Научная статья на тему 'Производство смазочных материалов в дореволюционной России'

Производство смазочных материалов в дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
85
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деготь / история науки и техники / мазут / растительные масла / смазочные масла / животные жиры / tar / history of science and technology / fuel oil / vegetable oils / lubricating oils / animal fats

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Грачев Сергей Дмитриевич, Чанышев Ринат Риянович, Шавшукова Светлана Юрьевна

В русле исследований истории становления и развития масляного производства в России рассмотрены доиндустриальные виды смазочных материалов, а также начальный период промышленного получения минеральных смазочных масел до 1917 года. Показано, что во второй половине XIX века происходит постоянное увеличение объемов производства и качества отечественных смазочных материалов. Эта тенденция сохранилась до 1914 года, затем происходит падение производства. Приведены сведения о первых предпринимателях, освоивших производство масел и смазок из нефтяного сырья в центральной части России. Подчеркнута роль талантливых инженеров и ученых, труды которых способствовали тому, что наша страна в рассматриваемый исторический период занимала ведущие позиции в производстве смазочных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Грачев Сергей Дмитриевич, Чанышев Ринат Риянович, Шавшукова Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCTION OF LUBRICATING OILS IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

In the research cycle of the formation and development of oil production history in Russia pre-industrial types of lubricants and the initial period of industrial production of mineral lubricating oils before 1917 are considered. It is shown that in the second half of the XIX century there is a constant increase in the volume of production and quality of domestic lubricants. This trend continued until 1914, then there is a production decline. Information about the first entrepreneurs who mastered the production of oils and lubricants from petroleum raw materials in the central part of Russia is given. The role of talented engineers and scientists contributed to the fact that our country occupied leading positions in the production of lubricants during considered historical period is emphasized.

Текст научной работы на тему «Производство смазочных материалов в дореволюционной России»

I

УДК 665.761

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2024-1-25-29

Производство смазочных материалов в дореволюционной России

Грачев С.Д., Чанышев Р.Р., Шавшукова С.Ю.

Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450064, г. Уфа, Россия

ORCID ORCID ORCID

https://orcid.org/0009-0006-8588-2998, E-mail: https://orcid.org/0009-0003-7648-7353, E-mail: https://orcid.org/0000-0002-2141-8612, E-mail:

: [email protected] : [email protected] : [email protected]

Резюме: В русле исследований истории становления и развития масляного производства в России рассмотрены доиндустриальные виды смазочных материалов, а также начальный период промышленного получения минеральных смазочных масел до 1917 года. Показано, что во второй половине XIX века происходит постоянное увеличение объемов производства и качества отечественных смазочных материалов. Эта тенденция сохранилась до 1914 года, затем происходит падение производства. Приведены сведения о первых предпринимателях, освоивших производство масел и смазок из нефтяного сырья в центральной части России. Подчеркнута роль талантливых инженеров и ученых, труды которых способствовали тому, что наша страна в рассматриваемый исторический период занимала ведущие позиции в производстве смазочных материалов.

Ключевые слова: деготь, история науки и техники, мазут, растительные масла, смазочные масла, животные жиры.

Для цитирования: Грачев С.Д., Чанышев Р.Р., Шавшукова С.Ю. Производство смазочных материалов в дореволюционной России //

История и педагогика естествознания. 2024. № 1. С. 25-29.

001:10.24412/2226-2296-2024-1-25-29

PRODUCTION OF LUBRICATING OILS IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA Grachev Sergey D., Chanyshev Rinat R., Shavshukova Svetlana YU.

Ufa State Petroleum Technological University, 450064, Ufa, Russia ORCID: https://orcid.org/0009-0006-8588-2998, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0009-0003-7648-7353, E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2141-8612, E-mail: [email protected]

Abstract: In the research cycle of the formation and development of oil production history in Russia pre-industrial types of lubricants and the initial period of industrial production of mineral lubricating oils before 1917 are considered. It is shown that in the second half of the XIX century there is a constant increase in the volume of production and quality of domestic lubricants. This trend continued until 1914, then there is a production decline. Information about the first entrepreneurs who mastered the production of oils and lubricants from petroleum raw materials in the central part of Russia is given. The role of talented engineers and scientists contributed to the fact that our country occupied leading positions in the production of lubricants during considered historical period is emphasized. Keywords: tar, history of science and technology, fuel oil, vegetable oils, lubricating oils, animal fats.

