Научная статья на тему 'Зарождение и становление отечественного масляного производства'

Зарождение и становление отечественного масляного производства Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
95
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смазочные и моторные масла / этапы развития отечественного производства масел / технологическая схема / масляные дистилляты / эксплуатационные свойства / lubricating and motor oils / stages of development of domestic oil production / technological scheme / oil distillates / operational properties

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Мухаметзянов Искандер Зинурович

В статье рассматриваются вопросы зарождения и становления производства моторных масел в России. Проанализированы и показаны основные этапы производства моторных масел в период с начала XX века и до нынешних дней. Детально исследованы все производственные процессы по получению масел на различных заводах, выделены особенности производства, применяемые технологии и технологическое оборудование. Показаны современные методы производства моторных масел, выделены тенденции развития существующих способов производства масел. Обобщены и выделены основные этапы отечественного становления и развития производства масел. Выявлены тенденции дальнейшего развития отечественного производства масел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по промышленным биотехнологиям , автор научной работы — Мухаметзянов Искандер Зинурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGIN AND FORMATION OF DOMESTIC OIL PRODUCTION

The article deals with the issues of the origin and formation of the production of motor oils in Russia. The main stages of the motor oil production in the period from the beginning of the 20th century to nowadays are analyzed and shown. All production processes for the oil production at various factories are detail studied, the features of production, the technologies and technological equipment are highlighted. The modern methods of production of motor oils are shown, trends in the development of existing methods of production of oils are highlighted. The main stages of the domestic formation and development of oil production are generalized. The tendencies of further development of the domestic production of oils are revealed.

Текст научной работы на тему «Зарождение и становление отечественного масляного производства»

УДК: 665.765

https://doi.org/10.24412/2226-2296-2021-1-2-18-22

I

Зарождение и становление отечественного масляного производства

И.З. Мухаметзянов

Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5312-2939, E-mail: mukhametzyanoviz@gmail.com

Резюме: В статье рассматриваются вопросы зарождения и становления производства моторных масел в России. Проанализированы и показаны основные этапы производства моторных масел в период с начала XX века и до нынешних дней. Детально исследованы все производственные процессы по получению масел на различных заводах, выделены особенности производства, применяемые технологии и технологическое оборудование. Показаны современные методы производства моторных масел, выделены тенденции развития существующих способов производства масел. Обобщены и выделены основные этапы отечественного становления и развития производства масел. Выявлены тенденции дальнейшего развития отечественного производства масел. Ключевые слова: смазочные и моторные масла, этапы развития отечественного производства масел, технологическая схема, масляные дистилляты, эксплуатационные свойства.

Для цитирования: Мухаметзянов И.З. Зарождение и становление отечественного масляного производства // История и педагогика

естествознания. 2021. № 1-2. С. 18-22.

D0I:10.24412/2226-2296-2021-1-2-18-22

THE ORIGIN AND FORMATION OF DOMESTIC OIL PRODUCTION

Iskander Z. Mukhametzyanov

Ufa State Petroleum Technological University, 450062, Ufa, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5312-2939, E-mail: mukhametzyanoviz@gmail.com

Abstract: The article deals with the issues of the origin and formation of the production of motor oils in Russia. The main stages of the motor oil production in the period from the beginning of the 20th century to nowadays are analyzed and shown. All production processes for the oil production at various factories are detail studied, the features of production, the technologies and technological equipment are highlighted. The modern methods of production of motor oils are shown, trends in the development of existing methods of production of oils are highlighted. The main stages of the domestic formation and development of oil production are generalized. The tendencies of further development of the domestic production of oils are revealed.

Keywords: lubricating and motor oils, stages of development of domestic oil production, technological scheme, oil distillates, operational properties.

