УДК 658
Николай Константинович Борисюк, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» e-mail: [email protected]
Екатерина Ивановна Куценко, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» e-mail: [email protected]
Людмила Владимировна Кирхмеер, старший преподаватель кафедры менеджмента, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ЗА РУБЕЖОМ: РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Актуальность исследуемой темы обусловлена переходом России на рыночные условия хозяйствования и, как следствие, коренными изменениями в управлении предприятиями, вызванными перестройкой внутрихозяйственных отношений, изменениями законодательства, организационно-правовых форм и нормативов, регулирующих производственную деятельность.
Цель статьи заключается в изучении теории и практики производственного менеджмента за рубежом и его адаптации для использования в экономике России.
В исследовании авторами использованы методы теоретического и прикладного характера: системного анализа и ситуационного подхода; диалектический метод познания; ретроспективного анализа; обобщения и интеграции результатов.
В статье исследованы теоретические аспекты и практический опыт становления и развития производственного менеджмента в США, Европейских странах и Японии. Ведущее место в мире занимает американская школа менеджмента, основателями и теоретиками которой стали ученые Маслоу, Герцберг, Друкер, Лайкерт, Фейгенбаум.
В 1990 гг. в управлении получили развитие тенденции, основывающиеся на факторах материально-технической базы и оказания услуг, что обусловило развитие вычислительной техники в управлении и получило международное развитие. Интернационализация менеджмента, распространение теории и практики американского менеджмента явилось основой для развития европейского менеджмента, главным принципом которого стало делегирование полномочий разным уровням управления организацией.
Менеджмент в Японии формировался посредством объединения двух основных факторов: ведущего американского опыта и традиционных национальных особенностей (постоянное внедрение инноваций в бизнес, постоянное обновление производственных фондов и продукции, учет жесткой конкуренции).
Практическая значимость статьи заключается в возможности использовать результаты исследования теории и практики зарубежного производственного менеджмента в управленческой деятельности на российских предприятиях, а также при изучении данного курса в вузах.
Ключевые слова: производственный менеджмент, рыночная экономика, управление, организация, новые экономические отношения, интернационализация менеджмента.
Переход экономики России на рыночные условия потребовал перестройки в управлении предприятиями не только хозяйственного механизма, но и внутрихозяйственных отношений, изменения законодательства, организационно-правовых форм и нормативов, регулирующих производственную и хозяйственную деятельность. В этих условиях все более востребованным становится преобразование системы управления в рыночную на основе менеджмента [1].
Развитие теории и практики менеджмента берет свое начало с 30-х годов XX века. Именно тогда эта деятельность трансформировалась в отдельную профессию, а соответственно - и отдельную дисциплину. Следовательно, изучение зарубежного опыта осуществления производственного менеджмента
является актуальным и будет способствовать совершенствованию как теоретических знаний, так и практических навыков в области управления организацией в условиях российской рыночной экономики.
Американская школа менеджмента, по оценке специалистов, уже длительное время занимает ведущее место в мире. Первые упоминания менеджмента в начале XX века связаны с научной теорией управления Тейлора. Данное открытие было определено переносом идей инженерных наук на управление производством. Однако вскоре эта теория показала свою несостоятельность [4].
Следующий шаг в развитии зарубежной управленческой мысли представила теория принципов управления, основу которой составили принципы
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
администрирования, направленные на построение организационных структур и систем [10].
По окончании Второй мировой войны американское экономическое превосходство стало бесспорным, а их методы управления постепенно стали распространяться по всему миру (менеджерами, преподавателями), а основателями методов управления и теоретиками данного направления стали ученые Маслоу, Герцберг, Друкер, Лайкерт, Фейгенбаум [2].
В это же время в западных школах бизнеса и в университетах сформировались два крупнейших научных направления:
- одно из них было ориентировано на владение количественными методами управления организацией на основе быстро развивающихся средств вычислительной техники;
- второе направление - на людей, труд которых лежит в основе всех результатов, а стимулом является мотивация труда [5].
На рубеже 1970-х гг. XX века доминирующей во всей управленческой мысли стала идея о том, что организация - это открытая система, которая приспосабливается к существующему многообразию внешней и внутренней среды. Именно период 70-80-х гг. характеризуется интенсивным поиском связей между видами среды и различными методами управления, т.е. произошел переход от универсализма к ситуационному подходу [8].
Последовавший в 70-х гг. XX века мировой энергетический кризис ознаменовался открытием в 80-х гг. организационной культуры как важного инструмента управления [7].
В 1990 гг. в управлении получили развитие такие новые тенденции, как осознание значения материально-технической базы современного производства и оказания услуг, что обусловлено как развитием вычислительной техники в управлении, так и достижениями технического прогресса. Данное направление получило название технократизма.
Особенностью управленческой мысли, характерной для 1990-х гг. также стало усиление международного характера управления. На данном этапе своего развития менеджмент как область знаний и как профессия становится интернациональным.
В США формирование и развитие школ бизнеса и менеджмента является частью инфраструктуры образования и управления и имеет трехступенчатую структуру [6]:
- после окончания средней школы обучение в течение 4-х лет в университете и получение степени бакалавра;
- затем двухгодичное образование по программе магистратуры;
- наивысшая степень - обучение в течение трех-четырех лет с обязательной защитой научной работы и последующим присвоением ученой степени доктора наук.
Ведущая роль американского менеджмента в современном мире неоспорима, особенно в части развития теории и практики. Однако это, по-нашему мнению, не требует обязательного исполнения в российской практике их требований и рекомендаций, но знать и уметь использовать лучшее из зарубежной практики представляется необходимым и полезным.
