УДК 336. 2
В.Б. Сажин, Е.В. Отрубянников, Т.А. Тарасенко
Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина, Москва, Россия
ПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ В РОССИИ: ФАКТОРЫ РОСТА
Стратегия развития химической промышленности России предусматривает прирост мощностей по выпуску минудобрений в 2007-2015 годах на 4,9 млн. тонн. Сейчас в России выпускается около 16 млн. тонн удобрений в год. Пока российскими производителями заявлено о строительстве мощностей по выпуску 2,2 млн. тонн. При этом на внутренний рынок попадает в среднем не более 20% произведенных в стране минудобрений — из-за недостатка внутреннего спроса, остальные объемы уходят на экспорт. Россия производит 20% калийных, 8% фосфорных и 7% азотных удобрений от общего мирового объема. Российский рынок минудобрений в достаточной степени консолидирован: большинство предприятий входит в состав химических холдингов. Основные игроки—МХК «Еврохим», «Фосагро» и «Акрон». Наибольший рост капитализации показывают калийные и фосфорные производители, в то время как акции азотных предприятий на рынке практически не торгуются. В 2007 г. рост цен на все основные виды минудобрений составил 80-100%, в числе причин увеличения цен на минудобрения: ускорение роста спроса на фоне высоких цен на сельхозпродукцию, высокий рост численности населения (а значит - рост потребности в продуктах питания и дополнительные потребности в удобрениях для сельского хозяйства), рост доходов в развивающихся странах, сокращение пахотных земель, невозможность существенного увеличения предложения минудобрений в краткосрочной перспективе, активное развитие рынка биотоплива, рост цены на газ, необходимый для производства самих минудобрений. Несмотря на присутствие спекулятивного фактора во внутренних ценах, они выросли на 30-50%, тогда как экспортные — на 50-80%. Установлено, что от транспортировки продукции химической промышленности по железной дороге зависит не только величина транспортных расходов в себестоимости, но и скорость, и сохранность самой доставки. Производители отмечают недостаток специализированного подвижного состава и его неудовлетворительное состояние, а также высокие тарифы на перевозку. Введен таможенный тариф, предусматривающий обложение вывоза любых видов удобрении (фосфорных, калийных, азотных, комплексных) из страны экспортными пошлинами. Прогнозируется, что с ростом спроса на внутреннем рынке доля экспорта будет снижаться, а продажи на внутреннем рынке (особенно сложных удобрении №К - нитроаммофоска) — расти.
Резкий рост цен на минудобрения, вопреки прогнозам большинства аналитиков, начался в конце 2006 года и продолжается до сих пор. В 2006 году отраслевые эксперты ожидали роста цен на калийном рынке, при этом цены на фосфорные удобрения, по прогнозам, должны были остаться на стабильном уровне, а цены на азотные— снизиться. Однако в течение 2007 года рост цен на все основные виды минудобрений уже составил 80-100% (рис. 1).
По мнению эксперта В. Равинского, причиной стал дефицит этой продукции на мировом рынке. По оценке директора аналитического департамента компании «Антанта Капитал» Г. Иванина и аналитика «Тройки Диалог» М. Стискина, в числе причин увеличения цен на минудобрения ускорение роста спроса на фоне высоких цен на сельхозпродукцию, высокий рост численности населения (а значит - рост потребности в продуктах питания и дополнительные потребности в удобрениях для сельского хозяйства) (рис. 2), рост доходов в развивающихся странах, сокращение пахотных земель, невозможность существенного увеличения предложения минудобрений в краткосрочной перспективе, активное развитие рынка биотоплива, для которого необходимо большое количества сырья, а, кроме того, рост цены на газ, необходимый для производства самих минудобрений.
Так, по данным начальника отдела маркетинга МХК «Еврохим» В. Каленско-го, в развивающихся странах, например Индии и Китае, растет уровень доходов населения, которому требуются продукты питания в большем количестве и все более высокого качества.
Рис. 1. Цены на мировом рынке удобрений (источник: СИБУР-Минеральные удобрения)
Серьезную роль в потреблении зерновых и масличных культур начинает играть выпуск биотоплива, что также стимулирует рост цен на продовольствие. Это приводит к сокращению мировых запасов зерна и серьезному увеличению цен на зерновые (рис. 3), что стимулирует фермеров во всем мире увеличивать площади пахотных земель и нормы внесения удобрений.
