Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ И ГОВОРЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ'

ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ И ГОВОРЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мультипликационный фильм / аудирование и говорение / коммуникативная компетенция / восприятие / демонстрация / упражнение / произношение / cartoon / listening and speaking / communicative competence / perception / demonstration / exercise / pronunciation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артамонова Галина Владиславовна, Богатова Валерия Алексеевна, Родина Дарья Александровна, Ростиславина Елизавета Дмитриевна

В статье рассматриваются особенности обучения аудированию и говорению учеников начальной, средней и старшей школы на примере использования таких мультфильмов, как «Три кота», «Рапунцель: запутанная история» и «Зверополис», приводятся примеры упражнений, которые способствуют усвоению новой лексики и грамматических правил, представленных в видеофрагментах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING LISTENING AND SPEAKING TO STUDENTS BY THE EXAMPLE OF USING CARTOONS

The article deals with the features of teaching listening and speaking to elementary, middle and high school students by using cartoons such as "Kid-e-Сats", "Tangled" and "Zootopia", provides examples of exercises that contribute to the assimilation of new vocabulary and grammatical rules presented in video fragments.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ И ГОВОРЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Theory and methods of teaching and education

УДК 8Г243: 378.14

ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ И ГОВОРЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ

© 2024

Г.В. Артамонова, кандидат педагогических наук, доцент

В.А. Богатова, студент

Д.А. Родина, студент

Е.Д. Ростиславина, студент

Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского, г. Тольятти (Россия)

Ключевые слова: мультипликационный фильм; аудирование и говорение; коммуникативная компетенция; восприятие; демонстрация; упражнение; произношение.

Аннотация. В статье рассматриваются особенности обучения аудированию и говорению учеников начальной, средней и старшей школы на примере использования таких мультфильмов, как «Три кота», «Рапунцель: запутанная история» и «Зверополис», приводятся примеры упражнений, которые способствуют усвоению новой лексики и грамматических правил, представленных в видеофрагментах.

Целью нашего исследования является рассмотрение процесса обучения аудированию и говорению на уроке иностранного языка, а также методов использования материалов мультипликационных фильмов для формирования новых умений и навыков.

Одна из главных задач современного обучения аудированию и говорению - это формирование вторичной языковой личности, которая будет способна успешно осуществлять социальное взаимодействие с носителями иной культуры.

Аудирование, как и говорение, обеспечивает

возможность коммуникации на иностранном языке. Так как речевое общение - процесс двусторонний, то недооценивать аудирование, то есть восприятие и понимание речи на слух, не стоит, ведь это может отрицательно сказаться на языковой подготовке обучающихся.

Говорение и аудирование характеризуется наличием непростой мыслительной деятельности с опорой на речевой слух, память, прогнозирование и внимание. Оно может обладать различной сложностью: от простой фразы или ответа на вопрос до самостоятельного развернутого высказывания.

Такой переход от слова и фразы к целому высказыванию связан с различной степенью участия мышления и памяти.

Чтобы замотивировать учеников на уроке ком-муницировать на иностранном языке, необходимо создавать реальные ситуации общения и использовать разнообразные речевые задания.

Мультфильмы на английском языке с помощью аудиовизуального текста могут стать действенным способом повышения интереса к изучению языка. Согласно определению А.В. Федорова, аудиови-зульный текст - это сообщение, изложенное в любом виде и жанре, и предназначенное для одновременного зрительного и слухового восприятия аудиторией [3, с. 64].

Мультипликационные фильмы привлекают внимание детей и помогают им лучше усваивать новые знания. При просмотре таких фильмов ученики не только развивают своё произношение, но и совершенствуют навыки слушания и говорения на английском языке. Мультфильмы также позволяют детям познакомиться с жизнью, культурой и традициями носителей изучаемого языка.

Использование мультипликационных фильмов на уроках иностранного языка предоставляет уникальную возможность и для учеников, и для учителя овладеть иноязычной культурой, особенно в плане формирования социокультурной компетенции, которая является одной из составляющих коммуникативной компетенции. Они способны в простой наглядной форме донести порой трудную информацию до учеников.

В данной статье мы рассмотрим следующее:

1) особенности обучения говорению школьников на основе мультипликационных фильмов;

2) особенности обучения аудированию с помощью мультфильмов;

3) методику и этапы работы с мультфильмами;

4) результаты применения технологии на практике.

