УДК 34 ББК 67
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
ОЛЕГ ДМИТРИЕВИЧ ЖУК,
декан юридического факультета Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Е-таП: [email protected] Научная специальность 12.00.09 - уголовный процесс; 12.00.11 - судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены проблемы прокурорского надзора на первоначальном этапе расследования уголовных дел о преступлениях террористического характера; подлежащие доказыванию обстоятельства совершения преступлений, предусмотренных ст. 205 УК РФ. Исследуются вопросы создания и распределения ролей в следственно-оперативной группе. Проанализирована деятельность по организации первоначальных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий.
Ключевые слова: прокурор, прокурорский надзор, терроризм, оперативно-следственная группа, оперативно-разыскные мероприятия.
Annotation. The article is devoted to problems of procurator's supervision in the initial stage of investigation of criminal cases involving crimes of a terrorist nature. It is considered to be proven circumstances of the offense under Art. 205 of the Criminal Code. The problems of creation and the distribution of roles in the investigative team. It analyzes the activities for the initial investigation and search operations.
Keywords: The public prosecutor, public prosecutor's supervision, terrorism, the operational-investigative group, operational-search activities.
Прокурорский надзор за расследованием преступлений, предусмотренных ст. 205 УК РФ, осуществляется в общем порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Учитывая актуальность и сложность расследования этих преступлений, Генеральный прокурор возложил надзор за расследованием преступлений, совершенных в террористических целях лично на прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров. Им предложено организовать работу таким образом, чтобы организация надзора за этой категорией преступлений обеспечивала качество, полноту и объективность предварительного следствия и оперативно-разыскных мероприятий, раскрытие и расследование преступлений. Обобщение практики прокурорского надзора за расследованием преступлений террористического характера возложено на управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму. Оно
проводится каждое полугодие с докладом Генеральному прокурору РФ его результатов ежегодно в срок до 25 июля и 25 января.
При определении конкретных объектов прокурорского надзора необходимо исходить, прежде всего, из особой важности охраняемых законом прав и законных интересов личности. Поэтому надзорная деятельность должна быть, в первую очередь, направлена на охрану прокурором конституционных прав граждан, а среди них - на обеспечение неприкосновенности личности. С этих позиций расследованием в наибольшей мере затрагиваются законные интересы участников процесса при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, задержании, аресте, привлечении к уголовной ответственности, обеспечении полноты, всесторонности и объективности расследования, разрешения дела по существу. Характерно, что при решении именно этих вопросов работники органов дознания и следователи наиболее часто нарушают закон.
В качестве обязательных объектов прокурорского надзора по каждому уголовному делу необходимо
иметь в виду следующие элементы расследования преступлений:
• возбуждение уголовного дела или отказ в его возбуждении;
• задержание и арест подозреваемого и обвиняемого;
• привлечение к уголовной ответственности;
• обеспечение прав и законных интересов обвиняемого, потерпевшего и других участников уголовного судопроизводства;
• всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств преступления;
• разрешение дела по существу.
Одним из источников получения прокурором информации о нарушениях закона при расследовании преступлений являются материалы уголовного дела. Во многих случаях при проверке законности процессуальных решений следователя, например, о задержании, привлечении к уголовной ответственности, даче санкций в предусмотренных законом случаях, прокуроры используют ненадежный метод проверки и оценки имеющихся в деле доказательств, знакомясь с материалами дела не лично, а по докладу следователя или начальника следственного отдела. У последних к этому моменту обычно уже созревает определенное решение, они вольно или невольно отстаивают перед прокурором свою субъективную позицию. Проверить законность и обоснованность этой позиции можно лишь одним путем - личным изучением имеющихся в деле доказательств и оценкой их достаточности для принятия соответствующего решения. При этом доказательства, полученные с нарушением требований УПК РФ, являются недопустимыми, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения.
По уголовным делам о терроризме (ст. 205 УК РФ) подлежат доказыванию следующие обстоятельства.
1. Кто, когда и при каких обстоятельствах сообщил об акте терроризма либо угрозе его совершения и что именно было сообщено?
2. Кто стал жертвой террористических действий?
3. Кто явился объектом воздействия: граждане, представители органов государственной власти, иные лица?
4. Что произошло: террористические действия, убийство с использованием взрывного устройства и т.п., несчастный случай в результате нарушения установленных правил и требований, инсценировка, иное?
5. Каковы основные способы действия преступников?
6. Было ли совершение акта терроризма внезапным или ему предшествовали контакты преступников с потерпевшими, их родственниками, знакомыми, лицами, к которым обращены требования, иными лицами?
7. Не пытались ли виновные скрыть, хотя бы временно, подготовку к совершению акта терроризма, а также собственно совершение террористических действий?
