УДК 908
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СОВЕЩАНИЯ В САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1925 ГОДУ
© 2024
И.А. Прохоренко, кандидат исторических наук, доцент
Поволжская академия образования и искусства имени Святителя Алексия, митрополита Московского, г. Тольятти (Россия)
Ключевые слова: производственные совещания; производительность труда; профсоюзы; промышленность; рабочая инициатива.
Аннотация. Взяв курс на восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства, советская власть не могла обойтись без поддержки трудящихся. Для этого предпринимаются попытки использовать энтузиазм рабочих, вовлечь их в дело управления производством. Одной из форм участия рабочих в производственном процессе стали производственные совещания, зародившиеся как движение в 1921 году. В данной статье рассматривается заключительный период организационного этапа функционирования производственных совещаний. В 1925 году обнаруживаются как положительные, так и негативные моменты в работе производственных совещаний.
Производительность труда - один из важнейших показателей развития экономики в современном мире. На ее повышение направлены усилия экономистов, менеджеров, разработаны методики ее повышения, действует национальный проект России «Производительность труда».
Критическое изучение опыта 1920-х годов, на наш взгляд, может способствовать совершенствованию методик повышения производительности труда в современных условиях.
В 1920-е годы, пришедшая к власти партия большевиков столкнулась с проблемой улучшения качества работы в условиях хозяйственной разрухи, вызванной войнами и сменой власти. Одним из средств борьбы за повышение производительности труда для советской власти стало привлечение рабочих к участию в производстве посредством организации производственных совещаний.
В Самарской губернии производственные совещания возникли весной 1924 года. За год их работы выявились как положительные, так и негативные моменты. Производство промышленной продукции в губернии за период с октября по декабрь 1924 года увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 1923 года на 45 % [1]. Быстрыми темпами развивалась металлургическая промышленность, успешно развивались кожевенная, металлическая, пищевая и текстильная промышленности, которые вместе давали 78 % всей продукции губернии [2].
К недостаткам этого периода можно отнести следующее.
1. Отсутствие единообразия в организации участия (на добровольных началах или в порядке
назначения; кто осуществляет руководство работой - фабрично-заводские комитеты, администрация предприятий, первичные ячейки РСДРП(б); какие вопросы находятся в компетенции производственных совещаний.
2. Отсутствие учета результативности работы совещаний и, следовательно, вознаграждения.
3. Административный нажим на участников со стороны профсоюзов, которым ставилась задача «надлежащего» руководства.
4. Недостаток средств на внедрение и поощрение рабочих, что вело к утрате заинтересованности.
В начале 1925 года руководством самарских профсоюзов были предприняты усилия по устранению этих недостатков и оживлению работы производственных совещаний. В губернской газете «Коммуна» появился ряд статей, пропагандирующих опыт Самарского Трубочного завода, который был признан лучшим в работе совещаний [3].
Усилия профсоюзных организаций увенчались определенным успехом. За январь-февраль 1925 года в развитии производственных совещаний наметился сдвиг в лучшую сторону.
В январе 1925 года на Самарском Трубочном заводе прошло несколько заседаний президиума производственной комиссии, посвященных премированию за достижения экономии материалов и средств, полученных в результате внедрения предложений рабочих, сделанных посредством производственных совещаний. Было принято обращение к управляющему заводом о принципиальном решении вопроса о премировании рабочих [4].
Вопрос о материальном стимулировании рабочей инициативы был непростым. В начальный период деятельности производственных совещаний речь о премировании не велась вообще. Это было связано с господствующими в начале 1920-х годов идеями о недопустимости капитализации экономики и участии рабочих в прибылях. Власть делала ставку на энтузиазм и коллективизм. Принципиальной ошибкой подобных идей была недооценка принципа материальной заинтересованности рабочих масс. Это затрудняло работу производственных совещаний и привлечение широких масс рабочих. Однако мысль о необходимости премирования тех предложений рабочих, которые дают экономический эффект, постепенно пробивает себе дорогу.
В мае 1925 года на Трубочном заводе были подведены итоги экономии ресурсов по предложениям, авторы которых были выдвинуты на премирование. Общая сумма годовой экономии от всех этих предложений составила 9164 рубля 3 копейки [4, л. 47].
1 марта 1925 года прошла общегородская межсоюзная конференция производственных и торговых совещаний, на которой присутствовало 226 делегатов. На конференции были подведены промежуточные итоги работы производственных совещаний. Производственными совещаниями было охвачено около 15 тысяч рабочих губернии, что составляло примерно 30-35 % занятых на производстве рабочих. Производственное совещание Самарского Трубочного завода имени Масленникова было признано лучшим в губернии. По союзу пищевиков особенно успешно работали производственные совещания на госмельницах №№ 60-61, макаронной и кондитерской фабриках, дрожже-винокуренном заводе. В этих производственных совещаниях участвовало около 80 % всех рабочих. За время работы совещаний производительность труда повысилась на дрожжевом заводе на 103 %, а зарплата на 46 %. На спичечной и ватной фабриках повышение производительности труда составило 40 %, а зарплаты на 23 % [5, Оп. 9, Д. 104, Л. 89].
В апреле 1925 года ЦК партии большевиков было принято постановление «О работе производственных совещаний и конференций» [6, с. 335-339]. В постановлении обращалось внимание на необходимость устранения многообразия организационных форм производственных совещаний и установление четкого руководства их работой. Это привело к тому, что формы участия рабочих в управлении производством стали унифицироваться, что не всегда давало положительные результаты.
Теперь перед производственными совещаниями были поставлены новые задачи: правильное использование рабочих, полная загрузка рабочего дня, борьба с высокими накладными расходами, охрана труда [7; 8].
К работе по руководству производственными совещаниями подключалась и Рабоче-крестьянская инспекция (РКИ). Однако РКИ все свои мероприятия в этой сфере должна была согласовывать с профсоюзами и проводить эти мероприятия через них. РКИ должна была следить за выполнением принятых производственными совещаниями предложений и способствовать привлечению рабочих и административно-технического персонала к улучшению производства [9].
1 апреля 1925 года в Самаре состоялось расширенное заседание экономической комиссии кожтреста с участием представителей предприятий от РКК, комиссии охраны труда и производственных совещаний. На заседании были заслушаны доклады о работе производственных совещаний.
