adequately to provide the necessary level of regulation of all matters relating to the functioning of public organizations law enforcement orientation, including militias from among the registered Cossack communities involved in protection of public order.
Key words: attraction of citizens to protection of public order, voluntary militias and associations of law enforcement focus, Cossack guards, militias from the registry of the Cossack communities.
Ilyin P.O., the listener faculty № 2 - training of leaders (chiefs) of territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia FGKOU VPO «Academy of management of the Ministry of internal Affairs of Russia, Colonel of police, phone 8(926)3060331; E-mail: [email protected] (Russia, Moscow).
УДК 343.98
ПРОИЗВОДСТВО ОБЫСКА ПО ДЕЛАМ О ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИИ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ КРИМИНАЛЬНЫМ ПУТЕМ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТАКТИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ
Ю.В. Крачун
В статье исследуются организационные и тактико-криминалистические особенности проведения обыска при расследовании преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных криминальным путем, выражаются рекомендации по повышению результативности данного следственного действия, оптимальному использованию его высокого доказательственного потенциала
Ключевые слова: легализация денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем; отмывание; денежные средства; материальные ценности; расследование; обыск, выемка, предметы, документы, помещение.
Высокая эффективность обыска как средства доказывания обусловлена наработанным за десятилетия существования юридической науки единством процессуальной и тактико-криминалистической природы этого следственного действия, интегрировано сочетающим в себе совокупность процессуальных условий и тактико-криминалистических приемов по подготовке, непосредственному проведению обыска и фиксации его результатов. Разумеется, что обязательным условием достижения цели и выполнения задач, поставленных перед этим следственным действием, является неукоснительное соблюдение его процессуальной формы и оптимальное использование
75
обширного тактико-криминалистического потенциала. Данный общий тезис вполне применим и для установления путем обыска обстоятельств легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, полученных в результате совершения преступления.
Сам по себе механизм легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, полученных в результате совершения преступления, обусловливает высокую активность виновных лиц по сокрытию признаков преступной деятельности, как в сфере криминального источника происхождения материальных ценностей, так и в сфере его введения в официальный (легальный) финансово-хозяйственный оборот [1, С34].
Данное деяние признается в юридической науке высоко латентным, характеризующимся скрытыми механизмами осуществления серии финансово -хозяйственных операций, сложным составом организованных преступных формирований, специализирующихся на указанном деянии, с дифференцированным разделением ролей [2, С4]. Его негативные последствия не только разноплановы и значительны для экономики и социальной жизни страны, но и не всегда полномасштабно осознаваемые: от подрыва определенной сферы экономической системы до финансирования экстремистской и террористической деятельности.
Активное сокрытие участниками организованных групп следов преступления на различных этапах криминальной деятельности актуализируют потребность в более широком использовании потенциала следственных действий, тактическая природа которых сочетает совокупность следующих условий. Во-первых, внезапность их проведения для лица, владеющего интересующими следствие предметами, документами или иными носителями информации; во-вторых, обусловленный реализацией публичного интереса наступательный, явно выраженный поисковый характер, предусматривающий при необходимости принудительное вскрытие помещений и хранилищ, а также немедленное изъятие обнаруженного. Это усиливает научный интерес к рассмотрению особенностей производства обыска по делам о легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных в результате совершения преступления.
На наш взгляд, типичными задачами производства обыска по делам о легализации (отмывании) денежных средств и иного имущества, полученного в результате совершения преступления, являются:
- обнаружение и изъятие предметов и документов, свидетельствующих о признаках криминального происхождения денежных средств и иных материальных ценностей;
- обнаружение и изъятие предметов и документов, свидетельствующих о признаках придания денежным средствам и иному имуществу правомерного источника происхождения;
- обнаружение и изъятие предметов и документов, свидетельствующих о вовлечении денежных средств и иных материальных ценностей, имеющих
криминальный источник происхождения, в финансовые операции, различные гражданско-правовые сделки;
- обнаружение и изъятие предметов и документов, свидетельствующих об осуществлении виновными иных приемов по сокрытию преступной деятельности;
- обнаружение и изъятие предметов и документов, свидетельствующих о причастности конкретных лиц к совершению преступлений, предусмотренных ст.ст. 174, 174.1 УК РФ, а также к совершению предикатных преступлений (итогом которых явилось поступление в распоряжение виновных денежных средств и иных материальных ценностей).
