Научная статья на тему 'Прокурор СССР А. Я. Вышинский и советская юстиция в условиях массовых репрессий в 1930-е гг'

Прокурор СССР А. Я. Вышинский и советская юстиция в условиях массовых репрессий в 1930-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1337
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОТАЛИТАРИЗМ В СССР / СОВЕТСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / "ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЮСТИЦИЯ" / МАССОВЫЕ РЕПРЕССИИ / ПРОКУРАТУРА СССР / ПРОКУРОР А. Я. ВЫШИНСКИЙ / TOTALITARIANISM IN THE USSR / SOVIET POLITICAL SYSTEM / "POLITICAL JUSTICE" / MASS REPRESSION / THE USSR PROSECUTOR'S OFFICE / PROSECUTOR A. YA. VYSHINSKY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трофимцева Светлана Юрьевна

В статье рассматриваются процессы преобразования органов правопорядка, включая уголовно-исполнительные, в СССР в 1930-е гг. в условиях возобновления массовых репрессий, которые привели к резкому росту числа осужденных в СССР. Выделяются основные линии трансформации системы юстиции: реорганизация пенитенциарной системы в ГУЛАГ НКВД, реформирование прокуратуры и следственных органов. Отмечается роль прокурора А. Я. Вышинского в централизации Прокуратуры СССР как высшего надзорного органа, в преодолении низкой компетентности сотрудников. Подчеркивается значение изменений уголовного и уголовно-процессуального законодательства, позволивших ускорить процесс ведения следствия, увеличить число осужденных при относительно небольшом росте численности сотрудников следствия и суда. Уделяется внимание деятельности внесудебных органов, в том числе «двойки» с участием Н. И. Ежова и А. Я. Вышинского, в политических репрессиях 1930-х гг. Подчеркивается ряд несовпадений теоретико-правовых воззрений А. Я. Вышинского и предпринимаемых им шагов по эскалации политического террора. Отмечается бесплодность некоторых попыток Вышинского восстановить «социалистическую законность» при проведении массовых репрессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Трофимцева Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSECUTOR OF THE USSR A. Y. VYSHINSKY AND SOVIET JUSTICE IN THE CONDITIONS OF MASS REPRESSION IN THE 1930s

The article deals with the processes of transformation of law enforcement agencies, including criminal executive, in the USSR in the 1930s. in the conditions of the resumption of mass repressions, which led to a sharp increase in the number of convicts in the USSR. The main lines of the transformation of the justice system are highlighted: the reorganization of the penitentiary system in the Gulag of the NKVD, the reform of the prosecutor's office and investigative bodies. The role of Prosecutor A. Ya. Vyshinsky in the centralization of the USSR Prosecutor's Office as the supreme supervisory authority, in overcoming the low competence of the staff. The importance of changes in the criminal and criminal procedural legislation that allowed to speed up the process of conducting the investigation, to increase the number of those convicted with a relatively small increase in the number of employees of the investigation and the court is underlined. Attention is paid to the activities of extrajudicial bodies, including the «deuce» with the participation of N. I. Yezhov and A. Ya. Vyshinsky, in the political repressions of the 1930s. A number of discrepancies in the theoretical and legal views of A. Ya. Vyshinsky and the steps he has taken to escalate political terror. Fruitlessness of some of Vyshinsky's attempts to restore «socialist legality» during the mass repressions is noted.

Текст научной работы на тему «Прокурор СССР А. Я. Вышинский и советская юстиция в условиях массовых репрессий в 1930-е гг»

УДК 340

Трофимцева Светлана Юрьевна

кандидат философских наук, доцент,

профессор кафедры философии и общегуманитарных

дисциплин,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: suiistoria@rambler.ru

Svetlana Yu. Trofimtseva

Candidate of Philosophy, Associate Professor,

Professor of All Humanities Disciplines Department,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022,

e-mail: suiistoria@rambler.ru

ПРОКУРОР СССР А. Я. ВЫШИНСКИИ И СОВЕТСКАЯ ЮСТИЦИЯ В УСЛОВИЯХ МАССОВЫХ РЕПРЕССИЙ в 1930-е гг.

Аннотация. В статье рассматриваются процессы преобразования органов правопорядка, включая уголовно-исполнительные, в СССР в 1930-е гг. в условиях возобновления массовых репрессий, которые привели к резкому росту числа осужденных в СССР. Выделяются основные линии трансформации системы юстиции: реорганизация пенитенциарной системы в ГУЛАГ НКВД, реформирование прокуратуры и следственных органов. Отмечается роль прокурора А. Я. Вышинского в централизации Прокуратуры СССР как высшего надзорного органа, в преодолении низкой компетентности сотрудников. Подчеркивается значение изменений уголовного и уголовно-процессуального законодательства, позволивших ускорить процесс ведения следствия, увеличить число осужденных при относительно небольшом росте численности сотрудников следствия и суда. Уделяется внимание деятельности внесудебных органов, в том числе «двойки» с участием Н. И. Ежова и А. Я. Вышинского, в политических репрессиях 1930-х гг. Подчеркивается ряд несовпадений теоретико-правовых воззрений А. Я. Вышинского и предпринимаемых им шагов по эскалации политического террора. Отмечается бесплодность некоторых попыток Вышинского восстановить «социалистическую законность» при проведении массовых репрессий.

Ключевые слова: тоталитаризм в СССР, советская политическая система, «политическая юстиция», массовые репрессии, Прокуратура СССР, прокурор А. Я. Вышинский.

