Прокси-война как определяющий фактор военных конфликтов XXI века
Полковник в отставке А.А. БАРТОШ, кандидат военных наук
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Анализируется развитие феномена прокси-войны как важного фактора трансформации современного миропорядка, раскрываются ее причины, необходимые и достаточные условия для развязывания, цели, формы, новые измерения, привлекаемые силы и средства, порядок их применения. Предложены некоторые меры противодействия угрозам и рискам для национальной безопасности России, источниками которых являются войны чужими руками.
The paper analyzes the development of the phenomenon of proxy-war as an important factor in the transformation of the modern world order, reveals its causes, necessary and sufficient conditions for its unleashing, aims, forms, new dimensions, forces and means involved, the order of their application. The author proposes some measures to counter threats and risks to the national security of Russia, the sources of which are proxy wars.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Прокси-война, гибридная война, информационно-психологическая война, «цветная революция», необходимые и достаточные условия.
Proxy war, hybrid war, information-psychological war, color revolution, necessary and sufficient conditions.
ПРАВЯЩИЕ круги США, делая ставку на наращивание интенсивности противоборства с Российской Федерацией (РФ) и Китайской Народной Республикой (КНР), стремятся получить стратегическое преимущество в мирное время за счет создания выгодных для себя потенциальных условий для их дальнейшего использования в военное время.
Данной цели подчинены разработанные и активно реализуемые Вашингтоном стратегии борьбы за порогом вооруженного конфликта, включая доктрины ядерного и неядерного сдерживания, гибридную войну (ГВ) и ее инструменты для противоборства в «серых зонах»: прокси-войну*, «цветную революцию», информационно-психологическую войну и т. п. Специальная военная операция, призванная положить
* Прокси-война — международный конфликт между двумя странами, которые пытаются достичь своих собственных целей с помощью военных действий, происходящих на территории и с использованием ресурсов третьей страны, под прикрытием разрешения внутреннего конфликта в этой третьей стране1.
конец прокси-войне на Украине, стала вехой на пути к новому миропорядку, новой расстановке сил на международной арене.
Следует ожидать, что в среднесрочной перспективе роль и частота развязывания ГВ и прокси-войн будут возрастать при фактически непрерывном информационно-психологическом и экономическом воздействии на РФ и КНР объединенного Запада с сохранением лидирующей роли США. Участятся военные провокации с высокой вероятностью их перерастания в военный конфликт. Развитие данной тенденции обусловлено сочетанием таких характеристик прокси-кон-
фликтов, как относительная дешевизна, эффективность, отсутствие международно-правовой оценки и видимость невмешательства.
Все это определяет актуальность детального исследования феномена прокси-войны, которая, хотя и не является новым предметом анализа, тем не менее все еще недостаточно четко с научной точки зрения обозначены ее причины, цели, измерения, границы, некоторые определения и характерные черты, а также влияние на региональную и международную стабильность. Рассмотрим данные аспекты прокси-войны более обстоятельно, во всем их многообразии и взаимосвязи.
Причины прокси-войны, необходимые и достаточные условия для ее развязывания
Суть прокси-войны заключается в опосредованном участии в ней третьей стороны-заказчика, в то время как прокси-агент ведет боевые действия по доверенности. Американские исследователи Кэндис Рондо и Дэвид Стерман в работе «Прок-си-война XXI века: противостояние стратегическим инновациям в многополярном мире» рассматривают прокси-войну как «спонсорство третьей стороной обычных или нерегулярных вооруженных сил, которые не входят в конституционный порядок государства, на территории которого разворачиваются действия прокси-войны»2.
Данное юридически ориентированное определение, характеризующее опосредованную войну как спонсорство обычных или нерегулярных вооруженных сил (ВС), которые не входят в конституционный порядок государств, лучше всего подходит для того, чтобы развеять «туман неопределенности» вокруг феномена прокси-войн и на международном уровне сформировать платформу для
предотвращения угроз, исходящих от войн чужими руками в XXI веке.
Для этого нужны новые, научно обоснованные данные с анализом трансформаций, вызванных стратегическими инновациями в развертывании прокси-сил, использованием новых видов оружия, средств связи и информации, поскольку все это изменило характер стратегической внезапности, сделало манипулируе-мые из-за рубежа прокси-силы более многочисленными и придало им способность вести масштабные боевые действия, усложнило задачу стратегического прогнозирования хода и исхода прокси-войны и определения ее влияния на региональную и международную безопасность.
Причины прокси-войны обусловлены многими факторами, но среди них следует выделить геополитические, пространственные, позиционные или их синтез. Пространственные факторы характеризуются в первую очередь соперничеством за территории или суверенитет (пространственные проблемы), однако
противоборство великих держав часто фокусируется на более широких стратегических позиционных спорах, предметом которых является борьба за контроль или за поддержание статуса, влияния и главенства в регионе или отдельно взятой стране.
