Научная статья УДК 343.13 EDN VMQTRB
DOI 10.17150/2411-6122.2024.3.49-58
Производство предварительного следствия межведомственной следственной группой: к вопросу об актуализации уголовно-процессуального субинститута межведомственности
М.С. Лубягин
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, lubyaginmichael@mail.ru
Аннотация. В статье отмечается о необходимости актуализации такого уголовно-процессуального субинститута как межведомственность при производстве предварительного следствия. Автор подчеркивает, что баланс обеспечения качественного расследования наиболее тяжких преступлений и оперативности при производстве необходимых следственных действий может находить свое отражение в работе межведомственной следственной группы. Одновременно с этим в статье отмечается, что в современных реалиях вопрос о формировании межведомственных следственных групп является актуальным в силу различных причин, условий и обстоятельств. С учетом факта совершенных террористических актов на территории Российской Федерации в 2022-2023 гг необходимым является оперативное и качественное расследование подобных преступлений, основанное на межведомственном характере взаимодействия субъектов уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. По результатам исследования подтверждено, что эффективный механизм совместного расследования предполагает сочетание процессуальных способов и оперативно-розыскных возможностей (оперативным сопровождением расследования преступлений), вследствие чего представляется необходимым в достаточной степени оптимизировать такое сочетание в правоприменительной деятельности, связанной с производством предварительного следствия межведомственной следственной группой. Кроме того, в статье акцентируется внимание на преодолении ситуации «двойного подчинения» в работе межведомственной следственной группы. Так, в целях недопущения двойного подчинения членов межведомственной следственной группы представляется целесообразным предусмотреть соответствующий механизм организации работы такой группы: в данном случае речь идет о том, что на время работы в составе межведомственной следственной группы ее члены должны подчиняться исключительно руководителю межведомственной следственной группы.
Ключевые слова: следственная группа, межведомственная следственная группа, производство предварительного следствия, межведомственность, члены следственной группы, уголовное судопроизводство.
Для цитирования: Лубягин М.С. Производство предварительного следствия межведомственной следственной группой: к вопросу об актуализации уголовно-процессуального субинститута межведомственности / М.С. Лубягин. — DOI 10.17150/2411-6122.2024.3.49-58. — EDN VMQTRB // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. — 2024. — № 3. — С. 49-58.
© Лубягин М.С., 2024
Original article
Conducting Preliminary Investigation by Aninteragency Investigation Team: To the Issue of Updating the Criminal Procedure Sub-Institute of Interagency Cooperation
M.S. Lubyagin
Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation, lubyaginmichael@mail.ru
Abstract. The author stresses the necessity of updating such a criminal procedure sub-insttute as interagency cooperation during preliminary investigation. The author states that the balance between ensuring high-quality investigation of the gravest crimes and carrying out necessary investigative actions promptly could be achieved through the work of interagency investigative groups. At the same time, the author stresses that in modern conditions the question of establishing interagency investigative groups is highly relevant due to various reasons, conditions and circumstances. In view of terrorist attacks carried out on the territory of the Russian Federation in 20222023 and the existing threat of new attacks, it is necessary to ensure a speedy and high-quality investigation of such crimes based on interagency cooperation of subjects of criminal procedure and operative search work. Research results show that an effective mechanism of cooperative investigation should combine procedural means and operative search possibilities (operative support of crime investigation), thus, it is necessary to duly optimize such a combination in law enforcement work connected with the preliminary investigation conducted by an interagency investigation team. Besides, the author draws attention to the problem of overcoming "dual subordination" in the work of an interagency investigation team. Thus, in order to avoid dual subordination, it is necessary to provide for a corresponding mechanism of organizing the work of such a team: for the period of deployment in the team, its members should report solely to the head of this interagency investigation team.
Keywords: investigation team, interdepartmental investigation team, preliminary investigation, interagency cooperation, investigation team members, criminal proceedings.