Summary. The article deals with the processes of transformation of law enforcement agencies, including criminal executive, in the USSR in the 1930s. in the conditions of the resumption of mass repressions, which led to a sharp increase in the number of convicts in the USSR. The main lines of the transformation of the justice system are highlighted: the reorganization of the penitentiary system in the Gulag of the NKVD, the reform of the prosecutor's office and investigative bodies. The role of Prosecutor A. Ya. Vyshinsky in the centralization of the USSR Prosecutor's Office as the supreme supervisory authority, in overcoming the low competence of the staff. The importance of changes in the criminal and criminal procedural legislation that allowed to speed up the process of conducting the investigation, to increase the number of those convicted with a relatively small increase in the number of employees of the investigation and the court is underlined. Attention is paid to the activities of extrajudicial bodies, including the «deuce» with the participation of N. I. Yezhov and A. Ya. Vyshinsky, in the political repressions of the 1930s. A number of discrepancies in the theoretical and legal views of A. Ya. Vyshinsky and the steps he has taken to escalate political terror. Fruitlessness of some of Vyshinsky's attempts to restore «socialist legality» during the mass repressions is noted.

Keywords: totalitarianism in the USSR, the Soviet political system, «political justice», mass repression, the USSR Prosecutor's Office, Prosecutor A. Ya. Vyshinsky.

В 1930-е гг. в СССР завершается оформление тоталитарного режима, что, согласно выводу Р. Конквеста, создало неразрывную связь «большого террора» со всей сутью советской политической системы [1], включающей и органы правопорядка, которые образовали «политическую юстицию» (В. Кудрявцев, А. Турусов, 2000) как специальную систему, обслуживающую интересы власти (применительно к длительному периоду отечественной истории). Для придания массового характера политическим репрессиям, ставшим тяжелым бременем для уголовно-исполнительных органов и обусловленным самой логикой советской политической системы, к началу 1930-х гг. правовая и общетеоретическая база в целом была подготовлена.

PROSECUTOR OF THE USSR A. Y. VYSHINSKY AND SOVIET JUSTICE IN THE CONDITIONS OF MASS REPRESSION IN THE 1930s

© 2019 Трофимцева С. Ю.

Окончательное оформление задач и функций органов правопорядка в условиях возобновления «массовидности террора» (В. И. Ленин) шло по ряду направлений: как по линии трансформации пенитенциарной системы, реформирования прокуратуры и следственных органов, так и по линии изменения норм законодательства, что значительно расширяло возможность вынесения обвинительных приговоров (в том числе «расстрельных») широким массам подсудимых и при этом относительно минимизировало рост численности сотрудников, так как при соблюдении действовавших ранее уголовных и уголовно-процессуальных норм следствие и суды не смогли бы подготовить и вынести за то же время нужное количество приговоров, а места лишения свободы не справились бы с потоком заключенных. Данные задачи нужно было решить максимально эффективно и в короткие сроки.

К началу 1930-х гг. в первую очередь назрела необходимость реформирования прокуратуры, что позволило бы сформировать единообразную судебную практику и не допустить «вольное» (неверное) толкование законов на местах, а также избавить региональных правоохранителей от зависимости от местных властей, подчинив их центру. Идея реформы прозвучала на XV съезде ВКП (б) (1928 г.), потребовавшем сделать судебно-прокурорский аппарат «исполнительнее, чтобы он работал более четко» [2].

А. Я. Вышинский, будучи Прокурором РСФСР и активным юристом-теоретиком, не мог не внести свой вклад в этот процесс. В 1932 г. в «Советской юстиции» он подчеркнул, что в связи с продолжающейся борьбой с врагами народа, «на органах юстиции <.. .> лежат чрезвычайно высокие и ответственные обязанности» по осуществлению надзора «за революционной законностью» [3, с. 20]. После инициированных им прокурорских проверок, выявивших по-прежнему низкий уровень сотрудников, было принято решение об увеличении набора на курсы юридической подготовки (хотя проблему это не решило). Деятельность Вышинского по выявлению нарушений со стороны сотрудников следствия и прокуратуры активизировалась после принятия постановления ЦИК и СНК СССР от 25.06.1932, где от прокуратуры требовалось провести проверку всех поступивших жалоб «о фактах нарушений революционной законности» с наложением мер взыскания, и расширялись полномочия прокуратуры по надзору за судами: снять судью можно было только по согласованию с соответствующим прокурором [4]. Как отмечают А. Г. Звягинцев и Ю. А. Орлов, постановление дела на местах не улучшило: волокита продолжалась, на жалобы не реагировали, и тогда Прокурор в приказе № 33 от 19.01.1933 заявил, что если «в ближайший же месяц волокита с разрешением жалоб» не будет изжита, то по отношению к виновным лицам он применит «самые жесткие меры взыскания» [3, с. 28], что, наконец, дало эффект.

Реформа в полном объеме началась в 1933 г. при прямом участии Прокурора РСФСР А. Я. Вышинского, а завершилась в 1936 г., когда он уже был Прокурором СССР (1935 г.). В 1936 г. Вышинский провел реорганизацию прокуратуры, устранив секторы по отраслям экономики, отделив уголовные дела от гражданских и выделив ряд отделов (в основном, сохранившиеся до настоящего момента). Это усиливало потенциал осуществления надзора и контроля (одним из первых был приказ Прокурора от 11.05.1935 «Об усилении надзора за революционной законностью»). Несмотря на то что СССР формально был широкой федерацией, Прокуратура СССР стала централизованным органом: Прокурор СССР назначал прокуроров субъектов, причем согласно ст. ст. 115, 116 Конституции 1936 г. без согласования с ЦИКами республик [5]. Следовательно, реформа прокуратуры имела большое значение для централизации органов власти в СССР, что могло также способствовать как ведению репрессий по единым шаблонам, так и борьбе с общеуголовными преступлениями, число которых в СССР возросло в связи с голодом 1932-1933 гг.

