Научная статья на тему 'Производственные практики как средство формирования профессиональной компетентности'

Производственные практики как средство формирования профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Производственные практики как средство формирования профессиональной компетентности»

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Е.В. Муравьёва,

В.Л. Романовский, Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева

Новые формы обучения должны ориентироваться на новое сознание будущего, на личную инициативу, на конструктивное действие: учение должно быть не ради учения, а ради эффективного решения практических задач.

Из седьмого доклада Римского клуба «Нет пределов обучению»

Для развития человечества важна многоцветная палитра талантов его представителей, а не серая рать биороботов.

Что же сегодня должен уметь учащийся? Прежде всего, научиться:

• самостоятельно мыслить;

• эффективно работать с информацией (искать, выбирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять, передавать):

• моделировать, проектировать объекты и процессы (в том числе при взаимодействии с другими);

• принимать решение и действовать в непредвиденных ситуациях;

• доводить дело до конца (ответственно реализовывать свои планы);

• учиться всю жизнь (овладев принципами непрерывного самообразования).

И самое главное - современный учащийся должен стать способным преодолевать собственные ограничения.

Таким образом, «в современном мире всё большую актуальность приобретает понятие «профессиональная компетентность специалиста», характеризующее уровень его квалификации. Существенным достоинством этого термина является, во-первых, то, что он одним словом выражает значение традиционной триады «знания, умения, навыки» и слу-

жит связующим звеном между ее компонентами. А, во-вторых, его целесообразность для описания реального уровня подготовки специалиста - выпускника профессиональной школы, который в любом случае отличается от идеальной модели специалиста. Компетентность отличается от совершенства по своему характеру и уровню. Компетентность -это состояние адекватного выполнения задачи. Она обычно не поддается сравнению. Человек либо компетентен, либо не компетентен по отношению к требуемому уровню исполнения, а не по отношению к достижениям других. ...» [1]. Кроме этого, «компетентного специалиста отличает способность среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументирование опровергать ложные решения, подвергать сомнению эффектные, но не эффективные решения - словом, обладать критическим мышлением. Иными словами, компетентность - это способность к актуальному выполнению деятельности» [2].

Следовательно, можно сделать вывод, что компетентность выпускников по специальности «безопасность в техносфере» определяется творческим применением знаний, умений и навыков полученных во время учёбы в техническом университете, т.к. именно при получении специального профессионального обра-

зования ведется подготовка профессиональных кадров по специальным образовательным программам. Важнейшим аспектом формирования таких образовательных программ является определение компетенций выпускника, т. е. тех знаний, умений, навыков, которыми он должен обладать для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере безопасности жизнедеятельности.

С нашей точки зрения, наиболее эффективным путём формирования компетентности будущих инженеров является реализация принципа проблемного обучения во время производственной и преддипломной практик. Студенты, обучающиеся по специальности «Безопасность в техносфере», во время учёбы в вузе проходят три практики: учебная -4 недели, производственная - 10 недель, преддипломная - 4 недели. Именно во время прохождения этих практик и необходимо поставить перед студентом реальную производственную проблему, которую он будет решать на протяжении учёбы, в процессе подготовки к диплому. Для этого необходимо преемственность курсовых проектов по «Безопасности труда», «Системам защиты среды обитания» и заключительного этапа - выпускной квалификационной работы.

В современных экономических условиях, организация практик на производстве становится довольно тяжёлым делом. Даже традиционно дружеские вузу предприятия теперь смотрят на студентов, как на обузу. Однако можно предложить выход, который, на наш взгляд поможет частично решить проблему и быть полезным как студентам и преподавателям, так и работникам предприятия. Это привлечение к проведению практик выпускников кафедры, в оптимальном варианте, являющимися и её аспирантами. В этом случае руководитель практики даёт практикантам работу «под себя», т.е. под тему своей будущей диссертации, они выполняют реальные проекты, что с точки зрения технических вузов, представляет особую ценность, а преподаватели ву-

за, корректируют свои курсы с учётом проблем региональных предприятий.

Можно сказать, что в процессе практик, как нигде более, можно реализовать метод проблемного обучения. Считается, что важнейшая особенность проблемного обучения - это специфическая интеллектуальная деятельность студента по самостоятельному усвоению новых понятий путём решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления. Кроме этого в процессе проблемного обучения обеспечивается один из важнейших дидактических принципов «связь с жизнью», т.е. на практике идёт использование жизненного опыта студентов, который выступает не как простая иллюстрация теоретических выводов, а как источник новых знаний и сфера приложения усвоенных способов решения практических проблем в практической деятельности. Например, студентка Аю-кина А.З. (выпускница 2004 г.), преддипломную практику проходила в городе Набережные Челны на Заводе по ремонту двигателей ОАО «КамАЗ». В ходе практики она познакомилась с технологией испытания автомобильных двигателей, обращая особое внимание на проблему безопасности при реализации подобных технологий.

Дипломная работа Аюкиной А.З. была посвящена рассмотрению вопросов БЖД при испытании дизельных двигателей, прошедших ремонтно-регламентные работы. Обычно, на станциях испытания подобных двигателей стенды имеют централизованные системы смазки и охлаждения двигателей, что позволяет обходить многие проблемы, связанные с отводом теплоты.

