Научная статья на тему 'ПРОИЗВОДСТВО СКРИПОК В КИТАЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СКРИПИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ'

ПРОИЗВОДСТВО СКРИПОК В КИТАЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СКРИПИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
90
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО СКРИПОК В КИТАЕ / СКРИПИЧНЫЕ МАСТЕРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / МУЗЫКА КИТАЯ / VIOLIN PRODUCTION IN CHINA / VIOLIN MAKERS / NATIONAL MUSICAL CULTURE / ART / MUSIC OF CHINA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Му Ц.

Статья посвящена изучению формирования и развития производства скрипок в Китае, которое за последние десятилетия пережило стремительный рост, стало конкурентноспособным и позволило стране выйти в число мировых лидеров в данной сфере. Автор определяет основные периоды становления скрипичного производства, прослеживает путь от деятельности отдельных мастеров до создания первых предприятий и далее - учреждения ведущих компаний современного Китая. В статье дана характеристика первых китайских мастеров изготовления инструментов (Сыту Мэньян, Ван Мэй и других). Специальное внимание уделяется анализу деятельности сети компаний музыкальных инструментов в аспекте скрипичного производства («Тайсин Фэнлин», Хэбэйская, Шанхайская, Пекинская, Хэбэйская, Муданьцзянская компании), отражающих широкую географию изготовления скрипок в стране. Автор приводит таблицу, в которой зафиксирована история побед китайских скрипичных мастеров на международных конкурсах. Основным выводом исследования заявленной проблемы стало аргументированное обоснование активной включенности скрипичного производства в музыкальную культуру Китая и согласования его с педагогическими, исполнительскими задачами, а также с композиторским творчеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIOLIN PRODUCTION IN CHINA AS A REFLECTION OF FEATURES NATIONAL VIOLIN CULTURE

The article is devoted to the study of the formation and development of violin production in China, which has experienced rapid growth over the past decades, has become competitive and has allowed the country to become one of the world leaders in this field. The author defines the main periods of the formation of violin production, traces the path from the activities of individual craftsmen to the creation of the first enterprises and then to the establishment of leading companies in modern China. The article describes the characteristics of the first Chinese toolmakers (Situ Menyang, Wang Mei and others). Special attention is paid to the analysis of the activities of the network of musical instrument companies in the aspect of violin production (Taixin Fenglin, Hebei, Shanghai, Beijing, Hebei, Mudanjiang companies), which reflect the wide geography of violin production in the country. The author gives a table that records the history of the victories of Chinese violin makers in international competitions. The main conclusion of the study of the stated problem is a reasoned justification for the active involvement of violin production in the musical culture of China and its coordination with pedagogical, performing tasks as well as with composer's creativity.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВОДСТВО СКРИПОК В КИТАЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СКРИПИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Восток и Запад: исследования

китайской музыкальной культуры

DOI: 10.26086/NK.2020.57.3.009 УДК 78.022

© Му Цюаньчжи, 2020

Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки (Нижний Новгород, Россия), кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры философии и эстетики E-mail: muquanzhi@yandex.ru

ПРОИЗВОДСТВО СКРИПОК В КИТАЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СКРИПИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена изучению формирования и развития производства скрипок в Китае, которое за последние десятилетия пережило стремительный рост, стало конкурентоспособным и позволило стране выйти в число мировых лидеров в данной сфере. Автор определяет основные периоды становления скрипичного производства, прослеживает путь от деятельности отдельных мастеров до создания первых предприятий и далее — учреждения ведущих компаний современного Китая.

В статье дана характеристика первых китайских мастеров изготовления инструментов (Сыту Мэньян, Ван Мэй и других). Специальное внимание уделяется анализу деятельности сети компаний музыкальных инструментов в аспекте скрипичного производства («Тайсин Фэнлин», Хэбэйская, Шанхайская, Пекинская, Хэбэйская, Муданьцзянская компании), отражающих широкую географию изготовления скрипок в стране. Автор приводит таблицу, в которой зафиксирована история побед китайских скрипичных мастеров на международных конкурсах.

Основным выводом исследования заявленной проблемы стало аргументированное обоснование активной включенности скрипичного производства в музыкальную культуру Китая и согласования его с педагогическими, исполнительскими задачами, а также с композиторским творчеством.

