Более полувека прошло с тех пор, как Советский Союз и его Вооружённые Силы одержали историческую победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В героической истории нашей Родины она занимает особые страницы, раскрывающие борьбу советских народов за свою свободу и независимость. В обширной литературе всесторонне освещается величественный подвиг советского народа, как на фронте, так и в тылу.
Великая Отечественная война стала серьёзным испытанием для Советского государства на прочность, а её народа - на стойкость, мужество и веру в победу.
Потеряв в первые месяцы войны территорию с огромным промышленным потенциалом, СССР пришлось практически заново выстраивать всю систему народного хозяйства. Разработанная ЦК ВКП(б) программа и подготовленная на её основе совместная Директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям (от 29 июня 1941 г.) была направлена на мобилизацию всех сил и средств страны на разгром врага.
Немало героических страниц в истории самой страшной войны XX столетия вписали сотрудники уголовно-исполнительной системы.
О деятельности сотрудников в этот сложный период отечественными исследователями высказано достаточное количество суждений, даются разные оценки, причём порой полярные друг другу. Советская исправительно-трудовая политика, законодательство и практика исправительно-трудовой системы постоянно подвергались жёсткой критике со стороны мирового сообщества за нарушения международных стандартов при обращении с осуждёнными, а в конечном итоге - за нарушения прав человека и гражданина. Естественно, органы, стоявшие на защите безопасности и правопорядка, не всегда вызывают симпатии у граждан, и особенно тогда, когда им приходится действовать в особых условиях. Однако справедливости ради следует отметить, что в тот сложный для всей страны период на сотрудников ИТУ возлагались задачи не только по обеспечению передислокации осуждённых, но и по обеспечению сохранности их физического состояния, полного трудового использования, укомплектования важнейших оборонных строительств и предприятий рабочей силой, выпуск боеприпасов, обмундирования, специальной тары и другой оборонной продукции, расширение собственной производственной базы.
В 1941 г. ГУЛАГ располагал мощными экономическими, промышленными и трудовыми ресурсами. Достаточно сказать, что перед войной система включала в себя 53 исправительно-трудовых лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний, в том числе 170 - промышленных, 23 - сельскохозяйственных, 172 - контрагентских и 50 колоний для несовершеннолетних. В них содержалось 1,5 млн. 525 взрослых заключённых и 429 тыс. 205 - несовершеннолетних1.
Подготовленные Госпланом СССР и одобренные Советским правительством и ЦК ВКП(б) на 1941-1945 гг. народно-хозяйственные планы представляли собой программу развития основной военно-промышленной базы на востоке страны. План был основан на наличии в районах Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, Казахстана и Средней Азии необходимых стратегических резервов, в том числе человеческих ресурсов, включающих и осуждённых, поскольку уже в первые месяцы войны осуждённые из Украины, Белоруссии, Молдавии, центральных районов РСФСР в экстренном порядке были вывезены на Крайний Север европейской части страны, Урал и Дальний Восток, в Сибирь и Среднюю Азию. Их отправляли в Воркуту, Магадан, Норильск, в Красноярский край, Казахстан.
Производственно-хозяйственная деятельность исправительно-трудовых
учреждений в период Великой Отечественной войны, как и весь народно-хозяйственный комплекс страны, была переведена на режим работы в условиях военного времени.
1 // Социально-политические науки. - 1990. - № 7. - С. 91.
Постепенно был подчинён интересам обороны производственно-хозяйственный комплекс ГУЛАГа.
К началу войны ГУЛАГ накопил значительный опыт решения крупномасштабных хозяйственных задач.
Его структура была приспособлена к организации труда осуждённых в различных отраслях промышленного, оборонного, транспортного строительства, а также в горнодобывающей, химической, лесной промышленности и в сельском хозяйстве. Исследователи деятельности ГУЛАГа в период войны 1941-1945 гг. Л. Ивашова, А. Емелин, М. Детков и др. отмечают, что решением Государственного Комитета Обороны на НКВД была возложена обязанность по обеспечению 640 предприятий и строительных объектов рабочей силой из числа осуждённых. На базе этих предприятий предполагалось организовать 380 исправительно-трудовых колоний, рассчитанных на 225 тыс. человек. Одновременно с этим на ГУЛАГ возлагалось производство сельскохозяйственной продукции. В его системе функционировал Астраханский рыболовецкий лагерь, 8 рыболовецких колоний и 45 рыболовецких подсобных хозяйств. К концу войны численность сельскохозяйственных и рыболовецких колоний значительно возросла. В основном создание и активное функционирование таких лагерей происходило в РСФСР, Казахстане и Средней Азии.
За 1942 г. предприятия УИТЛК выполнили план на 128,6 %. Из 50 управлений и отделов исправительно-трудовых лагерей и колоний 31 учреждение значительно перевыполнило план2.
