Научная статья на тему 'Прокурорский надзор и ведомственный контроль за производством дознания'

Прокурорский надзор и ведомственный контроль за производством дознания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
дознание / деятельность / уголовное дело / прокурорский надзор / ведомственный контроль / закон / inquiry / activity / criminal case / prosecutor's supervision / departmental control / law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ольга Михайловна Ефремова

В статье освещены отдельные особенности прокурорского надзора и ведомственного контроля за производством дознания. Автором дается общее понятие прокурорскому надзору и ведомственному контролю как виду управленческой деятельности. Проведен анализ мнений ученых-процессу-алистов в этой области. Определены проблемы, возникающие при двойном контроле за производством дознания. Проанализированы нормы действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ольга Михайловна Ефремова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prosecutor’s supervision and departmental control over the inquiry

The article highlights certain features of the prosecutor's supervision and departmental control over the investigation. The author gives a general concept of prosecutorial supervision and departmental control as a type of managerial activity. The analysis of the opinions of process scientists in this field is carried out. The problems arising from double control over the production of the inquiry are identified. The norms of the current legislation are analyzed.

Текст научной работы на тему «Прокурорский надзор и ведомственный контроль за производством дознания»

Закон и право. 2024. № 1. С. 192-194. Law and legislation. 2024;(1):192-194.

Научная статья УДК 343.1

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-192-194 NIION: 1997-0063-12/24-040

EDN: https://elibrary.ru/GCTZBG MOSURED: 77/27-001-2024-12-240

Прокурорский надзор и ведомственный контроль за производством дознания

Ольга Михайловна Ефремова

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел, Россия, EfremovaOlga777@rambler.ru

Аннотация. В статье освещены отдельные особенности прокурорского надзора и ведомственного контроля за производством дознания. Автором дается общее понятие прокурорскому надзору и ведомственному контролю как виду управленческой деятельности. Проведен анализ мнений ученых-процессуалистов в этой области. Определены проблемы, возникающие при двойном контроле за производством дознания. Проанализированы нормы действующего законодательства.

Ключевые слова: дознание, деятельность, уголовное дело, прокурорский надзор, ведомственный контроль, закон.

Для цитирования: Ефремова О.М. Прокурорский надзор и ведомственный контроль за производством дознания // Закон и право. 2024. № 1. С. 192—194. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-192-194 ЕБЫ: https://elibrary.ru/GCTZBG

Original article

Prosecutor's supervision and departmental control over the inquiry

Olga M. Efremova

Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the interior of Russia,

Orel, Russia, EfremovaOlga777@rambler.ru

Abstract. The article highlights certain features of the prosecutor's supervision and departmental control over the investigation. The author gives a general concept of prosecutorial supervision and departmental control as a type of managerial activity. The analysis of the opinions of process scientists in this field is carried out. The problems arising from double control over the production of the inquiry are identified. The norms of the current legislation are analyzed.

Keywords: inquiry, activity, criminal case, prosecutor's supervision, departmental control, law.

For citation: Efremova O.M. Prosecutor's supervision and departmental control over the inquiry // Law and legislation. 2024;(1):192—194. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-1-192-194 EDN: https:// elibrary.ru/GCTZBG

Прокурорский надзор и ведомственный контроль — два разных, самостоятельных вида управленческой деятельности, существующие параллельно друг другу, с целью управления, координации, проверки деятельности по производству дознания и выявления несоответствия нормам, регламентирующим их деятельность.

© Ефремова О.М. М., 2024.

Прокурорский надзор выходит за рамки ведомственного контроля, что в данном случае способствует объективному выявлению нарушений норм действующего законодательства. В первую очередь это связано с тем, что прокурор удален от объекта, в отношении которого осуществляется проверка, а также он не связан служебными отношениями с контролируемыми должностными лицами, что дает возможность провести полноценный анализ их деятельности и дать незаинтересованную оценку.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2024

Ведомственный контроль осуществляется внутри самого ведомства, в частности внутри самого органа дознания, вышестоящими должностными лицами, уполномоченными осуществлять данный вид контроля. Ведомственный контроль включает процессуальный контроль, т.е. контроль над расследованием уголовных дел, за оперативно-розыскной деятельностью, которая направлена на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений.

В первую очередь процессуальное руководство за дознанием осуществляет начальник органа дознания. Именно он должен контролировать составление документов, а также непосредственную деятельность субъектов, осуществляющих дознание. Начальник органа дознания также имеет право осуществлять меры дисциплинарного воздействия в отношении конкретного сотрудника в случаях, когда было допущено нарушения норм действующего законодательства [2, с. 18].

Как можно заметить, на практике начальник органа дознания старается не вмешиваться в деятельность сотрудников, производящих конкретные процессуальные действия.

В статье 40.1 УПК РФ законодатель наделяет начальника подразделения дознания полномочиями распорядительно властными по отношению к дознавателю и производству по уголовному делу. Однако законодатель не лишает его права принимать к своему производству материалы уголовного дела и производить дознание. В этом случае ведомственный контроль за его деятельностью будет осуществлять начальник органа дознания.

Интересно заметить, что законодатель также наделяет начальника органа дознания правом производить дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно, и в связи с этим обладает полномочиями начальника подразделения дознания. В органах внутренних дел эти обязанности возлагаются также на заместителя начальника органа полиции.

