Научная статья на тему 'ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / СОВОКУПНОСТЬ КОНТЕКСТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / FIELD TRIP / PROFESSIONAL COMMUNICATION / STUDENTS / SET OF CONTEXTS OF FIELD TRIP / PROFESSIONAL CULTURE / EXPERIENCE OF PROFESSIONAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хомякова В.Е., Фалеева Л.В.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения качества подготовки специалистов нового формата в рамках производственной практики. В значительной мере этот процесс зависит от профессионализма профессорско-преподавательского состава вуза, осуществляющего руководство производственной практикой и заинтересованностью профильных организаций мест практики. Цель статьи - в рамках исследуемого процесса охарактеризовать совокупность авторских контекстов производственной практики, позволяющих развивать у студентов опыт профессионального общения. Авторами предложен механизм развития опыта профессионального общения, который включает следующие контексты: визуализация профессионального общения, сбор отзывов работодателей о работе студента-практиканта, формирование фокуса внимания студентов, развитие ясности и уверенности в выражении своих мыслей, создание позитивной организационной культуры в процессе прохождения производственной практики, актуальное информирование хода производственной практики, создание индивидуальной дорожной карты производственной практики для студентов, создание системы самоотчетности, внедрение в процесс производственных практик такого подхода как H (honest): честность, O (open): открытость; T (two-way): двустороннее общение. Доказано, что внедрение каждого контекста способствует успешному взаимодействию в системе вуз-работодатель и обеспечивает получение качественного опыта профессионального общения студентов в рабочей среде. Статья предназначена для руководителей и педагогического состава вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хомякова В.Е., Фалеева Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL PRACTICE AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' PROFESSIONAL COMMUNICATION EXPERIENCE

The relevance of the article is due to the need to improve the quality of specialists’ training of a new format in the framework of production practice. To the large extent, this process depends on the professionalism of the members of the university faculty, managing production practices, and the interest of specialized organizations in the places of practice. The purpose of the article is to characterize the set of author’s contexts of industrial practice within the framework of the process under study, allowing students to develop professional communication experience. The authors proposed a mechanism for developing professional communication experience, which includes the following contexts: visualizing professional communication, collecting feedback from employers on the work of a student trainee, creating a focus on students, developing clarity and confidence in the expression of their thoughts, creating a positive organizational culture in the process of internships, actual information on the course of practical training, creation of an individual roadmap of practical training for students, creation of a self-reporting system, the introduction of such an approach as H (honest): honesty, O (open): openness into the process of production practices; T (two-way): two-way communication. It is proved that the implementation of each context contributes to successful interaction within the university-employer system and ensures the receipt of high-quality experience of students' professional communication in the working environment. The article is intended for managers and teaching staff of the universities.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

УДК 378

Производственная практика как фактор развития опыта профессионального общения студентов

Industrial practice as a factor in the development of students' professional communication experience

Хомякова В.Е., Вятский социально-экономический институт, nauka@vsei.ru

Фалеева Л.В., Вятский государственный университет, liyaaleks@bk.ru

Khomyakova V., Vyatka Social and Economic Institute, nauka@vsei.ru Faleeva L., Vyatka State University, liyaaleks@bk.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.019

Ключевые слова: производственная практика, профессиональное общение, студенты, совокупность контекстов производственной практики, профессиональная культура, опыт профессионального общения.

