Научная статья на тему 'О реализации программы «Федеральная экспериментальная площадка» в Нижнекамском химико-технологическом институте'

О реализации программы «Федеральная экспериментальная площадка» в Нижнекамском химико-технологическом институте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О реализации программы «Федеральная экспериментальная площадка» в Нижнекамском химико-технологическом институте»

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ______________В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ___________

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ ИЗ РЕГИОНОВ

О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА» В НИЖНЕКАМСКОМ ХИМИКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ

С.С. АМИРОВА, ДОКТ. ПЕД. НАУК, ПРОФЕССОР М.А. ЗАКИРОВ, КАНД. ТЕХН. НАУК, ДОЦЕНТ, ЗАМ.

ДИРЕКТОРА ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ Р.М.

ОДИНАБЕКОВА, КАНД. ПЕД. НАУК, СТ. ПРЕП.

Г.М. МИННУЛЛИНА, АССИСТЕНТ

НИЖНЕКАМСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ, КАФЕДРА ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И

ЭЛЕКТРОПРИВОДА

Складывающаяся в современной России социально-экономическая ситуация определяет необходимость переосмысления теоретических подходов и практических решений по подготовке специалистов. Современная парадигма образования состоит в переходе от образования знаниевого к деятельностному, личностно-ориентированному. Современное образование должно дать выпускнику вуза не только и не столько сумму знаний, сколько набор компетенций, обеспечивающих готовность к работе в динамично изменяющихся экономических условиях, возможность осмысленно воспринимать и критически оценивать социально-экономические процессы, прогнозировать их развитие, адаптироваться в них и, в идеале, влиять на эти процессы. В процессе подготовки специалиста главенствующую роль приобретает ориентация на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной среде. Этому способствует, по нашему мнению, реализация программы «Федеральная экспериментальная программа».

Решение о создании Федеральной экспериментальной площадки Нижнекамского химико-технологического института (филиала) КГТУ было принято руководством института на основании решения Коллегии Министерства образования Российской Федерации, приказа министра образования Республики Татарстан о создании Федеральной экспериментальной площадки «Система университетских комплексов Республики Татарстан».

Реализация программы «Федеральная экспериментальная площадка» (ФЭП) требует решения следующих задач:

а) разработка и внедрение в производство современных

технологий и новых научных идей на базе теоретических и

интеллектуальных знаний, полученных студентами за время обучения в институте;

б) сокращение сроков адаптации выпускников к конкретным

производственным условиям в процессе привлечения сначала на рабочие места по профессиям рабочих и

служащих, а после защиты дипломных проектов -на должности специалистов и инженеров в соответствии с полученной в институте специальностью;

в) повышение качества и актуальности выпускных квалификационных работ студентов при выполнении ими реальных заказов производства и сокращение сроков реализации наиболее значимых для предприятия решений и проектов;

г) интеграция образовательной и производственной

деятельности студентов института путем совместного решения актуальных задач производства и вуза;

д) решение проблемы трудоустройства выпускников института и

возможность их социальной и профессиональной самоактуализации.

Эксперимент проводится на базе крупнейших предприятий Нижнекамска: ОАО «Нижнекамскнефтехим» (НКНХ), ОАО «Нижнекамскшина» (НКШ),

Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод (ННПЗ), Нижнекамсктехуглерод (НКТУ) и ООО Нижнекамск-Ойл (ООО НК-Ойл). Выбор этих предприятий города обусловлен тем, что между НХТИ и указанными предприятиями налажено и существует тесное сотрудничество практически во всех областях совместной деятельности: учебной, производственной, научно-исследовательской и т.д. Эти предприятия являются базовыми для организации и проведения учебных, производственных и преддипломных практик студентов. На этих предприятиях, в основном, производится трудоустройство выпускников института, где в настоящее время на различных должностях трудятся почти четыре тысячи высококвалифицированных инженерных и руководящих кадров.

Наиболее полная программа эксперимента была предусмотрена в договоре с ОАО НКНХ, которая включала 7 этапов.

