ПРОКРАСТИНАЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ: «ЗА» И «ПРОТИВ»
Л.О. Тимошенко1, канд. филол. наук, доцент Р.Ф. Мингазетдинова2, старший преподаватель
1Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
2Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-2-1-220-228
Аннотация. Данная статья посвящена неотъемлемому явлению нашей жизни - про-крастинации, к которому мы привыкли относиться негативно. Авторами рассматривается ее позитивный эффект в педагогике и психологии. Каждому человеку приходится сталкиваться в жизни с неизбежной прокрастинацией дел. От того, как человек относится к бэклогу (backlog) - большому объему отложенных невыполненных дел - зависит не только его благополучие, успешность в жизни, но и устойчивость его психики к стрессу. Авторы статьи привели возможные причины прокрастинации и пришли к выводу, что отложенность дел имеет не только негативный эффект на психику человека, являясь Дамокловым мечом, но и позитивную сторону, позволяя человеку осмыслить свои дела, дождаться обратной связи от собеседника. Выполнение домашних заданий и сдача зачетов студентами построены на прокрастинации. Преподавателям более импонирует продуманный, пусть и отложенный, ответ студента, чем его спонтанное стремление «выплеснуть» информацию и тут же ее забыть. Долговременное запоминание построено по принципу прокрастинации. Таким образом, явление это - неотъемлемая часть нашей жизни, и в привычном негативизме лени и отсроченности есть и позитивная возможность продуманности и проверки. Явление это - универсальное и не зависит от национальности, языка, но зависит от внутренней организации человека и его культуры.
Ключевые слова: прокрастинация, континуальность, локус контроля, самоэффективность, многовершинность.
Как часто мы не знаем, с какой стороны подойти к проблемам нашей жизни - как справиться с тупиковыми сроками на работе, как изыскать время на творчество, как воспитывать детей, как, в конце концов, выспаться. В зависимости от своего психотипа, люди решают эти проблемы по-разному. Максималисты по жизни и сангвиники постараются «взять проблему наскоком», погрузиться в нее и не отступать, пока она не будет решена. Это называется проактивным совладанием. Но
«Самоуверенность блаженна, А неуверенность грешна: Души подспудные броженья Подергивает льдом она».
(Е. Евтушенко [4]) «Отчуждение и автоматизация ведут к растущему безумию » (Э. Фромм [5])
жизнь, парадоксальным образом, как бы в насмешку, тут же подбросит втрое больше проблем. Поэтому некоторые невротики предпочитают превентивное совлада-ние [6, с. 139]. Минималисты и меланхолики поработают сейчас немного над проблемой и отложат ее до лучших времен, постараясь ее проигнорировать. Это называется рефлексивным совладанием - совладанием пост-фактум [6, с. 137]. «Минусом» подобного подхода будет постоянное раздражающее напоминание проблемы о
себе и, как результат, дурное настроение. «Минусом» у максималистов будет также полный резкий упадок сил, которые трудно восстановить в зрелом возрасте без ущерба для здоровья. Общим и у того, и у другого типа людей является ненависть к проблеме, и она будет «разъедать» человека, если он не примет необходимость регулярно заниматься разными вопросами как данность. В психотерапии есть термин установка приятия (acceptance attitude) -о принятии жизни как таковой и о принципе отношения к ней [7, с. 35].
Цель и задачи исследования: обосновать не только «против», но и «за» прокра-стинации, развеять миф о негативизме прокрастинации в обыденном сознании; показать неотъемлемость и проекцию этого понятия в образовательном процессе и в повседневной психотерапии.
И в защиту, и в осуждение прокрасти-нации дел существуют разные поговорки и психологические теории, духовные системы тоже уделяют этому вопросу немало внимания. Начнем с определения прокрастинации. В Большом толковом словаре русского языка этого определения нет, т.к. термин заимствован из английского. Новый англо-русский словарь под редакцией В.К. Мюллера приводит следующее определение прокрастинации:
Procrastination - откладывание со дня на день; промедление [1, с. 615].