Рис. 2. Динамика поставок азотных удобрений сельскому хозяйству РФ, млн. тонн питательных веществ (источник: СИБУР-Минеральные удобрения)
В США площадь обрабатываемых земель в 2007 году достигла максимального значения за последние 60 лет — 92,9 млн. акров, площадь под зерновые увеличилась
по сравнению с 2006 годом на 19%. В результате объем потребления удобрений в 2007 году вырос на 9%. Из года в год растут объемы импорта: если в 2005 году импорт карбамида составлял 1,5 млн. тонн, то уже в 2006 году—4 млн. тонн, а в 2007 году - 4,5-5 млн. тонн. Продажи фосфорных удобрений в Латинской Америке выросли на 28%, потребление азотных в Индии, являющейся основным драйвером на этом рынке,— на 11%.
Мировой рост цен затронул и внутрироссийский рынок. В. Равинский отмечает желание производителей получать высокую прибыль на своей продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынках, отмечается также, что, несмотря на присутствие спекулятивного фактора во внутренних ценах, они выросли на 30-50%, тогда как экспортные — на 50-80%. По утверждению начальника отдела маркетинга «Еврохима» В. Ка-ленского, поскольку Россия является крупным мировым производителем и экспортером всех видов минеральных удобрений, отечественные сельхозпроизводители имеют более благоприятную позицию по величине транспортных затрат на доставку удобрений, так как находятся ближе к заводам, чем потребители на экспортных рынках. Конечные цены на минеральные удобрения, например, в Европе, на 50-70% выше цен в России. Однако руководитель управления маркетинга и логистики ОАО «СИБУР-Минеральные удобрения» (СИБУР-МУ) П. Буслаков уверен, что внутренние цены всегда находятся на уровне экспортных из-за избытка мощностей в России.
Рис. 3. Цены на мировом рынке продовольствия (пшеница, US$, FOB, США) (источник: СИБУР-Минеральные удобрения)
Росту рынка минудобрений предшествовал период его стагнации. Поэтому выверенный прогноз развития отрасли предполагает анализ ситуации за прошедший период. После развала СССР объем поставок минеральных удобрений сельскому хозяйству России сократился более чем в семь раз — с примерно 11 млн. тонн до 1,5 млн. тонн в действующем веществе. 74% азотных и фосфорных, а также около 90% калийных удобрений экспортируется. Но в последние годы, несмотря на рост цен, наблюдается существенный рост поставок удобрений на внутренний рынок. Так, рост поставок селитры в январе — сентябре 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года превысил 15%, аммофоса — 30%, сложных удобрений — 10%. По мнению эксперта В. Каленского, есть основания ожидать, что российский рынок будет стабильно расти в ближайшие годы не менее чем на 10%. Причем, введение пошлин на экспорт про-
дукции производители считают неоправданным шагом - объемы поставок удобрений на внутренний рынок и так растут очень высокими темпами. Для дальнейшего роста отрасли необходимо решение инфраструктурных проблем. Например, нужно строить склады и базы хранения для межсезонного накопления удобрений, т.к. при наступлении времени вноса удобрений на рынке наблюдается ажиотаж, предприятия, даже работая на полную мощность, не могут удовлетворить спрос. Также наблюдается нехватка подвижного состава — крытых и полувагонов, поскольку в основном поставки удобрений на внутренний рынок осуществляют в мешках или биг-бэгах. Приходится отправлять продукцию на экспорт в минераловозах.
Стратегия развития химической промышленности России, подготовленная Минпромэнерго, предусматривает прирост мощностей по выпуску минудобрений в 2007-2015 годах на 4,9 млн. тонн. По оценке В. Равинского, в России сейчас выпускается около 16 млн. тонн удобрений в год. Пока российскими производителями заявлено о строительстве мощностей по выпуску 2,2 млн. тонн общей стоимостью 12,3 млрд. руб. (около $500 млн.). При этом на внутренний рынок попадает в среднем не более 20% произведенных в стране минудобрений — из-за недостатка внутреннего спроса (рис. 4), остальные объемы уходят на экспорт.