For citation: Lubyagin M.S. Conducting Preliminary Investigation by Aninteragency Investigation Team: To the Issue of Updating the Criminal Procedure Sub-Institute of Interagency Cooperation. Sibirskie Ugolovno-Processual'nye i Kri-minalisticheskie Chteniya = Siberian Criminal Procedure and Criminalistic Readings, 2024, no 3, pp. 49-58. (In Russian). EDN: VMQTRB. DOI: 10.17150/24116122.2024.3.49-58.
Сложившиеся на современном этапе реалии функционирования общества предопределяют особую стратегию российского государства в сфере обеспечения национальной безопасности [1, с. 17-19]. Речь в данном случае идет о фактах совершения террористических актов в отношении гражданского населения России, продолжающихся с 2022 г. по настоящее время. Одним из трагических примеров подобных деяний служит террористический акт, про-
изошедший в Подмосковье в «Крокус Сити Холл», где, по официальной информации Следственного комитета РФ, погибло 134 человека1.
Вышеуказанные обстоятельства обусловливают потребность национальных правоохранительных органов
1 Председатель СК России заслушал доклад о ходе расследования теракта в «Крокус Сити Холле» : Следственный комитет РФ : офиц. сайт. URL: https://sledcom.ru/news/item/1871966/ (дата обращения: 29.03.2024).
в оперативном и качественном производстве предварительного следствия по уголовным делам об отмеченных категориях преступлений. Кроме того, о необходимости системной работы по расследованию наиболее тяжких преступлений, в особенности по фактам совершения террористических актов против гражданского населения России, отмечается Президентом РФ В.В. Пу-тиным2.
В этой связи баланс обеспечения качественного расследования подобных преступлений и, что немаловажно, оперативности при производстве необходимых следственных действий может находить свое отражение в работе следственной группы.
В соответствии с ч. 1 ст. 163 УПК РФ производство предварительного следствия по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено следственной группе, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. Нормативные положения УПК РФ (ч. 2 ст. 163) определяют, что в постановлении о производстве предварительного следствия следственной группой должны быть перечислены все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе указывается, какой следователь назначается руководителем следственной группы. Исходя из толкования вышеотмеченной нормы, формируется категоричный вывод о том, что членами следственной группы могут являться исключительно указанные в ч. 2 ст. 163 УПК РФ должностные лица, то есть следователи. Такой вывод отражается и в юридической
2 Поздравление Президента РФ В.В. Путина с Днем сотрудника органов следствия. URL: https://sledcom.ru/news (дата обращения: 28.03.2024).
литературе: так, М.М. Шамсутдинов указывает на требование УПК РФ об указании в составе следственной группы исключительно следователей [2, с. 81]. Однако, отпираясь на положения ч. 2 ст. 163 УПК РФ, представляется возможным свидетельствовать закрепленную возможность привлечения к работе следственной группы должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Условия, при которых к работе следственной группы привлекаются оперативные сотрудники, разнообразны: как правило, необходимость участия в работе следственной группы сотрудников оперативных подразделений обусловлена потребностью в производстве определенных оперативно-розыскных мероприятий, а также в целом сложностью в расследовании конкретного преступления. В дополнение к этому сложность расследования может подразумевать совершение преступлений организованными преступными группами, совершение преступлений на различных территориях, в том числе удаленных друг от друга, тщательное сокрытие доказательств подозреваемыми, обвиняемыми и пр. [3, с. 126].
В свою очередь, необходимо отметить, что наиболее рациональной формой взаимодействия субъектов уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности по обеспечению качественного расследования подобных преступлений, опираясь на анализ мнений и следователей, и работников прокуратуры РФ, является производство предварительного следствия следственной группой. Более того, характер организации следственной группы, которой поручается производство по наиболее тяжких уголовным делам, должен также характеризоваться межведомственным характером.
