УДК 159
ПРОКРАСТИНАЦИЯ И ИМПУЛЬСИВНОСТЬ У КУРСАНТОВ
ВОЕННОГО ВУЗА
Малова Ирина Александровна.
Россия, Санкт-Петербург, Военно-морской политехнический институт ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова", начальник группы психологической работы военно-политического отдела, [email protected].
Сычев Кирилл Дмитриевич.
Россия, Санкт-Петербург, Военно-морской политехнический институт ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова", курсант, dim [email protected].
Аннотация. Целью исследования было выявление взаимосвязи прокрастинациии и импульсивности у курсантов военного вуза. Показано, что прокрастинация характерна для 92% испытуемых, импульсивность выявлена в 73,7% случаев. Обоснована роль импульсивности как одного из возможных факторов формирования прокрастинации личности.
Ключевые слова: прокрастинация, импульсивность, психология личности.
PROCRASTINATION AND IMPULSIVITY OF MILITARY UNIVERSITY
CADETS
Malova Irina Aleksandrovna.
Russia, St. Petersburg, head of the psychological work group of the military-political department, Naval Polytechnic Institute of the Naval Research Center of the Navy "Admiral Fleet Academy of the Soviet Union N.G. Kuznetsov". Email mail: tatysiaa1 @mail. ru.
Sychev Kirill Dmitrievich.
Russia, St. Petersburg, Naval Polytechnic Institute VUNC Navy "Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov", cadet, dim [email protected].
Annotation. The aim of the study was to identify the relationship of procrastination and impulsivity in cadets of a military university. It was shown that procrastination is characteristic of 92% of subjects, impulsivity was detected in 73.7% of cases. The role of impulsivity as one of the possible factors in the formation of personality procrastination is substantiated.
Key words: procrastination, impulsivity, personality psychology.
Актуальность исследования состоит в том, что явление прокрастинации становится все более распространенным. Негативные последствия выражаются не
только в снижении успешности и продуктивности деятельности и препятствии личностного развития, как в учебной, так и в профессиональной среде, но и в острых эмоциональных переживаниях в решении своего выбора в данной ситуации. Прокрастинация обычно проявляется в деятельности, результат которой особенно важен для личности.
Цель исследования состоит в выявлении взаимосвязи прокрастинациии и импульсивности курсантов военного вуза.
Следует отметить, что различные подструктуры вносят свой вклад в формирование прокрастинации: 1) особенности поведения - общая поведенческая ригидность, несформированность учебных навыков, забывчивость и неорганизованность; 2) особенности когнитивной сферы - в нее входят локус контроля, иррациональные убеждения и рассуждение о времени; 3) особенности эмоциональной сферы - характеризуются повышенной тревожностью, в некоторых случаях депрессией, страх допустить ошибку и тем самым потерпеть неудачу, внутренним беспокойством и переживанием стыда и вины; 4) биологические факторы - сюда можно отнести импульсивность, сложности при концентрации внимания, ослабленный тонус и нейротизм личности.
Проблема прокрастинации исследуется в отечественной науке совсем недавно, и практически нет однозначно выявленных причин, обуславливающих склонность «откладывать важные дела на потом». В связи с этим возникает вопрос о возможных причинах возникновения прокрастинации у студентов, одной из которых может быть импульсивность молодого человека. Импульсивные молодые люди склонны к непреднамеренным необдуманным действиям без учета их последствий. При этом важно отличать решительность от импульсивности, которая тоже предполагает быструю и энергичную реакцию, но связана с обдумыванием ситуации и принятием наиболее целесообразных и обоснованных решений. Импульсивность выражается сложностями в противостоянии неким сиюминутным побуждениям, которые в итоге могут приводить к неприятностям, как для самого больного, так и для людей, которые его окружают.
