w
п
S
л S
о н н
w
S
w
р
в о
с
<
н
t* S S н
w
£ р
п
с
S
р рю
УДК 349.6
прокурорский надзор в области охраны окружающей среды
Булгакова Луиза Сираджеддиновна
Прокуратура Санкт-Петербурга, прокурор организационно-методического (зонального) отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства, юрист 1 класса, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены актуальные вопросы осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. По результатам проведенного анализа нарушений, выявленных прокуратурой Санкт-Петербурга, определены направления надзорной деятельности в дан-нойсфере
Ключевые слова: прокурорский надзор; охрана окружающей среды; природопользование; отходы производства и потребления; нарушения экологических норм
PROCURATORIAL SUPERVISION IN THE AREA OF ENVIRONMENTAL PROTECTION
Bulgakova Luiza S.
The St. Petersburg Procurator's Office, Prosecutor of organizational and methodical Department for supervision over execution of Federal legislation, a lawyer of the first class, e-mail: [email protected]
The article deals with topical issues of the prosecution supervision over the implementation of legislation in the field of environmental protection and nature management. Based on the results of the analysis of violations identified by the prosecutor's office of St. Petersburg the directions of supervisory activities in this area have been determined
Keywords: public prosecutor's supervision; environmental protection; nature management; production and consumer waste; violations of environmental standards
Для цитирования: Булгакова Л.С. Прокурорский надзор в области охраны окружающей среды // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 1 (65). С. 74-76.
Проблемы экологии в современной России исследователи справедливо относят к числу актуальных. В целях привлечения к ним внимания общества, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности 2017 год на основании указа Президента Российской Федерации от 05.01.2016 № 7 [1] был объявлен Годом экологии.
О совершенствовании природоохранного законодательства, а также о подготовке программ сбережения уникальных природных символов России шла речь в 2016 г. в Послании Президента Федеральному Собранию: «По всей стране надо заняться уборкой загрязненных территорий, ликвидировать свалки, в которые превратились окрестности многих населенных пунктов... Это проблема не только крупных городов, но и сел, и поселков» [2]. Не утратил своей актуальности экологический вопрос и в 2018 году, который нашел отражение в Послании Президента Федеральному Собранию: «На территории России мы должны обеспечить высокие стандарты экологического благополучия. С 2019 года на экологичные, наилучшие, доступные технологии должны перейти 300 промышленных предприятий, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, с 2021 г. - все предприятия с высокой категорией риска для окружающей среды. Сегодня в России органами государственной власти, общественниками выявлено порядка 22 тысяч свалок. Нужно решить эту проблему и в первую очередь убрать, рекультивировать свалки в черте городов» [3].
Важно отметить, что на протяжении 2017 г. в Санкт-Петербурге количество острых проблем в сфере природопользования уменьшилось, благодаря четко организованной совместной работе прокуратуры Санкт-Петербурга и органов государственного контроля (надзора) субъекта и в целом Северо-Западного федерального округа. Рассмотрим некоторые из них.
На основании статистических данных прокуратуры города, анализа результатов надзорной деятельности за ушедший год можно сделать вывод о том, что из всех выявляемых нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользования приблизительно половину составляют нарушения законодательства об отходах производства и потребления. Если в начале 2017 г. на территории субъекта насчитывалось 1 283 действующих несанкционированных свалок, то к концу прошлого года - 197, то есть ликвидировано отходов общей площадью более 66 тыс. м3. Достижение таких результатов связано также и со своевременным принятием мер прокурорского реагирования, в том числе по новым фактам наличия на земельных участках отходов.
В частности, в ходе проверки по факту несанкционированного размещения предприятием отходов производства на нескольких земельных участках в п. Шушары установлено, что на основании договора одно общество с ограниченной ответственностью являлось заказчиком работ по вертикальной планировке соответствующих земельных
Прокурорский надзор в области
участков, а другое общество с ограниченной ответственностью - исполнителем. Согласно данному договору заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства, связанные с поиском организаций, у которых при осуществлении производства образуются излишние объемы грунта 5 класса опасности (отходы 5 класса опасности). Исполнитель, действуя в интересах заказчика, обязуется с соответствующими предприятиями заключать договоры на вывоз и прием грунта для вертикальной планировки объекта. Требованиями о последовательности выполнения планировочных работ на объекте предусмотрено, что основные работы включают прием и размещение строительных отходов 5 класса опасности с уплотнением и планировкой территории участка до проектных отметок. Однако общество с ограниченной ответственностью, являющееся заказчиком, не представило на экологическую экспертизу проектную документацию в отношении объекта, используемого для размещения отходов 5 классов опасности, приступило к реализации объекта без положительного заключения государственной экологической экспертизы. В ходе прокурорской проверки проведен анализ проб отходов и исследования с целью определения класса опасности отходов, размещенных на территории вышеуказанной несанкционированной свалки. По результатам исследований выяснилось, что отходы соответствовали 4 классу опасности, а ущерб, причиненный объектам животного мира, вследствие несанкционированного размещения отходов составил 15,6 млн руб. По фактам выявленных нарушений природоохранной прокуратурой города в отношении общества с ограниченной ответственностью (заказчика) возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению» [4]. По результатам его рассмотрения виновное лицо привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 100 тыс. руб. Материалы соответствующей проверки по фактам выявленных нарушений законодательства направлены прокурором в Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу для решения вопроса об уголовном преследовании. Следственными органами СК РФ по Санкт-Петербургу возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 247 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» [5].
