Научная статья на тему 'Органы прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации'

Органы прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1214
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ПРОБЛЕМА / PROSECUTORS / GOVERNMENT / PROBLEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Круглова Наталья Вадимовна

В статье рассматривается роль органов прокуратуры в Российской Федерации. Проблемы определения принадлежности органов прокуратуры в системе разделения государственной власти в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Органы прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации»

Органы прокуратуры в государственном механизме Российской Федерации Круглова Н. В.

Круглова Наталья Вадимовна / Kruglova Natalia Vadimovna - магистрант, кафедра теории и истории государства и права,

Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации,

Крымский юридический институт (филиал), г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье рассматривается роль органов прокуратуры в Российской Федерации. Проблемы определения принадлежности органов прокуратуры в системе разделения государственной власти в Российской Федерации.

Abstract: the article discusses the role of the prosecution in the Russian Federation. Problems of definition of an accessory prosecution in the system of separation of powers in the Russian Federation.

Ключевые слова: прокуратура, государственная власть, проблема.

Keywords: prosecutors, government, problem.

В государственном механизме Российской Федерации прокуратура занимает специфическое место. По месту прокуратуры в системе государственных органов в правовой литературе в настоящее время выделяются четыре группы стран: страны, где прокуратура входит в состав министерства юстиции (США, Франция, Бельгия); страны, где прокуратура полностью включена в состав судебной власти и находится при судах либо пользуется в рамках судебной власти административной автономией (Испания, Болгария, Латвия); страны, где прокуратура выделена в самостоятельную систему и подотчетна парламенту или главе государства (Узбекистан); страны, где прокуратуры или ее прямого аналога вообще нет (Великобритания) [1, с. 5].

Государственно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации является предметом многочисленных дискуссий. Обращаться к данной теме ученых и практиков заставляет беспокойство о судьбе отечественной правовой системы вообще и о важнейшем институте современности - прокуратуре в частности.

Конституция Российской Федерации устанавливает основы конституционного строя, конституционно-правовой статус органов государственной власти и прокуратуры. Статьей 10 Конституции Российской Федерации установлен принцип разделения государственной власти на самостоятельные законодательную, исполнительную и судебную ветви. Полномочия, порядок образования и деятельности органов государственной власти определяются федеральными конституционными законами, что предусмотрено ст. 114, 118, 125, 126, 128 Конституции Российской Федерации. М. В. Баглай и В. А. Туманов предложили называть эти ветви власти основными подсистемами государственной власти, с чем следует, безусловно, согласиться. Как указывает в своей статье доктор юридических наук, профессор Н. Н. Карпов, согласно конституционной норме, установленной в ч. 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации, государственную власть в Российской Федерации осуществляет также и Президент Российской Федерации. Таким образом, указанная статья Конституции Российской Федерации свидетельствует о наличии в России уже четырех подсистем государственной власти, к законодательной (представительной), исполнительной и судебной властям добавляется также президентская власть [2, с. 3].

Общий правовой статус прокуратуры предусмотрен Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», а также другими федеральными законами и нормативными правовыми актами.

Глава 7 Конституции Российской Федерации регламентирует правовой статус органов судебной власти и прокуратуры, при этом прокуратура выделена в качестве самостоятельного наряду с судебной властью субъекта.

До внесения изменений, принятых Государственной Думой 22 ноября 2013 года, основополагающее значение для обозначения правового статуса прокуратуры имела ст. 129 Конституции Российской Федерации, которая определяла прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. В подписанном Президентом Российской Федерации Законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» это конституционное положение не получило закрепления в новой редакции ст. 129 Конституции Российской Федерации.

По мнению В. П. Векшина, конституционно-правовой статус прокуратуры в связи с новым содержанием ст. 129 не изменился, поскольку прокуратура в наименовании гл. 7 указана в качестве самостоятельного государственного органа. А прежнее содержание ч. 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации, определявшей конституционные принципы единства и централизации прокуратуры, находит свое отражение в конституционном закреплении единого порядка назначения и освобождения от должности всех прокуроров системы прокуратуры Российской Федерации [3, с. 3].