For citation: Grachev S.D., Chanyshev R.R., Shavshukova S.YU. PRODUCTION OF LUBRICATING OILS IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA.

History and Pedagogy of Natural Science. 2024, no. 1, pp. 25-29.

DOI:10.24412/222B-2296-2024-1-25-29

В истории техники четко прослеживается взаимосвязь создания механических изделий с производством и расширением ассортимента смазочных составов, предназначенных для уменьшения износа и смягчения трения поверхностей деталей конструкций. Так, изобретение колеса способствовало получению смазочных веществ из природной среды.

Доиндустриальный период смазочных материалов был довольно долгим. Первые упоминания о них относятся к египетской и шумерской цивилизациям (3000-е гг. до н.э.). В Средневековье смазочными материалами служили растительные масла (касторовое, сурепное, льняное, конопляное и др.) и животные жиры (баранье, говяжье и свиное сало, китовый жир, костное масло - продукт переработки мозговых костей животных), которые использовали вплоть до середины XX века [1].

По химическому составу растительные масла состоят в основном из триглицеридов - сложных эфиров глицерина и высших одноосновных карбоновых кислот: насыщенных

(стеариновая, пальмитиновая) и ненасыщенных (олеиновая, линолевая). Входящие в состав растительных масел свободные жирные кислоты действуют как поверхностно-активные вещества, жирные спирты - как растворители, их сложные эфиры образуют пленку на поверхности трения [2].

Для улучшения эксплуатационных свойств, сгущения или удешевления растительные масла и животные жиры смешивали с различными наполнителями: смолой, известью, серой, воском, графитом и др.

С древних времен, обнаруживая естественные выходы на поверхности земли и всплывающие на поверхности водоемов нефтеподобные вещества (битум, асфальт), люди пытались найти им применение в хозяйственных и лечебных целях. Так, в XVIII веке жители башкирских земель собирали нефтеподобные вещества («горную смолу») в районах рек Инзер и Белая и смазывали ими тележные оси вместо или в смеси с дегтем и смолой [3-5]. Однако качество такой смазки уступало дегтярной.

2024

История и педагогика естествознания

15

В России основным колесным смазочным материалом долгое время был деготь - продукт сухой перегонки (пиролиза) древесины. В состав дегтя входят ароматические углеводороды и их оксипроизводные (бензол, ксилол, крезол, толуол, гваякол, фенол), смолы и др. Дегтекурение (процесс получения дегтя) в XII веке возникло в северо-восточной части Руси, а в ХУ-ХУ1 веках распространилось по всей территории страны [6].

Как правило, в качестве колесной смазки использовали березовый деготь или его смесь с сосновым, однако последний большей частью предназначался для просмалива-ния днищ судов. Получали деготь из березовой коры или бересты в дегтярнях. Измельченную березовую кору утрамбовывали в предварительно подготовленную (высушенную и обмазанную глиной или обложенную камнями) яму глубиной около 2,5 м, диаметром от 1,5 до 3 м, поджигали, затем яму плотно закрывали навозом или травой, чтобы происходило не горение, а тление. При температуре 200-300 °С береста разлагалась с образованием дегтя, воды и газов. Деготь собирался в поддоне или вытекал по выведенной наружу трубе. Позднее бересту стали укладывать в глиняные, а затем металлические емкости - корчаги [7].

Следует отметить, что процесс перегонки производился с соблюдением правил безопасности: в специально отведенном месте вне жилых строений в присутствии опытного дегтекура, который вовремя пресекал открытое горение.

Продукт перегонки представлял собой густую маслянистую жидкость черного цвета со специфическим запахом. Иностранцы называли ввозимый из России деготь «русским маслом» [8]. Интересно, что это название сохранилось и использовалось и для импортируемых в XIX веке из России минеральных смазочных масел [9].

Постепенно процесс дегтекурения модернизировался, однако промышленного применения он так и не получил, хотя на уровне кустарного производства сохранился по сей день. В начале XIX века в Нижегородской губернии пиролиз проводили в чугунных котлах. В середине XIX века стали использовать стальные горизонтальные реторты.

Дегтекурение существовало и в СССР на предприятиях малой лесохимии. Но постепенно происходило снижение выработки дегтя, поскольку в смазочных составах его уже не использовали (табл. 1).