Вышинский способствовал и тому, чтобы в принятой 05.12.1936 Конституции СССР в ведение прокуратуры был отдан высший надзор за исполнением законов органами, учреждениями, должностными лицами и гражданами СССР (ст. 113) [5]. И в этой связи вполне логичным (впервые после 1802 г.) выглядит отделение прокуратуры от правительства (министерства или наркомата юстиции), так как прокуратура контролировала и это ведомство. Тем самым в результате реформы Прокуратура СССР получила широкие полномочия не только по надзору за деятельностью правоохранительных органов, но и за деятельностью органов власти (надзор за соответствием постановлений и распоряжений ведомств СССР, союзных республик и органов власти Конституции и союзному законодательству с правом опротестовывать любые их решения). У прокуратуры появилось право опротестовывать постановления пленумов Верховного суда СССР. Сам же Прокурор СССР получил право законодательной инициативы на заседаниях президиума ЦИКа и СНК СССР [6]. При прокуратуре находился институт следствия, прокуроры возбуждали уголовные

дела и поддерживали обвинение в судах, а также могли контролировать следственный процесс. Реформа прокуратуры демонстрировала, что этап «правового нигилизма» 1920-х гг. закончился, и власть решила пресечь правовой произвол местных органов правопорядка (к функциям прокуратуры было отнесено и «наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями» [6]), унифицировать их деятельность, что могло облегчить организационное оформление «большого террора».

На нормативно-правовом направлении обеспечению массового характера репрессий на уровне материального права способствовала проведенная в 1920-е гг. кодификация законодательства, в котором выросло количество «политических» составов. Необходимо подчеркнуть, что росту численности осужденных способствовало и то, что санкции применялись даже в том случае, если лицо добровольно отказалось от совершения преступления (ст. 19 УК РСФСР, 1926) [7]. При этом уголовный закон имел обратную силу: каралась борьба против рабочего класса и революционного движения в период пребывания на государственных должностях при царском строе или при небольшевистских правительствах в период Гражданской войны (примечание 2 к ст. 14), также преступниками считались пособники, содействующие советами или указаниями (ст. 17) и не донесшие, в том числе о готовящемся преступлении (ст. 18) [7]. Поскольку преступления, «направленные против основ Советского строя», считались наиболее опасными, по ст. 58 «Контрреволюционные преступления» (основной «политической» статье) и по ст. 59 «Особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления» наказание предусматривало до десяти лет или расстрел [7]. Кроме того, в УК 1926 г. сохранялся принцип аналогии, позволяющий применять «сходные» статьи УК в случае, если деяние кодексом не описывалось (ст. 16) [7], что расширяло возможность для осуждения практически неограниченного количества лиц.

На процессуальном уровне возможности эскалации террора, исходя из норм УПК 1923 г., способствовало то, что еще в 1920-е гг. было санкционировано ведение ускоренного следствия (сроком до одного месяца), а дела, в случае признания подозреваемого или их «ясности» дела, рассматривались в особом порядке, что помимо прочего несколько препятствовало росту количества лиц, содержащихся под стражей. Принцип объективности как требование к суду при вынесении приговора не предусматривался «классовым характером советского» права, и суд, руководствуясь «своим социалистическим правосознанием», должен был учитывать как обстоятельства совершения преступления, так и саму личность преступника, что сохраняло в некой мере возможность контролируемого судебного произвола в плане «нужного» толкования норм уголовного закона.

Однако, как подтвердило настоящее исследование, на организационном уровне одной из проблем, препятствующей «массовидности» террора, была неготовность пенитенциарных учреждений к принятию и содержанию резко увеличивающегося количества заключенных, и эта проблема была решена в двух направлениях. Во-первых, 12.10.1922 система исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) передавалась вновь созданному Главному управлению местами заключения при НКВД, 26.03.1928 Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О карательной политике и состоянии мест заключения» усовершенствовало карательную систему, а на основании докладной записки в СНК РСФСР наркоматов юстиции, внутренних дел и ОГПУ от 13.04.1929, вся совокупность лагерей была реорганизована по типу лагерей ОГПУ, поскольку именно это было сочтено оптимальным. Для сокращения расходов на содержание растущей массы заключенных 13.05.1929 было принято постановление Политбюро ЦК ВКП (б), обязывавшее «перейти на систему массового использования <...> труда арестантов, имеющих приговор не менее трех лет» [8], а 11.07.1929 Постановлением СНК СССР для приема новых заключенных ОГПУ предписывалось «расширить существующие и организовать новые» ИТЛ [9]. 25.04.1930 приказом ОГПУ № 130/63 было образовано Управление лагерями (УЛАГ) под руководством Ф. И. Эйхманса (после ликвидации ОГПУ лагеря в 1934 г. были переданы НКВД - ГУЛАГ НКВД).

Другим направлением решения указанной проблемы была «разгрузка» следственных изоляторов, так как расширять масштаб репрессий в геометрической прогрессии при отсутствии мест содержания под стражей было бы организационно сложно. В этой связи для ускорения прохождения дел по судебно-следственным инстанциям 01.12.1934 Постановлением № 23 ЦИК СССР было ускорено рассмотрение дел по обвинению в подготовке или совершению террористических актов, а в УПК вносились изменения, сокращавшие срок следствия до десяти дней с вручением обвинительного заключения задержанным за сутки до рассмотрения в суде. Судебное заседание теперь проводилось без прокурора и адвоката (право на ходатайство о помиловании отменялось, приговор

о расстреле приводился в исполнение сразу после его вынесения) [10] (в 1937 г. эти нормы были распространены на «контрреволюционное вредительство» и диверсии [11]).