Обе описанные крайности в решении задач - «погружение» в проблему «на износ» и прокрастинация как ее откладывание и игнорирование негативны. В первом случае, проблема может оказаться решенной, но человек может быть надолго «выбит из колеи». Во втором случае, проблема может быть не решена никогда, и всегда будет раздражать. Оптимальным нам видится путь разумного выделения времени на решение данной проблемы регулярно, нацеливаясь на результат. Но в данном случае человек должен постоянно держать в уме свои дела и регулярно их планировать, и корректировать. Планы, не закрепленные практикой, оказываются «пустыми», и человек перестает себе доверять. Бывает, что дел слишком много, и погружение в каждое из них ненадолго вызыва-
ет лишь суету. Поэтому нам кажется, что лучше сделать немногое, но реально и основательно, даже в ущерб остальным делам сейчас, и отложить остальные дела на ближайшее возможное время. В защиту прокрастинации говорит тот факт, что отложенные действия более переосмысливаются с течением времени. Но только регулярное движение в решении проблем, практика способны поддержать энтузиазм человека. Против прокрастинации как метода осмысления проблемы говорит тот факт, что человек может совершенно забыть о проблеме, и недовольство перейдет на внутренний уровень - в раздражительность характера и в болезни.
В психологии прокрастинация относится к одному из бюрократических методов манипуляции сознанием. Здоровая прокра-стинация видится нам вынужденным выходом из ситуации, когда человек не успевает решить проблему за один раз, а занимается ею по возможности.
Методы исследования: проекционная психологическая методика, поиск ассоциаций данного понятия в педагогике и психологии, сравнительный анализ русских и английских поговорок о прокрастинации -всё это в рамках личностно-деятельностного подхода Л.С. Выготского [8].
Здоровая прокрастинация является основным методом в педагогике при налаживании «обратной связи» с учащимися при выполнении домашних заданий, при усвоении материала. Материал периодически повторяется и закрепляется. Отложенный и закрепленный материал более прочно усваивается. Недаром в учебных заведениях проводятся рабочие «срезы» при регулярном контроле, а также полугодовые (семестровые) контрольные работы, в которых нужно возвращаться к уже пройденному за определенный срок.
Организация исследования и ход работы.
Обратимся теперь к психологической и педагогической литературе о прокрасти-нации. Как отмечает Л.С. Выготский, «Слово в своем полном развитии предстает как средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и
синтеза их в значение, оно становится орудием произвольного контроля собственных психологических операций в воображении, «удваивающим опыт» [8, c. 14]. Произвольность высказывания в своей неопределенности сродни прокрас-тинации. Очень важно вовремя сказанное слово, и этому надо учиться. Слово организует действие, направляет наше внимание, указывает на планы и недостатки, актуализирует общественное мнение. Как отмечает С.Л. Рубинштейн, дело здесь в интериоризации, самосознании: «Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее; самосознание не имеет поэтому самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности как реального субъекта... Подлинный источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его отношений с окружающими. Не сознание рождается из самосознания, из «я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она становится самостоятельным субъектом» [9, с. 636]. В нашей статье мы упоминаем в этой связи понятие внутренний локус контроля (о внутреннем оценивании себя).
Прокрастинация и иллюзии
В данном ключе актуальны понятия рефлексии, фетиша, символизма, субъективности, иллюзии.
Зона ближайшего развития успешно развивается посредством интериоризации и через интерактивные ритуалы с положительно подкрепленным усвоением установок и способностей [10, c. 17]. Прокрасти-нация уводит нас в иллюзии, создает мнимое спокойствие, «приглушает» остроту проблем. Она зачастую необходима для тщательного обдумывания своих дальнейших действий. И общим в прокрасти-нации и иллюзии являются связующие базовые понятия бесконечности, многомерности и временности этого состояния. Человек, постоянно находящийся в «подвешенном состоянии» станет невротиком от «Дамоклова меча» проблем. И только сознательное поступательное движение по
развеиванию иллюзии, практическая деятельность видятся нам лучшим выходом.
Как отмечает К.В. Сорвин, «любой фрагмент системы является иллюзорным, вырванный из системно развивающегося единства, и воспринятый как застывший, конечный, самодостаточный, от системы отчужденный» [11, c. 16-28]. Но целью каждого элемента системы можно назвать желание стать самодостаточным, но не отчужденным. Прокрастинация - это своего рода отчуждение, разновидность мечтания - рассеянность (poor attentional control), «характеризующаяся сложностью концентрации внимания, склонностью к скуке и блужданию мыслей» [12, c. 126-136]. Егорова П.А. также выделяет наряду с рассеянностью как типом мечтания, позитивное конструктивное мечтание (ориентация на решение проблем, позитивная эмоциональная окраска, направленность в будущее); дисфорическое мечтание - своего рода, руминация обид и негативных эмоций, чувство вины.