For citation: Mukhametzyanov I.Z. THE ORIGIN AND FORMATION OF DOMESTIC OIL PRODUCTION. History and Pedagogy of Natural Science. 2021, no. 1-2, pp. 18-22. DOI:10.24412/2226-2296-2021-1-2-18-22

Основателем отечественного производства смазочных и моторных масел является город Баку [1-8]. Расположенный на территории бывшего СССР, этот город после национализации, в 1920-е годы, обладал масляными батареями на заводе «Азнефтяг». Эти батареи представляли собой конструкции кубической формы для получения масляных дистиллятов из мазута. Существовавшие тогда вакуумные кубовые установки были предназначены для производства в основном веретенных и машинных дистиллятов. Простейшая технологическая схема этих установок без ректификационных устройств и трубчатых нагревателей не позволяла эффективно и рационально перерабатывать мазут по причине разложения масляных фракций.

Для устранения этого недостатка в 1930-е годы на Бакинском нефтеперерабатывающем заводе было начато строительство вакуумных трубчатых установок и установок по кислотной очистке контактным способом с применением отечественного сырья - гумбрина [9]. Благодаря быстрым темпам строительства уже в 1931-1933 годах был произведен монтаж и запуск в эксплуатацию пяти вакуумных установок фирмы «Алко» (США), что явилось новым этапом

в развитии отечественных мазутоперегонных процессов. Такая реконструкция и усложнение технологического процесса привели к существенному снижению объемов переработки на кубовых батареях. Новые вакуумные трубчатые установки позволяли увеличивать глубину отбора и повышать качество масляных дистиллятов, что сразу же отразилось на рациональном использовании сырья.

Параллельно с эксплуатацией вакуумных установок импортных поставок велись работы по проектированию и внедрению в производство отечественных аппаратов. Так, в декабре 1931 года была запущена в эксплуатацию первая отечественная вакуумная трубчатая установка, разработанная советскими инженерами М.А. Пэнгу и В.Л. Гурвичем. Использование этих установок к середине 30-х годов ежегодно увеличивалось [9].

Рост экономики страны сопровождался постоянным увеличением объемов поставок смазочных и моторных масел потребителю, что сопровождалось наращиванием объемов перегонки мазута. Все эти факторы в совокупности с началом эксплуатации в 1940 году новых вакуумных трубчатых установок как отечественного, так и иностранного произ-

История и педагогика естествознания 1-2 • 2021

водства, и значительным усовершенствованием технологии переработки мазута повлияли на увеличение в несколько раз объемов промышленного производства смазочных материалов.

С началом Великой Отечественной войны (ВОВ) из-за прекращения поставок реагентов для очистки масел и значительного сокращения количества квалифицированных работников поставки масел практически полностью прекратились, что привело к резкому сокращению объемов переработки сырья.

После окончания ВОВ, начиная с 1946 года, все существующие на заводе установки по переработке мазута были подвергнуты глубокой реконструкции и модернизации. С этого времени Бакинский НПЗ стал регулярно и в полном объеме снабжаться необходимыми реагентами: серной кислотой, каустической содой и гумбрином. Такая ситуация способствовала тому, что в 1949 году объем переработки мазута достиг уровня довоенных показателей.

Вместе с этим военно-политическая ситуация в стране, блокада бакинских нефтепромыслов во время войны способствовали развитию нефтедобывающей отрасли и росту нефтедобычи в восточных регионах страны. Но углеводородное сырье с новых восточных месторождений характеризовалось большим по сравнению с бакинской нефтью содержанием серы. Это вынуждало переработчиков искать новые способы переработки сырья и решать проблемы совершенствования технологических процессов. Реализовать возникшие задачи был призван созданный Центральный институт авиатоплив и масел (ЦИАТИМ), который в дальнейшем был переименован во Всесоюзный научно-исследовательский институт нефтеперерабатывающей промышленности (ВНИИНП) [9].