2,8 _
2,1
■■ —
1,4 _
0,7 .....—
О -
Рис. 4. Объемы и прогноз потребления минеральных удобрений в РФ, млн. тонн (источник: СИБУР-Минеральные удобрения)
Россия производит 20% калийных, 8% фосфорных и 7% азотных удобрений от общего мирового объема. Российский рынок минудобрений в достаточной степени консолидирован: большинство предприятий входит в состав химических холдингов. Основные игроки—МХК «Еврохим», «Фосагро» и «Акрон». Этим направлением также занимается сформированный под управлением «Уралхима» холдинг минеральных удобрений экс-главы СИБУРа Д. Мазепина, а также отдельное подразделение самого СИБУРа — СИБУР-МУ. Кроме того, на рынке работают несколько самостоятельных предприятий, таких как «Россошанские минудобрения», «Тольяттиазот» и «Куйбыше-вазот», однако отраслевые эксперты уверены, что вскоре они тоже войдут в те или иные холдинги. Особняком стоят калийные производители «Уралкалий» и «Сильвинит» - крупные компании, контролирующие 20% мирового рынка калия и сами поставляющие большую долю сырья для производства минудобрений (рис. 5). В 2007 году «Акрон» отгрузил на внутренний рынок более 1 млн. тонн минудобрений. «Еврохим» в 2007 году также увеличил поставки на российский рынок до 1 млн. тонн (против 872 тыс. тонн в 2006 году). При этом, несмотря на то, что поставки на экспорт во многих
случаях приносили более высокую доходность производителям минеральных удобрений, чем поставки на внутренний рынок, спрос на минудобрения в России был удовлетворен в 2007 году на 100%. Растут и прибыли компаний. Так, например, прибыль за первое полугодие 2007 года (по сравнению с аналогичным периодом 2006 года) увеличилась в «Еврохиме» на 73%, в «Уралкалии» - на 100% в ОАО «Акрон» в целом - на 15% (из-за убытка за счет переоценки финансовых вложений по рыночной стоимости), хотя, например, у входящего в него ОАО «Дорогобуж» — на 30%.
Резко возросла и капитализация производителей минудобрений в 2007 году (особенно у поставщиков сырья для минеральных удобрений — компаниям, производителей хлористого калия и апатитового концентрата). Так, рост капитализации на РТС ОАО «Сильвинит» составил 110% (до $4,2 млрд.), ОАО «Апатит» —145% (до $1,3 млрд.), «Уралкалия» — почти 175% (до $9 млрд.), ОАО «Акрон» 55% (до $1,9 млрд.), ОАО «Аммофос» (центральном предприятии холдинга «Фосагро») — почти 250% (до $713 млн.), пермском ОАО «Минеральные удобрения» (подконтрольном СИБУР-МУ) -более чем на 100% (до $227 млн.), рост капитализации подконтрольных холдингу ми-нудобрений Д. Мазепина составил на Березниковском ОАО «Азот» - 85% (до $357 млн.), Кирово-Чепецком химкомбинате - 65%.
0 2 4 6 8 10 12 14 16
Рис. 5. Лидеры мировой добычи калийных удобрений (%) (источник: INTERNATIONAL FERTILIZER INDUSTRY ASSOCIATION)
Эксперты полагают, что запланированные на 2008 год публичные размещения акций (1РО) химической отрасли имеют все основания быть вполне успешными. Эксперт М. Стискин, например, заключает, что изменение перспектив отрасли минудобре-ний привело к переоценке производителей минудобрений и расширению финансовых мультипликаторов, по которым они торгуются, Г. Иванин ожидает, что среднегодовая цена на минудобрения в 2008 году будет выше, чем в 2007 году. Правда, по мнению М. Стискина, цены на азотные и фосфорные удобрения в ближайшие два года сохранятся на текущем уровне, после чего начнется тенденция к снижению, но рост цен на калийном рынке сохранится.
МХК «Еврохим» (рыночная стоимость $3-3,5 млрд., 95% акций компании принадлежит предпринимателю А. Мельниченко, 5% - гендиректору МХК Д. Стрежневу).