Во второй половине XVIII века в связи с расширением текстильного и прядильного производства в качестве смазочного материала для деталей станков получил распространение китовый или тюлений жир (ворвань). Ворвань добывали на Севере России, в приморской зоне, вытапливанием жира в ямах. Химический состав ворвани представлен глицеридами высших карбоновых кислот, около 20% из которых являются твердыми (пальмитиновая) и около 80% -жидкими (олеиновая и др.) [10, 11].

В качестве смазочного материала горячих деталей паровых машин использовали талловое масло - побочный продукт производства целлюлозы. На российских целлюлозных заводах из 1 т сырья получали около 50 кг сульфатного мыла, из которого выделяли талловое масло. В состав тал-лового масла входят эфиры жирных (главным образом ненасыщенных) и смоляных кислот (абиетиновая, пимаровая) и до 10% неомыляемых веществ [12].

Во второй половине XIX века в России начали активно строиться промышленные предприятия, производящие сма-

Таблица 1.

Производство дегтя в СССР, т [7]

Год 1940 1952 1977

Выработка 3500 2200 800

зочные составы, чему способствовали следующие предпосылки. Во-первых, быстрый рост железнодорожной сети, водного, а затем и автомобильного транспорта, требовавших качественных масел; во-вторых, расширение нефтяного производства, основным продуктом которого сначала был только керосин, что привело к проблеме квалифицированного применения остатков керосинового производства (мазута); в-третьих, дороговизна импортируемых смазочных материалов.

Сначала в традиционные смазки на основе растительных или животных жиров добавляли мазут. Так, например, один из составов для смазывания тележных осей включал вываренную сосновую смолу, канифоль, гашеную известь и мазут [13]. Затем мазут стал основным компонентом смазочных материалов, а уже к нему примешивали растительные или животные жиры. Возросшие требования к качеству смазок привели к вытеснению с рынка материалов природного происхождения.

Начался индустриальный период минеральных смазочных материалов. В отличие от животных и растительных жиров, минеральные масла можно было получать в больших объемах, они сохраняли свои свойства в морозную и жаркую погоду.

Следует отметить, что в тот период производители действующих в России нефтяных предприятий не стремились перерабатывать мазут. Основная его часть сжигалась в топочных котлах заводов, судов, паровозов. Так, в 1885 году только 10% мазута было использовано для производства смазочных масел. В 1899 году из 9 млн т добытой нефти было получено только 2,8 млн т нефтепродуктов (керосин, бензин, смазочные масла), остальные 6,2 млн т были сожжены в топках. О необходимости квалифицированного использования отходов керосинового производства неоднократно писал Д.И. Менделеев: «Нефтяным нашим богатствам надо дать другое, более ценное применение» [14].

Пионером в области производства смазочных масел в России стал купец Ф.И. Смолянинов, построивший с этой целью в 1865 году завод в Астрахани. Сырьем для производства мази, которая предназначалась для смазывания колес и узлов железнодорожных составов, были остатки переработки бакинских нефтей. Способ производства мази заключался в нагревании мазута в смеси с растительными и животными жирами с целью удаления летучих компонентов.

Вскоре, в 1867 году, Смолянинов перенес производство в село Коржавино Владимирской губернии, расширил и модернизировал его, получая керосин, смазочное масло и мылонафту (моющее средство). В 1872 году в числе прочих нефтепродуктов на заводе было произведено 164 т смазочных масел: веретенного, машинного, цилиндрового [15].

Второй завод в России по производству смазочных масел построил в 1871 году предприниматель Н.А. Саханский в Керчи. Масла получали из добываемой на Керченском полуострове чонгельской нефти. Завод мощностью до 35 тыс. пудов производил два сорта масел: машинное и вагонное [16].

Однако по-настоящему основательно, с использованием передового опыта и научных инноваций, к производству смазочных масел приступил предприниматель В.И. Рагозин. В 1870-х годах он построил три завода: сначала (в качестве опытного) в Нижнем Новгороде, затем в Балахне и Константинове, на которых производился широкий ассортимент смазочных масел: машинное, веретенное, вагонное зимнее и вагонное летнее, позднее - соляровое, цилиндровое и др., а также мазь для ступиц колес экипажей.