В период 1950-1955 годов Бакинский НПЗ продолжал оставаться главным производителем и поставщиком смазочных и моторных масел, потребность в которых постоянно увеличивалась. Объясняется это невысокими темпами строительства нефтеперерабатывающих заводов, производящих в том числе и моторные масла, в восточных регионах страны. В рамках выявления подходов по увеличению производительности установок по производству масел на Бакинском НПЗ было развернуто движение рационализаторов производства. Например, работниками завода И.А. Шелко-ноговым, Ш.Ш. Спектор, А.А. Хиндристанлы был предложен и внедрен в производство машинного дистиллята на установке по атмосферной перегонке нефти усовершенствованный технологический режим. Результатом этого внедрения стало увеличение производства машинного дистиллята на 300 т/сут и увеличение глубины переработки мазута до более высокого процента отбора из сырья дистиллята.

Период с 1956 по 1970 год характеризуется переработкой нефти на заводе с различными показателями качества. Такая ситуация предусматривала проведение работ и исследований по дальнейшему технологическому и аппаратурному усовершенствованию производства масляных дистиллятов. В 1956 году на установках типа «Алко» после модернизации производительность переработки по сравнению с довоенной была повышена на 28%. В дальнейшем, в период до 1965 года, продолжалось наращивание мощностей по переработке мазута, достигнув максимума в 1964 году, что превысило уровень 1955 года на 8,8%. Далее, в 1968 году была полностью демонтирована установка атмосферной перегонки нефти типа «Баджер», и вместо нее была возведена установка АВТ с производительностью переработки сырья вдвое превышающую прежнюю производительность. Также в этот период была пущена в эксплуатацию новая мазутоперегонная установка мощностью 1300 т/сут, что позволило снизить нагрузку на работу двух других

1-2 ■ 2021 История и педагогика естествознания

вакуумных установок и получить дистилляты повышенного качества.

Период 1970-х годов характеризуется значительным уменьшением (на 25 %) производства масляных дистиллятов, снижением уровня отбора продукта из сырья, что явилось следствием увеличения количества поставок из других регионов страны для переработки парафинистых нефтей, характеризующихся пониженным содержанием масляных фракций по сравнению с нефтями нафтенового основания. Такая ситуация требовала от производителей ввода в технологическую схему новых, более дорогих и сложных процессов. К тому же во второй половине этого десятилетия спрос потребителей на масла снизился, что привело к значительному сокращению объемов реконструкции установок по перегонке мазута и сосредоточению внимания завода на проведении мероприятий по улучшению качественных показателей работы установок.

Тем не менее параллельно с Бакинским НПЗ развивалось производство масел и в Башкортостане.

Ново-Уфимский НПЗ (НУНПЗ) являлся одним из крупнейших заводов, более чем из 6000 крупных предприятий нефтеперерабатывающего комплекса, на котором планировались работы по реконструкции и строительству в первые годы после окончания Великой Отечественной войны.

Планы по строительству объяснялись постоянным наращиванием объемов добычи нефти в Башкирии в послевоенное время (в 1947 году по сравнению с предыдущим годом добыча нефти возросла почти в полтора раза). Также для обеспечения постоянно нарастающих объемов в продуктах нефтепереработки требовалось ускоренное увеличение получения из нефтяного сырья различных горючих и смазочных материалов для промышленности и сельского хозяйства страны.

В 1946 году началась разработка проектно-сметной документации для строительства завода. Генеральный проектировщик - институт «Нефтезаводстройпроект» (ВНИПИ-нефть), руководитель проектных работ - Э.И. Гроссман [10].

К 1955 году, когда строительство Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода в основном закончилось, уже были пущены в эксплуатацию первые установки мас-лоблока АВТМ-1, 2. Проектной документацией предусматривалась переработка более 7 млн т сернистых нефтей из Башкирии, Татарии и Тюменской области с производством 212 тыс. т масел в год. Проведение технологических работ по отработке проектных режимов, достижение баланса между технологическими блоками систем, установление оптимальной технологической схемы позволили в 1957 году выйти на запланированную производственную мощность масляного производства.