В постановлении заседания были учтены замечания, высказанные участниками, в адрес работы производственных совещаний. Были отмечены недостаточность участия в работе со стороны администрации, слабый учет работы производственных совещаний, а также отсутствие активности рабочих в совещаниях. Для преодоления этих недостатков было принято решение о начале премирования рабочих за эффективные предложения, а также о размещении в стенгазетах заметки о каждом случае уклонения администрации от содействия работе производственных совещаний [10, Оп. 4, Д. 1, Л. 155].
Производственные совещания в Самарской губернии действовали не только в Самаре. В г. Троцке (ныне г. Чапаевск) лучших результатов достигли производственные совещания на заводах Берсол и имени Троцкого. На заводе им. Троцкого производственное совещание было организовано 22 апреля 1924 года. Цеховые производственные совещания собирались ежемесячно, работая по строго определенному плану. В производственном совещании участвовало 30 % всех работающих на производстве. Производственные совещания помогли наладить на заводе дисциплину [11; 12]. Зарплата на заводе достигла 56 % от довоенного уровня, производительность труда - 100 %, брак уменьшился на 14 % [5, л. 90].
Производственные совещания на Тимашев-ском сахарорафинадном заводе к июню 1925 года охватывали почти всех рабочих. В результате предложений рабочих, поданных через производственное совещание, на заводе были усовершен-
ствованы насосы, что привело к значительному росту производительности труда [13].
Хорошо работали производственные совещания на государственной мельнице № 27 и маслобойном заводе в г. Пугачеве. На мельнице № 27 благодаря производственному совещанию внесен ряд технических усовершенствований.
Однако в городах Бугуруслане, Мелекессе, Аб-дулине и Балаково работа производственных совещаний была поставлена слабо.
За время существования производственных совещаний по союзу пищевиков в Самарской губернии (с конца сентября 1924 года) внесено 234 практических предложения, из которых 139 проведены в жизнь [8].
Осенью 1925 года в связи с началом нового хозяйственного года были подведены итоги работы местной промышленности. Итогом стало увеличение производительности труда и произведенной продукции [14].
В то же время во второй половине 1925 года стали нарастать негативные явления в работе производственных совещаний.
1. Невнимательность и недоверие со стороны административно-технического персонала, которые вели к снижению интереса со стороны рабочих.
Администрация предприятий полагала, что производственные проблемы следует решать не рабочим, а квалифицированным специалистам [15-21].
2. Летний период и отпуска на предприятиях также вели к спаду в работе совещаний.
3. Окончился первый организационный этап, связанный с устранением мелких, очевидных недостатков на производстве.
Губернский совет профсоюзов в ответ на это предпринял попытки оживить работу производственных совещаний. В газете «Коммуна» вновь была опубликована серия статей, направленных на привлечение внимания к совещаниям. Перед профсоюзами встал вопрос о привлечении к работе в производственных совещаниях инженерно-технических специалистов [22-26].
Отреагировал на спад в движении производственных совещаний и губернский совет профсоюзов, который вновь направил инструктивное письмо всем ФЗК и МК (местным комитетам) с призывом усилить и упорядочить работу производственных совещаний, ослабевшую за летний период. Основную роль в этом должна была сыграть губернская конференция производственных совещаний. В целях подготовки к конференции необходимо было провести обследование работающих производственных совещаний, в частности,
их организационной работы: как часто созываются; как готовятся вопросы к совещанию; какой процент рабочих и специалистов участвует в работе; а также выявить реальные достижения производственных совещаний в деле поднятия производительности труда. С точки зрения губернского совета профсоюзов, главной задачей производственных совещаний является рационализация производства на научной основе и поднятие производительности труда [10, Оп. 5, Д. 1, Л. 109].
В декабре 1925 года состоялся XIV съезд ВКП(б), на котором производственные совещания были признаны наилучшей формой «втягивания широких рабочих масс в дело практического строительства советского хозяйства». Однако деятельность производственных совещаний была ограничена решением «практических вопросов, касающихся улучшения производства и условий труда данного предприятия, ...расширяя круг вопросов и их рамки лишь постепенно, по мере развития их работы и расширения кругозора самих участников совещаний, предупреждая и борясь с их ошибками и уклонами» [6, с. 450-451]. Таким образом, партия оставляла за собой право судить о том, достаточно ли широк кругозор рабочих, чтобы решать те или иные вопросы производственной жизни, а сами производственные совещания заранее обвинялись в ошибках и уклонах. Перед совещаниями ставился довольно узкий круг вопросов, за рамки которого они не должны были выходить.
В 1926 году закончился первый этап работы производственных совещаний, отличающийся многообразием форм и проявлений рабочей инициативы, связанной с устранением самых существенных недостатков в работе предприятий. На новом этапе, начавшемся с 1926/1927 хозяйственного года, перед профсоюзами и производственными совещаниями ставилась задача улучшения и рационализации производства. Это получило отражение в решениях VII съезда профсоюзов в декабре 1926 года, на котором было отмечено, что в течение длительного времени внимание профорганов должно быть сосредоточено на вопросах рационализации производственных процессов. Впоследствии это было закреплено постановлением ЦК ВКП(б) в марте 1927 года «О вопросах рационализации производства», которое закрепило этот курс и обратило внимание всех - партийных, профсоюзных и хозяйственных органов на то, чтобы «принять все меры к усилению работы производственно-цеховых и заводских совещаний» [27, с. 167].
В целом, можно отметить, что производственные совещания внесли посильный вклад в развитие самарской промышленности. В 1925 году общая стоимость продукции губернии достигла 47 %
от довоенной выработки [5, Оп. 10, Д. 44, Л. 6]. Некоторые предприятия превысили довоенный уровень производства, например, дрожже-винокурен-ный завод выпустил 133 % продукции от уровня 1913 года [29].
Немалую роль в этом подъеме промышленности сыграла деятельность производственных совещаний, хотя период 1921-1926 годов и был периодом становления производственных совещаний. В Самаре по 9 крупным предприятиям ОМХ (завод имени Масленникова и химические заводы в г. Троцке не относились к местной промышленности) было созвано 48 производственных совещаний. Активно участвовало в работе совещаний более 500 человек, при общей численности участников 700 человек (17,8 % от общей численности рабочих на предприятиях ОМХ). На производственных совещаниях было рассмотрено 133 вопроса, из которых 32 были предложениями по улучшению производства. По активности рабочих на производственных совещаниях на первом месте стоял кожзавод, на втором - Средне-Волжский завод. На эти предприятия и падают около 60 % общего числа рабочих предложений [29; 30].
