Научная статья на тему 'Производство жидких адаптированных продуктов для детей раннего возраста'

Производство жидких адаптированных продуктов для детей раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
196
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чумакова И. В., Фатеева Н. В., Князева Т. Н., Иванова Л. А., Блехер Б. M.

Разработана технология производства адаптированных продуктов для пи* тания детей раннего возраста с применением сухих компонентов, включаю* щая операции: восстановление комплексного сухого компонента и смешива* ния его с нормализованным молоком; внесение жирового компонента; го* могенизацию; стерилизацию и фасовку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Manufacture of liquid adapted products for little babies

Elaborated is technology of manufacture of adapted food products for little babies with usage of dry ingredients which includes: standardardization,mixing into normalized milk After the fat component is added, the mix is homogenized, sterilized, filled and packed.

Текст научной работы на тему «Производство жидких адаптированных продуктов для детей раннего возраста»

Ш) ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ

ТЕМА НОМЕРА

Производство жидких адаптированных продуктов

для детей раннего возраста

И.В.Чумакова, Н.В.Фатеева, Т.Н.Князева

Всероссийский научно-исследовательский институт молочной промышленности Л.А.Иванова

Ассоциация «Научно-практический и координационный центр по детским и лечебным продуктам питания «Молочная кухня» Б.М.Блехер, Е.А.Горин

ООО «В/О Ресурс-Импорт»

Главное условие гармоничного роста и развития детей раннего возраста -полноценное питание, основой которого служит женское молоко. К сожа-

|лению, многие малыши лишены возможности естественного вскармливания уже с первых дней жизни. По данным Института питания РАМН, число детей, переводимых на искусственное вскармливание к 3-месячному возрасту, во многих регионах РФ увеличивалось до 70 %. Для полноценного развития таких детей в их рационе должны присутствовать специализированные молочные смеси, близкие по пищевой ценности и биодоступности к молоку матери.

Почти на всей территории России дети раннего возраста обеспечиваются специализированными адаптированными продуктами питания за счет применения сухих смесей. Последние по своей пищевой и биологической ценности уступают жидким продуктам, при приготовлении которых натуральное молочное сырье подвергается менее жестким режимам технологической обработки. Кроме того, существенное преимущество производства жидких продуктов - возможность вы-1 пуска сквашенных изделий. Благодаря биохимическим процессам молочнокислого брожения снижается аллер-генность белков молока, повышается ' содержание легкоусвояемых аминокислот, уменьшается уровень лактозы, повышается усвояемость минеральных веществ. В результате увеличивается пищевая и биологическая ценность продуктов, которые приобретают терапевтический эффект для лечения де-:тей, страдающих различными видами пищевой аллергии. Большое значение имеет также положительное влияние содержащихся в продукте живых клеток молочнокислых и бифидобактерий на состояние микробиоценоза кишечника у детей раннего возраста.

Отсутствие широкого промышленного выпуска жидких адаптированных смесей для питания детей раннего возраста связано в первую очередь с тем, что их производство - сложный техно-

логический процесс, включающии подготовку и точную дозировку большого количества компонентов (жиров, углеводов, сывороточных белков, витаминов, микроэлементов и др.), необходимых для составления смеси, приближенной по составу к женскому молоку. В связи с этим только единицы специализированных цехов могут выпускать жидкие адаптированные продукты для вскармливания детей первого года жизни. В то же время потребность в них очень велика.

Для эффективного и доступного решения вопроса организации промышленного производства жидких адаптированных молочных продуктов на предприятиях различной технической оснащенности была разработана технология, основанная на использовании готовых сухих компонентов и жировых смесей, содержащих все необходимые ингредиенты, вносимые в коровье молоко для адаптации его состава к составу грудного молока.

Технологический процесс производства адаптированных продуктов с применением сухих компонентов включает следующие операции: нормализация молока; восстановление комплексного сухого компонента и смешивание его с нормализованным молоком; внесение жирового компонента; гомогенизация их; стерилизация (при производстве стерилизованной смеси) или высокотемпературная обработка и сквашивание (при производстве кисломолочной смеси); фасовка.

В состав комплексного сухого компонента входят: концентрат сывороточных белков, молочный сахар, декстрин-мальтоза, минеральные соли, витамины, таурин и ¿-карнитин («Сухой компонент 2»). В состав сухого компонента, предназначенного для использования в районах Крайнего Севера, дополнительно включено сухое молоко («Сухой компонент») (ТУ 9223003-40444729).