Причиной рассеянного внимания может быть переутомление, слишком большое количество задач, «множественность установок» - многовершинность (термин В.А. Петровского [13]), усталость и, наоборот, лень и праздность, отсутствие деятельности, снижение настроения.
Выводы по данному разделу. Приходим к выводу, что без конструктивного мечтания, рефлексии и витания в иллюзиях невозможно творческое и созидательное действие. Дж.Л. Сингеру с помощью эксперимента удалось показать, что развитое мечтание помогает переработать переживание фрустрации путем творческого преобразования ситуации [14].
В целом, способность к мечтанию и планированию говорят об уровне психологической уравновешенности человека, о его уровне благополучия. Эти факторы можно отнести к копинг-стратегиям.
Прокрастинация как континуальность
Континуальность - в человеческой природе, в характере человека: какие-то действия мы повторяем как процесс изо дня в день, какие-то действия мы продолжаем вести как длительный, иногда бесконеч-
ный процесс. Важно не нервничать и не ставить самому себе невыполнимые дед-лайны (крайние сроки), а поступательно работать над решением насущных проблем. Факт, что не у каждого человека ло-кус контроля смещен на внутренний - на внутреннее чувство долга и самоконтроль, и пока «гром не грянет, мужик не перекрестится». Но в некоторых профессиях, например, в педагогике, учитель не состоится без внутреннего самоконтроля.
В зависимости от отношения человека к так называемому «бэклогу» (backlog) -большому количеству невыполненных отложенных проблем - либо желанию как можно быстрее их все решить или отложить их подальше и проигнорировать, проблему прокрастинации можно считать, в первом случае, нервирующей, а во втором - психотерапевтической, но со скрытой угрозой вспыхнуть неожиданно. Оптимальным видится нам средний путь про-активного совладания с проблемой, постепенного поступательного и регулярного ее решения.
Континуальность, как проблема, перекликается с понятием переходности у классика социологии Э. Дюркгейма: «Существует целый ряд переходных ступеней, которыми наиболее характерные по своей структуре социальные факты соединяются с теми свободными течениями социальной жизни, которые еще не вылились в определенную форму» [15, с. 3].
Континуальность прокрастинации как психотерапия перекликается с замечаниями о пользе медитации как прокрастина-ции и произвольного направления внимания Халутиной Ю.А.: «Эффект длительной практики медитации (более полугода) проявляется в улучшении эмоционального состояния, развитии навыков самоконтроля и саморегуляции, повышении склонности к положительному типу рефлексии и снижении склонности к негативным эмоциям» [16, с. 65].
Понятие континуальности, а не прерывистости в концепции самореферентных систем Н. Лумана не является столь заметным при модификации состояний. Любую новацию, или смену состояния, Н. Луман рассматривает как опцию, как вторичность
и варьирование уже бывшего. Понятие континуальности также является основным в трактовке прокрастинации и неопределенности [17]. Прерывистость, а значит конечность - это яркий контраст с существующим, акцентирование смены состояний - но с позиций антропоцентризма, это все равно континуальность: человек тот же самый.
В современной психологической периодике все более популярным становится понятие «толерантность к неопределенности» как одна из копинг-стратегий [18]. Понятие толерантности в данном случае означает уровень стрессоустойчивости и психологического благополучия. Референция к группе окружающих имеет здесь минимальное значение. Естественно, мнение окружающих и социальные законы среды должны учитываться индивидом. Неопределенность и прокрастинация всегда будут неотъемлемыми чертами его жизни. Только навигация в этой окружающей неопределенности, вера в свою со-зидательность, в свои силы (желательно, при поддержке референтной группы) придаст человеку чувство осмысленности, реального действия, выхода из ситуации.
Навигация в неопределенности видится нам в выборе шаблонов и паттернизации поведения: «долгосрочный и пластичный резерв заготовок гарантирует приобретение нужной функции «по требованию» [11, с. 16-28]. Постоянная практика деятельности с моделями, модификации паттернов, поиска нестандартных решений делает человека «гибким», сведущим, профессиональным.