Термин «межведомственный» означает подчиненность кого-либо нескольким ведомствам [4, с. 271]. К признакам межведомственности представляется возможным относить:
а) взаимодействие субъектов;
б) единую цель субъектов: объединенных или работающих параллельно, но в единых интересах;
в) соподчинение;
г) координацию деятельности субъектов взаимодействия, выстроенную на установках «подчинение» — «соподчинение»;
д) различную ведомственную принадлежность субъектов взаимодействия (в рассматриваемых случаях речь идет о правоохранительных органах РФ, в структурах которых создаются, например, следственные группы).
В целом под межведомственной следственной группой следует понимать следственную группу, формируемую из следователей различных следственных органов РФ (Следственного комитета РФ, органов внутренних дел и ФСБ РФ), а также оперативных сотрудников, целью деятельности которой является осуществление производства по сложным и объемным уголовным делам преимущественно о преступлениях, характеризующихся наивысшей степенью общественной опасности. Приоритетная особенность организации и деятельности таких следственных групп заключается в одновременном участии в работе такой группы должностных лиц различных правоохранительных органов РФ.
Небезынтересно отметить, что межведомственный характер взаимодействия должностных лиц различных правоохранительных органов РФ не является новшеством для российского уголовного судопроизводства. Так, например, некоторые элементы норматив-
ного регулирования формирования и порядка деятельности межведомственных следственных групп находят свое отражение в нормах ведомственных актов. Однако анализ подобных норм свидетельствует о том, что межведомственные следственные группы могут быть сформированы в исключительных случаях и на основании соответствующего приказа начальника органа дозна-ния3.
Вопрос о теоретико-правовых конструкциях, посвященных регламентации порядка создания и деятельности межведомственных следственных групп, которые могут применяться в правоприменительной деятельности, также рассматривался в теории уголовного процесса и криминалистики. Так, например, И.А. Попов небезосновательно отмечает, что анализ деятельности данных групп характеризуется достаточно высокой эффективностью в процессе противодействия особо тяжким преступлениям [5, с. 121]. В это же время автор обращает внимание на потребность закрепления в национальном уголовно-процессуальном законе отдельной правовой нормы (ст. 163.1 «Производство предварительного следствия межведомственной следственной
3 Об органах предварительного следствия в системе МВД России : Приказ МВД Российской Федерации от 09 янв. 2018 г. № 1. // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://docs. cntd.ru/document/550739081 (дата обращения: 25.03.2024).; Об объявлении органами федеральной службы безопасности официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности : Приказ ФСБ Российской Федерации от 02 нояб. 2010 г. №> 544 // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_106581/ (дата обращения: 25.03.2024).
группой»), регулирующей процессы создания и деятельности межведомственных следственных групп [5].
Поддерживая мнение ученого, следует отметить, что в действительности нормативное регулирование создания и деятельности межведомственных следственных групп, как думается, должно находить свое отражение в содержании УПК РФ. Однако формирование отдельной статьи, регламентирующей порядок формирования межведомственной следственной группы, как представляется, не целесообразно. Предполагается, что более предпочтительным вариантом будет являться закрепление таких конструкций в соответствующей части ст. 163 УПК РФ. Вместе с тем, как обоснованно отмечает Ю.Г. Клещенко, важную роль в правоохранительной деятельности на современном этапе занимает совместная и согласованная деятельность правоохранительных органов в РФ, с чем нельзя не согласиться [6, с. 193].
В современных реалиях вопрос о формировании межведомственных следственных групп также является актуальным в силу различных причин, условий и обстоятельств. С учетом факта совершения террористических актов на территории РФ в 2022-2023 гг. и продолжающихся по настоящее время необходимым является оперативное и качественное расследование подобных преступлений, основанное на межведомственном характере взаимодействия субъектов уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности.
К органам предварительного расследования, должностные лица которых могут привлекаться в состав (либо к работе) межведомственных следственных групп, представляется возможным относить Следственный комитет РФ и ор-
ганы внутренних дел, а также оперативных сотрудников Федеральной службы безопасности РФ, МВД РФ.
