Научная статья на тему 'Прокрастинация и импульсивность у курсантов военного вуза'

Прокрастинация и импульсивность у курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
324
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прокрастинация / импульсивность / психология личности / procrastination / impulsivity / personality psychology

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малова Ирина Александровна, Сычев Кирилл Дмитриевич

Целью исследования было выявление взаимосвязи прокрастинациии и импульсивности у курсантов военного вуза. Показано, что прокрастинация характерна для 92% испытуемых, импульсивность выявлена в 73,7% случаев. Обоснована роль импульсивности как одного из возможных факторов формирования прокрастинации личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCRASTINATION AND IMPULSIVITY OF MILITARY UNIVERSITY CADETS

The aim of the study was to identify the relationship of procrastination and impulsivity in cadets of a military university. It was shown that procrastination is characteristic of 92% of subjects, impulsivity was detected in 73.7% of cases. The role of impulsivity as one of the possible factors in the formation of personality procrastination is substantiated.

Текст научной работы на тему «Прокрастинация и импульсивность у курсантов военного вуза»

УДК 159

ПРОКРАСТИНАЦИЯ И ИМПУЛЬСИВНОСТЬ У КУРСАНТОВ

ВОЕННОГО ВУЗА

Малова Ирина Александровна.

Россия, Санкт-Петербург, Военно-морской политехнический институт ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова", начальник группы психологической работы военно-политического отдела, [email protected].

Сычев Кирилл Дмитриевич.

Россия, Санкт-Петербург, Военно-морской политехнический институт ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова", курсант, dim [email protected].

Аннотация. Целью исследования было выявление взаимосвязи прокрастинациии и импульсивности у курсантов военного вуза. Показано, что прокрастинация характерна для 92% испытуемых, импульсивность выявлена в 73,7% случаев. Обоснована роль импульсивности как одного из возможных факторов формирования прокрастинации личности.

Ключевые слова: прокрастинация, импульсивность, психология личности.

PROCRASTINATION AND IMPULSIVITY OF MILITARY UNIVERSITY

CADETS

Malova Irina Aleksandrovna.

Russia, St. Petersburg, head of the psychological work group of the military-political department, Naval Polytechnic Institute of the Naval Research Center of the Navy "Admiral Fleet Academy of the Soviet Union N.G. Kuznetsov". Email mail: tatysiaa1 @mail. ru.

Sychev Kirill Dmitrievich.

Russia, St. Petersburg, Naval Polytechnic Institute VUNC Navy "Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov", cadet, dim [email protected].

Annotation. The aim of the study was to identify the relationship of procrastination and impulsivity in cadets of a military university. It was shown that procrastination is characteristic of 92% of subjects, impulsivity was detected in 73.7% of cases. The role of impulsivity as one of the possible factors in the formation of personality procrastination is substantiated.

Key words: procrastination, impulsivity, personality psychology.

Актуальность исследования состоит в том, что явление прокрастинации становится все более распространенным. Негативные последствия выражаются не

только в снижении успешности и продуктивности деятельности и препятствии личностного развития, как в учебной, так и в профессиональной среде, но и в острых эмоциональных переживаниях в решении своего выбора в данной ситуации. Прокрастинация обычно проявляется в деятельности, результат которой особенно важен для личности.

Цель исследования состоит в выявлении взаимосвязи прокрастинациии и импульсивности курсантов военного вуза.

Следует отметить, что различные подструктуры вносят свой вклад в формирование прокрастинации: 1) особенности поведения - общая поведенческая ригидность, несформированность учебных навыков, забывчивость и неорганизованность; 2) особенности когнитивной сферы - в нее входят локус контроля, иррациональные убеждения и рассуждение о времени; 3) особенности эмоциональной сферы - характеризуются повышенной тревожностью, в некоторых случаях депрессией, страх допустить ошибку и тем самым потерпеть неудачу, внутренним беспокойством и переживанием стыда и вины; 4) биологические факторы - сюда можно отнести импульсивность, сложности при концентрации внимания, ослабленный тонус и нейротизм личности.

Проблема прокрастинации исследуется в отечественной науке совсем недавно, и практически нет однозначно выявленных причин, обуславливающих склонность «откладывать важные дела на потом». В связи с этим возникает вопрос о возможных причинах возникновения прокрастинации у студентов, одной из которых может быть импульсивность молодого человека. Импульсивные молодые люди склонны к непреднамеренным необдуманным действиям без учета их последствий. При этом важно отличать решительность от импульсивности, которая тоже предполагает быструю и энергичную реакцию, но связана с обдумыванием ситуации и принятием наиболее целесообразных и обоснованных решений. Импульсивность выражается сложностями в противостоянии неким сиюминутным побуждениям, которые в итоге могут приводить к неприятностям, как для самого больного, так и для людей, которые его окружают.

