Научная статья на тему 'Производственное сотрудничество между Китаем и Россией: возможности и приоритеты (в контексте стратегического партнерства РФ и КНР, решений XIX съезда КПК). Статья выполнена при финансовой поддержке “China scholar Council” “Ляонинского гуманитарного и социального научного фонда (проект l16bjl010) ”, “научного фонда центра исследований экономики и политики стран с переходной экономикой Ляонинского университета”, а также РФФИ №15-02-00640 "Философия и методология экономики как основа формирования концепции современного экономического знания"'

Производственное сотрудничество между Китаем и Россией: возможности и приоритеты (в контексте стратегического партнерства РФ и КНР, решений XIX съезда КПК). Статья выполнена при финансовой поддержке “China scholar Council” “Ляонинского гуманитарного и социального научного фонда (проект l16bjl010) ”, “научного фонда центра исследований экономики и политики стран с переходной экономикой Ляонинского университета”, а также РФФИ №15-02-00640 "Философия и методология экономики как основа формирования концепции современного экономического знания" Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1128
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЧЕТВЕРТАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / "ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА" / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭКОНОМИК РОССИИ И КИТАЯ / XIX СЪЕЗД КПК / СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА / СОСТЫКОВКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чи Чжан, Юдина Тамара Николаевна

в контексте стратегического партнерства РФ и КНР, а также решений XIX съезда КПК повышение уровня взаимодействия экономик России и Китая, производственное сотрудничество стали точками экономического роста наших стран на новом технологическом уровне. Для решения этих задач важное значение имеют три институциональноэкономических фактора: структурная перестройка с учетом достижений четвертой промышленной революции, состыковка государственных и региональных стратегий и хорошая институциональная основа сотрудничества между КНР и РФ. Учитывая экономическое состояние, сравнительные преимущества и спрос двух стран, установлено, что приоритетами такого сотрудничества должны быть электроэнергетические и добывающие отрасли, сельское хозяйство и пищевая промышленность, машиностроение и ИКТ отрасли. В статье определены основные средства для продвижения производственного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Чи Чжан, Юдина Тамара Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Производственное сотрудничество между Китаем и Россией: возможности и приоритеты (в контексте стратегического партнерства РФ и КНР, решений XIX съезда КПК). Статья выполнена при финансовой поддержке “China scholar Council” “Ляонинского гуманитарного и социального научного фонда (проект l16bjl010) ”, “научного фонда центра исследований экономики и политики стран с переходной экономикой Ляонинского университета”, а также РФФИ №15-02-00640 "Философия и методология экономики как основа формирования концепции современного экономического знания"»

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ (В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА РФ И КНР, РЕШЕНИЙ XIX СЪЕЗДА КПК)

Статья выполнена при финансовой поддержке "China scholar council" "Ляонинского гуманитарного и социального научного фонда (проект L16BJL010) ", "научного фонда Центра исследований экономики и политики стран с переходной экономикой Ляонинского университета", а также РФФИ №15-02-00640 «Философия и методология экономики как основа формирования концепции современного экономического знания»

Чжан Чи

доктор экономических наук,

профессор кафедры международной торговли экономического факультета Шэньянского технологического

университета,

г. Шэньян, Китай.

E-mail: zhangchi71@hotmail.com

Юдина Тамара Николаевна

доктор экономических наук, действительный член Академии Философии Хозяйства, старший научный сотрудник экономического факультета,

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», г. Москва, Российская Федерация. E-mail: orchidflower@list.ru

Аннотация: в контексте стратегического партнерства РФ и КНР, а также решений XIX съезда КПК повышение уровня взаимодействия экономик России и Китая, производственное сотрудничество стали точками экономического роста наших стран на новом технологическом уровне. Для решения этих задач важное значение имеют три институционально-экономических фактора: структурная перестройка с учетом достижений четвертой промышленной революции, состыковка государственных и региональных стратегий и хорошая институциональная основа сотрудничества между КНР и РФ. Учитывая экономическое состояние, сравнительные преимущества и спрос двух стран, установлено, что приоритетами такого сотрудничества должны быть электроэнергетические и добывающие отрасли, сельское хозяйство и пищевая промышленность, машиностроение и ИКТ отрасли. В статье определены основные средства для продвижения производственного сотрудничества.

