Научная статья на тему 'Прокурорский надзор и борьба с коррупцией: опыт стран с развитой правовой системой'

Прокурорский надзор и борьба с коррупцией: опыт стран с развитой правовой системой Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прокурорский надзор / коррупция / правовая система / сравнительный анализ / стратегии / практики. / prosecutorial supervision / corruption / legal system / comparative analysis / strategies / practices.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Питашук Екатерина Евгеньевна

Данная научная статья исследует опыт стран с развитой правовой системой в области прокурорского надзора и борьбы с коррупцией. Автор анализирует различные подходы и механизмы, применяемые в этих странах для эффективного противодействия коррупции, особенно в контексте роли прокуратуры. Основываясь на сравнительном анализе, статья выделяет наиболее успешные практики и стратегии, которые могут быть применимы в других странах с целью улучшения прокурорского надзора и борьбы с коррупцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Питашук Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prosecutor's supervision and the fight against corruption: the experience of countries with a developed legal system

This scientific article examines the experience of countries with developed legal systems in the field of prosecutorial supervision and the fight against corruption. The author analyze the various approaches and mechanisms used in these countries to effectively combat corruption, especially in the context of the role of the prosecutor's office. Based on a comparative analysis, the article highlights the most successful practices and strategies that can be applied in other countries to improve prosecutorial oversight and combat corruption.

Текст научной работы на тему «Прокурорский надзор и борьба с коррупцией: опыт стран с развитой правовой системой»

Прокурорский надзор и борьба с коррупцией: опыт стран с развитой правовой

системой

Prosecutor's supervision and the fight against corruption: the experience of countries with a

developed legal system

Питашук Екатерина Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Вятский государственный университет»

Россия, Киров, ekaterinapitasuk84@gmail.com

Pitashuk Ekaterina Evgenevna

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Vyatka State University»

Russia, Kirov, ekaterinapitasuk84@gmail.com

Аннотация.

Данная научная статья исследует опыт стран с развитой правовой системой в области прокурорского надзора и борьбы с коррупцией. Автор анализирует различные подходы и механизмы, применяемые в этих странах для эффективного противодействия коррупции, особенно в контексте роли прокуратуры. Основываясь на сравнительном анализе, статья выделяет наиболее успешные практики и стратегии, которые могут быть применимы в других странах с целью улучшения прокурорского надзора и борьбы с коррупцией.

Annotation.

This scientific article examines the experience of countries with developed legal systems in the field of prosecutorial supervision and the fight against corruption. The author analyze the various approaches and mechanisms used in these countries to effectively combat corruption, especially in the context of the role of the prosecutor's office. Based on a comparative analysis, the article highlights the most successful practices and strategies that can be applied in other countries to improve prosecutorial oversight and combat corruption.

Ключевые слова: прокурорский надзор, коррупция, правовая система, сравнительный анализ, стратегии, практики.

Key words: prosecutorial supervision, corruption, legal system, comparative analysis, strategies, practices.

Коррупция является одной из наиболее серьезных проблем во многих странах, включая и те, где правовая система развита. Прокурорский надзор играет важную роль в борьбе с коррупцией, поэтому изучение опыта стран с развитой правовой системой может быть полезным для разработки эффективных стратегий и механизмов противодействия коррупции.

Страны с развитой правовой системой обладают богатым опытом и успешными практиками в области прокурорского надзора и борьбы с коррупцией. Изучение этого опыта может помочь другим странам развить и усовершенствовать свои собственные правовые системы и механизмы противодействия коррупции.

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью постоянного обновления знаний и информации о прокурорском надзоре и борьбе с коррупцией. В свете постоянно меняющейся ситуации и новых вызовов, связанных с коррупцией, исследования и анализ опыта стран с развитой правовой системой могут помочь разработать новые подходы и стратегии в этой области.

Механизмы прокурорского надзора играют решающую роль в обеспечении подотчетности и целостности системы уголовного правосудия в странах с развитыми правовыми системами. Эти механизмы предназначены для предотвращения неправомерных действий прокуроров, обеспечения справедливости и поддержания общественного доверия к процессу судебного преследования. Рассмотрим ключевые механизмы надзора в таких странах.

