Научная статья на тему 'Управленческий консалтинг в сфере образования: традиции и инновации'

Управленческий консалтинг в сфере образования: традиции и инновации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
571
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ / КОУЧИНГ / МЕНЕДЖМЕНТ / ИННОВАЦИИ / ЭТАПЫ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА / MANAGEMENT CONSULTING / COACHING / MANAGEMENT / INNOVATION / STAGES OF SCIENTIFIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабалина Ольга Леонидовна, Лаврентьев Сергей Юрьевич, Крылов Дмитрий Александрович

Введение. Современный период реформирования всей системы профессионального образования характеризуется растущей конкуренцией между учебными заведениями различных форм собственности, а изменения во внешней социально-экономической среде обусловили необходимость педагогического консультирования в области внедрения инноваций в образовательную деятельность вузов. Цель статьи - проанализировать и охарактеризовать основные традиционные и инновационные походы становления управленческого консалтинга в контексте развития научного менеджмента. Материалы и методы . Для достижения цели научного исследования был использован комплекс: теоретических методов: изучение научно-методической, специальной литературы по проблемам управленческого консалтинга в образовательных организациях, индуктивно-дедуктивные методы основополагающих положений психологии и педагогики высшего образования, сравнительный анализ и обобщение в области исторической ретроспективы результатов исследований трудов зарубежных практиков-консультантов, концептуально-теоретическое описание передовых методов управления инновационной деятельностью и систематизация практического опыта оценки качества образовательного процесса современного вуза; эмпирических методов исследования: изучение правовых материалов и аналитических отчетов ведущих консалтинговых агентств занимающихся вопросами коучинга персонала, контент анализ информационно-консультационных веб сайтов отечественных и зарубежных образовательных организаций, российской и зарубежной педагогической научной литературы по проблемам управления инновациями в образовании, представленной в электронной библиотечной системе. Результаты исследования . В исторической ретроспективе эволюцию управленческой деятельности можно проследить через развитие следующих этапов научного менеджмента: школа научного управления; теория административного управления; школа «человеческих отношений»; теория организации как социальной системы; теория ограниченной рациональности и бихевиористская теория принятия решений; школа количественных оценок; системный и ситуационный подходы в менеджменте; концепция стратегического менеджмента; теория организационной культуры и другое. Заключение . Таким образом, для совершенствования процесса профессиональной подготовки студентов в современном вузе, вышеизложенные положения позволяют отнести к ведущим тенденции инновационного, вариативного, открытого развития образовательного консалтинга .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT CONSULTING IN THE SPHERE OF EDUCATION: TRADITION AND INNOVATION

Introduction . The modern period of reforming the entire system of vocational education is characterized by growing competition between various forms of educational institutions ownership, and changes in the external socio-economic environment have necessitated pedagogical consulting in the field of introducing innovations into universities educational activities. The purpose of the article is to analyze and characterize the main traditional and innovative approaches to the formation of management consulting in the context of the scientific management development. Materials and methods . To achieve the goal of scientific research, a complex of: theoretical methods: the study of scientific and methodological and special literature on the problems of management consulting in educational organizations, inductive - deductive methods of the fundamental provisions of psychology and pedagogy of higher education, comparative analysis and generalization in the field of historical retrospective of research results of foreign practitioners - consultants, a conceptual and theoretical description of advanced methods of managing innovation and systematization of practical experience in assessing the quality of the educational process of a modern university; empirical research methods: legal materials and analytical reports of leading consulting agencies dealing with personnel coaching study, information and consulting websites of domestic and foreign educational organizations content analysis, Russian and foreign pedagogical scientific literature on the problems of innovation management in education, presented in the electronic library system was used. Research results . In historical retrospect, the evolution of management activity can be traced through the development of the following scientific management stages: the school of scientific management; theory of administrative management; school of “human relations”; theory of organization as a social system; bounded rationality theory and behavioral decision theory; school of quantitative assessments; systemic and situational approaches to management; strategic management concept; the theory of organizational culture, etc. Conclusion . Thus, in order to improve the process of professional training of students in a modern university, the above provisions allow us to refer to the leading tendencies of innovative, variable, open development of educational consulting.