Объявив в 2007 году о намерении построить «прозрачную компанию с капитализацией $10 млрд.», А. Мельниченко купил акции немецкого производителя минудобрений K+S, планирует приобретение Одесского припортового завода, получение лицензии на неосвоенные участки Верхнекамского месторождения калийных солей, строительство в Венесуэле завода по выпуску более 1 млн тонн в год азотных удобрений. К плюсам Венесуэлы можно отнести наличие в стране дешевого газа и преференций по отношению к российским игрокам. Но инвесторов может и насторожить наличие нереализованных проектов, особенно в рискованных регионах. У «Еврохима» уже есть крупные долгосрочные проекты в начальной стадии. Так, МХК разрабатывает Гремячинское калийное месторождение, начать добычу на котором планирует в 2012 году. Компании требуется на это около $1 млрд. Венесуэльский проект Г. Иванин оценивает в $500 млн при строительстве завода с нуля и в $200 млн — при расширении существующих мощностей. Среди партнеров рассматривались государственная Petro-quimica de Venezuela, которая владеет четырьмя крупными нефтехимическими комплексами, на трех из которых есть мощности по выпуску удобрений и Pequiven, являющаяся основным производителем удобрений в стране. В Хосе уже есть самый большой комплекс по выпуску удобрений в Венесуэле FertiNitro (3,6 млн. тонн аммиака и 4,4 млн. тонн карбамида в год). По информации эксперта В. Равинского, МХК «Еврохим» — крупнейший российский производитель минудобрений основными направлениями инвестпрограммы «Еврохима» являются увеличение производственных мощностей, техническое перевооружение предприятий, освоение выпуска новых видов продукции и развитие логистических мощностей. Общая стоимость проекта по развитию дистрибуции в России и СНГ составит 1 млрд. руб., причем в 2007 году было создано 24 дистрибуторских агро-центра, в 2008 году откроется еще 35. В компании «Еврохим — Белореченские мину-добрения» будет проведена модернизация производства, созданы дистрибуторский центр и лаборатория по анализу почв, на эти цели направлен 841 млн руб., проект будет завершен в 2008 году. Еще 2,5 млрд. руб. «Еврохим» вложит в строительство единственного в России специализированного балкерного терминала на Черном море. В июле 2008 года должно быть завершено создание комплекса по получению апатитового и бадделеитового концентрата на Ковдорском ГОКе, сумма инвестиций в проект составит 1,7 млрд. руб. В результате «Еврохим» увеличит выпуск апатитового концентрата на 30%, бадделеитового (Ковдорский ГОК его единственный в мире производитель) — на 40%. В 2008 году также планируется завершить строительство комплекса по перевалке железорудного концентрата, производимого на Ковдорском ГОКе (общая сумма инвестиций —540 млн. руб.). Наибольших инвестиций потребуют два других проекта «Еврохима» — разработка Гремячинского калийного месторождения и существенное увеличение производства на Новомосковском «Азоте». В первый проект было запланировано направить 36 млрд. руб. в 2005-2012 годах, причем освоение 60-70% этой суммы предполагалось осваивать в период 2008-2012 годов. С пуском предприятия «Евро-хим» должен стать единственным в России производителем всех трех видов минудоб-рений — азотных, калийных и фосфорных. В увеличение производства на «Азоте» до 2010 года будет вложено в общей сложности еще 11 млрд. руб. В результате производство карбамида на комбинате выросло в 2007 году на 70%, будет модернизировано производство сложных удобрений и селитры. По оценке эксперта Г. Иванина, после реализации всех намеченных проектов и погашения долгов по их финансированию стоимость «Еврохима» должна достигнуть не менее $7 млрд. (против около $4,5 млрд. в 2007 году).
По данным эксперта В. Равинского, наибольший рост капитализации показывают калийные и фосфорные производители, в то время как азотные предприятия практически не торгуются. Так в обзоре ИГ «АнтантаПиоглобал» сообщается, что в феврале 2008 года на мировом рынке основной скачок цен пришелся на фосфорные удобрения, аммофос и диаммоний фосфат достигли своего исторического максимума, превысив $800 за тонну, а цены на африканский диаммоний фосфат с поставкой в марте 2008 года уже достигли $850, на 40% превысив уровень начала года. В феврале 2007 года средняя цена FOB (цена продавца в порту) на диаммоний фосфат составляла $310 (таким образом, рост составил 174%). В обзоре ИГ «АнтантаПиоглобал» прогнозирует продолжение роста стоимости фосфорных удобрений с учетом мирового дефицита на эту продукцию. Однако мировая цена растет не только на фосфорные удобрения. Так, средняя цена FOB на карбамид за последний год выросла на 17% (с $300 до $350), на аммиачную селитру — на 64% (с $187 до $307), на аммиак — на 96% (с $282 до $553), на NPK — на 162% (с $206 до $540). По оценке руководителя аналитического деперта-мента ИГ «АнтантаПиоглобал» Г. Иванина, российские цены пока не столь высоки, однако подтягиваются к мировому уровню, в 2007 году больше всего на внутреннем рынке подорожали фосфорные удобрения, на втором месте—калийные. Следует ожидать роста акций