Научная статья на тему 'ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРАН-УЧАСТНИЦ ЕАЭС НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ: ПОЛОЖЕНИЕ, ИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И РЫНОЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ'

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРАН-УЧАСТНИЦ ЕАЭС НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ: ПОЛОЖЕНИЕ, ИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И РЫНОЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
ЭКСПОРТ / РЫНОК / СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРЕИМУЩЕСТВА / ПРОДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сверлов Алексей Сергеевич, Голик Вадим Сергеевич, Цыганков Александр Александрович

В статье рассмотрены проблемы положения предприятий на рынке ЕАЭС. Показано, что усилению конкурентных позиций, повышению экономического потенциала и содействию устойчивости предпринимательской деятельности белорусских предприятий может способствовать совместная предпринимательская деятельность с предприятиями стран ЕЭАС. В настоящее время предлагается ряд вариантов ее организации и осуществления. Среди них особый интерес представляет собой так называемая коллаборация. Для белорусских предприятий это возможность не только оптимально использовать собственные факторы производства, но и выпускать продукцию под маркой уже устоявшихся брендов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сверлов Алексей Сергеевич, Голик Вадим Сергеевич, Цыганков Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCTION ENTERPRISES OF THE EAEU MEMBER COUNTRIES IN THE INTERNAL MARKET OF THE INTEGRATION ASSOCIATION: POSITION, PRODUCTION AND MARKET POTENTIAL OF THEMSELVES

The article deals with the problems of the position of enterprises in the EAEU market. It is shown that joint business activities with enterprises of the EAEU countries can contribute to strengthening competitive positions, increasing economic potential and promoting the sustainability of entrepreneurial activities of Belarusian enterprises. Currently, a number of options for its organization and implementation are proposed. Among them, the so-called collaboration is of particular interest. For Belarusian enterprises, this is an opportunity not only to optimally use their own factors of production, but also to produce products under the brand name of already established brands.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРАН-УЧАСТНИЦ ЕАЭС НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ: ПОЛОЖЕНИЕ, ИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И РЫНОЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРАН-УЧАСТНИЦ ЕАЭС НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ ИНТЕГРАЦИОННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ: ПОЛОЖЕНИЕ, ИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ

И РЫНОЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Сверлов Алексей Сергеевич,

УО «Белорусский государственный экономический университет»,

08.00.14 - мировая экономика Голик Вадим Сергеевич, УО «Белорусский государственный экономический университет» 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством Цыганков Александр Александрович, УО «Белорусский государственный экономический университет», 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством

PRODUCTION ENTERPRISES OF THE EAEU MEMBER COUNTRIES IN THE INTERNAL MARKET OF THE INTEGRATION ASSOCIATION: POSITION, PRODUCTION AND MARKET

POTENTIAL OF THEMSELVES

Sverlov Aleksei,

Belarus State Economic University, 08.00.14 - world economy Golik Vadim, Belarus State Economic University, 08.00.05 - economics and management of the national economy

Tsygankov Alexander, Belarus State Economic University, 08.00.05 - economics and management of the national economy

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы положения предприятий на рынке ЕАЭС. Показано, что усилению конкурентных позиций, повышению экономического потенциала и содействию устойчивости предпринимательской деятельности белорусских предприятий может способствовать совместная предпринимательская деятельность с предприятиями стран ЕЭАС. В настоящее время предлагается ряд вариантов ее организации и осуществления. Среди них особый интерес представляет собой так называемая коллаборация. Для белорусских предприятий это возможность не только оптимально использовать собственные факторы производства, но и выпускать продукцию под маркой уже устоявшихся брендов.

Abstract. The article deals with the problems of the position of enterprises in the EAEU market. It is shown that joint business activities with enterprises of the EAEU countries can contribute to strengthening competitive positions, increasing economic potential and promoting the sustainability of entrepreneurial activities of Belarusian enterprises. Currently, a number of options for its organization and implementation are proposed. Among them, the so-called collaboration is of particular interest. For Belarusian enterprises, this is an opportunity not only to optimally use their own factors of production, but also to produce products under the brand name of already established brands.

