юридическими лицами правового функционального режима Государственной границы России.
Указанные пограничные меры в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации являются частью в системе мер по обеспечению безопасности России.
литература
1. Данилов Р.Р., Сплавская Н.В. Законность и ответственность в государственном управлении // Государство и право в XXI веке. 2015. № 1. С. 30-34.
2. Официальный сайт ФСБ Российской Федерации [Электронный ресурс]. - http://www.fsb.ru.
3. Сплавская Н.В. Экстремистская деятельность (экстремизм): теоретико-правовой аспект // Проблемы теории и практики борьбы с экстремизмом и терроризмом Всероссийская научно-практическая конференция. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, 2015. С. 66-68.
4. Хански Р., Сукси М. (ред.) Введение в вопросы защиты прав человека: «Права человека». Пер. А. Иванченко. Ред. Л. Архипова, 2014.-100с.-200 экз.
5. Экштайн К. Основные права и свободы по российской Конституции и Европейской Конвенции. Учебное пособие для вузов. — М.: Nota Bene, 2014. — 496 c.
Деменкова Е.Б.
прокуратура в системе органов государственной власти
Российская Федерация - государство с самой большой в мире территорией, где без органа, осуществляющего надзор за исполнением законов, сложно сохранить территориальную целостность. Поэтому создание в России прокуратуры как отдельной власти - явление уникальное. Именно прокуратура призвана быть балансом, уравновешивающим другие ветви власти.
Со времени своего основания прокурорская деятельность совершенствуется. Развитие ее идет в соответствии с повышением статуса прокуратуры в качестве централизованного органа федерального значения по обеспечению правозащитного контроля, с наделением прокуроров дополнительными полномочиями
(правами), необходимыми им для эффективного исполнения возложенных на них задач. Немаловажным фактором в совершенствовании вышеуказанного вида деятельности является более обстоятельная детализация деяний прокурорских служащих.
В теории правоохранительных органов в настоящее время существует несколько основных направлений относительно установления правового статуса прокуратуры.
Во-первых, прокуратура является органом государственного надзора. Прокурорский надзор за исполнением законов является деятельностью специфической. Ее осуществляют государственные федеральные органы прокуратуры от имени РФ. Прокурорский надзор состоит в проверке точности при соблюдении законов, действующих на российской территории, и исполнения Конституции страны. Данная деятельность является самостоятельным типом государственной деятельности. Ее, кроме органов прокуратуры, никакие прочие общественные, государственные, самодеятельные или другие органы, учреждения, организации, физические лица, объединения, должностные лица и т.д. осуществлять не в праве.
Смысл и важность положения о том, что прокурорский надзор производится от имени РФ, заключаются в том, что осуществляющий проверку прокурор, обеспечивает защиту интересов не отдельных органов в субъектах федерации, местном самоуправлении или в другой исполнительной, представительной или судебной власти. Деятельность в данном случае представлена от имени всех вышеуказанных отраслей и структур в совокупности, объединенных общей государственной системой.
Наличие самостоятельности у этого вида деятельности государственного значения, отличие от прочих типов деятельности, как самой прокуратуры, так и других органов, представлены в ее содержании. Состоит оно не только в проверке точности при соблюдении законов и Конституции России, но и соответствии закону прочих нормативно-правовых актов, а также принятии мер по устранению выявленных преступлений [11, а 14].
Прокурорский надзор, являясь деятельностью специфичной, не относится к деяниям какой-либо одной ветви во власти (судебной, исполнительной, представительной), имея, вместе с этим, признаки каждой из них. В этой связи правовой статус прокуратуры должен включать в себя максимальный объем полномочий в данном направлении.
Во-вторых, органам прокуратуры отведено особое место в структуре российского государства. Они имеют функциональное отношение к предусмотренным Конституцией России ветвям власти. Не относясь полностью ни к одной из них, прокурорский надзор позволяет уравновешивать их, обеспечивая оптимальное функционирование. Данное обстоятельство обуславливает необходимость уравновесить полномочия органов прокуратуры определенными ограничениями со стороны органов власти.