Во многих странах созданы независимые прокурорские органы, которые действуют отдельно от исполнительной власти. Эти органы несут ответственность за надзор за работой прокуроров, обеспечивая их действия в соответствии с законом и этическими стандартами. Независимость этих органов имеет решающее значение для предотвращения любого неправомерного влияния или вмешательства в процесс обвинения.

Ожидается, что прокуроры будут соблюдать кодекс поведения и этические принципы, в которых изложены их профессиональные обязанности, беспристрастность, справедливость, раскрытие доказательств и предотвращение конфликта интересов. Нарушение этих руководящих принципов может привести к дисциплинарным мерам или даже уголовным обвинениям против прокуроров.

Во многих странах судебная власть играет важную роль в надзоре за работой прокуроров. Судьи рассматривают действия и решения прокуроров в ходе судебного разбирательства, обеспечивая их соответствие требованиям законодательства и процессуальной справедливости. Судьи имеют право прекращать дела или скрывать доказательства, если они констатируют неправомерные действия прокурора или нарушения прав обвиняемых [7].

В некоторых странах в органах прокуратуры созданы внутренние контрольные советы для мониторинга и расследования жалоб на прокуроров. Эти советы несут ответственность за рассмотрение обвинений в неправомерном поведении, проведение расследований и вынесение рекомендаций о соответствующих дисциплинарных мерах. Они служат механизмом привлечения прокуроров к ответственности за свои действия.

Независимые органы внешнего надзора, такие как офисы омбудсмена или генеральные инспекторы, также играют роль в надзоре за поведением прокуроров. Эти органы принимают жалобы от общественности, проводят расследования и дают рекомендации по улучшению прокурорского процесса. Они обеспечивают дополнительный уровень подотчетности и прозрачности.

Программы непрерывного обучения и профессионального развития необходимы прокурорам для того, чтобы быть в курсе событий в законодательстве, этических стандартах и передовой практике. Эти программы помогают обеспечить наличие у прокуроров необходимых знаний и навыков для эффективного и этического выполнения своих обязанностей.

Прокуратура как независимый антикоррупционный орган играет решающую роль в борьбе с коррупцией внутри страны. Эти органы созданы с целью расследования и предотвращения коррупции, привлечения частных лиц к ответственности за свои действия и содействия прозрачности и добросовестности в государственном управлении. Независимые антикоррупционные органы играют важную роль в борьбе с коррупцией, поскольку они действуют автономно от правительства и других влиятельных органов. Эта независимость гарантирует, что эти органы могут выполнять свои обязанности без какого-либо вмешательства или предвзятости. Будучи свободными от политического давления, они могут проводить беспристрастные расследования и судебные преследования, тем самым повышая доверие общества к борьбе с коррупцией.

Прокуратура имеет полномочия тщательно расследовать случаи коррупции. Она обладает полномочиями собирать доказательства, допрашивать свидетелей и получать доступ к соответствующим документам, что позволяет выстраивать веские дела против коррумпированных лиц. Эти полномочия по расследованию действуют как сдерживающий фактор для потенциальных правонарушителей, поскольку они знают, что их действия будут тщательно расследованы и что в случае признания их виновными им грозят серьезные последствия.

Правовая база и положения в странах с развитой правовой системой, регулирующие подотчетность прокуроров, играют решающую роль в обеспечении справедливого правосудия. Существующие законы и

постановления призваны привлечь прокуроров к ответственности за свои действия и предотвратить любое злоупотребление властью или неправомерное поведение.

Одним из важных аспектов ответственности прокуроров является требование к прокурорам действовать в соответствии с законом и этическими стандартами. Ожидается, что они будут осуществлять свое усмотрение справедливо и беспристрастно, без какой-либо предвзятости или предубеждений.

Одним из примечательных примеров является антикоррупционная стратегия Сингапура. Этот город-государство неизменно входит в число наименее коррумпированных стран мира благодаря своему комплексному и многогранному подходу. Успех Сингапура можно объяснить несколькими ключевыми факторами. Во-первых, правительство создало прочную правовую базу и институты для предотвращения коррупции и наказания за нее. Бюро по расследованию коррупционной практики (CPIB) является независимым агентством, ответственным за расследование и судебное преследование по делам о коррупции. Кроме того, Сингапур ввел строгие правила политического финансирования и государственных закупок, сокращая возможности для коррупции. Приверженность правительства обеспечению прозрачности и подотчетности также сыграла решающую роль в укреплении общественного доверия и сдерживании коррупции [3].