Keywords: field trip, professional communication, students, set of contexts of field trip, professional culture, experience of professional communication.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения качества подготовки специалистов нового формата в рамках производственной практики. В значительной мере этот процесс зависит от профессионализма профессорско-преподавательского состава вуза, осуществляющего руководство производственной практикой и заинтересованностью профильных организаций мест практики. Цель статьи - в рамках исследуемого процесса охарактеризовать совокупность авторских контекстов производственной практики, позволяющих развивать у студентов опыт профессионального общения. Авторами предложен механизм развития опыта профессионального общения, который включает следующие контексты: визуализация профессионального общения, сбор отзывов работодателей о работе студента-практиканта, формирование фокуса внимания студентов, развитие ясности и уверенности в выражении своих мыслей, создание позитивной организационной культуры в процессе прохождения производственной практики, актуальное информирование хода производственной практики, создание индивидуальной дорожной карты производственной практики для студентов, создание системы самоотчетности, внедрение в процесс производственных практик такого подхода как H (honest): честность, O (open): открытость; T (two-way): двустороннее общение. Доказано, что внедрение каждого контекста способствует успешному взаимодействию в системе вуз-работодатель и обеспечивает получение качественного опыта профессионального общения студентов в рабочей среде. Статья предназначена для руководителей и педагогического состава вузов.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to improve the quality of specialists' training of a new format in the framework of production practice. To the large extent, this process depends on the professionalism of the members of the university faculty, managing production practices, and the interest of specialized organizations in the places ofpractice. The purpose of the article is to characterize the set of author's contexts of industrial practice within the framework of the process under study, allowing students to develop professional communication experience. The authors proposed a mechanism for developing professional communication experience, which includes the following contexts: visualizing professional communication, collecting feedback from employers on the work of a student trainee, creating a focus on students, developing clarity and confidence in the expression of their thoughts, creating a positive organizational culture in the process of internships, actual information on the course of practical training, creation of an individual roadmap ofpractical training for students, creation of a self-reporting system, the introduction of such an approach as H (honest): honesty, O (open): openness into the process of production practices; T (two-way): two-way communication. It is proved that the implementation of each context contributes to successful interaction within the university-employer system and ensures the receipt of high-quality experience of students' professional communication in the working environment. The article is intended for managers and teaching staff of the universities.

Введение. Актуальность исследования продиктована необходимостью формирования специалиста нового формата, от которого требуются не только профессиональные знания, но и владение профессиональной коммуникацией, включающей письменное, устное, визуальное и цифровое общение на рабочем месте. Работнику нового формата важно владеть навыками риторики для эффективной коммуникации в деловом мире в самых разных условиях - от технического письма, выполняемого на работе и до дизайна цифровых медиа. Профессиональное общение имеет решающее значение для становления молодого специалиста и его перехода в ранг профессионала. Выпускники вуза со сформированным опытом профессионального общения быстрее найдут свою

профессиональную нишу и адаптируются в трудовом коллективе и смогут достигнуть высокого профессионального роста.

Наблюдение за студентами в процессе прохождения производственной практики позволило сделать вывод о том, что зачастую они проявляют низкий уровень профессионального общения, а руководитель практики от организации не слишком заинтересован в формировании данного опыта. В связи с этим возникает необходимость развития у студентов опыта профессионального общения в процессе прохождения производственной практики, которая обладает значительным потенциалом: студенты изучают коммуникативную практику в организованном контексте (деловые,

академические, научные, технические и некоммерческие организации) для того, чтобы зафиксировать ее особенности, определяемые культурой, технологиями, историей в рамках определенной организации; в итоге, формируются особые, универсальные навыки профессионального общения. Производственная практика предлагает студентам широкий спектр коммуникации, охватывающей различные риторические контексты и ситуации. Области обучения на практике варьируются от повседневного письма на рабочем месте до применения новых медиа для коммуникативных практик и устных презентаций.

Итак, актуальность поставленной проблемы формирования навыков профессионального общения определяется современными требованиями к профессиональной деятельности, характеризующимися коммуникативной

направленностью и социальной значимостью. Целью исследования является апробация опыта организации производственной практики как

фактора развития опыта профессионального общения студентов.