Особое место в системе интеграции взаимодействия правоохранительных органов занимает Следственный комитет РФ, поскольку именно данный орган предварительного расследования является независимыми от иных органов и ветвей власти, сотрудники которого способны осуществлять производство предварительного следствия на достаточно высоком, качественном уровне. В специальной литературе отмечается, что одним из приоритетных направлений деятельности следственных органов Следственного комитета РФ является противодействие преступлениям террористической направленности [7, с. 8]. В этой связи нельзя не согласиться с тем, что раскрытие и успешное качественное расследование подобных преступлений не представляется возможным без надлежаще организованной совместной деятельности следственных, оперативных и других правоохранительных органов. Важное значение при этом имеет характер взаимодействия между членами совместного расследования, предполагающего, прежде всего, такую процессуальную форму взаимодействия как исполнение поручения следователя-члена следственной группы [7].
Одновременно с этим в учеными уголовного процесса и криминалистики обращается внимание на низкий уровень организации и тактики оперативного сопровождения расследования определенных преступлений. Так, П.И. Иванов и А.М. Кустов отмечают, что достижение эффективности оперативно-розыскного сопровождения предварительного расследования определенных преступлений невозможно или крайне затруднительно без над-
лежащей его организации и тактики: как считают авторы, для полного всестороннего, объективного и качественного расследования преступлений недостаточно лишь процессуальных способов [8, с. 126]. Поддерживая позицию ученых, следует добавить, что эффективный механизм совместного расследования опирается на сочетание процессуальных способов с оперативно-розыскными возможностями (оперативным сопровождением расследования преступлений), поэтому необходимо в достаточной степени оптимизировать такое сопровождение в правоприменительной деятельности, связанной с производством предварительного следствия межведомственной следственной группой.
Кроме того, следует акцентировать внимание на проблему организационного характера, обусловленной ситуацией «двойного подчинения» в работе межведомственных следственных групп. В целях недопущения ситуации двойного подчинения членов межведомственной следственной группы необходимо предусмотреть соответствующий механизм организации работы такой группы: в данном случае речь идет о том, что на время работы в составе межведомственной следственной группы ее члены подчиняются исключительно руководителю межведомственной следственной группы. Представляется, что предложенная конструкция механизма организации работы межведомственной следственной группы позволит выработать единую правоприменительную практику при производстве предварительного следствия межведомственной следственной группой, пресекая при этом возникновение возможных конфликтных ситуаций, разногласий, непонимания между членами такой группы. Следовательно,
представляется целесообразным предусмотреть на процессуальном уровне реализацию полномочий руководителем межведомственной следственной группы, которому подчиняются все ее члены в независимости от их ведомственной принадлежности, для обеспечения качества работы межведомственной следственной группы.
Как было отмечено ранее, возможность формирования межведомственных следственных групп необходимо предусмотреть в содержании УПК РФ. Подобное изменение позволит субъектам уголовно-процессуальной деятельности на основе процессуального закона оперативно организовывать данные группы в целях расследования определенных преступлений, при этом минуются формальные процедуры согласования о порядке создания межведомственных следственных групп, а работа группы направлена на обеспечение оперативности расследования. Одновременно с этим о целесообразности закрепления процессуального порядка создания межведомственных следственных групп на уровне УПК РФ отмечается следователями [9, с. 117].
Межведомственность следственной группы, в свою очередь, предполагает подчинение ее членов одновременно нескольким правоохранительным органам [10, с. 94-95]. В этой связи необходимо отметить, что в целях недопущения ситуации двойного подчинения членов межведомственной следственной группы необходимо предусмотреть соответствующий механизм организации работы такой группы: в данном случае речь идет о том, что на время работы в составе межведомственной следственной группы ее члены подчиняются исключительно руководителю межведомственной следственной группы. Руководителем межведомственной
следственной группы может являться исключительно следователь — такая конструкция обеспечивает соответствие реализации уголовно-процессуальных норм принципу состязательности в уголовном судопроизводстве, а также позициям, определяющих независимость органов предварительного расследования [11, с. 32].