Ключевые слова: производство скрипок в Китае, скрипичные мастера, национальная музыкальная культура, искусство, музыка Китая

© Mu Quanzhi, 2020

Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire (Nizhny Novgorod, Russia), Candidate of Art,

Lecturer of the Department of Philosophy and Aesthetics

VIOLIN PRODUCTION IN CHINA AS A REFLECTION OF FEATURES NATIONAL VIOLIN CULTURE

The article is devoted to the study of the formation and development of violin production in China, which has experienced rapid growth over the past decades, has become competitive and has allowed the country to become one of the world leaders in this field. The author defines the main periods of the formation of violin production, traces the path from the activities of individual craftsmen to the creation of the first enterprises and then to the establishment of leading companies in modern China.

The article describes the characteristics of the first Chinese toolmakers (Situ Menyang, Wang Mei and others). Special attention is paid to the analysis of the activities of the network of musical instrument companies in the aspect of violin production (Taixin Fenglin, Hebei, Shanghai, Beijing, Hebei, Mudanjiang companies), which reflect the wide geography of violin production in the country. The author gives a table that records the history of the victories of Chinese violin makers in international competitions.

The main conclusion of the study of the stated problem is a reasoned justification for the active involvement of violin production in the musical culture of China and its coordination with pedagogical, performing tasks as well as with composer's creativity.

Key words: violin production in China, violin makers, national musical culture, art, music of China

В последней четверти XX века китайская скрипичная культура пережила стремительный рост, в результате которого сегодня она вышла в число мировых лидеров. Ее лидерство выражено в победах китайских скрипачей на международных конкурсах самого высокого уровня, в формировании развитой системы скрипичного образования, исполнении китайских произведений лучшими скрипачами мира. Одним из факторов успеха национальной скрипичной культуры Китая стало производство скрипок, без которого все эти достижения были бы невозможны.

Уже много десятилетий скрипка входит в число самых популярных в Китае европейских инструментов, уступая только фортепиано. Удовлетворяя огромный внутренний спрос, китайские скрипичные производители сумели занять прочное положение и на внешнем рынке. Уверенная конкуренция с ведущими европейскими производителями, хранящими вековые традиции изготовления скрипок, придает исследованию феномена скрипичного производства в Китае особую актуальность. Обратимся к истории вопроса.

Ранний период производства скрипки в Китае и его первые достижения связаны с именем Сыту Мэньяна (1988-1954). В 1906 году он изучал кораблестроение в Массачусетском технологическом институте (США). В свободное время Сыту Мэньян учился играть на скрипке у профессора консерватории Новой Англии, австрийского скрипача Евгения Грюнберга, а также изучал технологию скрипичного производства у известного американского мастера польского происхождения Уолтера Госса. В 1910 году он выпустил свою первую скрипку, которая завоевала Главную премию на Панамской международной ярмарке.

Сыту Мэньян вернулся в Китай в 1915 году, привезя много материалов и инструментов для изготовления скрипок. Вступив в должность главного инженера Шанхайской верфи Цзяннань (и став первым китайцем на этом посту), он по-прежнему посвящал все свое свободное время изготовлению скрипок и обучению скрипичной игре. По воспоминаниям дочери мастера, всего он создал больше десяти скрипок [7]. Вскоре после возвращения в Китай Сыту Мэньян играл на скрипке на концерте, организованном иностранным представительством Шанхая, где вызвал большую сенсацию. Это выступление было зафиксировано как самая ранняя запись китайского скрипача в роли солиста. Вклад Сыту Мэньяна на начальной стадии китайского скрипичного производства, преподавания и исполнения, и особенно как инициатора сочетания скрипичной и кантонской музыки, невозможно переоценить [8, с. 50-51].

Из скрипичных мастеров раннего периода кроме Сыту Мэньяна следует упомянуть Ван Мэя, который в 1935 году сделал скрипку, не обладая техническим руководством. 10 сентября 1935 года «Народная газета Циндао» опубликовала на английском языке обзор «Представляем китайских творцов скрипки». В «Китайском иллюстрированном журнале» также были опубликованы фотографии скрипок. Однако до 1949 года внутренний спрос на скрипки был небольшим, и покрывался, в основном, за счет импорта [8, с. 210-211].