Несмотря на успехи производственных совещаний в развитии самодеятельности рабочих масс, эта модель участия рабочих в управлении производством была жестко регламентирована со стороны государственных и партийных органов, что существенно снижало ее эффективность. Однако, учитывая крайне низкий уровень культуры и существующую в реальности однопартийную систему, даже эти совещательные органы способствовали пробуждению у рабочих чувства ответственности за судьбу своего предприятия. Благодаря участию в производственных совещаниях на низшие хозяйственные посты были выдвинуты активные рабочие.
Таким образом, производственные совещания явились в определенном смысле попыткой привлечения рабочих к управлению производством. Дальнейшее развитие демократических начал в управлении промышленностью упиралось в необходимость предоставления больших прав предприятиям и большего внедрения хозрасчета. Но возникновение серьезных проблем, связанных с индустриализацией, привели к усилению централизации руководства и прав администрации. А с формированием в СССР административно-командной системы роль рабочего самоуправления и вовсе сошла на нет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коммуна. 1925. 1 февраля.
2. Коммуна. 1926. 3 марта.
3. Коммуна. 1925. 9 января.
4. Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центральный государственный архив Самарской области» (ГБУСО «ЦГА-СО»). Ф. Р 2934. Государственного союзного ордена Трудового Красного Знамени завода им. Масленникова. Оп. 3. Д. 6.
5. ЦГАСО. Ф. Р 328. Самарского губернского совета профессиональных союзов (Самгубпрофсо-вета).
6. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988) / под общ. ред. А.Г. Егорова, К.М. Боголюбова. 9-е изд., доп и испр. М.: Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. 1983-1990. 16 т. Т. 3. 494 с.
7. Коммуна. 1925. 26 марта.
8. Коммуна. 1925. 29 апреля.
9. Коммуна. 1925. 4 июня.
10. ЦГАСО. Ф. Р 919. Самарского кожевенного завода им. Линдова, «Самгубкожтреста». Оп. 4. Д. 1.
11. Коммуна. 1925. 23 апреля.
12. Коммуна. 1925. 12 июня.
13. Коммуна. 1925. 21 июня.
14. Коммуна. 1925. 10 октября.
15. Коммуна. 1925. 20 марта.
16. Коммуна. 1925. 29 марта.
17. Коммуна. 1925. 12 апреля.
18. Коммуна. 1925. 31 июля.
19. Коммуна. 1925. 15 августа.
20. Коммуна. 1925. 6 сентября.
21. Коммуна. 1925. 28 октября.
22. Коммуна. 1925. 3 октября.
23. Коммуна. 1925. 8 октября.
24. Коммуна. 1925. 4 ноября.
25. Коммуна. 1925. 19 ноября.
26. Коммуна. 1925. 4 декабря.
27. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988) / под общ. ред. А.Г. Егорова, К.М. Боголюбова. 9-е изд., доп и испр. М.: Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. 1983-1990. 16 т. Т. 4. 575 с.
28. Коммуна. 1925. 29 октября.
29. Коммуна. 1925. 29 сентября.
30. Коммуна. 1926. 26 января.
PRODUCTION MEETINGS IN SAMARA PROVINCE IN 1925
© 2024
I.A. Prokhorenko, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor St. Alexis academy of education and arts of Volga region, Togliatti (Russia)
Keywords: industrial meetings; labor productivity; trade unions; industry; labor initiative. Abstract. Having set a course for the restoration and further development of the national economy, the Soviet government could not do without the support of the working people. To achieve this, attempts are being made to use the enthusiasm of workers and involve them in the management of production. One of the forms of worker participation in the production process was production meetings, which originated as a movement in 1921. This article examines the final period of the organizational stage of the functioning of production meetings. In 1925, both positive and negative aspects were discovered in the work of production meetings.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
World History
УДК 94
«МОЛОТ ВЕДЬМ» КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ
© 2024
О.Н. Пирогова, магистрант
Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского, г. Тольятти (Россия)
Ключевые слова: ведьма; инквизиция; образ ведьмы; повседневная жизнь; молот ведьм; Генрих Крамер; Якоб Шпренгер.
Аннотация. В данной статье поднимается вопрос об актуальности исторического исследования повседневной жизни людей. Рассматривается возможность использования «Молота ведьм» в качестве источника для изучения повседневной жизни людей в раннее Новое время. Научная новизна работы обусловлена низкой степенью исследования темы, так как «Молот ведьм» всегда изучался с точки зрения просветительской традиции, что затмевало историю в обыденном ее течении. Лишь Наталья Будур предприняла попытку рассмотреть «Молот» как источник изучения повседневной жизни. Однако и она обращается к нему с одной стороны - со стороны повседневной жизни инквизитора-следователя. В ходе исследования нами было выделено пять категорий, которые характеризуют жизнь людей и общества в средние века.
Инквизиция обладала сильнейшей нетерпимостью, которая относилась ко всем, кто был хоть сколько-нибудь не согласен с доктриной церкви. Это нашло подтверждение в одной из книг того времени - «Malleus Maleficarum», или «Молот ведьм».
Этот обладающий дурной славой древний справочник содержит в себе ужасающую цель - преследовать, пытать и убивать ведьм. На протяжении двух веков эта книга помогала строить царство страха. За ней скрывается история безумства, подделки и скандала. Эта книга прожила дольше, чем все ей подобные.
Одна из причин влиятельности «Молота» в том, что веками он считался книгой, благословленной церковью. Трактату сопутствовала папская булла. «Summis desiderantes а^есйЬ^» - булла о ведьмах [1]. Сходная с королевской декларацией булла подписывается самим папой римским, она излагает официальную доктрину церкви. Эта булла остается одной из самых печальных в мире. Данный документ содержит два важных факта. Во-первых, он предостерегает от ведьм, описывает, чем и как занимаются ведьмы. Во-вторых, он дает официальное разрешение Генриху Крамеру охотиться
на ведьм [2]. Сегодня трудно представить, какую силу имела папская булла. Она убеждала читателей в существовании ведьм и в том, что «Молот ведьм» был благословлен величайшим духовным лидером тех дней.
