5/2019
DOI: 10.34076/2219-6838-2019-5-60-64
проблемы применения
правовых средств выявления нарушений закона в интернет-пространстве
Рогачева Мария Сергеевна
Магистрант Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург), e-mail: manechka1502@mail.ru
Корешникова Нелли Расуловна
Доцент кафедры прокурорской деятельности Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург), кандидат юридических наук, е-mail: knr001@usla.ru
Авторы исследуют проблемы применения прокуратурой правовых средств выявления нарушений закона в Интернете. Актуальность исследования связана с массовым распространением информации, направленной на нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина и тем самым подрывающей основы правового общества. Отмечается, что несовершеннолетние как наиболее уязвимая категория населения в большей степени подвержены влиянию вредоносной информации в сети Интернет. В статье приводится статистика, свидетельствующая о том, что распространение противоправного контента с каждым годом набирает обороты. Указывается, что сегодня законом не регламентирован порядок проведения прокурорской проверки в виртуальном пространстве. Предлагаются пути решения данной проблемы.
Ключевые слова: прокурорская проверка, правовые средства выявления нарушений, надзорные полномочия, вредоносный контент, вредоносная информация
problems of the use
of legal means for detecting violations of law on the internet
Rogacheva Mariya
Master student, Ural State Law University (Yekaterinburg), e-mail: manechka1502@mail.ru
Koreshnikova Nelli
Associate professor, Ural State Law University (Yekaterinburg), candidate of legal sciences, е-mail: knr001@usla.ru
The authors investigate the problems of the use of legal means by the prosecutor's office in order to detect violations of law on the Internet. The relevance of the research is due to the mass distribution of information aimed at violating the constitutional rights and freedoms of man and the citizen and, thereby, undermining the foundations of legal society. Minors as a particularly vulnerable category of citizens are more susceptible to harmful information on the Internet. The article provides statistics on the distribution of illegal content, which is gaining momentum every year. It is noted that the law does not regulate the procedure for carrying out the prosecutor's check in the virtual space. Possible ways to solve this problem are presented.
Key words: prosecutor's check, legal means for detecting violations, supervisory powers, malicious content, harmful information
Если ранее лица, нарушающие закон, использовали традиционные каналы связи (личные коммуникации, печатные издания и пр.), то с распространением глобальной сети изменилась природа нарушений закона, Интернет придал противоправным действиям виртуальный характер. И хотя нарушения закона происходят в виртуальном пространстве, их последствия вполне реальны.
Информацию, которая имеет цель воздействовать на сознание человека, побуждая к определенному противоправному поведению, нарушая права и свободы, гарантированные Конституцией, условно обозначим как «вредоносный контент». Наиболее опасно влияние такой информации на несовершеннолетних. Серьезную угрозу представляют пропаганда суицида и призывы к самоубийству.
По данным, представленным на сайте Роспотребнадзора, за период с 1 ноября 2012 г. по 1 сентября 2018 г. Роспотребнадзором в рамках полномочий, определенных постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101, проведена экспертная оценка более 54 500 ссылок на страницы сайтов в информационно-коммуникационной сети Интернет на предмет наличия информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к его осуществлению. В 95,4 % случаев на страницах сайтов была выявлена информация, запрещенная к распространению в Российской Федерации1.
По данным Роспотребнадзора, социальная сеть «ВКонтакте» - лидер по распространению суицидального контента в Интернете. Одним из ярких примеров являются группы смерти, получившие широкий общественный резонанс. За сутки число просмотров подобного материала могло приближаться к миллиону2.
В рамках защиты детей от вредоносной информации в сети Интернет был принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Согласно данному Закону к запрещенной для оборота среди детей отнесена информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, в том числе к самоубийству; способная вызвать у детей желание употребить наркотические и психотропные средства, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости; отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; информация порнографического характера; сведения о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), позволяющие прямо или косвенно установить его личность.
По данным Роскомнадзора, за пять лет действия указанного Закона 275 тыс. интернет-ресурсов внесены в реестр запрещенной информации и заблокированы. Большая часть страниц - 97 тыс. - была заблокирована на основании решения суда о признании информации запрещенной к распространению на территории России. Как отметили в ведомстве, в основном суд принимал решение о блокировке страниц в сети из-за распространения наркотиков (70 тыс. сайтов) и проведения азартных игр онлайн (более 43 тыс. сайтов). Роскомнадзор заблокировал более 38 тыс. ресурсов за распространение детской порнографии и более 25 тыс. за призывы к суициду3.
Прокуратура РФ также активно использует свои полномочия для выявления нарушений закона в рамках защиты детей от вредоносной информации в сети Интернет. Так, Ю. Я. Чайка в ежегодном докладе Совету Федерации в 2018 г. отметил большое количество выявленных нарушений в данной сфере. «Склонение несовершеннолетних к суициду и попытки его совершения зарегистрированы в Удмуртской Республике,
1 Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения. URL: http://rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=10607&sphrase_ id=1502604 (дата обращения: 30.10.2018).