Так с 1 сентября по 15 октября договором предусмотрен первый этап совместных работ - трудоустройство студентов на рабочих должностях в соответствии со своей специальностью в институте и организация производственного обучения. За этот период студентам предстояло пройти медицинский осмотр, оформить и получить пропуски, получить допуск на право выполнения работ с присвоением минимального третьего разряда с соответствующей оплатой труда по действующей на предприятии тарифной сетке. Одновременно с учебой в институте, на рабочих местах запланирована организация производственного обучения по программам, подготовленным учебным центром предприятия, под руководством наставников из числа инженерно-технических работников и передовых рабочих предприятия.

На втором этапе эксперимента (15 октября - 15 ноября) учебным центром предприятия, совместно с представителями института, запланирован прием квалификационных экзаменов с присвоением соответствующих разрядов на право выполнения студентами работ повышенной сложности. По итогам этих экзаменов участникам эксперимента присваиваются повышенные разряды (в основном четвертый), и устанавливаются новые тарифные ставки.

На третьем этапе участники эксперимента продолжают трудиться на своих рабочих местах, обучаясь в институте по измененным рабочим планам, и получая заработную плату в соответствии с присвоенным квалификационным разрядом. На втором и третьем этапах предусмотрено прохождение студентами производственной практики с целью сбора материала для выполнения курсового проекта по своей специальности. Завершая третий этап 15 января сдачей зачетов в институте и получением допуска к зимней экзаменационной сессии.

Четвертый этап - зимняя экзаменационная сессия и каникулы, когда участники эксперимента получат право на трехнедельный оплачиваемый ученический отпуск от предприятия для сдачи экзаменов в соответствии с учебными планами.

С 15 февраля по 31 марта предусмотрен пятый этап эксперимента -организация преддипломных практик студентов на закрепленных местах стажировки в соответствии с выданными институтом заданиями на дипломное проектирование. Продолжая трудиться на своих рабочих местах, студенты в течении шести недель имеют возможность подробно изучить технологический процесс, выявить «узкие места» в существующем производстве и работе оборудования, наметить рекомендации по устранению выявленных недостатков. В отчетах, оформленных студентами в результате прохождения такой практики, по мнению их руководителей от института и предприятий, находят отражения наиболее острые проблемы современного производства и недостатки в работе оборудования, в предложенных участниками эксперимента технических решениях есть научная новизна, они действительно направлены на решение конкретных задач современного производства.

Шестой этап - предпоследний, когда студенты получают оплачиваемые ученические отпуска с предприятий продолжительностью в два месяца, для работы над оформлением дипломных проектов под руководством ведущих преподавателей и консультантов с института.

Седьмой, завершающий этап эксперимента, предусматривает защиту дипломных проектов на заседаниях государственных аттестационных комиссий, запланирован во второй половине июня. Для большинства участвующих в эксперименте специальностей защита дипломных проектов в институте производится в присутствии ведущих специалистов с предприятий, включенных в состав аттестационных и экзаменационных комиссий в качестве председателей ГАК и ГЭК. Такая практика позволяет объективно оценить и выбрать наиболее ценные и реальные проекты и работы выпускников для быстрого внедрения их в производство.

В настоящее время на всех предприятиях практически завершена реализация пятого этапа эксперимента. Анализ результатов реализации программы ФЭП в Нижнекамском химико-технологическом институте показал нижеследующее.

1. Наблюдается положительная динамика по всем показателям эксперимента, приведенным в таблице 1.

2. Участие студентов в эксперименте на предприятиях позволило им получить практические навыки профессиональной деятельности, ближе ознакомиться с проблемами и перспективами современного химического и нефтехимического комплекса, а одновременная учеба в институте - пополнить багаж теоретических знаний. Получение студентами сначала профессий рабочих на базовых предприятиях, а затем диплома специалиста в институте в конце эксперимента можно рассматривать как один из эффективных методов и средств реализации актуального в настоящее время принципа непрерывности образовательного процесса в современном обществе.