В 1943 году владелец музыкального магазина «Жемчужная река» Дэн Чжанлун основал в Гуанчжоу мастерскую по производству, обслуживанию и ремонту скрипок. Ежемесячно мастерская выпускала 15-20 инструментов, сделанных, в основном из импортных материалов на импортном оборудовании среднего качества. В тот период некоторые кустарные производства, специализировавшиеся на народных инструментах, также стали выпускать скрипки, впрочем, их качество было невысоким [1].

После образования КНР промышленное производство скрипок начало быстро развиваться. В июне 1949 года в Китае была построена первое предприятие — «Фабрика музыкальных инструментов Нового Китая» (предшественница «Пекинской скрипичной фабрики»). Затем в Шанхае, Тяньцзине, Гуанчжоу, Инкоу и других городах были построены типовые скрипичные фабрики, заменив множество небольших полукустарных производств [8, с. 211]. Так, в Шанхае в 1950 году вначале были открыты три мастерские по производству скрипок — «Вэйли», «Мэйло» и «Дунхуа». Затем число мастерских стремительно увеличилось и к 1953 году их стало 21. В 1956 году в Шанхае осталось 14 производственных мастерских, крупнейшей из которых стала «Синьюэ», основанная У Цзицином в 1951 году. В 1966 году «Синьюэ» была переименована в «Шанхайскую фабрику скрипок», и в дальнейшем стала единственным специализированным предприятием в городе [1].

На начальной стадии большинство китайских скрипок копировали иностранные модели, такие как британский «Haier». Первоклассная модель скрипки в Китае была впервые разработана в 1958 году. В дальнейшем число отечественных моделей высокого уровня значительно возросло, что позитивно повлияло на продвижение китайских скрипок за пределами страны.

В начале 1950-х годов, когда в стране начался массовый выпуск скрипок, все стадии изготовления инструмента проходили вручную. Посте-

пенное внедрение станков многократно ускорило производственный процесс. С конца 1950-х годов китайские научно-исследовательские организации начали использовать электроакустическую технологию для проверки акустических характеристик скрипок, а в 1975 году в научных исследованиях скрипки стала применяться технология лазерной голографии, в чем были достигнуты положительные результаты. Массовое производство внесло важный вклад в дело распространения китайских скрипок. Тем не менее, до 1980-х годов производство скрипок в Китае всегда осуществлялось в корпоративной форме: при полумеханизированном производстве скрипок низкого качества использовались высококачественные материалы, которые могли бы пойти на первоклассные скрипки ручной работы. Особенность этого способа производства в том, что рабочие на каждом его этапе легко осваивают технологию, качество продукции стандартизируется, производительность труда высока, но при этом главной трудностью оставалась возможность произвести инструмент высокого уровня.

С началом нового периода скрипичная индустрия, как и вся музыкальная культура Китая, вышла из состояния изоляции: появилась возможность контактировать со всеми странами, производящими скрипки. В 1987 году Гуанчжоу пригласил американских производителей скрипки для чтения лекций в Китае. В 1988 году в Пекине прошла «Выставка производства итальянской скрипки», многие молодые скрипичные мастера уехали учиться за границу, иностранные бизнесмены прибывали в Китай с заказами на продукцию, а контакты с международным рынком расширились. В сентябре 1989 года Центральная консерватория вслед за «Классом по изготовлению скрипки» в Шанхайской консерватории открыла «Профессиональный класс по изготовлению скрипки». В результате этих контактов уровень китайского скрипичного производства значительно повысился [8, с. 211-212].

В 1990-е годы география скрипичного производства в Китае изменилась. Как отмечает автор книги «Скрипка: локальные смыслы, глобализированные звуки» Памела Моро, «почти все скрипки китайского производства поступают из двух мест: Сицяо в провинции Цзянсу (недалеко от Шанхая на юге Китая) и Дунгаоцунь в районе Пингу (на окраине Пекина на северо-востоке)» [4, с. 46]. Эти два города образуют промышленные округа, в которых несколько малых предприятий одной отрасли объединяются в единую территориальную зону. Моро связывает появление таких районов с расширением масштабов производства,

увеличением интенсивности труда, а также со снижением производственных затрат [4, с. 46]. Оценивая на рубеже XX и XXI веков масштаб китайского скрипичного производства, Цянь Жэньпин писал: «В настоящее время треть всех скрипок производится в Китае, уступая только Италии. Сделанные в Китае скрипки не только удовлетворяют большой внутренний спрос, но и экспортируются в более семидесяти стран мира [8, с. 211].

