Научная статья на тему '«МОЛОТ ВЕДЬМ» КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ'

«МОЛОТ ВЕДЬМ» КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ведьма / инквизиция / образ ведьмы / повседневная жизнь / молот ведьм / Генрих Крамер / Якоб Шпренгер / witch / Inquisition / image of a witch / everyday life / witches hammer / Heinrich Kramer / Jacob Sprenger

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пирогова Оксана Николаевна

В данной статье поднимается вопрос об актуальности исторического исследования повседневной жизни людей. Рассматривается возможность использования «Молота ведьм» в качестве источника для изучения повседневной жизни людей в раннее Новое время. Научная новизна работы обусловлена низкой степенью исследования темы, так как «Молот ведьм» всегда изучался с точки зрения просветительской традиции, что затмевало историю в обыденном ее течении. Лишь Наталья Будур предприняла попытку рассмотреть «Молот» как источник изучения повседневной жизни. Однако и она обращается к нему с одной стороны – со стороны повседневной жизни инквизитора-следователя. В ходе исследования нами было выделено пять категорий, которые характеризуют жизнь людей и общества в средние века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“THE HAMMER OF THE WITCHES” AS A HISTORICAL SOURCE ON EVERYDAY LIFE IN THE EARLY MODERN PERIOD

This article raises the question of the relevance of studying people's everyday lives. The possibility of using the “Witches Hammer” as a source for studying the everyday life of people in early modern times is being considered. The scientific novelty of the work lies in the low degree of research. Since the “Hammer of the Witches” has always been studied from the point of view of the educational tradition, which overshadowed history in its everyday course. Only Natalya Budur made an attempt to consider “Hammer” as a source on everyday life. However, she also addresses him from one side – from the side of the everyday life of an inquisitor-investigator. The study identified five categories that characterize the life of people and society in the Middle Ages.

Текст научной работы на тему ««МОЛОТ ВЕДЬМ» КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ»

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

World History

УДК 94

«МОЛОТ ВЕДЬМ» КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ

© 2024

О.Н. Пирогова, магистрант

Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского, г. Тольятти (Россия)

Ключевые слова: ведьма; инквизиция; образ ведьмы; повседневная жизнь; молот ведьм; Генрих Крамер; Якоб Шпренгер.

Аннотация. В данной статье поднимается вопрос об актуальности исторического исследования повседневной жизни людей. Рассматривается возможность использования «Молота ведьм» в качестве источника для изучения повседневной жизни людей в раннее Новое время. Научная новизна работы обусловлена низкой степенью исследования темы, так как «Молот ведьм» всегда изучался с точки зрения просветительской традиции, что затмевало историю в обыденном ее течении. Лишь Наталья Будур предприняла попытку рассмотреть «Молот» как источник изучения повседневной жизни. Однако и она обращается к нему с одной стороны - со стороны повседневной жизни инквизитора-следователя. В ходе исследования нами было выделено пять категорий, которые характеризуют жизнь людей и общества в средние века.

Инквизиция обладала сильнейшей нетерпимостью, которая относилась ко всем, кто был хоть сколько-нибудь не согласен с доктриной церкви. Это нашло подтверждение в одной из книг того времени - «Malleus Maleficarum», или «Молот ведьм».

Этот обладающий дурной славой древний справочник содержит в себе ужасающую цель - преследовать, пытать и убивать ведьм. На протяжении двух веков эта книга помогала строить царство страха. За ней скрывается история безумства, подделки и скандала. Эта книга прожила дольше, чем все ей подобные.

Одна из причин влиятельности «Молота» в том, что веками он считался книгой, благословленной церковью. Трактату сопутствовала папская булла. «Summis desiderantes а^есйЬ^» - булла о ведьмах [1]. Сходная с королевской декларацией булла подписывается самим папой римским, она излагает официальную доктрину церкви. Эта булла остается одной из самых печальных в мире. Данный документ содержит два важных факта. Во-первых, он предостерегает от ведьм, описывает, чем и как занимаются ведьмы. Во-вторых, он дает официальное разрешение Генриху Крамеру охотиться

на ведьм [2]. Сегодня трудно представить, какую силу имела папская булла. Она убеждала читателей в существовании ведьм и в том, что «Молот ведьм» был благословлен величайшим духовным лидером тех дней.