По сути, в силу вступают факторы цивилизационного порядка, что требует укрепления цивилизацион-ных основ России при уважительном отношении к другим цивилизациям и активном выстраивании с ними партнерских отношений. В логике цивилизационного подхода игроками глобального уровня являются политически консолидированные цивилизационные общности во главе с государством-лидером. В их числе Россия и евразийское содружество, КНР и восточноазиатское сообщество, США и англосаксонская идентичность, а также индийская, арабо-мусульманская, континенталь-но-европейская и некоторые другие.
В общем случае смысл войны заключается в навязывании противнику своей воли. Один субъект политики пытается силой изменить поведение другого, подчинить население страны, заставить его отказаться от своей свободы, идеологии, прав на собственность, отдать ресурсы: территорию, акваторию и др.
Однако далеко не всегда заинтересованное государство прибегает к прямому использованию силы, а применяет для этого другие, более изощренные технологии. В их числе ГВ, стратегия которой предусматривает сочетание силовых и несиловых средств и способов воздействия на противника. Инструментами ГВ в ряде случаев могут выступать «цветные революции» и войны чужими руками.
При разработке стратегии прок-си-войны учитывается наличие необходимых и достаточных условий для ее развязывания, успешного ведения и завершения.
Необходимость — категория, используемая в философии, научном познании и логике и выражающая неизбежный характер событий, происходящих в реальном мире, либо закономерный характер процессов, изучаемых в науке, или же логическую связь между посылами и выводом в дедуктивных умозаключениях. Необходимость отображает такое отношение между объективными событиями реального мира, при наличии которого одно событие неизбежно вызывает, обусловливает или определяет другое событие3.
Опираясь на данное определение, можно сформулировать необходимое условие для развязывания прокси-войны — наличие политической нестабильности в стране, сопровождающейся кризисом действующей власти, а также полностью или частично совпадающих политических интересов, объединяющих организатора прок-си-войны и одну из сторон конфликта (агента-прокси), как основы для военного партнерства и достижения согласованных военных целей.
Достаточными условиями следует считать наличие, выполнение или соблюдение таких кондиций, которые способствуют реализации замысла прокси-войны. При этом необходимо понимать, что действие факторов трения, износа прокси-войны и некоторых других, в частности, связанных с особенностями театра ГВ, без их учета в планировании и без принятия предохранительных мер может существенно снизить ожидание успеха военных действий вплоть до поражения.
Исходя из данных обстоятельств, достаточное условие для развязывания прокси-войны заключается в наличии подготовленных ВС страны — агента-прокси, а также взаимодействующих с ними специально организованных по особой сетевой структуре националистических, этно-
религиозных и некоторых других вооруженных формирований, в том числе частных военных компаний (ЧВК), способных выступить в качестве ударного компонента заинтересованной в победе третьей страны.
Указанные условия для развязывания прокси-войны в «серой зоне» как театре ГВ формируются на основе двух объединяющих факторов.
Во-первых, наличие общих политических интересов у организатора прокси-войны и одной из сторон конфликта (агента-прокси) как базы для военного партнерства и согласованных военных целей.
Во-вторых, создание благоприятной операционной среды для ведения прокси-войны путем поддержания тесных взаимоотношений между организатором и агентом-прокси, которые могут строиться на одном из следующих принципов:
первый — частичная передача организатору права решать большую часть вопросов ведения операций, контроля и адаптации к непредвиденным обстоятельствам;
в то р ой — полное взятие организатором на себя решение всех вопросов прокси-войны, включая всеобъемлющий контроль над оружием и военной техникой, расстановкой кадров, финансированием и использованием ресурсов агента-прокси.
Следует иметь в виду, что прок-си-отношения, построенные на любом из указанных принципов, имеют ограниченный срок действия. Баланс власти в отношениях «организатор—
агент» может измениться по следующим причинам:
• агент-прокси становится достаточно сильным, чтобы продолжить войну самостоятельно;
• агент-прокси получает дополнительную власть и ресурсы от других субъектов, не относящихся к его основным партнерам на театре ГВ или за его пределами;
• агент-прокси выполнил цели, которые были согласованы с организатором;
• не все политические, стратегические и оперативные решения привели к заметным или явным позитивным изменениям на тактическом уровне.
При этом выигранные сражения, как правило, способствуют укреплению отношений в связке «организатор—агент», а проигранные — ослабляют их вплоть до полного разрыва.