Особым вкладом осуждённых в Победу стало добровольное перечисление средств в фонд обороны страны. За четыре военных года ими было собрано 40 млн. рублей. Считаем важным отметить, что одной из благотворных идей в организации этих начинаний стало активное использование в воспитательной работе с осуждёнными писем фронтовиков - бывших заключённых3.
Положительные результаты в производственно-хозяйственной деятельности были достигнуты несмотря на то, что промышленное производство являлось чрезвычайно разнообразным, а программа промышленного и капитального строительства выполнялась в особо отдалённых, малонаселённых районах. При этом нельзя забывать, что сама рабочая сила имела свои специфические особенности. Однако это был труд, направленный на оборону страны, и с этим осуждённые не могли не считаться. Особой главой истории деятельности ГУЛАГа в годы Великой Отечественной войны стало массовое использование с 1943 г. труда военнопленных. На работы в важнейшие отрасли народного хозяйства было направлено свыше 1 млн. 800 тыс. военнопленных, из них: на строительство (включая железнодорожное и автодорожное) - 645 тыс. 532 человека, или 35,2 %; в топливно-энергетическую промышленность - 410 тыс. 793 человека, или 22,4 %; в оборонную промышленность - 319 тыс. 98 человек, или 17,4 %; на производство строительных материалов (включая и лесную промышленность) - 247 тыс. 576 человек, или 13,5 %; в металлургическую и машиностроительную промышленность - 143 тыс. 44 человека, или 7,8 %, в другие отрасли промышленности и сельского хозяйства - 678 тыс. 22 человека, или 3,7 %. В конечном итоге объём выполненных ими работ составил сумму 50 млрд. рублей4.
При организации труда в местах лишения свободы, впрочем, как и в целом по стране, широко применялось трудовое соревнование. С учётом сложностей в продовольственном обеспечении особый акцент был сделан на применение материального стимулирования отрядов, бригад, цехов, отдельных осуждённых. От имени администрации вручались продуктовые посылки победителям соревнования. Использовались и такие меры поощрения, как вручение переходящего вымпела «Щит
2 Приказ НКВД СССР 1946 года № 51.
3 Приказ НКВД СССР 1946 года № 51.
4 Журнал Коммерсант «Власть». - 2000. - № 7. - С. 54.
первенства», зачисление в кандидаты на сокращение срока или досрочное освобождение. Хорошо работающие на заводах, производящих боеприпасы, по отбытии срока наказания получали возможность оставаться в качестве вольнонаёмных рабочих. С апреля 1944 г. положительно зарекомендовавшие себя заключённые стали пользоваться правом на свидания с родственниками, если те проживали на территории области, края по месту дислокации лагерей и колоний. Тогда же было разрешено получать передачи и посылки не только от родственников, но и от знакомых.
Среди других мер, направленных на стимулирование труда, следует назвать и такие: распространение на все категории осуждённых права перевода части заработанных денег родственникам; восстановление сил в пунктах профилактического отдыха с последующим медицинским освидетельствованием и установлением категории труда; разрешение осуждённым во всех ИТЛ и колониях покупать на личные деньги два раза в декаду овощей, картофеля, мяса, жиров, молока, яиц, табака на ближайших колхозных и местных рынках через специально выделенных вольнонаёмных сотрудников и заключённых, отбывающих наказание за бытовые преступления.
К 1944 г. осуждённые работали на пятидесяти предприятиях страны и принимали непосредственное участие в выпуске танков, самолетов, пушек, боеприпасов и другой военной техники. Комплекс мер по повышению трудовой активности заключённых и поддержанию их трудоспособности, реализованных в 1943-1944 гг., позволил добиться в 1944 г. вывода осуждённых на объекты труда на 84,7 % при плане 79,6 %. Выработка на человеко-день составила 118 % к плану.
Значительные результаты в производственно-хозяйственной деятельности были достигнуты несмотря на то, что промышленное производство являлось чрезвычайно разнообразным, программа промышленного и капитального строительства выполнялась в особо отдалённых, малонаселённых районах, рабочая сила имела свои специфические особенности.
В 1945 г. немалых успехов добились сельскохозяйственные подразделения. План по животноводству был выполнен на 104,1 %.
Важно отметить, что это был труд не только осуждённых, но и в первую очередь сотрудников правоохранительных органов и учреждений5. Совместным трудом сотрудников и вольнонаёмного персонала и осуждённых в годы военного лихолетья страна обеспечивалась лесом, углём, рудой, восстанавливала и возводила новые предприятия.
Необходимо сделать закономерный вывод: сотрудники исправительно-трудовых учреждений, восстанавливая и развивая промышленные возможности страны, обеспечивая правопорядок, предотвратив тысячи диверсий и аварий, были в числе тех, кто в тылу и на фронте активно способствовал приближению Победы СССР в войне.
5 Калинин Ю. И. История уголовно-исполнительной системы России. - Рязань: Академия ФСИН России, 2006.
- С. 213.