На заводе в Балахне Рагозин применил отработанную в Нижнем Новгороде технологию перегонки нефтяных остатков с использованием перегретого водяного пара: нефтя-

История и педагогика естествознания 1 ■ 2024

Таблица 2.

Нефтеперегонные и специализированные заводы, производящие масла и смазки в Центральной России [25-28]

Год Город Основатель

1865 Астрахань Ф.И. Смолянинов

1867 с. Коржавино (Владимир. губ.)

1870 Керчь Н.А. Соханский

1870 Нижний Новгород В.И. Рагозин

1875 Балахна

1879 с. Константиново (Ярослав. губ.)

1874 ст. Колокша (Владимир. губ.) Н.В. Петров

1877 с. Варя (Нижегород. губ.) И.Н. Тер-Акопов

1881 Кусково (под Москвой) Товарищество русско-американского нефтяного производства

1882 Москва К. Зиллер

1884 д. Бурнаковка (Ниж. Новгород) Бр. Микаэлян

1885 д. Черная (Костром. губ.) П. Царевский

1890 Царицын М. Мискарев

1894 с. Вервилово (под Рыбинском) И. Щербаков

1897 Санкт-Петербург В. Ропс и Ко»

1899 ст. Князевка Торговое общество Петроль

Таблица 3.

Производство смазочных масел в России, тыс. т [29]

Таблица 4.

Производство масел в Баку, тыс т [33, 34]

Год 1900 1902 1904 1906 1908 1910 1912

Выработка 252,3 263,7 325,6 288,0 248,2 341,9 451,3

Год 1913 1914 1915 1916

Выработка 376,8 229,3 163,8 147,4

ные остатки (мазут) нагревали в кубах до 300 °С, отгоняли керосин, затем через куб пропускали перегретый водяной пар, который увлекал за собой масляные фракции по трубе в холодильное устройство, где их отделяли от воды, очищали серной кислотой, промывали щелочным раствором и водой. Применение перегретого пара ускоряло процесс перегонки. Уже в 1879 году (год строительства завода) на нем было произведено около 100 тыс. пудов смазочных масел и смазок [17].

Передовым в технологическом оснащении, по качеству и ассортименту продукции был завод в Константинове, который стал, по сути, одним из первых предприятий нефтехимии, так как производил в числе других продуктов бензол и толуол. Объем производства масел составлял 570 тыс.

пудов в год. Стоит отметить, что это предприятие с богатейшей историей - Ярославский НПЗ им. Д.И. Менделеева -действует по сей день [18].

Качество продукции Товарищества производства минеральных масел В.И. Рагозин и Ко было по достоинству оценено как в России, так и за рубежом: Рагозин получил право изображать российский герб на упаковке, его продукция неоднократно удостаивалась золотых медалей на международных промышленных выставках [19]. Успех предприятий Рагозина был обеспечен в большой мере привлечением к делу талантливых ученых и инженеров того времени, в числе которых Д.И. Менделеев, В.Г. Шухов, В.И. Калашников, Г.А. Шмидт и др. [20].

Следует отметить, что во второй половине XIX века получает развитие научный подход к вопросам применения смазочных материалов. Исследование влияния смазывающих составов на процессы трения и износа деталей было представлено в трудах Н.П. Петрова [21, 22]. В конце XIX -начале XX века успехи производства отечественных минеральных масел и смазочных материалов были обеспечены работами Д.И. Менделеева, В.В. Марковникова, К.В. Хар-чикова, Л.Г. Гурвича, Н.Е. Жуковского, Ф.Ф. Бейльштейна, В.Н. Оглоблина, С.И. Ламанского, А.А. Летнего, А.Н. Настю-кова и др. [23].

В 1890 году производительность строящихся ежегодно заводов, ориентированных на производство смазочных масел (табл. 2), составляла около 55 тыс. т.

С 1875 по 1880 год производство смазочных масел выросло в 2,5 раза, еще через пять лет - в 3 раза, что позволило экспортировать значительную часть продукции. К концу XIX века экспорт смазочных масел из России составлял около 15% всего объема экспортируемых нефтепродуктов [24].

В начале XX века производство масел в России также непрерывно росло (табл. 3).