Данный источник изучали множество ученых. Однако исследовался он, в первую очередь, с точки зрения истории самого колдовства, как часть истории теологии, исторической психологии, феномена инквизиции, истории суеверий, криминалистики, как памятник мракобесию. Позиция Генри Чарльза Ли это прекрасно иллюстрирует. Его трехтомный труд носит название «История инквизиции». В нем он разбирает происхождение и устройство инквизиции, рассматривает частные случаи инквизиционных процессов, приводит множество интересного как для историка, так и для простого читателя, фактического и событийного материала. Разумеется, в своей работе он уделяет место и Молоту ведьм, говоря о нем: «Молот ведьм» - самый удивительный памятник суеверий, когда-либо созданный миром». Далее он говорит и об авторах труда, называя их фанатиками. «Труд их представляет собой неистощимый сборник чудес, к которому прибегали последующие поколения всякий раз, когда надо было доказать какое-нибудь проявление могущества или злобу колдуний» [3].
Исследователь Н.В. Бессонов в своей работе «Суды над колдовством - иллюстрированная история» говорит о книге, что этот «Трактат, понаслышке известный каждому, действительно трудно переоценить. Едва увидев свет, порождение суеверного ума обрело неслыханный авторитет. Ссылаясь на его тексты, судьи многих стран несколько столетий лишали людей жизни и имущества» [4].
Лозинский затрагивает историю появления «Молота», называя его «роковой книгой Средневековья» [5].
Таким образом, «Молот» изучался с точки зрения просветительской традиции. Текст и главные персонажи (инквизиция и ведьмы) заслоняли историю людей, их жизнь в её обыденном, нормальном течении, таким образом страдала повседневная история.
Мы же смотрим на «Молот ведьм» как на текст, содержащий богатейший материал по истории повседневности. И, соответственно, сам феномен колдовства рассматриваем в контексте бытовой, повседневной, рутинной жизни людей. Такой подход позволит, во-первых, дополнить как таковую историю повседневной жизни людей XV века, во-вторых, представить «колдовство» как явление, прямо обусловленное повседневной, нормальной жизнью (т.е. его «нормальный», бытовой характер), в-третьих, увидеть, как состояние общества в це-
лом в данный период проявляло себя и на бытовом уровне, и в самом явлении колдовства.
Хотелось бы уточнить, что был один русский исследователь, который заинтересовался историей повседневности инквизиции. Это была Наталья Будур. В книге «Повседневная жизнь инквизиции в Средние века» она уделяет «Молоту» главу, и все же фактически речь опять идет о судебной и следовательской практике. Да, она рассматривает рутинную трудовую деятельность инквизиторов, но это только часть повседневных отношений [6].
Сама же история повседневности развивалась в нескольких направлениях. Первыми на этом поприще стали французы: М. Блок [7], Л. Февр [8], Ф. Бродель [9]. Именно они поставили в центр внимания задачу восстановления истории в ее целостности, не ограничиваясь одной лишь политико-событийной, экономической, военной стороной. Следуя данному подходу, ученые изучают человеческое сознание, психологию и социальное поведение для понимания «духа времени».
Но почему французы, а после и весь остальной мир обратили внимание на важность исследования бытовой жизни? Ответ прост. Ее изучение позволяет нам понять, как люди жили в прошлом, что их волновало, как они проводили свой день, какие предметы их окружали, какие проблемы и трудности они преодолевали. Повседневная жизнь представляет собой неотъемлемую часть истории, которая дает возможность понять, как исторические события влияют на повседневный опыт людей. Кроме того, изучение истории повседневности способствует лучшему пониманию культуры и традиций прошлых эпох, что помогает в формировании национального самосознания и идентификации. Актуальность изучения истории повседневности также обусловлена тем, что она может помочь нам лучше понять современные проблемы и вызовы, поскольку многие из них уходят корнями в прошлое. Кроме того, история повседневности позволяет увидеть, как общество меняется со временем, как трансформируются ценности, традиции и нормы.
Повседневность можно рассматривать как сферу жизни людей, связанную с рутинной, обыкновенной деятельностью, выделяя различные категории анализа материального, пространственного, социально-нормативного характера (труд / отдых, человек дома / вне дома, отношения с семьей / соседями, человек в браке / вне брака, человек днём / ночью, тендерные роли, саморепрезентация человека в обществе (репутация, слухи, «доброе имя» и т.п.) и прочее). Колдовство, как правило, вытекает из очень простых задач, которые относятся к сфере повседневной жизни.
Начнем с межличностных отношений. Самая очевидная противоположность - любовь и ненависть. «Они (ведьмы) же приводят в замешательство дух человеческий, т. е. наводят на людей сумасшествие, ненависть и туманящую разум любовь...», -пишет Крамер [10, с. 26].
Авторы описывают случай в Бриксенской епархии. Новоиспеченную жену околдовала прямо на свадьбе девушка, которую любил ее муж в молодости, обещав жениться на ней, он опозорил ее и женился на другой [10, с. 142]. Здесь мы явно видим первую представленную связку любовь-ненависть. В данном случае колдовство вытекает из межличностных отношений, из ненависти к предателю.
В «Молоте» описано очень много случаев, когда колдовство совершалось именно от любви девушки-ведьмы к некоему мужчине.
В качестве примера также можно привести упомянутый случай в городе Мерзебурге Констанц-ской епархии, где юноша был настолько околдован, что не мог иметь полового акта ни с какой женщиной, кроме одной. «В присутствии нескольких лиц он рассказывал, что хотел бы избавиться от неё, бежать и поселиться в других странах, но ночью вскакивал и поспешно, то бегом, то как бы летя по воздуху, возвращался к ней» [10, с. 174-175]. И снова мы видим колдовскую связь, приворот, который оформился из межличностных отношений - любовью девушки и неприязнью юноши.
Также в тексте прослеживаются такие противоположности, как хороший сосед, плохой сосед, сосед с силой, дарованной дьяволом.
Авторы описывают случай, когда отец везет одержимого демоном сына на исцеление. В этой истории говорится следующее: «Во время трапезы, разговаривая с соседями, отец часто вздыхал и выражал своё желание, чтобы Бог помог ему добиться успеха в излечении сына» [10, с. 196]. То есть соседи в Средние века были также близки какой-либо семье, как и члены данной семьи. Им можно доверить и рассказать все. Но и тут были исключения.