Соблюдение условий необходимости и достаточности позволяет достигать поставленных целей и решать задачи операций и прокси-войны в целом при оптимальном приближении к разумному минимуму привлечения ресурсов.
Идеологическая база прокси-вой-ны кроется в англосаксонской идее насильственного экспорта «демократии, демократических институтов и ценностей» в сопредельные страны. При этом национальные и культурно-мировоззренческие особенности населения страны-агента полностью игнорируются.
Прокси-война только внешне напоминает классические военные дей-
Причины прокси-войны обусловлены многими факторами, но среди них следует выделить геополитические, пространственные, позиционные или их синтез. Пространственные факторы характеризуются в первую очередь соперничеством за территории или суверенитет (пространственные проблемы), однако противоборство великих держав часто фокусируется на более широких стратегических позиционных спорах, предметом которых является борьба за контроль или за поддержание статуса, влияния и главенства в регионе или отдельно взятой стране.
ствия. В отличие от конвенционального военного конфликта между двумя странами, вызванного объективным развитием межгосударственного внешнеполитического противоборства, данный вид войны стараниями государства-заказчика маскируется под якобы стихийно возникшие внутриполитические процессы в стране — агенте-прокси.
Наличие подобного общего для всех прокси-войн идеологического шаблона прямо указывает на то, что данные военные конфликты в принципе не могут обеспечить реализацию объективных надежд и стремлений большинства населения страны, выбранной в качестве агента-прокси. Особенно рельефно англосаксонская суть такого шаблона просматривается в организованных Вашингтоном и Лондоном
прокси-войнах на Балканах, в Сирии, Ливии и в некоторых государствах Юго-Восточной Азии.
Распространенность прокси-войн близка к глобальному охвату, что позволяет использовать их в широком спектре политической, экономической и военной деятельности, особенно в мирное время, а значит, влиять, изменять и наносить ущерб интересам государства-противника.
Политическое насилие, демонстрируемое с помощью агента-прокси для достижения внешнеполитических целей, стало еще более жестоким. В подобных действиях оторванный от реальности выбор стратегической цели прокси-войны может легко нанести ущерб международным отношениям государства и поставить под угрозу международную и региональную стабильность и безопасность.
Цели, формы и измерения прокси-войны, привлекаемые силы и средства
В долгосрочной перспективе очевидной является тенденция уменьшения количества межгосударственных военных конфликтов в мире. Точно так же в начале XXI века начала неуклонно снижаться и частота внутригосударственных конфликтов, т. е. гражданских войн, и ожесточенность связанного с ними политического и военного насилия. Однако затем произошел всплеск конфронтации, вызванный войнами в Ираке, Сирии, Ливии, на Украине и периодическими обострениями арабо-израильского противостояния.
На этом фоне во внешней политике некоторых государств существенно возросла частота развязывания прокси-войн, которые отличаются друг от друга по целям, составу участников, применяемому оружию, формам и способам действий сторон.
Инициатор прокси-войны может ставить перед собой разные
цели, но их суть, как правило, заключается в следующем.
Во-первых, ослабление и разрушение государства-жертвы с последующим переводом всей страны или ее части под внешнее управление. Подобные цели преследовали США в организованных ими прокси-войнах в Сирии, Ираке, бывшей Югославии и некоторых других государствах.
Во-вторых, создание существенной, нередко экзистенциальной угрозы третьему государству, чья безопасность, экономика и политика в значительной мере зависят от стабильности в стране — жертве прокси-войны и развития с ней дружеских партнерских или союзнических отношений. На формирование подобной угрозы в течение более 30 лет были направлены усилия США и Великобритании в организованной и поддерживаемой ими прокси-войне на Украине, главная цель которой — добиться
стратегического ослабления и развала России. Такая же цель предопределяет попытки спровоцировать прокси-войны и в других соседних с Россией государствах: Белоруссии, республиках Закавказья и Центральной Азии. Также США предпринимают попытки инспирировать прокси-войну между КНР и Тайванем, который является неотъемлемой частью Китая.
Основная форма прокси-войны — военно-силовые действия, направленные на достижение целей заказчика в ходе организованного и спонсируемого им внутреннего конфликта в третьей стране с использованием ее ресурсов под прикрытием стабилизации ситуации. Например, прок-си-война, развязанная на Украине стараниями США и их союзников по НАТО, не может рассматриваться как военный конфликт между Украиной и Россией. Это спровоцированная и манипулируемая Вашингтоном (заказчиком) война чужими (украинскими) руками между США и Россией на территории Украины (агент-прокси) с использованием ее материальных и людских ресурсов и при политической, военной и военно-технической поддержке со стороны коллективного Запада. Цель — добиться ослабления и развала России, вплоть до ее полного уничтожения как суверенного государства. Судьба Украины и ее народа организаторов прокси-войны не волнует.
