Научная статья на тему 'Производственный анализ: вопросы оптимизации продуктовых программ'

Производственный анализ: вопросы оптимизации продуктовых программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурцев В.В.

В современных экономических условиях многие российские компании все еще сталкиваются с падением спроса и замедлением темпов сбыта готовой продукции. Но перспективы экономического роста и политика поддержки отечественных товаропроизводителей, заявленная правительством, могут способствовать расширению их и освоению новых рынков. В связи с этим представляется целесообразным детально рассмотреть современные инструменты формирования ассортиментных программ, оптимизация которых в немалой степени определяет успешность рыночной политики компаний, а также является одним из определяющих условий эффективности менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Производственный анализ: вопросы оптимизации продуктовых программ»

аЯалос^

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ: ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОДУКТОВЫХ

ПРОГРАММ

В.В. БУРЦЕВ,

доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета РЭА им. Г.В. Плеханова, аудитор ЗАО «Ин-Аудит»

В современных экономических условиях многие российские компании все еще сталкиваются с падением спроса и замедлением темпов сбыта готовой продукции. Но перспективы экономического роста и политика поддержки отечественных товаропроизводителей, заявленная правительством, могут способствовать расширению их и освоению новых рынков. В связи с этим представляется целесообразным детально рассмотреть современные инструменты формирования ассортиментных программ, оптимизация которых в немалой степени определяет успешность рыночной политики компаний, а также является одним из определяющих условий эффективности менеджмента.

Как известно, структура ассортимента определяется удельным весом каждого вида изделия в общем объеме производства (продаж) и его рентабельностью. Широкий ассортимент позволяет организации удовлетворять различные требования покупателей и, соответственно, увеличивать объем производства и продаж. Но для получения наибольшей прибыли менеджерам необходимо своевременно анализировать структуру ассортимента на предмет ее рациональности (при этом рациональной может быть признана структура, в которой преобладает высокорентабельная и пользующаяся спросом продукция). Обоснованность продуктовой (ассортиментной) программы с точки зрения экономической эффективности планируемых продаж должна быть оценена еще на стадии ее формирования.

Формирование продуктовой программы включает ряд процедур:

1. Разработка альтернативных продуктовых программ (комбинаций видов изделий и объемов их производства) с учетом дополнительных условий: а) в сфере сбыта (максимально возможный и минимально допустимый объемы сбыта по всем рынкам и по каждому рынку в разрезе видов продукции и каналов сбыта); б) в сфере производства (необходимый и располагаемый фонд времени по каждому производственному процессу и виду производственного оборудования); в) в сфере материально-технического обеспечения (максимально и минимально необходимые объемы запасов по видам сырья и материалов, потребление сырья и материалов по видам продукции).

2. Анализ и оценка альтернатив в зависимости от различных условий принятия решений:

• при отсутствии «узких мест» (ограничений) критерием является рентабельность продукции (или маржинальный доход по каждому виду продукции). В этом случае осуществляется ранговый анализ ассортимента по каждой альтернативе (подробнее см. ниже);

• при наличии одного «узкого места» критерием является маржинальная прибыль на единицу «узкого места», или удельная маржинальная прибыль по продукту;

• при наличии нескольких «узких мест» критерием является маржинальная прибыль за период (в расчетах используются методы имитационного моделирования и линейного программирования).

3. Выбор оптимальной продуктовой программы.

Рассмотрим процедуры анализа и оценки ассортиментных альтернатив в зависимости от различных условий принятия решений.

Формирование и анализ ассортимента в условиях отсутствия на предприятии «узких мест». Когда на предприятии нет так называемых «узких мест», или разнообразных ограничений производства и продаж, оптимальную продуктовую программу определяют только с точки зрения возможностей сбыта (при этом обязательным условием включения продукции в ассортимент является положительная маржинальная прибыль по каждому продукту (Л//.), т.е. разница между предполагаемой выручкой от продажи продукции определенного вида (или объемом производства в стоимостном выражении) и переменными затратами на производство данной продукции. В целях оптимизации структуры ассортимента можно использовать метод анализа категорий.

