необходимо принятие и других мер.
Кроме того, с помощью «Даркнет» в настоящее время огромными потоками распространяются наркотики. Целями работы правоохранительных органов РФ является борьба с преступниками, а не с технологиями. Блокировка сайтов,
п чс уА1/дщт ® т
HI Ж 9 ■ 11 "Л W4 ■ I
2 (23) 2023 @law_journal lawresearch.ru 2658-512X
OF LEGAL RESEARCH
привлечение к уголовной ответственности посредников в продаже наркотиков не будет показателем достижения результатов цели. Вместе с тем, в настоящее время работа в данном направлении ведется на поверхностном уровне, путем разработки теоретических аспектов деятельности, в то время как зарубежные страны создают отдельные подразделения по борьбе с киберпреступностью в «Даркнет».
С юридической точки зрения практика задержания лиц, причастных к дистанционному сбыту наркотических веществ, осложняется правовыми аспектами: понятие сбыта предполагает цепочку «продавец-покупатель». И для подтверждения факта сбыта наркотика необходимо, чтобы покупатель выполнил незаконную покупку и стал владельцем соответствующего наркотического вещества. В таких ситуациях очень сложно доказать, дошел ли покупатель до тайника и забрал он товар.
В рамках указанной деятельности прокурорское вмешательство ограничивается только надзором за органами следствия, дознания, а также деятельностью органов местного самоуправления. Вместе с тем, указанная деятельность является также актуальной, так как затрагивает актуальную сферу жизни граждан. Как известно, функции, осуществляемые прокуратурой, подразделяются на следующие направления: надзорные, направления содействия осуществлению правосудия, а также организационные [5, с. 24].
Таким образом, подводя итог следует сказать, что органы прокуратуры наделены широким перечнем полномочий по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод человека в сети Интернет. В рамках указанного надзора органы прокуратуры осуществляют координационную деятельность, принимают меры реагирования по блокировке сайтов, возбуждают административные производства по указанным правонарушениям, а также осуществляют надзор за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания. Вместе с тем, с развитием сети Интернет, разработкой новых путей совершения преступлений, возникает вопрос не только о наличии мер прокурорского реагирования, но и об их эффективности, реальном устранении нарушений закона. Кроме того, существует проблема в определении субъекта правонарушения. Так, по искам прокуроров регулярно принимаются судебные решения о блокировании сайтов, вместе с тем возникают трудности в привлечении в ответственности фактического нарушителя федерального законодательства.
Библиографический список:
References:
1. Ергашев Е.Р. Функциональная характеристика современной Российской прокуратуры в теории прокурорского надзора // Вестник Оренбургского госуниверситета. 2006. 175 с.
2. Паламарчук А. В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере противодействия правонарушениями в сети Интернет // Законность. 2016. № 12. 80 с.
3. Торговченков В.И., Иванов С.А. Особенности предупреждения бесконтактных способов сбыта наркотических веществ в Российской Федерации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 12. 106 с.
4. Григорян Д.К. Актуальные угрозы современной молодежи: новые технологии распространения наркотических средств // URL: www.
1. Ergashev E.R. (2006). Functional Characteristics of Modern Russian Prosecutor's Office in the Theory of Prosecutorial Supervision. Bulletin of the Orenburg State University. 175 p.
2. Palamarchuk A. V. (2016). Procuratorial supervision over the execution of legislation in the field of counteraction to offences on the Internet // Legality. 12. 80 p.
3. Torgovchenkov V.I., IvanovS.A. (2016). Peculiarities of prevention of contactless methods of sale of narcotic substances in the Russian Federation. Laws of Russia: experience, analysis, practice.12. 106 p.
4. Grigoryan D.K. Actual threats to modern youth: new technologies of drug distribution. URL: www. journal-nio.com. (accessed 11 March, 2023).
п
2 (23) 2023
MC
@law_journal
lawresearch.ru
m
2658-512X
OF LEGAL RESEARCH
journal-nio.com. (дата обращения: 11.03.2023 г.).
5. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Е.Р. Ергашева. Уральский государственный юридический университет. - М.: Юрайт, 2016. 413 с.
5. Ergashev E.R. (ed.) (2016). Prosecutorial oversight in the Russian Federation: textbook and practical work for academic bachelor. Ural State University of Law. Moscow: Yurite. 413 p.