п Ж
4 (25) 2023 @law_journal
OF LEGAL RESEARCH
/fflv
(Щ7
lawresearch.ru
m
2658-512X
УДК 004:336
DOI 10.34076/2658_512X_2023_4_44
Шульгина Настасья Николаевна
sh ulgin a.n asta@yan dex.ru Магистрант Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
УДК 004:336
DOI 10.34076/2658_512X_2023_4_44
Nastasia N. Shulgina
Higher School of Public Audit, master's student
Moscow State University named after M.V. Lomonosov
Научный руководитель:
Андрианова Наталья Геннадьевна
Старший преподаватель кафедры правовых дисциплин Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук
Проблемы правового регулирования регуляторных и надзорных технологий
Шульгина Н. Н. / Проблемы правового регулирования регуляторных и надзорных технологий // Уральский журнал правовых исследований. 2023. № 4. С.44 -49. DOI 10.34076/2658_512Х_2023_4_44
Аннотация:
Системное развитие платежной индустрии реализуется посредством применения финансовых технологий, которые необходимо изучить не только на док-тринальном уровне, но и осуществить должную правовую регламентацию. На основе научных подходов зарубежного и российского законодательства, динамики развития денежных отношений становится возможным выявить предпосылки и проблемы правового регулирования финансовых технологий, применяемых регуляторами финансового рынка (далее -регуляторами) и иными финансовыми институтами для регулирования и надзора за платежными услугами. В целях совершенствования государственного управления регуляторы применяют технологии RegTech (Regulatory Technology, регуляторные технологии) и SupTech (Supervisory Technology, надзорные технологии). Данная статья посвящена анализу регуляторных и надзорных технологий в контексте их сущностных характеристик и модельных рисков. Рассмотрены существующие правовые проблемы в рамках использования SupTech и RegTech-решений, дана оценка модельным рискам, раскрыта необходимость использования регуляторных технологий в современных реалиях. На основе анализа полномочий и деятельности в сфере финансовых технологий регуляторов и иных финансовых институтов по регулированию и надзору за цифровыми платежными услугами выявлена решающая роль регулятора в формировании нормативных правил использования цифровых технологий. Правовое регулирование RegTech и SupTech является одним из наименее развитых элементов их инфраструктуры. Для их положительного воздействия на финансовую систему необходимо начать разработку НПА, закрепить понятие регуляторных и надзорных технологий в законодательстве, сферы применения, риски и ответственность в области RegTech и SupTech, осуществить работу по объединению предпринимателей для развития RegTech-решений (совместная деятельность субъектов, заинтересованных в инновациях, будет эффективна и выгодна), уделить большее внимание подготовке кадров в сфере IT и организовать дополнительное обучение сотрудников-юристов и экономистов в области цифровизации.
Academic Supervisor: Andrianova G. Natalia
Senior Lecturer of the Department of Legal Disciplines Moscow State University named after M.V. LomonosovCandidate of Juridical Sciences
Problems of Legal Regulation of Regulatory and Supervisory Technologies
Shulgina N. Nastasia / Problems of legal regulation of regulatory and supervisory technologies // Ural Journal of Legal Studies. 2023. No. 4. P. 44-49. DOI 10.34076/2658_512X_2023_4_44
Abstract:
The systemic development of the payment industry is realized through the use of financial technologies, which need to be studied not only at the doctrinal level, but also to implement proper legal regulation. Based on the scientific approaches of foreign and Russian legislation, the dynamics of the development of monetary relations, it becomes possible to identify the prerequisites and problems of legal regulation of financial technologies used by financial market regulators (hereinafter referred to as regulators) and other financial institutions for the regulation and supervision of payment services. In order to improve public administration, regulators use RegTech (Regulatory Technology) and SupTech (Supervisory Technology) technologies. This article is devoted to the analysis of regulatory and supervisory technologies in the context of their essential characteristics and model risks. The existing legal problems within the framework of the use of SupTech and RegTech solutions are considered, an assessment of model risks is given, the need for the use of regulatory technologies in modern realities is revealed. Based on the analysis of the powers and activities in the field of financial technologies of regulators and other financial institutions for the regulation and supervision of digital payment services, the decisive role of the regulator in the formation of regulatory rules for the use of digital technologies has been revealed. The legal regulation of RegTech and SupTech is one of the least developed elements of their infrastructure. For their positive impact on the financial system, it is necessary to begin the development of NPAs, consolidate the concept of regulatory and supervisory technologies in legislation, areas of application, risks and responsibilities in the field of RegTech and SupTech, work on uniting entrepreneurs for the development of RegTech solutions (joint activities of entities interested in innovation will be effective and profitable), pay more attention to focus on training personnel in the field of IT and organize additional training for lawyers and economists in the field of digitalization.