В литературе справедливо отмечается, что задачей обыска по делам об указанной категории преступления может также являться обнаружение живых лиц - похищенных и используемых как объект торговли или рабского труда [3, С.413]. Представляется, что задачей обыска может являться и поиск лиц, причастных к совершению предикатных деяний и непосредственно преступлений, предусмотренных ст.ст. 174, 174.1 УК РФ. Однако практика показывает о том, что такие задачи - связанные с обнаружением живых лиц (независимо от их отношения к совершенному преступлению), менее распространены, по сравнению с вышеперечисленными задачами по поиску предметов и документов.
По своему наименованию и содержанию, типичные искомые документы и предметы могут представлять собой:
- оригиналы и копии финансовых документов (банковских, бухгалтерских), подтверждающих факт легализации материальных ценностей с участием определенных физических и юридических лиц;
- оригиналы и копии документов, отражающих гражданско-правовые сделки с участием физических и (или) юридических лиц, используемых для имитации легализации (например, похищенных товарно-материальных ценностей);
- товарно-транспортные документы, оформленные на перевозимые материальные ценности, находящиеся в процессе легализации или легализованные;
- карты электронных платежных систем, использованных для обналичивания денег, полученных в результате совершения предикатного преступления либо легализации;
- личные (в т.ч. черновые) записи участников преступной группы, свидетельствующие об обстоятельствах преступления: письменные указания руководителей группы, учетные записи по движению денежных средств и иных материальных ценностей участников организованной группы;
- мобильные телефоны участников преступной группы, сим-карты, компьютерная и офисная техника, съемные устройства для хранения электронной информации и т.д.
Основания и порядок производства обыска предусмотрены в ст. 182 УК РФ. Фактическим основанием для производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, имеющие значение для уголовного дела. Юридическим основанием для проведения обыска является соответствующее постановление следователя, а также - в случаях проведения обыска в жилище - судебное решение, принимаемое в порядке ст. 165 УПК РФ.
Наиболее близким по процессуальной и тактической природе следственным действием по отношению к обыску является выемка. Аналогично обыску, выемка предполагает изъятие (добровольное либо принудительное) определенного носителя доказательственной информации по уголовному делу, независимо от позиции лица (согласие или возражение), в распоряжении которого он находится. Но в отличие от обыска, при производстве выемки не проводятся поисковые действия.
Это обусловливает не всегда правильные решения следователя по выбору обыска или выемки как процессуальных средств обнаружения и изъятия носителей информации, имеющих значение для установления обстоятельств легализации (отмывания) денежных средств, полученных криминальным путем, а также нарушения порядка проведения указанных следственных действий. В соответствии с ч. 1 ст. 183 УПК РФ выемка производится при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, если точно известно, где и у кого они находятся.
Согласно ч. 3 ст. 183 УПК РФ, выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ.
Статьей 182 УПК РФ не урегулирован механизм производства обыска с целью обнаружения и изъятия предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну либо информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, в том числе - в части получения судебного решения в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ. При расследовании различных категорий преступлений в сфере экономической деятельности (в том числе и легализации преступных доходов) субъектам расследования приходится изымать документацию, относящуюся к категории охраняемой законом тайны, точное место нахождения которой не известно. Пытаясь каким-либо образом разрешить эту проблему, Конституционный суд РФ в своем определении от 19.01.2005 г. № 10-О указал, что уголовно-процессуальное законодательство в данном случае связывает необходимость получения судебного решения не с формой, а с содержанием документов.
Судебное решение в подобных случаях принимается вне зависимости от того, оформляется ли их изъятие как результат выемки, проводимой в порядке ст. 183 УПК РФ, или как результат иного следственного действия, в т.ч. обыска [4]. Конституционный суд РФ констатировал, что положения ч.ч. 2 и 4 ст. 182 УПК РФ в системе действующего уголовно-процессуального регулирования предполагают необходимость принятия судебного решения о выемке и изъятии путем проведения обыска предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях.
Признавая безусловный авторитет Конституционного суда РФ и его стремление разъяснить и урегулировать данную актуальную и весьма специфическую ситуацию, отметим, что уголовный процесс и криминалистика не знают такого режима, как «смешанное» следственное действие. Выемка предполагает изъятие предметов и документов, обыск - обнаружение с последующим изъятием. Поэтому полагаем, что необходима дальнейшая нормотворческая деятельность в указанном направлении с целью детального регулирования оснований и порядка изъятии информации, составляющей охраняемую законом тайну, при производстве по уголовному делу.