Текст научной работы на тему «Управленческий консалтинг в сфере образования: традиции и инновации»

УДК 378.2 DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-3-329-337

Управленческий консалтинг в сфере образования: традиции и инновации

О. Л. Шабалина, С. Ю. Лаврентьев, Д. А. Крылов

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия

Введение. Современный период реформирования всей системы профессионального образования характеризуется растущей конкуренцией между учебными заведениями различных форм собственности, а изменения во внешней социально-экономической среде обусловили необходимость педагогического консультирования в области внедрения инноваций в образовательную деятельность вузов. Цель статьи -проанализировать и охарактеризовать основные традиционные и инновационные походы становления управленческого консалтинга в контексте развития научного менеджмента. Материалы и методы. Для достижения цели научного исследования был использован комплекс: теоретических методов: изучение научно-методической, специальной литературы по проблемам управленческого консалтинга в образовательных организациях, индуктивно-дедуктивные методы основополагающих положений психологии и педагогики высшего образования, сравнительный анализ и обобщение в области исторической ретроспективы результатов исследований трудов зарубежных практиков-консультантов, концептуально-теоретическое описание передовых методов управления инновационной деятельностью и систематизация практического опыта оценки качества образовательного процесса современного вуза; эмпирических методов исследования: изучение правовых материалов и аналитических отчетов ведущих консалтинговых агентств занимающихся вопросами коучинга персонала, контент анализ информационно-консультационных веб сайтов отечественных и зарубежных образовательных организаций, российской и зарубежной педагогической научной литературы по проблемам управления инновациями в образовании, представленной в электронной библиотечной системе. Результаты исследования. В исторической ретроспективе эволюцию управленческой деятельности можно проследить через развитие следующих этапов научного менеджмента: школа научного управления; теория административного управления; школа «человеческих отношений»; теория организации как социальной системы; теория ограниченной рациональности и бихевиористская теория принятия решений; школа количественных оценок; системный и ситуационный подходы в менеджменте; концепция стратегического менеджмента; теория организационной культуры и другое. Заключение. Таким образом, для совершенствования процесса профессиональной подготовки студентов в современном вузе, вышеизложенные положения позволяют отнести к ведущим тенденции инновационного, вариативного, открытого развития образовательного консалтинга.

Ключевые слова: управленческий консалтинг, коучинг, менеджмент, инновации, этапы научного менеджмента

Для цитирования: Шабалина О.Л., Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А. Управленческий консалтинг в сфере образования: традиции и инновации // Вестник Марийского государственного университета. 2Q2Q. Т. 14. № 3. С. 329-337. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-3-329-337.

Management consulting in the sphere of education:

tradition and innovation O. L. Shabalina, S. Yu. Lavrentiev, D. A. Krylov

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia

Introduction. The modern period of reforming the entire system of vocational education is characterized by growing competition between various forms of educational institutions ownership, and changes in the external socio-economic environment have necessitated pedagogical consulting in the field of introducing innovations into universities educational activities. The purpose of the article is to analyze and characterize the main traditional and innovative approaches to the formation of management consulting in the context of the scientific management development. Materials and methods. To achieve the goal of scientific research, a complex of: theoretical methods: the study of scientific and methodological and special literature on the problems of management consulting in educational organizations, inductive - deductive methods of the fundamental provisions of psychology and pedagogy of higher education, comparative analysis and generalization in the field of historical retrospective of research results of foreign practitioners - consultants, a conceptual and theoretical description

of advanced methods of managing innovation and systematization of practical experience in assessing the quality of the educational process of a modern university; empirical research methods: legal materials and analytical reports of leading consulting agencies dealing with personnel coaching study, information and consulting websites of domestic and foreign educational organizations content analysis, Russian and foreign pedagogical scientific literature on the problems of innovation management in education, presented in the electronic library system was used. Research results. In historical retrospect, the evolution of management activity can be traced through the development of the following scientific management stages: the school of scientific management; theory of administrative management; school of "human relations"; theory of organization as a social system; bounded rationality theory and behavioral decision theory; school of quantitative assessments; systemic and situational approaches to management; strategic management concept; the theory of organizational culture, etc. Conclusion. Thus, in order to improve the process of professional training of students in a modern university, the above provisions allow us to refer to the leading tendencies of innovative, variable, open development of educational consulting.

Keywords: management consulting, coaching, management, innovation, stages of scientific management

For citation: Shabalina O.L., Lavrentiev S.Yu., Krylov D.A. Management consulting in the sphere of education: tradition and innovation. Vestnik of the Mari State University. 2020, vol. 14, no. 3, pp. 329-337. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-3-329-337. (In Russ.).