Тема неопределенности и прокрастина-ции всегда останется актуальной в жизни каждого человека, потому что нет ни одного человека, в повседневной жизни которого не присутствовало бы этих понятий. Умение справляться с прокрастинаци-ей, не откладывать важные дела «в долгий ящик» демонстрирует не только успешность человека, его психологическое благополучие, стрессоустойчивость, но и его здоровье. Накопившиеся нерешенные проблемы приводят к их «заеданию» и, как следствие, к ожирению, к поиску «вкусненького» во всем, и даже в переносном
смысле - к гурманству и, в результате, к сильному разочарованию, депрессиям, болезням.
О том, что прокрастинация свойственна человеческой природе, но у всех она переходит в действие от разных стимулов и с разной периодичностью, известно еще из русских пословиц: «Промедление смерти подобно», «Куй железо пока горячо» и в противоположность: «Будь скор на слышание и медлен на действие», «Семь раз отмерь - один раз отрежь».
Выводы по данному разделу. Таким образом, никому нельзя избежать отношения к континуальности и неопределенности, т.к. это - константа нашей жизни. А о неоднозначности в трактовке прокрасти-нации, об отношении к ней, в зависимости от ситуации, говорят русские поговорки.
Причины прокрастинации и копинг-стратегии
Приняв как данность, что от неопределенности и прокрастинации в нашей жизни никуда не денешься, обратимся к их причинам, подчеркнув при этом, что понятия эти имеют негативную коннотацию, «как человек реагирует на неопределенность: воспринимает ее как угрозу или как вызов» [6, c. 137].
Удобно было бы предлагать копинг-стратегии, представляющиеся нам разумными, по каждой причине прокрастина-ции.
1) Страх - «У страха глаза велики», «Глаза боятся, а руки делают» - гласят русские поговорки о сдерживающем влиянии страха. Только приступив к делу, волевым усилием преодолев себя, можно взяться за дело и увидеть его масштаб. Дело можно разделить на этапы, поставив себе задачу сделать сейчас только один какой-то этап. Если же у человека сильный страх перед делом, даже животный, дело, вероятнее, лучше пока отложить, во избежание стресса.
2) Лень, отсутствие срочной необходимости - волевые усилия человека создают ему позитивное настроение в решении проблем. Преодолев себя в чем-то малом и негативном, человек начинает уважать себя и, как следствие, окружающих, становится более искренним и приятным в об-
щении - его локус контроля внутренний: он спрашивает, прежде всего, с себя, а не винит внешний мир.
3) Слишком большой объем невыполненных заданий (так называемый backlog) - чем успешнее человек, чем больше он успевает сделать качественно, тем больше его стремятся загрузить окружающие. Умение трезво рассчитывать свои силы и время, свои реальные возможности приводит к тому, что иногда приходится говорить «нет» заманчивым перспективам, вопреки страху потерять большее или заслужить осуждение окружающих.
4) Недостаток времени - как говорят, занятый человек успевает все, а кто ничего не делает и лишь дает советы, не успевает ничего. Тайм-менеджмент, или искусство планировать свое время, должны преподаваться со школьных лет всем. Планирование не только работы, но и отдыха, движения и покоя, напряжения и расслабления, трат и экономии очень важно для состояния благополучия. Правильное планирование видится нам в поддержании тонуса человека, его ритма жизни, его успешности, во внутреннем ощущении гармонии.
5) Недостаток образования - во многом, вина самого человека. Это его желание развиваться, лучше себя чувствовать и лучше жить. Конечно, большую роль на раннем этапе жизни играют родители и среда, учителя. Приобретя основные навыки и принципы жизни, человек будет меньше опираться на референтную группу и ждать от нее поддержки, сместит локус контроля своих действий с внешнего на внутренний. Все более популярным сейчас становится понятие самоэффективности -человек ищет внутренние стимулы к работе, развивается, сам себя корректирует. Нетрудно стать профессионалом в благоприятной среде, но состояться самому труднее. Желающий найдет и время, и силы на саморазвитие.