8. Какие орудия были использованы для совершения акта терроризма: применялись ли оружие, взрывное устройство (ВВ), горюче-смазочные и тому подобные материалы (для поджога), был ли использован транспорт (какой, как оказался в распоряжении преступников, где хранился до совершения преступления и после него), какова судьба транспортного средства после совершения террористических действий?
9. Каковы основные цели и мотивы преступных действий?
10. Каковы последствия преступных действий?
11. Был ли причинен вред здоровью потерпевших (одному или нескольким): когда, какой, каким способом, где, кем, был ли опасен для жизни в момент причинения? Являются ли полученные телесные повреждения или смерть потерпевшего (потерпевших) следствием криминального взрыва, поджога и т.п.?
12. Какой материальный ущерб причинен преступлением?
13. Повлекло ли преступление иные тяжкие последствия, какие именно?
14. Что являлось местом совершения террористических действий?
15. Что исчезло с места происшествия и что там появилось?
16. Какими путями преступники (каждый из членов преступной группы) прибыли на место преступления и покинули его?
17. Каковы временные границы совершения террористических действий: когда были совершены сами действия, когда наступили ожидаемые последствия?
18. Сколько человек участвовало в совершении террористических действий?
19. Как долго каждый из виновных находился на месте происшествия (до совершения террористических действий, во время их совершения или после)?
20. Если преступление совершено группой лиц, осуществлялось ли предварительное распределение ролей, сохранялось ли оно на протяжении совершения всего комплекса преступных действий, если изменялось, то когда, как, в связи с чем, по чьей инициативе, была ли группа организованной, на какой территории действовала?
21. Была ли получена плата за совершение преступления (непосредственно от заказчика, через посредника). Если была получена, то кем, от кого, за совершение каких действий, до совершения преступления или после, где, в какой сумме (была ли она заранее оговорена, кем, почему именно в таком размере), при каких обстоятельствах?
22. Кто находился на месте и во время осуществления каждого из этапов преступной операции?
23. Кто совершил преступление?
Одновременно с получением копии постановления руководителя следственного органа, следователя. дознавателя о возбуждении уголовного дела по преступлениям террористической направленности прокурором должны быть приняты необходимые меры по
организации прокурорского надзора за осуществлением уголовного преследования. Как показывает исследование материалов практики, эти меры заключаются в следующем.
Осуществление уголовного преследования по делам данной категории предусматривает создание следственных и оперативных групп из честных и добросовестных высокопрофессиональных сотрудников, в том числе работников полиции, ФСБ и других правоохранительных органов. Привлеченные к работе в группах сотрудники должны быть готовы работать в режиме повышенной нагрузки. Прокурор города (района), на наш взгляд, должен лично осуществлять прокурорский надзор за процессом уголовного преследования и лично принимать участие в его осуществлении.
В этом случае речь идет о готовности прокурора к дополнительным затратам времени и к последствиям в связи с возможным ослаблением других участков надзорной деятельности и при этом с неизбежным противодействием расследованию.
С момента возбуждения уголовного дела прокурору необходимо обеспечить организационное взаимодействие с судом, органами МВД, ФСБ, другими правоохранительными органами как в субъекте Федерации, так и в центральных аппаратах этих органов.
При определении подследственности необходимо иметь в виду, что ст. 151 УПК РФ предусматривает подследственность преступлений, предусмотренных ст. 205 УК РФ, как следователям следственного комитета и МВД, так и следователям органов ФСБ. Поэтому целесообразным является создание объединенной следственной группы, включающей следователей всех ведомств.
Создание следственной группы первоначально практикуется в узком составе: 5-7 человек. Затем, по мере процессуального закрепления определенного числа эпизодов преступной деятельности НВФ, количество следователей увеличивается до 15-20 человек.
В целях оперативного обеспечения расследования сразу же должен быть решен вопрос о создании оперативной группы на постоянной основе с освобождением включенных в нее сотрудников от исполнения других служебных обязанностей. Руководителем оперативной группы необходимо назначить, как показывает практика, как минимум, начальника отдела УФСБ субъекта РФ. Повседневный ведомственный контроль за работой оперативной группы должны осуществлять представители центрального аппарата ФСБ с привлечением агентурных и оперативно-технических возможностей других ведомств.
У всех членов следственной группы и оперативной группы, у других участников судопроизводства необходимо отобрать подписку о неразглашении данных следствия. О каждом случае вмешательства в процесс расследования следует официально информировать прокурора. Также с привлечением специалистов принимаются меры по защите информации о ходе расследования от несанкционированного доступа. Совеща-
ния о ходе расследования с целью исключения утечки информации также должны проводиться по отдельным подгруппам по направлениям следственной и оперативной работы.