Материалы и методы исследования. Проблемы профессионального общения раскрываются в работах Н.С. Аболиной [1], О.Б. Акимовой [1], Б.Г. Ананьева [2], А.А. Бодалев [3], Л.С. Выготского [5], Е.П. Ильина [5;7] и др. В работах этих авторов рассматривается готовность к общению как важнейшее условие развития человека, его социализации и индивидуализации целостного формирования личности. Отдельные аспекты контекстного образования студентов и взаимодействия образования и производства рассматриваются в работах Г.Х. Валеевой [10], А.А. Вербицкого [4], А.И. Донцова [6], И.П. Смирнов [8], Э.Р. Хайруллиной [9], А.Р. Шайдуллиной [10] и др.

В исследовании использован метод анализа и синтеза философской, педагогической, психологической литературы в аспекте изучаемой проблемы, педагогическое наблюдение и анализ данных результатов формирующего

эксперимента. В исследовании приняло участие 212 студентов, 7 преподавателей и представители двух профильных организаций гг. Москвы и Кирова.

Результаты исследования. Развитие профессионального общения является важной частью общей подготовки любого выпускника высшей школы. В рамках прохождения производственной практики студенты, включаясь в непосредственную профессиональную деятельность, формируют и совершенствуют профессиональное общение. Представим совокупность контекстов производственной практики, которая является основой развития опыта профессионального общения студентов.

Первый контекст (визуализация

профессионального общения) заключается в том, что важные деловые коммуникации в процессе производственной практики студентам необходимо визуализировать. Визуальное обучение является эффективным способом обучения деловой коммуникации, т.к. на практике студенты воспринимают очень много информации и если ее сразу не визуализировать, то большая часть ее будет потеряна после завершения процесса обмена информацией. Для того, чтобы это не случилось, студентам предлагалось применить метод инфографики, который является простым, но очень эффективным способом запоминания фактов, которые легко воспроизводятся.

Второй контекст (сбор отзывов работодателей о работе студента-практиканта). Отзывы как отрицательные, так и положительные

всегда направлены на помощь в развитии доверия и сотрудничества между работодателем и студентом, проходящим производственную практику. В тандеме с работодателем в рамках производственной практики создается открытая система обратной связи, которая способствует не только конструктивной критике уровня подготовленности практиканта, а также учитывала вклад всех сотрудников организации практики в формировании базы отзывов о студентах-практикантах.

Например, при апробации этого контекста реализовывалось множество способов обратной связи, однако самым эффективным способом оказался опрос, т.к. это самый достоверный способ сбора информации и отзывов работодателей по всем вопросам прохождения практики студентами вуза - от соблюдения культуры труда до процесса найма или удовлетворенности работой. Для организации таких опросов использовался популярный сервис по созданию опросов SurveyMonkey. Каждый сотрудник предприятия - организации практики тратил не более 15 минут для того, чтобы ответить на несколько вопросов о студенте-практиканте. Чтобы сделать ответы более честными и получить критические ответы, мы предоставляли возможность отвечать анонимно, не раскрывая свою личность. Собирая положительные и отрицательные отзывы о студентах-практикантах, о степени развития у них профессиональной культуры, мы своевременно регулировали процесс прохождения

производственной практики студентов, исходя из полученных рекомендаций работодателей.

Третий контекст (формирование фокуса внимания) реализуется в процессе производственной практики и направлен на развитие внимания и концентрации на порученном задании. С этим контекстом возникали трудности, т.к. многие студенты путали понимание между слушанием и вниманием. Студентам предлагалось

пользоваться простым и легким советом для эффективного делового общения: говоря или общаясь с кем-то, не просто слушать то, что говорит собеседник, а быть внимательным и делать мысленные заметки.

Четвертый контекст для развития профессиональной культуры в рамках производственной практики - это развитие ясности и уверенности в выражении своих мыслей. В подтверждении важности этого тезиса можно привести слова Альберта Эйнштейна: «Если вы не можете объяснить это просто, вы не понимаете это достаточно хорошо». Идея данного

контекста заключалась в обеспечении эффективной двусторонней связи между студентами и руководителем практики от профильной организации, а это невозможно без обозначенных позиций. Ясность, в нашем понимании, самая важная часть эффективного делового общения. В основном встречи, которые происходили между студентом и руководителем практики, были короткими и ограниченными во времени, и поэтому мы приучали студентов ясно излагать свои вопросы и мысли.

