Ростовская консерватория: история и современность
яся вокруг его педагога Анны Есиповой - и это несмотря на то, что ее нельзя было назвать «фанатом» творчества ученика (их художественные воззрения принципиально расходились). «Против» - группа во главе с директором консерватории Глазуновым. Сторонники пересилили, и
Глазунов вынужден был объявить, что первая премия имени Антона Рубинштейна (рояль «Шрёдер») присуждена Прокофьеву.
С тех пор Первый концерт для фортепиано с оркестром Прокофьева занимает прочное место в репертуаре пианистов.
Г. Козева
Прокофьев. Соната № 2 для фортепиано
Вот уже более полугода мы каждую неделю знакомим вас с шедеврами мировой музыкальной культуры, которые так или иначе связаны с цифрой 21. И сегодня речь пойдет о композиторе, который к 21-му году жизни уже имел на своем творческом счету более 21-го произведения. А среди них - оперы, концерты для фортепиано с оркестром, крупные симфонические произведения, сонаты, не говоря уже о романсах и небольших пьесах.
В отличие от многих других великих музыкантов, которым пришлось преодолеть немалые трудности, прежде чем стать известными, в жизни Сергея Прокофьева, от самого рождения, всё способствовало его профессиональному становлению. Интеллигентная семья, вовремя появившийся наставник, успешное поступление и обучение в консерватории, признание его как пианиста в России и за рубежом, заинтересованность издателей в публикации его сочинений...
Вторая из восьми сонат создана в 1912 году, но впервые прозвучала только через два года. За это время случилось трагическое событие. Друг и сокурсник Прокофьева по консерватории, талантливый пианист Максим Шмидгоф в 1913 году покончил жизнь самоубийством. Ко дню премьеры (играл сам автор) соната обрела посвящение его памяти. Максу, как называл его
Прокофьев, посвящена и одна из «Десяти пьес для фортепиано», законченных, когда тот был еще жив.
Несмотря на юный возраст композитора, Вторую сонату по праву можно отнести к числу зрелых произведений, где яркий и самобытный авторский стиль уже проявился в полной мере. Здесь стремительные взлеты чередуются с колкими настойчивыми повторениями, механистичность движения сменяется тонкими акварельными красками. В конце первой части свое искаженное гримасой лицо показывает характерный для Прокофьева едкий сарказм. Кстати, цикл фортепианных пьес под названием «Сар-казмы» он начал сочинять в том же 1912 году. В третьей части явно прослеживается влияние сказочных опер Римского-Корсакова, одного из консерваторских учителей композитора: зловеще-фантастические звучания соседствуют с былинными распевами. А финал привлекает сочностью, бодростью, напористостью интонаций, столь присущих стилистике молодого композитора.
Эта четырехчастная соната стала своего рода автопортретом Прокофьева, где воплотились разные стороны натуры музыканта: экспрессивность и ироничность, лиризм и сарказм, вдумчивость и смелость в выражении собственного мнения.
Прокофьев. Баллада для виолончели и фортепиано
Весь апрель мы посвятили музыке Сергея Прокофьева, а наша сегодняшняя программа выходит в день 120-летия со дня рождения великого музыканта. Символично, что и это число -120 - содержит в зеркальном отражении число 21, а ноль можно прочитать как букву «О» - начальную букву слова «опус».
Произведение, о котором сегодня пойдет речь, создано композитором в возрасте 21 года -почти одновременно с Первым фортепианным концертом и Второй фортепианной сонатой, которые звучали в нашем эфире соответственно две недели и неделю назад, и фортепианной же
Токкатой, встреча с которой состоится в следующую субботу. Но вернемся ненадолго в годы детства Прокофьева...
Будущий композитор родился в селе Сонцов-ка на Украине, в семье управляющего богатым поместьем. Благодаря матери, прекрасно владевшей фортепиано, он с детства был знаком с творениями Моцарта, Бетховена, Шопена, Шумана... Свое первое сочинение он написал в пять с половиной лет - «Индейский галоп». А спустя еще пять с половиной лет, в 1903 году, под руководством Рейнгольда Глиэра, своего первого педагога, Прокофьев сочинил скрипичную сонату, ставшую первым