4 (25) 2023
п
@law_journal
MC
lawresearch.ru
/fflv
(Щ7
2658-512X
m
OF LEGAL RESEARCH
Ключевые слова:
регулирование, надзор, технологии, финансовый рынок, регулятор.
Keywords:
regulation, supervision, technology, financial market, regulator.
Финансовый сектор является сферой, где информационные технологии стали занимать особое место для нормального функционирования и развития экономики. Технологические решения — это результат прогресса в IT отрасли. Обработка массивов числовых данных вручную расходует множество временных и трудовых ресурсов, цифровизация данного сектора позволяет повысить их эффективность, именно с этой целью регуляторы оцифровывают и автоматизируют внутренние и внешние процессы взаимодействия. Совокупность таких технологических решений называется FinTech.
Регуляторные технологии — это понятие, разрабатываемое регуляторами или при их содействии и применяемое для определения соблюдения финансовыми организациями требований Центрального Банка путём минимизации затраченных ресурсов. Развитие данного института стартовало в начале 2010 года и продолжается до сих пор [1, с. 19].
Использование RegTech можно обнаружить в различных финансовых отраслях, например, в сфере комплаенса в части автоматизации своевременного поступления необходимой информации от поднадзорной организации регулятору. Данное технологическое решение способствует минимальному риску появления ошибок к минимуму риск ошибок, связанных с человеческим фактором.
Для взаимодействия с контрагентами на финансовом рынке необходима полная и надежная информация о структуре организации, ее финансовом положении и деятельности. С помощью идентификационного блока регуляторных технологий становятся возможными оцифровка информации об организации и сбор необходимых данных о ней. Собранная информация послужит основанием для выявления подозрительных операций и позволит своевременно пресечь такого рода активность в целях борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путём.
RegTech также эффективен в сфере управления рисками. Регуляторные технологии позволяют автоматически выявлять риски с помощью искусственного интеллекта или машинного обучения и реагировать на угрозы.
Для своевременного выявления и пресечения попыток манипулирования на финансовом рынке, а также раскрытия мошеннических схем был создан институт мониторинга транзакций RegTech-решение, позволяющее отслеживать подозрительные транзакции в режиме реального времени.
Таким образом, проанализировав сферы применения регуляторных технологий, можно прийти к выводам о том, что данные финансовые технологии направлены на автоматизацию процессов на финансовом рынке и выявление нарушений, осуществляемых поднадзорными организациями.
Надзорные технологии (Supervisory Technology, SupTech) - это информационные средства, используемые регуляторами для повышения эффективности надзора за деятельностью участников финансового рынка.
Исходя из опроса, который был проведён Институтом финансовой стабильности, среди регуляторов и технологических компаний в сфере надзорных технологий выделяют два основных института: сбор данных и анализ данных.
Сбор данных представляет собой совокупность некоторых элементов: автоматизация отчётности; проверка достоверности данных, включающих в себя
п чс уА\1г}ттт © ш
В1 К 9 ■ 11 "Л V4 ■ I
4 (25) 2023 @law_joumal lawresearch.ru 2658-512Ж
ОР ЬЕСАЬ РЕБЕАПСН
проверку их получения, полноты и правильности; визуализация полученной информации с помощью интерактивных систем и графиков для упрощения восприятия.
Автоматизация отчетности заключается в применении датацентричного подхода [2, с. 215]. Отчетность имеет ключевое значение в надзорной деятельности регулятора в отношении финансовых институтов. На сегодняшний день реализовать датацентричный подход можно двумя путями. Во-первых, с помощью оформления поднадзорными организациями в процессе своей деятельности информации о ней в соответствии с заранее определенными регулятором стандартами и направления таких данных в централизованную базу. Такой подход позволит сделать отчётность унифицированной и удобной для ее контроля. Во-вторых, посредством поступления данных от подконтрольных организаций регулятору с помощью автоматизированных процессов. Таким образом, полученная информация будет приводиться в необходимую форму [3, с. 23]. Преимуществами обоих способов является возможность регулятора отслеживать деятельность участников финансового рынка в настоящем времени, а также предоставление информации в машиночитаемом виде.
Виртуальные помощники или «чат-боты» — технология, позволяющая сократить время сотрудников регулятора на обработку однотипных запросов. Технологическое решение такого рода сможет отвечать на типовые вопросы, а также направлять потребителей к уполномоченным работникам в случае сложного запроса, ответ на который не заложен в систему.
Анализ данных — другая область применения SupTech, которая также состоит из некоторых структурных элементов: анализ нарушений; выявление связанных сторон и событий; микропруденциальный надзор; макропруденциальный надзор.