Ключевые слова: экспорт, рынок, совместные предприятия, преимущества, продвижение.

Key words: export, market, joint ventures, advantages, promotion.

Особенностью развития интеграции пяти стран-участниц является наличие другого интеграционного объединения в ЕАЭС - Союзное государство Беларуси и России. Союзное государство, в том виде, в котором оно существует в настоящее время, - это результат интенсивного развития последних пяти лет. В рамках Союзного государства сформированы отдельные институты как в организационной составляющей - некоторые атрибуты государственности, так и в экономике: действует парламента, отдельные органы исполнительной власти, сформирован бюджет Союзного государства, основу которого составляют средства Российской Федерации, и т.д. Сравнительный анализ двух объединений позволяет сделать вывод, что основу их функционирования составляют выполнение различных программ. Если в рамках ЕАЭС программы носят в большей степени общий согласовательный характер, т.к. необходимо учесть позиции множества стран и т.д., то в рамках Союзного государства (СГ) программы носят в большей степени прикладной характер. Кроме того, выполняемые программы не затрагивают те сферы экономики, которые затрагивают, например, программы ЕАЭС. В рамках СГ разработано и подписано практически 30 дорожных карт. В тоже время содержательная сторона этих карт представляет собой разграничение финансовых и материальных

"CHRONOS": мультидисциплинарные науки Том 6 #9(71), 2022_67

потоков между СГ и ЕАЭС с таким расчетом, чтобы средства можно было целенаправленно натравить конкретных целей и те мероприятия, для выполнения которых уже привлечены предприятия России и Беларуси. В каждой карте прописаны мероприятия и задействованные ресурсы, и их использование имеет заданный уровень эффективности. В рамках Союзного государства, например, реализованы программы по развитию космической отрасли экономики Республики Беларусь. Республика совместно с предприятиями Российской Федерации выполнила шесть программ. Необходимо отметить, что потенциал Российской Федерации в части космоса на порядок выше, чем у Беларуси. Россия является одной из трех стран в мире, у которых есть все технологии для вывода человека в космос и организации группировки спутников для коммуникаций. Программы, в которых участвует Республика Беларусь, фактически предполагают передачу на аутсорсинг отдельных функций, в то время как предприятия России высвободившиеся ресурсы могут сконцентрировать на выполнение иных более важных перспективных задач. Практически наблюдается аутсорсинг по функциональному признаку.

Содержательной стороной совместного выполнения программ является использование ресурсов предприятий Беларуси для решения локальных задач. В результате участия в подобных программах выполняются отдельные узкоспециализированные мероприятия с таким расчетом, чтобы, например, даже выполнив мероприятия и операции, предусмотренные программой, и получив опыт создания аппаратов для космоса, республика не сможет создать полностью завершенный технологический процесс самостоятельного создания космических аппаратов. С одной стороны, в рамках интеграционного объединения все страны равны с позиции международного права, а, с другой стороны, в таких условиях в позиции предприятий Республики Беларусь изначально закладывается стратегический урон.