Импульсивные люди после содеянного ощущают чувство раскаяния: они переживают что поступили таким образом, сказали именно такие слова [3]. У людей, склонных к быстрым и необдуманным решениям, наблюдается импульсивный тип работы: они часто прерывают собеседников во время разговора, не могут спокойно дождаться своей очереди, берутся за несколько дел одновременно, но не доделывают их до конца. Особую актуальность данная проблема приобретает в процессе подготовки будущих военнослужащих [1] и последующей адаптации их к военной службе [4, 5, 6].
Методы
1. Для исследования склонности к прокрастинации использовалась методика «Шкала студенческой прокрастинации» (авт. К. Лэй); 2. Для оценки импульсивности - методика «Шкала импульсивности Е.С. Барратта» (ВаггаА: Б.Б.); 3. Для обработки полученных данных применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена, обработка проводилась в программе 31а1!81:1са 10.0.
В исследовании приняли участие 38 курсантов первого курса очной формы обучения в возрасте от 18 до 26 лет, средний возраст 19,6±3,3 лет. Результаты
Результаты диагностики прокрастинации распределились следующим образом: 18 человек (47 %) имеют высокий уровень прокрастинации, 17 человек (45 %) - средний уровень и 3 человека (8 %) - низкий уровень прокрастинации. Среднее значение по всей выборке составило 58,6±6,4 балла. Данный результат относится к верхнему пределу среднего уровня прокрастинации. Таким образом, результаты диагностики выраженности прокрастинации позволяют сделать вывод о том, что большинство обследуемых курсантов характеризуется склонностью к прокрастинации.
По результатам диагностики импульсивности среднее по выборке составило 65,6 ± 8,1 балла. Еникополов С.Н., Медведева Т.И. [2] отмечают, что по данным Барратта общий балл 75 и выше указывает на расстройство контроля импульсивности. Опираясь на эти нормы низкий уровень импульсивности определен у 10,5 % (4 курсантов), средний уровень - у 15,8% (6 курсантов) и высокий уровень импульсивности - у 73,7 % (28 человек). Таким образом, большинство респондентов обладает высоким уровнем импульсивности.
По результатам корреляционного анализа обнаружена статистически значимая прямая взаимосвязь между показателями «Шкалы студенческой прокрастинации К. Лэя» и «Шкалой импульсивности Барратта» (г=0,63, при p <
0.01.. Таким образом, можно предположить, что импульсивность выступает одним из возможных факторов формирования прокрастинации личности.
Выводы
1. Большинство обследуемых курсантов (92%) характеризуется склонностью к прокрастинации.
2. Высокий уровень импульсивности выявлен у 73,7% обследуемых.
3. Определена взаимосвязь прокрастинации с импульсивностью, определив при этом импульсивность в качестве одного из возможных факторов формирования прокрастинации личности.
Библиографический список:
1. Буравцова Н.В., Коваленко В.И., Сычева Т.Ю. Взаимосвязь личностного адаптационного потенциала и мотивационных характеристик курсантов военного вуза // Мир науки, культуры и образования. - 2018. - № 4 (71). - С. 319-321.
2. Ениколопов С.Н., Медведева Т.И. Апробация русскоязычной версии методики "шкала импульсивности Барратта" (BIS-11). [Электронный ресурс] // Психология и право. - 2015 (5). - № 3. - С. 75-89.
3. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Левина Л.В., Перевозкина Ю.М. Психология и психотерапия импульсивности // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. -2015. - № 1 (23). - С. 16-19.
4. Султанмуратов Ю.М., Овчинников А.А., Султанова А.Н., Сычева Т.Ю. Индивидуально-психологические особенности военнослужащих, влияющие на
успешность адаптации // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2017. -№ 3 (96). - С. 50-56.
5. Чухрова М.Г. Психосоматическая патология в контексте адаптации личности / М.Г. Чухрова, Е.В. Маркова. - Saint-Louis, Missouri, USA, 2016. -195 c.
6. Овчинников А.А., Султанова А.Н., Войтова А.С., Сычева Т.Ю. Антиципационная состоятельность, толерантность к неопределённости и тревожность у специалистов разных профессий // Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева. - 2017. - Т. 49. - № 3. - С. 24-27.