Рассмотрим другую историю. «Сигиберт и Викентий в «Зерцале истории» (XXI) сообщают, что во времена короля Людовика II в приходе города Майнца бес бросался камнями, занимался воровством и сеял раздоры. Затем он возбудил неприязнь всех против одного содержателя постоялого двора. Каждый раз, когда этот человек снимал новый постоялый двор, бес поджигал его. Все стали думать, что причина этих непрекращающихся пожаров, от которых все соседи страдали, кроется в грехах этого содержателя постоялых дворов» [10, с. 202-203]. Из этого отрывка мы наблюдаем противоположную картину. Люди уже не дружелюбно относятся к своему соседу, возникает раздор. К со-
жалению, мы не можем утверждать, что происходит дальше, но отношения между этими людьми испорчены.
Еще в источнике описывается такая категория соседей, как ведьмы. Если недалеко от тебя живет ведьма, то жди беды. «И демоны при посредстве ведьм поражают соседей . такими же временными несчастиями, так что те принуждены бывают сперва обращаться к ведьмам за советом, а под конец подчиняются их планам, как часто показывал нам опыт» [10, с. 139]. Таким образом, если вокруг вас происходят несчастья и беды, то либо кто-то из ваших соседей - ведьма, и его необходимо передать в руки инквизиторов, либо вы должны стать хорошим соседом и помочь ведьме исполнить ее план.
Еще одно чувство, которое возникает при общении людей - зависть. Доктрина церкви гласит, что нельзя завидовать ближнему, каждому достается по заслугам его. Церковь в те времена была высшей властью, ее все боялись и слушались. Но значит ли это, что люди могли не завидовать друг другу, если им запретил сам Бог? Из «Молота» можно понять, что нет. Люди во все времена остаются людьми. В источнике приведен пример. Ведьма совершает определенный ритуал, чтобы демон принес им молока той коровы, которая дает соседу большое количество молока [10, с. 216].
Но только ли ведьмы, которые априори идут против Господа, завидуют? Текст повествует нам и об осаде одного замка и лучнике - Пункере, который выделился особой меткостью стрельбы, что приняли за колдовство и, конечно же, стрелка осудили и казнили [10, с. 223]. Вполне вероятно, что за обвинением в колдовстве стоит зависть к высокому мастерству лучника, т.е. совершенно обыденное отношение (даже в том случае, если последний действительно прибегал к колдовству и верил в силу ритуалов и прочее). Отсюда вывод, что завидовали не только ведьмы, но и обычные люди, в данном случае крестьяне.
Отойдем от темы межличностных отношений и рассмотрим категорию «человек дома и на работе».
Человек дома. Случай в Инсбурге. Некая женщина потерпела убытки, так как некто потоптал ее овощи в саду. Женщина подозревает соседку, и та, оскорбленная ее словами, накладывает порчу. В данном случае мы можем наблюдать не только межличностные отношения, о которых мы говорили в самом начале главы, но и организацию пространства данного дома. Фразы «позади моего дома, сказала она, у меня имеется сад, прилегающий к саду моей соседки» и «стоя перед калиткой к овощным грядкам» точно указывает нам на то, как располагался сад и его разделение на некий непосредственно огород и сад.
Далее вернемся к лучнику по имени Пункер [10, с. 202-203]. История Пункера иллюстрирует целую группу случаев колдовства, когда колдунами являются лучники. То есть это распространенная практика (очевидно, потому что и лучники также широко распространены). История со стрельбой по монете на голове сына лучника подаётся как иллюстрация к его вероломству и как подтверждение отношений с дьяволом, хотя элементарно может быть истолкована в его пользу, вне какой-либо связи с колдовством.
Также дано много материала о повивальных бабках. Можно сделать вывод, что они распространены шире лучников. Повивальные бабки - это женщины, которые помогают ребенку появиться на свет и делают его полноправным членом общества. Отсюда напрашивается вывод, что рожали много, и быть повитухой было престижно для того времени. Была даже конкуренция на столь вакантную должность. Это так же описано в «Молоте ведьм». «Когда приблизился день родов, одна женщина стала назойливо приставать ко мне с просьбой взять её в повивальные бабки. Ещё заранее я решила взять другую...» [10, с. 211]. А некоторые бабки были так искусны в своей профессии, что их приглашали принимать роды в других городах. «Однажды она (повитуха) была вызвана из одного города в другой как повивальная бабка. По исполнении своей обязанности она отправлялась обратно.» [10, с. 213].
Если в «Молоте» есть описание трудовых будней, то должно быть и описание неких выходных. Отсюда выводится следующая категория - человек в трудовые будни и в праздники. О первом мы поговорили, поэтому перейдем сразу ко второму. Да, в Средневековье люди отдыхали, и Крамер дает нам информацию о праздничных днях. «Он (дьявол) считается также с известным временем, когда дело идёт не о произведении, но о доставлении ведьме плотского удовольствия; и это бывает в святые дни целого года, как то: в праздник Рождества Христова, Пасхи, Троицы и другие священные дни» [10, с. 167]. То есть, по данному источнику, выходной - это обязательно праздник и не просто праздник, а священный день. «Многие, особенно молодые девушки, бывают застигнуты в наиболее удобный момент, когда они в праздничные дни предаются безделью и любопытству и легко поддаются соблазну со стороны ведьм» [10, с. 168]. Следовательно, выходной, по Крамеру, это день, когда люди не просто отдыхают от работы. Это священный день, в который человек должен посвятить себя Богу, а не рутинным делам.
Также хочу уделить внимание такой сфере, как саморепрезентация человека в обществе. Поговорим о репутации. Насколько она важна в рас-
сматриваемом периоде истории? Чтобы ответить на этот вопрос вернемся к женщинам, исполняющим роль повивальных бабок. Как было обозначено выше, повитуха - довольно востребованная профессия того времени. Что значили для этих женщин слухи о них и их репутация? Рассмотрим более подробно пример, приведенный при упоминании конкуренции между женщинами в стремлении стать повивальницей. Женщина, содержательница постоялого дора в Страсбургской епархии в городе Цаберне, отдает предпочтение при выборе повитухи той кандидатке, о которой либо ничего не известно, либо о ней ходят хорошие слухи, либо ее порекомендовал кто-то из близкого окружения. Она это объясняет тем, что: «об указанной назойливой бабке ходила дурная молва» [10, с. 211-212]. Также при обвинении женщины или девушки в колдовстве инквизитор использовал фразу: «Ты знаешь, что о тебе идёт дурная молва, и что уж давно ты подозреваешься в наведении многих порч и вредительств» [10, с. 294].