Очевидно, что сложившаяся тенденция прогрессирования преступности предопределяет необходимость в системной работе по расследованию преступлений, основанном на межведомственном характере взаимодействия как следователей, так и иных субъектов уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, обеспечивающих как оперативное, так и криминалистическое сопровождение расследования [12, с. 106-107]. Кроме того, работа межведомственной следственной группы предполагает накопление знаний и опыта при противодействии преступлениям в силу сочетания возможностей должностных лиц различных правоохранительных органов в области уголовно-правовых наук [13, с. 87].
Кроме всего прочего, нельзя не отметить, что формирование межведомственной следственной группы не может не обращаться к современным возможностям криминалистического и экспертного сопровождения расследования преступлений. Так, например, по факту совершения террористического акта в «Крокус Сити Холл» следственными органами Следственного комитета РФ была организована работа специальной следственной группы, к работе которой привлечены следователи-криминалисты, а также эксперты.
Как справедливо отмечает Ю.А. Цветков, научно-технический
прогресс, происходящий на современном этапе и распространяющийся практически на все сферы общественной и государственной деятельности, требует более узкой специализации следователей [14, с. 37]. Следовательно, оптимальная модель работы межведомственной следственной группы предполагает привлечение к работе такой группы не только следователей и сотрудников оперативных подразделений, но и следователей-криминалистов, а также экспертов. Сочетание усилий указанных должностных лиц, объединенных единой целью в работе следственной группы, характеризирует процессуальное значение межведомственной следственной группы — достижение качественного уровня расследования и вместе с тем оперативности производства следственных и иных процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий, в том числе и при расследовании отдельных видов и категорий преступлений [15, с. 123].
Представляется, что предложенная конструкция механизма организации работы межведомственной следственной группы позволит выработать единую правоприменительную практику при производстве предварительного следствия межведомственной следственной группой, пресекая при этом возникновение возможных конфликтных ситуаций, разногласий, непонимания между членами такой группы, сконцентрировав на процессуальном уровне реализацию полномочий руководителя и членов межведомственной следственной группы, направленной на производство по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях.
Список использованной литературы
1. Босхолов С.С. Национальная безопасность России: теоретико-правовой и прикладной аспекты / С.С. Босхолов. — Москва : Проспект, 2023. — 456 с.
2. Шамсутдинов М.М. Производство предварительного следствия следственной группой: Процессуальные, управленческие и тактико-психологические аспекты : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 / М.М. Шамсутдинов. — Ижевск, 2005. — 265 с.
3. Тарасов А.А. «Бригадное расследование» в контексте общих проблем следственного аппарата в современной России / А.А. Тарасов. — EDN BBAKX // Правовое государство: теория и практика. — 2019. — № 1 (55). — С. 135-140.
4. Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 80-х годов / под ред. Е.А. Левашова. — Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, — 1997. — 904 с.
5. Попов И.А. Следственная группа как одна из форм коллективного метода расследования преступлений: современное состояние и перспективы развития / И.А. Попов. — EDN PYLQHV // Вестник Московского университета МВД России. — 2013. — № 3. — С. 119124.
6. Клещенко Ю.Г. Межведомственное взаимодействие органов предварительного следствия с оперативными и экспертными подразделениями при расследовании преступлений в бюджетно-финансовой сфере / Ю.Г Клещенко. — DOI 10.24412/2414-3995-2021-1-192198. — EDN XYWWKQ // Вестник экономической безопасности. — 2021. — № 1. — С. 192-198.
7. Ложис З.З. Актуальные вопросы взаимодействия Следственного комитета России с органами дознания и следствия других ведомств при расследовании преступлений террористической направленности / З.З. Ложис. — EDN BDVHCO // Академическая мысль. — 2019. — № 3 (8). — С. 7-11.