Уверенность - это еще один важный элемент, который необходимо четко обозначить, потому что большинство эффективных ораторов изображают убежденность через свой стиль речи. Это лучший способ вовлечь людей в разговор и привлекательная техника, которая требует уверенности в себе и наличие навыков делового общения. Именно эти две идеи студенты совместно с руководителем практики отрабатывают в рамках производственной практики.

Следующий контекст - пятый - это создание позитивной организационной культуры в процессе прохождения производственной практики. Профильная организации практики продвигает и позиционирует для студентов здоровую культуру и позволяет активно делиться ею со студентами-практикантами. Укрепление позитивной и поддерживающей культуры позволит руководителю практики от профильной организации развивать четкое понимание между студентами и их наставниками.

Культуру очень сложно определить в терминах и объяснить, поэтому на производственной практике необходимо транслировать ее в студенческую среду вместе с организационными ценностями в письменной форме. Эффективным способом такого обрамления является прием «культурной колоды» - это своего рода визуальные эффекты, созданные организациями, с которыми студенты могут ознакомиться на производственной практике. «Культурные колоды», как правило, включают в себя миссию профильной организации практики; описание коллектива организации и ее ценности; используемые инструменты и стили делового общения; стили управления и ожидания сотрудников профильной организации практики.

Шестой контекст, поддерживающий потенциал производственной практики как фактора развития профессиональной культуры студентов - это актуальное информирование хода производственной практики. Чем больше масштаб профильной организации практики, тем сложнее передать сообщение каждому

сотруднику организации относительно действий студента-практиканта и его консультирования. Для решения этой проблемы в рамках производственной практики необходимо регулярно размещать новости или обновления на офисных дисплеях. Используя такой формат, руководитель практики от профильной организации может осуществлять деловую коммуникацию как со своими коллегами, так и со студентами, регулярно обмениваясь

обновлениями, задачами и планами.

Седьмой контекст подразумевает создание индивидуальной дорожной карты

производственной практики для студентов. Индивидуальная дорожная карта

производственной практики - это очень удобный визуальный инструмент, который помогает студенту и руководителю практики от профильной организации подробно расписать все контакты студента во время практики, определить конкретные поручения и контрольные точки их выполнения, обозначить консультантов на период практики, что будет способствовать перспективному планированию деятельности. Индивидуальная дорожная карта

производственной практики четко отображает роль каждого члена организации - места практики и определят конечную цель для студента.

Для эффективного развития

профессиональной культуры в рамках производственной практики необходимо создание системы самоотчетности - это восьмой контекст. Данный прием в рамках производственной практики предоставлял студентам свободу в действиях, но одновременно и возлагал на них ответственность за свою работу. В рамках этого контекста мы придерживались позиции, что каждый студент хочет завершить свои поручения, а руководитель практики от профильной организации перестать следить за студентом и предоставить ему свободу в действиях, но при этом требуя регистрации выполнения поручений в конце каждого дня или в конце недели. Это реализуется с помощью ежедневных / еженедельных обновлений электронной почты или коротких быстрых встреч на работе. Самостоятельная отчетность делает студентов ответственными за свою работу без чувства тотального контроля. Для реализации самоотчетности мы использовали технологию iDoneThis для отправки регулярных напоминаний в виде электронных писем.

Девятый контекст, который внедрялся в процесс производственных практик студентов для развития профессиональной культуры - это H.O.T подход: H (honest): честность, O (open):

открытость (нужно выражать свое мнение открыто и быть готовым помогать другим); T (two-way): двустороннее общение (нужно принимать точку зрения собеседника и, в первую очередь, исходить из нее). Это очень эффективный подход для продвижения эффективного и позитивного делового общения в организациях, способствующий развитию у студентов для высоких стандартов деловой коммуникации и достижения желаемых результатов.