Репутация также влияла на решение суда. «Второй способ произносить приговор касается таких обвиняемых, о которых ходит дурная молва» [10, с. 326] - говорится в тексте трактата.
Из всего вышеизложенного можно прийти к определенным заключениям. Во-первых, «Молот ведьм» интересен не только как источник по истории инквизиции, по истории судебных процессов и т.д., но и как источник по изучению повседневной жизни во времена инквизиции. Через разбор данного трактата мы получаем целую панораму жизни Германии XV века, крестьян, аристократов, воинов и пр., только через своеобразную призму, через взгляд инквизиторов, ищущих и находящих колдовство буквально где угодно. Во-вторых, повседневность обусловливает отношения между людьми, а из этих отношений вытекают поводы к ведовству и его появлению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Папа Иннокентий VIII. Всеми силами души // Восточная литература. URL: https://vostlit. info/Texts/Dokumenty/Italy/XV/1480-1500/ Innozenz_Vin/bulla_05_12_1484.phtml?id=11246.
2. Мейкок А.Л. История инквизиции. М.: Ол-ма-Пресс, 2002. 384 с.
3. Ли Г.Ч. История инквизиции в Средние века. Смоленск: Русич, 2002. 640 с.
4. Бессонов Н.В. Суды над колдовством: Иллюстрированная история. СПб: Береста, 2006. 254 с.
5. Лозинский С.Г. Роковая книга Средневековья // Молот ведьм. М.: Интербук, 1990. С. 3-57.
6. Будур Н.В. Повседневная жизнь инквизиции в Средние века. М.: Молодая гвардия, 2011. 374 с.
7. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Рипол Классик, 1986. 174 с.
8. Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991. 631с.
9. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХV-ХVШ вв. Структуры
повседневности: возможное и невозможное. М.: Прогресс. 1986. 623 с. 10. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. М.: Интербук, 1990. 352 с.
"THE HAMMER OF THE WITCHES" AS A HISTORICAL SOURCE ON EVERYDAY LIFE IN THE EARLY MODERN PERIOD
© 2024
O.N. Pirogova, graduate student St. Alexis academy of education and arts of Volga region, Togliatti (Russia)
Keywords: witch; Inquisition; image of a witch; everyday life; witches hammer; Heinrich Kramer; Jacob Sprenger.
Abstract. This article raises the question of the relevance of studying people's everyday lives. The possibility of using the "Witches Hammer" as a source for studying the everyday life of people in early modern times is being considered. The scientific novelty of the work lies in the low degree of research. Since the "Hammer of the Witches" has always been studied from the point of view of the educational tradition, which overshadowed history in its everyday course. Only Natalya Budur made an attempt to consider "Hammer" as a source on everyday life. However, she also addresses him from one side -from the side of the everyday life of an inquisitor-investigator. The study identified five categories that characterize the life of people and society in the Middle Ages.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Theory and methods of teaching and education
УДК 8Г243: 378.14
ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ И ГОВОРЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ
© 2024
Г.В. Артамонова, кандидат педагогических наук, доцент
В.А. Богатова, студент
Д.А. Родина, студент
Е.Д. Ростиславина, студент
Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского, г. Тольятти (Россия)
Ключевые слова: мультипликационный фильм; аудирование и говорение; коммуникативная компетенция; восприятие; демонстрация; упражнение; произношение.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности обучения аудированию и говорению учеников начальной, средней и старшей школы на примере использования таких мультфильмов, как «Три кота», «Рапунцель: запутанная история» и «Зверополис», приводятся примеры упражнений, которые способствуют усвоению новой лексики и грамматических правил, представленных в видеофрагментах.
Целью нашего исследования является рассмотрение процесса обучения аудированию и говорению на уроке иностранного языка, а также методов использования материалов мультипликационных фильмов для формирования новых умений и навыков.
Одна из главных задач современного обучения аудированию и говорению - это формирование вторичной языковой личности, которая будет способна успешно осуществлять социальное взаимодействие с носителями иной культуры.
Аудирование, как и говорение, обеспечивает
возможность коммуникации на иностранном языке. Так как речевое общение - процесс двусторонний, то недооценивать аудирование, то есть восприятие и понимание речи на слух, не стоит, ведь это может отрицательно сказаться на языковой подготовке обучающихся.
Говорение и аудирование характеризуется наличием непростой мыслительной деятельности с опорой на речевой слух, память, прогнозирование и внимание. Оно может обладать различной сложностью: от простой фразы или ответа на вопрос до самостоятельного развернутого высказывания.
Такой переход от слова и фразы к целому высказыванию связан с различной степенью участия мышления и памяти.
Чтобы замотивировать учеников на уроке ком-муницировать на иностранном языке, необходимо создавать реальные ситуации общения и использовать разнообразные речевые задания.
Мультфильмы на английском языке с помощью аудиовизуального текста могут стать действенным способом повышения интереса к изучению языка. Согласно определению А.В. Федорова, аудиови-зульный текст - это сообщение, изложенное в любом виде и жанре, и предназначенное для одновременного зрительного и слухового восприятия аудиторией [3, с. 64].
Мультипликационные фильмы привлекают внимание детей и помогают им лучше усваивать новые знания. При просмотре таких фильмов ученики не только развивают своё произношение, но и совершенствуют навыки слушания и говорения на английском языке. Мультфильмы также позволяют детям познакомиться с жизнью, культурой и традициями носителей изучаемого языка.
Использование мультипликационных фильмов на уроках иностранного языка предоставляет уникальную возможность и для учеников, и для учителя овладеть иноязычной культурой, особенно в плане формирования социокультурной компетенции, которая является одной из составляющих коммуникативной компетенции. Они способны в простой наглядной форме донести порой трудную информацию до учеников.
В данной статье мы рассмотрим следующее:
1) особенности обучения говорению школьников на основе мультипликационных фильмов;
2) особенности обучения аудированию с помощью мультфильмов;
3) методику и этапы работы с мультфильмами;
4) результаты применения технологии на практике.
Дети разных возрастов имеют различные способности и особенности восприятия. Мы подобрали мультфильмы с заданиями для учащихся младших, средних и старших классов.
Для учащихся 1-4 классов
Данная возрастная группа требует широкого использования визуальных средств, наглядности и игр. Кроме того, правильный выбор мультфильмов важен для создания мотивации к изучению иностранного языка, особенно потребности в аудировании для активного участия в общении.