В различные годы руководителями масляных производств были: Г.Ф. Ивановский, Е.И. Евсюков, Л.И. Ишмаев, И.Л. Кушнир, Р.Г. Нигматуллин, Р.Т. Абдеев. Значительный вклад в развитие производства внесли в свое время такие работники завода, как А.В. Маринцева, Д.Т. Багаутдинов, А.С. Штанов, Герои Социалистического Труда Л.Г. Волкова и Г.Г. Теляшев, М.Г. Хафизов, Т.З. Хурамшин, А.Р. Махов, Р.М. Усманов, А.Б. Смильгин, А.А. Закиров, Г.И. Чередниченко, Н.С. Дзюба, А.А. Деков, П.И. Денисов, Н.П. Дагаев, Н.Л. Якимовец, М.М. Куковицкий, Ю.Н. Каракуц, С.С. Горди-енко, А.А. Фахрутдинов, 3.3. Гумеров, М.З. Гумеров и многие другие. Первым специалистом, получившим степень кандидата технических наук по исследованиям проблем в области производства масел, стала работник масляного производства завода, руководитель опытной лаборатории по анализу и исследованиям масел Л.А. Еникеева. Первым специалистом производственного объединения, успешно работавшим над докторской диссертацией и впоследствии

л • щ Jjl ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

благополучно защитившимся по результатам исследований масел, является Р.Г. Нигматуллин, занимавший к тому же на протяжении нескольких лет высший руководящий пост на Ново-Уфимском НПЗ.

По принятой на Ново-Уфимском НПЗ схеме технологического производства таких продуктов, как масла и парафины, было запланировано производство трех масляных дистиллятов на установках АВТ: II фракция (300-400 °С), III фракция (350-420 °С), IV фракция (420-500 °С). В перечень производимых масел входило пять позиций: трансформаторное, ИС-12, ИС-20, турбинное, ИС-45.

Начиная с 1957 года на заводе постоянно обновлялся и увеличивался количественно перечень производимых типов и марок масел, и к 1963 году он возрос на 13 позиций, в числе которых были и высококачественные моторные масла. Расширение типов производимых масел постоянно уве-

личивалось, и к 1965 году ассортимент состоял из 22 наименований, в том числе МС-6, МС-20, конденсаторные, КС-19. К этому времени общий объем производства масел достиг 350 тыс. т/год. Из целого ряда вырабатываемых смазочных масел некоторые марки масел (турбинное 46, МС-8) в СССР вырабатывался только на НУНПЗ.

В 1968 году специалистами масляной лаборатории в опытно-исследовательском цехе были проведены исследования и выполнена проработка условий производства масел моторных марок М-10Гз, М-12Г, М-8ГИ, М-10ГИ, М-12ГИ, М-бз/ЮГ), М-63/Щ соответствующих технологическому регламенту масляного производства завода на тот период.

Следующий этап развития производства масел связан с началом ввода в эксплуатацию автомобильного гиганта тех лет по производству автомобилей КамАЗ (1976) и началом производства двигателей нового поколения для военных

Таблица 1.

Основные этапы развития отечественного производства моторных масел

Год Наименование завода Этап развития производства масел Способ производства

1920 «Азнефтяг» (г. Баку) Получение масляных дистиллятов из мазута Масляные батареи кубической формы

1930 Бакинский нефтеперерабатывающий завод Увеличение глубины отбора и повышение качества масляных дистиллятов Вакуумные установки фирмы «Алко» (США), отечественная вакуумная трубчатая установка

1940-1955 Бакинский нефтеперерабатывающий завод Удовлетворение потребностей в смазочных и моторных маслах Вакуумные установки фирмы «Алко» (США), отечественная вакуумная трубчатая установка

1956-1970 Бакинский нефтеперерабатывающий завод Дальнейшее технологическое и аппаратурное усовершенствование производства масляных дистиллятов Модернизация вакуумных установок фирмы «Алко» (США), отечественной вакуумной трубчатой установки

1957-1963 Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод Увеличение ассортимента выпускаемых типов масел Установка АВТ: II фракция (300-400 °С), III фракция (350-420 °С), IV фракция (420-500 °С).

