Научная статья на тему 'Производство по делам с участием иностранных лиц в хозяйственном суде Республики Беларусь'

Производство по делам с участием иностранных лиц в хозяйственном суде Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
920
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДОПРОИЗВОДСТВО / АРБИТРАЖ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СПОРЫ / УЧАСТНИКИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОЦЕССА / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / СНГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антоненко-куличенко Наталья Сергеевна

Статья посвящена анализу хозяйственного процессуального законодательства Республики Беларусь. Ключевой проблемой является проблема участия в хозяйственном процессе иностранных лиц субъектов предпринимательской деятельности. Уделяется внимание соотношению в данной сфере национального законодательства Республики Беларусь и норм международного права стран СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Антоненко-куличенко Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Производство по делам с участием иностранных лиц в хозяйственном суде Республики Беларусь»

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ С УЧАСТИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ СУДЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

© Н. С. Антоненко-Куличенко

Антоненко-Куличенко Наталья Сергеевна

преподаватель кафедры правоведения филиал Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет "МИТСО"» Республика Беларусь, г. Гомель

Статья посвящена анализу хозяйственного процессуального законолательства Республики Беларусь. Ключевой проблемой является проблема участия в хозяйственном процессе иностранных лиц - субъектов прел-принимательской леятельности. Улеляется внимание соотношению в ланной сфере национального законолательства Республики Беларусь и норм межлунарол-ного права стран СНГ.

Ключевые слова: сулопроизволство, арбитраж, хозяйственный процесс, прелпринимательская леятель-ность, хозяйственные споры, участники хозяйственного процесса, иностранные гражлане, Республика Беларусь, СНГ.

Согласно ст. 11 Конституции Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Беларусь обладают теми же правами, что и граждане Республики Беларусь [3]. Следовательно, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право принимать участие в качестве истца для защиты своих прав в любом суде на территории Республики Беларусь. Не являются исключением и суды, рассматривающие хозяйственные споры, которые возникают при осуществлении хозяйственной деятельности как гражданами Республики Беларусь, так и иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Раздел V Хозяйственного процессуального кодекса (далее — ХПК) о порядке рассмотрения дел с участием иностранных лиц регулирует:

— процессуальные права и обязанности иностранных лиц (иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность), равные с организациями и гражданами Республики Беларусь (ст. 306), т. е. права и обязанности иностранных лиц в хозяйственном процессе определены по принципу национального режима.

— судопроизводство по делам с участием иностранных лиц осуществляется по общим правилам судопроизводства, предусмотренным ХПК, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

— подсудность дел с участием иностранных лиц определяется по общему правилу — если ответчик находится, а гражданин имеет место жительства на территории Республики Беларусь. Исключения из него сделаны для споров о признании права собственности на здания, сооружения, земельные участки и т. д., а также для споров по искам к перевозчикам, вытекающих из договора перевозки (ст. 310) [5].

В ХПК не оговаривается форма соглашения сторон о подсудности дел. По общему правилу такое соглашение должно иметь письменную форму. Но конкретное выражение письменной формы соглашения может быть различным. Такое соглашение может быть выражено и в форме конкретных действий: подача искового заявления или возражения на иск, представление доказательств и т.п.

Кроме того, в ст. 310 ХПК установлены следующие принципиальные особенности:

1) если дело по правилам, изложенным в ХПК, подсудно только хозяйственному суду Республики Беларусь, он рассматривает дело и выносит решение даже в тех случаях, когда тождественное дело находится в производстве суда другого государства или уже рассмотрено этим судом;

2) при двойной подсудности спора дело в хозяйственном суде подлежит прекращению, если тождественное дело в суде другого государства было возбуждено ранее;

3) если при наличии соглашения о подсудности дела суду другого государства производство по делу в соответствии с общими правилами подсудности было возбуждено в хозяйственном суде, он прекращает производство по делу в случае заявления ответчиком соответствующего ходатайства до изложения возражений против иска;

3) исключительная подсудность не может быть изменена соглашением сторон;

4) неподсудность дела хозяйственному суду является основанием для отказа в принятии заявления;

5) хозяйственный суд обязан прекратить производство по делу по своей инициативе на любой стадии процесса, если обнаружит, что дело подсудно суду другого государства и если иное не установлено ХПК, международным договором Республики Беларусь или соглашением сторон [2, с. 126].