В целях увеличения количества органов, выносящих приговоры (так как имеющиеся не справились бы с возросшей нагрузкой), еще в начале 1920-х гг. были расширены внесудебные полномочия ОГПУ, а в 1934 г. вместо Особой комиссии при ОГПУ с правом административной высылки до трех лет (1922 г.) и заключения в лагеря до трех лет (1924 г.) было образовано Особое совещание при НКВД, получившее право ссылать или заключать до пяти лет в лагеря «общественно опасных лиц» [12]. На местах создавались «тройки» - внесудебные органы с широкими полномочиями в составе начальника областного управления НКВД, прокурора области и секретаря обкома партии, идея которых, по утверждению Н. И. Ежова, принадлежала Прокурору СССР А. Я. Вышинскому [13].

Эти мероприятия обеспечили реальную возможность для эскалации политических репрессий в 1930-е гг., и тогда (с 1931 по 1939 г.) А. Я. Вышинский принял деятельное участие в организации знаменитых политических процессов. Однако необходимо отметить, что «вклад» Андрея Януарьевича в репрессии участием в качестве обвинителя на Московских процессах и закрытых процессах по «делам военных» не исчерпывается. Согласно опубликованным данным, с 1937 г. идет нарастание масштаба репрессий, которое связывают с речью Сталина на Февральско-мартовском (1937 г.) Пленуме ЦК ВКП (б), где он обвинил «руководящих товарищей» в том, что они «не сумели разглядеть настоящее лицо врагов народа, не сумели распознать волков в овечьей шкуре, не сумели сорвать с них маску», воспринимая «туго» «сигналы и предупреждения» [14]. Однако такая ситуация, как подчеркнул Сталин, - «это не органический порок. Это - временное явление, которое может быть быстро ликвидировано при наличии некоторых усилий со стороны наших людей», поэтому нужно «принять необходимые меры», используя «новые методы, методы выкорчевывания и разгрома» всех врагов, внутренних и внешних [14]. Вследствие этого нарком внутренних дел Н. И. Ежов в докладе «Об итогах пленума ЦК ВКП (б)» на собрании руководящих работников Главного управления ГБ НКВД СССР 19.03.1937 потребовал «наверстать все упущенное и в нашей агентурной работе, и в разгроме врага» [15], в целях реализации чего им были подписаны приказы [16, 17], выполнение которых привело к резкому росту арестованных и расстрелянных. Для хотя бы какого-то формального основания для обвинения в ходе очных следственных процессов широко применялись пытки для получения признательных показаний задержанного. Саму идею, по утверждению Ежова, Сталину подал Вышинский при подготовке к «делу Тухачевского» 1937 г., заверив, что сотрудники прокуратуры будут игнорировать заявления арестованных о применении к ним методов физического насилия [13]. В реальности это и случилось, хотя противоречило идеям, высказанным Вышинским в его основном труде «Теория судебных доказательств в советском праве».

Для ускорения вынесения приговоров в 1937 г. была создана Комиссия НКВД и Прокуратуры СССР («двойка») в составе наркома внутренних дел Ежова (или его заместителя Фриновско-го) и Прокурора СССР Вышинского (или его заместителя Рогинского), которые выносили приговоры заочно (!) по спискам. По данным Комиссии ЦК КПСС (Доклад от 09.02.1956), к примеру, 29.12.1937 Ежов и Вышинский, рассмотрев списки на 1000 человек, представленные УНКВД Ленинградской области, осудили к расстрелу 992 человека, 10.01.1938 «двойка», рассмотрев списки на 1667 человек, 14 января - на 1569 человек, 15 января - на 1884 человека, 16 января - на 1286 человек, 21 января - на 2164 человека, вынесла им смертный приговор [15]. Согласно показаниям бывшего начальника отдела НКВД СССР Шапиро ...до марта 1938 г. все <...> просмотренные [Ежовым, Цесарским и Минаевым] дела. оформлялись в виде протоколов, которые без всякой проверки, даже без читки, автоматически подписывались наркомом, а также механически подписывались прокурором» [15]. Это, по заключению комиссии ЦК, привело к росту числа расстрелянных в 1937 г. по сравнению с прошлым годом почти в 300 раз [15] при существенной «экономии» мест для задержанных в следственных изоляторах.

Однако параллельно с процессом игнорирования норм права при проведении репрессий Прокуратура СССР по инициативе Вышинского вела проверки на местах на предмет соблюдения законности. Выявленные нарушения были значительны: прокуроры отдавали следователям чистые бланки на арест, аресты велись без ордеров, либо же прокуроры подписывали постановления «задним» числом и т. д. Исходя из этого, еще 17.06.1935 по предложению Вышинского подписывается Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О порядке производства арестов», где предписывалось «производить аресты по всем без исключения делам <...> лишь с согласия соответствующего

