С. И. Довгун, Д. А. Свиридов
ПРОИЗВОДСТВО ОБЫСКА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
О НЕЗАКОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
В статье рассматриваются вопросы уголовно-процессуального порядка производства обыска в Республике Беларусь и проблемы регулирования данного следственного действия Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Раскрываются криминалистические особенности производства обыска по уголовным делам о незаконной предпринимательской деятельности в зависимости от способа совершения преступления; анализируются типичные ошибки, допускаемые при производстве данного следственного действия; предлагаются пути их устранения; ставится вопрос об обязательном участии специалиста в производстве обыска в коммерческих организациях для получения наиболее оптимальной и полной доказательственной информации, исключающей все то, что не имеет отношения к делу. Это связано с тем фактом, что в дальнейшем избыток информации влечет за собой необоснованное затягивание расследования преступления, а затем сложности при рассмотрении уголовного дела судом по существу.
Ключевые слова: следственное действие, обыск, незаконная предпринимательская деятельность, способ преступления, специальные знания, участие специалиста.
S. I. Dovgun, D. A. Sviridov
CONDUCTING SEARCH IN THE INVESTIGATION
OF ILLEGAL ENTREPRENEURSHIP CASES: CRIMINAL AND CRIMINALISTIC PROCEDURE
The article deals with the issues of the criminal procedural order of conducting search in the Republic of Belarus and raises the problems of regulating this investigative action under the Criminal Procedure Code of the Republic of Belarus. Criminalistic features of conducting search in criminal cases on illegal business activities are revealed depending on the way of committing criminal acts. Typical mistakes made in the course of conducting search. Practical solutions are offered. The author raises the question about the specialist's mandatory participation in the search conducted in commercial organizations in order to obtain the most optimal and complete evidence excluding the withdrawal of information carriers irrelevant to the case. Later it can involve an unreasonable increase in the investigation time and the difficulty in assessing the information provided when the criminal case is examined by the court.
Key words: investigative action, search, illegal entrepreneurship, method of crime, special knowledge, specialist's participation.
В соответствии со ст. 21 Конституции Республики Беларусь обеспечение прав и свобод граждан провозглашается высшей целью государства. Оно же выступает гарантом прав, свобод и законных интересов, закрепленных не только в Конституции, но и в международных обязательствах Республики Беларусь [1].
На современном этапе развития, во время сложных изменений в политической, идеологической и социально-экономической сферах, в период серьезной нестабильности общественных отношений, важную роль приобретают уголовно-процессуальные гарантии, посредством которых обеспечиваются права и свободы граждан. Полагаем, что возможностями по защите своих интересов в большей мере будут обладать те, кто имеют целостное представление об уголовном процессе и собственном процессуальном статусе.
Одно из центральных мест в рамках предварительного расследования по большинству уголовных дел о преступлениях экономической направленности, в том числе о незаконной предпринимательской деятельности, отводится обыскам. В процессе их проведения отыскиваются материальные следы преступления, способные стать решающим доказательством вины подозреваемого. Значение этого следственного действия часто настолько велико, что обязанность сотрудников органов уголовного преследования неукоснительно соблюдать правила проведения и фиксации результатов обыска, подробно прописаны в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее — УПК Республики Беларусь) [3].
Обыск представляет собой следственное действие, сущность которого заключается в принудительном отыскании и изъятии орудий преступления, предметов, ценностей и документов, обладающих
доказательственным значением, а также трупов и скрывающихся от органов уголовного преследования лиц.
Согласно ст. 20 УПК Республики Беларусь целью обыска как предусмотренного законом следственного действия (его проведение возможно только лишь после возбуждения уголовного дела) выступают сбор и фиксация доказательств, отыскание ценностей и предметов, на которые может быть наложен арест для последующего обеспечения решения суда и возмещения вреда потерпевшим. В ходе обыска могут отыскиваться и изыматься только материальные объекты, такие как орудия преступления, документы, предметы, иные носители криминалистически значимой информации (компьютерные диски, аудио-, видеозаписи, компьютерные и мобильные электронные устройства и др.), а также ценности как добытые незаконным путем, так и в целях наложения ареста [2, с. 67].