Организационно-экономические механизмы и институты ЕАЭС формируются с учетом влияния множества факторов. Институт - некие условия, «правила игры» как его определяет первоисточник. Институты, как правила игры, которые устанавливают правила ведения бизнеса, в Союзном государстве носят более содержательный и прикладной характер, чем в ЕАЭС. При этом все 30 карт, определяющих их развитие, были подписаны в 2021 г. Картами предусматривается создание определенных условий в различных сферах экономики, в частности, создание общих основ для развития финансовой и налоговой сферы, развитие грузоперевозок, содействие свободному перемещению грузов, вплоть до единого рынка газа нефти и т.д. Показательно, что большинство карт являются практической реализацией так называемых четырех свобод, закрепленных при создании ЕАЭС, т.е. свободное перемещение грузов, рабочей силы и т.д. Сравнительный анализ институтов Союзного государства и ЕАЭС в этих сферах показывает, что в рамках Союзного государства институты развиты более содержательно. В тоже время в рамках ЕАЭС действуют институты и механизмы, которые направлены на сближение позиций остальных стран-участниц и соответственно создание рыночной конъюнктуры с учетом развития национальных органов ЕАЭС. Однако экономическая составляющая стран-участниц существенно дифференцирована и определена не только институтами стран ЕАЭС. Обрабатывающие отрасли промышленности экономики России занимают относительно равные доли, т.е. и общее машиностроение, и тяжелое машиностроение, и металлургия и т.д. Экономика Республики Беларусь имеет аналогичную экономике Российской Федерации структуру. Подобная ситуация позволяет Беларуси организовать и более эффективно использовать экономический потенциал, по крайней мере, по сравнению с остальными странами ЕАЭС и составить конкуренцию отдельным предприятиям России на внутреннем рынке объединения. Даже Казахстан, вторая по объемам экономики объединения, не обладает необходимым потенциалом для ведения конкурентной борьбы с российскими предприятиями. При этом в Казахстане добывают нефть и газ. Республика экспортирует минеральное сырье даже в Россию. Кроме того, в Казахстане функционируют предприятия не только черной, но и цветной металлургии. С точки зрения обеспеченности природными ресурсами Казахстан обладает достаточной степенью наделенности этим фактором производства. В тоже время организационная системная составляющая остается на относительно низком уровне, что не позволяет Казахстану по этому критерию составить конкуренцию Российской Федерации.

В России преобразование экономической системы практически завершено. В настоящее время страна без особого урона может не только участвовать во внешнеторговых отношениях, но и определять масштабы своего присутствия на отдельном рынке. У Республики Беларусь специфическая уникальная страновая структура экспорта. Во-первых, 44% экспорта белорусских предприятий - это Российская Федерация. В среднесрочной перспективе не планируется снижение экспортных поставок, наоборот планируется дальнейшее наращивание присутствия белорусских предприятий на этом рынке. По мнению заместителя министра промышленности Республики Беларусь введенные в отношении Беларуси санкций только способствуют углублению кооперации с Россией, при этом по некоторым отраслям уровень специализации и кооперации достиг практически 60%. Более того, по ряду отраслей предполагается создание совместных предприятий в рамках Союзного государства. Наличие 60% интеграции необходимо оценить также и с качественных позиций и, прежде всего, с позиции удельного веса белорусских предприятий на рынке Российской Федерации. Если до 60% усилий и ресурсов предприятиями используется для производства продукции для рынка России, присутствие белорусских

предприятий на рынке России должно быть существенным. В тоже время удельный вес предприятий Беларуси, который они занимают на внутреннем рынке России, не превышает 1,5% (таблица).

Таблица

Оценка присутствия зарубежных _ белорусских предприятий на внутренних рынках стран ЕАЭС

Страны 2016 2017 2018 2019 2020 2021 (оценка)

Армения 0,3% 0,5% 0,4% 0,6% 0,7% 0,7%

Казахстан 0,6% 0,9% 1,2% 1,0% 0,8% 1,0%

Кыргызстан 0,6% 0,1% 0,1% 0,6% 0,4% 0,4%

Россия 1,1% 1,3% 1,3% 1,3% 1,1% 1,2%

Всего по ЕАЭС 1,0% 1,2% 1,2% 1,2% 1,0% 1,1%

Примечание - Источник: по данным [1]

Если рассматривать сложившуюся ситуацию не с позиции предприятий, которые стремятся увеличить свое присутствие, прежде всего, на тех рынках, где возможно обеспечить реализацию продукции и получить прибыль, а с позиции действия органов государственного управления, в обязанности которых входят содействие продвижению белорусской продукции, то их решения должны учитывать не только возможность извлечения прибыли, но и устойчивость экспортных поставок, и оптимальную диверсификацию экспорта и т.д. Для этого в рамках Постановления Министерство иностранных дел Республики Беларусь «О развитии товаропроводящей сети за рубежом» применяются различные инструменты, методы и подходы. Постановление учитывает правовую составляющую развития интеграционных объединений, содержание договорных отношений в рамках ЕАЭС и Союзного государства.