1968 Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод Исследования и проработка условий производства масел моторных марок М-10Гз, М-12Г, М-8ГИ, М-10ГИ, М-12ГИ, М-бз/ЮГ), М-63/1^ -

1974 Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод Промышленное получение масла всесезонного типа ДВ-АсЗП-10В (М-6з/10В) для моторов различного типа -

1985 Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод Освоение производства универсального карбюраторного/дизельного масла М-8В. -

1984-1986 Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод Достижение максимального объема производства масел - 500 тыс. т/год -

1995 Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод Освоение промышленного производства продукции группы Г («Новоил-Мотор», масла обкаточного для двигателей ВАЗ, масла первой заправки «Новоил- ПЗ») -

1995 Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод Промышленное освоение производства масла трансмиссионного «Новоил-Т», которое занесено в Серебряную книгу фирмы «Мерседес-Бенц» -

1995 Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод Освоение производства масла «Новоил-ДД» (для двухтактных двигателей) -

1995 Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод Производство масел М-10Г2к, трансформаторного, турбинного Тп-22Б, технологических смазок серии «Росоил» -

1996 Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод Разрешение от фирмы «Мерседес-Бенц» по спецификации МВ 227.1 на производство масла «Новоил-Экстра 1» -

1998-1999 Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод Освоение масел SF/CC и SG/CD на основе присадочных пакетов, соответствующим новым стандартам АвтоВАЗа -

2000 по настоящее время Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод Расширение производства масел на основе присадочных пакетов -

¡20)

История и педагогика естествознания

1-2■2021

нужд. Для удовлетворения потребностей новых введенных требований стали необходимыми разработка и производство новых моторных марок масел. В 1974 году было начато промышленное получение масла всесезонного типа ДВ-АсЗП-10В (М-6з/10В) для моторов различного типа, получившего награду ВДНХ. В 1985 году было освоено производство универсального карбюраторно-дизельного масла М-8В.

Включение в технологическую схему производства масел (1977) установки адсорбционной очистки позволило получить возможность выработки высококачественного гидравлического масла марки (ВМГЗ).

В 1984-1986 годах был достигнут максимальный объем производства масел - 500 тыс. т/год.

Подводя итоги производственной деятельности завода по производству масел за 1986-1990 годы, можно говорить о разработке и внедрении технологических схем промышленного производства различных типов продукции, начале технологического производства получения масел без применения комплекса по непосредственному использованию для очистки глины, освоению линии полуавтоматической расфасовки масел. В это же время отмечается первое в отечественной практике начало применения для селективной очистки масел взамен фенола ^метилпирролидона [10].

Начиная с 1990 года к знаменательным вехам истории производства моторных масел относится:

- освоение промышленного производства продукции группы Г («Новоил-Мотор», масла обкаточного для двигателей ВАЗ, масла первой заправки «Новоил-ПЗ») (1995);

- промышленное освоение производства масла трансмиссионного «Новоил-Т», которое занесено в Серебряную книгу фирмы «Мерседес-Бенц»;

- освоение производства масла «Новоил-ДД» (для двухтактных двигателей);

- успешное производство масел М-10Г2к, трансформаторного, турбинного Тп-22Б, технологических смазок серии «Росоил»;

- получение в 1996 году разрешения от фирмы «Мер-седес-Бенц» по спецификации МВ 227.1 на масло «Ново-ил-Экстра 1».

- освоение в 1998-1999 годах масел SF/CC и SG/CD на основе присадочных пакетов, соответствующим новым стандартам АвтоВАЗа.

В настоящее время ассортимент масляного производства Ново-Уфимского завода состоит более чем из 30 позиций различных видов продукции, в том числе и моторных масел.

Современные вызовы, связанные с интенсификацией процессов внедрения инноваций в автомобильную, авиационную и другие отрасли - прежде всего это касается совершенствования двигателей, - повышают уровень требова-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ний к качеству моторных масел [11]. Это позитивно влияет на развитие рынка смазочных материалов.

Кроме таких основных требований, как уменьшение износа элементов двигателя, максимальное облегчение запуска двигателя в холодном состоянии, к моторным маслам прибавились задачи по максимально возможной энергоэффективности, понижению потребления топлива при повышении мощностных характеристик силового двигателя.