Все документы, представляемые иностранным лицом в суд, должны быть легализованы, если международным договором не предусмотрены

иные правила. Такая норма также должна быть в процессуальных кодексах. Легализация документов означает, что на них должна быть проставлена отметка ведомства, осуществляющего установление и засвидетельствование подлинности подписей на этих документах, и соответствие их законам государства пребывания. Отмена требования легализации процессуальных документов может быть предусмотрена в международных договорах. Это могут быть как двусторонние, так и многосторонние межгосударственные договоры. Поскольку иностранные лица, обращающиеся за судебной защитой, могут представлять государства, не подписавшие соответствующих международных договоров об отмене легализации документов, то суд должен проверить этот вопрос также на стадии подготовки дела к судебному разбирательству [1, с. 203].

На этой же стадии или при вынесении решения хозяйственный суд должен определить источник материального права, которым он будет руководствоваться при разрешении возникшего между сторонами спора. Исходя из приоритета международных договоров над национальным законодательством, суд обязан проверить, относится ли предлагаемый сторонами правовой акт к числу международных договоров. Такая оценка производится с учетом требований норм международного права1 и применяемого национального закона.

Какое право надлежит применять к спорным правоотношениям, суд определяет в соответствии с коллизионными нормами международных договоров, а также национальным гражданским законодательством соответствующего государства.

В ст. 313 ХПК регулируется порядок направления и исполнения судебных поручений. Так, хозяйственный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном законодательством, поручения судов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр на месте и др.). При этом специально оговаривается, что поручение не подлежит исполнению, если:

1) это действие противоречит суверенитету Республики Беларусь или угрожает безопасности Республики Беларусь;

2) исполнение не входит в компетенцию хозяйственного суда;

3) международным договором Республики Беларусь установлен иной порядок исполнения поручений. Отказаться исполнить поручение иностранного суда по непредусмотренным законодательством основаниям недопустимо.

Исполнение судебных поручений производится по нормам процессуального законодательства страны, где находится запрашиваемый суд, если иное не установлено международным договором.

Хозяйственные суды Республики Беларусь могут в установленном порядке обращаться к судам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий. Важное значение приобретает точное соблюдение порядка движения поручения к исполнителю.

Постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 6 февраля 2003 г. № 4 утверждены Методические рекоменда-

ции в целях объяснения проблемных вопросов при оказании правовой помощи и исполнении судебных решений с участием иностранных лиц [4, с. 57].

Хозяйственные суды Республики Беларусь оказывают правовую помощь в объцме, который вытекает из полномочий, установленных международным договором и хозяйственным процессуальным законодательством Республики Беларусь. Если для оказания правовой помощи требуется совершение отдельных процессуальных действий, которые находятся в пределах подведомственности споров хозяйственных судов Республики Беларусь, но в силу закона их выполнение не входит в компетенцию хозяйственного суда, хозяйственный суд принимает на себя исполнение в части, которая может быть им исполнена. Невыполненная часть обращения об оказании правовой помощи в установленном законодательством Республики Беларусь порядке направляется хозяйственным судом для исполнения в компетентный орган. Об обстоятельствах, препятствующих исполнению части обращения об оказании правовой помощи и о компетентном органе, которому передается выполнение отдельных процессуальных действий, хозяйственный суд Республики Беларусь должен известить запрашивающий компетентный иностранный орган в порядке, установленном международным договором, законодательством Республики Беларусь и названными выше Методическими рекомендациями.

При обращении за оказанием правовой помощи, при оказании правовой помощи сношения с компетентными органами государств, с которыми Республика Беларусь состоит в договорно-правовых отношениях, осуществляются в порядке, установленном международным договором.

Международным договором может быть предусмотрена возможность осуществления непосредственных сношений.

При оказании правовой помощи (признание и принудительное исполнение решений) и при обращении за оказанием таковой сношения с компетентными органами государств, с которыми Республика Беларусь не состоит в договорных отношениях по вопросам оказания правовой помощи, осуществляются Высшим Хозяйственным Судом по дипломатическим каналам при содействии Министерства иностранных дел Республики Беларусь.

При обращении о правовой помощи, состоящей в выполнении отдельных процессуальных действий либо вручении судебных документов, судья выносит определение, которое направляет в компетентный орган в пятидневный срок согласно ст. 170 ХПК. Документы оформляются в соответствии с требованиями международных договоров и законодательства Республики Беларусь.

Ходатайство об оказании правовой помощи и прилагаемые документы излагаются на языке, предусмотренном международным договором, либо сопровождаются переводом на этот язык.

Перевод должен быть надлежащим образом заверен. Заверение документов, производится органами нотариата. Документ, состоящий из двух и более листов, должен быть прошит, листы пронумерованы. Количество прошитых листов заверяется подписью лица, совершившего нотариальное действие, и скрепляется печатью. Документы, относящиеся к хозяй-

ственному судопроизводству, могут быть переведены и заверены переводчиками Белорусской торгово-промышленной палаты.