Введение

Современная динамично меняющаяся социально-экономическая среда, особенности глоба-лизационных процессов в сфере образования продиктованы необходимостью адаптации российской вузовской системы к международной конкуренции на рынке образовательных инноваций. Реформирование отечественной образовательной системы в настоящее время находится в тренде общемирового развития, что требует внедрения инновационных практик, в том числе зарубежного управленческого консалтинга. Образовательная система любого государства, в том числе России, имеет свои характерные особенности и исторические традиции. Историко-педагогичес-кая ретроспектива становления и инновационного развития управленческого консалтинга позволит проектировать тенденции его дальнейшего распространения в образовательной сфере.

Цель статьи - проанализировать и охарактеризовать основные традиционные и инновационные походы становления управленческого консалтинга в контексте развития научного менеджмента.

Для достижения поставленной цели в статье решались несколько задач, которые предопределили логическое и последовательное изложение этапов проведенного исследования: проанализировать эволюционное основных подходов к менеджменту и к управленческому консалтингу в частности; систематизировать подходы к уп-

равленческому консалтингу и оценить их влияние на качество образовательного процесса; теоретически выявить и охарактеризовать ключевые особенности управленческого консалтинга с позиции повышения качества инновационной образовательной деятельности.

Материалы и методы

В процессе исследований был использован комплекс:

- теоретических методов: изучение научно-методической, специальной литературы по проблемам управленческого консалтинга в образовательных организациях, индуктивно-дедуктивные методы основополагающих положений психологии и педагогики высшего образования, сравнительный анализ и обобщение в области исторической ретроспективы результатов исследований трудов зарубежных практиков - консультантов, концептуально-теоретическое описание передовых методов управления инновационной деятельностью и систематизация практического опыта оценки качества образовательного процесса современного вуза;

- эмпирических методов исследования: изучение правовых материалов и аналитических отчетов ведущих консалтинговых агентств занимающихся вопросами коучинга персонала, контент анализ информационно-консультационных веб-сайтов отечественных и зарубежных образовательных организаций, российской и зарубежной педагогической научной литературы

по проблемам управления инновациями в образовании, представленной в электронной библиотечной системе.

Обсуждение

Источниковую базу исследования по различным проблемам управленческого консалтинга составили труды отечественных ученых и специалистов, а также зарубежных исследователей и научные разработки ведущих компаний. Теоретические основы консалтинговой деятельности, практико-направленные проблемы развития теоретических основ инноваций, как отдельных вузов, так и образовательной системы в целом в России и на международном уровне излагали в своих трудах отечественные ученые: М. С. Бургин, В. И. Загвязинский, Н. Д. Ни-кандров, Л. С. Подымова, С. Д. Поляков, М. М. Поташник, В. А. Сластёнин, А. В. Ху-торский, Н. Р. Юсуфбекова и другие.

За рубежом, в странах с развитой рыночной экономикой, наибольшую значимость приобрели научно-методические разработки, направленные на решение насущных проблем, касающихся процессов глобализации мирового образовательного пространства. Достаточно значимые научные исследования по решению как глобальны, так и частных проблем и теоретических разработок в области инноваций в образовании проводились иностранными учеными-консультантами: Р. А. Байер, К. Кинсер, Г. Ороско-Гомес, Д. А. Ферст-Боу, Л. Дж. Юсинг, Х. Шаумбург и другими. Ряд исследований в данных вопросах осуществлен в рамках исследований зарубежных ученых и профессиональных консультантов: И. Ансоффа, Э. А. Ат-кинсона, М. Вебера, П. Друкера, Р. Каплана, Ф. Котлера, А. Маслоу, Э. Мэйо, Г. Минцберга, Д. Нортона, Ф. Тейлора, Д. Траута, Р. Уотерма-на, М. С. Янга и других. Проблемы формирования рынка управленческого консалтинга затрагивались в трудах таких исследователей, как: М. А. Ахмедова, Т. Н. Бережная, П. Е. Густяков, И. Ю. Данилова, Д. С. Ковалев, В. Ф. Кузнецов, Н. И. Наумкин, Л. П. Пачикова, Е. Н. Петровская, Л. В. Станкевич и других.

Необходимо отметить, что в последнее время в иностранной научной литературе, в частности [1; 7], затрагивающей различные аспекты управленческого консалтинга, инновационный метод можно назвать одним из доминирующих.