К числу организационных мер необходимо также отнести поручение одному из заместителей прокурора города (района) участвовать в судебных заседаниях в досудебном производстве и выделение помощника прокурора, прокурора управления (отдела) для рассмотрения жалоб по данному уголовному делу.
Как показывает изучение организации расследования по делам данной категории, наиболее целесообразна следующая практика распределения обязанностей в следственной группе:
• руководитель группы - начальник следственного отдела УФСБ субъекта РФ (все организационные вопросы);
• заместитель руководителя (начальник следственного отдела МВД);
• аналитик - оперативник субъекта ОРД;
• процессуалист - специалист по процессуальному контролю;
• следователь, ответственный за ознакомление с постановлениями, заключениями экспертиз, иными документами, с которыми в соответствии с УПК РФ имеют право знакомиться обвиняемые и защитники до окончания предварительного расследования;
• следователь, ответственный за работу с вещественными доказательствами (реестр вещественных доказательств, упаковка, осмотр, приобщение к делу, назначение экспертиз, обеспечение сохранности и т.д.);
• наиболее подготовленные сотрудники из числа следователей по работе с подозреваемыми и обвиняемыми (личный контакт, поиск слабого звена, допросы, организация работы оперативных сотрудников с подозреваемыми и обвиняемыми);
• следователь-криминалист, ответственный за изучение уголовных дел о нераскрытых убийствах и других преступлениях, совершенных членами НВФ, и планирование мероприятий по их раскрытию, проведение наиболее важных следственных действий в этом направлении;
• следователи, специализирующиеся по эпизодам и направлениям преступной деятельности (структура НВФ, его лидеры, активные участники; квалифицирующие признаки ст. 208 УК РФ, доказывание совершения членами НВФ конкретных преступлений и т.д.); впоследствии следователи закрепляются за конкретными обвиняемыми.
Необходимость выделения следователей указанной специализации обусловлена тем, что, наряду с предъявлением обвинения по ст. 205 УК РФ и 208 УК РФ, участникам НВФ, как правило, инкриминируется совершение ими иных преступлений. В то же время, часть следователей работают во время предварительного расследования по доказыванию составов преступлений, предусмотренных ст. 208 УК РФ.
Также должно быть введено четкое распределение обязанностей в оперативной группе по:
• преступлениям против личности;
• преступлениям экономической направленности;
• лицам, содержащимся в СИЗО и ИВС;
• розыску скрывшихся подозреваемых и обвиняемых;
• организации и проведению оперативно-разыскных и оперативно-технических мероприятий;
• преодолению противодействия расследованию со стороны членов НВФ, находящихся на свободе, и коррумпированных должностных лиц (организация в данном случае целого комплекса контрразведывательных и других мероприятий).
При организации работы рекомендуется проведение, при координации прокурором, ежедневных совещаний следственной и оперативной групп. При этом рекомендуется сочетать общие совещания при рассмотрении вопросов организации работы и совещания по отдельным блокам, направлениям и эпизодам преступной деятельности.
С учетом результатов расследования необходимо постоянно осуществлять сбор и накопление информации, ежедневно дополнять справку-меморандум и планировать расследование.
С момента возбуждения уголовного дела немедленно должны быть организованы первоначальные следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия. К ним относятся:
• нейтрализация лидера НВФ, задержания и аресты (одновременно с проведением обысков) как можно большего числа активных участников НВФ, изолирование их друг от друга в местах содержания с одновременным проведением комплекса оперативно-технических мероприятий;
• интенсивный розыск скрывшихся участников НВФ (при этом очень актуально своевременное объявление розыска, заведение разыскных дел);
• анализ приостановленных уголовных дел о преступлениях, предположительно совершенных членами НВФ;
• изучение оперативных материалов СК РФ, МВД, ФСБ и других правоохранительных органов в отношении данного незаконного вооруженного формирования;
• активное оперативное сопровождение расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных членами НВФ;
• поиск «слабого» звена из числа участников НВФ;
• допросы членов семей погибших или пропавших без вести участников НВФ, работа с рядовыми участниками НВФ по склонению их к явке с повинной и даче свидетельских показаний (здесь возможно применение нормы УК РФ о крайней необходимости и об освобождении от уголовной ответственности в соответствии с примечанием к ст. 208 УК РФ);
• использование в интересах следствия существу-
ющих противоречии между лидерами и отдельными организованными группами, входящими в структуру НВФ, активное использование при этом оперативно-разыскных мероприятии в условиях мест содержания под стражей.
Первоначальный этап расследования и расследование на последующих этапах имеют следующие особенности.
1. Строгое соблюдение предусмотренных УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства, в том числе обязательное участие защитника.