В прокси-войнах наряду с ВС агента-прокси все шире принимают участие ЧВК, иррегулярные вооруженные формирования, комплектуемые бывшими военнослужащими, членами различных радикальных организаций, криминальными элементами и т. п. Данный фактор в сочетании с нарастанием глобальной террористической угрозы и усилением нестабильности в несостоявшихся государствах особо взрывоопасен в условиях распространения смер-
тоносных и разрушительных технологий, биотехнологий и превращает прокси-войну в катализатор возможного глобального конфликта.
Действующие на стороне аген-та-прокси вооруженные формирования благодаря своим спонсорам, как правило, имеют доступ к самым современным высокотехнологичным средствам вооруженной борьбы. Заинтересованные государства оказывают поддержку не только ВС агента-прок-си, но и различным повстанческим движениям, использующим террористические способы борьбы, а также хакерским группам, действующим в киберсреде, что широко практикуется в стратегии прокси-войн.
В результате ВС и другие военизированные формирования агента-прок-си нередко обладают высокоточным оружием (ВТО), в том числе большой дальности, робототехническими комплексами (РТК), беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) для проникновения к критически важным объектам инфраструктуры. Расширяются возможности доступа негосударственных акторов к технологиям для создания оружия массового поражения и средств его доставки. Государства начинают терять монополию на применение силы.
Гибридизация межгосударственных конфликтов привела к появлению новых измерений войны, в данном случае обладающих по отношению к предшествующим статусом и энергией отрицания. Сложившиеся в течение многих веков линейные матрицы войны фактически оказались несостоятельными, что обусловило переход к новой адекватной нелинейной парадигме прокси-войны как одному из комплексных и самостоятельных многомерных инструментов ГВ. В связи с этим стало очевидно, что прокси-войне как многомерному конфликту свойственны свои специфические измерения (табл. 1).
Таблица 1
Основные измерения прокси-войны
№ п/п Измерения прокси-войны Суть и содержание
1 Главное средство изнурения противника Это измерение обладает статусом и энергией отрицания и формирует качественную основу трансформации конфликта, во многом обусловливающую переход от линейной к нелинейной парадигме войны
2 Национализм и этническая самоидентификация Представляют собой важные факторы мотивации участников прокси-войны и использования их разрушительного потенциала против государства — объекта прок-си-войны. Мотивации, связанные с национализмом и этнической самоидентификацией, ранее находили применение в ходе идеологического воздействия на население фашистской Германии, а сегодня используются в прокси-войне в современной Украине
3 Всеобъемлющий характер Противоборство ведется с использованием военных и невоенных действий. В спровоцированной государством-заказчиком войне чужими руками применяются в качестве инструментов технологии «цветной революции» и информационно-психологической борьбы, что позволяет охватить все сферы общественной жизни государства, проводить подрывные операции прокси-сил в информационном и кибернетическом пространствах
4 Строится на стратегии измора и развала государства-жертвы Это придает конфликту перманентный разрушительный характер с акцентированным воздействием на военную, социально-экономическую и культурно-мировоззренческую сферы государства — жертвы прокси-войны
5 Неприменимость норм международного права Прокси-война не подпадает под определение «агрессия», а в ходе ее ведения, как правило, не соблюдаются многие законы и обычаи конвенциональной войны
Новые измерения прокси-войны, как, впрочем, и других инструментов ГВ, служат своеобразными катализаторами трансформации всего спектра современных конфликтов, обусловливают их глубокие качественные изменения, способствуют выходу на новый технологический уровень и придают иной пространственный масштаб, особую остроту и угрожающую актуальность.
Детальное исследование феномена прокси-войны предполагает построение «лестницы эскалации» данного конфликта на основе имеющегося опыта и прогноза различных гипотетических ситуаций, построенных с учетом тенденций развития политико-военных и военно-стратегических
реалий международной обстановки. В общем случае эскалация — это развитие конфликта, который прогрессирует во времени; обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга интенсивнее, чем предыдущие.
«Лестница эскалации» представляет собой важный инструмент внешнеполитического и военного планирования и практического анализа военно-дипломатических, политико-военных и оперативно-стратегических мер на этапах подготовки, ведения и завершения прокси-войны.
Отталкиваясь от выводов ряда отечественных ученых — исследователей кризисных ситуаций, воору-
женных конфликтов и войн4, можно утверждать, что эскалация и деэскалация прокси-войны тесно связаны с рядом факторов, в том числе с созданием условий для применения ВТО большой дальности в неядерном оснащении против широкого класса военных и невоенных объектов. Размещение подобного оружия у границ России, КНР и некоторых других государств превращает его в эффективное средство стратегического неядерного сдерживания.