Вполне обоснованно сказать, что начальник органа дознания, начальник подразделения дознания наделены широкими полномочиями для осуществления контроля за находящимися в их подчинении сотрудниками, осуществляющими процессуальную деятельность. Но если сравнить их полномочия, которые распространяются на производство дознания, и полномочия руководителя следственного органа, то у последнего их больше. Он в процессуальном смысле больше

независим от прокурорского контроля, чем орган дознания. Для органа дознания прокурор является тем арбитром, который не только надзирает за законностью и обоснованностью их деятельности, но является главной движущей силой в уголовном преследовании по уголовным делам, подследственным дознанию.

Так, в соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор наделен полномочиями, дающими ему право направлять ход расследования по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Проанализировав нормы этой статьи, можно сделать вывод, что законодатель не только наделяет правом, но и обязывает прокурора осуществлять процессуальное руководство за производством дознания.

Как пишет А.В. Пономарева, «процессуальное регулирование деятельности органов дознания отдано органам прокуратуры, так как именно они уполномочены осуществлять надзор за органами дознания» [цит. по: 1]. Такая ситуация смешанного правового регулирования определяется положениями п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, который наделяет прокурора процессуальными полномочиями по даче дознавателю письменных указаний в части направления расследования и производства процессуальных действий.

Относительно правового регулирования органа дознания можно отметить, что сотрудники реализуют свою деятельность на основании имеющихся нормативно-правовых актов федерального уровня и иных подзаконных актов. В данном случае наиболее часто сотрудники органа дознания применяют в своей деятельности УПК РФ и ведомственные приказы.

Относительно подзаконных актов, которые используются в деятельности сотрудников органа дознания, можно отметить, что они исходят из позиции прокуратуры, касающейся вопросов реализации их деятельности.

Таким образом, контроль за производством дознания осуществляется несколькими субъектами:

во-первых, прокурором, осуществляющим прокурорский контроль и надзор;

во-вторых, начальником органа дознания, его заместителем и начальником подразделения дознания — ведомственный контроль.

Такое соотношение видов контроля вызывает ряд вопросов среди ученых-процессуалистов.

Некоторые ученые выступают за расширение полномочий начальника подразделения дознания, так как, по их мнению, начальник

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 01-2024

подразделения дознания имеет возможность полноценно контролировать деятельность сотрудников, которые непосредственно осуществляют дознание.

Как пишет O.A. Чукаева, данные полномочия «позволили бы избежать излишних временных издержек и двойного контроля прокурора за производством дознания» [3].

Следует подчеркнуть особую роль органа дознания в расследовании преступлений. На сегодняшний день трудно представить расследование преступления без помощи сотрудников, которые относятся к органу дознания.

Вместе с тем можно отметить, что законодатель вполне обоснованно наделяет прокурора более широкими полномочиями по отношению к начальнику органа дознания, так как в первую очередь перечень их полномочий исходит из функциональных задач, которые имеют принципиальные различия.

Многие авторы отмечают, что отсутствие возможности обжаловать решения прокурора органом дознания необходимо пересмотреть, так как подобное решение законодателя не дает возможности обосновать свои действия, что может повлиять на дальнейший исход по уголовному делу. Однако отсутствие такой возможности у органов дознания не означает, что иные участники уголовного процесса также не могут реализовать данное право.

Как отмечают практические сотрудники, иные участники, как правило, редко пользуются такой возможностью. Исходя из этого логично предположить, что процессуальные акты, которые составляются прокурором, достаточно объективны и удовлетворяют все требования действующего законодательства.

В связи с этим можно сделать вывод, что прокурор в соответствии с установленными для него полномочиями выступает надежным гарантом защиты прав и законных интересов потерпевших и подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления, а также иных участников уголовного процесса.

Список источников

1. ÍoeuKoea А.А. Соотношение прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальной деятельностью органов дознания // Символ науки: междунар. науч. журнал. 2018. № 1-2. С. 119-124.

2. Образцов А.В. Формирование понятия процессуального руководства предварительным расследованием в системе уголовно-процессуального права // Рос. следователь. 2013. № 21.

3. Чукаева О.А. К вопросу о расширении процессуальных полномочий начальника подразделения дознания в уголовном судопроизводстве // Законодательство и экономика. 2015. № 4. С. 59-62.

References

1. Novikova A.A. The ratio of prosecutorial supervision and departmental control over the procedural activities of the bodies of inquiry // Symbol of Science: an international scientific journal. 2018. № 1-2. Pp. 119-124.

2. Obraztsov A. V. Formation of the concept of procedural management of preliminary investigation in the system of criminal procedural law / / Russian investigator. 2013. № 21.

3. Chukaeva O.A. On the issue of expanding the procedural powers of the head of the inquiry unit in criminal proceedings // Legislation and Economics. 2015. № 4. Pp. 59-62.

Информация об авторе

Ефремова О.М. — кандидат юридических наук, преподаватель кафедры криминалистики и предварительного следствия в органах внутренних дел

Статья поступила в редакцию 03.11.2023; одобрена после рецензирования 08.1 2.2023; принята к публикации 14.12.2023.

Information about the author

Efremova O.M. — candidate of legal sciences, lecturer of the chair of criminalistics and preliminary investigation in the internal affairs bodies

The article was submitted 03.1 1.2023; approved after reviewing 08.12.2023; accepted for publication 14.12.2023.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.