В поручениях хозяйственных судов компетентным иностранным органам указывается наименование хозяйственного суда, дающего поручение, и государство компетентного иностранного органа, к которому обращено поручение, содержание просьбы (вручение документа, производство истребования и исследования доказательств, засвидетельствование подлинности подписи или верности копии документа и т. п.), а также необходимые сведения по существу поручения. В поручении о вручении документов обязательно указывается адрес лица, которому документ должен быть вручен, и точное наименование вручаемого документа.

К поручению прилагаются надлежащим образом оформленные документы: извещение о судебном разбирательстве, копия искового заявления и др. При обращении с иском в суд истец обязан подавать исковое заявление в письменной форме с копиями по числу ответчиков (ч. 1 ст. 123 ХПК), а также сопровождать исковое заявление переводом (в соответствии с международным договором либо на государственный язык государства) с копиями по числу ответчиков.

Судебные поручения компетентным иностранным органам государств, с которыми Республика Беларусь имеет договоры о правовой помощи, о выполнении процессуальных действий в ходе судебного разбирательства, предусмотренных ХПК, направляются хозяйственными судами не позднее, чем за шесть месяцев до дня рассмотрения дела, а компетентным иностранным органам других государств - не позднее, чем за десять месяцев до дня рассмотрения дела в соответствии с положениями международного соглашения.

Выполнение судебных поручений иностранных судов по хозяйственным (экономическим) спорам, в том числе поручений о вручении документов, производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Судья при этом руководствуется положениями ст. 82, 83, 313 ХПК. В случае если запрашивающий компетентный иностранный суд просит о соблюдении особой формы исполнения судебного поручения, то такая просьба удовлетворяется, при условии, что указанная форма не противоречит законодательству Республики Беларусь.

При получении поручения иностранного суда хозяйственный суд проверяет правильность оформления документов. Документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями международного договора, скреплены подписью компетентного лица (как правило, судьи) и подтверждены гербовой печатью.

Исполнение судебных поручений компетентных иностранных судов о выполнении отдельных процессуальных действий (истребование, осмотр и исследование доказательств, проведение экспертизы и др.) осуществляется в судебном заседании либо в ином порядке в соответствии с хозяйственным процессуальным законодательством Республики Беларусь и международным договором. Вручение документов также производится в судебном заседании.

По результатам выполнения судебного поручения (вручения документов) выносится определение, которое в трехдневный срок вместе с подтверждением о вручении документов возвращается запрашивающему компетентному иностранному органу в порядке, определенном нормами применяемого соглашения, в отсутствие такового — нормами законодательства Республики Беларусь.

Судебное поручение исполняется в десятидневный срок (ч. 3 ст. 82 ХПК). В случае исполнения поручения в судебном заседании, десятидневный срок исполнения исчисляется, начиная со дня поступления документов судье до даты вынесения определения о результатах выполнения поручения. После вынесения определения оно вместе с прилагаемыми документами в трехдневный срок направляется запрашивающему компетентному органу. В случае пересылки документов адресату по почте судья отправляет их не позднее десятого дня с момента поступления.

Хозяйственный суд, исполнивший судебное поручение компетентного иностранного суда, составляет справку о расходах, связанных с исполнением. При этом учитываются все судебные расходы согласно международному соглашению и ХПК.

Вопрос о разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда рассматривается по ходатайству взыскателя Высшим Хозяйственным Судом либо хозяйственным судом области (города Минска) по месту нахождения (жительства) должника, а если должник не имеет места нахождения (жительства) в Республике Беларусь либо место нахождения (жительства) неизвестно — по месту нахождения его имущества. Рассмотрение ходатайства производится хозяйственным судом в открытом судебном заседании с извещением должника о времени и месте рассмотрения ходатайства.

Признанию и принудительному исполнению в соответствии с международными договорами подлежат решения хозяйственных судов, нотариальные акты в отношении денежных обязательств, постановления суда в форме решения, определения, постановления об утверждении мирового соглашения (далее — решения). Международным договором могут быть установлены дополнительные виды документов, подлежащих принудительному исполнению.

Судья, вынесший решение по существу, должен разъяснить взыскателю, что вопрос о принудительном исполнении решения хозяйственного суда разрешается компетентным органом страны, на территории которой предполагается исполнение решения, по ходатайству взыскателя. В приказах о принудительном исполнении решений по делам, по которым ответчики находятся за пределами Республики Беларусь, сумму основного долга и сумму расходов по государственной пошлине судьям следует указывать в валюте заявленного требования.

Решения иностранных судов, не требующие принудительного исполнения, признаются без какого-либо дальнейшего производства, если со стороны заинтересованного лица не поступят возражения против этого. Возражения рассматриваются в таком же порядке, что и ходатайства об исполнении.