Применительно к проблеме эскалации/деэскалации прокси-войны важную роль приобретает присущее ей свойство неопределенности и недостоверности разведывательной информации, постоянное влияние факторов «трения и износа» войны. В результате планирование эскалации/ деэскалации конфликтов постоянно сталкивается с совершенно иными политико-военными ситуациями, нередко радикально меняющими представления об обстановке и требующими применения гибких механизмов адаптации, переноса усилий на противодействие другим угрозам и вызовам.
Влияние неопределенности и недостоверности информации достаточно
Прокси-война как фактор фор
В XXI веке основной чертой международных отношений становится переход к многополярному миру, в условиях которого доминировать будут не одно, два или несколько государств, а десятки субъектов, способных оказывать различное влияние на положение дел в миро-
четко описал в свое время К. Клаузевиц: «Все действия ведутся в известной степени в полумраке; к тому же последний нередко, подобно туману или лунному освещению, создает иллюзию преувеличения объема и причудливых очертаний»5. Перечисленные и некоторые другие факторы, отмеченные выдающимся военным теоретиком, оказывают во многих случаях решающее воздействие на возможности использования прокси-войны в качестве инструмента эскалации и сдерживания противника.
Важными составляющими неопределенности прокси-войны являются понятия «трение» и «износ» применительно к современным военным конфликтам, сформулированные автором в ранее опубликованной статье6. В ней отмечено, что постоянное вмешательство случайности приводит к тому, что воюющий в действительности сталкивается с совершенно иной ситуацией, чем ожидал, и это не может не отражаться на его плане или по крайней мере на тех представлениях об обстановке, которые легли в основу этого плана. Нередко возникает необходимость кардинального изменения первоначально избранной стратегии.
[рования нового миропорядка
вой политике. Новая ситуация коренным образом отличается от той, что была в прошлом, и представляет собой принципиальное изменение расстановки сил, придает импульс формированию нового миропорядка*, трансформации дипломатии и военного дела.
* Миропорядок представляет собой, на наш взгляд, сбалансированное соотношение политических, военных, экономических и тому подобных сил, существующих в мире. Такое соотношение сил создается в результате целенаправленной деятельности людей и не является итогом естественной эволюции мирового сообщества7.
На процессы становления нового миропорядка влияют ряд важных факторов.
Первый — снижение значимости базовых геополитических характеристик государств, т. е. их географического положения, величины территории, ландшафтов, количества населения и т. п. Но при этом возрастает роль военной силы, экономического, научно-технического и информационного потенциала.
Второй — прогрессирование информационной революции. За последние десятилетия возникло мировое коммуникационное сообщество, оперирующее всеми системами новейшей связи. Недостаточная включенность в глобальное информационное пространство или выпадение из него чреваты непоправимым отставанием и даже полной утратой возможности оказывать какое-либо информационное воздействие на мировое сообщество.
Третий — бурное развитие научного и научно-технического потенциалов государств, которые по своей значимости превосходят ценность производящего сектора экономики или наличия природных ресурсов. Прикладная общественная наука способна обеспечить эффективное стратегическое планирование и выработку рационального геополитического поведения. К сожалению, Россия по такому показателю, как расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, не находится в числе лидеров среди развитых государств мира.
Четвертый — возрастающая роль военной силы государства. В ее эволюции наметились такие новые тенденции, как интернационализация военных операций, дальнейшая глобализация средств обнаружения и подавления, внедрение межконтинентальных средств
переброски войск, обостряющееся соперничество государств в создании высокотехнологичных видов оружия, которые по эффективности сопоставимы с оружием массового поражения, внедрение технологий искусственного интеллекта, разработка биотехнологий и др.
Пятый — интеграционная группа показателей, включающая качество населения страны (его культурно-образовательный уровень, физическое состояние, мотивацию и приверженность определенной идеологии), эффективность власти и ее способность адекватно реагировать на вызовы современности, единство общества.
США и их союзники не заинтересованы в переходе к многополярному миру и стремятся сохранить свою гегемонию любыми способами, в том числе путем силового давления на неугодных оппонентов.
Однако они неспособны и не желают предпринимать прямое военное вмешательство после долгих, дорогостоящих и завершившихся бесславным провалом войн в Афганистане и Ираке. Именно поэтому в их стратегии ставка делается на опосредованную войну, которая позволяет продвигать свои интересы «с помощью и через» местных партнеров. По сути, прок-си-война — это гражданская война, которая, как правило, спровоцирована иностранным государством (третьей стороной конфликта) и ведется при его активной ресурсной, политической и военной поддержке.