На сегодняшний день самыми эффективными моторными маслами по своим эксплуатационным характеристикам являются синтетические масла.

От структуры синтетических масел, а именно от того, в какой степени преобладают тождественные атомы в цепи молекул углеводорода, зависят эксплуатационные особенности и свойства синтетического масла. Это связано с методом синтеза синтетического масла. Такие методы различаются по следующим видам [12]:

- гидрокрекинг считается наиболее доступным методом. При его применении самые легкие фракции получают из сырья, используя НС- или VHVI-технологии. Получаемые в результате использования таких способов продукты получаются менее трудоемкими, но при этом их термоокислительные качества значительно уступают. Также уменьшается степень их испаряемости;

- при производстве 100%-й синтетики (ПАО) используют полиальфаолефин. Сырьем для получения ПАО являются такие сопутствующие при добыче нефти продукты, как бутилен, легкие фракции углеводорода и др. Возможность их использования в качестве сырья для получения синтетического масла обеспечивается температурной стабильностью, высокой вязкостью, устойчивостью к окислению и другими свойствами;

- при получении эстеров происходит взаимодействие карбоновых кислот со спиртами в результате чего кислоты нейтрализуются. Эти масла считаются наиболее эффективными при использовании их в механизмах по сравнению с ПАО и гидрокрекинговыми составами. Это происходит за счет полярности молекул, которые оседают на поверхности контактируемого металла;

- масла на основе полигликоля (PAG) очень эффективны для снижения трения, при необходимости достижения чистоты поверхностей и длительного срока эксплуатации уплотнительных элементов машин и механизмов.

Основные этапы развития отечественного производства моторных масел обобщены и показаны в табл. 1.

История развития и современное состояние отечественного производства моторных масел позволяют сделать вывод о том, что становление и развитие производства масел непосредственно связано с началом производства и конструктивного совершенствования двигателей и механизмов для различных отраслей промышленности.

Матросова Е., Белоусов М. Переработка нефти: развитие ускоренными темпами // Нефтегазовая отрасль. 2008. С. 10-14. Мовсумзаде Э.М. События и факты российской нефти. Зарождение нефтяного дела в Российской империи. СПб.: Недра, 2008. 152 с.: ил. Моторные и реактивные масла и жидкости // под ред. К.К. Папок, У.У. Семенидо. М.: Химия, 1964. 704 с.: ил. Мухаметзянов И.З., Мухаметзянова Э.Г. История и тенденции развития газовой отрасли России // История науки и техники. 2012. № 4. Спецвыпуск № 1. С. 135-138.

Полетаева О.Ю. Смазочные масла для авиации в начале XX века. Современные проблемы истории естествознания в области химии, химической технологии и нефтяного дела / Мат. IV Междунар. науч. конф., посвященной 55-летию УГНТУ. Уфа: Реактив, 2003. Т. 2. С. 241-245.

Полетаева О.Ю. Совершенствование процессов переработки углеводородного сырья и облагораживания моторных топлив: дис. док. хим. наук: 07.00.10; 02.00.13. Уфа, 2015. 348 с.

Черножуков Н.И. Основные задачи в области нефтепереработки // Нефтяное хозяйство, 1945. № 1. С. 41-45.

E.M. Movsumzade, O.YU. Poletayeva. Stages of development of oil-refining industry / ICOHTEC / TICCIH / WORKLAB Joint Conference «Reusing the Industrial Past», Tampere, Finland on August 9-15, 2010. Р. 153.

Мовсумзаде Э.М., Мухаметзянов И.З., Полетаева О.Ю. Присадки к нефтепродуктам. Развитие и современные методы исследования // Органический синтез и нефтехимия в УГНТУ. Итоги и перспективы: сб. науч. тр. / под общ. ред. Р.Н. Бахтизина. Уфа: Башк. Энцикл., 2018. С. 173-182.