6) Отсутствие референтной группы -группы поддержки, с которой соотносит себя человек, негативно влияет на его самооценку и стимул к работе, заряд творчества. Человек обязательно себя с кем-то соотносит, сравнивает, ищет у кого-то поддержки. «Скажи мне, кто твой друг - и
я скажу, кто ты», - говорит русская пословица. Человек не может жить вне социума, не считаться с его мнением. Искусство общаться, поддерживать связи требует сил и времени, но окупается сторицей. Мнение сверстников, их опыт ближе человеку поучений авторитетов и во многом определяют его самооценку.
7) Внешний локус контроля - как мы знаем, локус контроля бывает внешним и внутренним. При внешнем локусе человек ориентируется на внешние инструкции, сроки, запреты, стимулы. Это считается менее успешной копинг-стратегией, чем ориентир на внутренний локус контроля -внутренний императив. Внешний и внутренний локусы связаны, и внешний является подобием внутреннего.
8) Недостаток регулярной практики -"Practice makes perfect" (англ.), или «Терпение и труд все перетрут», - согласно поговоркам. Также говорят: «Старая лошадь борозды не испортит». Все эти поговорки - в защиту опыта, терпения и определенной прокрастинации. Настойчивость в одном деле перерастает в профессионализм, опытность и квалификацию. Позволим себе не согласиться с популярной в американском обществе практикой смены работы и профиля занятий каждые пять лет. В определенных профессиях можно начать работу дилетантом, в других же, например, научных или педагогических, высокоточных или руководящих - нужна большая практика и постоянное поддержание навыков.
9) Отсутствие сил и проблемы со здоровьем - самочувствие человека - это, во многом, его образ жизни: выбор сферы занятий, умение переключаться, усидчивость и творчество, наличие творческого элемента в жизни. Некоторые студенты колледжа при опросе преподавателя о хобби и проведении свободного времени всерьез говорят, что им некогда тратить время впустую, на какое-то хобби. В этом отсутствие прививаемой нами студентам культуры смены деятельности, переключения, поиска нестандартных решений.
10) Неправильное планирование работы и отдыха или его отсутствие - успешные занятые люди, как правило, планиру-
ют свой день, а некоторые планируют и долгосрочные дела. Как отмечает Дехтя-ренко А.А. и др., «уверенный в своих способностях человек будет часто использовать стратегию стратегического планирования» [6, c. 142]. Жизнь, безусловно, вносит свои коррективы в наши планы, но это не значит, что не надо планировать. Только из ментального плана мысль реализуется в материальный план.
11) Пессимизм - депрессия тесно взаимосвязаны со всеми вышеперечисленными факторами. Например, из-за длительного отсутствия отдыха, истощения физического или эмоционального, человек может «махнуть рукой» на дела, на себя. Праздность также имеет подобный эффект: "Idleness is devil's workshop" - «Праздность - мать всех пороков», - гласят английская и русская пословицы. Мера погруженности в работу сейчас у каждого человека своя и, во многом, определяется практикой и привычкой.
12) Недостаток движения - неподвижность погруженности в работу имеет свои «плюсы» и «минусы». С одной стороны, человек может сосредоточиться, с другой стороны, у него затекает тело, становятся однообразными мысли при отсутствии движения. Если человек постоянно двигается, у него нет возможности что-то записать, посидеть с книгой, но он может хорошо обдумать воспринятое. Смена положения тела, движение, активность приносят новые эмоции, новое настроение и новые мысли. Периодическое возвращение к уже осмысленному и записанному, но через определенное время, дает человеку новый ракурс проблемы, подтверждает или уточняет его мысли, исходя из цельности мировоззрения.
13) Решение проблемы «наскоком», «погружением» - против решения проблем «наскоком», «погружением» до «победного конца» фактором является постепенная потеря самоконтроля и качества, самокритичности. Отложенное дело, начатое повторно в новом настроении, в другой обстановке придаст большее разнообразие качеству работы, но не всякий человек настолько стрессоустойчив к отложенно-сти и неопределенности. На этом принци-
пе и построены многочисленные психологические методики здоровья. Как отмечает Э. Фромм, «любая деятельность, требующая концентрации внимания, будь то работа или игра, бодрит и стимулирует человека, а любая деятельность, не требующая этого, утомляет [5, c. 385].