Далее вплоть до 1917 года лидерство в производстве смазочных масел принадлежало Товариществу нефтяного производства братьев Нобель, на предприятиях которого технологический процесс производства масел был усовершенствован, что позволило повысить качество продукции и увеличить ассортимент. В период с 1879 по 1904 год на заводах Нобелей было произведено более 45 млн пудов солярового и около 50 млн пудов других смазочных масел [30].

История производства смазочных и моторных масел на нефтеперерабатывающих предприятиях районов Баку и Грозного широко представлена в ряде работ [31, 32] и в русле исследований исторических аспектов развития масляного производства в России заслуживает отдельного рассмотрения.

С 1914 года, с вступлением России в Первую мировую войну, объем производства смазочных материалов, как и в целом объем производства нефтепродуктов, снижался (табл. 4). Эта тенденция сохранилась до 1920 года.

Таким образом, в истории развития смазочных материалов в дореволюционной России можно выделить два этапа: доиндустриальный, длившийся до середины XIX века и характеризующийся использованием природных веществ, и промышленный - до 1917 года, отличающийся созданием нефтеперерабатывающих предприятий, ориентированных на производство минеральных масел и смазок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Новое о смазочных материалах: Избр. докл. на Междунар. конф. по смазочным материалам, Вашингтон, 1964, пер. с англ., под. ред. Г.В. Виноградова. М.: Химия. 1967. 312 с.

2. Остриков В.В., Петрашев А.И., Сазонов С.Н., Забродская А.В. Топливо, смазочные материалы и технические жидкости: учеб. пособие. М.; Вологда: Инфра-Инженерия, 2019. 244 с.

3. Мовсумзаде Э.М., Муртазин М.Б. Очерки по истории развития нефтяной промышленности Урало-Поволжского региона. Уфа: Реактив, 1995. 118 с.

История и педагогика естествознания

17

4. Хасанова З.Ф. Традиционные хозяйственные занятия башкир инзерского бассейна (середина XIX - начало XXI в.). СПб.: Свое изд-во, 2014. 185 с.

5. Рахманкулов Д.Л., Аглиуллин А.Х., Соловьев Р.А. Первые нефтяные промыслы и нефтеперерабатывающие предприятия Урало-Поволжья // Башкир. Хим. журн. 2004. Т. 11. № 2. С. 96-104.

6. Таланин Ф.А. Производство берестового дегтя. М.: Лесная промышленность, 1981. 71 с.

7. Ногин К.И. Смолокурение и дегтекурение. Л.: Госхимтехиздат, 1932. 215 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Сабурова Л.М. Культура и быт русского населения Приангарья (конец XIX - XX в.). Л.: Наука, 1959. 280 с.

9. Уразгалиев В.Ш. Становление и развитие нефтяного дела в Российской империи // Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2013. С. 69-80.

10.Лепёхин И.И. Дневные записки путешествия академика Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства в 1772 году. Ч. IV. СПб.: Императорская Академия наук, 1805. 457 с.

11.Техническая энциклопедия. Т. 4. Водородные ионы - газовые двигатели / под ред. Л.К. Мартенса. М.: Советская энциклопедия, 1928.

12.Солодкий Ф.Т. Научные труды по лесобиохимии. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2013. 531 с.

13. Булгаков Н.В., Кутянин Г.И. Введение, пластические массы, химико-москательные товары. М.: Госторгиздат, 1962. 368 с.

14.Менделеев Д. Учение о промышленности: Вступление в Библиотеку промышленных знаний. СПб.: Тип. акционер. об-ва Брокгауз-Ефрон, 1900-1901. 92 с.

15.Хижняков С., Осинов В. Первые нефтезаводчики Поволжья. Они положили начало производству в России смазочных масел // Нефть России. 2001. № 6. С. 130-133.

16. Матвейчук А. Не подмажешь - не поедешь... Страницы истории нефтяного смазочного производства в России // Нефть России. 2015. № 5-6. С. 68-72.

17.Колесниченко Г.В. Очерки истории Ярославского нефтеперерабатывающего завода им. Д.И. Менделеева. Рыбинск: Изд-во Михайлов посад, 2001. 251 с.

18. Беляева А.С. Технологии вторичного использования побочных продуктов масляного производства: дисс. канд. техн. наук: 02.00.13. Уфа: УГНТУ, 2015. 277 с.

19.Матвейчук А. Императив нефтеперегонного куба // Нефть России. 2014. № 1-2. С. 55-60.