В настоящее время достаточно многочисленны российские и зарубежные научно-методические изыскания в области регулирования образовательного процесса, которые, в достаточной степени, можно отнести и к управленческому консалтингу. Вместе с тем, в научной литературе, изданной на русском языке, имеется дефицит исследований, отражающих вопросы комплексного анализа ведущих зарубежных инновационных практик управленческого консалтинга.

Результаты исследования

Интенсификация развития научного знания и наращивание нового опыта во всех областях человеческой деятельности все больше требовали структурного оформления управленческой мысли второй половины XX века. В исторической ретроспективе эволюционного развития управленческой деятельности данное время характеризуется как неоклассический период. Ведущие исследователи неоклассической мысли исходили из утверждения о том, что сущность поступательного развития заключается в желании субъекта достичь наивысшего результата при минимально возможных издержках. Видные представители данного направления М. Вальрас, В. Парето, Дж. Кларк, А. Маршалл и другие анализировали крайние величины дифференциальных результатов, которых можно достичь при каждой последующей единице производства (принцип предельной производительности) либо потребления (принцип предельной полезности) блага [5].

Консалтинговая деятельность в сфере управления во многом основывалась на оказании помощи в решении насущных проблем научной организации и производительности труда, оптимизации затрат производства. Поиски путей развития производства, научной организации, повышения эффективности трудовых процессов привели к возникновению профессионального сопровождения, как со стороны ученых-новаторов, так и практикующих консультантов. В связи с чем в начале века XX были сформулированы и обобщены вариативные методологические принципы консалтинга, удовлетворяющие растущий интерес предпринимателей к наращиванию масштабов производства.

Концепции управленческого консультирования конца XIX начала XX века (с точки зрения рефлексирования инновационных процессов

повышения эффективности функционирования организаций) прошли несколько этапов развития. В таблице приводится систематизация основных получивших международное признание научных школ в области управления, сгруппированных

Подходы управленческого консалтинга на р;

Management consulting approaches at vario

согласно этапам их возникновения. В соответствии с этапами становления научного менеджмента выявлены ключевые показатели периода управленческого консалтинга.

ичных этапах развития научного менеджмента / stages of scientific management development

№ п/п Название этапа / Stage name Период возникновения / Occurrence period Ключевые характеристики периода управленческого консалтинга / Key characteristics of the management consulting period

1 2 3 4

1 Школа научного управления (Ф. Тейлор, Х. Эмерсон, Г. Гант, Ф. и Л. Гилберт и др.) Конец XIX начало XX века Рационализация нормирования производственных операций; внедрение методов стандартизации и специализации трудовых действий; выделение управленческого труда как вида профессиональной деятельности

2 Теория административного управления (А. Файоль, У. Линдалл, Л. Урвик, Л. Гьюлик, Д. Муни и др.) Начало XX века Универсализация последовательно выполняемых управленческих действий для всех организаций; применение принципа делегирования должностных функций в процессе разделения труда; использование различных организационных структур (линейных, функциональных, матричных и т. д.); управление при выполнении вариативных производственных задач

3 Школа «человеческих отношений» (Э. Мэйо, Ф. Герцберг, М. Фоллет и др.) 1920 -1930-е Позитивное мотивирование работников; признание лидерства в группах, действующих на основе общности интересов в неформальных группах; развитие творческого потенциала работников при создании психологически комфортной среды для реализации целей задач фирмы; исследование социальных, психологических, экономических и других факторов для стимулирования производительности труда

4 Теория организации как социальной системы (Ч.Барнард и др.) 1930 -1940-е Проектирование системы когнитивной кооперации при использовании научных достижений и знаний о поведении человека; сочетание методов управления мобилизующих вариативные ресурсы производства

5 Теория ограниченной рациональности. Бихевиористская теория принятия решений (Г. Саймон, Р. Сайерт, Дж. Марч, Ф. Ротлисбер-гер, и др.) 1950 -1960-е Достижение максимальной отдачи организации в целом как от механизма, перерабатывающего информацию; применение усвоенной работниками профессиональной информации на новом уровне в виде рационализации производственных процессов в организации, внедрение инноваций

6 Школы количественных оценок. Системный и ситуационный подходы в менеджменте (Дж. Томпсон, Х. Левит, Дж. Гэлбрейт и др.) 1950 -1970-е Использование в управлении организацией статистических и экономико-математических методов, имитирующих и моделирующих комплексные явления; внедрение в практику управления организацией методов финансового управления, снижения рисков управления доходами и расходами при формировании инвестиционных портфелей; применение вариативных способов менеджмента адаптируемых исходя из условий внешней среды организации