Данный источник изучали множество ученых. Однако исследовался он, в первую очередь, с точки зрения истории самого колдовства, как часть истории теологии, исторической психологии, феномена инквизиции, истории суеверий, криминалистики, как памятник мракобесию. Позиция Генри Чарльза Ли это прекрасно иллюстрирует. Его трехтомный труд носит название «История инквизиции». В нем он разбирает происхождение и устройство инквизиции, рассматривает частные случаи инквизиционных процессов, приводит множество интересного как для историка, так и для простого читателя, фактического и событийного материала. Разумеется, в своей работе он уделяет место и Молоту ведьм, говоря о нем: «Молот ведьм» - самый удивительный памятник суеверий, когда-либо созданный миром». Далее он говорит и об авторах труда, называя их фанатиками. «Труд их представляет собой неистощимый сборник чудес, к которому прибегали последующие поколения всякий раз, когда надо было доказать какое-нибудь проявление могущества или злобу колдуний» [3].

Исследователь Н.В. Бессонов в своей работе «Суды над колдовством - иллюстрированная история» говорит о книге, что этот «Трактат, понаслышке известный каждому, действительно трудно переоценить. Едва увидев свет, порождение суеверного ума обрело неслыханный авторитет. Ссылаясь на его тексты, судьи многих стран несколько столетий лишали людей жизни и имущества» [4].

Лозинский затрагивает историю появления «Молота», называя его «роковой книгой Средневековья» [5].

Таким образом, «Молот» изучался с точки зрения просветительской традиции. Текст и главные персонажи (инквизиция и ведьмы) заслоняли историю людей, их жизнь в её обыденном, нормальном течении, таким образом страдала повседневная история.

Мы же смотрим на «Молот ведьм» как на текст, содержащий богатейший материал по истории повседневности. И, соответственно, сам феномен колдовства рассматриваем в контексте бытовой, повседневной, рутинной жизни людей. Такой подход позволит, во-первых, дополнить как таковую историю повседневной жизни людей XV века, во-вторых, представить «колдовство» как явление, прямо обусловленное повседневной, нормальной жизнью (т.е. его «нормальный», бытовой характер), в-третьих, увидеть, как состояние общества в це-

лом в данный период проявляло себя и на бытовом уровне, и в самом явлении колдовства.

Хотелось бы уточнить, что был один русский исследователь, который заинтересовался историей повседневности инквизиции. Это была Наталья Будур. В книге «Повседневная жизнь инквизиции в Средние века» она уделяет «Молоту» главу, и все же фактически речь опять идет о судебной и следовательской практике. Да, она рассматривает рутинную трудовую деятельность инквизиторов, но это только часть повседневных отношений [6].

Сама же история повседневности развивалась в нескольких направлениях. Первыми на этом поприще стали французы: М. Блок [7], Л. Февр [8], Ф. Бродель [9]. Именно они поставили в центр внимания задачу восстановления истории в ее целостности, не ограничиваясь одной лишь политико-событийной, экономической, военной стороной. Следуя данному подходу, ученые изучают человеческое сознание, психологию и социальное поведение для понимания «духа времени».

Но почему французы, а после и весь остальной мир обратили внимание на важность исследования бытовой жизни? Ответ прост. Ее изучение позволяет нам понять, как люди жили в прошлом, что их волновало, как они проводили свой день, какие предметы их окружали, какие проблемы и трудности они преодолевали. Повседневная жизнь представляет собой неотъемлемую часть истории, которая дает возможность понять, как исторические события влияют на повседневный опыт людей. Кроме того, изучение истории повседневности способствует лучшему пониманию культуры и традиций прошлых эпох, что помогает в формировании национального самосознания и идентификации. Актуальность изучения истории повседневности также обусловлена тем, что она может помочь нам лучше понять современные проблемы и вызовы, поскольку многие из них уходят корнями в прошлое. Кроме того, история повседневности позволяет увидеть, как общество меняется со временем, как трансформируются ценности, традиции и нормы.