Некоторые юристы при анализе сущности рассматриваемого следственного действия обращают внимание на то, что оно прежде всего направлено на отыскание и изъятие объектов, которые скрывает лицо [4, с. 45]. Такая точка зрения представляется не в полной мере обоснованной, поскольку изыматься должны и иные, ранее не известные производящему обыск лицу предметы: уже в ходе следственного действия на них могут быть обнаружены следы преступления или другая криминалистически значимая информация. Все полученные сведения подлежат анализу, в процессе которого оцениваются достигнутые результаты, в том числе в совокупности с уже имеющимися доказательствами. Непосредственный анализ информации состоит в ее исследовании и оценке для определения возможности ее использования в дальнейшем при установлении лица, причастного к совершению преступления, доказывании вины, а также для исследования всех обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
В практической деятельности много вопросов связано с возможностью участия защитника при проведении обыска. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 48 УПК Республики Беларусь защитник наделен рядом прав, в том числе он может принимать участие в следственных действиях, которые проводятся с участием подозреваемого, обвиняемого. Данная норма не обязывает защитника принимать участие во всех следственных действиях без исключения с его подзащитным, а только тогда, когда он на этом не настаивает. Во время производства обыска защитник вправе задавать вопросы подозреваемому, обвиняемому, специалисту с разрешения лица, проводящего обыск, вносить письменные замечания в протокол обыска по вопросам полноты и правильности отраженных в нем записей,
заявлять ходатайства и отводы, которые направлены на защиту интересов подозреваемого, обвиняемого (п. 6, 7, 8 ч. 1 ст. 48 УПК Республики Беларусь). По окончании обыска защитник удостоверяет его ход и результаты своей подписью в протоколе следственного действия (ч. 6 ст. 193 УПК Республики Беларусь). При расследовании преступлений, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью, вопрос об участии защитника встает наиболее остро. В первую очередь это обусловлено высоким уровнем образования лиц, подозреваемых в указанных преступлениях, и опытом их работы в экономической и юридической сферах. Как правило, они заранее заключают договоры с адвокатами, после чего заявляют требования об участии в производстве обыска конкретного защитника. Практика показывает, что часто защитники широко используют свои права по категориям преступлений так называемой «беловоротнич-ковой преступности».
Необходимо отметить тот факт, что в большинстве случаев обыск выступает неотложным следственным действием, эффективность которого непосредственно зависит от фактора внезапности, поэтому заблаговременное уведомление защитника, указание ему цели вызова, адреса и т. д. представляется лицам, проводящим обыск, нерациональным, в том числе по причинам, связанным с возможным уничтожением доказательств. Выход из этой ситуации видится в том, что перед непосредственным началом производства обыска по прибытии на объект лицо, производящее обыск, обязано выяснить у подозреваемого, обвиняемого, желает ли он пригласить для участия в данном следственном действии защитника. В случае поступления такого ходатайства, лицо, проводящее обыск, должно предоставить подозреваемому, обвиняемому эту возможность, пригласив защитника, указанного последним. После этого участникам обыска следует оставаться на объекте, где будет проходить обыск, чтобы воспрепятствовать возможному уничтожению доказательств.
В соответствии с ч. 3 ст. 193 УПК Республики Беларусь протокол обыска содержит сведения об осуществляемых действиях в том порядке, в каком они проводились. Изучение уголовных дел показало, что лица, проводившие обыск, как правило, фиксировали только факт обнаружения и изъятия объектов, давали краткое описание данных объектов и места их обнаружения. В том случае, когда обыск не приносил положительных результатов, проводившие его часто ограничивались следующей формулировкой: «В ходе обыска ничего не обнаружено». В соответствии с требованиями УПК Республики Беларусь в протоколе в обязательном порядке должны содержаться сведения о непосредственных
действиях обыскивающих (например, «осматривалось содержимое металлического шкафа, находящегося в бухгалтерии предприятия, однако имеющих значение для уголовного дела предметов и документов не обнаружено»).
В ходе расследования экономических преступлений, в том числе связанных с незаконной предпринимательской деятельностью, многие вопросы сложно решить без привлечения лиц, обладающих специальными знаниями в области экономики. Они могут выступать в качестве специалистов или экспертов. В большинстве случаев востребованы лица, обладающие знаниями бухгалтерского учета. Это подтверждают данные, полученные в результате анкетирования сотрудников органов предварительного расследования, специализирующихся на расследовании экономических преступлений и, соответственно, преступлений, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью (в 32,2 % случаев привлекались в качестве специалистов бухгалтеры, из которых в 75,7 % — в процессуальной форме)*. Часто их участие необходимо в процессе проведения следственных действий (осмотра, обыска, выемки документов и их осмотра, допроса работников бухгалтерии и материально ответственных лиц).
Эффективность обыска как следственного действия зависит не только от профессионализма лица, проводящего его, но и от подготовки к нему, куда входят и консультации специалистов. Они дают возможность получить сведения, которые помогут выдвинуть обоснованные версии, правильно сориентироваться при обыске, грамотно оценить информацию и выбрать верную тактику производства обыска.