3. Благодаря эксперименту удалось материализовать идею реального проектирования, когда тематика курсового и дипломного проектирования студентов непосредственно связана с решением конкретных задач и внедрением их в производство. Об этом свидетельствуют итоги заседаний ГЭК и ГАК по защите выпускных квалификационных работ студентов, участвующих в эксперименте.

Таблица 1. Изменение показателей эксперимента за 2001-2005 гг.

Показатели эксперимента по учебным годам 2001/02 уч. год 2002/03 уч. год 2003/04 уч. год 2004/05 уч. год 2005/06 уч. год

Число предприятий, участвующих в эксперименте 2 (ОАО НКНХ, НКШ) 2 (ОАО НКНХ, НКШ) 4 (ОАО НКНХ, НКШ, НКТУ, ННПЗ) 5 (ОАО НКНХ, НКШ, НКТУ, ННПЗ, ООО НК-Ойл) 5 (ОАО НКНХ, НКШ, НКТУ, ННПЗ, ООО НК-Ойл)

Количество специальностей и их номера 5 (220200, 170500, 180400, 250500, 250600) 5 (220200, 170500, 180400, 250500, 250600) 6 (220200, 170500, 180400, 250500, 250600, 060800) 6 (220200, 170500, 180400, 250500, 250600, 100400) 6 (220200, 170500, 180400, 250500, 250600, 100400)

Всего студентов, участвующих в эксперименте 66 84 105 133 96

В том числе число студентов по предприятиям НКНХ -61 НКШ - 5 НКНХ -69 НКШ - 15 НКНХ - 63 НКШ - 18 ННПЗ- 22 НЗТУ - 2 НКНХ - 88 НКШ - 15 ННПЗ- 13 НЗТУ - 5 НК-Ойл - 12 НКНХ - 66 НКШ - 14 ННПЗ- 0 НЗТУ - 8 НК-Ойл - 8

Число трудоустроенны х выпускников НКНХ -49 НКШ - 5 (12 студентов - после защиты в 2003 г.) НКНХ -53 НКШ - 15 (16 студентов - после защиты в 2004 г.) НКНХ - 63 НКШ - 15 ННПЗ - 18 НЗТУ - 2 НКНХ - 86 НКШ - 8 ННПЗ- 2 НЗТУ - 4 Ожидается трудоустройст во всех выпускников после защиты ВКР

1. В рамках эксперимента удалось положительно решить такую важную социальную задачу, как трудоустройство выпускников вузов после

С.С. Амирова, М.А. Закиров, Р.М. Одинабекова, Г.М. Миннуллина О реализации программы «Федеральная экспериментальная площадка» в Нижнекамском химико-технологическом институте

окончания института. Как следует из приведенной выше таблицы, практически все студенты, участвовавшие в эксперименте на базовых предприятиях города и получившие дипломы специалистов, приняты на постоянную работу в соответствии с их специальностями и разрядами, полученными ими во время прохождения стажировки. Кроме того, работа во время стажировки на указанных предприятиях с получением соответствующей заработной платы способствовала заметному пополнению семейного бюджета студентов.

2. Одновременная учеба в институте и работа во время стажировки значительно повысила ответственность студентов к результатам своего труда и учебы, так как отбор кандидатов на участие в эксперименте на престижных заводах производится на конкурсной основе с учетом полученных оценок по основным дисциплинам. Кроме того, учеба в институте по безотрывной форме в вечернее время потребовала от студентов более рационального и эффективного распределения бюджета времени.

3. Большинство студентов на период прохождения стажировки выбирали цеха и заводы, где ранее или продолжают трудиться их родители. Благодаря этому на производственных предприятиях города в определенной мере удалось восстановить необоснованно забытые в последнее время традиции семейных династий, обладающие огромным воспитательным воздействием на современную молодежь.

Исходя из проведенного анализа, следует, что цели и задачи, которые были заложены в основу эксперимента, в основном достигнуты. Дальнейшее продолжение эксперимента является актуальной задачей не только высшей школы, но и современного производства, поскольку эксперимент действительно позволяет решить не только учебные проблемы, но и ряд важных производственных и социальных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.