Повседневность можно рассматривать как сферу жизни людей, связанную с рутинной, обыкновенной деятельностью, выделяя различные категории анализа материального, пространственного, социально-нормативного характера (труд / отдых, человек дома / вне дома, отношения с семьей / соседями, человек в браке / вне брака, человек днём / ночью, тендерные роли, саморепрезентация человека в обществе (репутация, слухи, «доброе имя» и т.п.) и прочее). Колдовство, как правило, вытекает из очень простых задач, которые относятся к сфере повседневной жизни.

Начнем с межличностных отношений. Самая очевидная противоположность - любовь и ненависть. «Они (ведьмы) же приводят в замешательство дух человеческий, т. е. наводят на людей сумасшествие, ненависть и туманящую разум любовь...», -пишет Крамер [10, с. 26].

Авторы описывают случай в Бриксенской епархии. Новоиспеченную жену околдовала прямо на свадьбе девушка, которую любил ее муж в молодости, обещав жениться на ней, он опозорил ее и женился на другой [10, с. 142]. Здесь мы явно видим первую представленную связку любовь-ненависть. В данном случае колдовство вытекает из межличностных отношений, из ненависти к предателю.

В «Молоте» описано очень много случаев, когда колдовство совершалось именно от любви девушки-ведьмы к некоему мужчине.

В качестве примера также можно привести упомянутый случай в городе Мерзебурге Констанц-ской епархии, где юноша был настолько околдован, что не мог иметь полового акта ни с какой женщиной, кроме одной. «В присутствии нескольких лиц он рассказывал, что хотел бы избавиться от неё, бежать и поселиться в других странах, но ночью вскакивал и поспешно, то бегом, то как бы летя по воздуху, возвращался к ней» [10, с. 174-175]. И снова мы видим колдовскую связь, приворот, который оформился из межличностных отношений - любовью девушки и неприязнью юноши.

Также в тексте прослеживаются такие противоположности, как хороший сосед, плохой сосед, сосед с силой, дарованной дьяволом.

Авторы описывают случай, когда отец везет одержимого демоном сына на исцеление. В этой истории говорится следующее: «Во время трапезы, разговаривая с соседями, отец часто вздыхал и выражал своё желание, чтобы Бог помог ему добиться успеха в излечении сына» [10, с. 196]. То есть соседи в Средние века были также близки какой-либо семье, как и члены данной семьи. Им можно доверить и рассказать все. Но и тут были исключения.

Рассмотрим другую историю. «Сигиберт и Викентий в «Зерцале истории» (XXI) сообщают, что во времена короля Людовика II в приходе города Майнца бес бросался камнями, занимался воровством и сеял раздоры. Затем он возбудил неприязнь всех против одного содержателя постоялого двора. Каждый раз, когда этот человек снимал новый постоялый двор, бес поджигал его. Все стали думать, что причина этих непрекращающихся пожаров, от которых все соседи страдали, кроется в грехах этого содержателя постоялых дворов» [10, с. 202-203]. Из этого отрывка мы наблюдаем противоположную картину. Люди уже не дружелюбно относятся к своему соседу, возникает раздор. К со-

жалению, мы не можем утверждать, что происходит дальше, но отношения между этими людьми испорчены.

Еще в источнике описывается такая категория соседей, как ведьмы. Если недалеко от тебя живет ведьма, то жди беды. «И демоны при посредстве ведьм поражают соседей ... такими же временными несчастиями, так что те принуждены бывают сперва обращаться к ведьмам за советом, а под конец подчиняются их планам, как часто показывал нам опыт» [10, с. 139]. Таким образом, если вокруг вас происходят несчастья и беды, то либо кто-то из ваших соседей - ведьма, и его необходимо передать в руки инквизиторов, либо вы должны стать хорошим соседом и помочь ведьме исполнить ее план.