7 Концепция стратегического менеджмента (М. Портер, Г. Минцберг, А. Чандлер, И. Ансофф и др.) 1970 -1980-е Внедряются механизмы мотивации целенаправленной деятельности персонала организации; широкому использованию матричных, проектных, сетевых и других наиболее адаптированных децентрализованных структур управления организацией; экономического моделирования организации инжиниринга производственных процессов

8 Теория организационной культуры (Т. Питерс, Р. Уотерман, Э. Шейн и др.) 1980-е Готовность компании к постоянным изменениям, посредством обучения персонала, внедряемых в производственный процесс инноваций; активное использование в производственном процессе человеческого потенциала

Окончание табл.

1 2 3 4

9 Теории менеджмента, объединяющие несколько направлений: от теории самообучающейся организации, до ресурсной версии стратегического менеджмента (П. Дракер, П. Сенге, Г. Сталк, и др.) 1990-е Систематизация методических рекомендаций по саморазвитию компании посредством адаптации организационной структуры к внешним и внутренним изменениям; развитие знаний в направлении постоянного обновления различных видов производственной деятельности; использование руководителями организаций, структурных подразделений компаний новейшие достижения теории и практики в сфере повышения эффективности управления и достижения конечных результатов; мобилизация внутренних ресурсов компании для достижения конкурентных преимуществ в виде стратегически выстроенных инициатив по обновлению предлагаемого инновационного продукта; применение компетенций, способностей, навыков человеческих ресурсов компании для наращивания стратегических активов фирмы

Согласно представленным в таблице 1 этапам становления научных управленческих школ можно констатировать, что формирование четкого представления о сущности и содержании эффективности результатов деятельности компаний эволюционировали в соответствии с развитием подходов для решения сложных проблем.

У истоков становления и развития школы научного менеджмента (конец XX начало XX века) стояли ведущие исследователи, ученые-иннова-торы - Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилберт, Г. Гант, Г. Эмерсон и другие. Используя теоретические и эмпирические методы, учитывая человеческий фактор, исследователи доказали необходимость гуманизации труда на основе партнерства работодателя и персонала. Инновационные методы управления стали основой научного обоснования целенаправленного обучения персонала согласно осваиваемым компетенциями для каждого вида работ. Идеи, выдвинутые последователями Фредерика Тейлора, органично освоены и в педагогическом консалтинге, согласуясь с задачами профессионального образования в соответствии с которым работник концентрирует свои усилия на выполнении тех работ, которые знает и умеет выполнять [4].

Необходимость преодоления противоречий между структурными подразделениями через рационализацию, оптимизацию соотношения полномочий различных уровней организации получил название административной (классической) школы управления (А. Файоль, У. Линдалл, Д. Муни и другие).

В условиях экономических, политико-правовых изменений было открыто много фирм, оказывающих образовательные консультационные услуги по установлению прочных связей с пос-

тавщиками ресурсов, завоеванию новых рыночных ниш, удовлетворения растущих запросов покупателей, получения социиально-психологи-ческого эффекта результатов трудовой деятельности и так далее. Применение новых консалтинговых подходов к управлению профессиональной деятельностью обрели свое место в научно-практическом управлении образовательным процессом.

Первые курсы профессионального обучения менеджеров-консультантов, на которых обучались управленцы малого и среднего бизнеса, инженера промышленных предприятий организовал процессор Леон Жилле [1, с. 52].

А в 1912 году специалисты французского профессионального общества консультантов, следуя потребностям популяризации демократичных, нравственных установок поведения, разрабатывали основы профессиональной культуры инженеров-консультантов.

Породив новые сферы консультирования, дальнейшее общественно-экономическое развитие в странах Европы и Северной Америки требовало существенно иных подходов к решению комплексных, возникающих в промышленном производстве противоречий. Консультированию взаимоотношений между членами коллектива положили начало исследователи проблем организационного поведения и управления в производственных организациях, основоположники концепции человеческих взаимоотношений Э. Мейо, А. Маслоу, Ф. Ротлисбергер и другие в 20-30-е годы прошлого века. Джорджем Элтоном Мейо было проведено много исследовательских экспериментов, в ходе которых он доказал необходимость расширения роли человеческого потенциала в управлении [6].