При получении консультации специалист-бухгалтер (экономист) может разъяснить широкий круг вопросов:
— по особенностям документооборота организации в целом и порядка ведения бухгалтерского учета;
— установленному порядку оформления различных хозяйственных операций, отражению их в первичных регистрах бухгалтерского учета, сводных учетных документах, а также по правам и обязанностям лиц, на которых возложена ответственность по организации и ведению учета, должностным обязанностям работников бухгалтерии и материально ответственных лиц;
— специфическим обстоятельствам финансово-хозяйственной деятельности организации;
— установлению наличия или отсутствия связи между финансово-хозяйственными операциями и документацией, с помощью которой они оформляются;
— формулировке задания ревизорам, а в последующем и оценке акта ревизии (проверки), исходя из его обоснованности и полноты.
Помощь специалиста окажется целесообразной и в ходе непосредственного изучения обнаруженных при обыске документов для определения их отно-симости к расследуемому событию. Необходимость привлечения специалиста для производства обыска особенно по делам о незаконной предпринимательской деятельности, которая часто предполагает изъятие документов, обусловливается тем, что документы являются основным источником доказательств. Как показало изучение архивных уголовных дел, самостоятельный осмотр документов без специальной подготовки приводит к следующим результатам:
— изъятие и приобщение к уголовному делу всех документов, обнаруженных в организации за период работы. В этом случае уголовное дело увеличивается в объеме за счет материалов, не имеющих значения для доказывания, затрудняющих дальнейшее исследование собранных доказательств как в процессе расследования, так и в суде (36 % уголовных дел)**;
— изъятие и приобщение к материалам уголовного дела только документов, содержащих следы интеллектуального и материального подлога. В этой ситуации искусственно формируются условия выдвижения участниками процесса в суде версий, которые невозможно подтвердить или опровергнуть без исследования и оценки взаимосвязанных документов, отсутствующих в момент рассмотрения дела в суде (23 % уголовных дел). Специалист, привлекаемый к обыску, сможет акцентировать внимание лица, проводящего данное следственное действие, на документах, которые были или могли быть использованы в процессе подготовки, совершения и сокрытия преступления (неправильно оформленные, но принятые к учету; в которых отражены незаконные операции либо неправильно произведенные подсчеты; содержащие следы материального или интеллектуального подлога). Особую важность помощь специалиста приобретает при работе с большим объемом документов.
Кроме консультации по вопросам, касающимся бухгалтерского учета, специалист может помочь с анализом имеющейся бухгалтерской документации в целях определения документов, которые можно обнаружить в ходе обыска. Непосредственно во время проведения рассматриваемого следственного действия он может не только оперативно проконсультировать лицо, его проводящее, но и с его разрешения задать вопросы подозреваемому, обвиняемому и другим лицам, присутствующим при обыске, что важно при установлении очевидных фактов и отрицании неочевидных, толковании их в свою пользу, отрицании всех фактов.
В завершение отметим, что обыск затрагивает ключевые конституционные права человека на неприкосновенность жилища, личную неприкосновенность, право собственности. В связи с этим лицо, проводящее данное следственное действие, должно знать и соблюдать требования законодательства, а также организовывать правильное криминалистическое обеспечение обыска, для того чтобы получить достоверные, допустимые и относимые доказательства.
Привлечение к производству обыска специалиста позволит избежать ошибок, допускаемых при работе с документами, наиболее рапростра-ненными из которых являются использование
в качестве основания для формулирования обвинения документов, не подвергнутых тщательной проверке; неустранение противоречий между данными, содержащимися в документах, и другими доказательствами по делу; односторонность в оценке документов и т. д. Изучение уголовных дел показало, что лишь треть сотрудников, расследующих преступления экономической направленности, используют все возможности специальных бухгалтерских (экономических) знаний, в том числе при производстве обыска. Этого явно недостаточно. Привлекать специалистов необходимо для объективного, полного и своевременного расследования экономических преступлений.
* Опрошено 280 следователей Следственного комитета Республики Беларусь, занимающихся расследованием экономических преступлений.
** Изучено 294 уголовных дела о незаконной предпринимательской деятельности за 2010—2017 гг.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск: Амалфея, 2005. 48 с.
2. Шостак М. А. Уголовный процесс. Особенная часть: учеб. пособие. Минск: Амалфея, 2006. 560 с.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
4. Печников Н. П. Процессуальные и тактические вопросы производства обыска и выемки в уголовном процессе. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2008. 156 с.
© Довгун С. И., Свиридов Д. А., 2017
1. The Constitution of the Republic of Belarus of 1994 (with amendments and additions adopted at the republican referendums on November 24, 1996 and October 17, 2004). Minsk: Amalfee, 2005. 48 p.
2. Shostak M. A. The Criminal Process. Special part: training. allowance. Minsk: Amalfea, 2006. 560 p.
3. The Criminal Procedure Code of the Republic of Belarus of July 16, 1999, No. 295^. Access from the legal system "ConsultantPlus".
4. Pechnikov N. P. Procedural and tactical issues of the search and seizure in the criminal process. Tambov: Publishing house of Tambov State Technical University, 2008. 156 p.
© Dovgun S. I., Sviridov D. A., 2017