10.Теляшев Р.Г. Становление и развитие масляного производства Ново-Уфимского НПЗ: дис. канд. техн. наук: 02.00.13, 07.00.10. Уфа, 2002. 122 с.

11.Данилова Е. Тяжелые нефти России // The Chemical Journal, 2008. № 12. С. 36-37.

12. Jeze James, L. Some recent advances in naphthenic acid technology // Petrol. Process, 1953. vol. 8. № 1. p. 89-90.

История и педагогика естествознания

ьТ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

Matrosova Y.E., Belousov M. Oil refining: development at an accelerated pace. Neftegazovaya otras' 2008, pp. 10-14 (In Russian). Movsumzade E.M. Sobytiya i fakty rossiyskoy nefti. Zarozhdeniye neftyanogo dela v Rossiyskoy imperii [Events and facts of Russian oil. The origin of the oil business in the Russian Empire]. St. Petersburg, Nedra Publ., 2008. 152 p. Motornyye i reaktivnyye masla izhidkosti [Motor and jet oils and liquids]. Moscow, Khimiya Publ., 1964. 704 p.

Mukhametzyanov I.Z., Mukhametzyanova E.G. History and trends in the development of the Russian gas industry. Istoriya nauki i tekhniki, 2012, no. 4, pp. 135-138 (In Russian).

Poletayeva O.YU. Smazochnyye masla dlya aviatsii v nachale XX veka. Sovremennyye problemy istorii yestestvoznaniya v oblasti khimii, khimicheskoy tekhnologii i neftyanogo dela [Lubricating oils for aviation at the beginning of the 20th century. Modern problems of the history of natural science in the field of chemistry, chemical technology and oil business]. Trudy IVMezhd. nauch. konf., posvyashchennoy 55-letiyu UGNTU [Proc. of IV International Scientific Conference dedicated to the 55th anniversary of USPTU]. Ufa, 2003, pp. 241-245.

Poletayeva O.YU. Sovershenstvovaniye protsessovpererabotki uglevodorodnogo syr'ya i oblagorazhivaniya motornykh topliv. Diss. dokt. khim. nauk [Improving the processing hydrocarbon raw materials and refining motor fuels. Dr. chem. sci. diss.]. Ufa, 2015. 348 p. Chernozhukov N.I. Main tasks in the field of oil refining. Neftyanoye khozyaystvo, 1945, no. 1, pp. 41-45 (In Russian). E.M. Movsumzade, O.YU. Poletayeva. Stages of development of oil-refining industry. ICOHTEC. TICCIH. WORKLAB. Proc. of Joint Conference «Reusing the Industrial Past». Tampere, 2010, p.153.

Movsumzade E.M., Mukhametzyanov I.Z., Poletayeva O.YU. Prisadki k nefteproduktam. Razvitiye i sovremennyye metody issledovaniya [Additives to petroleum products. Development and modern research methods]. Trudy «Organicheskiy sintezineftekhimiya v UGNTU. Itogiiperspektivy» [Proc. of "Organic synthesis and petrochemistry in USNTU. Results and prospects"]. Ufa, 2018, pp. 173-182.

10. Telyashev R.G. Stanovleniye i razvitiye maslyanogo proizvodstva Novo-Ufimskogo NPZ. Diss. kand. tekhn. nauk [Formation and development of oil production at the Novo-Ufa Oil Refinery. Cand. tech. sci. diss.]. Ufa, 2002. 122 p.

11. Danilova YE. Heavy oils of Russia. The Chemical Journal, 2008, no. 12, pp. 36-37 (In Russian).

12. Jeze James L. Some recent advances in naphthenic acid technology. Petrol. Process, 1953, vol. 8, no. 1, pp. 89-90.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Мухаметзянов Искандер Зинурович, соискатель кафедры общей, Iskander Z. Mukhametzyanov, Applicant for the Department of General, Ana-

аналитической и прикладной химии, Уфимский государственный нефтяной lytical and Applied Chemistry, Ufa State Petroleum Technological University. технический университет.

22J

История и педагогика естествознания

1-2 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.