Анализ нарушений позволяет идентифицировать подозрительные транзакции с целью пресечения отмывания денежных средств. Микропруденциальный надзор способствует оценке кредитных рисков с помощью автоматизированных алгоритмов. Макропруденциальный надзор — технология, позволяющая предсказать изменения уровня инфляции и цен на недвижимость.
SupTech-решения главным образом направлены на выявление правонарушений, унификацию отчетности и автоматизацию взаимодействия с поднадзорными организациями.
В силу того, что регуляторные и надзорные технологии являются новшеством, а также непосредственно относятся к сфере 1Т и регулируют такую сложную и многогранную сферу, как финансы, для них свойственен ряд серьезных рисков, которые необходимо учитывать как при разработке соответствующих технологий, так и при их применении. Можно выделить несколько категорий рисков, сопровождающих процессы внедрения и использования SupTech и RegTech.
Модельные риски, связанные с настройкой информационной системы, возникают вследствие совершения ошибок или допущения неточностей при кодировании соответствующих устройств или создании систем и инструментов, с помощью которых непосредственно реализуются финансовые технологии на рынке. Модельные риски опасны тем, что их тяжело выявить сразу при создании системы, дальнейшая некорректная функционирование технологии искажает полученные результаты анализа финансовой информации.
Репутационные риски напрямую зависят от модельных и характерны на стадии внедрения финансовых технологий. Искажение изначально верных данных в силу некорректной работы автоматизированных систем в силу их недорабо-
п ж УНмШух ® ш
ШЛ Ж 9 ■ 11 "Л V4 ■ I
4 (25) 2023 @law_joumal lawresearch.ru 2658-512Ж
ОР ЬЕСАЬ РЕБЕАПСН
танности может негативным образом повлиять на деловую репутацию пользователей соответствующих технологий.
Создание регуляторных и надзорных технологий требует знаний в области программирования, аналитике данных и в сфере деятельности регулятора или поднадзорной организации, соответсвенно, лица, которые будут разрабатывать такие технологии, должны обладать соответствующими навыками в указанных областях. Рынок испытывает недостаток таких специалистов, так как перечисленные сферы деятельности обширны и разносторонни, поэтому требуют внушительного количества времени для должного освоения. Также стоит отметить, что помимо знаний сотрудникам необходим внушительный опыт для разработки регуляторных и надзорных технологий, так как они играют значительную роль в государственном управлении.
Финансовые технологии — сфера, связанная с угрозами хакерских атак. Новые технологии, недавно введенные в эксплуатацию, в значительной степени им подвержены [4, с. 8]. Существует необходимость не только разработки RegTech и SupTech решений, но и обеспечения их безопасного функционирования.
Риски недобросовестной деятельности. Несмотря на то, что автоматизация систем предоставления и обработки данных способствует сокращению вмешательства человека в эти процессы, нельзя исключать вероятность попыток мошеннического манипулирования новыми технологиями особенно на первоначальной стадии их внедрения, когда ряд рисков не выявлен, а сами технологии уязвимы. Для предотвращения неправомерных действий разработчикам необходимо проанализировать аналогичные сценарии действий мошенников относительно других видов финансовых технологий, сформулировать алгоритмы пресечения такой деятельности с учетом специфики RegTech и SupTech, внедрить их в соответствующие системы, а также после запуска новых технологий осуществлять мониторинг новых мошеннических схем для их своевременного упреждения.
После кризиса 2008 года регуляторные финансовые технологии стали развиваться со стремительной скоростью, еще более интенсивной разработка стала в период пандемии. Для исследования RegTech предлагаю обратиться к опыту некоторых зарубежных стран.
Австралия. В Австралии в 2010 года был предложен способ агрегирования данных. С 2009 года на территории государства возросло количество регуляторных требований, что послужило основной причиной создания RegTech решения по сбору данных. Так, в связи с большим объемом информации, которую необхо -димо предоставить регулятору, повысились издержки, направленные на выполнение поставленных задач. Предоставляемые данные являлись объемными и негибкими, их перенос из одних систем учета в другие приводил к искажениям, которые в свою очередь искажали процесс надзора.
Для решения данной проблемы семь крупнейших банков Австралии приняли решение об объединении в консорциум для разработки нового способа отчетности. К 2013 появился проект «смарт-куб». Данная модель представляла собой платформу, имеющую структурированное цифровое хранилище. Проект консорциума был подготовлен на базисе двух разработанных ранее программ. Программы именовались: «АЬаасш» и <^МР». Первая представляла стандартизированные модули отчетности, тогда как вторая являлась платформой для сбора. По итогам их объединения сформировалась ситуация, при которой информация в «кубы» направляется напрямую от поднадзорного института регулятору в той форме, в которой та необходима для последующего контроля. Данные помещаются в цифровую ячейку, из которой уполномоченный орган может извлечь не-
п чс уА1/дщт ® т
HI Ж 9 ■ 11 "Л W4 ■ I
4 (25) 2023 @law_journal lawresearch.ru 2658-512X
OF LEGAL RESEARCH
обходимую информацию.