Для белорусских предприятий важнейшей составляющей предпринимательской деятельности на рынке промышленных товаров ЕАЭС является коммуникационная политика и эффективная настройка всех ее инструментов. Повышение активности белорусских предприятий должно сопровождаться развитием института менеджмента предприятий. Без содержательного преобразования социальных элементов и отношений между ними, в т.ч. отношений собственности, преждевременно рассматривать вопрос о повышении эффективности рыночных механизмов и институтов. По мнению отдельных экспертов из комитета по распоряжению государственным имуществом [2] содействию экономику страны и организации эффективного функционирования белорусских предприятий в настоящих условиях препятствует низкий уровень мотивации менеджеров предприятий и отсутствие актуальных соответствующих рыночной конъюнктуре задач. Существующий подход в продвижении позволяет оптимизировать структуру экспортных операций предприятий, которая основана на ограниченных масштабах присутствия на конкретном рынке. Например, в настоящее время выпуск химической отрасли промышленности России оценивается в 55-57 млрд. долл. США. В Республике Беларусь функционирует множество предприятий химической и нефтехимической промышленности, среди которых ОАО «Белшина», годовой оборот которого достигает 300 млн. долл. США. Предприятие производит широкий товарный ассортимент. В таких условиях у белорусского объединения есть существенный резерв наращивания объема производства и реализации продукции на рынке России. В подобной ситуации белорусским производителям необходимо воспользоваться возможностью освоения ряд рынок промышленной продукции Российской Федерации, которые составляют десятки миллиардов долларов США. В тоже время белорусским производителям необходимо присутствовать на рынках и других стран. Акцентирование внимания и привлечение практически 60% для присутствия только на одном рынке может существенно снизить гибкость политики продвижения белорусской продукции на остальных рынках. Национальные производители не должны стремиться к максимизации присутствия на рынке, объемов экспорта, а остальные рынки рассматривать по «остаточному принципу». Подобный подход сопровождается мотивацией предприятий присутствовать в ряде случаев на нестабильных рынках, когда в один период времени спрос на отечественные товары есть, а в перспективе может сократиться.

Аналогичная ситуация с применением ползучей девальвации, которая не мотивирует национальных производителей к обеспечению качества и конкурентоспособности продукции. В силу глубокой интеграции в мировой рынок на деятельность белорусских производителей оказывает влияние валютная политика республики и установленный валютный курс в частности. Плавающий валютный курс решает отдельные макроэкономические задачи и позволяет поддерживать конкурентоспособность национальных производителей на зарубежных рынках. Присутствие на зарубежных рынках белорусских предприятий при наличии ползучей девальвации сопровождается использованием ресурса ценового фактора, когда белорусские товары становятся более конкурентоспособными по этому фактору с учетом прочих равных

"CHRONOS": мультидисциплинарные науки Том 6 #9(71), 2022_69

условий, в т.ч. качественных характеристик. В таких условиях выбор покупателя не решает значимую для белорусских предприятий задачу - национальные производители в таких условиях практически не мотивированы развивать продвижение продукции и вести эффективную конкурентную борьбу, повышая качество продукции.

В экономической теории разработаны разные варианты валютного курса, но очевидно, что стабильный валютный курс, по крайней мере, по отношению к белорусским предприятиям окажет мотивирующее воздействие, когда предприятия будут учитывать не только ценовой фактор, но и остальные параметры продукции. При таком подходе предприятия не смогут поддерживать коммуникации с потребителями с учетом сложившихся подходов, и необходимо будет внести редакцию в политику присутствия на рынках.