2. Обеспечение участия понятых.
3. Принятие необходимых мер по обеспечению сохранности уголовных дел (необходимо изготавливать копии основных материалов уголовного дела и вещественных доказательств).
4. Разработка общих развернутых по версиям планов и планов по отдельным блокам, направлениям расследования и эпизодам, наглядных схем (отдельная схема - структура НВФ и схемы по совершению отдельных преступлений, личные тетради прокурора по анализу дела и надзору за исполнением законов при проведении ОРМ и т.д.).
5. Специфика отдельных следственных действий.
6. Обеспечение сохранности следственной тайны и безопасности членов следственной и оперативной групп (выдача оружия, выставление охраны и т.д.) и участников уголовного процесса; при этом необходимо выявлять и нейтрализовывать «разведчиков» и «агентов» НВФ, лиц, обеспечивающих контакт с адвокатами и прессой;
7. Противодействие попыткам разобщить правоохранительные ведомства и саму группу, «сливу компромата» и клеветнической информации;
8. Вынесение постановлений следователя об объявлении скрывшихся обвиняемых в международный розыск. Это необходимо в связи с положениями ч. 5 ст. 108 УПК РФ об условиях принятия судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемых.
Эти меры, применяемые на первоначальном этапе расследования, должны также использоваться и на последующих этапах осуществления уголовного преследования.
При расследовании уголовных дел о терроризме особое значение имеет осмотр места происшествия.
Осмотр как следственное действие урегулирован ст. 176-178, 180 УПК РФ. Производящее осмотр лицо непосредственно воспринимает доказательственную информацию, что делает результаты осмотра весьма значимыми для дальнейшего уголовного преследования.
Данное следственное действие должно быть проведено с участием специалистов - взрывотехников, экспертов-криминалистов, судебных медиков и иных специалистов. Не вдаваясь в подробности, приведем особенности проведения осмотра при совершении преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ.
Перед началом осмотра его участники должны быть оперативно обеспечены со стороны местных органов власти и управления картографическим планом местности, поэтажными планами жилых строений и списками проживающих в них лиц. Для уменьшения опасности наступления вторичных поражающих факторов проводят отключение газо-, тепло-, водоснабжения и электропитания и выясняют расположение мест складирования на поврежденном объекте опасных и вредных веществ.
Специалисты, участвующие в осмотре (по взрывным устройствам, химическим средствам и т.п.), перед началом осмотра должны обеспечить обнаружение и разминирование взрывных устройств, оставленных преступниками, провести обеззараживание, дезактивацию территории и т.п., проинструктировать участников осмотра о правилах техники безопасности.
В тех случаях, когда следственная группа прибыла до окончания тушения пожара, спасательных и восстановительных работ, изменяющих первоначальную обстановку, на фото или видеопленку должен быть зафиксирован весь ход таких работ и первоначальная обстановка на месте преступления.
Материально-техническое обеспечение осмотра должно учитывать возможность осуществления террористических актов и иных преступлений террори-
стической направленности при помощи различных средств (взрывных устройств, отравляющих веществ и т.п.). Все участники следственной группы должны быть заблаговременно обеспечены индивидуальными средствами защиты, учитывающими особенности механизма посягательства, которое им придется расследовать.
Учитывая большую физическую и эмоциональную нагрузку, лежащую при проведении таких осмотрах на следственных работниках, необходимо обеспечить их горячим питанием, местом отдыха, постоянным консультированием специалистом-психологом.
Практика возбуждения уголовных дел и осуществления первоначальных следственных действий при расследовании преступлений террористического характера позволяет сделать вывод о необходимости уделять особое внимание повышению качества использования результатов оперативно-разыскной деятельности в уголовно-процессуальном доказывании по уголовным делам указанной категории.
При расследовании преступлений указанной категории необходимо также учитывать, что вопросы осуществления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия соотносятся с вопросами осуществления уголовного преследования в досудебном производстве.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 343.13 ББК 67.411
АКТУАЛЬНОСТЬ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОНЯТИЯ «ИМУЩЕСТВЕННЫЙ ВРЕД»
ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ИВАНОВ,
заместитель начальника кафедры предварительного расследования ФГКОУ ВО Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.09 - уголовный процесс
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Освещаются вопросы, связанные с необходимостью разработки понятия «имущественный вред» и включения его в положения действующего уголовно-процессуального законодательства. Данная попытка предпринята автором с целью унификации подхода к определению характера и размера имущественного вреда, причинённого преступлением и создания благоприятных условий для обеспечения его последующего возмещения лицам, ставшим жертвами уголовно-наказуемых деяний.
Ключевые слова: имущество, следователь, дознаватель, потерпевший, имущественный вред, гражданский иск.