Еще одно чувство, которое возникает при общении людей - зависть. Доктрина церкви гласит, что нельзя завидовать ближнему, каждому достается по заслугам его. Церковь в те времена была высшей властью, ее все боялись и слушались. Но значит ли это, что люди могли не завидовать друг другу, если им запретил сам Бог? Из «Молота» можно понять, что нет. Люди во все времена остаются людьми. В источнике приведен пример. Ведьма совершает определенный ритуал, чтобы демон принес им молока той коровы, которая дает соседу большое количество молока [10, с. 216].

Но только ли ведьмы, которые априори идут против Господа, завидуют? Текст повествует нам и об осаде одного замка и лучнике - Пункере, который выделился особой меткостью стрельбы, что приняли за колдовство и, конечно же, стрелка осудили и казнили [10, с. 223]. Вполне вероятно, что за обвинением в колдовстве стоит зависть к высокому мастерству лучника, т.е. совершенно обыденное отношение (даже в том случае, если последний действительно прибегал к колдовству и верил в силу ритуалов и прочее). Отсюда вывод, что завидовали не только ведьмы, но и обычные люди, в данном случае крестьяне.

Отойдем от темы межличностных отношений и рассмотрим категорию «человек дома и на работе».

Человек дома. Случай в Инсбурге. Некая женщина потерпела убытки, так как некто потоптал ее овощи в саду. Женщина подозревает соседку, и та, оскорбленная ее словами, накладывает порчу. В данном случае мы можем наблюдать не только межличностные отношения, о которых мы говорили в самом начале главы, но и организацию пространства данного дома. Фразы «позади моего дома, сказала она, у меня имеется сад, прилегающий к саду моей соседки» и «стоя перед калиткой к овощным грядкам» точно указывает нам на то, как располагался сад и его разделение на некий непосредственно огород и сад.

Далее вернемся к лучнику по имени Пункер [10, с. 202-203]. История Пункера иллюстрирует целую группу случаев колдовства, когда колдунами являются лучники. То есть это распространенная практика (очевидно, потому что и лучники также широко распространены). История со стрельбой по монете на голове сына лучника подаётся как иллюстрация к его вероломству и как подтверждение отношений с дьяволом, хотя элементарно может быть истолкована в его пользу, вне какой-либо связи с колдовством.

Также дано много материала о повивальных бабках. Можно сделать вывод, что они распространены шире лучников. Повивальные бабки - это женщины, которые помогают ребенку появиться на свет и делают его полноправным членом общества. Отсюда напрашивается вывод, что рожали много, и быть повитухой было престижно для того времени. Была даже конкуренция на столь вакантную должность. Это так же описано в «Молоте ведьм». «Когда приблизился день родов, одна женщина стала назойливо приставать ко мне с просьбой взять её в повивальные бабки. Ещё заранее я решила взять другую...» [10, с. 211]. А некоторые бабки были так искусны в своей профессии, что их приглашали принимать роды в других городах. «Однажды она (повитуха) была вызвана из одного города в другой как повивальная бабка. По исполнении своей обязанности она отправлялась обратно.» [10, с. 213].

Если в «Молоте» есть описание трудовых будней, то должно быть и описание неких выходных. Отсюда выводится следующая категория - человек в трудовые будни и в праздники. О первом мы поговорили, поэтому перейдем сразу ко второму. Да, в Средневековье люди отдыхали, и Крамер дает нам информацию о праздничных днях. «Он (дьявол) считается также с известным временем, когда дело идёт не о произведении, но о доставлении ведьме плотского удовольствия; и это бывает в святые дни целого года, как то: в праздник Рождества Христова, Пасхи, Троицы и другие священные дни» [10, с. 167]. То есть, по данному источнику, выходной - это обязательно праздник и не просто праздник, а священный день. «Многие, особенно молодые девушки, бывают застигнуты в наиболее удобный момент, когда они в праздничные дни предаются безделью и любопытству и легко поддаются соблазну со стороны ведьм» [10, с. 168]. Следовательно, выходной, по Крамеру, это день, когда люди не просто отдыхают от работы. Это священный день, в который человек должен посвятить себя Богу, а не рутинным делам.