8. Иванов П.И. Оперативно-розыскное сопровождение предварительного расследования экономических и коррупционных преступлений в сфере закупок для нужд оборонно-промышленного комплекса и судебного разбирательства (вопросы организации и тактики) / П.И. Иванов, А.М. Кустов. — EDN XHSTVN // Труды Академии управления МВД России. — 2020. — № 1 (53). — С. 125-135.
9. Лубягин М.С. Некоторые аспекты производства предварительного следствия следственной группой в российском уголовном судопроизводстве: через призму экспертного мнения / М.С. Лубягин. — DOI 10.17150/2500-4255.2024.18(1).106-120. — EDN XTNIAN // Всероссийский криминологический журнал. — 2024. — Т. 18, № 1. — С. 106-120.
10. Николюк В.В. Привлечение инспектора по делам несовершеннолетних органов внутренних дел к участию в работе следственно-оперативной группы / В.В. Николюк,
B.А. Гусев. — DOI 10.24412/2072-9391-2022-464-93-100. — EDN XREXLW // Труды Академии управления МВД России. — 2022. — № 4 (64). — С. 93-100.
11. Смирнова И.Г. Основные тренды развития уголовно-процессуальной и криминалистической науки в условиях правовой турбулентности / И.Г Смирнова, Д.А. Степаненко. — DOI 10.18572/1813-1190-2022-2-30-37. — EDN OPUVSW // Юридическое образование и наука. — 2022. — № 2. — С. 30-37.
12. Фойгель Е.И. Современные тенденции и перспективы развития криминалистического учения о личности участников уголовного судопроизводства / Е.И. Фойгель. — DOI 10.17150/1819-0928.2023.24(1).101-108. — EDN OACRRE // Академический юридический журнал. — 2023. — Т. 24, № 1(91). — С. 101-108.
13. Судакова Т.М. Принципы интегративного криминологического знания в зарубежной и российской доктринах / Т.М. Судакова. — DOI 10.17150/1819-0928.2023.24(1).80-88. — EDN EBJJCE // Академический юридический журнал. — 2023. — Т. 24, № 1(91). —
C. 80-88.
14. Цветков Ю.А. Предварительное следствие перед новыми вызовами / Ю.А. Цветков. — EDN XTGHQT // Вестник Московского университета МВД России. — 2018. — № 1. — С. 36-38.
15. Грибунов О.П. Некоторые аспекты формирования комплексного криминалистического подхода к осуществлению мероприятий по преодолению противодействия рас-
следованию преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия / О.П. Грибунов, К.В. Шаров. — DOI 10.55001/2312-3184.2023.93.63.011. — EDN YBKFRL // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2023. — № 2 (105). — С. 122-130.
References
1. Boskholov S.S. National Security of Russia: Theoretical-Legal and Applied Aspects. Moscow, Prospekt Publ., 2023. 456 p.
2. Shamsutdinov M.M. Preliminary Investigation Conducted by an Investigation Group: Procedural, Managerial and Tactical-Psychological Aspects. Cand. Diss. Izhevsk, 2005. 265 p.
3. Tarasov A.A. "Team Investigation" in the Context of General Problems of the Investigative Branch of Modern Russia. Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika = The Rule-of-Law State: Theory and Practice, 2019, no. 1, pp. 135-140. (In Russian). EDN: BBAKX.
4. Levashova E.A. (ed.) New Words and Meanings. Reference Book on the Press Materials and Publications of the 80-s. Saint Petersburg, Dmitrii Bulanin Publ., 1997. 904 p.
5. Popov I.A. Investigstion Group as One of the Forms of the Collective Method Investigation of Crimes: Modern Condition and Prospects of the Development. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii = Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013, no. 3, pp. 119-124. (In Russian). EDN: PYLQHV.
6. Kleshchenko YU.G. Interdepartmental Interaction of Preliminary Investigation Bodies with Operational and Expert Units in the Investigation of Crimes in the Budgetary and Financial Sphere. Vestnik ekonomicheskoi bezopasnosti = Bulletin of Economic Security, 2021, no. 1, pp. 192-198. (In Russian). EDN: XYWWKQ. DOI: 10.24412/2414-3995-2021-1-192-198.
