УДК 658.562: 378.3:378.22
Громова Н.Ю.1, Сульман М.Г.2 ©
1Доцент, к.т.н., кафедра «Стандартизации, сертификации и управления качеством»;
2
Профессор, д.х.н., кафедра «Стандартизации, сертификации и управления качеством». Тверской государственный технический университет
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА - ПРИОРИТЕТНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ СТАНДАРТИЗАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ
Аннотация
Показана роль производственной практики в образовательной деятельности, цель и задачи. Разработана методология оценочной процедуры независимой оценки качества прохождения практики. Эффективность освоения приоритетных общекультурных и профессиональных компетенций рекомендуется проводить с помощью внешнего (индивидуального мониторинга по приоритетным компетенциям) и внутреннего (публичная презентация) инструментариев оценки качества с использованием модульно-рейтинговой системы для оценочной процедуры.
Ключевые слова: Инструментарии качества, образовательная деятельность,
производственная практика, социальные и профессиональные компетентности, индивидуальный мониторинг, презентация отчета, рейтинг.
Keywords: Quality tools, educational activities, internship, social and professional competencies, individual monitoring, the presentation of a report, rating.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе управления образовательной деятельности уделяется внимание независимой оценке качества образования, проведению мониторинга в системе образования [1]. Реализации образовательных программ требует разработки эффективных инструментариев оценки качества.
Производственная практика по направлению «Стандартизация и метрология» обязательный вид образовательной деятельности, направленный на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ по техническому регулированию и контролю качества готовой продукции, анализа технической документации, обеспечивающей промышленную безопасность предприятия, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Место прохождения студентом производственной практики организуется на базе вуза, а также на предприятиях города Твери и Тверской области и должно соответствовать профессиональному профилю к его будущей специальности.
Целью производственной практики является знакомство с современным
производством (структурой, технологией, размещением оборудования) и формирование ключевых профессиональных компетенций в условиях конкретного производства, Задачей производственной практики является приобретение навыков по разработке технической документации (технологических регламентов) для внедрения безотходных и
ресурсосберегающих технологий, освоение современными методами контроля качества сырья и готовой продукции. Она позволяет соединить теоретическую подготовку студента с практической деятельностью на конкретных рабочих местах.
Начальным этапом производственной практики является сбор информации для выполнения бакалаврской работы по профилю «Стандартизация и сертификация». Согласно
© Громова Н.Ю., Сульман М.Г., 2016 г.
рабочей программе по производственной практике, студенту необходимо уделять внимание ассортименту выпускаемой продукции, ее жизненному циклу (сырье, технические массы, продукты, отходы), нормативным документам, и в первую очередь закону «О техническом регулировании» [2].
С переходом на новые образовательные стандарты образования на кафедре разрабатывается оценочный инструментарий в рамках индивидуального мониторинга для проведения независимой оценки качества освоения рабочей программы по производственной практике. С этой целью используется данные внешней и внутренней оценки деятельности студента.
Разработана методология оценочной процедуры независимой оценки качества прохождения практики, в которой учитывается внешняя оценка и внутренняя оценка. В первый модуль (внешний) включены общекультурные компетенции ОК-9, ОК-19, во второй (внутренний) - профессиональные компетенции ПК-2, ПК-3, ПК-6. Оценочную процедуру качества освоения рабочей программы производственной практики рекомендуется проводить с использованием индивидуального мониторинга и публичной презентации (Табл.1).
Таблица 1
Критерии оценочной процедуры качества по модулям
Модуль Вид инструментария Критерий оценки качества
1 Внешний Индивидуальный мониторинг Качество отчета, инновации, эффективность
2 Внутренний Публичная презентация Доклад, дискуссия
Внешний инструментарий оценки направлен на освоение приоритетных общекультурных компетенций: способность и готовность использовать организационноуправленческие навыки профессиональной и социальной деятельности, руководить людьми и подчиняться; находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений; эффективно работать индивидуально, а также в качестве члена команды по междисциплинарной тематике (ОК-9), способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-19).