В процессе анализа категорий для каждого вида изделия выявляют удельный вес выпуска в общем объеме, рентабельность (но в процедурах рангового анализа могут быть использованы и величины маржинальной прибыли, о чем будет сказано ниже), категорию выпуска по удельному весу (наибольшему значению удельного веса присваивается категория 1), категорию по рентабельности (наибольшему значению рентабельности присваивается категория 1), разницу категорий по удельному весу выпуска и рентабельности.

Небольшая разница категорий свидетельствует об экономически рациональной структуре ассортимента.

Если категория по выпуску продукта существенно больше категории по его рентабельности, т.е., если продукт, имеющий низкую рентабельность, выпускается в большом объеме, то целесообразно при наличии устойчивого спроса снизить себестоимость или заменить изделие новым, более высокого качества и более рентабельным или при наличии тенденции к снижению спроса уменьшить объем выпуска.

Если категория по выпуску существенно ниже категории по рентабельности, т.е., если изделие, имеющее высокую рентабельность, выпускается в малых объемах, то при наличии устойчивого спроса целесообразно увеличить объем и, возможно, снизить цену в интересах повышения спроса.

Пример анализа категорий приведен в табл. 1.

Количественно степень рациональности структуры ассортимента может быть оценена коэффициентом корреляции (Cor) категории по выпуску (Со.) и категории по рентабельности (Ср.) продукта вида /':

б£(Со,-Ср,)2

Сог-1- '•' 2 -,

пуп2 - 1)

где п - число изделий в ассортименте (в нашем примере-л = 10),

Наименование изделия Удельный вес выпуска, % общего объема выпуска Рентабельность, % Ранг выпуска, Рв Ранг рентабельное ти, />р Разница рангов Рв-Рр Характеристика спроса Возможные мероприятия

Плитка каменная 30 6 1 9 -8 Спрос падает. Спрос высокий Уменьшить объем выпуска. Снизить себестоимость или заменить модель лучшей и более рентабельной

Камин 2 22 10 1 +9 Спрос высокий Увеличить объем выпуска

Доска гладильная 20 12 2 6 -4 Спрос низкий Снять с производства или заменить модель

Монеты сувенирные 3 18 9 3 +6 Спрос растет, не удовлетворен Увеличить объем выпуска

Кувшин фарфоровый 15 8 3 7 -4 Спрос высокий Снизить себестоимость

Амфора керамическая 4 20 8 2 6 Спрос высокий Увеличить объем выпуска

Полотно керамическое 3 15 4 4 0 Спрос средний Улучшить модель

Часы солнечные 5 14 7 5 2 Спрос низкий Заменить модель или снять ее с производства

Фонтан офисный 7 7 5 8 -3 Спрос растет Снизить себестоимость

Репродукция художественная 6 5 6 10 -4 Спрос неустойчив Снять с производства или заменить модель

Таблица 1

Ранговый анализ продуктовой (ассортиментной) программы (условный пример)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖВОРЪЯ ъ -ИРАХШЪЪ*

3 - 2004 (март)

10 , £=(Соу-Сру)2 = 278; /-1

Коэффициент корреляции категорий изменяется от -1,0 (с повышением категории одного из параметров категория другого параметра имеет тенденцию к снижению) до +1,0 (с повышением категории одного из параметров категория другого параметра имеет тенденцию к повышению). При рациональной структуре ассортимента имеет место сильная положительная связь между объемом выпуска изделий ассортимента и рентабельностью, т.е.

Сог> 0,6 -г- 0,7.

В нашем примере получена сильная отрицательная связь между этими параметрами, т.е. с повышением рентабельности изделий объем их выпуска имеет ясно выраженную тенденцию к уменьшению. Структура ассортимента явно нерациональна.