20.Жилкина Е.О., Антонов С.А. Этапы становления и развития производства минеральных масел в России // Вестник Самарского гос. тех. ун-та. Сер. Технические науки. 2014. № 1 (41). С. 159-163.

21. Петров Н.П. Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости. СПб.: Изд-во Тип. А.С. Суворина, 1883. 210 с.

22. Петров Н.П., Рейнольдс О., Зоммерфельд А. и др. Гидродинамическая теория смазки. М.; Л.: Госуд. техн.-теор. изд-во, 1934. 575 с.

23.Тыщенко В.А., Агафонов И.А., Пимерзин А.А. и др. Технология производства смазочных масел и спецпродуктов. Самара: Изд-во СамГТУ,

2013. 235 с.

24.Матвейчук А.А., Фукс И.Г., Тыщенко В.А. Триумф российских олеонафтов: очерки истории отечественного масляного производства. М.: Древлехранилище, 2010. 244 с.

25.Фабрично-заводская промышленность России. Перечень фабрик и заводов. СПб.: тип. Е.А. Ефрона, 1897.

26.Вишняков-Вышневецкий К.К. Иностранцы в структуре Санкт-Петербургского предпринимательства во второй половине XIX - начале ХХ века. СПб.: Береста, 2004. 83 с.

27.Смирнова Л.В., Платонова С.Э., Керзум А.П. Химические производства Санкт-Петербурга в дореволюционный период // Проблемы современной экономики. 2010. № 2. С. 485-498.

28.Свирский В.Ф. Фабрики, заводы и прочие промышленные заведения Владимирской губернии. Владимир: Влад. губ. зем. управа, 1890. 198 с.

29.Капустин В.М., Тонконогов Б.П., Фукс И.Т. Технология переработки нефти. Ч. 3. Производство нефтяных смазочных материалов. М.: Химия,

2014. 328 с.

30.Джафаров К.И., Джафаров Ф.К. Товарищество нефтяного производства братьев Нобель // Науковедение. 2001. № 1. С. 189-200.

31.Мовсумзаде Э.М. Зарождение перегонки апшеронской нефти и становление масляного производства. Уфа: Реактив, 1997. 294 с.

32.Ахмадова Х.Х., Мусаева М.А., Сыркин А.М. и др. Добыча, переработка и исследование грозненской нефти в XIX - начале XX века. М.: Изд. дом Академии естествознания, 2018. 146 с.

33.Тяжелая индустрия в СССР. Уголь, нефть, железо и медь. М.; Л.: Государ. изд-во, 1926. С. 172.

34.Косторниченко В.Н. Иностранный капитал в нефтяной промышленности дореволюционной России: к разработке периодизации процесса. Эконом. история. Обозрение. Вып. 10 / Под ред. Л.И. Бородкина. М.: Изд-во МГУ, 2005. С. 46-48.

REFERENCES

1. Novoye o smazochnykh materialakh: Izbrannyye doklady na Mezhd. konf. po smazochnym materialam, Vashington, 1964 [New about lubricants: Selected reports at the Int. conf. on Lubricants, Washington, 1964]. Moscow, Khimiya Publ., 1967. 312 p.

2. Ostrikov V.V., Petrashev A.I., Sazonov S.N., Zabrodskaya A.V. Toplivo, smazochnyye materialy i tekhnicheskiye zhidkosti [Fuel, lubricants and technical fluids]. Moscow, Vologda, Infra-Inzheneriya Publ., 2019. 244 p.

3. Movsumzade E.M., Murtazin M.B. Ocherkipo istorii razvitiya neftyanoy promyshlennosti Uralo-Povolzhskogo regiona [Essays on the history of the development of the oil industry in the Ural-Volga region]. Ufa, Reaktiv Publ., 1995. 118 p.

4. Khasanova Z.F. Traditsionnyye khozyaystvennyye zanyatiya bashkir inzerskogo basseyna (seredina XIX- nachalo XXI v.) [Traditional economic activities of the Bashkirs of the Inzer basin (mid-19th - early 21st centuries)]. St. Petersburg, Svoye Publ., 2014. 185 p.

5. Rakhmankulov D.L., Agliullin A.KH., Solov'yev R.A. The first oil fields and oil refineries of the Ural-Volga region. Bashkirskiykhimicheskiyzhurnal, 2004, vol. 11, no. 2, pp. 96-104 (In Russian).