В случае, если у предприятия наблюдается ограниченность ресурсов, то возможным вариантом ведения предпринимательской деятельности на зарубежном рынке является совместная деятельность. Присутствие на зарубежных рынках должно быть обосновано с учетом конкретной формы сотрудничества. Для этого необходимо учесть ресурсную составляющую деятельности предприятия, особенно в части проектов, связанных с аутсорсингом и организацией для этого ресурсов предприятия.

Органы государственного управления Республики Беларусь обладают уникальным ресурсом влияния на валообразующие предприятия - основная масса средств труда или принадлежит государству или используется с учетом подходов органов государственного управления. В таких условиях организационный ресурс позволяет организовать эффективное участие белорусских предприятий в международном аутсорсинге. Деятельность национальных производителей должна быть основана на избирательном селективном подходе без приложения усилий во всех проектах, в т.ч. тех, которые выполняются в рамках ЕАЭС. Селективный подход участия предприятий Республики Беларусь в отдельных проектах должен обеспечивать возможность применения полученных от участия в этом проекте результатов не только отдельным предприятием, но и всей экономикой страны в целом так, чтобы наблюдался синергетический и мультипликационный эффекты. Белорусские производители должны рассматривать аутсорсинг не с позиции наращивания экспорта и получения валютной выручки, а с позиции оптимальности и эффективности организации применяемых ресурсов.

Таким образом, можно констатировать, что промышленные предприятия Республики Беларусь функционируют фактически в рамках двух интеграционных объединений. При этом промышленные предприятия задействованы в разной степени. Если в Союзном государстве программные документы носят более прикладной характер, то в ЕАЭС - в большей степени стратегический. В тоже время качественное содержание использования потенциала белорусских предприятий остается на относительно низком уровне. В силу сложившейся структуры экономики, управления и направления инвестиций предприятия не просто поставляют на рынок объединения промышленную продукцию, они участвуют в отдельных программах и, в ряде случаев, на условиях аутсорсинга. В таких условиях полученный результат от сотрудничества не позволяет положительно и значительно повлиять на развитие всей экономики страны или в ряде случаев даже на деятельность отдельных предприятий. В то же время положительный эффект для российских предприятий в таких условиях обеспечен содержанием программ Союзного государства и ЕАЭС, но и условиями ведения предпринимательской деятельности в России, когда предприятия мотивированы к деятельности в условиях рыночной экономики. Более того, шестидесятипроцентная вовлеченность ресурсов белорусских промышленных предприятий в организацию функционирования и развития объединения имеет относительно скромный результат в части присутствия белорусских производителей на рынке Российской Федерации. За последние пять лет удельный вес емкости внутреннего рынка России, который занимают белорусские производители, не превышает 1,5%. При этом аналогичная ситуация сложилась и с остальными странами ЕАЭС, с которыми интеграционные процессы не настолько существенно развиты. Положительным эффектом концентрации подобного объема ресурсов является объем экспорта белорусских промышленных предприятий в Российскую Федерацию. По сравнению с остальными странами ЕАЭС удельный вес производителей Республики Беларусь в общем объеме импорта промышленной продукции России в несколько раз выше, а по таким странам как Армения или Кыргызстан - больше он на порядок.

Список литературы

2.1. Данные о внешней торговле стран ЕАЭС [Электронный ресурс] / ITC. - Минск, 2021. https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx (дата обращения 15.01.2021).

3.2. Неэффективные экономические институты: причины устойчивости [Электронный ресурс] / Белгазета. - Минск, 2021. https://www.behymk.by/2016/07/15/neeffektivnye-ekonomicheskie-instituty-prichiny-ustojchivosti/ (дата обращения 15.10.2021).

References

1. Data on foreign trade of the EAEU countries [Electronic resource] / ITC. - Minsk, 2021. https://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx (accessed 15.10.2021).