Дипломатическое урегулирование конфликтов субъектов производственной практики выступало десятым контекстом в развитии профессиональной культуры студентов в рамках производственной практики. Мы обеспечивали «прозрачность» деловой коммуникации и при возникновении каких-либо конфликтов или проблем гарантировали студентам помощь руководителя практики: студенты могли прийти к руководителю практики и выразить озабоченность некомфортной обстановкой. Студенты чувствовали, что руководитель практики найдет решение их проблем непредвзято и без осуждающего подхода.

Итак, перечисленные контексты, влияющие на эффективность организации производственной практики, приоритетны для развития у студентов опыта профессионального общения.

В рамках производственной практики также были организованы специальные

«совещательные комнаты», в которых студенты, руководитель практики от организации и разные специалисты места прохождения практики собирались для обсуждений различных вопросов практики и отработки эффективной деловой коммуникации. Для этого использовались следующие формы:

- повествование или рассказывание историй - эффективная форма вербального общения. Она помогала в прояснении ключевых ценностей и демонстрации того, как организуется производственная практика студентов для отработки навыков устной деловой коммуникации;

- письменное сообщение - это традиционные бумажные и электронные письма, печатные документы, SMS и др. Оно позволяло упражнять студентов в письменном общении, стиле письма и деловых бумаг.

В рамках работы «совещательных комнат» студенты и специалисты профильных организаций обсуждают специфику деловой коммуникации в социальных медиа. Используются инструменты социальных сетей: Facebook, которые эффективно применяются в

профильной организации практики для связи между отделениями, отделами и внешней средой; Yammer, специально предназначенный для создания социальных сетей в пределах определенного подразделения; Outlook, чрезвычайно важный инструмент для обмена информацией с одним, сотнями, а также тысячами сотрудников. Все эти инструменты являются важным фактором развития опыта профессионального общения студентов на производственной практике, дополнительно личному деловому взаимодействию с руководителем практики от профильной организации.

Итак, студентам, проходящим

производственную практику, необходимо выстраивать как письменное, так и устное профессиональное общение. Для улучшения этого процесса разрабатывается план общения, который включает изучение тенденций коммуникации; определение целей и задач делового общения; прогнозирование действий, которые необходимо выполнить до или после реализации плана профессионального общения; определить факторы, которые влияют на эффективность профессионального общения.

Заключение. Таким образом, в ходе исследования зафиксированы проблемы при организации производственной практики: недостаточное взаимодействие кафедры и профильной организации практики, дисбаланс теоретической подготовки и потребности

реальной практики в контексте осуществления профессиональных функций, скептическое отношение и недоверие руководителя практики к студентам-практикантам. Авторами предложена совокупность контекстов производственной практики (визуализация профессионального общения, сбор отзывов работодателей о работе студента-практиканта, формирование фокуса внимания студентов, развитие ясности и уверенности в выражении своих мыслей, создание позитивной организационной культуры в процессе прохождения производственной практики, актуальное информирование хода производственной практики, создание индивидуальной дорожной карты

производственной практики для студентов, создание системы самоотчетности, внедрение в процесс производственных практик Н.О.Т подход), которое обеспечивает единство теории и практики. Предлагаемая совокупность контекстов производственной практики позволяет выстраивать стратегии профессионального развития выпускников: личностно-

ориентированную, профессионально-

ориентированную и коммуникативно-ориентированную, реализация которых обеспечивается согласованными действиями субъектов профессорско-преподавательского состава и представителей профильной организации. Учет и реализация этих контекстов повышают уровень развития опыта профессионального общения студентов.