крупнейшего российского производителя фосфатной продукции ОАО «Аммофос» до $222 в середине-конце 2008 года (против $152,5 в феврале 2008 года на РТС). Рост его капитализации на РТС за январь-март составил 60% (до $1,5 млрд.). Однако у монополиста сырья для фосфорных удобрений на внутреннем рынке ОАО «Апатит» рост капитализации самый высокий в отрасли - почти 100%. По оценке аналитика «Ренессанс Капитал» М. Алексеенковой, несмотря на то, что цены на апатитовый концентрат регулируются государством (по мнению В. Равинского, в 2008 году на внутреннем рынке будет продано 90% продукции «Апатита») и, сравнительно невысоки, часть продукции продается по завышенным ценам на бирже, поэтому есть понимание реальной стоимости этой продукции. Впрочем, аналитик ИК «Финам» М. Фролов, отмечая наличие общего мирового тренда на удорожание всех предприятий, обладающих уникальными фосфорными запасами, считает ОАО «Апатит» уже переоцененным. Продолжают расти цены и на хлористый калий. По информации эксперта В. Равинско-го, российские производители «Уралкалий» и «Сильвинит» экспортируют около 90% своей продукции, в совокупности занимая около 18% мирового рынка. За 2007 год средняя цена C+F (цена покупателя с учетом фрахта) на мировом рынке выросла на 123% — с $220 до $490. При этом даже те потребители, которые традиционно закупают большие объемы калия с существенным дисконтом, вынуждены идти на условия производителей из-за мирового дефицита этого продукта. Так, в начале 2008 года контракты с импортерами Юго-Восточной Азии «Уралкалий» заключал уже по $550 за тонну, планируя повысить цену до $500 за тонну для своего основного потребителя - Китая. Капитализация «Уралкалия» на РТС с момента его публичного размещения (IPO) в октябре прошлого года выросла уже более чем в два раза. А капитализация «Сильвинита» только с начала года выросла на 24%.
Иная ситуация у российских азотных производителей. Капитализация компаний не растет, а объемы торгов их акциями минимальны. Эксперт Г. Иванин связывает это с корпоративными рисками, которые есть у большинства таких предприятий. «Невинно-мысский и Новомосковский «Азоты» имеют небольшой free-float в районе 5% акций. «Еврохимом» выставлена добровольная оферта по цене, близкой к котировкам компаний, но существует риск принудительного выкупа этих акций в случае преодоления 95-процентного барьера. На «Тольяттиазоте» давно длится корпоративный конфликт меж-
ду акционерами, а собственник Березниковского «Азота» ОХК «Уралхим» скорее заинтересован в повышении капитализации головной компании накануне возможного публичного размещения акций (IPO). Единственным исключением среди азотных производителей является ОАО «Дорогобуж», чья капитализация уверенно растет (рис. 6).
По информации, предоставленной экспертом В. Равинским, большая часть продукции химической промышленности в настоящее время экспортируется: разные компании от 50% до 92% произведенных минеральных удобрений продают за рубеж. Большинство предприятии перевозят свою продукцию с применением транспортной схемы: железная дорога-порт-море. При этом 14 производителей из 26 удалены от портов на расстояние более 1000 км. В таком случае от транспортировки по железной дороге зависит не только величина транспортных расходов в себестоимости конечной продукции но и скорость и сохранность самой доставки. Проблемы, касающиеся перевозки железнодорожным транспортом продукции химической промышленности, с точки зрения производителя можно разделить на две составляющие—недостаток специализированного подвижного состава и его неудовлетворительное состояние, а также тарифы на перевозку.
Рис. 6. Изменение капитализации производителей минеральных удобрений в первом квартале 2008 года (%) (по данным эксперта В. Равинского)
В настоящее время ОАО РЖД не в состоянии удовлетворить потребности производителей минудобрений в специализированном подвижном составе. По мнению директора по логистике МХК «Еврохим» П. Яковлева, пока в количестве способном хоть как-то удовлетворить потребности химической промышленности такие вагоны выпускает исключительно входящий в состав Трансмашхолдинга Брянский машиностроительный завод (рис. 7). Еще можно рассчитывать на продукцию украинского Стахановского вагоностроительного завода. Однако брянский подвижной состав дешевле в среднем на 100 тыс. руб. при более высоком качестве. Поэтому МХК именно с БМЗ заключил пятилетний контракт на поставку вагонов - хопперов. В среднем один такой вагон обходится сейчас в 1,3 млн. руб. и окупается за восемь лет. Несмотря на наблюдаемый явный дефицит хоппер-дозаторов, ожидать активных действий вагоностроите-
лей под создание новых крупных мощностей для выпуска этого вида подвижного состава не приходится. Как показывают результаты маркетинговых исследований «Евро-хима», примерно через три - пять лет спрос на них стабилизируется. Сопоставимый срок уйдет на строительство нового производства. Поэтому за подобные проекты браться никто из вагоностроителей не спешит. Никто не хочет остаться с цехами, которые не будут в полной мере обеспечены заказами.