Дети разных возрастов имеют различные способности и особенности восприятия. Мы подобрали мультфильмы с заданиями для учащихся младших, средних и старших классов.

Для учащихся 1-4 классов

Данная возрастная группа требует широкого использования визуальных средств, наглядности и игр. Кроме того, правильный выбор мультфильмов важен для создания мотивации к изучению иностранного языка, особенно потребности в аудировании для активного участия в общении.

Рассмотрим задания и вопросы, используемые при обучении аудированию и говорению младших школьников на примере мультфильма «Три кота».

С методической точки зрения важно, что дети

начальной школы знакомы с этим мультипликационным фильмом. Это значит, что они знают главных героев и даже сюжет некоторых эпизодов. Это помогает им удерживать внимание на материале, который предъявляется неоднократно и обеспечивает эффективность восприятия, так как ученики могут не понимать реплики героев, но догадываться, о чем они разговаривают.

К достоинствам анимационного видеофильма «Три кота» относятся:

• красочность, интересная графика и живые персонажи в роли животных, которые заинтересуют учащихся;

• простой, соответствующий возрасту знакомый сюжет;

• средний объем языкового материала, слова связаны в простые предложения;

• короткие серии, чтобы учащиеся младших классов не устали (продолжительность одной серии 5-7 минут);

Структура видеоурока для обучения аудированию традиционно делится на три этапа: пред-демонстрационный, демонстрационный и после-демонстрационный. При работе с мультфильмом «Три кота» необходимо следовать этим этапам.

На этапе предварительной демонстрации учащиеся средней школы знакомятся с сюжетом эпизода. Считается, что примерное знакомство с видеофильмом будет способствовать лучшему усвоению и пониманию. Это особенно важно для учеников начальной школы. Перед просмотром мультфильма мы также вспоминаем главных героев, даём их характеристику и описание. Можно вывести главных персонажей на экран или представить на доску карточки с их изображениями и вспомнить, кем они приходятся друг другу. Так ученики вспомнят лексику по теме «My family» и грамматические конструкции «He is/ She is/ They are» и потренируются использовать это в говорении.

Демонстрация видео происходит с паузами, во время которых учащиеся отвечают на вопросы по видео. Затем мультфильм демонстрируется полностью без пауз. Вопросы подбираются по тем темам, которые ученики уже успели пройти (числа, цвета, семья, предлоги), а также на изучение новой лексики (еда):

• How many cats/flowers are there?

• What colour are these apples/flowers?

• What fruits and vegetables did you find?

• Where are the fruits?

Так, ребята не просто повторили и изучили новую лексику и грамматические конструкции, но и смогли их применить в разговорной речи.

На финальном этапе работы с мультфильмом ученики делятся своими впечатлениями. Далее

учащиеся выполняют задания на закрепление нового материала. Например, в парах можно посчитать фрукты и овощи, которые встречались в мультфильме, на раздаточном материале, после чего обсудить вслух ответы между собой. Если позволяет время, можно также разукрасить картины в виде корзины с фруктами и овощами по номерам. Учащиеся не только вспомнят цвета и числа, но и обсудят готовые изображения между собой.

Для учащихся 5-9 классов

Учащиеся средних классов развивают умение воспринимать на слух и понимать небольшие тексты, которые построены на основе изученного языкового материала и содержат отдельные незнакомые слова, о значении которых можно догадаться. Они также учатся воспринимать на слух и понимать основное содержание небольших сообщений, в которых содержится значительное количество незнакомых слов, с помощью вопросов, просьбы повторить или объяснить. Кроме того, усваивается правильное произношение и интонация изучаемого языка.

В качестве примера заданий по аудированию для учеников средних классов рассмотрим фрагмент, взятый из мультфильма «Рапунцель: запутанная история».

На преддемонстрационном этапе следует спросить у обучающихся, смотрели ли они мультфильм и, если необходимо, познакомить учеников с героями фрагмента.

В нашем случае такими персонажами являются Рапунцель (Rapunzel), Флинн (Flynn), хамелеон Паскаль (chameleon Pascal). Учащимся даётся возможность перед просмотром отрывка охарактеризовать их. На слайде выведен фрагмент из мультфильма, на котором изображены главные персонажи. Ученикам можно задать следующие вопросы:

• Did you watch the cartoon «Tangled»? Did you like it?

• Describe the main hero Rapunzel.

• Characterize Flynn.

• Did you like chameleon Pascal? Why/why not?