Рассмотрим задания и вопросы, используемые при обучении аудированию и говорению младших школьников на примере мультфильма «Три кота».
С методической точки зрения важно, что дети
начальной школы знакомы с этим мультипликационным фильмом. Это значит, что они знают главных героев и даже сюжет некоторых эпизодов. Это помогает им удерживать внимание на материале, который предъявляется неоднократно и обеспечивает эффективность восприятия, так как ученики могут не понимать реплики героев, но догадываться, о чем они разговаривают.
К достоинствам анимационного видеофильма «Три кота» относятся:
• красочность, интересная графика и живые персонажи в роли животных, которые заинтересуют учащихся;
• простой, соответствующий возрасту знакомый сюжет;
• средний объем языкового материала, слова связаны в простые предложения;
• короткие серии, чтобы учащиеся младших классов не устали (продолжительность одной серии 5-7 минут);
Структура видеоурока для обучения аудированию традиционно делится на три этапа: пред-демонстрационный, демонстрационный и после-демонстрационный. При работе с мультфильмом «Три кота» необходимо следовать этим этапам.
На этапе предварительной демонстрации учащиеся средней школы знакомятся с сюжетом эпизода. Считается, что примерное знакомство с видеофильмом будет способствовать лучшему усвоению и пониманию. Это особенно важно для учеников начальной школы. Перед просмотром мультфильма мы также вспоминаем главных героев, даём их характеристику и описание. Можно вывести главных персонажей на экран или представить на доску карточки с их изображениями и вспомнить, кем они приходятся друг другу. Так ученики вспомнят лексику по теме «My family» и грамматические конструкции «He is/ She is/ They are» и потренируются использовать это в говорении.
Демонстрация видео происходит с паузами, во время которых учащиеся отвечают на вопросы по видео. Затем мультфильм демонстрируется полностью без пауз. Вопросы подбираются по тем темам, которые ученики уже успели пройти (числа, цвета, семья, предлоги), а также на изучение новой лексики (еда):
• How many cats/flowers are there?
• What colour are these apples/flowers?
• What fruits and vegetables did you find?
• Where are the fruits?
Так, ребята не просто повторили и изучили новую лексику и грамматические конструкции, но и смогли их применить в разговорной речи.
На финальном этапе работы с мультфильмом ученики делятся своими впечатлениями. Далее
учащиеся выполняют задания на закрепление нового материала. Например, в парах можно посчитать фрукты и овощи, которые встречались в мультфильме, на раздаточном материале, после чего обсудить вслух ответы между собой. Если позволяет время, можно также разукрасить картины в виде корзины с фруктами и овощами по номерам. Учащиеся не только вспомнят цвета и числа, но и обсудят готовые изображения между собой.
Для учащихся 5-9 классов
Учащиеся средних классов развивают умение воспринимать на слух и понимать небольшие тексты, которые построены на основе изученного языкового материала и содержат отдельные незнакомые слова, о значении которых можно догадаться. Они также учатся воспринимать на слух и понимать основное содержание небольших сообщений, в которых содержится значительное количество незнакомых слов, с помощью вопросов, просьбы повторить или объяснить. Кроме того, усваивается правильное произношение и интонация изучаемого языка.
В качестве примера заданий по аудированию для учеников средних классов рассмотрим фрагмент, взятый из мультфильма «Рапунцель: запутанная история».
На преддемонстрационном этапе следует спросить у обучающихся, смотрели ли они мультфильм и, если необходимо, познакомить учеников с героями фрагмента.
В нашем случае такими персонажами являются Рапунцель (Rapunzel), Флинн (Flynn), хамелеон Паскаль (chameleon Pascal). Учащимся даётся возможность перед просмотром отрывка охарактеризовать их. На слайде выведен фрагмент из мультфильма, на котором изображены главные персонажи. Ученикам можно задать следующие вопросы:
• Did you watch the cartoon «Tangled»? Did you like it?
• Describe the main hero Rapunzel.
• Characterize Flynn.
• Did you like chameleon Pascal? Why/why not?
Такие вопросы на данном этапе помогут не только плавно погрузиться в атмосферу мультфильма, но и потренироваться в составлении описания по картинке, что развивает навыки говорения.
На этапе демонстрации обучающиеся один раз смотрят выбранный заранее фрагмент с субтитрами, а после этого отвечают на следующий вопрос: What can you say about Rapunzel>s character?
Выполнение учениками такого задания поможет учителю проконтролировать общее понимание сюжета.
Далее обучающиеся просматривают видео повторно. После этого они могут выполнить грамма-
тическое упражнение на тренировку выражений с предлогами, а также использование времён, представленных в видео. В качестве таких упражнений могут быть, например, дополнения недостающих слов.
Задания к видеофильму будут напечатаны на карточках и перед просмотром фильма будут раздаваться на столы учащимся. Каждый из учеников сможет внимательно ознакомиться с заданием, и оно будет восприниматься как индивидуальное. Это послужит хорошей мотивацией и опорой для того, чтобы учащиеся успешно выполнили задания. Пример такого упражнения:
Look at the sentences below, taken from the cartoon. In each one, a preposition is missing. Choose the correct preposition for each space from the list at the bottom.
Expressions with prepositions
• And I am not afraid ... you
• What do you want, ... my hair? To cut it?
• The only thing I want to do ... your hair, is to get out ... it.
• Why ... earth world I want your hair?
• I was being chased, I saw a tower, I climbed it, end ... story.
Verbs in the correct tense
• Who ... (to be) you, and how .(do) you find me?
• Who else. (know) my location, Flynn Ryder?
• Where ... (to be) my satchel?
• I .(hide) it, somewhere you will never find it.
• Look, I was being chased, I .(see) a tower, I . (climb) it.
По окончании выполнения данного упражнения, ученики сверяют свои ответы в парах, а затем разбирают каждое из предложений совместно с учителем и всем классом.
Использование субтитров при вторичном просмотре способствует увеличению темпа речи, когда учащиеся, например, пробуют озвучить героев просмотренного отрывка. Таким образом, как лексический, так и грамматический навыки тренируются в устной практической речи.
Далее ученикам предлагается выполнить творческое задание, основанное на просмотре выбранного фрагмента: Split into pairs and repeat the dialogue presented in the video.
Помимо развития навыка аудирования, такое упражнение способствует активности учеников. Яркие и эмоциональные герои служат хорошим стимулом для обсуждения, составления собственных диалогов и даже небольших пересказов фрагмента.