Следует иметь в виду, что Республика Беларусь, как и ряд других государств СНГ, является участницей международного Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (подписано 20 марта 1992 г. в городе Киеве). Этим Соглашением предусматривается не только порядок рассмотрения дел, но и взаимное признание и исполнение решений, вынесенных арбитражными (хозяйственными, экономическими) судами одной из стран-участниц, на территориях других стран-участниц.

Соглашение устанавливает, что приведение в исполнение решения суда производится по ходатайству заинтересованной стороны (ст. 8).

В соответствии с указанным Соглашением в приведении в исполнение решения, может быть отказано по просьбе стороны, против которой оно направлено, только если эта сторона представит компетентному суду по месту, где испрашивается исполнение.

Решения, вынесенные в отношении лиц, расположенных в иностранных государствах, подлежат исполнению компетентными иностранными органами по месту нахождения должника либо его имущества в соответствии с международными договорами и национальным законодательством страны исполнения.

Срок предъявления иностранного судебного решения к исполнению, установленный международными соглашениями, исчисляется в три года с момента вступления решения в законную силу. Датой предъявления решения к исполнению считается дата предъявления ходатайства о признании и принудительном исполнении решения в компетентный иностранный орган, а в случае направления ходатайства по почте - дата его принятия отделением связи.

Международным договором может быть установлен иной срок для предъявления решений к исполнению. Данный срок восстановлению, продлению и приостановлению не подлежит.

Ходатайство о признании и принудительном исполнении за пределами Республики Беларусь решения хозяйственного суда Республики Беларусь, адресованное компетентному иностранному органу, взыскатель подает в компетентный иностранный орган, определенный международным договором. Международным договором может быть предусмотрен иной порядок подачи ходатайства, а также возможность непосредственного обращения в компетентный рассматривать такое ходатайство суд. В государствах, с которыми Республика Беларусь не имеет договорно-правовой основы для признания и принудительного исполнения решений судов, исполнение иностранных решений происходит на основании международных принципов вежливости и взаимности.

Ходатайство о признании и принудительном исполнении решений хозяйственных судов Республики Беларусь оформляется взыскателем самостоятельно в соответствии с национальным законодательством, если международным договором не предусмотрено иное.

К ходатайству взыскатель прилагает документы или надлежащим образом заверенные их копии, указанные в международном договоре.

При исполнении решения в государстве, с которым Республика Беларусь не состоит в договорно-правовых отношениях по вопросам признания и принудительного исполнения решений, взыскатель самостоятельно оформляет ходатайство. К ходатайству прилагается решение, которое сопровождается переводом на государственный язык государства, в котором должно происходить исполнение.

Взыскатель может приложить также следующие документы: документ, подтверждающий соглашение сторон по делам договорной подсудности; официальный документ о том, что решение вступило в законную силу и подлежит исполнению; доказательства извещения другой стороны о процессе; документ, подтверждающий частичное исполнение решения, если таковое имело место; иные документы, относящиеся к данному решению; переводы направляемых документов.

Направляемые документы подвергаются процедуре легализации, если международным договором не предусмотрено иное.

Для государств — участников Конвенции, отменяющей легализацию иностранных официальных документов, заверение документов производится путем проставления апостиля. Право проставления апостиля в Республике Беларусь имеют: Министерство юстиции Республики Беларусь — на документах, исходящих из учреждений юстиции и судов, и Министерство иностранных дел Республики Беларусь — на всех иных видах документов. В иных случаях документы легализуются через посольские, консульские учреждения государства, в которое направляются. Порядок консульской легализации документов, направляемых в Республику Беларусь, осуществляемой консулами Республики Беларусь, определяется Министерством иностранных дел Республики Беларусь.

Решения иностранных международных коммерческих арбитражных (третейских) судов, в том числе и решения коммерческих арбитражей стран СНГ, подлежат признанию и исполнению хозяйственными судами Республики Беларусь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борико, С. В. Судоустройство : учебник. — Минск : Амалфея, 2000. - 350 с.

2. Каменков, В. С. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь / В.С. Каменков, В. В. Жандаров. — Минск : Амалфея, 2007. — 221 с.

3. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г., № 2875-Х11 (с изм и

доп., принятыми на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.: в редакции Решения Республиканского референдума от 17 ноября 2004 г. // Консультант плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2011.

4. Практикум по хозяйственному процессу : учеб.-метод. пособие / В. С. Каменков, С. В. Лунев, В. В. Жандаров, А. А. Гариовский ; под общ. ред. В. С. Каменкова. — Минск : Амалфея, 2000. — 208 с.

5. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 11 ноября 1998 г.: одобр. Совет. Респ. 26 ноября 1998 г.: текст

Кодекса по состоянию на 30 декабря 2011 г. — Минск, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.