Анализ правоприменительной практики по делам о преступлениях, связанным с легализацией (отмыванием) денежных средств и иных материальных ценностей, полученных в результате совершения преступления, свидетельствует, что местом нахождения предметов, документов и иных носителей информации, значимых для установления обстоятельств рассматриваемых деяний, являются не только жилище участников организованной группы, а равно иных лиц, находящихся с ними в различных социальных связях, но и помещения юридических лиц. Эти юридические лица могут представлять собой как государственные учреждения, так и коммерческие организации, в которых работают участники организованных групп, сочетая официальную трудовую деятельность с мероприятиями по введению в легальный оборот денежных средств и иных материальных ценностей, полученных в результате совершения преступления. Другую группу юридических лиц, в помещении которых находятся предметы и документы, являющиеся носителями доказательной информации по делам о легализации (отмывании) денежных средств и материальных ценностей полученных противозаконным путем, составляют организации, находящиеся в гражданско -правовых отношениях с организациями, участвующими в преступных схемах по легализации преступных доходов. Среди них различаются организации, занимающиеся различными видами торговой и предпринимательской деятельности, и банковские и иные кредитные учреждения. В третью группу входят помещения государственных органов, учреждений, организаций, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия и реализующих публичный интерес. Очевидно, что вышеуказанные три типичные группы юридических лиц, в которых могут находиться предметы и документы, имеющие значение для установления обстоятельств легализации (отмывания)
денежных средств и иных материальных ценностей, имеют неодинаковое отношение к событию преступления. Это, в сочетании с неодинаковым объемом функциональных обязанностей уполномоченных должностных лиц и иных сотрудников, обусловливает различный режим обращения и хранения соответствующих потенциальных носителей доказательственной информации по уголовному делу.
Нередко в помещении организации может храниться обширный объем документации, отражающей производственную и финансово-хозяйственную деятельность данного юридического лица, среди которой необходимо выявить отдельные документы, свидетельствующие о признаках легализации денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем. Обследование такой документации занимает продолжительное время и требует участия специалиста. Поэтому полагаем, что необходимо привлекать к производству обыска специалиста, компетентного в соответствующей сфере экономики. Вместе с тем, если само по себе место хранения этой документации, а также лицо, ответственное за ее хранение и обращение, известно, то не следует назначать обыск, отождествляя поисковые действия с просмотром указанной документации. Достаточно назначить выемку.
На наш взгляд, является категоричным утверждение о том, что если следователь не обследует места, в которых могут быть сокрыты значимые для расследования документы, то должна иметь место выемка, а не обыск [5, С.68-88]. Ведь перед тем, как приступить к непосредственным поисковым действиям по месту производства обыска, следователь предлагает лицу добровольно выдать предметы и документы, подлежащие изъятию. Если они выданы добровольно, и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не осуществлять поисковые действия. Но факт добровольной выдачи происходит уже на рабочем этапе обыска. Следователь не может быть всегда заранее уверен, что лицо добровольно выдаст все документы, не скроет часть из них. Потому в подобной ситуации (когда место хранения предметов и документов, подлежащих изъятию, изначально точно не было известно, но лицо добровольно их выдало), процессуальной формой получения доказательств является обыск, несмотря на то, что обследование места хранения документов следователем фактически не осуществлялось.
Итак, если в пределах территории определенного юридического лица неизвестно место хранения документации, отражающей предпринимательскую и финансово-хозяйственную деятельность, и требуются поисковые действия, нацеленные на ее обнаружение, то необходимо назначение обыска. Специфической разновидностью ситуации, требующей назначения и производства обыска, является достоверная информация о ведении в данной организации параллельно «двойной» бухгалтерии, предназначенной для предоставления различным государственным органам и должностным лицам, наделенным контрольно-надзорными полномочиями, но имеющим
неодинаковые цели, а также для учета и анализа реальной ситуации в организации.
