Научная статья на тему 'Прокуратура в системе органов государственной власти'

Прокуратура в системе органов государственной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10829
964
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРАТУРЫ / СИСТЕМА ОРГАНОВ ВЛАСТИ / ФУНКЦИИ ПРОКУРАТУРЫ / PROSECUTORS / GOVERNMENT AUTHORITY / SEPARATION OF POWERS / LEGAL STATUS OF THE PUBLIC PROSECUTION SERVICE / THE SYSTEM OF STATE GOVERNMENT BODIES OFFICE / PROSECUTION FUNCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Деменкова Елена Владимировна

В статье анализируется правовой статус прокуратуры в системе органов власти. Исследована обусловленность отнесения прокуратуры к определенной ветви власти функциональной направленностью ее деятельности. Рассмотрен вопрос взаимоотношений между прокуратурой и органами власти РФ.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Деменкова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PUBLIC PROSECUTION SERVICE IN THE SYSTEM OF STATE GOVERNMENT BODIES

The article studies the legal status of public prosecution service in the system of state government bodies. It investigates prosecution institute, the grounds of its belonging to a particular branch of authority by functional orientation of its activity. The article reviews the question of the relationship between the Prosecutor’s Office and the state government bodies of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Прокуратура в системе органов государственной власти»

юридическими лицами правового функционального режима Государственной границы России.

Указанные пограничные меры в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации являются частью в системе мер по обеспечению безопасности России.

литература

1. Данилов Р.Р., Сплавская Н.В. Законность и ответственность в государственном управлении // Государство и право в XXI веке. 2015. № 1. С. 30-34.

2. Официальный сайт ФСБ Российской Федерации [Электронный ресурс]. - http://www.fsb.ru.

3. Сплавская Н.В. Экстремистская деятельность (экстремизм): теоретико-правовой аспект // Проблемы теории и практики борьбы с экстремизмом и терроризмом Всероссийская научно-практическая конференция. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, 2015. С. 66-68.

4. Хански Р., Сукси М. (ред.) Введение в вопросы защиты прав человека: «Права человека». Пер. А. Иванченко. Ред. Л. Архипова, 2014.-100с.-200 экз.

5. Экштайн К. Основные права и свободы по российской Конституции и Европейской Конвенции. Учебное пособие для вузов. — М.: Nota Bene, 2014. — 496 c.

Деменкова Е.Б.

прокуратура в системе органов государственной власти

Российская Федерация - государство с самой большой в мире территорией, где без органа, осуществляющего надзор за исполнением законов, сложно сохранить территориальную целостность. Поэтому создание в России прокуратуры как отдельной власти - явление уникальное. Именно прокуратура призвана быть балансом, уравновешивающим другие ветви власти.

Со времени своего основания прокурорская деятельность совершенствуется. Развитие ее идет в соответствии с повышением статуса прокуратуры в качестве централизованного органа федерального значения по обеспечению правозащитного контроля, с наделением прокуроров дополнительными полномочиями

(правами), необходимыми им для эффективного исполнения возложенных на них задач. Немаловажным фактором в совершенствовании вышеуказанного вида деятельности является более обстоятельная детализация деяний прокурорских служащих.

В теории правоохранительных органов в настоящее время существует несколько основных направлений относительно установления правового статуса прокуратуры.

Во-первых, прокуратура является органом государственного надзора. Прокурорский надзор за исполнением законов является деятельностью специфической. Ее осуществляют государственные федеральные органы прокуратуры от имени РФ. Прокурорский надзор состоит в проверке точности при соблюдении законов, действующих на российской территории, и исполнения Конституции страны. Данная деятельность является самостоятельным типом государственной деятельности. Ее, кроме органов прокуратуры, никакие прочие общественные, государственные, самодеятельные или другие органы, учреждения, организации, физические лица, объединения, должностные лица и т.д. осуществлять не в праве.

Смысл и важность положения о том, что прокурорский надзор производится от имени РФ, заключаются в том, что осуществляющий проверку прокурор, обеспечивает защиту интересов не отдельных органов в субъектах федерации, местном самоуправлении или в другой исполнительной, представительной или судебной власти. Деятельность в данном случае представлена от имени всех вышеуказанных отраслей и структур в совокупности, объединенных общей государственной системой.

Наличие самостоятельности у этого вида деятельности государственного значения, отличие от прочих типов деятельности, как самой прокуратуры, так и других органов, представлены в ее содержании. Состоит оно не только в проверке точности при соблюдении законов и Конституции России, но и соответствии закону прочих нормативно-правовых актов, а также принятии мер по устранению выявленных преступлений [11, а 14].