Такие вопросы на данном этапе помогут не только плавно погрузиться в атмосферу мультфильма, но и потренироваться в составлении описания по картинке, что развивает навыки говорения.

На этапе демонстрации обучающиеся один раз смотрят выбранный заранее фрагмент с субтитрами, а после этого отвечают на следующий вопрос: What can you say about Rapunzel>s character?

Выполнение учениками такого задания поможет учителю проконтролировать общее понимание сюжета.

Далее обучающиеся просматривают видео повторно. После этого они могут выполнить грамма-

тическое упражнение на тренировку выражений с предлогами, а также использование времён, представленных в видео. В качестве таких упражнений могут быть, например, дополнения недостающих слов.

Задания к видеофильму будут напечатаны на карточках и перед просмотром фильма будут раздаваться на столы учащимся. Каждый из учеников сможет внимательно ознакомиться с заданием, и оно будет восприниматься как индивидуальное. Это послужит хорошей мотивацией и опорой для того, чтобы учащиеся успешно выполнили задания. Пример такого упражнения:

Look at the sentences below, taken from the cartoon. In each one, a preposition is missing. Choose the correct preposition for each space from the list at the bottom.

Expressions with prepositions

• And I am not afraid ... you

• What do you want, ... my hair? To cut it?

• The only thing I want to do ... your hair, is to get out ... it.

• Why ... earth world I want your hair?

• I was being chased, I saw a tower, I climbed it, end ... story.

Verbs in the correct tense

• Who ... (to be) you, and how .(do) you find me?

• Who else. (know) my location, Flynn Ryder?

• Where ... (to be) my satchel?

• I .(hide) it, somewhere you will never find it.

• Look, I was being chased, I .(see) a tower, I . (climb) it.

По окончании выполнения данного упражнения, ученики сверяют свои ответы в парах, а затем разбирают каждое из предложений совместно с учителем и всем классом.

Использование субтитров при вторичном просмотре способствует увеличению темпа речи, когда учащиеся, например, пробуют озвучить героев просмотренного отрывка. Таким образом, как лексический, так и грамматический навыки тренируются в устной практической речи.

Далее ученикам предлагается выполнить творческое задание, основанное на просмотре выбранного фрагмента: Split into pairs and repeat the dialogue presented in the video.

Помимо развития навыка аудирования, такое упражнение способствует активности учеников. Яркие и эмоциональные герои служат хорошим стимулом для обсуждения, составления собственных диалогов и даже небольших пересказов фрагмента.

После выполнения всех заданий на заключительном этапе ученики подводят итог: какие новые

фразы для себя они запомнили, в каких речевых ситуациях их можно будет использовать. Обучающиеся также потренировались в повторении услышанного материала, попробовали описать героев, проанализировать их поведение.

Для учащихся 10-11 классов

Использование мультфильмов на английском языке - отличный способ обогатить уроки для учащихся старших классов. Мультфильмы предоставляют возможность учащимся прослушивать и практиковать английскую речь в естественном контексте. Это помогает развивать навыки восприятия и понимания речи на английском языке. Учащиеся могут наблюдать, как говорят персонажи мультфильма, и замечать особенности английской грамматики и структуры предложений, а также лучше понять культурные особенности англоговорящих стран.

Рассмотрим подготовленные задания и вопросы на основе отрывка из мультфильма «Зверополис».

Несомненными достоинствами данного мультипликационного видеофильма являются:

• аутентичность;

• уровень английского языка Intermediate подходит для просмотра в старших классах;

• мультфильм затрагивает актуальные для данного возраста проблемы: самоопределение, взаимоотношения в коллективе, достижение целей, толерантность к меньшинствам, отношение к семье и труду;

• наличие актуальных сленговых выражений и юмора помогает заинтересовать учащихся и вовлечь в учебный процесс. Школьники обращают внимание и хорошо запоминают то, что их больше всего интересует и что действительно важно для них в данный момент.

Преддемонстрационный этап. На начальном этапе обучения ученики перед просмотром должны получить четко сформулированное задание, на выполнении которого они должны будут сосредоточиться. Если мультфильм (или фрагмент мультфильма) содержит незнакомые ребятам слова, которые могут затруднить понимание, необходимо их с ними познакомить. Например, можно раздать карточки с неизвестными словами и их переводом. На ознакомление с ними и фиксирование в тетради выделить 3-5 минут.

Демонстрационный этап. Ученикам предлагается выполнить несколько заданий.

1. Задание на аудирование: вставить недостающие слова в диалог.