Ключевые слова: стратегическое партнерство, производственное сотрудничество, четвертая промышленная революция, «цифровая экономика», взаимодействие экономик России и Китая, XIX съезд КПК, структурная перестройка, состыковка государственных и региональных стратегий.

JEL: С12; D60; O17

INDUSTRIAL COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA: OPPORTUNITIES AND PRIORITIES (WITHIN THE CONTEXT OF THE RF-PRC STRATEGIC PARTNERSHIP AND XIX CPC CONGRESS DECISIONS)

Zhang Chi

Doctor of Economics

Professor, International Economics and Trade Department, Faculty of Economics, Shenyang University of Technology Shenyang, China

Yudina Tamara Nicolaevna Doctor of Economics Sciences

Senior Researcher, Faculty of Economics State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Lomonosov Moscow State University», Full member of Philosophy of Economy Academy Moscow, Russian Federation

Abstract: Increasing level of interaction between the economies of Russia and China as well as industrial cooperation became economic growth points on a new technological level. Three institutional and economic factors are important for taking these challenges up: structural adjustment with account of the Fourth industrial revolution achievements, state and regional strategies alignment and well-elaborated institutional basis of RF-PRC partnership. Taking into consideration economic environment, comparative advantages and demand of two states, the following partnership priorities are identified: electric power and mining industries, agriculture and food industry, mechanical engineering and ICT industry. Principal elements for industrial cooperation promotion are defined in the article.

Keywords: strategic partnership, industrial cooperation, Fourth industrial revolution, «digital economy», interaction between the economies of Russia and China, XIX CPC Congress, structural adjustment, state and regional strategies alignment.

Введение

Будучи самыми большими государствами-соседями, Россия и Китай непрерывно расширяют масштаб двустороннего торгово-экономического сотрудничества со времен образования КНР в 1949 г., продолжают повышать качество и уровень взаимодействия в рамках Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве (2001 г.) и Стратегическом партнерстве, а также четвертой промышленной революции и/или Индустрии 4.0, «цифровой экономики». В последние годы обе стороны активно стимулируют сотрудничество в осуществлении крупных стратегических проектов в таких стратегических отраслях, как энергетика, гражданское авиастроение, железнодорожный транспорт (высокоскоростные железные дороги). РФ и КНР увеличивают объем взаимных инвестиций, поощряют расчеты в национальных валютах и расширяют сотрудничество в области электронной коммерции, развития «цифровой экономики», активизируют деятельность по реализации проектов Программы китайско-российского сотрудничества в области космоса на 2013-2017 гг. и совместной программы разработки широкофюзеляжного самолета, навигационного оборудования, углубляют региональное и приграничное сотрудничество. В таком контексте производственное сотрудничество должно быть новой точкой роста делового сотрудничества между двумя странами и имеет большой потенциал развития.

Возможности производственного сотрудничества между Китаем и Россией

Международное производственное сотрудничество - это специфическая форма организации производственной деятельности, предусматривающая участие в ней одновременно двух и/ или более стран, на основе производственной специализации (в том числе предметной, подетальной и технологической) каждой из них при широкой производственной кооперации между этими странами. Основным каналом такого сотрудничества является международные инвестиции, включая в себя еще международные торговые и технологические обмены. Такая форма организации производства отражает наиболее высокую степень специализации и кооперации.

В настоящее время можно выделить следующие факторы, дающие возможность осуществлять дальнейшее производственное сотрудничество между Китаем и Россией:

1) Китаю и России необходима ускоренная структурная перестройка и инновационное развитие экономики, «цифровая экономика», что является предпосылкой дальнейшего производственного сотрудничества между обеими странами на новой технологической основе.