В XXI веке мировая экспансия китайских производителей продолжилась. Так, председатель китайской ассоциации скрипачей Ли Шу в 2007 году заявил о планах выпуска к концу года 700 тысяч инструментов, что составляет 60% мирового производства скрипок [6]. В настоящее время основными критериями скрипичного производства в Китае являются массовость и универсальность. Китайские производители, фабрики и частные мастерские, предлагают скрипки в широком ценовом диапазоне. Дорогие инструменты, предназначенные для профессионалов, производятся на уровне высших мировых стандартов. В то же время, огромное количество недорогих обучающих инструментов удовлетворяет массовый спрос в большинстве стран мира. Чтобы дать более полное представление о масштабе и особенностях производства скрипок в Китае, кратко охарактеризуем ведущие компании.

1. Компания Музыкальных Инструментов «Тайсин Фэнлин». Основана в 1968 году в Тайси-не (городской уезд в городском округе Тайчжоу, провинция Цзянсу). Выпускает классические, эстрадные и народные струнные инструменты. Штат сотрудников составляет более 1300 человек. В год производятся 300000 скрипичных комплектов, 90% продукции продается в США, Германию, Японию, Италию и еще в более чем 80 стран. Объем выпуска, техническое оснащение, материальные ресурсы и валютная выручка позволяют компании удерживать первое место в мире по продажам уже 16 лет.

2. Хэбэйская компания музыкальных инструментов «Цинъин». Основана в 1989 году, и сегодня является одним из крупнейших в Китае предприятий по производству оркестровых инструментов: она имеет 8 филиалов и штат более 2300 сотрудников. Группа производит все разновидности оркестровых инструментов. Годовой объем производства превышает миллион экземпляров. В последние двадцать лет компания заняла лидирующие позиции в стране. Научные сотрудники компании успешно внедряют высокие технологии, благодаря чему «Цинъин» имеет высокую репутацию на внутреннем и внешнем рынках.

3. Пекинская компания музыкальных инструментов «Хуадун». Основана в 1988 году и в настоящее время является крупным предприятием по производству скрипки, альта, виолончели, баса и эрху в северном Китае. В компании трудится 800 сотрудников, которые ежегодно производят 260 000 экземпляров струнных инструментов различных моделей и уровня, а также 300 000 футляров. Помимо частичного удовлетворения внутреннего спроса, компания экспортирует продукцию в более чем 30 стран Европы, Америки и Юго-Восточной Азии. Доля экспорта составляет более 95% от общего объема производства.

4. Шанхайская компания музыкальных инструментов «Жаворонок». Преемница «Шанхайской фабрики по производству скрипок» является старейшим производителем западных струнных инструментов в Китае. За более чем 50 лет компания создала мощную технологическую базу и накопила богатый производственный опыт. Наиболее популярные модели скрипок «Жаворонок», «Сверчок», «Шанхай», «Бельканто» пользуются неизменным спросом в стране и за рубежом. Инструменты ручной работы за их превосходную выделку и богатый звуковой потенциал получают высшие оценки многих экспертов и любителей музыки, выбираются музыкальными коллективами и учебными заведениями.

5. Муданьцзянская компания музыкальных инструментов. Была основана в 1988 году как специализированная скрипичная компания. Штат включает 180 сотрудников — мастеров, инженеров и технологов. Годовой объем производства составляет 15 000 инструментов. В настоящее время по технологическим возможностям, уровню производства и контролю качества компания занимает первое место в стране [5].

Обзор показывает, что большинство компаний появилось в эпоху «реформ и открытости», а их успех связан с возможностями, которые дала новая государственная политика. Поскольку объектом данного обзора было национальное производство скрипок, в него не вошли совместные предприятия, такие как китайско-итальянская компания «Гуанчжоу-Кремона», китайско-германская «Франц Санднер» и китайско-британская «Стэнтор». Они вносят значительную лепту в производство скрипок в Китае.

Помимо массовости производства китайские скрипки отличаются высоким качеством на уровне лучших мировых образцов. Об этом свидетельствуют многочисленные победы китайских скрипичных мастеров на международных конкурсах. Ниже представлена таблица, отражающая данный аспект национального скрипичного про-изводства1.