Прокурорский надзор, являясь деятельностью специфичной, не относится к деяниям какой-либо одной ветви во власти (судебной, исполнительной, представительной), имея, вместе с этим, признаки каждой из них. В этой связи правовой статус прокуратуры должен включать в себя максимальный объем полномочий в данном направлении.

Во-вторых, органам прокуратуры отведено особое место в структуре российского государства. Они имеют функциональное отношение к предусмотренным Конституцией России ветвям власти. Не относясь полностью ни к одной из них, прокурорский надзор позволяет уравновешивать их, обеспечивая оптимальное функционирование. Данное обстоятельство обуславливает необходимость уравновесить полномочия органов прокуратуры определенными ограничениями со стороны органов власти.

В-третьих, прокуратура и Федеральное собрание РФ представляют собой

две самостоятельные системы сдержек и противовесов, которые не только сотрудничают друг с другом, но и владеют нужным комплектом средств, дозволяющим сдерживать друг друга от произвола. Беря во внимание состояние прокуратуры, анализ ее сегодняшних отношений с органами законодательной ветви власти представляет особенный интерес.

Конкретное взаимодействие прокуратуры с органами законодательной ветви власти содержится в том, что главная функция прокуратуры - надзор за исполнением законов - считается гарантом устойчивости всей законодательной системы. Прокуратура проверяет выполнение законов на территории России, а еще соотношение законам нижестоящих правовых актов. Конкретно благодаря этому обстоятельству некоторые эксперты по-прежнему считают прокуратуру своего рода «придатком» законодательной ветки власти.

Важнейшей сферой сотрудничества прокуратуры и законодательных органов власти является, конечно же, правотворчество. Объясняется это тем, что прокуратура, как никакой другой орган государства, осведомлена о состоянии законности в стране, о реальном действии законов, их соответствии жизненным потребностям, возможных законодательных пробелах и упущениях.

Прокуратура проводит правовую экспертизу проектов законов и других нормативных актов. И такая экспертиза является не только общепринятой формой участия прокуратуры в правотворческой деятельности, но и важнейшим инструментом осуществления надзора за издаваемыми нормативными актами.

Важной формой взаимодействия прокуратуры и Федерального собрания является также порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора РФ. В соответствии с п. «з» ст. 102, ч. 2 ст. 129 Конституции РФ, ст. 12 Федерального закона о прокуратуре генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

В то же время, говорить о зависимом положении прокуратуры нельзя. Прокуратура никак не принадлежит к законодательной ветви власти.

С другой стороны, важным является тот факт, что законом ограничены возможности прокуратуры в осуществлении надзора за деятельностью Правительства Российской Федерации, реализующего согласно ст. 110 Конституции Российской Федерации исполнительную власть в Российской Федерации. Чтобы проиллюстрировать это положение достаточно обратиться к ст. 24 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»: «В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации» [3]. По сути, все, что может сделать прокуратура, это ждать решения Президента. Таким образом, правительство уходит из-под влияния прокуратуры, имея при этом большое количество полномочий, связанных с определением ее финансовой и материально-технической базы.

В-четвертых, прокуратура является не только органом надзора, но и актив-

ным участником в уголовном судопроизводстве. Прокурор в уголовном процессе имеет полномочия по проверке законности и обоснованности принятых решений. В то же время в полномочия Следственного комитета Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, входят проверка сообщений о преступлениях, совершенных прокурорами, возбуждение в отношении прокуроров уголовных дел и осуществление их предварительного расследования [10, а 675].

Таким образом, наблюдается явный дисбаланс в сфере взаимного влияния прокуратуры и исполнительной власти, который, впрочем, уравновешивается сильной президентской властью над ними обеими. Сомнительно отнесение прокуратуры к судебной власти. Конституция включает положения о прокуратуре, содержащиеся в ст. 129, гл. 7 «Судебная власть», фактически не обнаруживая никакой реальной связи, позволяющей обосновать передачу системы органов прокуратуры под контроль судебной власти. Такое расположение названной статьи связано с тем, что в процессе подготовки проекта новой Конституции Российской Федерации была предпринята попытка ограничения роли прокуратуры выполнением лишь судебно-процессуальных функций и исключением функции надзора из сферы ее деятельности.