6. Talanin F.A. Proizvodstvo berestovogo degtya [Production of birch bark tar]. Moscow, Lesnaya promyshlennost' Publ., 1981. 71 p.

7. Nogin K.I. Smolokureniye i degtekureniye [Resin smoking and tar smoking]. Leningrad, Goskhimtekhizdat Publ., 1932. 215 p.

8. Saburova L.M. Kul'tura i byt russkogo naseleniya Priangar'ya (konets XIX - XX v.) [Culture and life of the Russian population of the Angara region (late XIX - XX centuries)]. Leningrad, Nauka Publ., 1959. 280 p.

9. Urazgaliyev V.SH. Formation and development of the oil business in the Russian Empire. Vestnik SPbGU, 2013, pp. 69-80 (In Russian).

10. Lepokhin I.I. Dnevnyye zapiskiputeshestviya akademika Ivana Lepokhina po raznym provintsiyam Rossiyskogo gosudarstva v 1772 godu. CH. IV [Day notes of academician Ivan Lepyokhin's travels through different provinces of the Russian state in 1772. Part IV]. St. Petersburg, Imperatorskaya Akademiya nauk Publ., 1805. 457 p.

11. Tekhnicheskaya entsiklopediya. T.4. Vodorodnyye iony- Gazovyye dvigateli [Technical encyclopedia. Vol. 4. Hydrogen ions - Gas engines]. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1928.

12. Solodkiy F.T. Nauchnyye trudypo lesobiokhimii [Scientific works on forest biochemistry]. St. Petersburg, Politekhnicheskogo un-ta Publ., 2013. 531 p.

13. Bulgakov N.V., Kutyanin G.I. Vvedeniye, plasticheskiye massy, khimiko-moskatel'nyye tovary [Introduction, plastics, chemical products]. Moscow, Gostorgizdat Publ., 1962. 368 p.

281

История и педагогика естествознания

1 •2024

14. Mendeleyev D. Ucheniye o promyshlennosti: Vstupleniye v Biblioteku promyshlennykh znaniy [Doctrine of industry: Introduction to the Library of Industrial Knowledge]. St. Petersburg, Tip. akts. o-va Brokgauz-Yefron Publ., 1900-1901. 92 p.

15. Khizhnyakov S., Osinov V. The first oil refineries of the Volga region. They laid the foundation for the production of lubricating oils in Russia. Neft' Rossii, 2001, no. 6, pp. 130-133 (In Russian).

16. Matveychuk A. If you don't lubricate, you won't go... Pages of the history of oil lubricant production in Russia. Neft' Rossii, 2015, no. 5-6, pp. 68-72 (In Russian).

17. Kolesnichenko G.V. Ocherki istorii Yaroslavskogo neftepererabatyvayushchego zavoda im. D.I. Mendeleyeva [Essays on the history of the Yaroslavl Oil Refinery named after. D.I. Mendeleev]. Rybinsk, Mikhaylov posad Publ., 2001. 251 p.

18. Belyayeva A.S. Tekhnologii vtorichnogo ispol'zovaniya pobochnykh produktov maslyanogo proizvodstva. Diss. kand. tekhn. nauk [Technologies for recycling by-products of oil production. Cand. tech. sci. diss.]. Ufa, UGNTU Publ., 2015. 277 p.

19. Matveychuk A. Imperative of the oil distillation cube. Neft' Rossii, 2014, no. 1-2, pp. 55-60 (In Russian).

20. Zhilkina YE.O., Antonov S.A. Stages of formation and development of mineral oil production in Russia. Vestnik Samarskogo gos. tekh. un-ta, 2014, no. 1 (41), pp. 159-163 (In Russian).

21. Petrov N.P. Treniye v mashinakh i vliyaniye na nego smazyvayushchey zhidkosti [Friction in machines and the effect of lubricating fluid on it]. St. Petersburg, Tip. A.S. Suvorina Publ., 1883. 210 p.

22. Petrov N.P., Reynol'ds O., Zommerfel'd A., Michel' A., Zhukovskiy N.YE., Chaplygin S.A. Gidrodinamicheskaya teoriya smazki [Hydrodynamic theory of lubrication]. Moscow, Leningrad, Gosudarstvennoye tekhniko-teoreticheskoye Publ., 1934. 575 p.