Жировой компонент для производства детских молочных продуктов (ТУ 9141-004-40444729) состоит из смеси дезодорированных рафинированных

растительных масел: пальмового, кокосового, рапсового и подсолнечного.

На основе использования этих компонентов разработана нормативная документация промышленного производства адаптированной стерилизованной и адаптированной кисломолочной смеси «Грудничок» (ТУ 9222234-00419785, ТУ 9222-235-00419785) для непосредственного употребления при смешанном и искусственном вскармливании детей с первых дней жизни.

Учитывая также, что на значительной части территории РФ ведущая роль в обеспечении детей первого года жизни продуктами питания по-прежнему принадлежит молочным кухням Минздрава РФ, была разработана нормативная документация адаптированной стерилизованной молочной смеси «Адамилк» (ТУ 9222-222002-40444729) и адаптированной кисломолочной смеси «Адалакт» (ТУ 9222-001 40444729). Технология этих продуктов также основана на использовании комплексных сухих компонентов и жирового компонента, но разработана с учетом технических возможностей молочных кухонь.

Для выработки кисломолочных смесей «Грудничок» и «Адалакт» применяют закваски, приготовленные на чистых культурах молочнокислого стрептококка и ацидофильной палочки с добавлением или без добавления би-фидобактерий. В том числе можно использовать симбиотические закваски прямого внесения, состоящие из перечисленных культур. Благодаря специально подобранным штаммам микроорганизмов, определенному количественному соотношению культур и режимам сквашивания и охлаждения готовый продукт имеет мягкий нежный сгусток и невысокую кислотность (38-45оТ), что служит необходимым условием для хорошей переносимости продукта детьми первых месяцев жизни. При этом количество живых клеток молочнокислых стрептококков в продукте составляет 107 - 108, ацидофильных бактерий - 107, бифидобактерий -106 -107 на 1 г.

Клиническая апробация, проведенная Институтом питания РАМН, показала хорошую переносимость и усвояемость как стерилизованной, так и кисломолочной смесей у детей раннего возраста.

Срок годности продуктов по первоначальной НТД в зависимости от вида упаковки составляет: стерилизованной молочной смеси - 3 сут (стекло-бутылки с алюминиевыми колпачками), 10 (стеклобутылки с кронен-пробками) и 30 сут (асептический розлив в пакеты из комбинированного материала); кисломолочной смеси - 2 (стеклобутылки), 3 и 5 сут (соответственно обычный и асептический

BABY FOOD

розлив в пакеты из комбинированного материала).

В настоящее время организовано промышленное производство сухих компонентов («Сухой компонент для производства адаптированных молочных продуктов» ТУ 9223-00340444729) и жирового компонента («Жировой компонент для производства адаптированных молочных продуктов» ТУ 9141-004-40444729).

На основе использования сухих компонентов адаптированные смеси

«Грудничок» уже вырабатываются в цехах детского питания в г.г. Якутске, Барнауле, стерилизованная адаптированная смесь «Тёма» - на ОАО «Санкт-Петербургский молочный завод №1 «Петмол», адаптированные смеси «Адалакт» и «Адамилк» - на молочных кухнях и малых предприятиях в г.г. Астрахани, Глазове, Сургуте, Тюмени, Гурьеве. Завершается подготовка к выпуску жидких адаптированных продуктов в ряде городов Ханты-Мансийского автономного

округа, Армавире, Вологде, Зелено-дольске и др.

Таким образом, благодаря доступности технологии и наличию промыш-ленно выпускаемых сухих компонентов становится реальной организация выпуска адаптированных продуктов для питания детей с первых дней жизни в различных регионах Российской Федерации. Дополнительную информацию можно получить по телефону: (095) 782-18-43

В зеркале СМИ ^^

Итоги года

За 2004 г. по сравнению с 2003 г. сократился выпуск жидких и пастообразных молочных продуктов для детей раннего возраста (на 44,5 и 50,0 % соответственно) и сухих продуктов для детского и диетического питания на злаковой основе (на 25,6 и 2,5 %). В то же время возросли объемы производства детских и диетических плодоовощных консервов (на 34,9 и 36,4 %), молока сухого (заменяющего материнское) и смесей сухих молочных для детей раннего возраста (на 18,4 и 1,9 %). Выработка детских мясных консервов за год увеличилась на 1,4 %.