2000
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Рис. 7. Производство вагонов БМЗ в 2000-2006 годах, хопперов (кол. вагонов)
Производители химической продукции проблему недостатка подвижного состава способны решить самостоятельно. Для этого крупные химические концерны создают собственные транспортные подразделения. Однако сегодня парк вагонов участников рынка сформирован из подвижного состава, произведенного в 80-х годах прошлого века. Таким образом, в период до 2010 года он начнет неуклонно сокращаться, вагоны полностью выработают свои ресурс. Например, вагоны-минераловозы массово поставлялись в парк общего пользования МПС, начиная с 1980 года. Срок эксплуатации подобного типа вагонов составляет 26 лет. Поэтому грузовладельцы начинают более интенсивно приобретать новый подвижной состав, используя лизинговые схемы. К примеру, ОАО «Уралкалий» и «Сильвинит» сейчас полностью отказались от аренды вагонов. Вместе две компании приобрели 270 вагонов-минераловозов производства БМЗ и Стахановского завода. ОАО «Уралкалий» до конца 2007 года приобретет еще порядка 2 тыс. хопперов. Компания «Фосагро» в нынешнем году приобрела в лизинг 250 вагонов-минераловозов у Brunswik Rail Leasing.
Между тем, круг производителей спецвагонов довольно узок. «Одним из ведущих российских производителей грузовых вагонов является Рузаевский завод химического машиностроения. Он выпускает полувагоны и цистерны (20 моделей), в том числе предназначенные для перевозки химической продукции (рис. 8). Основной продукцией БМЗ остаются маневровые тепловозы, хопперы и платформы. Завод наращивает объемы производства вагонов-хопперов: они имеют устойчивый спрос у заказчиков. Но «Алтайвагон», раньше выпускавший специализированные цистерны для светлых вязких нефтепродуктов и улучшенной серной кислоты, это производство сокращает (рис. 9).
Уже сейчас производители фосфорных удобрении вынуждены ограничивать производство из за дефицита сырья. Выпуск азотных удобрений будет снижать конкурентоспособность с ростом цен на газ, из которого производят аммиак — основное сырье, а обладающие достаточно большим сырьевым запасом компании калийного сег-
мента и так работают на пределе мощностей. Отметим, что все предыдущие годы производство удобрений в России только росло. Конечно, проводится модернизация производства с целью повышения энергоэффективности и более рационального использования сырья. Но в краткосрочном периоде нарастить объем экспорта возможно только за счет сокращения поставок отечественным сельхозпроизводителям. Впрочем, этот сценарий всерьез никто не рассматривает. Наоборот, по мнению аналитика ИК Тройка Диалог М. Стискина, с ростом спроса на внутреннем рынке доля экспорта будет снижаться, а продажи на внутреннем рынке (особенно сложных удобрении К?К - нитроаммофоска) — расти. Власть также настроена поменять баланс в пользу национальных аграриев насильно, введя таможенный тариф, предусматривающий обложение вывоза любых видов удобрении (фосфорных, калийных, азотных, комплексных) из страны экспортными пошлинами.
3750
2500 1250 О
2001 2002 2003 2004 2005 2006
Рис. 8. Производство цистерн «Рузхиммашем» в 2001-2006 годах (кол. цистерн)
Рис. 9. Производство цистерн «Алтайвагоном» в 2000-2005* годах (кол. цистерн) (*в 2005 году «Алтайвагон» прекратил производство спецсоставов для химиков)
В марте 2008 утверждены ставки экспортных таможенных пошлин на минудоб-рения. На азотные и на сложные пошлина составляет 8,5%, на калийные — 5%. Ставки действуют до 30 апреля 2009 года включительно. Но больших потерь химики от пошлин не понесут. В «Акроне» подсчитали, что потери компании от ввода пошлин в
2008 году составят не более $50 млн (в январе-сентябре 2007 года доходы компании превысили $920 млн.). Так, цена FOB на аммофос с декабря 2007 года выросла с $580 до $900, а на хлористый калий—с $340 до $510. Аналитики не считают уровень введенных государством пошлин критичным в условиях роста цен на минудобрения.