Сложившиеся в последние несколько лет условия серьезных вызовов и угроз для России, отягощенные долговременно сложившимися структурными диспропорциями в ее хозяйственной

сфере, в очередной раз подтверждают необходимость реализации в ней нового экономического курса [1, с. 18-33]. Д.А. Медведев указал, что надо создать базу для новых структурных преобразований [2, с. 5-30]. На первом заседании Президиума Экономического совета 25 мая 2016 г. В.В. Путин сформулировал цель работы этого органа: «Обсудить и наметить ключевые ориентиры экономической политики до 2025 года, определить основные факторы роста экономики и развития социальной сферы» с тем, чтобы «обеспечить увеличение темпов роста отечественной экономики и провести структурные реформы для повышения её эффективности» [3].

Китай также позиционировал оптимизацию и модернизацию производственной структуры как важную задачу XIII пятилетки (2016-2020 гг.). При «новой нормальности» экономика Китая переживает всесторонние и глубокие структурные изменения, заключающиеся в переходе от промышленно-ориентированной к сервис-ориентированной экономике, от модели экономического развития, направленной на расширение экспорта и инвестирование, к модели, которая ставит во главу угла расширение внутреннего спроса и опирается на инновационное развитие [4, с.1-13].

В докладе XIX съезда КПК была поставлена задача углубления структурной реформы предложения и подчеркнуто, что основной упор будет делаться на ускоренном развитии реального сектора экономики, а количественный рост экономики перейдет в качественный.

Таким образом, перед обеими странами стоит общая задача - неоиндустриализация и реиндустриализация, для осуществления которой производственное сотрудничество является одним из эффективных средств.

2) Стыковка и взаимодействие государственных и региональных стратегий развития Китая и России предполагают соответствующие институционально-экономические условия для осуществления производственного сотрудничества между нашими странами.

На современном этапе торгово-экономическое сотрудничество между Китаем и Россией вступает в «период стратегической регулировки». 23 сентября 2009 г. правительствами РФ и КНР была утверждена «Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 годы)». В сентябре 2014 г. был выдвинут «экономический коридор Китай-Монголия-Россия», как стыковка инициатив «один пояс один путь» Китая, «степной путь» Монголии и «Евразийский путь» России. 8 мая 2015 г. Китай и Россия опубликовали «Совместное заявление по сопряжению строительства Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза». Эти документы ориентируют на дальнейшее развитие двустороннего торгово-экономического сотрудничества, более широкую промышленную кооперацию, углубление инвестиционного и финансового взаимодействия, ставят задачу оптимизации региональных производственных сетей, укрепления международной транспортной инфраструктуры и интермодальных, смешанных перевозок. В настоящее время около 70 субъектов Российской Федерации напрямую взаимодействуют с провинциями Китая. Протяжённая российско-китайская граница стала естественной основой для данного вида сотрудничества.

3) Производственное сотрудничество между Китаем и Россией имеет хорошую институционально-экономическую основу.

В последние годы взаимоотношения между Китаем и Россией укрепились и стали активно развиваться. В 1999 г. двусторонний товарооборот составлял 5,72 млрд долларов. С 2010 г. КНР является крупнейшим торговым партнером РФ. При общем сокращении двусторонней торговли на 20 млрд долларов в 2015 г. удельный вес Китая в российской внешней торговле продолжал увеличиваться с 11,3 до 12,1%. Согласно данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, ее товарооборот с Китаем в 2016 г. составил 69.5 млрд долларов (рис.1). Также стремительно развиваются новые сферы сотрудничества, как, например, трансграничная электронная торговля, поскольку КНР обладает цифровой транснациональной платформой, созданной Alibaba Grupp. Россия стала второй крупнейшей страной для трансграничной электронной торговли Китая [5].

Рис.1. Динамика товарооборота между Россией и Китаем (2006-2016 гг.) В последние годы значительно расширилась сфера приложения китайского капитала в России. В 2011-2014 гг. объем привлеченных в Россию прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из Китая вырос с 125,9 млн долларов до 1271,0 млн долларов. Их удельный вес в общем объеме поступивших в Россию ПИИ - с 0,2% до 5,6%. Китай уже является третьей страной-инвестором для России (табл.1).

