Научная статья на тему 'ПРОИЗВОДСТВО И ВЫПУСК НОВОГО АВТОКОМПОНЕНТА: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОТЕРЬ ПРИБЫЛЬНОСТИ'

ПРОИЗВОДСТВО И ВЫПУСК НОВОГО АВТОКОМПОНЕНТА: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОТЕРЬ ПРИБЫЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИСТЕМА / ПРОЕКТ ПОДГОТОВКИ И ВЫПУСКА НОВОГО ИЗДЕЛИЯ / РАНЖИРОВАНИЕ РИСКОВ / ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ / production system / project of preparation and release of new product / risk ranking / information support / project management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касьянов С.В., Набиева Р.К.

Проанализированы риски невыявления и неустранения причин потерь прибыльности проектов подготовки производства и выпуска новых автокомпонентов. Предлагаются критерии степени значимости рисков и типовые планы управления работами по проекту. Поставлена задача документирования потоков технологий и выверки базовой технической документации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW AUTO COMPONENT PRODUCTION AND RELEASE: PREVENTION OF PROFITABILITY LOSS

We analyzed the risks of non-detection and non-elimination of the causes of loss of profitability of pre-production projects and the release of new automotive components. We came to the conclusion that the initial task of manufacturers of automotive components is to document the flow of operations of the entire product life cycle.Since the degree of manageability should correspond to the importance of risks, we have proposed a methodology for expert assessment of the importance of project work during their planning. According to the methodology, an inter-functional team of specialists determines a category of significance for each work on a four-point scale. Typical control schemes are proposed for each category of work. In order for today's digitalization projects to be effective, the priority tasks should be careful development and documentation of technologies; full reconciliation of basic technical documentation; formation of technology flows throughout the life cycle of an automotive component; development of adequate requirements for quality characteristics; formation of an appropriate level of information culture among current and future specialists and managers.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВОДСТВО И ВЫПУСК НОВОГО АВТОКОМПОНЕНТА: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОТЕРЬ ПРИБЫЛЬНОСТИ»

16 МЕНЕДЖМЕНТ

Производство и выпуск нового автокомпонента: предупреждение потерь прибыльности

Проанализированы риски невыявления и неустранения причин потерь прибыльности проектов подготовки производства и выпуска новых автокомпонентов. Предлагаются критерии степени значимости рисков и типовые планы управления работами по проекту. Поставлена задача документирования потоков технологий и выверки базовой технической документации

С.В. Касьянов1

Набережночелнинский институт Казанского федерального университета, канд. техн. наук, SVKasyanov@kpfu.ru

Р.К. Набиева

Набережночелнинский институт Казанского федерального университета, regina.nabieva@list.ru

1 доцент кафедры, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, Россия

2 магистр 2 курса, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, Россия

Для цитирования: Касьянов СВ., Набиева Р.К. Производство и выпуск нового автокомпонента: предупреждение потерь прибыльности // Компетентность / Competency (Russia). — 2022. — № 8. DOI: 10.24412/1993-8780-2022-8-16-19

ключевые слова

производственная система, проект подготовки и выпуска нового изделия, ранжирование рисков, информационное сопровождение, управление проектом

ри выявлении потребителем несоответствий в поставке поставщик обязан провести ряд дополнительных работ:

► сдерживающие мероприятия по недопущению получения заказчиком уже отгруженной продукции, в которой может находиться и дефектная;

► анализ возможных причин по всему жизненному циклу автокомпонента (выявление операций, в которых могло возникнуть невыполнение требований), а также по ходу проектных работ;

► планирование и исполнение корректирующих действий, верификацию их результативности.

В какой степени можно гарантированно предупредить повторение данного вида потерь? Для рассуждений используем рис. 1-3.

Поскольку нашей документацией не предусмотрено составление подробных карт потоков операций по этапам жизненного цикла автокомпонента, команда экспертов не может иметь пошагового плана анализа. Поиск операций, в которых действуют главные причины несоответствий, она будет вести только на основе субъективного опыта. Во-первых, неизбежно будут упущены факторы, действующие в необозначен-ных экспертами операциях (на рис. 1 они обозначены разрывами потока). Во-вторых, за критическую операцию можно принять не самую значимую из возможных. Так что даже полное устранение действующих в ней факторов дефекта устранит риск появления потерь лишь частично.