Оценку качества производственной практики проводится с помощью индивидуального мониторинга по приоритетным показателям: восприятие инноваций, инициативность, самостоятельность, способность к работе в коллективе, организаторские способности, взаимоотношение с коллегами, прилежание, эффективность, организованность, качество отчета, профессиональный рост, которые оцениваются в баллах.
Внутренний инструментарий оценки качества освоения профессиональных компетенций в процессе производственной практики связан с участием студента в практическом освоении систем управления качеством (ПК-2) на данном предприятии, выполнением работ по метрологическому обеспечению и техническому контролю; использовать современные методы измерений, контроля, испытаний и управления качеством (ПК-3), участие в проведении сертификации продукции, технологических процессов, услуг, систем качества, производств и систем экологического управления предприятия (ПК-6). Процедура освоения профессиональных компетенций оценивается путем публичного доклада (презентация), в которой студент демонстрирует способность и готовность к практическому анализу, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики (ОК-20) по наиболее острым проблемам конкретного производства.
Степень освоения компетенций оценивают в баллах с учетом индивидуальных способностей студентов приведено в таблице 2. Качество оформления отчета по практике оценивают по соответствию с ГОСТ 7.32-2001 [3]. Собранная информация о
производственной деятельности отражается последовательно в основных разделах: введении, общей и технической характеристики предприятия (организации), заключении, приложении. Измерительные материалы качества - модульно-рейтинговая система с учетом требований, предъявляемых к стандарту предприятия [4].
Таблица 2
Примерный перечень выполняемых работ и их оценка в баллах
Модуль Компетенции Баллы
1 • ОК-9 5- 10
• ОК-19 10 - 15
2 • ПК-2 5- 10
• ПК-3 10- 15
• ПК-6 5-15
• ОК-20:
Качество отчета 5-15
Качество презентации 10-20
Итого 50-100
Во время доклада презентации учитываются в первую очередь освоение профессиональных компетенций, умение использовать современные методы измерений, контроля, испытаний и управления качеством, проводить процедуру сертификации продукции, технологических процессов, услуг, систем качества, производств и систем экологического управления предприятия.
При переводе баллов в традиционную оценку использовать данные таблицы 3.
Эффективность производственной практики во многом зависит от активности освоения социальных компетенций: логической последовательности изложения материала, организованности, оперативности выполнения отчета, соответствие представленной в отчете информации реальным знаниям студента, объему выполненной работы.
Для активизации и повышения качества отчета вводятся дополнительные очки, учитывающие активную или пассивную деятельность студента.
Таблица 3
Соответствие оценок по МРС и традиционной системе
Инновационная форма (МРС), баллы Традиционная форма, оценка
0 - 24 неудовлетворительно
25 - 49 удовлетворительно
50 - 74 хорошо
75 - 100 отлично
Активное участие - мотивированное участие в дискуссии по презентации (0,5), выполнение в установленные сроки (0,5), умение обосновать решение наиболее острых проблем конкретного производства, формулировать мотивированное заключение (1,0), творческий подход к сбору информации (1,0).
Максимальное число баллов - 5 баллов.
Минимальное число - 2 балла.
Пассивное участие - низкая толерантность к работе в коллективе, профессиональный рост (0,5).
Штрафные очки - отсутствие инициативности, прилежания (-0,5), нарушение сроков сдачи отчета на рецензирование (-2,0).
Максимальное число баллов - 6 баллов.
Минимальное число - 3 балла.
Студент, набравший 50...75 баллов, получает оценку: удовлетворительно, хорошо,
отлично. Студент, получивший менее 50 баллов, считается профессионально не
компетентным и проходит процедуру оценки качества повторно.
Литература
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» / N 273-ФЗ от 29 декабря 2012.
2. Федеральный закон «О техническом регулировании» / N 184 - ФЗ от 27 декабря 2002.
3. ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. / Стандарт. Единая система конструкторской документации. Требования к оформлению текстовых документов, 2001.
4. Модульно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости студентов / Стандарт предприятия. СтП-ТГТУ-КПС-09-09, 2009. 14 с.
5. Громова Н.Ю. Инновационные формы формирования компетенций по дисциплине основы технического регулирования. / Н.Ю. Громова. Подходы и технологии обеспечения гарантий качества профессионального образования, 2015. С 26-29.