Среди ученых и специалистов, рассматривающих вопрос о месте прокуратуры в системе государственной власти, нет единства во взглядах.

Так, определяя место прокуратуры в системе разделения властей, А. Ф. Смирнов полагает, что предпочтительнее видеть ее в качестве механизма реализации президентской власти [4, с. 17].

Аналогичной точки зрения придерживается и Ю. И. Скуратов, считающий, что из Конституции Российской Федерации вытекает понимание роли прокуратуры как правового механизма реализации полномочий главы государства [5, с. 12].

А. Ф. Козлов отмечает, что «...прокурорский надзор организационно тяготеет не к судебной, а к законодательной власти, поскольку его основная функция -обеспечение исполнения принимаемых законов» [6, с. 9]. Г. Н. Королев определяет прокуратуру как единую федеральную централизованную систему органов «президентской власти» [7, с. 9], А. И. Турчинов придерживается позиции о принадлежности прокуратуры к органам судебной власти [8, с. 10], М. П. Авдеенкова и Ю. А. Дмитриев полагают, что прокуратура должна быть отнесена к системе органов исполнительной власти [9, с. 79]. По мнению В. И. Рохлина, анализ Конституции России позволяет сделать вывод о том, что прокуратура не входит ни в одну из названных ветвей государственной власти [10, с. 17].

По мнению Н. Н. Карпова, прокуратура Российской Федерации в полном объеме обладает признаками, характеризующими ее именно как самостоятельную подсистему государственной власти. Этот вывод не расходится в целом с мнением о роли прокуратуры в государственной и общественной жизни ведущих ученых и специалистов, внесших значительный вклад в изучение и развитие теоретической основы деятельности прокуратуры в России [11, с. 4].

Прокуратура действительно не относится ни к одной из ветвей государственной власти, но именно такое положение прокуратуры дает ей возможность при выполнении возложенных на нее функций быть самостоятельным и независимым органом. Вместе с тем, независимость любого органа государственной власти в государстве не может быть абсолютной, поэтому

Конституцией и федеральными законами предусмотрена система «сдержек и противовесов», позволяющая удерживать баланс властей в нужном для данного этапа развития государства состоянии.

Таким образом, прокуратура в разделении властей занимает самостоятельное место. Этот статус прокурорской власти позволяет ей с гораздо большей эффективностью обеспечивать и защищать права и свободы человека и гражданина в сравнении с той защитой, которую бы обеспечивала прокуратура, если бы она входила в какую-либо из традиционных ветвей власти, либо была просто органом государственной власти с особым статусом. Поэтому прокуратура как независимый орган защищает права и свободы граждан не только по своему функциональному назначению, но ив качестве самостоятельной ветви власти через систему сдержек и противовесов. Независимость прокурорской власти является необходимым условием защиты всех прав и свобод человека и гражданина.

Литература

1. Додонов В. Н. Прокуратура в России и за рубежом / В. Н. Додонов, И. Б. Крутских. - М., 2001. С. 5.

2. Карпов Н. Н. К вопросу о правовом статусе прокуратуры Российской Федерации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2015. - № 2 (46).

3. Векшин В. П. Конституционно-правовой статус прокуратуры // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2015. - № 1 (45).

4. Смирнов А. Ф. Место и роль прокуратуры в системе государственной власти. -М., 1995.

5. Прокуратура в правовом государстве: материалы многосторонней встречи, организованной Советом Европы совместно с Ген. прокуратурой Рос. Федерации. - М., 1997.

6. Прокурорский надзор: учебник / под ред. Г. П. Химичевой. М.: Юнити; Закон и право. - 2001.

7. Там же.

8. Там же.

9. Авдеенкова М. П., Дмитриев Ю. А. Основы теории конституционного права. -М.: Весь мир. - 2005.

10. Прокурорский надзор в Российской Федерации. СПб.: Изд -во «С.-Петерб. ин-т экспертов»; ИД «Сентябрь». - 2000.

11. Карпов Н. Н. К вопросу о правовом статусе прокуратуры Российской Федерации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2015. - № 2 (46).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.