Таблица 1 - Объем и доля привлеченных в Россию прямых иностранных инвестиций из Китая в течение 2011-2014 гг. (млн долл.)

Привлеченные прямые инвестиции 2011 2012 2013 2014 Объем накопленных ПИИ

в Россию, всего 55083.5 50588.0 69219.0 22856.6 353444.0

в т.ч. из Китая 125.9 449.6 596.9 1271.0 2810.1

удельный вес, в % 0.23 0.89 0.86 5.56 0.80

К началу 2013 г. суммарный объем российских прямых иностранных инвестиций в КНР достиг 847,71 млн долларов. Общее количество российских проектов с прямыми иностранными инвестициями в КНР превысило 2,45 тыс.

Что касается производственной структуры двух стран, то здесь существует явная взаимодополняемость, что обеспечивает основные условия для производственного сотрудничества между ними. Исследование по состоянию производства Китая и России показывает, что РФ имеет преимущества в сельском хозяйстве и горнодобывающей промышленности, а у Китая сегодня достигнут высокий уровень торговли и транспорта. Обе страны имеют свои преимущества в обрабатывающей промышленности [6, с.191-193]. Итак, путем диверсифицированного сотрудничества и соединения своих преимуществ и развития торгово-экономического сотрудничества, они способны совместно достигнуть новых позиций в международной и межрегиональной конкуренции.

На самом деле, Россия - один из важных источников энергоресурсов и высоких технологий для Китая, уже на протяжении десятилетий Россия включена в цепочки производства добавленной стоимости по ряду важных изделий китайской оборонной промышленности [7].

Более того, падение мировых цен на уголь, нефть, медь и другие сырьевые товары в последние

годы, сильно влияет на экономический рост России. РФ необходимо увеличить объем инвестиций в инфраструктуру и перерабатывающую промышленность, чтобы стимулировать экономическое развитие. В отличие от России, в китайской экономике по-прежнему существует большой спрос на энергетику и ресурсы, а в строительстве инфраструктуры здесь накоплен достаточный опыт, и с 2005 г. китайские зарубежные инвестиции продолжают расти.

Приоритеты производственного сотрудничества между Китаем и Россией

Учитывая экономическое состояние, сравнительное преимущества и спрос двух стран, мы считаем, что надо сосредоточить внимание на следующих трех областях:

Во-первых, содействовать углубленному сотрудничеству в электроэнергетической и добывающей отраслях промышленности, ускорить строительство трансграничных коридоров передачи электроэнергии, а также активно продвигать сотрудничество в областях чистой, возобновляемой энергии, в том числе гидроэнергетики, использовании гелиоэнергетических ресурсов и энергии ветра. Наши авторские предложения в отношении провинций Северо-Восточного Китая изложены в статье «Реиндустриализация промышленной базы Северо-Восточного Китая в XIII пятилетке (2016-2020)» [14, с.146-158].

Электроэнергетические и добывающие отрасли промышленности включают производства по добыче топливно-энергетических и других ресурсов, их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению. С 2012 г. среднегодовой темп роста потребности Китая в электроэнергии увеличился на 6%. Российские Сибирь и Дальний Восток обладают избыточными мощностями по выработке электроэнергии, которые могут транспортироваться в Китай по высоковольтным линиям. Учитывая взаимные интересы и возрастающие объемы спроса обеих стран, большие перспективы сотрудничества в этой сфере открываются в плане создания производств по выпуску продукции завершающих переделов. Кроме этого, структура энергопотребления Китая изменяется в последние годы достаточно быстро в сторону использования чистых источников энергии. В XIII пятилетнем плане развития Китая на 2016-2020 гг. поставлены задачи внедрения целого комплекса научно-технических, научно-технологических инноваций в контексте «цифровой экономики» в сфере энергетики. К 2020 г. доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергобалансе страны должна составить 10%, а к 2050 г. - 16% [8]. В таком контексте обе страны могут сотрудничать в плане внедрения инновационных технологий четвертой промышленной революции и современных материалов в отраслях ТЭК, что совпадает с требованиями структурных реформ России и Китая.