2 Группы смерти (18+) // Новая газета. 2016. 16 мая. URL: https://www.novayagazeta.ru/artides/2016/05/16/68604-gruppy-smerti-18 (дата обращения: 30.10.2018).
3 В Роскомнадзоре назвали число заблокированных за пять лет сайтов // РБК. 2017. 28 июля. URL: https:// www.rbc.ru/rbcfreenews/597ace6f9a7947786110a9ff#xtor=AL[internal_traffic]--[rss.rbc.ru]-[top_stories_brief_news] (дата обращения: 08.12.2018).
Краснодарском, Красноярском краях, Архангельской, Воронежской областях и других регионах. По искам прокуроров запрещался доступ к сайтам, пропагандирующим употребление наркотиков, насилие и иные незаконные действия. К сожалению, приходится констатировать, что Роспотребнадзором, Роскомнадзором не принимается должных мер по оперативному выявлению негативной информации и ее блокировке. Генеральной прокуратурой Министру связи предложено разработать дополнительные механизмы по защите несовершеннолетних от вредоносного контента в Интернете»1.
Своевременное выявление нарушений прав и свобод человека и гражданина в Интернете имеет огромное значение для обеспечения законности, что обусловливает актуальность проведения прокурорских проверок в глобальной сети.
Сегодня количество размещенной в интернет-пространстве вредоносной информации, негативно влияющей на сознание детей, не уменьшилось, по-прежнему сохраняется необходимость охраны психического здоровья несовершеннолетних, которая гарантируется Конституцией РФ. Обеспечение прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, - главнейшая задача органов прокуратуры.
Интернет сегодня является наиболее проблематичной сферой для выявления прокурорами нарушений закона. Одна из причин этого - устаревшая методика выявления нарушений. Сотрудники прокуратуры осуществляют мониторинг сайтов вручную, а это как искать иголку в стоге сена. Кроме того, данный процесс требует значительного количества времени, чего органы прокуратуры не могут себе позволить в силу загруженности. Как отметила О. С. Капинус, у органов прокуратуры отсутствует какой-либо механизм и способ выявления сайтов, содержащих вредоносный контент, и их блокировки2.
В связи с этим интересен опыт прокуратуры в Республике Татарстан, где была создана система поиска правонарушений в сети Интернет и внедрена в 2016 г. Эта системы выявляет любые виды запрещенной информации в сети Интернет не просто по ключевым словам, а в сочетании с объемом трафика, спросом на информацию и другими факторами. Ссылки на сайты с признаками наличия в них запрещенной информации автоматически направляются в базу данных для дальнейшей проверки и анализа операторами системы. Если это информация, блокировка которой возможна во внесудебном порядке (наркотики, суицид, детская порнография, азартные игры), система автоматически готовит заявление в Роскомнадзор; если же требуется судебное решение - пакет документов для обращения в суд.
За год работы указанной системы в прокуратуре Республики Татарстан было выявлено 108 тыс. интернет-страниц с признаками запрещенной информации, 58 тыс. признаны содержащими запрещенный контент и направлены в Роскомнадзор, более 12 тыс. заблокированы, 45 тыс. находятся на рассмотрении3. Приведенные статистические данные говорят об эффективности разработанной и внедренной системы поиска нарушений закона в Интернете. Эта своеобразная цифровая прокурорская проверка значительно повышает оперативность работы органов прокуратуры по обеспечению законности в рассматриваемой сфере.
Однако применение указанной программы не вписывается в порядок проведения прокурорской проверки, установленный Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». При применении программы фактически осуществляется проверочная деятельность, которая возможна только после вынесения решения о проведение прокурорской проверки и уведомления проверяемого субъекта прокурорско-надзорных отношений. Несоблюдение данного требова-
1 Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2018. 18 апр. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1366820/ (дата обращения: 08.12.2018).
2 Капинус О. С. Деятельность прокуратуры по обеспечению защиты несовершеннолетних от насилия и суицида: правовые основы и механизмы осуществления // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2017. № 5. C. 7.
3 Выступление прокурора Республики Татарстан И. С. Нафикова на совещании по вопросам развития информационных технологий на тему: «Разработка и использование информационных систем в целях предотвращения распространения запрещенной информации» // Официальный сайт Прокуратуры Республики Татарстан. 2017. 24 окт. URL: https://prokrt.ru/prokuror/vystupleniya/2658 (дата обращения: 08.12.2018).
ния прокурорскими работниками свидетельствует о незаконности и соответственно невозможности проведения прокурорской проверки. Следовательно, для законного применения прокуратурой автоматизированных программ, осуществляющих мониторинг интернет-контента в целях выявления нарушений законности, должны быть внесены изменения в Федеральный закон о прокуратуре. В противном случае использование указанных программ прокуратурами будет запрещено, так как сплошной мониторинг Интернета, направленный на выявление вредоносного контента, нарушающего законодательство РФ, является контрольной функцией, которую должны осуществлять исполнительные органы государственной власти.