7. Lozhis Z.Z. Topical Issues of Interaction of Russian Investigative Committee with the Bodies of Inquiry and Investigation of Other Agencies in the Investigation of Terrorist Crimes. Akademicheskayamysl' = Academic Thought, 2019, no. 3, pp. 7-11. (In Russian). EDN: BDVHCO.
8. Ivanov P.I., Kustov A.M. Operational and Investigative Support of Preliminary Investigation of Economic and Corruption Crimes in the Sphere of Procurement for the Needs of the Military-Industrial Complex and Judicial Proceedings (Questions of Organization and Tactics). Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii = Proceedings of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 2020, no. 1, pp.. 125-135. (In Russian). EDN: XHSTVN.
9. Lubyagin M.S. Some Aspects of the Preliminary Investigation Conducted by an Investigative Team in Russian Criminal Proceedings: Through the Prism of an Expert Opinion. Vse-rossiiskii kriminologicheskii zhurnal = Russian Journal of Criminology, 2024, vol. 18, no. 1, pp. 106-120. (In Russian). EDN: XTNIAN. DOI: 10.17150/2500-4255.2024.18(1).106-120.
10. Nikolyuk V.V., Gusev V.A. Involvement of the Inspector for Juvenile Affairs of Internal Affairs Bodies to Participate in the Work of the Investigative Task Force. Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii = Proceedings of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 2022, no. 4, pp. 93-100. (In Russian). EDN: XREXLW. DOI: 10.24412/2072-93912022-464-93-100.
11. Smirnova I.G., Stepanenko D.A. The Key Trends in the Development of the Criminal Procedure and Criminalistic Science in the Conditions of Legal Turbulence. Yuridicheskoe obra-zovanie i nauka = Juridical Education and Science, 2022, no. 2, pp. 30-37. (In Russian). EDN: OPUVSW. DOI: 10.18572/1813-1190-2022-2-30-37.
12. Foygel E.I. Modern Trends and Prospects for the Development of Criminalistics Doctrine on the Personality of Participants in Criminal Proceedings. Akademicheskii yuridich-eskii zhurnal = Academic Law Journal, 2023, vol. 24, no. 1, pp. 101-108. (In Russian). EDN: OACRRE. DOI: 10.17150/1819-0928.2023.24(1).101-108.
13. Sudakova T.M. Principles of Integrative Criminological Knowledge in Foreign and Russian Doctrine. Akademicheskii yuridicheskii zhurnal = Academic Law Journal, 2023, vol. 24, no. 1, pp. 80-88. (In Russian). EDN: EBJJCE. DOI: 10.17150/1819-0928.2023.24(1).80-88.
14. Tsvetkov YU.A. The Preliminary Investigation in Front of New Challenges. Vestnik Moskovskogo universitetaMVD Rossii = Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018, no. 1, pp. 36-38. (In Russian). EDN: XTGHQT.
15. Gribunov O.P., Sharov K.V. Some Aspects of the Formation of a Comprehensive Criminalistic Approach to Overcoming Counteraction to the Investigation of Crimes Related to Illegal
Arms Trafficking. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii = Vestnik of the Eastern Siberia Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, 2023, no. 2, pp. 122130. (In Russian). EDN: YBKFRL. DOI: 10.55001/2312-3184.2023.93.63.011.
Информация об авторе Лубягин Михаил Сергеевич — ассистент кафедры уголовного процесса и прокурорского надзора, Институт юстиции, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация.
Author Information
Lubyagin, Mikhail S. — Junior Lecturer, Chair of Criminal Procedure and Prosecutor's Supervision, Institute of Justice, Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation.
Поступила в редакцию / Received 11.06.2024
Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 30.06.2024
Принята к публикации / Accepted 03.10.2024
Дата онлайн-размещения / Available online 16.10.2024