Жизненный цикл проекта

(i - n)j i- Поп//

Рис. 1. Риск невыявления операции, в которой не обеспечены требования к характеристике j в операции i на этапе поставок, после появления потери [The risk of not detecting an operation in which the requirements are not provided for characteristic j in operation i at the stage of supply, after the occurrence of a loss (^)]

Полный цикл КД: планирование реализация верификация

Неполный цикл ^

планирование реализация

П/j П/(/ + m) nj(i + p) nj(i + s)

Рис. 2. Риск неполного устранения обнаруженной причины потери и повторения той же потери в будущем [The risk of incomplete elimination of the discovered cause of the loss and repetition of the same loss in the future]

МЕНЕДЖМЕНТ 17

Предполагаемое плечо потери i l IКДj=0 1, , ,

(/ - n) 'J nki

а)

Полный цикл КД: планирование реализация верификация

nki + 1 П(/ + n)j

планирование

реализация

верификация

" 1 '<

(/ - n)j \ \

КД/' - n КД/' + (n - 1)

б)

----» г,

Полное устранение причины, особенно в проектных операциях, требует не только глубокого знания их содержания, но и высокого уровня компетентности исполнителей. Но если документированная процедура планирования порядка реализации и обязательной верификации корректирующих действий отсутствует, то субъективный анализ (рис. 2) опять-таки не даст уверенности в действительном устранении причин. Поэтому во многих случаях шансы на устранение самых значимых причин невелики, а выявленные потери будут повторяться.

Еще один важный фактор низкой результативности — невыполнение анализа воздействия проведенных корректирующих действий на последующие операции жизненного цикла (рис. 3). Если оно существенно, как минимум потребуется внести изменения в их содержание и документацию. В противном случае неизбежно появятся причины возникновения других потерь, которые ранее не рассматривались.

Таким образом, даже при значительном объеме работы надеяться на полное устранение хотя бы коренной причины на практике фактически невозможно. Очевидно, что этот подход к управлению качеством нерационален.

Только когда удастся проследить все без исключения операции — от той, где проводились корректирующие действия, до той, где обнаружилась потеря, — можно быть уверенным в решении проблемы. Поэтому в составе работ по подготовке производства необходимо обеспечить информационное сопровождение, которое позволит:

► предупреждать дефекты, приводящие к наиболее значимым последствиям;

► максимально оперативно устранять причины дефектов, выявленных у потребителей.

Первоначальная задача производителей автокомпонентов — документировать потоки операций жизненного цикла товарного продукта. На этой основе можно предварительно выделить наиболее важные проектные операции, применяя методику FMEA [1]. Чтобы систематизировать факторы причин потерь, необходимо тщательно выверить полноту и адекватность конструкторских документов и операционных технологических карт [2].

Поскольку степень управляемости должна быть адекватной значимости рисков [3], предложена методика экспертной оценки важности проектных работ в ходе их планирования (см. табл. 1). Межфункциональная команда специалистов определяет для

Рис. 3. Риски возникновения потерь прибыльности путем устранения причин выявленных несоответствий: а — риск продолжения возникновения потерь вследствие выявленных причин;

б — риск продолжения остающихся причин возникновения потерь [Risks of profitability loss by eliminating the causes of identified inconsistencies: a — the risk of continued occurrence of losses due to the identified causes; b — the risk of continuation of the remaining causes of losses]

18 МЕНЕДЖМЕНТ

Таблица 1

Степень значимости потерь [The degree of significance of losses]

Вероятные потери плановой прибыльности, % [Possible loss of planned profitability, %] Возможные последствия для проекта [Possible implications for the project] Степень тяжести последствий [The severity of the consequences] Категория риска [Risk category]

> 100, 100-70 Закрытие проекта Катастрофическая А

70-25 Привлечение дополнительных инвестиций Критическая В

25-5 Привлечение дополнительных заемных средств Значительная C

< 5 Ликвидация потерь за счет собственных средств Незначительная D

Таблица 2

Типовые планы управления проектными работами [Model project management plans]

Категория риска [Risk category] Планирование работы [Work planning] Мониторинг выполнения [Execution monitoring] Статус одобрения результатов [Results approval status]

A ► Проверка наличия требований: потребителя; нормативных документов ► Утверждение специальных характеристик ► Назначение контрольных точек ► Сдача пробной работы Отчет в МФК по контрольным точкам ► Руководитель организации ► Согласование с заказчиком и надзорными органами

B ► Утверждение специальных характеристик работы, назначение контрольных точек Контроль качества в ходе работ руководителем МФК Руководитель организации

C ► Назначение контрольных точек Контроль хода работ руководителем МФК МФК

D ► Инструктаж исполнителя Самоконтроль выполнения Непосредственный руководитель

Статья поступила в редакцию 2.03.2022

Список литературы

1. ГОСТ Р 51814.62005. Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Менеджмент качества при планировании, разработке и подготовке производства

автомобильных компонентов.

2. ГОСТ Р 51814.42004. Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Одобрение производства автомобильных компонентов.

3. Касьянов С.В., Могилевец В.Д. Производство автомобильной техники: информационно-технологическое сопровождение // Компетентность / Competency (Russia). — 2021. — № 3. DOI: 10.24412/ 1993-8780-2021-3-45-49.

каждой работы категорию значимости по четырехбалльной шкале. Степень риска определяется значимостью решаемых задач, а также их новизной. Чем больше опыт выполнения работы, тем категория меньше.