В-третьих, прокуратура и Федеральное собрание РФ представляют собой
две самостоятельные системы сдержек и противовесов, которые не только сотрудничают друг с другом, но и владеют нужным комплектом средств, дозволяющим сдерживать друг друга от произвола. Беря во внимание состояние прокуратуры, анализ ее сегодняшних отношений с органами законодательной ветви власти представляет особенный интерес.
Конкретное взаимодействие прокуратуры с органами законодательной ветви власти содержится в том, что главная функция прокуратуры - надзор за исполнением законов - считается гарантом устойчивости всей законодательной системы. Прокуратура проверяет выполнение законов на территории России, а еще соотношение законам нижестоящих правовых актов. Конкретно благодаря этому обстоятельству некоторые эксперты по-прежнему считают прокуратуру своего рода «придатком» законодательной ветки власти.
Важнейшей сферой сотрудничества прокуратуры и законодательных органов власти является, конечно же, правотворчество. Объясняется это тем, что прокуратура, как никакой другой орган государства, осведомлена о состоянии законности в стране, о реальном действии законов, их соответствии жизненным потребностям, возможных законодательных пробелах и упущениях.
Прокуратура проводит правовую экспертизу проектов законов и других нормативных актов. И такая экспертиза является не только общепринятой формой участия прокуратуры в правотворческой деятельности, но и важнейшим инструментом осуществления надзора за издаваемыми нормативными актами.
Важной формой взаимодействия прокуратуры и Федерального собрания является также порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора РФ. В соответствии с п. «з» ст. 102, ч. 2 ст. 129 Конституции РФ, ст. 12 Федерального закона о прокуратуре генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.
В то же время, говорить о зависимом положении прокуратуры нельзя. Прокуратура никак не принадлежит к законодательной ветви власти.
С другой стороны, важным является тот факт, что законом ограничены возможности прокуратуры в осуществлении надзора за деятельностью Правительства Российской Федерации, реализующего согласно ст. 110 Конституции Российской Федерации исполнительную власть в Российской Федерации. Чтобы проиллюстрировать это положение достаточно обратиться к ст. 24 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»: «В случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации» [3]. По сути, все, что может сделать прокуратура, это ждать решения Президента. Таким образом, правительство уходит из-под влияния прокуратуры, имея при этом большое количество полномочий, связанных с определением ее финансовой и материально-технической базы.
В-четвертых, прокуратура является не только органом надзора, но и актив-
ным участником в уголовном судопроизводстве. Прокурор в уголовном процессе имеет полномочия по проверке законности и обоснованности принятых решений. В то же время в полномочия Следственного комитета Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, входят проверка сообщений о преступлениях, совершенных прокурорами, возбуждение в отношении прокуроров уголовных дел и осуществление их предварительного расследования [10, а 675].
Таким образом, наблюдается явный дисбаланс в сфере взаимного влияния прокуратуры и исполнительной власти, который, впрочем, уравновешивается сильной президентской властью над ними обеими. Сомнительно отнесение прокуратуры к судебной власти. Конституция включает положения о прокуратуре, содержащиеся в ст. 129, гл. 7 «Судебная власть», фактически не обнаруживая никакой реальной связи, позволяющей обосновать передачу системы органов прокуратуры под контроль судебной власти. Такое расположение названной статьи связано с тем, что в процессе подготовки проекта новой Конституции Российской Федерации была предпринята попытка ограничения роли прокуратуры выполнением лишь судебно-процессуальных функций и исключением функции надзора из сферы ее деятельности.
В то же время анализ конституционных положений, определяющих правовой статус прокуратуры, как единой централизованной системы, позволяет рассматривать прокуратуру в качестве федерального государственного органа, относить ее к системе государственных органов и делать вывод о том, что она не входит ни в одну из трех ветвей государственной власти, обладая, вместе с тем, значительными по объему государственно-властными полномочиями. При этом прокуратура как никакой другой орган власти работает с разными властными органами, является необходимым балансом, нивелирующими другие ветви власти. Вследствие этого, прокуратура и суд, в качестве органов государственной власти, объединены в систему органов государства и связаны общими целями и задачами, возникающие перед государством, так и конкретными целями и задачами, связанными с их деятельностью в этой сфере. Эти объединенные общегосударственные цели, задачи, не смотря на самостоятельность и обособленность ветвей государственной власти, лежат в основе установленной Конституцией РФ (ч. 2 ст. 80) обязанности Президента РФ обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти [1].