Во-вторых, развивать сотрудничество в областях сельского хозяйства и пищевой промышленности.

В последние годы отмечаются сдвиги в сотрудничестве сельского хозяйства между Китаем и Россией, активизируются обмены и быстро растет товарооборот в этой сфере (рис.2), что в значительной мере обусловлено высокой степенью взаимодополняемости экономик двух наших стран в целом и их агропромышленных комплексов в частности. Китай производит около 60% овощей и 30% фруктов в мире, и он является крупнейшим в мире производителем и экспортером овощей. Заменив ЕС и другие страны, с 2014 г. Китай стал одним из главных экспортеров в Россию фруктов, овощей и свинины. В то же время сельское хозяйство является точкой экономического роста России в последние годы и успешной отраслью в рамках импортозамещения. В 2016 г. Китай стал крупнейшим потребителем российского продовольствия с закупкой продуктов в России стоимостью 1,55 млрд долларов. Российское сельское хозяйство - одна из наиболее привлекательных отраслей для иностранных инвесторов. Все это проявляет потенциал сотрудничества обеих стран в этой сфере. Кроме этого, вступление России в ВТО создает дополнительные гарантии для укрепления сельскохозяйственного сотрудничества между двумя странами. В 2015 г. обе страны совместно создали «сельскохозяйственный инвестиционный фонд с уставным капиталом 2 млрд долл. и фонд агропромышленного развития Дальнего Востока с фондом в 13 млрд руб.» [9]. В июне 2016 г. Президент

России В.В. Путин выступил с предложением построить наземный коридор для транспортировки продуктов питания, в Забайкалье будет построен перегрузочный пункт, склады и т.д. для экспорта продуктов питания из Сибири в Китай. Эти меры будут способствовать углублению двустороннего сотрудничества в сельском хозяйстве [10].

Рис.2. Динамика экспорта китайских сельскохозяйственных продуктов в Россию

В перспективные направления нашего двустороннего производственного сотрудничества включены: развитие производства безопасных и качественных продуктов питания для потребителей двух стран, передача сельскохозяйственных технологий, методов лицензирования и коммерческого технического консультирования, совместное строительство объектов инфраструктуры, совершенствование сельскохозяйственного машиностроения путем создания совместных предприятий и т.д.

В-третьих, усилить взаимодействие производства машин и оборудования, которое имеет решающее значение для развития различных отраслей народного хозяйства.

В последние годы важное место промышленности в экономике в разных странах было вновь подтверждено. Первыми «флаг реиндустриализации» подняли США, далее последовали страны Европы, например, Великобритания, Германия, Франция и др., а также - остальной мир. На таком фоне в Китае был выдвинут проект «Сделано в Китае - 2025», а в России, как указал Губанов С.С., «в первую очередь следует покончить с деиндустриализацией экономики, для чего необходимо соединить добывающую промышленность с обрабатывающими комплексами, особенно машиностроительными» [11, с. 20]. Итак, в марте 2014 г. Дмитрий Анатольевич Медведев обозначил импортозамещение как один из приоритетов для России, и в сентябре были определены распоряжением Правительства РФ «План содействия импортозамещению в промышленности», которым была предусмотрена разработка отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в отраслях промышленности Российской Федерации на период до 2018 г. В рамках объявленного руководством страны курса на импортозамещение Кабинет министров России утвердил новую редакцию Государственной

программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Для перехода на более высокие уровни технологического развития предприятиям машиностроения России требуются значительные инвестиции в них, а у Китая есть огромные производственная и финансовая мощности. По данным Всекитайской федерации машиностроения КНР сейчас является крупнейшим мировым поставщиком промышленного оборудования, причем примерно четверть китайской продукции предназначается для экспорта, т.е. общее машиностроение занимает второе место в КНР после электронной промышленности по темпам прироста экспортных поставок. В таких условиях, с одной стороны, можно создать новые производства в России с использованием китайских инвестиций, технологий и комплектующих, а с другой, обе стороны взаимно способствуют развитию производства оборудования высокого класса, совместно разрабатывают новые технологии и внедряют их в реальный сектор экономики, чтобы ускорить оптимизацию и модернизацию структуры промышленности. На самом деле в последние годы цепочки создания добавленной стоимости в машиностроительном производстве были модифицированы с использованием преимуществ глобализации и регионализации. Многие машиностроительные компании расширяют зарубежное присутствие, привлекают иностранные инвестиции. Важно также признать, что в одиночку ни одна из сторон не сможет построить независимый научно-технический, научно-технологический и промышленный потенциал в контексте четвертой промышленной революции и/или Индустрии 4.0 и «цифровой экономики», обеспечивающий полноценную конкуренцию с США как в военной, так и в гражданской сфере [12].

В процессе продвижения вышеуказанного сотрудничества, естественно, трудности возникают и будут возникать, поэтому, на основе укрепления политического диалога и консультации для повышения взаимодоверия друг другу и содействия стыковки и обмена стратегиями и программами развития между собой, необходимо принять следующие меры:

1) Основываясь на строительстве ключевых каналов и реализации главных проектов, содействовать взаимосвязанности транспортных инфраструктур в целях дальнейшего развития транзитных перевозок между Китаем и Россией, Азией и Европой, строить свою современную систему логистики. Здесь речь идет как о развитии новых маршрутов, так и о модернизации существующих (Транссиб и БАМ) в рамках сопряженности Экономического пояса шелкового пути (ЭПШП) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а также о совместном строительстве логистических центров, формировании информационно-маркетинговой магистрали и т.д. Для того, чтобы транспортные коридоры были эффективны, нужны изучение потенциального потока грузового и определенные гарантии правительств обеих стран.

2) Чтобы устроить благоприятную среду для освобождения потенциала сотрудничества, устранять барьеры торговли и инвестиций, расширять их сферу, а также постоянно повышать уровень либерализации и упрощать процедуры инвестирования и торговли. Обе страны должны поддерживать стабильность и непрерывность торговой и инвестиционной политики, наладить информационное взаимодействие между таможенными службами обеих стран, укреплять координацию и сотрудничество в областях таможенного дела и контроля качества продукций. Кроме этого, оптимизация инвестиционного климата, повышение информирования предприятий двух стран друг о друге, формирование единых стандартов и снижение порога доступа к проектам предприятий, создание свободных регулярных информационных площадок тоже являются необходимыми.

3) Создать совместные промышленные парки, технопарки или зоны совместного предпринимательства в контексте Индустрии 4.0, на которых образуется высокая концентрация производств одной отрасли (или нескольких смежных отраслей), чтобы осуществить кластерное развитие производства обеих стран. Эти зоны могут быть созданы как на территории одной из стран-партнеров (России или Китая), так и на их сопредельных территориях приграничных регионов. Строительство этих зон должно связываться со стыковкой транспортных инфраструктур в целях

формирования экономических коридоров.

4) Увеличить гуманитарные обмены и контакты народов двух стран, совместно подготовить квалифицированные кадры международного уровня, хорошо знающих язык, экономику и законы другой страны.

За последние годы Китай и Россия совместно проводят годы своих стран, годы языка, туризма, молодежных обменов, активно функционируют Общества Российско-Китайской Дружбы и Общество Китайско-Российской Дружбы. Все это способствует укреплению дружбы между народами, но еще недостаточно для тесного взаимодействия России и Китая на уровне простых людей, что является социальной базой межгосударственных экономических связей и чрезвычайно важно для продвижения производственного сотрудничества. Обе страны должны проводить гуманитарные обмены и контакты не только в приграничных регионах и крупных городах, но и на остальной территории. Надо проработать вопрос о расширении сотрудничества между научными и образовательными центрами, увеличить общения людей различных областей знаний обеих сторон.