Опыт управления в Западной Европе получил свое развитие позже американского. В 30-е гг. XX века с началом зарождения в Европе первых промышленных организаций примером управления ими служило абсолютистское государство со своим административным аппаратом. Этот принцип монархического управления переносился на управление организацией, по которому предприниматель являлся абсолютным «властелином» своих подчиненных и обязан был предоставлять им определенную защиту [9].
Такая система существовала до тех пор, пока промышленные организации по своему размеру были относительно невелики и пока предприниматель был способен сам заниматься всеми вопросами работы своей организации.
Однако развитие техники, углубление разделения труда и специализации производства привели к тому, что командно-абсолютистская система не могла уже соответствовать развивающимся новым экономическим отношениям.
Как уже отмечалось, первые серьезные исследования в этом направлении проводились в США. В странах западной Европы они получили свое распространение в 50-х гг. XX века.
Интернационализация менеджмента, распространение теории и практики американского менеджмента позволили сделать вывод, что американское управление лучше европейского. С этого момента в Европе началось внедрение практики американского управления.
Экономические реалии 70-х гг. XX века, особенно энергетический кризис, заставили Запад пересмотреть свое отношение к смыслу, назначению и содержанию управления производством. Возникла потребность в специалистах, которые могут самостоятельно думать и действовать. В результате подчиненные превращались в сотрудников, что дало толчок к развитию системы управления организацией по принципу «Руководство в соотношении с сотрудничеством». Основные положения данной системы управления заключаются в следующем:
- решения принимаются двусторонне - руководителем и сотрудниками тех уровней, где будет реализоваться это решение;
- сотрудники руководствуются не только распоряжениями сверху, но и своими схемами действий с соответствующими полномочиями и компетенцией;
- ответственность не контролируется только на верхнем уровне управления, а является частью компетенции сотрудников, распределенной по сфере их деятельности.
Следовательно, делегирование полномочий и ответственности становится главным принципом структуры управления.
Менеджмент в Японии формировался посредством объединения двух основных факторов: ведущего зарубежного (прежде всего американского) опыта и традиционных национальных особенностей. Наряду с этим интенсивно шло и идет внедрение современных средств вычислительной техники и коммуникаций в практике управления в Японии [3].
Кроме того, отводится важное место совершенствованию организационной структуры и механизма управления производственным процессом с помощью использования новейших разработок в области научно-технического прогресса и передового зарубежного опыта в области менеджмента. При этом управление в японских компаниях характеризуется рядом следующих отличительных особенностей:
- идет постоянно процесс внедрения инноваций в бизнес;
- идет постоянное обновление производственных фондов и выпускаемой продукции;
- учитывается ориентация на постоянную и жесткую конкуренцию.
Японские корпорации являются централизованными и одновременно мобильными. Они имеют мощный центральный аппарат, что обеспечивает
оперативное принятие крупных стратегических решений. В то же время решения на всех уровнях управленческой иерархии принимаются коллегиально, несмотря на то, что процесс выработки и принятия решения в Японии занимает значительно больше времени, чем, например, в США, но выполнение принятого решения осуществляется быстрее. Это связано с тем, что в японской системе управления реальная власть аккумулируется в среднем звене управления.
В центре внимания японских менеджеров постоянно находится человек, формирование его чувства непосредственной причастности к итоговым результатам деятельности организации.
Как уже нами отмечалось, интернационализация менеджмента обусловлена развитием современных количественных методов обоснования решений -школы науки управления. Данное направление является прямым следствием применения экономико-математических методов и средств вычислительной техники в управлении. Именно этот подход в мировой управленской мысли способствовал использованию положений теорий систем, формированию моделей. Кроме того, в настоящее время в подходах к управлению широко используются на практике концепции процессного, системного и ситуационного подходов.
Рассмотрение в статье вопросов зарубежной теории и практики производственного менеджмента может быть полезным при изучении данного курса в вузах, а также менеджерам-практикам для использования в управленческой деятельности на российских предприятиях.
Литература
1. Борисюк, Н.К. Инвестиции. Предприятия. Регион: монография / Н.К. Борисюк, Д.В. Лихачев, Е.В. Смирнова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования «Оренбург. гос. ун-т». - Оренбург: Димур, 2015. - 311 с.
2. Гайнутдинов, Э.М. Производственный менеджмент / Э.М. Гайнутдинов, Л.И. Поддергина. - Минск: «Вышэйшая школа», 2010. - 320 с.
3. Друкер, П.Ф. Энциклопедия менеджмента: пер. с англ. / П.Ф. Друкер. - Москва: Издательский дом «Вильяме», 2004. - 432 с.
4. Друкер, П.Ф. Управление, нацеленное на результаты / П.Ф. Друкер. - Москва: 1994. - 192 с.
5. Кэмпбел, Д. Стратегический менеджмент: учебник: пер. с англ. / Д. Кэмпбел, Д. Стоунхаус, Б. Хьюстон. - Москва: Проспект, 2003. - 336 с.
6. Куценко, Е.И. Оценка эффективности кадрового инновационного потенциала предприятия / Е.И. Куценко // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 6 (71). - С. 829-833.
7. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - 3-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 400 с.
8. Drucker, Peter F. The Preface of Management / Peter F., Drucker. - Harper Collins, 2010. - 416 р.
9. Pfeffer, J. The Knowing-Doing Gap: How Smart Companies Turn Knowledge into Action / J. Pfeffer, Robert I. Sutton. - Harvard Business School Press, Cambridge, 1999. - 256 p.
10. Taylor, Frederick Winslow. «The Principles of Scientific Management». - New York, NY, US and London, UK: Harper & Brothers. LCCN 11010339. OCLC 233134. (Also available from Project Gutenberg), 1911.