Сами производители удобрений утверждают, что введение пошлин сильно ударит по финансовому состоянию отрасли в силу сезонности потребления удобрений. Российские минерально-химические компании и так расширяют инфраструктуру, способствующую реализации продукции в России, поскольку внутренний рынок, по подсчетам Российской ассоциации производителей удобрений, растет гораздо быстрее мирового - на 8% в год (хотя и не может до сих пор достигнуть объема потребления советского периода) Кроме того, государство субсидирует сельскохозяйственных производителей через федеральные целевые программы поддержки АПК. Поэтому, например, производители фосфорных и азотных удобрений «Еврохим» и «Акрон» в своей стратегии планируют увеличение поставок на внутренний рынок и разворачивают для этого сети региональных агроцентров.
Рис. 10. Потребление минеральных удобрений в мире в 2006 году (%) (источник: IFA, МХК «ЕВРОХИМ»)
По данным Российской ассоциации производителей удобрений, в 2006 году потребление минеральных удобрений в мире составило 158 млн. тонн питательного вещества (рис. 10). По данным Международной ассоциации производителей удобрений (IFA) потребление минеральных удобрений в мире составило в 2007 - 160 млн. тонн питательного вещества. Максимальный рост — на 5% — зафиксирован на рынках фосфорных удобрений, чуть меньший — по азотным и калийным. А к 2010 году потребление питательных веществ для почвы превысит 170 млн. тонн, т.е. рост в среднем составит 2% в год.
Общий объем мировых пашен составляет 1,5 млрд. га, при этом каждый год площадь обрабатываемой земли растет примерно на 0,3%, но темпы прироста постоянно замедляются — главным образом по причине загрязнений почвы, проблем с орошением и климатических катаклизмов. Спрос на удобрения традиционно является производной спроса на продовольствие, который, в свою очередь, определяет спрос на зерновые и другую сельскохозяйственную продукцию.
По данным министерства сельского хозяйства США, мировое потребление зерновых в 2007 году превысило объем производства на 56 млн. тонн, и это также должно поддержать дальнейший мировой спрос на минеральные удобрения. По мнению вице-
президента по внешнеэкономическим связям компании «Акрон» Д. Голубкова, вола-тильность мирового рынка удобрений отчасти определяет биотопливная составляющая. Нельзя исключать всплески роста потребления удобрений за счет рынков Европы, Латинской Америки и США, потому что в этих странах будут увеличиваться посевные площади, для производства спирта и биоэтанола потребуется больше минеральных удобрений».
По оценке аналитика ИК «Олма» С. Перминова, в начале века на производство биологического топлива приходилось всего несколько процентов мирового выпуска зерна. В аграрном сезоне 2005-2006 годов в производстве этанола оказалось задействовано уже 14% мирового урожая зерновых, а в сезоне 2006-2007 уже 20%. К 2012 году в США на производство этилового спирта уже может расходоваться до 32% собранного зерна. Страны Евросоюза планируют к 2010 году увеличить долю используемого автотранспортом биологического топлива до 5,75%, а к 2020 году — до 20%. При этом, правда, во многих странах мира установлены ограничения на импорт удобрений. В некоторых случаях россиянам удается преодолеть заградительные барьеры. Например, с 2005 года МХК «Еврохим» при содействии российского правительства получила доступ и поставляет без заградительной пошлины аммиачную селитру в Бразилию, а с 1 августа 2007 года Совет Европы отменил антидемпинговые ограничения в отношении российского карбамида.
Кроме того, по мере роста внутренних цен на газ, являющийся основным сырьем для производства азотных удобрений, на внешних рынках российских производителей азотных удобрений могут поджидать конкуренты из стран с более дешевым газом, например Ближнего Востока.
Российские производители минеральных удобрении уступают зарубежным конкурентам главным образом в маркетинге и сбыте — развитии дилерских сетей транспортной инфраструктуры, контроле за сбытом продукции конечному потребителю с учетом локальной рыночной специфики. В отличие от конкурентов из стран Северной Африки, Ближнего Востока, Венесуэлы российские агрохимики не располагают портами рядом с производственными мощностями. Получается что у россиян выше транспортные издержки. Понимая свои слабые стороны, отраслевые лидеры — МХК «Еврохим» «Акрон» и «Фосагро», которые одновременно являются крупнейшими экспортерами удобрений, сейчас инвестируют в программы развития сбытовых сетей, как за рубежом, так и в России. К примеру, МХК «Еврохим» до 2015 года планирует войти в тройку крупнейших мировых производителей и трейдеров минудобрений. Причем рост доходов от продаж предполагается обеспечить за счет реализации продукции с более высокой добавленной стоимостью, а также через более качественное обслуживание покупателей. На первом этапе программы (до 2010 года) компания должна была инвестировать в проект $34 млн. и к концу этапа получить экономический эффект в размере $77 млн. К 2015 году усовершенствованный торговый бизнес МХК уже должен принести выигрыш в $249 млн.