Стремление Вашингтона сохранить свою гегемонию путем развязывания ГВ и прокси-войн признают даже некоторые авторитетные эксперты в самих Соединенных Штатах. Так, американский исследователь А.С. Фокс систематизировал данные о некоторых прокси-войнах, организованных США с 2001 года по настоящее время (табл. 2)8.
Таблица 2
Прокси-войны, организованные США с 2001 года (по данным американского исследователя А.С. Фокса)
Агенты прокси-войны Операции прокси-войны Театр прокси-войны Временные рамки
ВС Афганистана Несокрушимая свобода; Решительная поддержка Афганистан Октябрь 2001 — сентябрь 2021
Силы безопасности Ирака Свобода Ираку; Новый рассвет Ирак Март 2003 — декабрь 2011
Силы безопасности Ирака Непоколебимая решимость Ирак Октябрь 2014 — май 2018
Силы обороны Филиппин Кампания против ИГИЛ Филиппины Конец 2016 — по настоящее время
Силы обороны Саудовской Аравии Путешествие на Юкон Саудовская Аравия, Йемен Начало не определено, длится по настоящее время
Объединенные силы обороны африканских государств Кампания против ИГИЛ Африка Начало не определено, длится по настоящее время
Необходимо отметить, что подход американского ученого далек от системного и объективного научного анализа. В таблице не отражено решающее участие США в развязывании прокси-войны на Украине (2014), а также ведущаяся Вашингтоном подготовка прокси-войны между Тайванем и КНР. Американцы старательно «стравливают» Армению с Азербайджаном в расчете втянуть Россию в конфликт. При участии Вашингтона нагнетается напряженность между Молдавией и Приднестровьем, где дислоцирована оперативная группа российских войск. Усиливается «прокси-активность» США и Великобритании в Центральной Азии.
С начала 90-х годов прошлого века США и страны НАТО подготовили и развязали прокси-войну на Балканах, которая привела к разрушению Югославии, а сегодня с опорой на правящую в Косово клику готовят подрывные акции против Сербии.
Операция «Непоколебимая решимость» в Ираке, пожалуй, является наиболее очевидным примером опосредованной войны США, в которой их силы совместно с членами коалиции сражались через иракских и курдских посредников, чтобы под видом нанесения военного поражения «Исламскому государству» (террористическая организация, запрещенная в России) оккупировать страну и получить доступ к ее ресурсам.
Данная операция — не единственный пример участия американских сил в опосредованных операциях. Усилия США в прок-си-войне в Сирии преследуют аналогичную цель. Также Вашингтон использовал прокси-силы, чтобы нанести военное поражение «Исламскому государству» на Филиппинах. И в Саудовской Аравии они работают через прокси-агентов, помогая саудовцам в борьбе с повстан-цами-хуситами и пытаясь сохра-
нить свое влияние на руководство страны, богатой энергоресурсами.
Характерно, что США не действуют в одиночку, а всегда создают коалиции из числа государств, желающих принять участие в прок-си-войне. Для их привлечения Вашингтон использует финансово-экономические и/или политико-военные приманки.
Закономерным итогом хаоти-зации международной обстановки становится распространение конфронтации на все сферы управления общественной жизнью (административно-политическую, социально-экономическую и культурно-мировоззренческую), а сами конфликты включают различные виды борьбы: вооруженную, экономическую, политическую, дипломатическую, информационную, ментальную, кибервой-ну, боевые действия в космосе.
Серьезные внутренние изменения состояния геополитических, экономических и информационно-технологических факторов приводят к трансформации войны, представляющей собой «генезис и распространение ее новых форм, связанных как с расширением круга субъектов войны, появлением их различных «комбинаций», так и с изменениями в соотношении вооруженных и невооруженных средств насилия, используемых субъектами войны для достижения своих политических целей»9.
В связи с этим можно констатировать, что формами невоенного противоборства между крупными державами становятся ГВ, инструментами которых являются информационно-психологические, прок-си-войны и «цветные революции». Этому, в частности, способствуют ослабление государственной власти в некоторых странах, рост транснациональных общественных движений и распространение передовых военных и коммуникационных технологий, позволяющих сдвигать горизонты стратегической внезапности, а также увеличение числа государственных и негосударственных спонсоров прокси-сил на современном глобальном рынке. Сложная сеть партнерских отношений между государствами, корпорациями, наемниками и ополченцами меняет способы ведения боевых действий в опосредованной войне. По-иному ставится вопрос и о критериях победы.
В XXI веке гибридные военные конфликты, ставшие одной из самых распространенных форм противоборства между отдельными государствами и их коалициями, постепенно превращаются, на наш взгляд, в мировую гибридную войну (МГВ), представляющую собой, по сути, проект передачи власти и богатства от национальных государств к наднациональным корпорациям, узкой группе глобальных элит.