Консультанты-исследователи Э. Мейо, А. Мас-лоу, Ф. Ротлисбергер и другие акцентировали внимание на психологических, социальных, антропологических аспектах управления [7].

Именно поэтому вполне закономерно, что это направление в менеджменте в литературе стали называть школой человеческих отношений, так как основоположниками являлись видные представители различных гуманистических течений: социальной психологии, биофилософии, эволюционной антропологии и ряда других. Главной чертой, характеризующей особенности концепции человеческих отношений, является перенос фокуса внимания от реализации задач управления к взаимоотношению между людьми и созданию благоприятных условий внутренней среды организации. Ученые - последователи концепции человеческих отношений — вполне закономерно подвергали сомнению незыблемость выдвинутых Ф. Тейлором постулатов «экономического человека», утверждавшим в качестве главной цели жизнедеятельности достижение материального благополучия. Многочисленные эксперименты исследователей школы человеческих отношений, психологического поведения индивидуума и его последующий анализ доказали: для повышения производительности труда, четко спланированных рабочих действий и высокого денежного вознаграждения труда работников часто бывает недостаточно. Учеными-исследователями в дальнейшем установлено, что движущей силой поведения человека являются не столько экономические мотивы, сколько вариативные потребности, опосредованно удовлетворяемые денежными средствами.

Концепции классического и неклассического направлений, появившиеся во второй четверти XIX века и просуществовавшие до середины века XX можно с уверенностью считать родоначальниками современных теорий управленческого консалтинга. Они наметили дальнейшее совершенствование процесса управления организациями и в конечном счете показали более высокую степень эффективности при соблюдении нескольких условий:

1. Рационализация взаимодействия между структурными подразделениями, стандартизация трудовых действий и нормирование рабочих операций.

2. Выделение и специализация управленческих функций.

3. Включение потенциала бюрократических структур в достижение конечных результатов.

4. Использование мотивационных рычагов в повышении производительности труда персонала [5].

На эволюционное развитие школ управленческого консультирования оказали существенное влияние научные исследования ученых-социологов, бихевиористов, инновационные идеи которых о выявлении точек роста эффективности базируются на объединении научно верифицированных знаний о сущности рационализации поведения индивидуума и принятия управленческих решений. Использование точек роста эффективности учебно-познавательной деятельности организаций и поведения потребителей образовательных услуг находят все большее применение и в практике современных отечественных и зарубежных вузов [3].

Начавшие в середине XX века свою консалтинговую деятельность представители школ научного управления основывают свою концепцию на количественном прогнозе, анализе и оценке, а также ситуационном, системном и процессном подходах.

Количественный подход акцентирует внимание на использовании операционных, статистических методов в управлении инновациями. Специалисты-консультанты, в области количественного подхода, в частности, работают над совершенствованием управления для достижения оптимальных результатов и одновременно минимизации возможных рисков профессионального управления с использованием вариативных консалтинговых методов [2].

В области системного подхода все происходящие явления, познавательные процессы представлены в виде взаимосвязанных, взаимозависимых элементов, являющихся частью единой целостной системы, взаимодействие между ними происходит таким образом, что они отдельно существовать не могут, причем каждый из представленных элементов того или иного уровня системы привносит определенный вклад в характеристики единого целого. К существенному недостатку учений менеджмента можно отнести тот факт, при котором представители различных концепций акцентируют внимание на одной существенной категории, избегая при этом рассмотрение профессионального обучения как целостного явления, зависящего от нескольких

дифференцированных факторов. Признание существования целостной системы, отличающейся от суммы составляющих ее элементов, можно отнести к неоспоримому преимуществу системного подхода по отношению к другим концепциям. Рассмотрение организации через призму системного подхода, то повышение эффективности образовательного процесса на входе и на выходе можно добиться, улучшая качество и количество используемых при ее работе ресурсов. Благодаря выявлению взаимозависимых элементов в общей совокупности подсистем, как во внешней, так и во внутренней среде системный подход позволяет реализовать грамотное управление организацией.

