Ш) ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ
ТЕМА НОМЕРА
Производство жидких адаптированных продуктов
для детей раннего возраста
И.В.Чумакова, Н.В.Фатеева, Т.Н.Князева
Всероссийский научно-исследовательский институт молочной промышленности Л.А.Иванова
Ассоциация «Научно-практический и координационный центр по детским и лечебным продуктам питания «Молочная кухня» Б.М.Блехер, Е.А.Горин
ООО «В/О Ресурс-Импорт»
Главное условие гармоничного роста и развития детей раннего возраста -полноценное питание, основой которого служит женское молоко. К сожа-
|лению, многие малыши лишены возможности естественного вскармливания уже с первых дней жизни. По данным Института питания РАМН, число детей, переводимых на искусственное вскармливание к 3-месячному возрасту, во многих регионах РФ увеличивалось до 70 %. Для полноценного развития таких детей в их рационе должны присутствовать специализированные молочные смеси, близкие по пищевой ценности и биодоступности к молоку матери.
Почти на всей территории России дети раннего возраста обеспечиваются специализированными адаптированными продуктами питания за счет применения сухих смесей. Последние по своей пищевой и биологической ценности уступают жидким продуктам, при приготовлении которых натуральное молочное сырье подвергается менее жестким режимам технологической обработки. Кроме того, существенное преимущество производства жидких продуктов - возможность вы-1 пуска сквашенных изделий. Благодаря биохимическим процессам молочнокислого брожения снижается аллер-генность белков молока, повышается ' содержание легкоусвояемых аминокислот, уменьшается уровень лактозы, повышается усвояемость минеральных веществ. В результате увеличивается пищевая и биологическая ценность продуктов, которые приобретают терапевтический эффект для лечения де-:тей, страдающих различными видами пищевой аллергии. Большое значение имеет также положительное влияние содержащихся в продукте живых клеток молочнокислых и бифидобактерий на состояние микробиоценоза кишечника у детей раннего возраста.
Отсутствие широкого промышленного выпуска жидких адаптированных смесей для питания детей раннего возраста связано в первую очередь с тем, что их производство - сложный техно-
логический процесс, включающии подготовку и точную дозировку большого количества компонентов (жиров, углеводов, сывороточных белков, витаминов, микроэлементов и др.), необходимых для составления смеси, приближенной по составу к женскому молоку. В связи с этим только единицы специализированных цехов могут выпускать жидкие адаптированные продукты для вскармливания детей первого года жизни. В то же время потребность в них очень велика.
Для эффективного и доступного решения вопроса организации промышленного производства жидких адаптированных молочных продуктов на предприятиях различной технической оснащенности была разработана технология, основанная на использовании готовых сухих компонентов и жировых смесей, содержащих все необходимые ингредиенты, вносимые в коровье молоко для адаптации его состава к составу грудного молока.
Технологический процесс производства адаптированных продуктов с применением сухих компонентов включает следующие операции: нормализация молока; восстановление комплексного сухого компонента и смешивание его с нормализованным молоком; внесение жирового компонента; гомогенизация их; стерилизация (при производстве стерилизованной смеси) или высокотемпературная обработка и сквашивание (при производстве кисломолочной смеси); фасовка.
В состав комплексного сухого компонента входят: концентрат сывороточных белков, молочный сахар, декстрин-мальтоза, минеральные соли, витамины, таурин и ¿-карнитин («Сухой компонент 2»). В состав сухого компонента, предназначенного для использования в районах Крайнего Севера, дополнительно включено сухое молоко («Сухой компонент») (ТУ 9223003-40444729).
Жировой компонент для производства детских молочных продуктов (ТУ 9141-004-40444729) состоит из смеси дезодорированных рафинированных
растительных масел: пальмового, кокосового, рапсового и подсолнечного.
На основе использования этих компонентов разработана нормативная документация промышленного производства адаптированной стерилизованной и адаптированной кисломолочной смеси «Грудничок» (ТУ 9222234-00419785, ТУ 9222-235-00419785) для непосредственного употребления при смешанном и искусственном вскармливании детей с первых дней жизни.