Конкурс Победитель Награда, год

«Международный конкурс скрипичного общества Америки», США Чень Дзиньнон Золотая медаль, 1980

Цай Шэн Приз за качество производства, 1982

Ван Тиньчжэ Приз за качество производства, 1982

Чжу Минцзян Приз за качество производства, 1986, 1990, 1992, 1996,1998, 2004, 2008, 2010

Приз за качество звучания, 1990, 1996

Золотая медаль, 1994, 2006

Серебряная медаль, 2000

Тан Цяомин Приз за качество производства, 1990

Хуа Тяньци Приз за качество звучания, 1990

Цао Ди Приз за качество производства, 1990

Сюй Юнчэн Приз за качество производства, 1992, 1996

Приз за качество звучания, 1996

Чжао Шицюань Приз за качество производства, 2004, 2006

Чэнь Шао Серебряная медаль, 2008

Приз за качество звучания, 2010

Ду Венлин Приз за качество производства, 2010

Чжу Вэйсянь Приз за качество производства, 2014

Сюй Юньхай Серебряная медаль, 2016, 2018

Чэнь Сянвэй Приз за качество производства, 2018

Ван Ян Приз за качество производства, 2018

«Международный конкурс по производству скрипок», ФРГ Дай Хунсян Золотая медаль, 1983

Гуан Кайминь Диплом Первой степени, 1989

«Национальный конкурс скрипичных мастеров», Италия Чжэн Цюань Золотая медаль, 1987

Чжан Ань Поощрительная премия, 2003

«Международный конкурс скрипичных мастеров», Болгария Чжэн Цюань Золотая медаль, 1987

«Международный конкурс по изготовлению скрипок и смычков», Китай Са Тао Серебряная медаль, 2010

Чэнь Сянвэй Золотая и серебряная медаль, 2013

Ю Хуэйдун Золотая и серебряная медаль, 2016

Сюй Юньхай Золотая медаль, 2019

Ван Юнцян Серебряная медаль, 2019

Чэнь Сянвэй Бронзовая медаль, 2019

Лю Чжаоцзюнь Бронзовая медаль, 2019

«Международный конкурс по изготовлению скрипок», Мальта Ван Чжунхун Золотая медаль, 2019

Ду Венлин Серебряная медаль, 2019

В дополнение к материалам, представленным в таблице, отметим, что на последнем конкурсе, проведенном на Мальте в 2019 году, из семи мастеров, прошедших в финал, пять представляли Китай, а двое завоевали золотую и серебряную награды. Таким образом, общая тенденция заключается в неуклонном нарастании мастерства китайских производителей скрипок. При этом два мастера — Чжэн Цюань и Чжу Минцзян внесли в сегодняшний успех китайской школы наибольший вклад, и потому заслуживают отдельного упоминания.

Чжэн Цюань родился в Шанхае в 1950 году и начал играть на скрипке в возрасте пяти лет. Будучи интеллектуалами, его родители стали жертвами экспроприации во время Культурной революции. К концу этого сложного периода Чжэн Цюань стал скрипачом небольшого музыкально-танцевального ансамблю, где и привлек внимание своей способностью ремонтировать инструменты. Ремесло изготовления скрипок он постигал в Пекинском Институте музыкальных исследований под руководством Дай Хунсяна. В 1983 году Чжэн Цюань стал первым китайским учеником в школе скрипичных мастеров в Кремоне (Италия), где в течение пяти лет совершенствовал свой профессионализм. Движимый желанием воспитать новое поколение превосходных китайских мастеров, Чжэн Цюань вскоре возглавил Институт скрипичного производства и струнных исследований при Центральной консерватории в Пекине. Он завоевал более 20 наград на Международных конкурсах. Сегодня Чжэн Цюань — президент Китайской ассоциации производителей скрипки. Кроме того, он инициатор и организатор Международного конкурса скрипичных мастеров, проводимого в настоящее время в Китае [3].