В Государственном образовательном стандарте по направлению подготовки дипломированного специалиста 656500 «Безопасность жизнедеятельности» указано, что выпускник ВУЗа должен уметь анализировать, выбирать, разрабатывать и эксплуатировать системы защиты сре-

ды обитания, поэтому к теме дипломной работы Аюкиной А.З. «Технологии БЖД на станции испытания двигателей автомобилей» было добавлено обязательное и весьма трудное в реализации условие: двигатели должны испытываться в «штатной» обвязке, т.е. со своими системами охлаждения и смазки, что можно реализовать лишь после тщательной проработки схемы энергопотоков стенда и выполнения глубоких расчетов.

В итоге, рецензент работы, главный конструктор по двигателям ОАО «КамАЗ» Гатауллин Н.А., особо отметил: «Все задачи успешно решены..., наработанный материал имеет все предпосылки к практическому внедрению в производство».

В настоящее время выпускница работает по специальности там, где когда-то проходила преддипломную практику.

При проблемном обучении во время практик реализуется и такой дидактический принцип, как «индивидуальность подхода», его решение обусловлено наличием в курсовых и дипломах проблем разной сложности, которые каждым студентом воспринимаются по-разному. Индивидуальное восприятие проблемы вызывает разные подходы в её формулировании, выдвижении разнообразных гипотез и нахождения тех или иных путей их решения. Например, студентка Шакирова И.О. (выпускница 2005г.), еще в ходе рассмотрения возможной темы курсового проекта по дисциплине «Системы защиты среды обитания», изъявила желание подобрать материал для исследования в городе Нижнекамске, мотивируя это тем обстоятельством, что в случае удачного выполнения курсового проекта и, в дальнейшем, выпускной квалификационной работы ей будет легче найти работу по специальности в своем родном городе.

Целеустремленность в учебе и отличная текущая успеваемость студентки не вызывали сомнений в правильности такого подхода. Ей была предоставлена возможность прохождения практики в г. Нижнекамске при условии регулярной

отчетности и обсуждения текущего состояния дел.

В итоге, Шакирова И.О. выполнила и защитила на «отлично» дипломную работу на тему: «Анализ энергетического хозяйства больницы № 2 г. Нижнекамска».

О содержании работы и ее качестве говорит выдержка из рецензии на дипломную работу, подписанной заместителем Генерального директора ОАО «ВКиЭХ» Нуртдиновым И.Н.: «В рецензируемой дипломной работе проводится добротный анализ энергохозяйства больницы, обоснованно предлагаются пути оздоровления воздушной среды в районе больничного комплекса и новые решения в использовании энергосберегающих технологий. Актуальность тематики не вызывает сомнений... Материал тщательно проработан, изложен полно, грамотно и качественно. Особенно хочется отметить эрудированность Шакировой И.О. в вопросах нетрадиционной энергетики. В последнее время наблюдается стремление потребителей уйти от традиционной централизованной системы энергоснабжения. Причин тому несколько: рост тарифов на энергию централизованных источников; значительная часть основных фондов энергетики дорабатывает проектный ресурс; отсутствие необходимых инвестиций; необходимость снижения техногенной нагрузки на окружающую среду и др. Поэтому ожидается переориентация на децентрализованную модель энергоснабжения на основе использования автономных энергоустановок. Студентка обратила внимание на эту тенденцию, предложила, как вариант, использовать мини-ТЭЦ в системе энергохозяйства больницы».

Особенностями проблемного обучения являются, так же, динамичность, высокая эмоциональная активность и новое обеспечение репродуктивного и продуктивного усвоения знаний. Группе студентов четвертого курса местом проведения очередной производственной практики был определен Васильевский деревообрабатывающий комбинат под Казанью. С

целью предварительного знакомства с комбинатом была организована экскурсия, после которой, с учетом пожеланий студентов, определились с тематикой их курсовых проектов по дисциплине «Безопасность труда». В зависимости от индивидуальных особенностей студентов, одним были предложены курсовые проекты, требующие творческого подхода, другим - работы репродуктивного характера, что, однако, не умаляет их достоинства. Глядя на живейшее обсуждение ребятами итогов поездки, их желание посоветовать друг другу более интересные варианты решения проблемы, можно сделать вывод, что их курсовые проекты, которые затем перейдут в дипломные не

оставят равнодушными ни их самих, ни товарищей.

Опыт показывает (а мы готовимся к четвертому выпуску), что удачно организованные производственные практики на реальном материале позволяют повысить компетентность выпускников и увеличить их шансы трудоустроиться по специальности

Литература:

1. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. - М.: Народное образование, 1996. -С.4-5.

2. Blank W.E. Handbook for developing Competency - Based Treining Programs. -New-Jersy: Prentice Hall, 1982.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ-ВУЗ»

Г.Н. Морозова, к.п.н., декан факультета СПО ACO (КСЮИ)

Рыночная экономика выдвигает задачи по переходу на качественно новый уровень подготовки специалистов. Руководители организаций хотят иметь специалистов конкурентоспособных, мобильных, способных решать профессиональные задачи в нестандартных ситуациях.

В связи с этим система непрерывного профессионального образования является перспективным направлением подготовки специалистов.

Возможность получения профессионального образования нескольких уровней в сокращенные сроки является средством социальной защиты молодежи, повышает качество и конкурентоспособность специалистов.

В настоящее время проблема научнометодического обеспечения системы непрерывного профессионального образования представляет несомненный интерес в научном плане и является предметом многочисленных споров среди практических работников, специализирующихся в образовательной сфере.

Прежде чем ответить на вопрос: «Что понимается под научно-

методическим обеспечением системы непрерывного образования?», необходимо определиться, что понимается под непрерывным профессиональным образованием.

Термин «непрерывное профессиональное образование» получил полноправное признание в современной России сравнительно недавно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.