Аудирование позволяет учащимся ознакомиться с аутентичной речью носителей языка. Это дает возможность понять естественный способ говорить и использовать язык.

Перед тем как начнётся необходимый фрагмент, следует поставить мультфильм на паузу, и обратить внимание учеников на задание. Диалог, для большего понимания, лучше прослушать дважды.

Hey,__

You're doing

_, Fox!

during

__, but I

don't want any trouble in here, so___!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

... it's just my boy, this_little stinker, he loves all

things elephant, he wants to be one when he grows up.

We____refuse service to anyone

so__!

You'll have to wait your turn like everyone else,_

It's got to be about the worst birthday ever. Please,

'Can I pay you back?" - "Oh, no, .

Данное задание поможет оценить уровень восприятия иностранной речи учащимися на слух, сделать выводы для дальнейшей работы.

2. Задание на понимание сюжета: True (+) or false (-)?

Ученикам предлагаются утверждения, связанные с событиями, происходящими в мультфильме. Их задача состоит в том, чтобы отметить галочкой верные утверждения (true), а крестиком неверные (false).

1) Zootopia is a city where different kinds of animals live together in peace.

2) Judy never wanted to become a carrot farmer.

3) Judy Hopps and Nick Wilde did not solve the case and found Emit Otterton and the other missing predators.

4) Bellwether wanted to replace the mayor of Zootopia.

5) Nick becomes the city's first fox police officer.

Задания True/False позволяют проверить уровень понимания текста на слух. Учащиеся должны активно слушать и анализировать информацию, чтобы решить, является ли утверждение верным или неверным по отношению к услышанному материалу. Тем самым развивается критическое мышление.

Заключительный этап. Цель заключительного этапа состоит в том, чтобы использовать исходный текст в качестве основы и опоры для развития умений аудирования.

После просмотра всем вместе требуется проверить выполненные задания и обсудить ошибки, если они есть.

Следующее задание - говорение. Необходимо попросить учеников высказать свои мысли о персонажах и событиях мультфильма.

• How did being fair help Judy in investigation process?

• What happened in Nick's childhood? How did it influence his further life?

В процессе дискуссии стоит задавать уточняющие вопросы, которые помогут убедиться в правильном понимании материала.

Говорение является одним из основных способов общения, поэтому задания на говорение помогают развивать навыки выражения мыслей и идей на английском языке. Они помогают ученикам научиться свободно и точно излагать свои мысли, задавать вопросы и вести беседы.

Одним из вариантов завершения работы с мультфильмом является написание эссе на заданную тему. Это может быть домашним заданием.

Таким образом, ученики развивают ясность и логичность выражения мыслей, а также улучшают орфографию и грамматику. Написание эссе позволяет ученикам продемонстрировать свои знания, понимание и способность аргументировать свою точку зрения по определенной теме, а также они суммируют всю полученную за урок информацию.

Do you agree that "If a person sets a goal for himself, he is not afraid of any obstacles."? What should a person do to become what he wants?

В заключение можно сделать вывод о том, что использование мультфильмов как инструмента для обучения аудированию и говорению учащихся имеет множество преимуществ. Мультфильмы привлекательны для учеников всех возрастов, и они могут стать захватывающими источниками содержательного материала для обучения иностранному языку. Мультипликационные фильмы создают стимулирующую обучающую среду, развивают навыки аудирования, говорения и владения грамматическими правилами у обучающихся. Этот подход позволяет ученикам преодолеть языковые барьеры и овладеть коммуникативной компетенцией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 336 с.

2. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 287 с.

3. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобра-зованию, медиапедагогике, медиаграмотно-сти, медиакомпетентности. М.: Информация для всех, 2014. 64 с.

TEACHING LISTENING AND SPEAKING TO STUDENTS BY THE EXAMPLE OF USING CARTOONS

© 2024

G.V. Artamonova, candidate of pedagogy, associated professor V.A. Bogatova, student D.A. Rodina, student E.D. Rostislavina, student St. Alexis academy of education and arts of Volga region, Togliatti (Russia)

Keywords: cartoon; listening and speaking; communicative competence; perception; demonstration; exercise; pronunciation.

Abstract. The article deals with the features of teaching listening and speaking to elementary, middle and high school students by using cartoons such as "Kid-e-Cats", "Tangled" and "Zootopia", provides examples of exercises that contribute to the assimilation of new vocabulary and grammatical rules presented in video fragments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.