Нужно считать, в совершенной мере эти конституциональные расположения распространяются и на работу прокуратуры и суда, в вероятность и беспристрастную надобность их действенного взаимодействия. К количеству таковых общегосударственных целей и тем и единых для прокуратуры и суда надлежит отложить содействие заявлению и укреплению законности и правопорядка в государстве; охрану прав и свобод граждан, а еще оберегаемых законодательством заинтересованностей сообщества и государства; создание почтительного отношения к закону и общечеловеческим ценностям.
Как положения Конституции РФ, так и обновленное федеральное законода-
тельство, и особенно УПК РФ, свидетельствуют о расширении сферы взаимных контактов прокуратуры и суда, увеличении точек их соприкосновения, повышении значимости одинакового понимания и применения законов правоприменительными органами.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что современная российская прокуратура является самостоятельным государственно-правовым институтом, представляющим собой отдельную, независимую федеральную централизованную систему органов государственной власти.
Подчинение прокуратуры исполнительной или судебной власти ввергнет к разрушению сложившегося в стране порядка «сдержек и противовесов», увеличит угрозу нарушения законов. И исполнительный аппарат, и судебный используют законы, нарушение которых опасно тяжкими результатами. В отсутствии независящего прокурорского надзора фактически будет отсутствовать механизм реагирования на нарушение законов. А если подчинить себе прокуратуру исполнительной власти, то выйдет, будто она станет исполнять присмотр за осуществлением законов представительными органами и в конкретной ступени судебной администрацией.
Достижение законности и правообеспеченности возможно при наличии независимого и централизованного внешнего органа власти, наделённого полномочиями для выявления нарушений и их устранений. Такую роль может играть только прокуратура.
литература
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21.07.2014) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 25.11.2015.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 25.11.2015.
3. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 05.10.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 25.11.2015.
4. О Следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». -Последнее обновление 25.11.2015.
5. Братановский С.Н. Прокуратура Российской Федерации в механизме за-
щиты конституционных прав и свобод человека и гражданина: монография / С. Н. Братановский, А.В. Урываев. - М.: Директ-Медиа, 2012. - 235 с.
6. Ветрила Е.В. Понятие правового статуса субъекта уголовно-процессуальных правоотношений // Государство и право в XXI веке. 2015. № 2. С. 50-55.
7. Володина Н.В. Роль прокуратуры Российской Федерации в механизме государственной власти / Н.В. Володина, А.В. Симаков, Н.В. Сальников // Правовая инициатива. - 2013. - № 5. - С. 42-43.
8. Дружинина А.В. К вопросу о правовом регулировании социально-экономических отношений в связи с принятием в состав россии новых субъектов / В сборнике: Предпринимательство в России. Взаимодействие государства и бизнеса Материалы II международной научно-практической конференции. Саратов, 2015. С. 20-21.
9. Залужная И.А. Деятельность прокуратуры по совершенствованию законодательных актов субъекта Федерации // Правовая инициатива. 2013. - № 6. -С. 95-97.
10. Иващенко М.А. Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти // Молодой ученый. - 2014. -№ 8. - С. 675-677.
11. Смоленский М.Б. Прокурорский надзор: учебник / под ред. М.Б. Смоленского, И.А. Жильцова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Академцентр, 2011. - 240 с.
12. Сплавская Н.В. Инновационные технологии формирования продуктивных когнитивных и поведенческих стереотипов в сфере правовых отношений // Гуманизация образования. 2012. № 2. С. 42-47.
13. Чобанян А.Г. Прокурорский надзор в сфере исполнения законодательства об исполнительном производстве // Закон и право. - 2011. - № 11. - С. 93-95.
14. Юрова К.И. Правовые основы деятельности российского нотариата / В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. 2013. С. 135-138.
Сплавская Н.В., Сохань М.К.
взаимодействие пресс-служб в системе мвд со средствами массовой информации и гражданами
«Кто владеет информацией, тот владеет миром», - эта фраза известна многим. Сказанная более двухсот лет назад, она никогда не теряла своей актуальности. А в настоящее время является лейтмотивом современной жизни.
Информация - главное оружие массового поражения 21 века. Его потен-