После выполнения всех заданий на заключительном этапе ученики подводят итог: какие новые
фразы для себя они запомнили, в каких речевых ситуациях их можно будет использовать. Обучающиеся также потренировались в повторении услышанного материала, попробовали описать героев, проанализировать их поведение.
Для учащихся 10-11 классов
Использование мультфильмов на английском языке - отличный способ обогатить уроки для учащихся старших классов. Мультфильмы предоставляют возможность учащимся прослушивать и практиковать английскую речь в естественном контексте. Это помогает развивать навыки восприятия и понимания речи на английском языке. Учащиеся могут наблюдать, как говорят персонажи мультфильма, и замечать особенности английской грамматики и структуры предложений, а также лучше понять культурные особенности англоговорящих стран.
Рассмотрим подготовленные задания и вопросы на основе отрывка из мультфильма «Зверополис».
Несомненными достоинствами данного мультипликационного видеофильма являются:
• аутентичность;
• уровень английского языка Intermediate подходит для просмотра в старших классах;
• мультфильм затрагивает актуальные для данного возраста проблемы: самоопределение, взаимоотношения в коллективе, достижение целей, толерантность к меньшинствам, отношение к семье и труду;
• наличие актуальных сленговых выражений и юмора помогает заинтересовать учащихся и вовлечь в учебный процесс. Школьники обращают внимание и хорошо запоминают то, что их больше всего интересует и что действительно важно для них в данный момент.
Преддемонстрационный этап. На начальном этапе обучения ученики перед просмотром должны получить четко сформулированное задание, на выполнении которого они должны будут сосредоточиться. Если мультфильм (или фрагмент мультфильма) содержит незнакомые ребятам слова, которые могут затруднить понимание, необходимо их с ними познакомить. Например, можно раздать карточки с неизвестными словами и их переводом. На ознакомление с ними и фиксирование в тетради выделить 3-5 минут.
Демонстрационный этап. Ученикам предлагается выполнить несколько заданий.
1. Задание на аудирование: вставить недостающие слова в диалог.
Аудирование позволяет учащимся ознакомиться с аутентичной речью носителей языка. Это дает возможность понять естественный способ говорить и использовать язык.
Перед тем как начнётся необходимый фрагмент, следует поставить мультфильм на паузу, и обратить внимание учеников на задание. Диалог, для большего понимания, лучше прослушать дважды.
Hey,__
You're doing
_, Fox!
during
__, but I
don't want any trouble in here, so___!
... it's just my boy, this_little stinker, he loves all
things elephant, he wants to be one when he grows up.
We____refuse service to anyone
so__!
You'll have to wait your turn like everyone else,_
It's got to be about the worst birthday ever. Please,
'Can I pay you back?" - "Oh, no, .
Данное задание поможет оценить уровень восприятия иностранной речи учащимися на слух, сделать выводы для дальнейшей работы.
2. Задание на понимание сюжета: True (+) or false (-)?
Ученикам предлагаются утверждения, связанные с событиями, происходящими в мультфильме. Их задача состоит в том, чтобы отметить галочкой верные утверждения (true), а крестиком неверные (false).
1) Zootopia is a city where different kinds of animals live together in peace.
2) Judy never wanted to become a carrot farmer.
3) Judy Hopps and Nick Wilde did not solve the case and found Emit Otterton and the other missing predators.
4) Bellwether wanted to replace the mayor of Zootopia.
5) Nick becomes the city's first fox police officer.
Задания True/False позволяют проверить уровень понимания текста на слух. Учащиеся должны активно слушать и анализировать информацию, чтобы решить, является ли утверждение верным или неверным по отношению к услышанному материалу. Тем самым развивается критическое мышление.
Заключительный этап. Цель заключительного этапа состоит в том, чтобы использовать исходный текст в качестве основы и опоры для развития умений аудирования.
После просмотра всем вместе требуется проверить выполненные задания и обсудить ошибки, если они есть.
Следующее задание - говорение. Необходимо попросить учеников высказать свои мысли о персонажах и событиях мультфильма.
• How did being fair help Judy in investigation process?
• What happened in Nick's childhood? How did it influence his further life?
В процессе дискуссии стоит задавать уточняющие вопросы, которые помогут убедиться в правильном понимании материала.
Говорение является одним из основных способов общения, поэтому задания на говорение помогают развивать навыки выражения мыслей и идей на английском языке. Они помогают ученикам научиться свободно и точно излагать свои мысли, задавать вопросы и вести беседы.
Одним из вариантов завершения работы с мультфильмом является написание эссе на заданную тему. Это может быть домашним заданием.
Таким образом, ученики развивают ясность и логичность выражения мыслей, а также улучшают орфографию и грамматику. Написание эссе позволяет ученикам продемонстрировать свои знания, понимание и способность аргументировать свою точку зрения по определенной теме, а также они суммируют всю полученную за урок информацию.
Do you agree that "If a person sets a goal for himself, he is not afraid of any obstacles."? What should a person do to become what he wants?
В заключение можно сделать вывод о том, что использование мультфильмов как инструмента для обучения аудированию и говорению учащихся имеет множество преимуществ. Мультфильмы привлекательны для учеников всех возрастов, и они могут стать захватывающими источниками содержательного материала для обучения иностранному языку. Мультипликационные фильмы создают стимулирующую обучающую среду, развивают навыки аудирования, говорения и владения грамматическими правилами у обучающихся. Этот подход позволяет ученикам преодолеть языковые барьеры и овладеть коммуникативной компетенцией.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 336 с.
2. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
3. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобра-зованию, медиапедагогике, медиаграмотно-сти, медиакомпетентности. М.: Информация для всех, 2014. 64 с.
TEACHING LISTENING AND SPEAKING TO STUDENTS BY THE EXAMPLE OF USING CARTOONS
© 2024
G.V. Artamonova, candidate of pedagogy, associated professor V.A. Bogatova, student D.A. Rodina, student E.D. Rostislavina, student St. Alexis academy of education and arts of Volga region, Togliatti (Russia)
Keywords: cartoon; listening and speaking; communicative competence; perception; demonstration; exercise; pronunciation.
Abstract. The article deals with the features of teaching listening and speaking to elementary, middle and high school students by using cartoons such as "Kid-e-Cats", "Tangled" and "Zootopia", provides examples of exercises that contribute to the assimilation of new vocabulary and grammatical rules presented in video fragments.