1. Аболина Н.С., Акимова О.Б. Процесс профессионального обучения и формирование коммуникативной компетенции / Н.С. Аболина, О.Б. Акимова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 6. - С. 21-28.

2. Ананьев Б.Г. Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия: учебное пособие / Е.А. Климов, О.Г. Носкова, В.А. Бодров, Б.Г. Ананьев - М.: Пер Сэ, 2012. - 855 с.

3. Бодалев А.А. Общение как предмет междисциплинарного изучения / А.А. Бодалев // Психологический журнал. - 2009. - №2 2. - С. 129-133.

4. Вербицкий А.А. Теория контекстного обучения и воспитания как научная основа становления инновационного образования / А.А. Вербицкий // Подготовка рабочих кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности с использованием международных стандартов / Материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции. -Воронеж, 2018. - С. 3-7.

5. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.

6. Донцов А.И. Совместная деятельность как

фактор межличностного восприятия в группе / А.И. Донцов, Ш.В. Саркисян // Вопросы психологии. - 2018.

- № 4. - С. 38.

7. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.

8. Смирнов И.П. Контекстный метод: новая образовательная парадигма / И.П. Смирнов // Профессиональное образование. Столица. - 2013. - № 2.

- С. 46-50.

9. Хайруллина Э.Р. Метод проектов - организация самостоятельной работы студентов / Э.Р. Хайруллина, А.С. Иксанова // IV Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сб. статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Казань: Центр инновационных технологий, 2019. - С. 390-995.

10. Шайдуллина А.Р., Валеева Г.Х. Интеграция образования и производства: классификация типов интеграции / А.Р. Шайдуллина, Г.Х. Валеева // Педагогический журнал Башкортостана. - 2016. - № 1 (62). - С. 45-50.

References:

1. Abolina N.S., Akimova O.B. The process of vocational training and the formation of communicative competence / N.S. Abolina, O.B. Akimova // Innovative projects and programs in education. - 2013. - № 6. - S. 21-28.

2. Ananyev B.G. The psychological basis of professional activity. Reader: textbook / E.A. Klimov, O.G. Noskova, V.A. Bodrov, B.G. Ananyev - M.: Per Se, 2012. -855 p.

3. Bodalev A.A. Communication as a subject of interdisciplinary study / A.A. Bodalev // Psychological journal. - 2009. - № 2. - S. 129-133.

4. Verbitsky A.A. Theory of contextual education and training as a scientific basis for the formation of innovative education / A.A. Verbitsky // Training of workers for hightech industries using international standards: materials of the XIX All-Russian Scientific and Practical Conference. -Voronezh, 2018. - S. 3-7.

5. Vygotsky L.S. Psychology of human development / L.S. Vygotsky. - M.: Meaning; Eksmo, 2005. - 1136 p.

6. Dontsov A.I. Joint activity as a factor of

interpersonal perception in a group / A.I. Dontsov, Sh.V. Sargsyan // Questions of Psychology. - 2018. - № 4. - P. 38.

7. Ilyin E.P. Psychology of communication and interpersonal relations / E.P. Ilyin. - St. Petersburg: Peter, 2009. - 576 p.

8. Smirnov I.P. Context method: a new educational paradigm / I.P. Smirnov // Vocational education. Capital. -2013. - № 2. - S. 46-50.

9. Khayrullina E.R. Project method - organization of students' independent work / E.R. Khayrullina, A.S. Iksanova // IV St. Andrew's Readings: Modern Concepts and Technologies of Creative Self-Development of a Person: Sat. articles of participants of the All-Russian scientific-practical conference with international participation. - Kazan: Center for Innovative Technologies, 2019. - S. 390-995.

10. Shaidullina A.R., Valeeva G.Kh. Integration of education and production: classification of types of integration / A.R. Shaidullina, G.Kh. Valeeva // Pedagogical journal of Bashkortostan. - 2016. - № 1 (62). -S. 45-50.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.