Одним из сложных аспектов доказывания обстоятельств легализации (отмывания) материальных ценностей, полученных криминальным путем, является установление умышленного характера данной деятельности. Известно, что подозреваемые (обвиняемые) нередко пытаются убедить следствие в своей неосведомленности, например, о криминальном происхождении материальных ценностей, либо в отсутствии умысла на легализацию преступных доходов, выдавая легализацию за совершение обычной гражданско-правовой сделки и т.д. Результаты производства обыска способны внести свой вклад в доказывание субъективной стороны преступления. В зависимости от того, где были найдены документы, свидетельствующие о признаках легализации ценностей, полученных преступным путем, а равно о признаках присвоения вверенного имущества и иных действий по его отчуждению, можно сделать соответствующий объективный вывод. Выданы ли эти документы добровольно, совместно с подшитой и пронумерованной в единой тематической деловой папке иной финансово-хозяйственной документацией, либо эта часть документов не была выдана добровольно, а была обнаружена путем проведения поисковых действий. Где именно эта часть документов была обнаружена в результате поиска: в той же деловой папке, в которой хранились и иные документы, отражающие правомерные финансовые операции и иные сделки; в отдельной папке, имеющей или не имеющей специфическое название; в ящике рабочего стола или ином участке рабочего места; в импровизированном с помощью подручных средств скрытом месте хранения; в специально оборудованном тайнике и т.д.
Однако для того, чтобы результаты обыска могли использоваться для доказывания не только объективных, но и субъективных признаков легализации материальных ценностей, полученных преступным путем, в протоколе обыска необходимо конкретизировать следующие обстоятельства: -выданы ли документы добровольно либо принудительно, в том числе если добровольным или принудительным путем была получена определенная часть документов; - в каком конкретно месте были обнаружены те или иные документы; - хранились ли документы, непосредственно указывающие на признаки преступления, совместно или отдельно по отношению к тематически аналогичной документации; - если хранились отдельно, то где именно и с применением каких приемов сокрытия; - были ли обнаружены тайники с хранящимися в них документацией; - предпринимались ли меры по принудительному вскрытию помещений и иных конкретных мест хранений, в т.ч. тайников; - пытались ли лица, находящиеся по месту проведения обыска каким-либо образом препятствовать достижению целей данного следственного действия и т.д. Анализ протоколов обыска свидетельствует, что, очевидно, вследствие значительного объема изымаемой документации, в протоколе обыска отражение подобной информации происходит далеко не в каждом
случае. Это в определенной степени обедняет доказательственную базу по уголовному делу и не всегда может быть компенсировано видеозаписью хода обыска, которая опять-таки все еще применяется далеко не при каждом обыске по делам о легализации преступных доходов.
Список литературы:
1. Коновалов С.И., Крачун Ю.В. Общие положения криминалистической характеристики легализации денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. Вып. 3-2. 2013.
2. Алешкин А.И. Предмет доказывания и особенности оценки доказательств при расследовании преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем. Автореферат диссертации ... канд. юрид. наук. М., 2002.
3. Журавлев С.Ю. Тактика производства следственных действий при расследовании легализации // Расследование экономических преступлений: Учебно-методич. пособие / Под ред. С.Ю. Журавлева, В.И. Каныгина. М.: ЦОКР МВД России. 2006.
4. Определение Конституционного суда РФ от 19.01.2005 г. № 10-0 «По жалобе открытого акционерного общества «Универсальный коммерческий банк «Эра» на нарушение конституционных прав и свобод частями второй и четвертой статьи 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
5. Коляда А.В. Расследование легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Диссертация ... канд. юрид. наук. М., 2010.
Крачун Юрий Владимирович, аспирант ТулГУ, [email protected], (Россия, Тула, ТулГУ).
A SEARCH FOR ABOUT LEGALIZATION (LAUNDERING) OF MONEY OR OTHER PROPERTY ACQUIRED BY CRIMINAL WAY: ORGANIZATIONAL AND TACTICS FORENSIC FEATURES
Y. V. Krachun
The article examines the organizational and tactical features offorensic searches in the investigation of crimes related to the legalization (laundering) of money or other property acquired by criminal means, expressed recommendations to improve the effectiveness of the investigative procedure, the optimal use of its high potential evidentiary
Keywords: legalization of funds or other assets derived from criminal activity; laundering; cash; wealth; investigation; search, seizure, objects, documents, premises.
Krachun Yuriy Vladimirovich, graduate student of Tula State University, [email protected], (Russia, Tula, Tula State University).