Многочисленные факты нарушений выявлены прокуратурой города в 2017 г. в деятельности районных администраций. Например, в ходе проведения проверки по факту размещения отходов на территории Невского района Петербурга установлено, что
на землях общего пользования незаконно размещены отходы производства и потребления. По данному факту природоохранной прокуратурой предъявлено в районный суд Санкт-Петербурга исковое заявление об обязании администрации соответствующего района в 120-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления. Судом требования прокурора удовлетворены в полном объеме. Реальное устранение нарушений поставлено природоохранной прокуратурой на контроль.
Аналогичные нарушения, связанные с ненадлежащим исполнением обязанностей администрацией при реализации полномочий в части организации работ по ликвидации несанкционированных свалок, выявлены на территории Выборгского, Калининского, Колпинского, Красногвардейского, Красносельского, Курортного, Петродворцового, Приморского и Пушкинского районов.
В целях оперативного реагирования природоохранной прокуратурой совместно с Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга с мая по ноябрь 2017 г. осуществлялся вертолетный облет и аэрофотосъемка мест несанкционированных свалок в городе. В ходе одной из таких проверок обнаружено, что на территории общества с ограниченной ответственностью в двух металлических печах без специальных установок сжигали мусор. Однако соответствующая лицензия на производство деятельности по обращению с отходами производства и потребления (их обработке и утилизации) у предприятия отсутствовала. С учетом этих обстоятельств природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга в адрес руководителя общества с ограниченной ответственностью внесено представление, в отношении должностного лица и юридического лица возбуждены дела по ст. 28 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» «Сброс или сжигание мусора, иных отходов производства и потребления вне специально отведенных для этого мест» [6]. По результатам их рассмотрения Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга вынесены постановления о привлечении виновных - должностного лица и юридического лица - к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тыс. руб. и 500 тыс. руб. соответственно. Кроме того, общество с ограниченной ответственностью, которым были допущены выявленные природоохранной прокуратурой нарушения, привлечено Арбитражным судом г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской
Юриспруденция на современном этапе
75
деятельности без специального разрешения (лицензии). Материалы проверки по факту обращения экологически опасных веществ и отходов с нарушением установленных правил, которое повлекло загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, направлены природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга в ГСУ СК Российской Федерации по Санкт-Петербургу. Следственными органами СК РФ по Санкт-Петербургу на основании материалов проверки возбуждено уголовное дело.
В 2017 г. природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проведены также проверки соблюдения предусмотренных законом требований о безопасном обращении с отходами при осуществлении деятельности по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирных домах. Установлено, что места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп для жителей многоквартирных домов, обслуживаемых соответствующими жилищно-коммунальными службами (предприятиями), не организованы. В связи с выявленными нарушениями законодательства природоохранной прокуратурой в районные суды предъявлены для дальнейшего рассмотрения и принятия решения по существу исковые заявления об обязании юридических лиц, допустивших нарушения, организовать места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.
Статистика, на наш взгляд, неутешительная: «В современной России бытовые отходы и прочий мусор занимают огромные площади около 4 миллионов гектаров, что почти сравнимо с площадью таких европейских государств, как Нидерланды или Швейцария. Переработке подвергаются всего 4 % отходов. Скопилось не менее 60 млрд тонн мусора, и эта цифра постоянно растет». Вместе с тем в настоящее время в нашей стране «насчитывается более тысячи мусорных полигонов и около 15 тысяч санкционированных свалок» [7].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для совершенствования практики применения прокурорского надзора в области охраны окружающей
среды и надлежащего соблюдения субъектами законодательства в настоящее время необходимо упорядочить систему взаимодействия с общественными объединениями для получения соответствующей информации; организовать надлежащую работу органов государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов по принятию мер для обеспечения экологической безопасности; исключить случаи подмены государственных органов; принимать своевременные меры прокурорского реагирования; добиваться реального устранения выявленных нарушений, исключая формальный подход в работе.
Библиографический список:
1. Указ Президента РФ от 05.01.2016 № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Послание Президента Федеральному Собранию // Парламентская газета. 2016. URL: https://www.pnp.ru/ politics/2016/12/01/poslanie-prezidenta-federalnomu-sobraniyu-polnyy-tekst.html (дата обращения: 01.12.2016).
3. План президента Путина // Российская газета. 2018. URL: https://rg.ru/2018/03/01/stenogramma-vystupleniia-vladimira-putina-pered-federalnym-sobraniem.html (дата обращения: 01.03.2018).
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) //Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Закон Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Мусорная статистика: в России перерабатываются только 4 % отходов. URL: https://mir24. tv/news/16268644/musornaya-statistika-v-rossii-pererabatyvayutsya-tolko-4-othodov (дата обращения: 21.09.2017).