Выводы по данному разделу. Проблема прокрастинации требует стратегий по ее решению. Мы назвали лишь наиболее основные причины прокрастинации как нежелательного явления, и каждый человек может дополнить этот список чем-то личным. Копинг-стратегии, приведенные здесь, не претендуют на универсальность, а лишь показывают видение авторов статьи.
Прокрастинация в педагогике: стереотипы о детях
Как говорил Конфуций: «Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть руководителем для других» [19, с. 17]. В учебном образовательном процессе про-крастинацию можно считать неотъемлемым условием действий становящейся и зрелой личности. Способность вернуться самостоятельно (с внутренним локусом контроля) к необходимым отложенным действиям, стать самому себе учителем и контролером - вот, наверное, цель всего образования. Умение возвращаться к отложенному для достижения значимого результата в условиях разнообразных бытовых и других помех (и чем старше и самостоятельнее человек, тем больше у него таких помех для самообразования) серьезно мотивирует успешность человека - его здоровье, его работоспособность, его финансовое благополучие, его семейное счастье.
Как отмечает Е.И. Щебланова, «одаренные школьники, в целом, не могут считаться более подверженными дезадаптации (отчужденности как формы прокрас-тинации в социальных отношениях), чем их сверстники, не проявляющие признаков одаренности. Особый интерес представляет изучение восприятия самими одаренными учащимися своих школьных проблем, поскольку именно самооценки этих проблем влияют на их самочувствие и поведение в школе» [20, c. 16].
Мы обратили внимание на одаренных детей, т.к. у них школьные проблемы выражены нагляднее, хотя у всех детей в социуме бывают проблемы - либо в области социальной адаптации, либо в учебе.
Негативными стереотипами в отношении одаренных детей является считать их невротиками, одиночками, не приспособленными к жизни, зазнайками, требующими постоянной опеки взрослых и стремящимися только к похвале. Хотя у таких детей может просто не найтись «собратьев по разуму» в окружающей среде. А неприспособленность к жизни - это, конечно, вина родителей в воспитании своего ребенка. Как отмечает зарубежный бизнес-тренер и автор книг об успешном бизнесе Стивен Кови, «мы должны внимательно смотреть не только на мир вокруг нас, но и еще на призму, сквозь которую смотрим, и что сама эта призма определяет наше восприятие мира» [21, с. 7].
Выводы по данному разделу. Отношение к прокрастинации в педагогике -очень важный момент: поставить прокрас-тинацию на службу образовательному процессу, регулярно обращаться к изучаемому материалу, анализировать его, применять его в повседневной жизни видится нам как реальный эффект обучения. Как отмечает Конфуций: «Учение без размышления бесполезно» [19, c. 19].
Прокрастинация как наше постоянное состояние: многопотенциальность
Человек ежеминутно, ежедневно делает свой выбор из множества возможных вариантов действий. И от правильности этого выбора, от его долгосрочной продуманности и эмоциональной выверенности зависит, в конечном счете, успешность человека. Навигация в потоке мыслей и эмоций с помощью поступательных, творческих, созидательных действий видится нам лучшей копинг-стратегией в преодолении негативизма прокрастинации.
Выводы по статье. Прокрастинация как относительно новое, становящееся популярным понятие, имеет свои «за» и «против». Безусловно, в целом, это понятие имеет негативную окраску. Но в плане психотерапии и в педагогике, отложенные действия - это не всегда негативно: к ним
нужно регулярно возвращаться, можно для своей эффективности, рассматривать произвольно возвращаться, можно вообще причины прокрастинации. Мы рассмотре-проигнорировать, с учетом здравого смыс- ли лишь малую часть копинг-стратегий, ла. Прокрастинация, в своем «за» - это «лежащих на поверхности», не обратив-многовершинность, многопотенциаль- шись к социальным видам психотерапии, ность, бесконечность и иллюзия. В своем медицинскому лечению и педагогическим «против», прокрастинация - это постоянно тренингам. Так же, как одно лекарство довлеющие проблемы, большой объем не- может быть и лечебным средством, и выполненной работы, нервирующий чело- ядом, в зависимости от дозы, так и прокра-века со слабой нервной системой. Это не- стинация как вечный и неизменный фено-завершенность дел, «подвешенность» эмо- мен нашей жизни, может быть и лекар-ционального состояния, неуспех в финан- ством, и ядом, и вызывать к себе разное сах и карьере и, как следствие, неуверен- отношение в социуме. Лишь здравый ность в жизни. смысл и ситуационная обусловленность
Копинг-стратегии по борьбе с прокрас- могут определять «за» и «против» прокра-тинацией, рассмотренные выше, должны, стинации.