Подход, отражающий ситуационное направление в менеджменте относят скорее к образу мышления, нежели совокупности предпринимаемых действий. Родоначальником этого подхода можно считать ученых из известной во всем мире Гарвардской школы бизнеса (англ. Harvard Business School, также известна как HBS) относящейся к Гарвардскому университету в г. Бостон (штат Массачусетс, США). Основоположники ситуационного подхода предлагают принимать мгновенные наиболее оптимальные решения, используя арсенал имеющегося в распоряжении консультантов инструментария. Принимая за основу универсальную концепцию менеджмента, применимую к большей части коммерческих организаций, для достижения наилучшего результата сторонники подхода говорят о необходимости применения руководителями вариативных приемов принятия управленческих решений. Особенность ситуационного подхода заключается в гибкости вариативно используемых методов управления руководителя для повышения эффективности вариативных способов достижения целей организации. В состав варьируемых

Литература

переменных макро- и микросреды организации могут быть включены такие характеристики организации как организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта, размер прибыли, численность персонала, форма собственности, жизненный цикл выпускаемой продукции (работ, услуг) и так далее. Важным этапом в ситуационном подходе для управляемого объекта является выделение значимых факторов, оказывающих наибольшее влияние в каждой конкретной ситуации.

Рассмотрение управленческой деятельности как процесса выполняемых консультантом функциональных обязанностей в контексте реализуемых технологических операций, представители административного направления обозначили в ключевых положениях процессного подхода. Производственная деятельность персонала по реализации заранее запланированных результатов имеет долговременную, связанную между собой серию действий. Серия единых взаимосвязанных последовательных действий по осуществлению функций управленческого консалтинга служит эффективным рычагом деятельности организации. Преобразование единых информационных, человеческих, финансовых и других ресурсов, поступающих на входе в организацию, осуществляется именно благодаря логично выстроенному целенаправленному процессу в необходимую государству и обществу продукцию на выходе.

Заключение

Таким образом, теоретическое выявление и последующая систематизация подходов к пониманию инновационных процессов позволили проследить генезис и эволюцию научных управленческих концепций через призму их видения повышения эффективности консалтинга в образовании.

1. Киплинг М., Энгвелл Л. Управленческое консультирование. Индустрия знаний, символический капитал или новая мода: пер. с англ. М. : Гуманный центр, 2008. 416 с.

2. Козлов В.О. История возникновения американских концепций научного менеджмента. Вестник Поволжской академии государственной службы. 2013. № 6 (39). С. 97-103. https://elibrary.ru/download/elibrary_21205615_91441323.pdf (дата обращения: 15.04.2020).

3. Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А. Консалтинг в системе профессионального образования: основные направления развития // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 11. С. 67-71. https://elibrary.ru/download/ elibrary_36587366_18308083.pdf (дата обращения:15.04.2020).

4. Шипунова Т.В. Эволюция и проблемы менеджмента социальной работы. Управленческое консультирование // Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. 2009. № 2 (34). С. 153-170. https://elibrary.ru/ downloadMibrary_12798727_97588174.pdf (дата обращения: 15.04.2020).

5. Шумпетер Й. Десять великих экономистов от Маркса до Кейнса. // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS. М. : Изд-во Института Гайдара, 2011. 416 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/5759.html (дата обращения: 22.10.2019).

6. Чистякова К.А., Овчинников С.А. История научного менеджмента в США: хоторнские эксперименты // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2012. № 10 (90). С. 60-75. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_18037708_25727975.pdf (дата обращения: 22.10.2019).

7. Gruel Nicole. The plateau experience: an exploration of its origins, characteristics, and potential // The Journal of Transpersonal Psychology. 2015. № 47 (1). Pp. 44-63. URL: http://atpweb.org/jtparchive/trps-47-15-01-44.pdf (дата обращения: 15.07.2020).

8. John Sweller & Paul Chandler Why Some Material Is Difficult to Learn // Cognition and Instruction, 1994. Т. 12. № 3, pp. 185-233, DOI: 10.1207/s1532690xci1203_1. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1207/s1532690xci1203_1 (дата обращения: 15.07.2020).

9. Kolb David A. Experiential learning: experience as the source of learning and development (2nd ed.) // Upper Saddle River, NY : Pearson Education, 2015. URL: https://learningfromexperience.com/downloads/research-library/experiential-learning-1:heory.pdf (дата обращения: 15.07.2020).

10. Pritchard Alan. Learning styles. Ways of learning: learning theories and learning styles in the classroom (3rd ed.) // Milton Park, Abingdon, Oxon; New York : Routledge. 2014. pp. 46-65. URL: http://www.epitropakisg.gr/grigorise/ways%20of% 20learning.pdf (дата обращения: 15.07.2020).