Росстат

Новый бренд на рынке детского питания

Компания «АПК Придонье» (садо-водческо-перерабатывающий холдинг (Волгоградская обл.), являющийся специализированным предприятием по производству детского питания) вывела на рынок детского питания линию соков и нектаров для детей первого года жизни под названием «Спеленок». Имя и дизайн упаковки для продукта разработала ID Fabrika.

Продукция «Спеленок» позиционируется в среднем ценовом сегменте. Целевую аудиторию новой торговой марки составляют женщины, живущие в городах и имеющие детей до трех лет, со средним и выше среднего уровнем дохода.

Ассортиментный ряд «Спеленок» включает 16 вкусов соков в двух форматах упаковки.

Create Brand.ru

Сегмент «Премиум» на рынке детского питания

Производитель детского питания Semper AB (Швеция) намерен увеличить долю в сегменте «Премиум» на рынке детского питания России и стран СНГ к 2008 г. до 30 % (с 17 % в настоящее время). Об этом сообщила

директор экспортного департамента Semper К. Хедстрем.

По ее словам, продажи компании на рынке России и стран СНГ растут на 17-19 % ежегодно. На Россию и СНГ приходится 5 % продаж компании. Общий оборот Semper в прошлом финансовом году составил 116 млн евро.

Газета «Ведомости»

Воронежская кондитерская фабрика осваивает рынок детского питания

ОАО «Воронежская кондитерская фабрика» более трех лет выпускает печенье и вафли для школьного питания. В 2004 г. к давно известным и полюбившимся маленьким сладкоежкам печенью «Веселые человечки» и «Привет» добавились новинки, разработанные ведущими специалистами фабрики. Это вафли «По секрету» и печенье «Нежное» - топленое молоко».

Продукция для детского и школьного питания обладает прекрасными вкусовыми качествами и высокой энергетической ценностью. Печенье «Веселые человечки» и вафли «По секрету» содержат веторон - биологически активную витаминную добавку натурального происхождения, богатую ß-каротином (провитамином А), витаминами В и С, глюкозой, фруктозой, пектиновыми веществами, которые способствуют укреплению иммунной системы, а также содержат макроэлементы: калий, магний, натрий, фосфор, железо, йод, фтор.

Красочное оформление и удобная мелкая расфасовка по 25-30 г позволяют гарантировать стабильно высокие продажи.

За 2003 г. доля этой продукции от общего объема продаж сахарного печенья составила 6,5 %. В 2004 г. в связи с введением в производство новинок планируется увеличить объем продаж до 9 % (в натуральном выражении).

«Информкондитер»

Рейтинг известности производителей

В исследовании потребительских предпочтений на рынке детского питания, подготовленном компанией «Бизнес-Рейтинг», представлены наиболее популярные среди опрошенных потребителей марки питания. Опрос был проведен методом личного структурированного анкетирования среди 500 мам, имеющих детей до трех лет и являющихся потребителями детского питания. Рейтинги известности производителей построены на основе ответов потребителей детского питания на вопрос: «Каких производителей марки детского питания Вы знаете?».

В исследовании получены следующие результаты: Hipp - 37 %, Nestle - 36, Агуша - 36, Heinz - 34, Тип-Топ - 26 %.

Danone - подросткам

Компания Danone выпустила для детей постарше продукт «Скелетоны», героями которого стали подростки-скелеты. Новый бренд - попытка создать марку для ребят, которых уже не привлекают разноцветные шарики и ушастые зверьки. Компания не побоялась вызвать негативную реакцию у потребителей и надеется с помощью «Скелетонов» значительно увеличить долю рынка.

Danone в ближайшее время планирует инвестировать в свой российский бизнес около 60 млн долл. США. Аналитики предполагают, что при удачном стечении обстоятельств Danone может сравняться с «Вимм-Билль-Данн» уже через 2-3 года.

Бренд «Скелетоны» стал первой новинкой Danone, появившейся после объявления инвестиционных планов. Марка нацелена на перспективный сегмент рынка - детскую кисломолочную продукцию. Шкодливые скелетоны - это кость в горле симпатичному зверьку Рыжему Апу, одному из самых сильных брендов «Вимм-Билль-Данн».

«Русский гастроном»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.