Также хочу уделить внимание такой сфере, как саморепрезентация человека в обществе. Поговорим о репутации. Насколько она важна в рас-

сматриваемом периоде истории? Чтобы ответить на этот вопрос вернемся к женщинам, исполняющим роль повивальных бабок. Как было обозначено выше, повитуха - довольно востребованная профессия того времени. Что значили для этих женщин слухи о них и их репутация? Рассмотрим более подробно пример, приведенный при упоминании конкуренции между женщинами в стремлении стать повивальницей. Женщина, содержательница постоялого дора в Страсбургской епархии в городе Цаберне, отдает предпочтение при выборе повитухи той кандидатке, о которой либо ничего не известно, либо о ней ходят хорошие слухи, либо ее порекомендовал кто-то из близкого окружения. Она это объясняет тем, что: «об указанной назойливой бабке ходила дурная молва» [10, с. 211-212]. Также при обвинении женщины или девушки в колдовстве инквизитор использовал фразу: «Ты знаешь, что о тебе идёт дурная молва, и что уж давно ты подозреваешься в наведении многих порч и вредительств» [10, с. 294].

Репутация также влияла на решение суда. «Второй способ произносить приговор касается таких обвиняемых, о которых ходит дурная молва» [10, с. 326] - говорится в тексте трактата.

Из всего вышеизложенного можно прийти к определенным заключениям. Во-первых, «Молот ведьм» интересен не только как источник по истории инквизиции, по истории судебных процессов и т.д., но и как источник по изучению повседневной жизни во времена инквизиции. Через разбор данного трактата мы получаем целую панораму жизни Германии XV века, крестьян, аристократов, воинов и пр., только через своеобразную призму, через взгляд инквизиторов, ищущих и находящих колдовство буквально где угодно. Во-вторых, повседневность обусловливает отношения между людьми, а из этих отношений вытекают поводы к ведовству и его появлению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Папа Иннокентий VIII. Всеми силами души // Восточная литература. URL: https://vostlit. info/Texts/Dokumenty/Italy/XV/1480-1500/ Innozenz_Vni/bulla_05_12_1484.phtml?id=11246.

2. Мейкок А.Л. История инквизиции. М.: Ол-ма-Пресс, 2002. 384 с.

3. Ли Г.Ч. История инквизиции в Средние века. Смоленск: Русич, 2002. 640 с.

4. Бессонов Н.В. Суды над колдовством: Иллюстрированная история. СПб: Береста, 2006. 254 с.

5. Лозинский С.Г. Роковая книга Средневековья // Молот ведьм. М.: Интербук, 1990. С. 3-57.

6. Будур Н.В. Повседневная жизнь инквизиции в Средние века. М.: Молодая гвардия, 2011. 374 с.

7. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Рипол Классик, 1986. 174 с.

8. Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991. 631с.

9. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХV-ХVШ вв. Структуры

повседневности: возможное и невозможное. М.: Прогресс. 1986. 623 с. 10. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. М.: Интербук, 1990. 352 с.

"THE HAMMER OF THE WITCHES" AS A HISTORICAL SOURCE ON EVERYDAY LIFE IN THE EARLY MODERN PERIOD

© 2024

O.N. Pirogova, graduate student St. Alexis academy of education and arts of Volga region, Togliatti (Russia)

Keywords: witch; Inquisition; image of a witch; everyday life; witches hammer; Heinrich Kramer; Jacob Sprenger.

Abstract. This article raises the question of the relevance of studying people's everyday lives. The possibility of using the "Witches Hammer" as a source for studying the everyday life of people in early modern times is being considered. The scientific novelty of the work lies in the low degree of research. Since the "Hammer of the Witches" has always been studied from the point of view of the educational tradition, which overshadowed history in its everyday course. Only Natalya Budur made an attempt to consider "Hammer" as a source on everyday life. However, she also addresses him from one side -from the side of the everyday life of an inquisitor-investigator. The study identified five categories that characterize the life of people and society in the Middle Ages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.