прокурора», разрешение на аресты «руководящих работников» центрального аппарата прокуратурой давались только с согласия «председателя ЦИК Союза ССР или председателей ЦИКов союзных республик», на аресты членов партии - по согласованию с секретарями парткомов, а на аресты «военнослужащих высшего и среднего комсостава» даются по согласованию с наркомом обороны [18]. Проверки соблюдения «революционной законности» проводились и в 1936-1937 гг. (напр. Лепельский, Чечельницкий и Ширяевский процессы, выявившие массовые нарушения закона, «всевластие» местных должностных лиц и т. д.). Однако ситуация на фоне разворачивающихся репрессий кардинально не изменилась, и по докладу Вышинского, 13.02.1937 г. была подписана шифротелеграмма ЦК ВКП (б) секретарям крайкомов, обкомов, ЦК нацкомпартий, начальникам УНКВД, где подверглись критике некоторые секретари обкомов и крайкомов, дающие неправомерные разрешения на аресты [19]. Однако за этой телеграммой последовали указанные выше выступления и приказы Н. И. Ежова, установившие планы по репрессиям, а в 1938 г. Ежов направил спецсообщение И. В. Сталину с приложением копии телеграммы Г. С. Люшкова о «заговорщиках» в органах суда и прокуратуры, вследствие чего Вышинский четко «сдал» ряд нижестоящих сотрудников [4]. Указанное решение имело негативные последствия для советской прокуратуры с ее вечным дефицитом хотя бы относительно квалифицированных кадров. Кроме того, в условиях, когда ход репрессий продемонстрировал рост бесконтрольности ситуации центру, что не могло устраивать Сталина, 08.10.1938 комиссии в составе Ежова (председатель), Берии, Вышинского, Рычкова и Маленкова постановлением политбюро ЦК ВКП (б) было поручено в десятидневный срок разработать проект постановления ЦК, СНК и НКВД «о новой установке по вопросу об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» [20]. По проекту комиссии 17.11.1938 было подписано Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР, где констатировалось, что была проделана большая работа «по разгрому врагов народа» и очищению от них СССР, но в работе органов НКВД имели место «крупнейшие недостатки и извращения», связанные с практикой массовых арестов, «лимитов», при низком качестве расследования, выражающемся в получении «от обвиняемого признания своей вины» и отсутствии заботы «о подкреплении этого признания необходимыми документальными данными (показания свидетелей, акты экспертизы, вещественные доказательства и пр.)» [21] (что полностью было созвучно с позицией Вышинского относительно роли признания обвиняемого в уголовном процессе). Кроме того, указывалось на нарушение норм УПК (!) при попустительстве прокуратуры (это с учетом рассмотренной выше деятельности «двойки» именно в этот период!). В результате органам НКВД и прокуратуры было запрещено производство массовых арестов и выселений, для ареста в обязательном порядке требовалась санкция прокурора в соответствии с Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 17.07.1935 и с соблюдением требования обоснованности, от следователей требовалось четко соблюдать нормы УПК, «тройки» были ликвидированы, ответственность за необоснованный арест была возложена на прокуроров. Тем самым прокурорский надзор должен был усилиться, причем прокуратура получила формальную возможность надзирать и за деятельностью НКВД. Вышинский сразу же предпринял меры, к примеру, потребовав запретить «дачу санкций на аресты по телефону, по справкам, меморандумам и т. п». [22] (хотя незадолго до этого подписывал пачками заочные приговоры). Поскольку Сталин был «за» (см. резолюцию на указанной записке Вышинского), было принято Постановление политбюро ЦК ВКП (б) от 1.12.1938 г., отменившее Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 17.07.1935 г. и ужесточившее порядок согласования арестов [23], исполняя которое, прокуратура провела проверки, выявившие массовые нарушения, и Вышинский добился увеличения числа работников прокуратуры, осуществляющих надзор за органами НКВД, за счет выпускников вузов [24], что повышало уровень их квалификации, но не сокращало объем репрессий.

В 1939 г. Вышинский представил Сталину весьма интересные документы: в одном он заявлял, что, поскольку через Особое Совещание при НКВД в сутки «проходит большое количество дел, <...> от 200 до 300 дел. При таком положении вещей не исключается возможность принятия ошибочных решений» [25], поэтому предлагал уменьшить нагрузку, а в другом - о том, что без предварительного получения санкции Прокуратуры СССР арестованы Фриновский М., Беленький З., Кедров и др [26], и Вышинский просил дать указание НКВД соблюдать порядок производства арестов. Если в связи со второй запиской меры были приняты, то по поводу первой выразил удивление Л. П. Берия, заметив, что за период с декабря 1938 по май 1939 гг. состоялось 13 заседаний, рассмотрено 2079 дел и «не было случая, чтобы тов. Вышинский сделал какое-нибудь замечание о порядке проведения заседаний Особого совещания», и сообщил Сталину и Молотову,

что «я имел с тов. Вышинским беседу после написания им письма в ЦК ВКП (б) и СНК СССР, и тов. Вышинский признал, что его письмо по существу неправильное» [см.: 26]. Последнее показательно иллюстрирует Вышинского как личность и государственного деятеля: реализуя генеральную линию вождя, он вдруг, наткнувшись на некое сопротивление, сразу же отказался от своих взглядов и предложений. Возможно, именно это помогло Андрею Януарьевичу, «пройдя по трупам», выжить, став в 1939 г. заместителем председателя СНК, затем - заместителем и министром иностранных дел, а потом постоянным представителем СССР в ООН, и умереть не в ИТЛ, и не «от пули в затылок», в отличие от тех тысяч, чьи приговоры он подписал, а на «боевом посту» в Нью-Йорке.

Итак, завершение формирования тоталитаризма в СССР в 1930-х гг. привело к окончательному оформлению «политической юстиции» как логически следующей из сути советской системы власти и призванной обеспечить возможность проведения массовых репрессий против граждан (хотя только террор, согласно выводу П. Соломона, в рассматриваемую эпоху не являлся единственной формой контроля над обществом [27, с. 4]). В этом свое значение имели все органы правопорядка, трансформированные в соответствии с задачами режима. И в означенном процессе определенную роль сыграл Прокурор РСФСР и СССР Андрей Януарьевич Вышинский. Признавая его крайне негативную роль в массовых репрессиях, в том числе на значимых политических судебных процессах 1930-х гг., прежде всего, на Московских, следует отметить, что Вышинский внес свою, хотя и иногда спорную в современном понимании, лепту в уголовно-процессуальную теорию и практику, несмотря на то что отдельные положения его разработок (в частности, о недопустимости использования признания обвиняемого как единственного доказательства его вины) были проигнорированы, в том числе и им самим, по причине их несоответствия политическому заказу. Кроме того, следует отметить его вклад в создание как современной структуры Прокуратуры, так и ее статуса как высшего надзорного органа, ответственного за соблюдение законности в стране, хотя и это, как показано в работе, было проигнорировано, в том числе на этапе «большого террора».