Импульсивные люди после содеянного ощущают чувство раскаяния: они переживают что поступили таким образом, сказали именно такие слова [3]. У людей, склонных к быстрым и необдуманным решениям, наблюдается импульсивный тип работы: они часто прерывают собеседников во время разговора, не могут спокойно дождаться своей очереди, берутся за несколько дел одновременно, но не доделывают их до конца. Особую актуальность данная проблема приобретает в процессе подготовки будущих военнослужащих [1] и последующей адаптации их к военной службе [4, 5, 6].

Методы

1. Для исследования склонности к прокрастинации использовалась методика «Шкала студенческой прокрастинации» (авт. К. Лэй); 2. Для оценки импульсивности - методика «Шкала импульсивности Е.С. Барратта» (ВаггаА: Б.Б.); 3. Для обработки полученных данных применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена, обработка проводилась в программе 31а1!81:1са 10.0.

В исследовании приняли участие 38 курсантов первого курса очной формы обучения в возрасте от 18 до 26 лет, средний возраст 19,6±3,3 лет. Результаты

Результаты диагностики прокрастинации распределились следующим образом: 18 человек (47 %) имеют высокий уровень прокрастинации, 17 человек (45 %) - средний уровень и 3 человека (8 %) - низкий уровень прокрастинации. Среднее значение по всей выборке составило 58,6±6,4 балла. Данный результат относится к верхнему пределу среднего уровня прокрастинации. Таким образом, результаты диагностики выраженности прокрастинации позволяют сделать вывод о том, что большинство обследуемых курсантов характеризуется склонностью к прокрастинации.

По результатам диагностики импульсивности среднее по выборке составило 65,6 ± 8,1 балла. Еникополов С.Н., Медведева Т.И. [2] отмечают, что по данным Барратта общий балл 75 и выше указывает на расстройство контроля импульсивности. Опираясь на эти нормы низкий уровень импульсивности определен у 10,5 % (4 курсантов), средний уровень - у 15,8% (6 курсантов) и высокий уровень импульсивности - у 73,7 % (28 человек). Таким образом, большинство респондентов обладает высоким уровнем импульсивности.

По результатам корреляционного анализа обнаружена статистически значимая прямая взаимосвязь между показателями «Шкалы студенческой прокрастинации К. Лэя» и «Шкалой импульсивности Барратта» (г=0,63, при p <

0.01.. Таким образом, можно предположить, что импульсивность выступает одним из возможных факторов формирования прокрастинации личности.

Выводы

1. Большинство обследуемых курсантов (92%) характеризуется склонностью к прокрастинации.

2. Высокий уровень импульсивности выявлен у 73,7% обследуемых.

3. Определена взаимосвязь прокрастинации с импульсивностью, определив при этом импульсивность в качестве одного из возможных факторов формирования прокрастинации личности.

Библиографический список:

1. Буравцова Н.В., Коваленко В.И., Сычева Т.Ю. Взаимосвязь личностного адаптационного потенциала и мотивационных характеристик курсантов военного вуза // Мир науки, культуры и образования. - 2018. - № 4 (71). - С. 319-321.

2. Ениколопов С.Н., Медведева Т.И. Апробация русскоязычной версии методики "шкала импульсивности Барратта" (BIS-11). [Электронный ресурс] // Психология и право. - 2015 (5). - № 3. - С. 75-89.

3. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Левина Л.В., Перевозкина Ю.М. Психология и психотерапия импульсивности // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. -2015. - № 1 (23). - С. 16-19.

4. Султанмуратов Ю.М., Овчинников А.А., Султанова А.Н., Сычева Т.Ю. Индивидуально-психологические особенности военнослужащих, влияющие на

успешность адаптации // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2017. -№ 3 (96). - С. 50-56.

5. Чухрова М.Г. Психосоматическая патология в контексте адаптации личности / М.Г. Чухрова, Е.В. Маркова. - Saint-Louis, Missouri, USA, 2016. -195 c.

6. Овчинников А.А., Султанова А.Н., Войтова А.С., Сычева Т.Ю. Антиципационная состоятельность, толерантность к неопределённости и тревожность у специалистов разных профессий // Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева. - 2017. - Т. 49. - № 3. - С. 24-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.