По итогам 2006 года МХК увеличила объем продаж карбамидно-аммиачной смеси на крупнейший рынок потребления КАС — США — до 0,85 млн. тонн. Поставки аммиачной селитры в Бразилию выросли практически вдвое — с 78 тыс. тонн в 2005 году до 155 тыс. тонн в 2006 году, причем продукция компании продавалась по премиальной цене благодаря тому, что не облагалась таможенными пошлинами в рамках преференциального соглашения. Как отмечалось выше, под управлением дочерней компании «Еврохима» EuroChem Trading GmbH должна быть развернута собственная сеть дистрибуции, которая позволит компании сэкономить на марже, раньше выплачи-
ваемой внешним трейдерам, а также получить доход за счет торговли продукцией других производителей. Впрочем, помимо создания 100-процентных дочерних компаний или филиалов МХК в странах, находящихся в ареале целевых рынков сбыта, «Евро-хим» намеревается использовать самые разнообразные схемы. Например, кооперацию с самыми эффективными локальными компаниями на целевых рынках через создание СП (это позволит избежать торговых барьеров для зарубежных производителей) или их поглощения, а также генеральное сотрудничество с подразделениями продаж крупнейших европейских производителей минудобрений к примеру таких как K+S fertiva, BASF и др. Согласно целевым установкам стратегии, к 2015 году «Еврохим» увеличит долю на рынке Европы с 4 до 7% количество подконтрольных торговых компаний вырастет с 4 до 6, а количество крупных покупателей—с 45 до 105. В результате объем продаж продукции компании на европейских рынках к 2010-2015 годам может вырасти до 2,7 млн. тонн, а премиальность продаж увеличится с 3-4 до 5%. Предполагается, что на рынке США к 2015 году может продаваться до 3,1 млн. тонн или 9% от общего объема потребления удобрений страны. Около трети поставленных в США удобрении «Еврохим» намеревается продавать с арендованных складов в США крупным розничным продавцам через EuroChem Trading USA Corp, a остальное - реализовывать по долгосрочным контрактам местным производителям и крупным оптовикам. В странах Южной Америки «Еврохим» к 2010 году может увеличить объем продаж до 1,4 млн тонн продукции (доля рынка составит 6%). Одним из ключевых рынков для «Еврохи-ма» является Бразилия, где россияне, возможно, откроют представительство или создадут СП с какой то из национальных компаний.
Компания «Акрон» в экспортной стратегии уделяет большое внимание Азии (в состав компании входит расположенный в КНР завод по производству удобрений «Хунжи-Акрон»). Вице-президент «Акрона» Д. Голубков заявил, что из экспортных рынков для его компании приоритетными являются рынки Юго-Восточной Азии, такие как Китай, Таиланд, Индонезия Филиппины, Малайзия, а также европейский и американский рынки. В странах АТР основой экономики является сельское хозяйство, поэтому потребность в удобрениях очень высока. На пример, китайский рынок, как и многие другие рынки Юго-Восточной Азии, существенно отличается от остальных мировых рынков удобрений тем, что структурируется по системе В2С (Business To-Consumers). Это означает, что конечным потребителем продукции является непосредственно фермер, который принимает решение о покупке. Удобрения в этих странах является продуктом розничным, чего нельзя сказать, например, о России или других рынках, где процесс закупки и внесения удобрений контролируется агрохолдингами».
На розничных рынках особенно важно развивать маркетинг дистрибуцию и брэндирование продукта. У «Акрона» есть несколько разных торговых марок для удобрений — в частности в КНР зарегистрирован брэнд «A KANG». «Акрон» поддерживает свои брэнды в Китае при помощи собственной службы агрохимического сервиса, в которую входит около 500 микроавтобусов с установленным спецоборудованием для анализа почвы. Специалисты службы ездят по аграрным провинциям и дают фермерам оценку состава почвы, помогая подобрать наиболее подходящий тип удобрении для конкретной почвы и под конкретную культуру. Консультации бесплатные, поскольку входят в состав сервисного пакета, который предоставляет «Акрон». Еще один интересный маркетинговый прием, который «Акрон» использует в Китае — экспериментальные поля, которые позволяют наглядно убедиться в необходимости грамотного применения минеральных удобрений. Вместе с тем, топ-менеджеры «Акрона» и «Евро-хима» не один раз заявляли, что самый важный рынок для них — российский.