Для каждой категории работ предложены типовые схемы управления (табл. 2). Упор сделан на тщательное планирование и подготовку их выполнения. Помимо мониторинга предусмотрен соответствующий статус одобрения. Так, для работ по категории А исключительно важно убедиться в наличии у исполнителей полноты законодательных требований и требований заказчика. Полезно заранее выделить особо важные (специальные) характеристики создаваемого продукта. При необходимости можно проверить знание исполнителями методики выполнения работы, а может быть, — даже предусмотреть для них сдачу пробой работы. Если для исполнителя работа является привычной, типовой (категория Д), то достаточно его проинструктировать по сути требований к данной работе.

Таким образом, повышение качества поставок в интересах потребителя, необходимое для поддержания долгосрочной конкурентоспособности предприятия, требует разработки и результативного применения огромных массивов информации. Чтобы сегодняшние проекты цифровизации производств реально помогали в этом, первоочередной задачей является тщательная разработка и документирование технологий; формирование потоков технологий по жизненному циклу автокомпонента; разработка адекватных требований к характеристикам качества. Только при этих условиях можно говорить о заданиях на разработку программных продуктов.

Кроме того, надо вырабатывать соответствующий уровень информационной культуры у действующих и будущих специалистов и руководителей. Это можно сделать путем перехода от узкоспециальных, дисциплинарных методик обучения к проектным, чтобы все обучаемые объединяли силы для достижения запланированного результата. ■

Kompetentnost / Competency (Russia) 8/2022

ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2022-8-16-19

MANAGEMENT 1S

New Auto Component Production and Release: Prevention of Profitability Loss

S.V. Kas'yanov1, Naberezhnye Chelny Institute of Kazan Federal University, PhD (Tech.), SVKasyanov@kpfu.ru R.K. Nabieva2, Naberezhnye Chelny Institute of Kazan Federal University, regina.nabieva@list.ru

1 Associate Professor of Department, Naberezhnye Chelny, Republic of Tatarstan, Russia

2 2nd Year Master, Naberezhnye Chelny, Republic of Tatarstan, Russia

Citation: Kas'yanov S.V., Nabieva R.K. New Auto Component Production and Release: Prevention of Profitability Loss, Kompetentnost / Competency (Russia), 2022, no. 8, pp. 16-19. DOI: 10.24412/1993-8780-2022-8-16-19

We analyzed the risks of non-detection and non-elimination of the causes of loss of profitability of pre-production projects and the release of new automotive components. We came to the conclusion that the initial task of manufacturers of automotive components is to document the flow of operations of the entire product life cycle. Since the degree of manageability should correspond to the importance of risks, we have proposed a methodology for expert assessment of the importance of project work during their planning. According to the methodology, an inter-functional team of specialists determines a category of significance for each work on a four-point scale. Typical control schemes are proposed for each category of work. In order for today's digitalization projects to be effective, the priority tasks should be careful development and documentation of technologies; full reconciliation of basic technical documentation; formation of technology flows throughout the life cycle of an automotive component; development of adequate requirements for quality characteristics; formation of an appropriate level of information culture among current and future specialists and managers.

1. GOST R 51814.6-2005 Quality management systems in the automotive industry. Quality management in the planning, development and production preparation of automotive components.

2. GOST R 51814.4-2004 Quality management systems in the automotive industry. Approval of the automotive components' production.

3. Kas'yanov S.V., Mogilevets V.D. Proizvodstvo avtomobil'noy tekhniki: informatsionno-tekhnologicheskoe soprovozhdenie [Automotive equipment production: information technological support], Kompetentnost' / Competency (Russia), 2021, no. 3, pp. 45-49. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-3-45-49.

НОВАЯ КНИГА

Барышев Ю.А., Палагин М.Л.

Поверка электрических и магнитных средств измерений

Учебное пособие. — М.: АСМС, 2022

Учебное пособие разработано в соответствии с учебной программой по специализации «Поверка и калибровка средств электрических и магнитных измерений» на основании ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и «О техническом регулировании», изменяющих их федеральных законов, а также актуальных нормативных документов.

Пособие предназначено для инженерно-технических работников, экспертов и специалистов метрологических служб предприятий, а также поверителей средств измерений и специалистов по калибровке, повышающих квалификацию в области поверки и калибровки средств электрических измерений. Издание также может быть полезно для инженерно-технических работников научно-исследовательских институтов, сотрудников, работающих в области метрологии, магистров, аспирантов и преподавателей вузов и других учебных заведений.

По вопросам приобретения обращайтесь по адресу: Академия стандартизации, метрологии и сертификации (АСМС), 109443, Москва, Волгоградский пр-т, 90, корп. 1. Тел. / факс: 8 (499) 742 4643. Факс: 8 (499) 742 5241. E-mail: info@asms.ru

key words

production system, project of preparation and release of new product, risk ranking, information support, project management

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.