Учитывая также, что на значительной части территории РФ ведущая роль в обеспечении детей первого года жизни продуктами питания по-прежнему принадлежит молочным кухням Минздрава РФ, была разработана нормативная документация адаптированной стерилизованной молочной смеси «Адамилк» (ТУ 9222-222002-40444729) и адаптированной кисломолочной смеси «Адалакт» (ТУ 9222-001 40444729). Технология этих продуктов также основана на использовании комплексных сухих компонентов и жирового компонента, но разработана с учетом технических возможностей молочных кухонь.
Для выработки кисломолочных смесей «Грудничок» и «Адалакт» применяют закваски, приготовленные на чистых культурах молочнокислого стрептококка и ацидофильной палочки с добавлением или без добавления би-фидобактерий. В том числе можно использовать симбиотические закваски прямого внесения, состоящие из перечисленных культур. Благодаря специально подобранным штаммам микроорганизмов, определенному количественному соотношению культур и режимам сквашивания и охлаждения готовый продукт имеет мягкий нежный сгусток и невысокую кислотность (38-45оТ), что служит необходимым условием для хорошей переносимости продукта детьми первых месяцев жизни. При этом количество живых клеток молочнокислых стрептококков в продукте составляет 107 - 108, ацидофильных бактерий - 107, бифидобактерий -106 -107 на 1 г.
Клиническая апробация, проведенная Институтом питания РАМН, показала хорошую переносимость и усвояемость как стерилизованной, так и кисломолочной смесей у детей раннего возраста.
Срок годности продуктов по первоначальной НТД в зависимости от вида упаковки составляет: стерилизованной молочной смеси - 3 сут (стекло-бутылки с алюминиевыми колпачками), 10 (стеклобутылки с кронен-пробками) и 30 сут (асептический розлив в пакеты из комбинированного материала); кисломолочной смеси - 2 (стеклобутылки), 3 и 5 сут (соответственно обычный и асептический
BABY FOOD
розлив в пакеты из комбинированного материала).
В настоящее время организовано промышленное производство сухих компонентов («Сухой компонент для производства адаптированных молочных продуктов» ТУ 9223-00340444729) и жирового компонента («Жировой компонент для производства адаптированных молочных продуктов» ТУ 9141-004-40444729).
На основе использования сухих компонентов адаптированные смеси
«Грудничок» уже вырабатываются в цехах детского питания в г.г. Якутске, Барнауле, стерилизованная адаптированная смесь «Тёма» - на ОАО «Санкт-Петербургский молочный завод №1 «Петмол», адаптированные смеси «Адалакт» и «Адамилк» - на молочных кухнях и малых предприятиях в г.г. Астрахани, Глазове, Сургуте, Тюмени, Гурьеве. Завершается подготовка к выпуску жидких адаптированных продуктов в ряде городов Ханты-Мансийского автономного
округа, Армавире, Вологде, Зелено-дольске и др.
Таким образом, благодаря доступности технологии и наличию промыш-ленно выпускаемых сухих компонентов становится реальной организация выпуска адаптированных продуктов для питания детей с первых дней жизни в различных регионах Российской Федерации. Дополнительную информацию можно получить по телефону: (095) 782-18-43
В зеркале СМИ ^^
Итоги года
За 2004 г. по сравнению с 2003 г. сократился выпуск жидких и пастообразных молочных продуктов для детей раннего возраста (на 44,5 и 50,0 % соответственно) и сухих продуктов для детского и диетического питания на злаковой основе (на 25,6 и 2,5 %). В то же время возросли объемы производства детских и диетических плодоовощных консервов (на 34,9 и 36,4 %), молока сухого (заменяющего материнское) и смесей сухих молочных для детей раннего возраста (на 18,4 и 1,9 %). Выработка детских мясных консервов за год увеличилась на 1,4 %.