США и их союзники не заинтересованы в переходе к многополярному миру и стремятся сохранить свою гегемонию любыми способами, в том
числе путем силового давления на неугодных оппонентов. Однако они неспособны и не желают предпринимать прямое военное вмешательство после долгих, дорогостоящих и завершившихся бесславным провалом войн в Афганистане и Ираке. Именно поэтому в их стратегии ставка делается на опосредованную войну, которая позволяет продвигать свои
интересы «с помощью и через» местных партнеров. По сути, прокси-война — это гражданская война, которая, как правило, спровоцирована иностранным государством (третьей стороной конфликта) и ведется при его активной ресурсной, политической и военной поддержке.
Выигрыш, на который рассчитывают США, выступая как основной спонсор МГВ в различных регионах, в долгосрочной перспективе сомнителен и скрыт в тумане неизвестности. Сегодня Вашингтон прибегает к накачиванию оружием Украины, масштабной информационно-психологической обработке ее населения, проведению глобальной русофобской кампании и т. п.
Однако не исключено, что американцев от глобальной кормушки оттеснят другие, сегодня явно не проявляющие себя силы. В условиях демонтажа англосаксонской гегемонии США утрачивают политическое и моральное лидерство в мире. А в образовавшемся вакууме будут действовать уже не государства, а глобальные корпорации, которые возьмут на себя управление миром как своей собственностью.
О подобной перспективе цинично и откровенно заявляет Клаус Шваб, один из авторитетных идеологов глобализма, в книге «COVГО-19: великая перезагрузка». Он не скрывает, что национальному государству нет места в модели описанного им нового мира: «Если демократия и глобализация будут расширяться, то национальному государству места не останется»10. Основная мысль данной книги — мир никогда не будет прежним, проект «COVГО-19» изменил его безвозвратно, а потому глобалисты намерены забрать этот мир себе и переустроить его по собственному разумению.
В этом контексте МГВ как глобальный инструмент конструирования нового мира представляет собой многомерный межцивилизационный военный конфликт, в ходе которого стороны прибегают к целенаправленному адаптивному применению как военно-силовой борьбы, так и экономического удушения противника, к использованию подрывных инфор-
мационных и кибертехнологий. Совокупность операций МГВ направлена на одновременное разрушение всех основных геополитических пространств общества-соперника, т. е. на реализацию стратегии его абсолютного сокрушения.
На основе изложенного можно утверждать, что содержание стратегий гибридного межгосударственного военного конфликта, в том числе и прокси-войны как ее инструмента, определяют следующие основные факторы:
• сохранение роли ядерного оружия как средства сдерживания и обеспечения стратегической и политической стабильности;
• склонность стран, обладающих ядерным оружием, к задействованию различных видов насилия за счет применения технологий непрямых, невоенных действий;
• рост числа международных террористических и других экстремистских организаций, прибегающих для реализации своих политических целей к неклассическим способам насилия и торговле наркотиками для самофинансирования (к этой группе субъектов военных конфликтов тесно примыкают ЧВК, главным мотивом деятельности которых является материальный);
• порожденная глобализацией зависимость национальных экономик от ситуации в мировой экономике;
• широкое и тщательно синхронизируемое использование гибридных информационных, экономических и военных угроз;
• диффузия военной мощи, обеспечивающая доступ многим государствам и негосударственным организациям к современным средствам поражения, включая ядерные, химические и биологические;
• формирование новых возможностей влияния с привлечением технологий искусственного интел-
лекта для управления глобальными информационно-психологическими операциями по дезинформации и манипулированию сознанием населения стран и континентов, усиление противоборства в космосе и киберпространстве.
По масштабу прокси-война может иметь локальный, региональный или глобальный размах. Так, вовлечение в конфликт на Украине нескольких десятков государств Европы и Северной Америки, как членов НАТО, ЕС, так и нейтральных, придает ему региональный характер при наличии угрозы перерастания в глобальный конфликт ядерных держав. Отказ США и НАТО от правовых гарантий безопасности России, сопровождающийся введением незаконных санкций, внешним противодействием специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины, поставками оружия, предоставлением разведывательной информации на фоне явной неадекватности правящих элит Киева, повышает вероятность возникновения крупного военного конфликта по злому умыслу или по ошибке из-за неправильной интерпретации намерений одной из сторон.
В результате развязывания США и НАТО прокси-войны на Украине против РФ мир вступил в фазу экономической рецессии и кризиса глобального управления, сопровождаемых ростом протекционистских и изоляционистских настроений. Серьезно ограничены гуманитарные, культурные, туристические обмены и в целом контакты между людьми. Россия столкнулась с серьезными вызовами и рисками для ее национальной безопасности.