Библиографический список
1. Мюллер В.К. Новый англо-русский словарь. - М.: Русский язык Медиа, 2005. - 945 с.
2. Лаланд К.Н. Неоконченная симфония Дарвина: Как культура формировала человеческий разум. - М.: Альпина нон-фикшн, 2023. - 439 с.
3. Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. - С. 3-26.
4. Евтушенко Е.А. Не умею прощаться. Стихотворения и поэмы. - М.: Эксмо, 2018. -767 с.
5. Фромм Э. Здоровое общество. - М.: АСТ хранитель, 2006. - 539 с.
6. Дехтяренко А.А., Шлягина Е.И., Гусев А.Н. Предикторы психологического благополучия // Вопросы психологии. - 2022. - № 2. Т. 68. - С. 135-147.
7. Никошкова Е.В. Англо-русский словарь по психологии. - М.: Руссо. ИП РАН, 1998. -351 с.
8. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Смысл; Эксмо, 2005. - С. 14.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер. 2008. - 679 с.
10. Розов Н.С. Драйверы когнитивной эволюции в антропогенезе: приспособление или преодоление? // Вопросы психологии. - 2022. - Т. 68. № 3. - С. 16-26.
11. Сорвин К.В. Матрица иллюзии // Вопросы философии. - 2023. - № 5. - С. 16-28.
12. Егорова П.А. Адаптивные функции мечты и процессов мечтания // Вопросы психологии. - 2022. - № 3. - С. 126-136.
13. Петровский В.А. Человек над ситуацией. - М.: Смысл, 2010. - 559 с.
14. Сингер Дж.Л. [Singer J.L.]. The child's world of make-believe: experimental studies of imaginative play. - N.Y., 1973. - 322 p.
15. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М.: Наука, 1991. - 29 с.
16. Халутина Ю.А. Влияние долгосрочного систематического опыта осознанной медитации на саморегуляуцию // Вопросы психологии. - 2022. - № 5. Т. 68. - С. 65-75.
17. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. - СПб.: Наука, 2007.
18. Mobilis in mobile: личность в эпоху перемен / Под общ. ред. А. Асмолова. - М.: Изд. Дом ЯСК, 2018.
19. Конфуций. Афоризмы мудрости. - М.: Белый город, 2008. - 447 с.
20. Щебланова Е.И. Психологические особенности школьной адаптации интеллектуально одаренных подростков // Вопросы психологии. - 2017. - № 3. - С. 16-27.
21. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nataliaakulova.ru//Stiven_Kovi_7_navykov_vysokoeffektivnykh_lyudei_774_pdf (дата обращения 11.08.2023).
PROCRASTINATION IN PEDAGOGY: «PROS» AND «CONS»
L.O. Timoshenko1, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor R.F. Mingazetdinova2, Senior Lecturer
1Ufa branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation 2Higher School of Russian Philology at the Ufa University of Science and Technologies (Russia, Ufa)
Abstract. The present article is devoted to the indispensable phenomenon of our life - procrastination, which we usually treat negatively. Below we consider its positive effect in pedagogy and psychology. Everybody has to deal with inevitable procrastination in life. The personal well-being, success in life as well as his stress-resistance depend on his attitude to the backlog (a large amount of postponed things). The authors of the article represented here different causes of procrastination and came to the conclusion that postponing has not only the negative effect on the person's mind, being a Sword of Damocles, but also is positive, enabling the person think his activities over, wait for the feedback from the interlocutor. Doing the homework and passing credit-tests by the students are built on procrastination. The tutors prefer thought over and checked, postponed answers of the students, than their spontaneous desire to "splash out" the information and forget it on the spot. The long-term memorizing is built on the procrastination principle. So, this phenomenon is an unavoidable part of our life, and in the usual negative side of laziness and postponing there is a positive possibility to think over and check the answer. Procrastination is a universal phenomenon and it does not depend on the nationality, language of the person, but on the internal organisation of the man and his culture.
Keywords: procrastination, continuality, locus of control, self-effectiveness, multimeaning.