2. Inefficient economic institutions: reasons for sustainability [Electronic resource] / Belgazeta. - Minsk, 2021. https://www.belrynok.by/2016/07/15/neeffektivnye-ekonomicheskie-instituty-prichiny-ustojchivosti/ (accessed 15.10.2021).

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ В НЕФТЕГАЗОВОМ СЕКТОРЕ АНГОЛЫ: ПРОБЛЕМАТИКА И

ПЕРСПЕКТИВА

Фита Гоурет Мартинс

ФГАОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»

Россия, Москва Аспирантка Щерба Владимир Афанасьевич

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»,

Россия, Москва

Доцент департамента геологии, горного и нефтегазового дела Кандидат геолого-минералогических наук Воробьев Кирилл Александрович ФГАОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»

Россия, Москва Магистр Ондиги Месси Этьенн ФГАОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»

Россия, Москва Аспирант

Аннотация: В статье показано текущее состояние нефтяного сектора Анголы. В ходе исследования были собраны и охарактеризованы основные данные о технических проблемах и планах нефтяной отрасли. Результаты исследования заключались в создании соответствующих стратегий для решения этих многочисленных проблем с целью получения положительных перспектив на будущее.

Ключевые слова: Нефтегазовый сектор Анголы, добыча нефти и газа, Ангола, современное и текущее состояние, проблемы и перспективы.

Введение

С момента первой эксплуатации до современных дней в Анголе существуют изменения за суточной и годовой добычей нефти и газа, и во многом благодаря инновационным технологиям. Ивестно что Ангола занимает второе место по добыче нефти и третье - по добыче газа в Африке, при этом по качеству ангольская нефть считается одной из лучших в мире. В стране добывается 1,8 млн баррелей нефти в день, большая часть этого объема поступает из бассейна реки Конго.

Согласно данным ANPG (Национальное агентство нефти и газа), в настоящее время в нефтяной промышленности Анголы наблюдается падение добычи нефти на 15% в сутки, то есть около 140 тыс. баррелей в сутки. В связи с этим возникла необходимость разработки новых проектов для увеличения добычи нефти и газа.

Материал и метод: Самой большой проблемой в нефтяном секторе является отсутствие нефтеперерабатывающих заводов, при этом Ангола является вторым по величине производителем нефти в Африке, но, к сожалению, ей приходится покупать 80% своего топлива за рубежом.

Ангола имеет только один НПЗ, который находится в плохом состоянии, он перерабатывает всего около 30 000 баррелей в сутки, это эквивалентно 20% для внутреннего рынка [1]. Остальная часть спроса удовлетворяется за счёт импорта бензина, керосина, мазута и других продуктов. Ангола экспортирует сырую нефть на международные нефтеперерабатывающие заводы, после этого, компания DTS Holding поставляет в Анголу уже очищенную продукцию, то есть берет сырье нефти из Анголы и затем продаёт его по большей стоимости [6].

Ещё одной проблемой в нефтяном секторе является попутный газ, добываемый вместе с нефтью. Большая часть этого газа закачивается обратно в продуктивные пласты или сжигается из-за нехватки транспортной инфраструктуры. Тем не менее, правительство Анголы изучает, как эффективно использовать попутный нефтяной газ, поскольку наблюдается рост мирового спроса на природный газ из-за низкого уровня выбросов парниковых газов, данный вопрос был решён в рамках Ангольского проекта СПГ. Разведкой природного газа в Анголе управляет государственная компания Sonangol E.P., а попутный газ, полученный на объектах разведки нефти, используется для производства СПГ (Сжиженный Природный Газ) в порту Сойо. Проект СПГ Анголы является решением для сокращения выбросов парниковых газов и новым источником чистой энергии. Это означает, что проект вносит значительный вклад в прекращение сжигания попутного газа в стране, позволяя разрабатывать морские запасы нефти экологически устойчивым способом [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.