Такое технологическое решение позволяет еще на этапах сбора данных привести их в унифицированный вид и передать регулятору для дальнейшего изучения. Результатом функционирования такой системы стало повышение качества предоставляемых данных, снижение ряда связанных с процессом сбора данных издержек.
США. Для финансовой стабильности и защиты прав инвесторов Комиссия по ценным бумагам и биржам США анализирует информацию, которую акционерные общества и профессиональные участники рынка обязаны раскрывать, а также их финансовую отчетность.
В 2009 сразу после экономического кризиса 2008 года Комиссией по ценным бумагам и биржам США был создан Департамент экономики и анализа рисков. Департамент осуществляет деятельность в пределах полного цикла: от проектирования, сбора данных, обработки отчетности до аналитики предоставленной информации.
RegTech созданный Комиссией позволяет определять смысловое содержание финансовой отчетности поднадзорного объекта, для распознания определенных структурных элементов используется специализированный словарь терминов. Комиссия по ценным бумагам и биржам США на основании анализа терминов и информации из финансовой отчетности, который проводится с использованием технологий машинного обучения, получает данные об отклонениях, проводит взаимосвязь между выявленными нарушениями и изменениями финансового состояния на рынке.
Созданное Комиссией технологическое решение регуляторного характера способствует, используя методы машинного обучения, эффективно обработать массивы информаций, ускорить ряд процессов, возникающих в ходе анализа поднадзорных организаций, сформировать стратегию экономической политики на будущий период.
На основании изученных материалов и опыта зарубежных стран в сфере регу-ляторных технологий можно сделать следующие выводы: RegTech направлены на автоматизацию процессов на финансовом рынке, своевременное выявление нарушений поднадзорными организациями; основными разработчиками ре-гуляторных решений становятся лица, заинтересованные во внедрении инноваций, развитии в экономическом и техническом плане. Ряд российских технологических решений в области RegTech и SupTech характеризуется высоким уровнем разработки. Подводя итог, можно с уверенностью утверждать, что RegTech и SupTech в России определенно ждет развитие. Насколько быстрым и успешным оно будет - покажет время. На сегодняшний день мы видим реальную заинтересованность государственного и частного сектора в развитии соответствующих технологических решений [5, с. 119]. Это отражается и в наличии документов стратегического планирования, и в реальных разработках, и в зачатках формирования правовой основы инноваций.
Библиографический список:
1. Пискарев Д. М. Управление рисками участников цифрового финансового рынка // Современные технологии управления. 2020. № 2. 19 с.
2. Курносов А. В. SupTech- и RegTech-инициати-вы: анализ базовых характеристик и модельных рисков // Russian Journal of Economics and
References:
1. Piskarev D. M. (2020). Risk management of digital financial market participants. Modern management technologies. 2. p. 19
2. Kurnosov A.V. (2021). SupTech- and RegTech-initiatives: analysis of basic characteristics and model risks. Russian Journal of Economics and Law. 4. pp. 215-216
п чс уА1/дщт ® m
HI Ж 9 ■ 11 "Л W4 ■ I
4 (25) 2023 @law_journal lawresearch.ru 2658-512X
OF LEGAL RESEARCH
Law. 2021. № 4. 215 с.
3. Попондопуло В. Ф., Петров Д. А. Комплаенс как правовой инструмент минимизации рисков и профилактики правонарушений // Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. 2020. № 1. 23 с.
4. Калабихина И. Е., Досиков В. С., Волошин Д. А. Внутренние заинтересованные пользователи финансовой и интегрированной отчетности российских компаний // Проблемы рыночной экономики. 2016. № 4. 8 с.
5. Халитова А. З., Растегаева Ф. С. XBRL как новый формат цифровой отчетности экономических субъектов // Современные технологии управления. 2020. № 3 (93). 119 с.
3. Popondopulo V. F., PetrovD. A. (2020). Compliance as a legal instrument for minimizing risks and preventing offenses. Bulletin of St. Petersburg State University. 1. pp. 8-10
4. Kalabikhina I. E., Dosikov V. S., Voloshin D. A. (2016). Internal interested users of financial and integrated reporting of Russian companies. Problems of market economy. 8 (79). p. 23
5. Khalitova A. Z., Rastegaeva F. S. (2020). XBRL as a new format of digital reporting of economic entities. Modern management technologies. 3 (93). p. 119