Формирование и анализ ассортимента при наличии на предприятии одного «узкого места». Определение оптимальной структуры ассортимента происходит в два последовательных этапа. На первом рассчитывают ожидаемую удельную маржинальную прибыль (см. ниже) по всем продуктам, и продукты с отрицательной маржинальной прибылью исключаются из дальнейшего рассмотрения. Изделия, которых не касается проблема «узких мест», могут сразу же включаться в ассортимент. На втором этапе на базе возможного объема сбыта исчисляют объем производства остальных продуктов так, чтобы обусловленные «узким местом» производства или снабжением потери величины маржинальной прибыли были минимальными. Критерием принятия решения может быть удельная маржинальная прибыль М1е( (маржинальная прибыль по единице каждого продукта на каждую единицу «узкого места»), т.е. величина маржинальной прибыли по единице продукта /, приходящейся на единицу «узкого места» е (количество материала) производственного подразделения (участка, цеха) или вида сырья. Ее определяют следующим образом:

или

где (/>у - ^аг,) - разность между ценой продажи единицы продукта / и переменными затратами на производство единицы данного продукта.

Выражения ге и у.е соответственно показывают время обработки единицы продукта у и объем

дефицитного сырья, необходимого для производства единицы данного продукта. Для определения оптимальной структуры ассортиментной программы продукты ранжируют по убывающей величине их удельной маржинальной прибыли. Таким образом формируется ранжированный перечень, который позволяет оценить предпочтительность отдельных видов продуктов с точки зрения максимизации прибыли в «узких местах». В такой ранжированной последовательности, умножая максимальный объем сбыта каждого продукта на соответствующую величину использования «узкого места», рассчитывают его загрузку отдельными продуктами, до тех пор пока не будет достигнут предел мощности «узкого места».

Например, если «узким местом» являются ограничения в дефицитном сырье, то в производственную программу включают объемы продукции, которые удовлетворяют условию:

где - максимально возможный объем продаж

продукта у, а Vе - мощность «узкого места».

Если же отдельные виды продуктов должны быть обязательно произведены в определенном количестве (в рамках контрактов, для сохранения рыночной доли и т.д.), то, разумеется, сначала включают в ассортимент именно эти продукты.

Пример расчета удельной маржинальной прибыли по трем продуктам на тонну дефицитного сырья («узкое место» — ограниченное количество сырья одного вида) представлен в табл. 2.

Аналогично ранжируются продукты, если «узким местом» является время работы производственного оборудования и т.д. Если есть функциональная зависимость между ценой и объемом сбыта, то необходимы альтернативные расчеты для различных комбинаций цен и объемов сбыта.

Формирование и анализ ассортимента при наличии на предприятии нескольких «узких мест». Если при планировании ассортимента необходимо учитывать наличие нескольких «узких мест», то удельная маржинальная прибыль, определяемая изолированно по отдельным «узким местам», не может служить основой принятия решений, поскольку тогда невозможно в целом однозначно проранжи-ровать продукты по критерию прибыльности. Отдельные виды продуктов могут быть проранжиро-ваны только как более или менее предпочтительные в зависимости от того, какое «узкое место» в данный момент рассматривается. Системная же

Таблица 2

Пример формирования ассортиментной программы из трех продуктов при наличии на предприятии одного «узкого места» («узким местом» является ограниченное количество сырья одного вида)

Показатель Кувшин фарфоровый Амфора керамическая Полотно керамическое

Цена продажи единицы продукта у (р ), руб. V 3 000 5 000 2 000

Переменные издержки производства единицы продукта у (суаг), ) руб. 2 000 3 000 800

Маржинальная прибыль, руб. 1 000 2 000 1 200

Расход дефицитного сырья («узкое место») в тоннах на тонну е готового изделия (у ), т/т Л 1 3 1,5

Удельная маржинальная прибыль, или маржинальная прибыль на тонну дефицитного сырья (т/5, руб./т У 1 000 666,6 800

Последовательность включения в ассортимент (приоритетность) 1 3 2

оптимизация ассортимента при наличии на предприятии нескольких «узких мест» достигается при помощи аналитических моделей принятия решений, главным образом с использованием методов линейного программирования или же при помощи имитационного моделирования на простых аналитических моделях (расчеты балансов мощностей, матричных моделей).