За рамками настоящей работы осталась противоречивая деятельность А. Я. Вышинского на дипломатическом поприще, где он (вместе с А. А. Громыко) принимал участие в создании ООН и активно вносил свой вклад в обострение послевоенной международной обстановки.

В конце 1980-х гг. А. Ваксбергом в архиве Вышинского был найден черновик речи В. М. Молотова, произнесенной им по радио 22.06.1941 г., написанный рукой Вышинского, и его же рукой в середину фразы «Наше дело правое. Победа будет за нами» было вставлено «Враг будет разбит» [28] - парадоксы истории: «отечественной» войну с Гитлером назвал «главный инквизитор Сталина».

Библиографический список

1. Конквест Р. Большой террор. Книга I. М.: Ракстниекс, 1991. 416 с.

2. Еженедельник советской юстиции. 1928. 12/19 декабря. № 46/47.

3. Звягинцев А. Г., Орлов Ю. А. Прокуроры двух эпох: Андрей Вышинский и Роман Руденко. М.: Олма-Пресс, 2001.

4. О революционной законности: Постановление ЦИК и СНК от 25.06.1932 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 04.12.2017).

5. Конституция СССР. Утверждена постановлением Чрезвычайного VIII съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 05.12.1936 (утратила силу) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» (дата обращения: 27.11.2017).

6. Положение о Прокуратуре Союза ССР. Утверждено постановлением ЦИК и СНК СССР 17.12.1933 г [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 04.12.2017).

7. Уголовный кодекс РСФСР (1926 г.) (утр. силу). Введен Постановлением ВЦИК РСФСР «О введении в действие Уголовного кодекса Р. С. Ф. С. Р. редакции 1926 г.» от 22.11.1926 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 04.12.2017).

8. Об использовании труда уголовных арестантов: Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) от 13.05.1929 № 12 // Исторический архив. 1997. № 2. С. 144.

9. Об использовании труда уголовно-заключенных: Постановление СНК СССР от 11.07.1929 [Электронный ресурс] // Фонд А. Н. Яковлева. URL: http://www.Alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1009082 (дата обращения: 02.12.2017).

10. О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов: Постановление ЦИК СССР от 01.12.1934 № 23 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 04.12.2017).

11. О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик: Постановление ЦИК СССР от 14.09.1937 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.12.2017).

12. Об особом совещании при НКВД СССР: Постановление СНК СССР от 05.11.1934 № 22 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 02.12.2017).

13. Звягинцев А. Г. Андрей Вышинский и его дела [Электронный ресурс] // Кто есть кто. Серия: История. 2005. № 2. URL: http://www.whoiswho.ru/old_site/russian/Curnom/22005/av.htm (дата обращения: 17.11.2017).

14. Сталин И. В. О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников: Доклад на Пленуме ЦК ВКП (б) 03.03.1937 [Электронный ресурс] // Правда. 1937. 29 марта. URL: http://vault.exmachina.ru/spy/reference/ (дата обращения: 01.12.2017).

15. Доклад комиссии ЦК КПСС президиуму ЦК КПСС по установлению причин массовых репрессий против членов и кандидатов в члены ЦК ВКП (б), избранных на XVII съезде партии от 09.02.1956 [Электронный ресурс] // Альманах: Россия. XX век. Фонд А. Н. Яковлева. URL: http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-doc/55752 (дата обращения: 03.12.2017).

16. Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов: Оперативный приказ НКВД СССР от 30.07.1937 № 00447 [Электронный ресурс] // Книга памяти жертв политических репрессий. Ульяновск, 1996. С. 766-780. URL: www.xliby.ru/gulag_glavnoe_upravlrnie_lagerei_1917_1960/p3.php#metkadoc23 (дата обращения: 02.12.2017).

17. Об операции по репрессированию жен и детей изменников родины: Оперативный приказ НКВД СССР от 15.08.1937 № 00486 [Электронный ресурс] // Мемориал-аспект: журнал. 1993. № 2-3. Октябрь. URL: www.xliby.ru/gulag_glavnoe_upravlrnie_lagerei_1917_1960/p3.php# metkadoc23 (дата обращения: 02.12.2017).

18. О порядке производства арестов: Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 17.06.1935 [Электронный ресурс]. URL: http://istmat.info/node/40431 (дата обращения: 03.12.2017).

19. Шифротелеграмма ЦК ВКП (б) секретарям крайкомов, обкомов, ЦК нацкомпартий, начальникам УНКВД от 13.02.1937 г [Электронный ресурс]. URL: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/60999 (дата обращения: 02.12.2017).

20. Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия: Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) от 08.10.1938 [Электронный ресурс]. URL: http://grachev62.narod.ru/stalin/t14/t14_ 55.htm (дата обращения: 02.12.2017).

21. Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия: Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 17.11.1938 [Электронный ресурс]. URL: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/ issues-doc/61411 (дата обращения: 02.12.2017).

22. Записка А. Я. Вышинского И. В. Сталину и В. М. Молотову о проекте приказа № 1/001562 от 26.11.1938 [Электронный ресурс]. URL: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/ issues-doc/61417 (дата обращения: 02.12.2017).

23. О порядке согласования арестов: Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) от 01.12.1938 [Электронный ресурс]. URL: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/61421 (дата обращения: 20.12.2017).

24. Спецсообщение Л. П. Берии, А. Я. Вышинского и Н. М. Рычкова И. В. Сталину с приложением приказа о ходе выполнения постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 17.11.1938 «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия» [Электронный ресурс]. URL: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/58638 (дата обращения: 03.12.2017).

25. Записка А. Я. Вышинского И. В. Сталину об особом совещании при НКВД СССР от 31.05.1939 [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.info/dokum/193_dok/19390531vysh.php (дата обращения: 03.12.2017).