5) Создать более благоприятные условия для малых и средних предприятий, развитие которых имеет стратегическое значение для сотрудничества двух стран и создает новый импульс для экономики. Как известно, уровень взаимоотношений между российскими и китайскими компаниями абсолютно не соответствует вышеуказанным возможностям, и несырьевой сектор, особенно малого и среднего бизнеса, катастрофически отстает от тех возможностей, которые есть [13]. На таком фоне обе страны должны рассмотреть, какие финансовые продукты помогают малому и среднему бизнесу (МСБ) увеличить долю рынка, как сделать компанию привлекательной для иностранных инвестиций. Важно еще и снять межгосударственные рыночные административные барьеры, предложить малым и средним предприятиям информацию разным путем, например, разработать систему электронной и цифровой состыковки предприятий двух стран на базе, например, блокчейн, больших данных (Big Date), создания разноуровневых цифровых платформ, чтобы им было легче находить партнеров на рынке.

Таким образом, на основе новых цифровых технологий, Индустрии 4.0, исторического и современного производственного российско-китайского сотрудничества со времен образования КНР в 1949 г. и по настоящее время, глобального китайского мегапроекта «один пояс один путь» открываются самые широкие и глубокие перспективы дальнейшего производственного взаимодействия Китая и России в области создания цепочек производства добавленной стоимости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Жидких А.А. Регионы и политика реиндустриализации российской экономики / А.А. Жидких // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2016. - № 2. - 18-33.

2. Медведев Д.А. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики / Д.А. Медведев // Вопросы экономики. - 2016. - № 10.- С. 5—30.

3. Заседание президиума Экономического совета. Официальный сайт Президента России. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51996

4. - 2016. -№ 2. - 1-13. Фулин Чи: 13 пятилетка: структурная реформа, основанная на экономической трансформации / Ч. Фулин // Вестник Шанхайского университета. - 2016. -№ 2. С. - 1-13

5. Комментарий: Китайско-российское деловое сотрудничество усиленно развивается. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2016-11/09/content_39662361.htm

6. -2015. - 22. - С.193. -

Дэн Сяоли: К вопросу китайско-российского экономического и торгового сотрудничества с точки зрения промышленного объединения / Сяоли Д. // Вестник «Цзинзи Янзю». - 2015. - № 22. - С.193.

7. Кашин В. Промышленная кооперация - путь к сопряжению российской и китайской экономик [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://globalaffairs.ru/valday/Promyshlennaya-kooperatciya--put-k-sopryazheniyu-rossiiskoi-i-kitaiskoi-ekonomik-18110

8. China 2050 high renewable Energy penetration scenario and roadmap study. Energy Research Institute. [Electronic resource] // National Development and Reform Commission. - URL: http://www.efchina. org/Attachments/Report/report-20150420/China-2050-High-Renewable-Energy-Penetration-Scenario-and-Roadmap-Study-Executive-Summary.pdf.

9. Россия и Китай создадут сельскохозяйственный инвестиционный фонд с капиталом два миллиарда долларов [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://mixednews.ru/archives/79115

10. Китай и Россия ускоряют сельскохозяйственное сотрудничество на Дальнем

11. Востоке [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://russian.people.com.cn/n3/2016/0818/ c31518-9102154.html

12. Губанов С.С. Неоиндустриализация России и нищета ее критики / С.С. Губанов // Экономист. - 2014. - № 4.- С. 20.

13. ЕАЭС и Шелковый путь: новый мировой порядок. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/71847

14. ВЭФ-2017: ключевые выводы по сотрудничеству Китая и России. [Электрон. ресурс]. -Режим доступа: http://tvbrics.com/news/vef-2017-klyuchevye-vyvody-po-sotrudnichestvu-kitaya-i-rossii/

15. Чжан Чи, Юдина Т.Н. Реиндустриализация промышленной базы Северо-Восточного Китая в XIII пятилетке (2016-2020) / Ч. Чжан, Т.Н. Юдина // Философия хозяйства. - 2017. - №6. - С.146-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.