References

1. Kipping M., Engvell L. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. Industriya znanii, simvolicheskii kapital ili novaya moda [Management consulting. Emergence and Dynamics of a Knowledge Industry: transl. from Engl.]. Moscow, Gumannyi tsentr Publ., 2008, 416 p. (In Russ.).

2. Kozlov V.O. Istoriya vozniknoveniya amerikanskikh kontseptsii nauchnogo menedzhmenta [The history of scientific management American concepts origin]. Vestnik Povolzhskoi akademii gosudarstvennoi sluzhby = The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration, 2013, no. 6 (39), pp. 97-103. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 21205615_91441323.pdf (accessed 15.04.2020). (In Russ.).

3. Lavrentiev S.Yu., Krylov D.A. Konsalting v sisteme professional'nogo obrazovaniya: osnovnye napravleniya razvitiya [Consulting in the vocational education system: main directions of development]. Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire = Actual Scientific Research in the Modern World, 2018, no. 11, pp. 67-71. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_36587366_18308083.pdf (accessed 15.04.2020). (In Russ.).

4. Shipunova T.V. Evolyutsiya i problemy menedzhmenta sotsial'noi raboty. Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Evolution and problems of social work management. Management consulting]. Aktual'nye problemy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo uprav-leniya = Actual Problems of State and Municipal Administration, 2009, no. 2 (34), pp. 153-170. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_12798727_97588174.pdf (accessed 15.04.2020) (In Rus.).

5. Shumpeter I. Desyat' velikikh ekonomistov ot Marksa do Keinsa [Ten great economists from Marx to Keynes]. Moscow, Gaidar Institute Publishing House, 2011, 416 p. Electronic library system IPR BOOKS. Available at: http://www.iprbookshop.ru/ 5759.html (accessed 22.10.2019). (In Russ.).

6. Chistiakova K.A., Ovchinnikov S.A. Istoriya nauchnogo menedzhmenta v SShA: khotornskie eksperimenty [The history of the scientific management in the USA: the Hawthorne experiments]. Vestnik RGGU. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo = RSUH/RGGU BULLETIN. Series Economics. Management. Law, 2012, no. 10 (90), pp. 60-75. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_18037708_25727975.pdf (accessed 22.10.2019). (In Russ.).

7. Gruel Nicole. The plateau experience: an exploration of its origins, characteristics, and potential. The Journal of Transpersonal Psychology, 2015, no. 47(1), pp. 44-63. Available at: http://atpweb.org/jtparchive/trps-47-15-01-44.pdf (accessed 15.07.2020). (In Eng.).

8. John Sweller & Paul Chandler Why Some Material Is Difficult to Learn. Cognition and Instruction, 1994, vol. 12, no. 3, pp. 185-233. DOI: 10.1207/s1532690xci1203_1. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1207/s1532690xci1203_1 (accessed 15.07.2020). (In Eng.).

9. Kolb David A. Experiential learning: experience as the source of learning and development (2nd ed.). Upper Saddle River, NY, Pearson Education. 2015. Available at: https://learningfromexperience.com/downloads/research-library/experiential-learning-theory.pdf (accessed 15.07.2020). (In Eng.).

10. Pritchard Alan. Learning styles. Ways of learning: learning theories and learning styles in the classroom (3rd ed.). Milton Park, Abingdon, Oxon; New York, Routledge. 2014, pp. 46-65. Available at: http://www.epitropakisg.gr/grigorise/ ways%20of%20learning.pdf (accessed 15.07.2020). (In Eng.).

Статья поступила в редакцию 20.07.2020 г.; принята к публикации 3.09.2020 г.

Submitted 20.07.2020; revised 3.09.2020.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

All authors have read and approved the final manuscript.

Об авторах

Шабалина Ольга Леонидовна

доктор педагогических наук, профессор, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия, ol.shabablia@mail.ru

Лаврентьев Сергей Юрьевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики технологии и профессионального образования, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия,

lavrsu@mail.ru

Крылов Дмитрий Александрович

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики технологии и профессионального образования, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия,

krilda@mail.ru

About the authors Olga L. Shabalina

Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, ol.shabablia@mail.ru

Sergey Yu. Lavrentiev

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Technology and Vocational Education, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, lavrsu@mail.ru

Dmitry A. Krylov

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Technology and Vocational Education, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, krilda@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.