26. Записка А. Я. Вышинского И. В. Сталину о нарушениях в порядке согласования арестов от 31.05.1939 [Электронный ресурс]. URL: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/58666 (дата обращения: 03.12.2017).

27. Соломон П. Советская юстиция при Сталине. М.: РОССПЭН, 2008. 464 с.

28. Ваксберг А. И. Царица доказательств: Вышинский и его жертвы. М.: Аспол, 1992. 349 с.

becthhk cm

References

1. Konkvest R. Bol'shoj terror [The Great Terror]. Kniga I. Moscow, 1991, 416 p. [in Russian].

2. Ezhenedel'nik sovetskoj yusticii [Weekly of the Soviet Justice], 1928, no. 46/47 [in Russian].

3. Zvyagincev A. G., Orlov Yu. A. Prokurory' dvux e'pox: Andrej Vy'shinskij i Roman Rudenko [Prosecutors of two epochs: Andrei Vyshinsky and Roman Rudenko]. Moscow, 2001 [in Russian].

4. O revolyucionnoj zakonnosti: Postanovlenie CIK i SNK [On Revolutionary Legality: Resolution of the CEC and the Council of People's Commissars] ot 25.06.1932]. SPS «KonsultantPlyus» [«SPS" Consultant Plus] (Accessed: 04.12.2017) [in Russian].

5. Konstituciya SSSR [Constitution of the USSR]. Utverzhdena postanovleniem Chrezvy'chajnogo VIII s''ezda Sovetov Soyuza Sovetskix Socialisticheskix Respublik ot 05.12.1936 (utratila silu)]. SPS «Garant» [SPS Garant] (Accessed: 27.11.2017) [in Russian].

6. Polozhenie o Prokurature Soyuza SSR [Provisions on the Prosecutor's Office of the USSR]. Utvtrzhdeno postanovleniem CIK i SNK SSSR 17.12.1933. SPS «Konsultant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 04.12.2017) [in Russian].

7. Ugolovny'j kodeks RSFSR [The Criminal Code of the RSFSR] (1926 g.) (utratil silu). Vvedyon Postanovleniem VCIK RSFSR «O vvedenii v dejstvie Ugolovnogo Kodeksa R. S.F.S.R. redakcii 1926 g. ot 22.11.1926. SPS «Konsultant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 02.12.2017) [in Russian].

8. Ob ispol'zovanii truda ugolovny'x arestantov: Postanovlenie politbyuro CzK VKP (b) ot 13.05.1929 g., no. 12 [On the use of labor of criminal prisoners: Resolution of the Politburo of the Central Committee of the CPSU (b)]. Istoricheskij arxiv [Historical archives], 1997, no. 2, p. 144. URL: document.wikireading.ru/17935 (Accessed: 02.12.2017) [in Russian].

9. Ob ispol'zovanii truda ugolovno-zaklyuchyonny'x: Postanovlenie SNK SSSR ot 11.07.1929 [On the use of labor of criminal prisoners: Resolution of the Council of People's Commissars of the USSR]. Fond Aleksandra Yakovleva [The Alexander Yakovlev Foundation]. URL: http://www.Alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1009082 (Accessed: 02.12.2017) [in Russian].

10. O poryadke vedeniya del o podgotovke ili sovershenii terroristicheskix aktov: Postanovlenie CIK SSSR ot 01.12.1934 no. 23 [On the procedure for conducting cases on the preparation or commission of terrorist acts: Resolution of the Central Executive Committee of the USSR]. SPS «Konsultant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 02.12.2017) [in Russian].

11. O vnesenii izmenenij v dejstvuyushhie ugolovno-processual'ny'e kodeksy' soyuzny'x respublik: Postanovlenie CIK SSSR ot 14.09.1937 [On Amending the Criminal Procedures of the Union Republics in Force Resolution of the Central Executive Committee of the USSR]. SPS «Konsultant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 02.12.2017) [in Russian].

12. Ob osobom soveshhanii pri NKVD SSSR: Postanovlenie SNK SSSR ot 05.11.1934 g., no. 22 [On a special meeting under the NKVD of the USSR: Resolution of the Council of People's Commissars of the USSR]. SPS «Konsultant Plyus» [SPS Consultant Plus] (Accessed: 02.12.2017) [in Russian].

13. Zvyagincev A. G. Andrej Vy'shinskij i ego dela [Andrei Vyshinsky and his case]. Kto esty kto. Seriya: Istoriya [Who is who. The series: History], 2005, no. 2. URL: http://www.whoiswho.ru/ old_site/russian/Curnom/22005/av.htm (Accessed: 17.11.2017) [in Russian].

14. Stalin I. V. O nedostatkax partijnoj raboty' i merax likvidacii troczkistskix i iny'x dvurushnikov: Doklad na Plenume CzK VKP (b) 3 marta 1937 goda [On the shortcomings of party work and measures to eliminate the Trotskyite and other double-dealers: Report at the Plenum of the Central Committee of the CPSU (b) 3.03.1937]. Pravda [Truth], 1937. 29 marta. URL: http://vault.exmachina.ru/ spy/reference/ (Accessed: 01.12.2017) [in Russian].

15. Doklad komissii CzK KPSS prezidiumu CzK KPSS po ustanovleniyu prichin massovy'x repressij protiv chlenov i kandidatov v chleny' CzK VKP (b), izbranny'x na XVII s' ezde partii ot 09.02.1956 [Report of the Commission of the CPSU Central Committee to the CPSU Central Committee Presidium on the Reasons for Mass Repressions against Members and Candidates for Members of the Central Committee of the CPSU (b.), Elected at the 17th Party Congress dated 09.02.1956]. AFmanax: Rossiya. XX vek. Fond A. N. Yakovleva [Almanac: Russia. The twentieth century. The Alexander Yakovlev Foundation]. URL: http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-doc/55752 (Accessed: 03.12.2017) [in Russian].