Чжу Минцзян (1956-2014) родился в Гуанчжоу в немузыкальной семье. С детства обладал талантом резьбы по дереву. Когда в 1976 году была открыта школа изготовления скрипок в Гуанчжоу, Чжу Минцзян подал заявку на обучение и прошел очень серьезный конкурс (был избран из 25 человек). Окончив обучение под руководством мастера Лян Гохуэя он поступил в Научно-исследовательский институт музыкальных инструментов в Гуанчжоу, где продолжил совершенствоваться в изготовлении скрипок. В 1991 году Чжу Минцзян открыл на небольшой улочке в Гуанчжоу скрипичную мастерскую, занимавшую всего лишь угол площадью 20 квадратных метров в его доме. Со временем она переросла в компанию «Noble Heart Violins, Ltd.», которая работает до сих пор. Впервые Чжу Минцзян принял участие в международном конкурсе скрипичных мастеров в 1986 году: его работа в США получила «Приз за качество производства»2. В дальнейшем талант Чжу Минцзяна был многократно отмечен наградами международных конкурсов. Чжу Минцзян был вице-президентом Национальной Ассоциации производителей скрипки, а с 2008 года входил в Международную Ассоциацию производителей струнных инструментов и смычков. В 2010 году на Первом китайском Международном конкурсе скрипичных мастеров Чжу Минцзян был членом жюри. Мастер воспитал целую плеяду талантливых учеников, которых сегодня достойно представляют китайскую школу за рубежом [3].

Богатая история изготовления скрипок в Китае отражает стремительный процесс совершенствования мастерства специалистов. Она свидетельствует о важной роли производства инструментов в развитии национальной скрипичной культуры страны.

Примечания

1 Таблица составлена по источникам: Цянь Жэньпин. Китайская скрипичная музыка. Чанша: Хунаньское художественное издательство. 2001. С. 212. Конкурсы по изготовлению скрипок и смычков. URL: https://stringbridge.com/competitions-database (дата обращения 01.06.2020).

2 См. таблицу побед китайских скрипичных мастеров.

Литература

1. Когда в Китае началось промышленное производство скрипок. URL: http://www. chinaviolin.net/article-983-1.html (дата обращения 05.06.2020).

2. Конкурсы по изготовлению скрипок и смычков. URL: https://stringbridge.com/competitions-database (дата обращения 01.06.2020).

3. Лучшие современные производители скрипок из Китая и Тайваня. URL:. Режим доступа: https://www.corilon.com/us/library/ master-portraits/the-best-contemporary-violin-makers-from-china-and-taiwan (дата обращения 30.05.2020).

4. Moro P. A. Violins: Local Meanings, Globalized Sounds. New York: Taylor & Francis Ltd. 2018. 140 p.

5. Рейтинг десяти ведущих китайских компаний — производителей скрипки в 2017 году. URL: https://www.chyxx.com/top/201704/516746. html (дата обращения 03.06.2020).

6. Селихов Д. Скрипичная мастерская мира // Эксперт. 2007. №46 (587). URL: https://expert. ru/expert/2007/46/skripichnaya_masterskaya_ mira/ (дата обращения 30.05.2020).

7. Сыту Мэньян. URL: https://baike.baidu.com/ item/^fê^^/9908824?fi=aladdin (дата обращения 30.05.2020).

8. Цянь Жэньпин. Китайская скрипичная музыка. Чанша: Хунаньское художественное издательство, 2001. 234 с.

References

1. Chinaviolin (2016), "When did China start mass production of mechanically made violins?", availiable at: http://www.chinaviolin.net/ article-983-1.html (Accessed 5 June 2020).

2. Stringbridge (2019), "Violin and Bow Making Competitions", availiable at: https://stringbridge. com/competitions-database (Accessed 1 June 2020).

3. Corilon (2020), "The best contemporary violin makers from China and Taiwan", availiable at: https://www.corilon.com/us/library/master-portraits/the-best-contemporary-violin-makers-from-china-and-taiwan (Accessed 30 May 2020).

4. Moro, P. A. (2018), Violins: Local Meanings, Globalized Sounds, Taylor & Francis Ltd, New York, USA.

5. Chyxx (2017), "2017 China violin top ten brand Enterprise ranking", availiable at: https://www. chyxx.com/top/201704/516746.html (Accessed 3 June 2020).

6. Selihov, D. (2007), "Violin workshop of the world", Ekspert [Electronic], no. 46 (587), availiable at: https://expert.ru/expert/2007/46/ skripichnaya_masterskaya_mira/ (Accessed 30 May 2020).

7. Baike.Baidu (2020), "Situ Mengyan", availiable at: https://baike.baidu.com/item/^ tt^/9908824?fr=aladdin (Accessed 30 May 2020).

8. Cyan', ZHen'pin (2001), Kitajskaya skripichnaya muzyka [Chinese violin music], Hunan art publishing house, Changsha, China.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.