23. Tyshchenko V.A., Agafonov I.A., Pimerzin A.A. Tekhnologiya proizvodstva smazochnykh masel i spetsproduktov [Technology of production of lubricating oils and special products]. Samara, SamGTU Publ., 2013. 235 p.

24. Matveychuk A.A., Fuks I.G., Tyshchenko V.A. Triumf rossiyskikh oleonaftov: ocherki istorii otechestvennogo maslyanogo proizvodstva [The triumph of Russian oleonafts: essays on the history of domestic oil production]. Moscow, Drevlekhranilishche Publ., 2010. 244 p.

25. Fabrichno-zavodskayapromyshlennost' Rossii. Perechen' fabrikizavodov [Factory industry of Russia. List of factories]. St. Petersburg, tip. Ye.A. Yefrona Publ., 1897.

26. Vishnyakov-Vyshnevetskiy K.K. Inostrantsy v strukture Sankt-Peterburgskogo predprinimatel'stva vo vtoroy polovine XIX- nachale XX veka [Foreigners in the structure of St. Petersburg entrepreneurship in the second half of the 19th - early 20th centuries]. St. Petersburg, Beresta Publ., 2004. 83 p.

27. Smirnova L.V., Platonova S.E., Kerzum A.P. Chemical production of St. Petersburg in the pre-revolutionary period. Problemysovremennoy ekonomiki, 2010, no. 2, pp. 485-498 (In Russian).

28. Svirskiy V.F. Fabriki, zavody i prochiye promyshlennyye zavedeniya Vladimirskoy gubernii [Factories and other industrial establishments of the Vladimir province]. Vladimir, Vlad. gub. zem. Uprava Publ., 1890. 198 p.

29. Kapustin V.M., Tonkonogov B.P., Fuks I.T. Tekhnologiya pererabotki nefti. CH. 3. Proizvodstvo neftyanykh smazochnykh materialov [Oil refining technology. Part 3. Production of petroleum lubricants]. Moscow, Khimiya Publ., 2014. 328 p.

30. Dzhafarov K.I., Dzhafarov F.K. Nobel brothers' oil production partnership. Naukovedeniye, 2001, no. 1, pp. 189-200 (In Russian).

31. Movsumzade E.M. Zarozhdeniye peregonki apsheronskoy nefti i stanovleniye maslyanogo proizvodstva [The origin of the distillation of Absheron oil and the formation of oil production]. Ufa, Reaktiv Publ., 1997. 294 p.

32. Akhmadova KH.KH., Musayeva M.A., Syrkin A.M. Dobycha, pererabotka i issledovaniye groznenskoy nefti v techeniye XIX - nachale XX vekov [Extraction, processing and research of Grozny oil during the 19th - early 20th centuries]. Moscow, Izdatel'skiy dom Akademii yestestvoznaniya Publ., 2018. 146 p.

33. Tyazhelaya industriya vSSSR. Ugol', neft', zhelezo i med' [Heavy industry in the USSR. Coal, oil, iron and copper]. Moscow, Leningrad, Gosudarstvennoye Publ., 1926. p. 172.

34. Kostornichenko V.N. Inostrannyy kapital v neftyanoy promyshlennosti dorevolyutsionnoy Rossii: k razrabotke periodizatsii protsessa [Foreign capital in the oil industry of pre-revolutionary Russia: towards the development of a periodization of the process]. Trudy Ekonomicheskaya istoriya. Obozreniye. Vypusk 10 [Proc. of Economic history. Review. Issue 10]. Moscow, 2005, pp. 46-48.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Грачев Сергей Дмитриевич, аспирант, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Чанышев Ринат Риянович, д.т.н., в.н.с. кафедры общей, аналитической и прикладной химии, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Шавшукова Светлана Юрьевна, д.т.н., проф. кафедры общей, аналитической и прикладной химии, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Sergey D. Grachev, Graduate Student, Ufa State Petroleum Technological University.

Rinat R. Chanyshev, Dr. Sci. (Tech.), Leading Researcher of the Department of General, Analytical and Applied Chemistry, Ufa State Petroleum Technological University.

Svetlana YU. Shavshukova, Dr. Sci. (Tech.), Prof. of the Department of General, Analytical and Applied Chemistry, Ufa State Petroleum Technological University.

■ 2024

История и педагогика естествознания

\29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.