Росстат
Новый бренд на рынке детского питания
Компания «АПК Придонье» (садо-водческо-перерабатывающий холдинг (Волгоградская обл.), являющийся специализированным предприятием по производству детского питания) вывела на рынок детского питания линию соков и нектаров для детей первого года жизни под названием «Спеленок». Имя и дизайн упаковки для продукта разработала ID Fabrika.
Продукция «Спеленок» позиционируется в среднем ценовом сегменте. Целевую аудиторию новой торговой марки составляют женщины, живущие в городах и имеющие детей до трех лет, со средним и выше среднего уровнем дохода.
Ассортиментный ряд «Спеленок» включает 16 вкусов соков в двух форматах упаковки.
Create Brand.ru
Сегмент «Премиум» на рынке детского питания
Производитель детского питания Semper AB (Швеция) намерен увеличить долю в сегменте «Премиум» на рынке детского питания России и стран СНГ к 2008 г. до 30 % (с 17 % в настоящее время). Об этом сообщила
директор экспортного департамента Semper К. Хедстрем.
По ее словам, продажи компании на рынке России и стран СНГ растут на 17-19 % ежегодно. На Россию и СНГ приходится 5 % продаж компании. Общий оборот Semper в прошлом финансовом году составил 116 млн евро.
Газета «Ведомости»
Воронежская кондитерская фабрика осваивает рынок детского питания
ОАО «Воронежская кондитерская фабрика» более трех лет выпускает печенье и вафли для школьного питания. В 2004 г. к давно известным и полюбившимся маленьким сладкоежкам печенью «Веселые человечки» и «Привет» добавились новинки, разработанные ведущими специалистами фабрики. Это вафли «По секрету» и печенье «Нежное» - топленое молоко».
Продукция для детского и школьного питания обладает прекрасными вкусовыми качествами и высокой энергетической ценностью. Печенье «Веселые человечки» и вафли «По секрету» содержат веторон - биологически активную витаминную добавку натурального происхождения, богатую ß-каротином (провитамином А), витаминами В и С, глюкозой, фруктозой, пектиновыми веществами, которые способствуют укреплению иммунной системы, а также содержат макроэлементы: калий, магний, натрий, фосфор, железо, йод, фтор.
Красочное оформление и удобная мелкая расфасовка по 25-30 г позволяют гарантировать стабильно высокие продажи.
За 2003 г. доля этой продукции от общего объема продаж сахарного печенья составила 6,5 %. В 2004 г. в связи с введением в производство новинок планируется увеличить объем продаж до 9 % (в натуральном выражении).
«Информкондитер»
Рейтинг известности производителей
В исследовании потребительских предпочтений на рынке детского питания, подготовленном компанией «Бизнес-Рейтинг», представлены наиболее популярные среди опрошенных потребителей марки питания. Опрос был проведен методом личного структурированного анкетирования среди 500 мам, имеющих детей до трех лет и являющихся потребителями детского питания. Рейтинги известности производителей построены на основе ответов потребителей детского питания на вопрос: «Каких производителей марки детского питания Вы знаете?».
В исследовании получены следующие результаты: Hipp - 37 %, Nestle - 36, Агуша - 36, Heinz - 34, Тип-Топ - 26 %.
Danone - подросткам
Компания Danone выпустила для детей постарше продукт «Скелетоны», героями которого стали подростки-скелеты. Новый бренд - попытка создать марку для ребят, которых уже не привлекают разноцветные шарики и ушастые зверьки. Компания не побоялась вызвать негативную реакцию у потребителей и надеется с помощью «Скелетонов» значительно увеличить долю рынка.
Danone в ближайшее время планирует инвестировать в свой российский бизнес около 60 млн долл. США. Аналитики предполагают, что при удачном стечении обстоятельств Danone может сравняться с «Вимм-Билль-Данн» уже через 2-3 года.
Бренд «Скелетоны» стал первой новинкой Danone, появившейся после объявления инвестиционных планов. Марка нацелена на перспективный сегмент рынка - детскую кисломолочную продукцию. Шкодливые скелетоны - это кость в горле симпатичному зверьку Рыжему Апу, одному из самых сильных брендов «Вимм-Билль-Данн».
«Русский гастроном»