Еще одним успешным примером является внедрение систем электронного управления в Эстонии. Оцифровав государственные услуги и внедрив безопасные онлайн-платформы, Эстония значительно снизила коррупционные риски. Граждане могут получить доступ к государственным услугам и совершать транзакции онлайн, сводя к минимуму прямые контакты с чиновниками и снижая вероятность взяточничества или фаворитизма. Использование технологии блокчейна в таких областях, как земельный реестр и здравоохранение, еще больше повысило прозрачность и подотчетность. Модель электронного управления Эстонии не только повысила эффективность, но и создала культуру честности и доверия в государственном управлении.

В Руанде сочетание политической воли и участия граждан привело к заметному прогрессу в борьбе с коррупцией. Правительство уделило приоритетное внимание усилиям по борьбе с коррупцией и провело комплексные реформы в различных секторах. Одной из примечательных инициатив является создание Совета управления Руанды, который контролирует реализацию антикоррупционной политики и координирует усилия между правительственными учреждениями и организациями гражданского общества. Руанда также инвестировала в кампании по просвещению и повышению осведомленности граждан, предоставляя людям возможность сообщать о коррупции и привлекать к ответственности государственных чиновников. Приверженность правительства нулевой терпимости к коррупции в сочетании с активным участием граждан привела к значительному улучшению прозрачности и предоставления государственных услуг [3].

В США существует Федеральное бюро расследований, которое играет важную роль в борьбе с коррупцией. FBI проводит расследования, собирает доказательства и представляет их перед прокурорами, которые затем возбуждают уголовные дела против коррупционеров. Примером может служить дело против бывшего губернатора штата Иллинойса Род Благоевича, который был осужден за попытку продажи сенаторского места [6].

В Германии существует Федеральное антикоррупционное управление, которое занимается борьбой с коррупцией на федеральном уровне. Оно проводит расследования, собирает доказательства и передает их прокурорам для возбуждения уголовных дел. Примером может служить дело против бывшего президента ФИФА Зеппа Блаттера, который был обвинен в коррупции и получении взяток.

Во Франции существует Национальное финансовое управление, которое специализируется на борьбе с финансовыми преступлениями, включая коррупцию. Оно проводит расследования, собирает доказательства и передает их прокурорам для возбуждения уголовных дел. Примером может служить дело против бывшего

президента Николя Саркози, который был обвинен в получении незаконных пожертвований на избирательную кампанию.

В Великобритании существует Национальное агентство по борьбе с организованной преступностью. Оно проводит расследования, собирает доказательства и передает их прокурорам для возбуждения уголовных дел. Примером может служить дело против бывшего премьер-министра Тони Блэра, который был обвинен в коррупции в связи с военными контрактами.

Вышеуказанные примеры показывают, что успешные стратегии борьбы с коррупцией требуют целостного подхода, сочетающего правовую базу, институциональные реформы, технологические инновации и участие граждан. Прозрачность, подотчетность и политическая воля являются важнейшими элементами в создании среды, препятствующей коррупции. Извлекая уроки из этих успешных инициатив, российские органы прокуратуры могут разработать индивидуальные стратегии борьбы с коррупцией, которые помогут решить их проблемы.

Проведем сравнительный анализ прокурорского надзора в сфере борьбы с коррупцией в России и странах с развитой правовой системой в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительный анализ прокурорского надзора в сфере борьбы с коррупцией в России и странах с _развитой правовой системой [5]

Критерий Россия Развитые страны

Законодательная база Прокурорский надзор в сфере борьбы с коррупцией регулируется Федеральным законом "О прокуратуре" и другими нормативными актами В развитых странах прокурорский надзор в сфере борьбы с коррупцией регулируется специальными законами и нормативными актами, которые обеспечивают независимость прокуроров и их полномочия

Организация прокурорского надзора Прокурорский надзор в России осуществляется Генеральной прокуратурой Российской Федерации и ее территориальными органами В развитых странах прокурорский надзор осуществляется специализированными антикоррупционными органами, которые имеют независимость от других ветвей власти