16. Ob operacii po repressirovaniyu by'vshix kulakov, ugolovnikov i drugix antisovetskix e'lementov: Operativny'j prikaz NKVD SSSR ot 30.07.1937, no. 00447 [On the operation to repress former kulaks, criminals and other anti-Soviet elements: Operative order of the USSR NKVD of 30.07.1937 no. 00447]. Kniga pamyati zhertv politicheskix repressij [The Book of Memory of Victims of Political Repressions]. Ul'yanovsk, 1996, pp. 766-780. URL: www.xliby.ru/ gulag_glavnoe_upravlrnie_lagerei_1917_1960/p3.php#metkadoc23 (Accessed: 02.12.2017) [in Russian].

17. Ob operacii po repressirovaniyu zhyon i detej izmennikov rodiny: Operativnyj prikaz NKVD SSSR ot 15.08.1937, no. 00486 [On the operation to repress the wives and children of traitors to the homeland: Operational order of the USSR NKVD of 08/15/1937 no. 00 486]. Memorial-aspekt [Memorial Aspect], 1993, no. 2-3. URL: www.xliby.ru/gulag_glavnoe_upravlrnie_lagerei_1917_1960/ p3.php#metkadoc23 (Accessed: 02.12.2017) [in Russian].

18. Postanovlenie SNK SSSR i CzK VKP (b) «O poryadke proizvodstva arestov» ot 17.06.1935 g [Resolution of the Council of People's Commissars of the USSR and the Central Committee of the CPSU (b) «On the procedure for the production of arrests of 17.06.1935]. URL: http://istmat.info/node/ 40431, svobodnyj (data obrashheniya: 03.12.2017) [in Russian].

19. Shifrotelegramma CzK VKP (b) sekretaryam krajkomov, obkomov, CzK naczkompartij, nachalnikam UNKVD ot 13.02.1937 g [Cryptographic telegram of the Central Committee of the AllUnion Communist Party (Bolshevik), secretaries of regional committees, regional committees, Central Committees of National Committees, chiefs of the NKVD of 13.02.1937]. URL: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/60999, svobodnyj (data obrashheniya: 02.12.2017) [in Russian].

20. Ob arestax, prokurorskom nadzore i vedenii sledstviya: Postanovlenie politbyuro CzK VKP (b) ot 08.10.1938 g [On Arrests, Prosecutor's Supervision and Investigation: Decision of the Politburo of the Central Committee of the CPSU (B) of 08.10.1938]. URL: http://grachev62.narod.ru/stalin/t14/t14_ 55.htm (Accessed: 02.12.2017) [in Russian].

21. Ob arestah, prokurorskom nadzore i vedenii sledstviya: Postanovlenie CK VKP (b) i SNK SSSR ot 17.11.1938 [About arrests, prosecutorial oversight and the conduct of the investigation: the Decision of the Central Committee of the CPSU (b) and SNK on 17.11.1938]. URL: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/61411 (Accessed: 02.12.2017).

22. Zapiska A. Ya. Vy'shinskogo I. V. Stalinu i V. M. Molotovu o proekte prikaza no. 1/001562 ot 26.11.1938 [A. Ya. Vyshinsky I. V. To Stalin and V. M. Molotov on the draft order no. 1/001562 of 11/26/1938]. URL: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/61417 (Accessed: 02.12.2017) [in Russian].

23. O poryadke soglasovaniya arestov: Postanovlenie politbyuro CzK VKP (b) ot 01.12.1938 [On the order of arranging arrests dated 01.12.1938: Resolution of the Politburo of the Central Committee of the CPSU (b)]. URL: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/61421 (Accessed: 20.12.2017) [in Russian].

24. Speczsoobshhenie L. P. Berii, A. Ya. Vy'shinskogo i N. M. Rychkova I. V. Stalinu s prilozheniem prikaza o chode vypolneniya postanovleniya SNK SSSR i CzK VKP (b) ot 17 noyabrya 1938 goda «Ob arestax, prokurorskom nadzore i vedenii sledstviya» [Special message to L. P. Beria, A. Ya. Vyshinsky and NM. Rychkova I. V. Stalin with the annex of the order on the implementation of the decision of the Council of People's Commissars of the USSR and the Central Committee of the CPSU (b) of November 17, 1938 «On Arrests, Prosecutor's Supervision and Investigation»]. URL: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/58638 (Accessed: 03.12.2017) [in Russian].

25. Zapiska A. Ya. Vy'shinskogo I. V. Stalinu ob osobom soveshhanii pri NKVD SSSR ot 31.05.1939 g [A. Ya. Vyshinsky I. V. Stalin on a special meeting with the NKVD of the USSR of May 31, 1939]. URL: http://www.hrono.info/dokum/193_dok/19390531vysh.php (Accessed: 03.12.2017) [in Russian].

26. Zapiska A. Ya. Vy'shinskogo I. V. Stalinu o narusheniyax v poryadke soglasovaniya arestov ot 31.05.1939 g [A. Ya. Vyshinsky I. V. Stalin on violations in order to agree on arrests of May 31, 1939. 26. A. Ya. Vyshinsky I. V. Stalin on violations in order to coordinate arrests of 31.05.1939]. URL: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/58666 (Accessed: 03.12.2017) [in Russian].

27. Solomon P. Sovetskaya yusticiya pri Staline [Soviet justice under Stalin]. Moscow: ROSSPE N, 2008, 464 p. [in Russian].

28. Vaksberg A. I. Czaricza dokazatefstv: Vy'shinskij i ego zhertvy' [The Queen of Evidence: Vyshinsky and his victims]. Moscow, 1992, 349 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.