В данных условиях становления нового миропорядка угрожающая реальность прокси-войны как фактор трансформации международного сообщества требует от во-
В XXI веке гибридные военные конфликты, ставшие одной из самых
распространенных форм противоборства между отдельными государствами и их коалициями, постепенно превращаются, на наш взгляд, в мировую гибридную войну, представляющую собой, по сути, проект передачи власти и богатства от национальных государств
к наднациональным корпорациям, узкой группе глобальных элит.
енно-политического руководства России принятия неотложных мер по подготовке страны и ВС к возможной эскалации, совершенствованию системы подготовки кадров к действиям в качественно иной операционной обстановке.
Новая Концепция внешней политики РФ уже принята. Необходима также, на наш взгляд, корректировка некоторых положений Военной доктрины РФ. Возможным изменениям в ней посвящены работы А.А. Бар-тоша11 и А.Ю. Дробинина12. Наряду с этим важно уже сейчас внести соответствующие концептуальные изменения и в такие ключевые док-тринальные документы, как Закон об обороне РФ и Стратегия национальной безопасности РФ.
В упомянутых и некоторых других документах целесообразно отразить радикальные изменения в международной обстановке, обрисовать перспективы развития нового миропорядка, согласовать понятийный аппарат, дать установку на создание межведомственных аналитических структур, способных прогнозировать развитие военно-политической
Мировая гибридная война как глобальный инструмент конструирования нового мира представляет собой многомерный межцивилизационный военный конфликт, в ходе которого стороны
прибегают к целенаправленному адаптивному применению как военно-силовой борьбы, так и экономического удушения противника, использованию подрывных информационных и кибертехнологий. Совокупность соответствующих операций направлена на одновременное разрушение всех основных геополитических пространств общества-соперника, т. е. на реализацию стратегии его абсолютного сокрушения.
и стратегической обстановок и выдавать руководству рекомендации и возможные варианты действий, развернуть подготовку специалистов по разработке наступательных и оборонительных стратегий ГВ. Данные шаги
создадут основу для развития страны в условиях новых военно-политических реалий, придадут импульс череде управленческих и технологических решений, которые должны следовать за концептуальными.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Микрюков В. Прокси-война // Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности. URL: https://nic-pnb.ru/analytics/proksi-vojna/ (дата обращения: 20.01.2023).
2 Rondeaux C., Sterman D. Twenty-first Century Proxy Warfare. Confronting Strategic Innovation in a Multipolar World. URL: https://www.newamerica. org/international-security/reports/twenty-first-century-proxy-warfare-confronting-strategic-innovation-multipolar-world/ (дата обращения: 28.09.2022).
3 Философская энциклопедия // URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_ philosophy/802 (дата обращения: 20.01.2023).
4 Кокошин А.А. и др. Вопросы эскалации и деэскалации кризисных ситуаций, вооруженных конфликтов и войн / А.А. Кокошин, Ю.Н. Балуевский, В.И. Есин, А.В. Шляхтуров. М.: ЛЕНАНД, 2021. 88 с.
5 Клаузевиц К. О войне. М.: Эксмо, 2013. С. 90.
6 Бартош А.А. «Трение» и «износ» гибридной войны // Военная Мысль. 2018. № 1. С. 5—14.
7 Бартош А.А. Иллюзии вредят национальной безопасности // Виперсон. 2023.
13 января. URL: https://viperson.ru/articles/ illyuzii-vredyat-natsionalnoy-bezopasnosti (дата обращения: 20.01.2023).
8 Amos C., Fox A.S. Conflict and the Need for a Theory of Proxy Warfare // Journal of Strategic Security. Vol. 12. 2019. No. 1. P. 44—71.
9 Штофер Л.Л. Трансформация войны и ее социальные детерминанты в эпоху глобализации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ростов-на-Дону, 2009.
10 Шваб К., Маллере Т. КОВИД-19: Великая перезагрузка. URL: https://advokat-rostovdon.ru/wp-content/uploads/2021/01/ covid-19_-velikaja-perezagruzka.pdf (дата обращения: 15.01.2023).
11 Бартош А.А. Гибридная война и момент внезапности. Готовы ли стратегические доктрины РФ реагировать на новые вызовы // Независимое военное обозрение. 2022. № 47 (1218). 16—22 декабря.
12 Дробинин А.Ю. Уроки истории и образ будущего: размышления о внешней политике России // Международная жизнь. 2022. № 8. URL: https://interaffairs. ru/news/show/36410 (дата обращения: 21.12.2022).