Согласно ст. 1 Федерального закона о прокуратуре Прокуратура РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти. Прокуроры не должны самостоятельно заниматься мониторингом информации в интернет-пространстве, они должны осуществлять проверку органов и должностных лиц, на которых лежит обязанность по отслеживанию такой информации и их блокировке. В настоящее время таким органом является Роскомнадзор.
Д. И. Ережипалиев отмечает, что «материалы прокурорских проверок свидетельствуют о недостаточной эффективности работы территориальных органов Роском-надзора. Прокурорами выявляются случаи неисполнения органами контроля полномочий при реализации мероприятия по постоянному наблюдению в отношении теле- и радиовещателей, печатных средств массовой информации. В ходе проведения проверок не всегда исследуется вопрос соответствия категории информационной продукции установленному знаку, правильность проведения классификации такой продукции. Должностные лица лишь устанавливают факт наличия или отсутствия знака информационной продукции и далеко не во всех случаях контролируется устранение нарушений, указанных в предписаниях контролирующих органов»1.
Прокурорские проверки в органах контроля выявили формализм в деятельности органов Роскомнадзора при отслеживании вредоносной информации в Интернете. Подобный подход нарушает гарантированные Конституцией права и свободы несовершеннолетних в сфере охраны их психического здоровья. При таких обстоятельствах необходимо оперативно принимать меры, предотвращающие халатное отношение должностных лиц, уполномоченных проводить непрерывный мониторинг глобальной сети в целях выявления вредоносного контента. Решать указанную проблему следует комплексно, с использованием предусмотренных законодательством правовых средств.
Тем самым уменьшить бесконтрольное распространение вредоносного контента в интернет-пространстве поможет грамотное сочетание надзорных и организационных функций прокуратуры, издание межведомственных правовых актов уполномоченных органов, направленных на усиление контрольно-надзорной деятельности.
Список литературы
В Роскомнадзоре назвали число заблокированных за пять лет сайтов // РБК. 2017. 28 июля. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/597ace6f9a7947786110a9ff#xtor=AL[internal_traffic]--[rss.rbc.ru]-[top_ stories_brief_news] (дата обращения: 08.12.2018).
Выступление прокурора Республики Татарстан И. С. Нафикова на совещании по вопросам развития информационных технологий на тему: «Разработка и использование информационных систем в целях предотвращения распространения запрещенной информации» // Официальный сайт Прокуратуры Республики Татарстан. 2017. 24 окт. URL: https://prokrt.ru/prokuror/ vystupleniya/2658 (дата обращения: 08.12.2018).
Группы смерти (18+) // Новая газета. 2016. 16 мая. URL: https://www.novayagazeta.ru/ articles/2016/05/16/68604-gruppy-smerti-18 (дата обращения: 30.10.2018).
Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2018. 18 апр. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/ news-1366820/ (дата обращения: 08.12.2018).
1 Ережипалиев Д. И. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, мерами прокурорского надзора // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. № 1. С. 105.
Ережипалиев Д. И. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, мерами прокурорского надзора // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. № 1.
Капинус О. С. Деятельность прокуратуры по обеспечению защиты несовершеннолетних от насилия и суицида: правовые основы и механизмы осуществления // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2017. № 5.
References
Doklad General'nogo prokurora Rossiiskoi Federatsii Yu. Ya. Chaiki na zasedanii Soveta Federatsii Federal'nogo Sobraniya Rossiiskoi Federatsii // Ofitsial'nyi sait General'noi prokuratury Rossiiskoi Federatsii. 2018. 18 apr. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1366820/ (data obrashcheni-ya: 08.12.2018).
Erezhipaliev D. I. Zashchita detei ot informatsii, prichinyayushchei vred ikh zdorov'yu i razvitiyu, merami prokurorskogo nadzora // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2017. № 1.
Gruppy smerti (18+) // Novaya gazeta. 2016. 16 maya. URL: https://www.novayagazeta.ru/ articles/2016/05/16/68604-gruppy-smerti-18 (data obrashcheniya: 30.10.2018).
Kapinus O. S. Deyatel'nost' prokuratury po obespecheniyu zashchity nesovershennoletnikh ot nasiliya i suitsida: pravovye osnovy i mekhanizmy osushchestvleniya // Vestnik Akademii General'noi prokuratury RF. 2017. № 5.
V Roskomnadzore nazvali chislo zablokirovannykh za pyat' let saitov // RBK. 2017. 28 iyulya. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/597ace6f9a7947786110a9ff#xtor=AL[internal_traffic]--[rss.rbc.ru]-[top_ stories_brief_news] (data obrashcheniya: 08.12.2018).
Vystuplenie prokurora Respubliki Tatarstan I. S. Nafikova na soveshchanii po voprosam razvi-tiya informatsionnykh tekhnologii na temu: «Razrabotka i ispol'zovanie informatsionnykh sistem v tselyakh predotvrashcheniya rasprostraneniya zapreshchennoi informatsii» // Ofitsial'nyi sait Prokuratury Respubliki Tatarstan. 2017. 24 okt. URL: https://prokrt.ru/prokuror/vystupleniya/2658 (data obrashcheniya: 08.12.2018).