Например, стандартная линейная экономико-математическая модель оптимизации ассортимента на предприятиях с серийным и массовым производством выглядит следующим образом. Уравнение целевой функции:

ш = Е [Р] -К = Х тчх1 тах!

У-1 У-1

Дополнительные условия:

ограничения по сбыту:

*^таху и = 1,2,..., л) (максимальный объем сбыта);

(у = 1,2,..., л) (минимальный объем сбыта);

ограничения по производству.

п

Х'Л (/ = 1,2,...,/я)

У=1

(загрузка мощностей); ограничения по снабжению: ±улЛ<У„ (Л = 1,2,...,/)

У=1

(максимальный объем снабжения);

условие неотрицательности: х.>0 (/=1,2,......,л).

Использованные обозначения: М1 - общая маржинальная прибыль по ассортиментной программе;

р - цена продажи единицы продукта; с^- переменные издержки производства единицы продукта;

/ш- маржинальная прибыль по единице продукта;

х - объем производства (сбыта) продукта;

А - индекс вида материала (Л = 1,2,......,/);

/ - индекс вида мощности (/ = 1, 2,......, т)\

/ - индекс вида продукта (/=1,2,......, п)

/-коэффициент,характеризующий использование мощности;

V - коэффициент, характеризующий использование материала;

71- мощность производственного участка;

^шаху - максимальный объем сбыта;

- минимальный объем сбыта;

V- максимальный объем снабжения. Оптимальное решение находят симплекс-ме-тодом. Критерием оптимальности ассортимента в данном случае выступает максимум общей маржинальной прибыли. Оптимальная ассортиментная программа должна находиться в границах между максимальным и минимальным объемами сбыта с учетом объемов по уже заключенным контрактам каждого вида продукции и ограничений производства и снабжения. При этом для всех видов продуктов, еще не включенных в программу, рассчи-

тывают удельную маржинальную прибыль, с которой сравнивается удельная маржинальная прибыль по продукту, уже включенному в ассортиментную программу и считающемуся наивыгодной альтернативой. После этого в программу включаются продукты, которые имеют большую величину маржинальной прибыли по «узкому месту», чем продукты, уже включенные в программу. Следует учесть, что в условиях стохастических (вероятностных) значений показателей используются методы параметрического линейного программирования. Вместе с тем применение методов линейного программирования в процедурах формирования и анализа эффективности ассортиментных программ возможно при соблюдении следующих требований: целевая функция и ограничения должны быть заданы в линейной форме, количественные ограничения должны быть заданы в форме констант (в краткосрочном плановом периоде это условие может рассматриваться как выполнимое), а значения решения должны выступать в любой делимой форме (в условиях серийного и массового производства это условие может рассматриваться как выполнимое, так как вполне допустимы округления значений решения). Из этих требований

наиболее трудно выполнимо условие линейности, означающее, что коэффициенты целевой функции, т.е. значения маржинальной прибыли по продуктам, а также коэффициенты ограничений, т.е. значения потребности в производственных мощностях и в необходимом для производства сырье и материалах, должны быть постоянными величинами. Иными словами, это предполагает постоянство как рыночных цен, так и издержек на единицу продукта, чего в условиях гибкой ценовой политики и активных мероприятий по оптимизации себестоимости достичь невозможно. Однако эти ограничения можно устранить, модифицируя стандартный метод линейного программирования (например, разбивая нелинейную целевую функцию на несколько линейных). Если же производственные и рыночные условия настолько сложны, что вышеуказанные требования невыполнимы, то задачи оптимизации ассортиментной программы решаются с применением методов динамического программирования и более сложных экономико-ма-тематических методов, требующих более высоких вычислительных затрат. В любом случае в современных условиях все модели должны быть реализованы с помощью ЭВМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.