В то же время анализ конституционных положений, определяющих правовой статус прокуратуры, как единой централизованной системы, позволяет рассматривать прокуратуру в качестве федерального государственного органа, относить ее к системе государственных органов и делать вывод о том, что она не входит ни в одну из трех ветвей государственной власти, обладая, вместе с тем, значительными по объему государственно-властными полномочиями. При этом прокуратура как никакой другой орган власти работает с разными властными органами, является необходимым балансом, нивелирующими другие ветви власти. Вследствие этого, прокуратура и суд, в качестве органов государственной власти, объединены в систему органов государства и связаны общими целями и задачами, возникающие перед государством, так и конкретными целями и задачами, связанными с их деятельностью в этой сфере. Эти объединенные общегосударственные цели, задачи, не смотря на самостоятельность и обособленность ветвей государственной власти, лежат в основе установленной Конституцией РФ (ч. 2 ст. 80) обязанности Президента РФ обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нужно считать, в совершенной мере эти конституциональные расположения распространяются и на работу прокуратуры и суда, в вероятность и беспристрастную надобность их действенного взаимодействия. К количеству таковых общегосударственных целей и тем и единых для прокуратуры и суда надлежит отложить содействие заявлению и укреплению законности и правопорядка в государстве; охрану прав и свобод граждан, а еще оберегаемых законодательством заинтересованностей сообщества и государства; создание почтительного отношения к закону и общечеловеческим ценностям.

Как положения Конституции РФ, так и обновленное федеральное законода-

тельство, и особенно УПК РФ, свидетельствуют о расширении сферы взаимных контактов прокуратуры и суда, увеличении точек их соприкосновения, повышении значимости одинакового понимания и применения законов правоприменительными органами.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что современная российская прокуратура является самостоятельным государственно-правовым институтом, представляющим собой отдельную, независимую федеральную централизованную систему органов государственной власти.

Подчинение прокуратуры исполнительной или судебной власти ввергнет к разрушению сложившегося в стране порядка «сдержек и противовесов», увеличит угрозу нарушения законов. И исполнительный аппарат, и судебный используют законы, нарушение которых опасно тяжкими результатами. В отсутствии независящего прокурорского надзора фактически будет отсутствовать механизм реагирования на нарушение законов. А если подчинить себе прокуратуру исполнительной власти, то выйдет, будто она станет исполнять присмотр за осуществлением законов представительными органами и в конкретной ступени судебной администрацией.

Достижение законности и правообеспеченности возможно при наличии независимого и централизованного внешнего органа власти, наделённого полномочиями для выявления нарушений и их устранений. Такую роль может играть только прокуратура.

литература

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21.07.2014) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 25.11.2015.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 25.11.2015.

3. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 05.10.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 25.11.2015.

4. О Следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». -Последнее обновление 25.11.2015.

5. Братановский С.Н. Прокуратура Российской Федерации в механизме за-

щиты конституционных прав и свобод человека и гражданина: монография / С. Н. Братановский, А.В. Урываев. - М.: Директ-Медиа, 2012. - 235 с.

6. Ветрила Е.В. Понятие правового статуса субъекта уголовно-процессуальных правоотношений // Государство и право в XXI веке. 2015. № 2. С. 50-55.

7. Володина Н.В. Роль прокуратуры Российской Федерации в механизме государственной власти / Н.В. Володина, А.В. Симаков, Н.В. Сальников // Правовая инициатива. - 2013. - № 5. - С. 42-43.

8. Дружинина А.В. К вопросу о правовом регулировании социально-экономических отношений в связи с принятием в состав россии новых субъектов / В сборнике: Предпринимательство в России. Взаимодействие государства и бизнеса Материалы II международной научно-практической конференции. Саратов, 2015. С. 20-21.

9. Залужная И.А. Деятельность прокуратуры по совершенствованию законодательных актов субъекта Федерации // Правовая инициатива. 2013. - № 6. -С. 95-97.

10. Иващенко М.А. Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти // Молодой ученый. - 2014. -№ 8. - С. 675-677.

11. Смоленский М.Б. Прокурорский надзор: учебник / под ред. М.Б. Смоленского, И.А. Жильцова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Академцентр, 2011. - 240 с.

12. Сплавская Н.В. Инновационные технологии формирования продуктивных когнитивных и поведенческих стереотипов в сфере правовых отношений // Гуманизация образования. 2012. № 2. С. 42-47.

13. Чобанян А.Г. Прокурорский надзор в сфере исполнения законодательства об исполнительном производстве // Закон и право. - 2011. - № 11. - С. 93-95.

14. Юрова К.И. Правовые основы деятельности российского нотариата / В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. 2013. С. 135-138.

Сплавская Н.В., Сохань М.К.

взаимодействие пресс-служб в системе мвд со средствами массовой информации и гражданами

«Кто владеет информацией, тот владеет миром», - эта фраза известна многим. Сказанная более двухсот лет назад, она никогда не теряла своей актуальности. А в настоящее время является лейтмотивом современной жизни.

Информация - главное оружие массового поражения 21 века. Его потен-