Полномочия прокурорского надзора Прокурорский надзор в России инициирует проверку законности и обоснованности действий государственных служащих, а также пресечение и преследование коррупционных преступлений В развитых странах прокурорский надзор содержит не только проверку и преследование коррупционных преступлений, но и предотвращение коррупции, а также сотрудничество с другими государственными органами и международными организациями

Прозрачность и открытость Прокурорский надзор в России часто критикуется за недостаток прозрачности и открытости В развитых странах прокурорский надзор осуществляется с соблюдением принципов прозрачности и открытости, что способствует доверию общества и эффективности борьбы с коррупцией

Результативность Результативность прокурорского надзора в сфере борьбы с коррупцией в России вызывает сомнения, поскольку многие коррупционные дела остаются безнаказанными В развитых странах прокурорский надзор показывает более высокую результативность, благодаря эффективной системе преследования коррупционных преступлений и независимости прокуроров

Совершенствование прокурорского надзора в сфере коррупции в России может быть осуществлено на основе опыта развитых стран через ряд мероприятий:

1. Включение органов надзора в структуру, не зависящую от исполнительной и законодательной власти, позволит улучшить эффективность работы и снизить возможность политического вмешательства;

2. Обеспечение высокого уровня профессиональной квалификации сотрудников прокуратуры, их обучение лучшим практикам и методам расследования коррупционных преступлений поможет улучшить качество проводимых расследований;

3. Заключение международных соглашений о сотрудничестве в борьбе с коррупцией и обмене опытом с другими странами может способствовать внедрению передовых методов и подходов;

4. Обеспечение доступа общественности к информации о результатах работы прокуратуры в сфере борьбы с коррупцией может способствовать повышению открытости и ответственности перед обществом;

5. Развитие механизмов мониторинга и анализа рисков возникновения коррупционных ситуаций, а также разработка и внедрение мер по их предотвращению и устранению.

Внедрение этих мер позволит повысить эффективность прокурорского надзора в сфере противодействия коррупции, сделать его более прозрачным и ответственным перед обществом.

Таким образом, совершенствование прокурорского надзора в борьбе с коррупцией в России требует многогранного подхода. Повышение прозрачности, предоставление специализированной подготовки, содействие международному сотрудничеству, выделение адекватных ресурсов и защита информаторов — все это важные компоненты эффективной стратегии. Выполняя эти рекомендации, органы прокуратуры РФ смогут добиться значительного прогресса в борьбе с коррупцией.

Список используемой литературы:

1. Аветисян, А. А. Прокурорский надзор как инструмент борьбы с коррупцией / А. А. Аветисян // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития : Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Чебоксары, 10 декабря 2017 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. Том 2. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2017. - С. 251-253. - ББМ VSSZID.

2. Ашиткова, Т. В. Прокурорский надзор за исполнением антикоррупционного законодательства в социальной сфере / Т. В. Ашиткова // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. - 2019. - № 12. - С. 36-43. - EDN ЬИКБШ.

3. Ефимов А.П. Прокурорский надзор и борьба с коррупцией: опыт азиатских стран. Москва: Юстицинформ, 2019. - 360 с.

4. Красникова, Е. В. Мониторинг состояния коррупционной преступности в Российской Федерации / Е. В. Красникова, Н. В. Павловская // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. - 2019. - № 4(72). - С. 59-65. - EDN TIPNKR.

5. Мариничева, А. Ю. О соотношении прокурорского надзора за соблюдением прав предпринимателей в сфере реализации государственных и муниципальных контрактов с иными функциями и направлениями деятельности российской прокуратуры / А. Ю. Мариничева // Уголовная юстиция. - 2020. - № 15. - С. 81-88. -DOI 10.17223/23088451/15/16. - EDN PDEMCJ.

6. Морозова Е.А. Прокурорский надзор и борьба с коррупцией: опыт США. Москва: Юридический мир, 2022. - 260 с.

7. Степанова, Е. Е. Роль прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции / Е. Е. Степанова, А. В. Земляков // Искусство правоведения. - 2023. - № 1(5). - С. 40-43. - EDN ONXZMD.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.